Рассказ: Евгений Пермяк "Волшебные краски". Сказка Софии Бондаревой «Волшебные краски Сказка пермяка волшебные краски

В одном большом доме у одних родителей жил мальчик, очень хороший и добрый мальчик. У него было много игрушек, у него были красивые книжки с яркими картинками. Он ходил в детский сад. И звали мальчика Витя. И все было бы хорошо у этого мальчика. Если бы… Но буду рассказывать все по порядку…

Однажды Витя пришел из садика очень расстроенный. Он не стал играть в свои игрушки, он не стал рассматривать свои книжки. Он подошел к маме, обнял ее и тихо сказал:

– Я, наверное, больше не пойду в садик. Уж лучше я буду целый день сидеть один дома.

– Это почему же? Что-то случилось, Витя? И почему ты такой расстроенный? Тебя кто-то обидел?

– Мальчишки дразнятся. Витя – Неумитя, Витя – Неумитя...

– А почему же они тебя дразнят?

– Потому, что я не умею рисовать. Они умеют, а я не умею. Они уже рисуют и машины, и дома, и самолеты. А у меня ничего не получается. Наверное я какой-то не такой.

И Витя обиженно зашмыгал носом.

– Почему не такой? Ты такой! Ты такой же, как все. А для меня ты - самый хороший мальчик на свете. А рисовать мы с тобою научимся. Вот я закончу готовить ужин, и мы сядем с тобою рядышком и будем рисовать. Хорошо?

– Нет. Я уже сто раз пробовал. Наверно в детстве я упал с балкона и стукнулся головой. Очень сильно стукнулся.

– С чего ты это взял? Ни с какого балкона ты не падал. И кто тебе сказал такую чушь?

– Папа сказал.

– Ну это он пошутил. А я с ним вечером серьезно поговорю, не падал ли он сам откуда-нибудь в детстве.

Вечером мама достала карандаши, бумагу, фломастеры.

– Вот смотри, Витя, это – трава, это – деревья, это – домик в лесу. Вот солнышко, тучка. А это – птицы летят по небу.

– На юг. На, попробуй сам.

– Нет, я даже пробовать не буду. У меня никогда так не получится. Я только все испорчу.

И Витя отодвинул бумагу.

– Что же нам делать? Положение действительно серьезное.

Мама убрала рисунки, но потом заговорнически проговорила:

Я знаю, что нам делать. Нужно найти волшебный магазин и купить там волшебные краски.

– А разве бывает волшебный магазин?

– Конечно, бывает. Где, ты думаешь, можно купить шапку – невидимку или ковер – самолет? Конечно же в волшебном магазине.

– А может, и нам тогда уж лучше сразу купить шапку-невидимку?

– Ну, нет, Витя. На шапку-невидимку у меня денег не хватит. Она о-го-го сколько стоит! А вот волшебные краски, я думаю, осилю.

– А когда ты мне их купишь?

– Как только узнаю, где у нас в городе волшебный магазин, так и куплю.

И вот однажды мама объявила Вите:

– Я достала настоящие волшебные краски. У меня даже хватило денег на небольшую волшебную кисточку. Витя, затаив дыхание, следил за тем, как мама доставала из сумки заветную коробочку. Он, не веря в свое счастье, дрожащими от волнения руками принял эту коробочку, прижал ее к груди и прошептал:

– А они в самом деле волшебные?

– Конечно. На них так и написано: “Медовые краски СКАЗОЧНЫЕ”. И знаешь, кто мне их продал? Самый настоящий волшебник. В большой шляпе, в розовых перчатках и синем плаще.

– Мама, а можно мне открыть коробочку?

– Конечно же. Давай, поглядим.

Витя открыл коробочку. В ней было семь красок: красная, оранжевая, желтая, зеленая, белая, синяя и фиолетовая.

– Какие красивые. Хочешь, Витя, мы прямо сейчас их проверим?

– Нет, только не сейчас. Потом.

– А когда же потом? Когда захотим нарисовать что-нибудь замечательное? Что-нибудь необычное?

