Почему Чацкий так трагически одинок? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Почему Чацкий одинок в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"?

Комедия "Горе от ума" создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума", несли в общество новые идеи, настроения.

В образе Чацкого показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против общества в защиту свободы, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова - друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый человек. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.

Чацкий ненавидит всё пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Стремление Чацкого - служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам. Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".

Одно из главных отличительных свойств Чацкого - полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.

Чацкий - единственный положительный герой в комедии Грибоедова.

Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Комедийное произведение горе от ума является одним из наиболее показательных примеров в вопросе смены поколений. В произведении хоть и через призму комедии, но ясно и отчётливо проглядывается поднятие вопроса несовместимости двух поколений, говоря, что на замену старому обязательно должно прийти новое. Поднимая вопрос поколений в произведении, мы знакомимся с поколением Чацкого и поколение Фамусова. Поколение Чацкого это люди с оптимизмом к прогрессу и инновациям в своей жизни, а поколение Фамусов это люди живущие затворничеством и консерватизмом.

Так как в произведении преобладают люди типа Фамускового общества, то людям общества Чацкого, а в частности Чацкому, приходится очень тяжело в общении, да и просто в нахождении рядом друг с другом. Чацкий отчаянно пытается переубедить общество Фамусова в их консервативности, однако, потерпев неудачу, Чацкий пытается еще множество, раз, но так и не добивается своего. Таким образом, автор показывал нам проблему поколения старого и поколение нового, стараясь преподать всё через призму комедийности и сатиры.

Вследствие полного непонимания со стороны окружающих Чацкий прибывает в гордом одиночестве , и скорее всего в нём и останется. Чацкий обречён на одиночество по целому ряду причин объединённых одним словом – недопонимание. Чацкий, являющийся поколением новым, попросту не может взаимодействовать с поколением старым, по причине стереотипности мышления и устаревшей философии жизни. Поколение же старое, коих в произведении большинство, попросту не понимает Чацкого, принимая его за сумасшедшего или очень странного типа. Именно поэтому Чацкий обречён на одиночество до тех пор, пока его поколение не станет преобладать.

С помощью комедии, которая является самым простым литературным способом донести идею массам, доносит до нас идею о столкновении двух веков, тем самым говоря нам мыслить шире и постоянно развиваться, стараясь не быть из поколения Фамусова, то есть консерваторами и не желающими перемен. Я считаю, что автор хорошо раскрыл всех персонажей произведения, что дало понять нам суть его посыла в нём.

Вариант 2

Страшновато, конечно, звучит эта тема. Обречен – это значит, что он всегда будет один, несмотря на своё желание найти кого-то.

Александр Чацкий влюблен в Софью. Он осознал свою любовь, которая выросла из детской влюбленности в сильное чувство. Александр Андреевич так долго был за границей, встречал, конечно, многих интересных женщин, но не нашел среди них той самой. Софья на расстоянии стала казаться ему ещё милей, как я думаю. Когда он вернулся, то увидел, какой Софья стала красавицей. Вот он и влюбился!

«Чуть свет» уже прилетел он к своей возлюбленной, а она-то давно любит другого. Того, между прочим, кто её не достоин – Молчалин. А Чацкий даже не может представить Софью с этим подхалимом. В общем, это сильное чувство Александра Андреевича не найдёт отклика у Софьи, она даже посмеётся над ним, пустив слух, что он сумасшедший. Я думаю, что он её злил своей правдивостью, а ещё тем, что видел «насквозь» этого нехорошего Молчалина, который уже даже Софью обманывает.

Но один провал ещё не беда… Почему же обречен? Можно предположить, что Чацкий останется верен образу Софьи, воспоминаниям хорошим. Может быть, Чацкий однолюб. Возможно, что его сейчас так ранит неудачный роман (первая ведь любовь), что он и не сможет смотреть на других женщин. А брак для «удобства», как у его страдающего друга, которого Чацкий видит с женой на балу, не для Александра Андреевича. Вообще, Чацкому плевать на мнение света. Плевать, если где-нибудь когда-нибудь скажут, мол, ты, батенька, не женат, а это непринято… Он лишь посмеётся. Или жениться для положения в обществе, карьеры, богатства – не для него.

И нельзя забывать, как Чацкий всех, простите, ненавидит и презирает… Смеётся он над жеманными дамами света. Но простая женщина (из народа!) тоже не для него – она не поняла бы этой тонкой души.

Да, и речь не только о семье ведь! Одиночество – это и отсутствие друзей, приятелей, знакомых… Но тут похожая ситуация. Из-за того, что «надо иметь знакомства» Чацкий не стал бы общаться. А найти ему «по плечу» людей не так уж просто. Ему нужно бы стать терпимей. Он видит недостатки окружающих, говорит об этом в открытую, а это обижает людей. И он сам испытывает столько негатива!

Получается, что если не по первой любви, не по расчёту, то и жениться ему не нужно. Думаю, что одиночества Чацкий не боится… И всё-таки хочу верить, что он найдёт мудрую женщину, которая смогла бы его понять и немного успокоить. Вот он уже и не будет одинок!

Почему Чацкий обречен на одиночество сочинение

В комедии Грибоедова «Горе от ума» как в зеркале отразились все социально – нравственные проблемы российского общества того времени. Здесь сталкиваются «век минувший» и «век нынешний». Представителем новых идей, обличающих пороки московского дворянства, является Чацкий. Смело, и яростно критикуя гостей и друзей Фамусова, он становится их врагом. В самом названии произведения частично кроется ответ, почему Чацкий остаётся одинок в своих устремлениях.

Александр Чацкий образованный, думающий, остроумный и смелый молодой дворянин. Он со всей решимостью готов противостоять нравам барского общества. Для него чужд смысл жизни этих людей - богатство, высокие чины, выгодная женитьба, весёлое безделье. «Вчера был бал, а завтра будет два», это всё, что делают в Москве, с негодованием отмечает Чацкий. Он не принимает их взгляды на служение Отечеству. Прислуживание начальству ради карьеры, считает низким и подлым делом. Чацкий считает просвещение благом для человека, а его противники мечтают собрать все книги, «да и сжечь». Фамусов предостерегает, что чтение книг приводит к «вольнодумию» и считает Александра опасным человеком.

В своих монологах Чацкий смело отстаивает свою гражданскую позицию. Он страстно обрушивается с критикой на своих противников, высмеивая их пошлость и нравственное ничтожество. Привыкшие к своему традиционному жизненному укладу, они негодуют и не понимают Александра. Его речи о просвещении, о науке, о свободолюбии принимаются за мысли человека, который «не в своём уме». Фамусовское окружение распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Не такой как все, Чацкий, отвергнут обществом. В финальной сцене он восклицает, что сложно выйти невредимым и не потерять рассудок тому, «кто подышит с вами воздухом одним»! Ему лучше бежать туда, где для рассудка и чувства «есть уголок», подальше от этих порочных людей. Трагедия личности Чацкого была предопределена. Человек, решивший бросить вызов системе, остаётся в одиночестве. Но это не значит, что его борьба была напрасной, Россия стояла на пороге перемен и, возможно, Чацкий примкнёт к движению «декабристов».

Также читают:

Популярные сегодня темы

    Что такое история? В книгах и учебниках мы можем встретить достаточно короткое определение, которое говорит, что история – это наука о прошлом. История, чаще всего в письменном, но иногда и в устном виде

  • Сочинение рассуждение Разлука

    Каждый человек всегда пребывает в разлуке с кем-то или чем-то, ведь человек ограничен. Первая разлука настигает при рождении, когда люди остаются без своего уютного «жилища» и оказываются во внешнем мире.

В человеческом обществе большинство играет огромную роль, противостоять толпе практически невозможно, поэтому образ Чацкого, взявшего на себя роль воина, но пока еще одинокого, трагичен.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» из 20 персонажей только А.А.Чацкий является положительным героем. Он противостоит своими взглядами всему фамусовскому обществу, не находя понимания, вынужден покинуть Москву. Что же лежит в основе противоречия Чацкого и фамусовского общества?

Во-первых, это разный взгляд на образование. Фамусов считает, что все зло таится в науках и образовании: «Уж коли зло пресечь:/Забрать все книги бы, да сжечь.».

Скалозуб утверждает: «Я вас обрадую: всеобщая молва, /Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;/Там будут лишь учить по нашему: раз, два;/А книги сохранят так: для больших оказий.». А вот Чацкий, напротив, в образовании видит благо для России, возможно именно поэтому провел несколько лет в Европе, набираясь «уму-разуму». Во-вторых, по разному смотрят герои и на образ жизни и ее смысл. Для Фамусова, Скалозуба и других представителей «старой Москвы» служба превыше всего. Но под «службой» они подразумевают способность добывать «золотой ключ» (звание камергера – высший чин при дворе). Для Фамусова авторитетным человеком является Максим Петрович, который был высочайшею пожалован улыбкой за проворное падение перед императрицей, после чего последовало повышение по службе. Скалозуб же, не принимая участия ни в одном сражении, практически дослужился до генерала. Не зря же Лиза говорит о нем: « И золотой мешок, и метит в генералы.». А вот Чацкий « служить бы рад», но ему « прислуживаться тошно». Ибо он, так же, как и Стародум из фонвизинской комедии- предшественницы «Недоросль», видит смысл своего существования в служении отечеству, а не лицам. Но если они и имеют какое-то свое мнение, то остальные, как Молчалин, вообще считают, что они не в праве судить о таких вещах: «В мои лета не должно сметь/свое суждение иметь». Кроме того, острота проблемы заключается в том, что фамусовское общество состоит из людей, в которых даже человеческого мало осталось, в них мало нравственных качеств. Сам Чацкий видит, кому в этом мире отдается предпочтение, и говорит: «Молчалины блаженствуют на свете». А таких людей, как Чацкий, фамусовское общество старается изгнать, чтобы ничего не мешало спокойной и привычной жизни. Да, если человек живет, руководствуясь только личными выгодами, умеет вовремя промолчать, « моську погладить», платочек поднять - он «свой»!