И Витя убрал свои волшебные краски на полку, где у него лежали самые дорогие вещи – речные камешки, ракушка и сломанные солдатики.

И вот однажды… Витя сидел дома. Не потому, что заболел, просто было воскресенье. Папа ушел в гараж, мама пекла пироги на кухне. А за окном шел дождь. Но не простой грустный дождь. А веселый летний дождь.

Под окном Витиного дома была замечательная большая лужа. У нее-то и затеяли возню соседские мальчишки. Они кидали в лужу камни и хохотали. Дождь загнал мальчишек в подъезд, но они все равно выпрыгивали под дождь и, добежав до лужи и бросив в нее камень, стрелой мчались под навес входной двери.

Витя вышел на балкон, чтобы лучше видеть то, что происходит во дворе.

Вот дождь кончился. Небо очистилось, и ослепительное солнце залило все кругом радостным чистым светом.

Витя смотрел вслед улетающей туче - на сочную зелень травы, на ласточек, взмывающих высоко в небо, на мальчишек у большой замечательной лужи во дворе. А мама хлопотала на кухне над пирогами. Да нет-нет поглядывала, что делает Витя на балконе. Ведь еще ребенок.

Она поставила пироги в духовку. Тесто сегодня получилось воздушное, даже попискивало, когда она его раскатывала.

– Мама! Мама! Радуга! Беги скорее сюда! Смотри, какая радуга!

Мама вышла к Вите на балкон и вместе с ним замерла в немом изумлении. Огромная разноцветная радуга пролегла через все небо от леса к реке.

– Какое чудо, Витя! Какая красота! Но она скоро растает. Вот если бы ее нарисовать! А где наши волшебные краски?

Мама принесла бумагу, краски, баночку с водой, разложила все это на табурете перед Витей. Витя присел на корточки.

– А у меня получится?

– Получится. Рисуй. Начни с красного.

Витя взял в руки кисточку, макнул ее в воду, потом в красную краску и провел через лист красную дугообразную полосу.

– А теперь возьми оранжевую краску.

– Как апельсин?

– Как апельсин.

И Витя провел рядышком оранжевую дугу.

– А теперь?

– А теперь желтая.

– Желтая, как цыпленочек?

– Желтая, как цыпленочек.

И на бумаге легла третья, желтая полоса.

– Следующая – зеленая.

– Зеленая, как травка?

– Зеленая, как травка.

– А теперь какую?

– А теперь голубая. Но жаль, у нас нет голубой. Ну, что ж, давай возьмем синюю.

Синяя полоса легла рядом с зеленой.

– Ну и последняя фиолетовая. Вот, смотри, Витя, что у тебя получилось. Настоящая радуга. Как живая. И ты сам ее нарисовал.

– Мама, так что же это выходит? Что ли я теперь значит, сам умею рисовать? Сам умею?

– Конечно, умеешь. Ведь ты сам нарисовал радугу. Такую красивую.

– Так, значит, я теперь смогу нарисовать и машины, и самолеты, и птичек, и цветы?

– Конечно, сумеешь. Ведь у тебя теперь есть волшебные краски. У тебя все получится, Витя.

– Все получится? Как здорово, мама!

С тех пор Витя больше никогда не приходил из детского сада расстроенным.

Нравится

Конспект урока литературы в 4 классе

Тема : Е.Пермяк «Волшебные краски»

Цель:

    Обогащать словарный запас детей, развивать устную и письменную речь;

    Развивать наблюдательность и мышление;

    Воспитывать культуру коммуникативной речи, умение работать в группах, строить монологическую речь

    Совершенствовать умение работать с текстом с элементами рассуждения.

Оборудование : тексты, иллюстрации по теме урока.

Тезис урока: «В каждой профессии главное – быть хорошим человеком »

Урок выполнен с использованием приемов технологии развития критического мышления

Ход урока

Реализация замысла

1 этап

Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

Пожелаем друг другу успехов.

2 этап

Эвокация( Evocation ) – побуждение к действию

А) мозговая атака

Не так давно люди встречали Новый год. Наверняка, вы помните и красивую елку, и подарки, и Деда Мороза со Снегурочкой, и веселое праздничное настроение. События этого праздника нашли отражение в произведении, с которым мы будем работать на уроке. Отгадайте, о чем он. (загадка о красках)

Это рассказ Е.Пермяка «Волшебные краски»

Подберите родственные слова к слову «краски».

Какие ассоциации возникают, когда мы слышим слово «краски»?

А если бы слово «краски» стало картиной, то какая бы это была картина?

А если бы слово «краски» стало музыкой, то какая бы это была музыка?

Предположите, почему краски в рассказе волшебные?

В ходе нашего урока мы должны выяснить, почему простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение.

3 этап

Реализация замысла ( Realization of Meaning ) – поиск ответов, осознание смысла

А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками (дети читают текст до пометы «остановка», далее идет работа по каждому отрывку)

1 эпизод.

С кем из главных героев мы познакомились? Что он принес?

Сколько красок он принес? Случайно ли это число?

В чем заключается волшебство этих красок?

Докажи словами текста, какие происходили превращения.

Что могло произойти, если попадали к злому ребенку?

Дед Мороз долго проверяет сердца детей, прежде, чем подарить краски. Так ли это тщательно нужно делать?

2 эпизод

Каким вы представляете мальчика?

Предположите, за что Дед Мороз выбрал именно его?

А кому из вас Дед мороз мог подарить такие краски?

Установите соответствие, что и кому мальчик нарисовал.

Бабушка теплый платок

Мама нарядное платье

Папа новое ружье

Слепой глаза

Товарищи школа

Как вы думаете, почему именно эти предметы?

А что бы вы нарисовали, если бы у вас появились такие краски? Что и кому?

Предположите, почему никто не смог воспользоваться нарисованным?

3 эпизод

Так почему же люди не могли воспользоваться нарисованным? У кого совпало мнение?

Подберите эпитеты в данном отрывке.

Подберите аргументы, почему такие необходимые вещи оказались ненужными. Как они выглядели?

Что стало причиной этого?

Почему мальчик плакал?

Как иначе можно взглянуть на эти события, как по-другому они могли закончиться?

4 эпизод

Как понять выражение «плакать безутешно»? К слову плакать подберите синонимы (рыдать, всхлипывать) В каком из них выражено более сильное чувство?

Какой выход предложил Дед мороз из сложившейся ситуации?

Что произошло с мальчиком?

Найдите и прочитайте, что теперь рисовал повзрослевший мальчик?

Краски были простыми, не волшебными, как же оживали нарисованные предметы?

Почему же люди, когда мальчик рисовал волшебными красками – ужасались, а теперь восхищались?

Действительно ли краски стали волшебными?

Подберите словосочетания со словом «рисовал» в прямом значении и в переносном, используя прием олицетворения.

5 эпизод

Докажите, что похожие чудеса происходят с обыкновенным топором? А со швейной иглой? Так в чем же волшебство?

Возвращаюсь к вопросу, который я задала в начале нашего исследования:

«Так почему же простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение»?

Что такое тема произведения? Какова тема данного рассказа?

Совпадает ли заголовок с темой?

Послушайте стихотворение и скажите, совпадает ли главная мысль рассказа и стихотворения?

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд !

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд !

На все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей,

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд !

Так какова же главная мысль рассказа и стихотворения?

4 этап

Рефлексия ( Reflection ) – этап отображения, размышления

А) «Дерево мудрости»

Поработаем с «деревом мудрости». Оно, как всегда, задает мудрые вопросы, пробуем на них ответить. (карточки прикреплены к рисунку дерева)

    Какими качествами, чертами характера обладал мальчик?

    Почему руки трудолюбивого человека сравнивают с руками волшебника?

    Во второй раз Дед Мороз дарит мальчику простые краски. А как поступил бы ты?