Усиливает трагедийность образа Чацкого и любовная линия пьесы. Софья, будучи девушкой неглупой, предпочитает Чацкому Молчалина, того самого Молчалина, который всем сумел угодить. И, конечно, Александр Андреевич не может понять, почему она сделала такой выбор: «Что я Мочалина глупее?». Его любовь к Софье настолько велика, что он даже не может поверить ее словам, ему необходимо самолично во всем убедиться. И он убеждается в том, что Софья, так долго пребывая в фамусовском обществе стала носительницей его черт. Холодность Софьи, ее неприязнь к нему, да еще и клевета, которую она пустила, нанесли сильный удар по сердцу Чацкого.

Тем не менее, утверждать, что Чацкий абсолютно одинок в комедии, нельзя. Ведь говорит же Скалозуб о своем брате: «… крепко набрался каких-то новых правил. /Чин следовал ему; он службу вдруг оставил, /В деревне книги стал читать.». А госпожа Хлестова рассказывает о своем племяннике: «Профессоры!! - у них учился наш родня, /И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи./От женщин бегает, и даже от меня!/Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, /Князь Федор, мой племянник.». Несмотря на то что эти лица не появляются на сцене, все же становится понятно, что Чацкий в своих стремлениях совсем не одинок.

Таким образом, мы видим, что неприятие со стороны общества и отказ любимой девушки делают образ Чацкого трагически одиноким, но способным противостоять в войне. Появление людей его типа дает надежду на зарождающееся изменение в общественном сознании россиян 19 в.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

С помощью образа главного героя произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедов хотел показать читателю, насколько нелегко привнести в мир что-то новое, насколько трудно жить в обществе, где тебя не смогут понять и принять из-за твоего прогрессивного мышления. Люди с новыми взглядами на жизнь всегда чужды обществу, потому обречены на одиночество. Это касается и Чацкого, ведь непросто найти людей, которые будут разделять его взгляды.

Чацкий наделён идеальными чертами человеческой души. У этого человека есть чувство собственного достоинства, он образован и умён. Жизнь в несправедливом мире для него неприемлема. Он старается всячески противостоять старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах. В «фамусовском обществе» Чацкого считают ненормальным, его новые взгляды на жизнь не готовы принять люди фамусовского круга, им гораздо проще продолжать жить в своём болоте со старыми нравами и взглядами. А вот Чацкий обречён на одиночество в этом гнусном фамусовском обществе.

Столкнувшись с ложью, обманом, лицемерием и необразованностью, Чацкий начинает прямо высказывать своё мнение о том беспорядке, который творится вокруг. Он противится «стадному» мнению «фамусовского общества». Вместо того, чтобы чего-то понять, разобраться в чём-то новом, эти люди держатся за старые порядки. Они попросту боятся покинуть стадо, поэтому выражают своё непонимание и отвращение к Чацкому. Люди «фамусовского общества» готовы ради чинов и званий на всё, в них живёт лицемерие и эгоизм, другой жизни они не знают и знать не хотят.

У Александра Андреевича есть чувство самовыражения, свободы, он никогда не станет прислуживать, всё это характеризует его как человека нового времени. Чацкий обречён на одиночество именно из-за этого, он сильно отличается от других людей, у него просто нет собеседника по уму.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Почему Чацкий обречён на одиночество? («Горе от ума»)» читают:

Чацкий - это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова - друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный. Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы: Ах, боже мой! Ужли я здесь опять, В Москве! … Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем: Остер, умен, красноречив. Чацкого рекомендует Фамусов: … он малый с головой И славно пишет, переводит… Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете” , “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний… Образ Чацкого - это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь - святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”. Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто? … ” он гневно выступает против угнетателей: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах. Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.