    Почему мальчик рисовал только других, а не для себя?

    Как ты думаешь, чему учит этот рассказ?

Б) работа в группах

Правила: Умей слушать других

Твое мнение не хуже других

Работаем – один за всех и все за одного

1 группа

Вспомните, что такое фразеологические обороты. Определите, какие фразеологизмы подходят мальчику. Докажите.

Зарубить на носу

Не вешать нос

Работать спустя рукава

Работать не покладая рук

2 группа

Придумать и записать другие заголовки к рассказу

3 группа

Установите соответствие. Какие пословицы о труде более всего соответствуют содержанию рассказа?

Делу – время, потехе – час

Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет

Труд города украшает, лень их в пустыню превращает

Без работы день годом кажется

В) Расширение представлений о современных профессиях

В рассказе говорится о труде, о разных профессиях. Многие из них вам знакомы. Но время не стоит на месте и диктует свои права. В современном мире появляются новые профессии. А какие – вам расскажут ребята (выступление детей).

Менеджер

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он дает

Всем сотрудникам своим.

Чтобы фирма шла вперед,

Приносила прибыль им.

Фермер

Расскажу я вам, ребята,

Фермер – это кто такой.

Он растит для нас томаты,

Весь в трудах он день-деньской!

Распевают громко птицы

На ветвях родных берез.

Сеет фермер рожь, пшеницу,

И гречиху, и овес.

Удобряет и сажает –

Ведь землица любит пот!

Фермер зеленью снабжает

Нас с тобою круглый год!

Программист Дизайнер

У меня одна забота – Эти люди создают

Всех компьютеров работа! Удивительный уют!

Нет для них страшнее драмы, Подбирают, например,

Чем отсутствие программы. Подходящий интерьер.

В доме, в офисе, в саду –

Я в дизайнеры пойду.

Г) работа в системе RAFT

Представьте, что прошло 20 лет, вы повзрослели и встретились в школе. R – (роль) – это наш 4 класс 20 лет спустя. Вы рассказываете друг другу, каких успехов вы достигли, кем стали (F -это форма) – диалог. Вас слушают ваши одноклассники – это (A) аудитория. А тема (T) вашего рассказа: «А я работаю … «

R – (роль) мы через 20 лет

А – (аудитория) – одноклассники

F – (форма) – диалог

Т – (тема)

(звучит мелодия, дети рассказывают)

5 этап

Итог урока

Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.

Хочешь - нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь - нарисуй корабль и плыви на нём... Или звездолёт - и лети к звёздам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, - пожалуйста... Нарисуй и садись на него. Волшебными красками можно нарисовать что угодно, даже мыло, и оно будет мылиться. Поэтому Дед-Мороз приносит волшебные краски самому доброму из всех самых добрых детей.

И это понятно... Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке - они могут натворить много бед. Стоит, скажем, этими красками пририсовать человеку второй нос, и он будет двухносым. Стоит пририсовать собаке рога, курице - усы, а кошке - горб, и будет собака - рогатой, курица усатой, а кошка - горбатой.

Поэтому Дед-Мороз очень долго проверяет сердца детей, а потом уже выбирает, кому из них подарить волшебные краски.

В последний раз Дед-Мороз подарил волшебные краски одному самому доброму из всех самых добрых мальчиков.

Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать. Рисовать для других. Потому что он был самый добрый из всех самых добрых мальчиков. Он нарисовал бабушке тёплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - новое охотничье ружьё. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам большую-пребольшую школу...

Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер... Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день... Он рисовал, желая людям добра. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Но...

Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок, нарисованный бабушке, был похож на тряпицу для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пёстрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружьё ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того ужасной, что к ней даже боялись подходить близко. Падающие стены. Крыша набекрень. Кривые окна. Косые двери... Страшилище, а не дом. Уродливое здание не захотели взять даже для склада.

Так на улице появились деревья, похожие на старые метёлки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с какими-то странными кругляшками вместо колёс, самолёты с тяжеленными крыльями, электрические провода толщиною в бревно, шубы и пальто, у которых один рукав длиннее другого... Так появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться, и люди ужаснулись.

Как ты мог сделать столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать счастливыми людей, но, не умея рисовать, он зря извёл краски.

Мальчик плакал так громко и безутешно, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз. Услышал и вернулся к нему. Вернулся и положил перед мальчиком краски.

Только это, мой друг, простые краски... Но они могут стать волшебными, если ты этого захочешь...

Так сказал Дед-Мороз и удалился...

Прошёл год... Прошло два года... Прошло много и очень много лет. Мальчик стал юношей, потом взрослым человеком, а потом стариком... Он всю жизнь рисовал простыми красками. Рисовал дома. Рисовал лица людей. Одежду. Самолёты. Мосты. Железнодорожные станции. Дворцы... И пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное им на бумаге стало переходить в жизнь...

Появилось множество прекрасных зданий, построенных по его рисункам. Полетели чудесные самолёты. С берега на берег перекинулись незнаемые мосты... И никто не хотел верить, что всё это было нарисовано простыми красками. Все их называли волшебными...

Так случается на белом свете... Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной... Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека... ">

Евгений Андреевич Пермяк

Волшебные краски

Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.

Хочешь - нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь - нарисуй корабль и плыви на нём... Или звездолёт - и лети к звёздам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, - пожалуйста... Нарисуй и садись на него. Волшебными красками можно нарисовать что угодно, даже мыло, и оно будет мылиться. Поэтому Дед-Мороз приносит волшебные краски самому доброму из всех самых добрых детей.

И это понятно... Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке - они могут натворить много бед. Стоит, скажем, этими красками пририсовать человеку второй нос, и он будет двухносым. Стоит пририсовать собаке рога, курице - усы, а кошке - горб, и будет собака - рогатой, курица усатой, а кошка - горбатой.

Поэтому Дед-Мороз очень долго проверяет сердца детей, а потом уже выбирает, кому из них подарить волшебные краски.

В последний раз Дед-Мороз подарил волшебные краски одному самому доброму из всех самых добрых мальчиков.

Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать. Рисовать для других. Потому что он был самый добрый из всех самых добрых мальчиков. Он нарисовал бабушке тёплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - новое охотничье ружьё. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам большую-пребольшую школу...

Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер... Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день... Он рисовал, желая людям добра. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Но...

Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок, нарисованный бабушке, был похож на тряпицу для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пёстрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружьё ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того ужасной, что к ней даже боялись подходить близко. Падающие стены. Крыша набекрень. Кривые окна. Косые двери... Страшилище, а не дом. Уродливое здание не захотели взять даже для склада.

Так на улице появились деревья, похожие на старые метёлки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с какими-то странными кругляшками вместо колёс, самолёты с тяжеленными крыльями, электрические провода толщиною в бревно, шубы и пальто, у которых один рукав длиннее другого... Так появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться, и люди ужаснулись.

- Как ты мог сделать столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать счастливыми людей, но, не умея рисовать, он зря извёл краски.

Мальчик плакал так громко и безутешно, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз. Услышал и вернулся к нему. Вернулся и положил перед мальчиком краски.

- Только это, мой друг, простые краски... Но они могут стать волшебными, если ты этого захочешь...

Так сказал Дед-Мороз и удалился...

Прошёл год... Прошло два года... Прошло много и очень много лет. Мальчик стал юношей, потом взрослым человеком, а потом стариком... Он всю жизнь рисовал простыми красками. Рисовал дома. Рисовал лица людей. Одежду. Самолёты. Мосты. Железнодорожные станции. Дворцы... И пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное им на бумаге стало переходить в жизнь...

Появилось множество прекрасных зданий, построенных по его рисункам. Полетели чудесные самолёты. С берега на берег перекинулись незнаемые мосты... И никто не хотел верить, что всё это было нарисовано простыми красками. Все их называли волшебными...

Так случается на белом свете... Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной... Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека...