Альбина шагимуратова официальный. Оперная дива Альбина Шагимуратова о «сладкой жизни» и плюсах России. И всё же много в нашей жизни диссонансов

новости США по-русски


Читать полностью > > >

Еще читать в этом разделе

  • 08.29 «Мариенбад» Шолом-Алейхема на русском языке в центре Манхэттена
  • 08.14 Опера Сан-Франциско отменила концерт с участием обвиняемого в домогательствах Пласидо Доминго
  • 04.09 Музыкальные хроники времен империи. В Нью-Йорке показали фрагменты мюзикла о российской императрице Екатерине Великой
  • 03.25 Ужасы Майенбурга на нью-йоркской сцене. Людоедская утопия в постановке Юрия Кордонского. ФОТО
  • 02.11 Падение ангелов. Невероятный театр француженки Рафаэль Буатель на нью-джерсийской сцене. ФОТО

Альбина Шагимуратова – оперная дива, мать и жена

Альбина Шагимуратова. Фото: Павел Ваан и Леонид Семенюк

В конце апреля в нью-йоркской Метрополитен-опере состоялся дебют российской оперной певицы Альбины Шагимуратовой. Точнее, это было ее первое появление на прославленной сцене в роли Констанции в опере Моцарта «Похищение из сераля». Впервые же в Метрополитен-опере Шагимуратова спела в 2010 году.

Она родилась в Ташкенте, где прожила до 14-летнего возраста, затем вместе с родителями переехала в Казань. Окончила вокальный факультет Казанской консерватории и аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта». После триумфального дебюта в Австрии крупные оперные сцены мира стали проявлять заинтересованность к молодой певице. В качестве солистки Альбина Шагимуратова выступала в лучших оперных театрах Италии, Великобритании, США, Германии. Ей присвоено почетное звание Народной артистки Татарстана.

Критики так оценивают талант Шагимуратовой: «У нее чистый, большой, летящий, безупречный и точный звук, владение стилем бельканто в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа ».


Альбина Шагимуратова на сцене Метрополитен-оперы в спектакле Моцарта «Похищение из сераля». Фото: Elizabeth Bick for The New York Times

Альбина, как готовились к новой постановке в Метрополитен-опере?
Это мое четвертое по счету появление в «Мете». Готовилась к нему с волнением, не в последнюю очередь потому, что за дирижерским пультом стоял маэстро Джеймс Ливайн, и это была моя первая встреча с ним.

Метрополитен-опера оправдывает ваши ожидания? Сцена какого оперного театра мира вам ближе всех?
Выделить лучшую сложно. Но, конечно, выступление на сцене Метрополитен-оперы считается самым престижным для оперных исполнителей и музыкантов со всего мира. Я благодарна судьбе за то, что уже не в первый раз выхожу на нее.

Главное отличие американских оперных сцен от европейских - размеры. Оперные театры в США - большие. В той же Метрополитен-опере - 3700 мест. Для оперного певца это очень много. В Европе театры маленькие. Но это не значит, что там петь легче. Там нас - представителей российской школы любят, но относятся с опаской, интенсивней критикуют. Исключение, пожалуй, Вена. Я о размере зала, выходя на сцену, не думаю.

С Новым светом у вас уже длительные отношения: вы совершенствовали свое мастерство в Хьюстоне, занимались с Ренатой Скотто…
Да, я стажировалась в хьюстонской Гранд-опере два года. Это был незабываемый опыт. Уже хотя бы потому, что приехала на учебу без знания английского языка. В последние годы приезжаю в США часто, по 2-3 раза в год, выступаю то в Нью-Йорке, то в Сан-Франциско, то в Чикаго. Так что у меня были и будут тесные связи с Америкой. Многие американские театры приглашают меня выступить.

Критики редко относят Нью-Йорк к мировым столицам классических видов искусства. Они считают, что все, что здесь ставится, рассчитано на туристов, а настоящих ценителей той же классической оперы в Нью-Йорке не так уж и много…
Не соглашусь! В Америке очень любят оперу, залы всегда полные. Туристов в зале куда меньше, чем в той же Венской опере.

И вообще, как не любить оперу? Этот вид искусства сегодня столь популярен, что может соревноваться с эстрадой.


А как вы относитесь к тому, что оперу сегодня можно прослушать дома - по телевизору или на компакт-диске?
Лично я предпочитаю живое исполнение. Это совсем другие эмоции, совсем другие впечатления, которые не передаются через экран или наушники.

Вам часто приходится бывать в зрительном зале?
Всегда стараюсь посещать постановки, в которых не участвую. В первую очередь, дабы поучиться у других исполнителей. Даже если на короткий срок приезжаю в тот или иной театр, как минимум на 2-3 спектакля иду.

В июне в России начнутся съемки фильма «Анна Каренина», и вы будете исполнять роль легендарной Аделины Патти. Уже прочли сценарий?
Да. Более того, уже записала на «Мосфильме» с оркестром Большого театра арии, которые будут в фильме звучать. Отмечу, что это не будет только мой голос за кадром, я буду в кадре, в и на сцене, когда Анна Каренина пришла в театр на концерт Патти. Все это есть в романе Льва Толстого. В июне приступлю к съемкам под руководством Карена Шахназарова.

Оба ваших родителя - адвокаты по профессии. Юриспруденция вас не прельстила?
Мой папа очень любит музыку. Свою трудовую карьеру он начал с профессии баяниста, даже получил диплом о музыкальном образовании. А на юрфаке оказался практически случайно - пошел другу помогать со вступительными экзаменами. Заодно сдал документы и сам, потом все экзамены и поступил.

В 4-летнем возрасте я начала петь татарские народные песни, папа мне аккомпанировал. Годом позже меня начали обучать игре на фортепиано. Опера же ворвалась в мою жизнь, когда мне было двенадцать: впервые в жизни я услышала, как поет Мария Каллас. Конечно, это была грампластинка. До сих пор помню - «Травиата», IV акт, запись сделана в 1962 году в оперном театре Мехико-сити. Сцена смерти Виолетты заставила меня расплакаться. После этого я просила у родителей только одно - купить мне билеты в оперный театр.

Что-то вы все же скрываете в своем рецепте успеха… Многие из нас восторгались мастерством великих исполнителей, многие из нас посещали художественные галереи и оперные театры. Но ни художников, ни оперных певцов мир так и не получил… Есть ли какая-то дополнительная составляющая?
Конечно, нужны везение, судьба, удача. И, конечно же, голос и талант. Плюс трудолюбие. Кстати, имея не самые выдающиеся данные, но беспрестанно трудясь, можно добиться значительных успехов в любой профессии.


Фото: Павел Ваан и Леонид Семенюк

В свете последних допинговых скандалов в спорте стало еще более ясно, что нужно себя беречь и от разных соблазнов. А какие соблазны есть у оперной певицы, чего ей стоит бояться?
Есть и соблазны, и ограничения. Во-первых, нужно высыпаться, вовремя ложиться спать. Не выспавшаяся певица вряд ли порадует вас своим исполнением. В день спектакля - никакого алкоголя. Кстати, оперные исполнители в принципе не пьют. С питанием все проще - можно есть все. В общем-то, все, что нам нужно, - это здоровье, здоровье, здоровье… Наш график работы с постоянным переездами с континента на континент выдержать непросто. В 2016 году я уже успела побывать в Австрии, Великобритании, США, Японии, Норвегии, Франции, выступила с сольным концертом в родной Казани. Впереди - новые выступления и записи в Лондоне, Париже и Вене. С нетерпением жду встречи с моим партнером по сцене, польским тенором Петром Бечалой, это произойдет осенью в Чикаго.

День премьеры, равно как и любой день выхода на сцену, у меня проходит без особых капризов. Несколько раз за день я непременно заглядываю в клавир оперы, которую буду вечером исполнять. А так это обычный день. Ну разве что я позволяю себе побольше, чем обычно, поспать.

Верите в приметы?
Нет. Многие мои коллеги верят: кто-то переступает правой ногой порог театра, кто-то левой ногой выходит из-за кулис на сцену. Я лишена таких предрассудков. Мне главное - самой получить удовольствие от спектакля, работая в полную силу. Только в таком случае сможет получить удовольствие и зритель.

Вчера в США отмечали День Матери. В России мам поздравляют 8-го марта. Что подарил вам муж в этот праздничный день?
Я проснулась, а на кровати лежал огромный букет моих любимых желтых тюльпанов. Мы не так много, как хотелось бы, видимся сейчас, нашу маленькую дочь мне тоже не всегда удается брать с собой, так что каждый свободный день мы проводим все вместе. В Москву, где мы живем, часто приезжают из Казани мои родители. 8-го марта были у нас мои свекровь со свекром. Я сама встала к плите, приготовила плов, манты. А что вы удивляетесь? Не вяжется с образом? Это на сцене я - оперная певица, а дома - мама, жена. С рождением ребенка мои жизненные приоритеты столь изменились, что я так строю свой рабочий график, чтобы как можно больше проводить времени с семьей, некоторым театрам даже отказываю.

Где лежит ваша трудовая книжка?
В Татарском государственной театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, в Казани. Директор этого театра пригласил меня еще в 2007 году. Он согласен на то, чтобы я много ездила по миру, но с условием хотя бы одного моего спектакля в Казани раз в год. Я намерена и дальше держать свое слово.

Вставить в блог

Вставить в блог

Скопируйте код для вставки в свой блог:

новости США по-русски

Альбина Шагимуратова – оперная дива, мать и жена

В конце апреля в нью-йоркской Метрополитен-опере состоялся дебют российской оперной певицы Альбины Шагимуратовой в роли Констанции в опере Моцарта «Похищение из сераля»....
Читать полностью > > >

Тангейзер:Открывая новую рубрику,собирался начать её какой нибудь мировой знаменитостью прошлых времён...Но решил отойти от стереотипа и предлагаю чудесный и молодой голос Альбины Шагимуратовой.Уверен,что она вполне достойно вписывается в название рубрики и её творческое будущее это подтвердит...)

Народная артистка Татарстана
Лауреат международных конкурсов

Лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (2011)
Лауреат Национальной театральной премии России "Золотая маска" (2012)

Альбина Шагимуратова - уникальная в своем роде оперная певица, сопрано, обладающая драматической колоратурой, стремительно завоевывающая мировую славу своим неповторимым по тембру голосом и филигранным вокальным мастерством. Чистый, сочный, большой, летящий, безупречно точный звук, владение стилем "бельканто" в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа - вот визитная карточка Альбины Шагимуратовой. Ее высокий уровень исполнения наисложнейших оперных партий мирового оперного репертуара завоевывает во всем мире признание публики, число почитателей ее таланта прогрессивно растет. Солидные печатные издания, такие как Нью Йорк Tаймс, Лондонский Таймс, Opera News, итальянская Reppublica публикуют восторженные отзывы критиков о выступлениях татарского соловья. Именитые дирижеры нашего времени по достоинству оценивают ее музыкальную одаренность, профессиональные музыканты пророчат певице триумфальное продолжение звездной карьеры. Альбина Шагимуратова стала столь ярким образцом успешной реализации на оперной сцене таланта, феноменального трудолюбия и редких поистине человеческих качеств, узнав о котором однажды, уже нельзя остаться равнодушным ни к опере, ни к ней самой!

Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте (бывший Советский Союз) в 1979 в семье адвокатов. Поддерживаемый в доме интерес к музыке способствовал раскрытию врожденной музыкальности - в 5 лет она начала заниматься в музыкальной школе и уже пела на сцене татарские народные песни под аккомпанемент отца, игравшего на баяне. От этих первых неуверенных детских шагов в музыке до зрелой творческой самостоятельности Альбина Шагимуратова прошла тернистый, полный запредельных усилий и ярких эмоциональных переживаний путь, которому она всегда оставалась верной несмотря ни на что, демонстрируя с детства свойственные ей упорство, трудолюбие и силу характера.

Переехав с семьей, после развала Cоветского Cоюза в Казань (Республика Татарстан, Россия), Альбина поступила в Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева по классу хорового дирижирования (1994-1998гг.), а позже продолжила получение фундаментального музыкального образования на факультете хорового дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (1998-2001гг.). Именно этот период в жизни Альбины Шагимуратовой ознаменовался открытием ее незаурядных вокальных способностей, зарождением любви к оперному искусству и началом освоения секретов оперного пения. В дальнейшем певица окончила вокальный факультет Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Г.А. Писаренко 2001-2004 гг.), и там же аспирантуру (2004-2007гг.), прошла стажировку в Молодежной оперной студии при "Хьюстон Гранд Опера" в США (2006-2008гг.) и до сегодняшнего дня никогда не прекращала самосовершенствоваться, предъявляя к самой себе требования высокого класса. После окончания стажировки в США певица была приглашена в качестве ведущей солистки в Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля.


В арсенале ранних достижений Альбины Шагимуратовой можно отметить: звание лауреата на Открытом Всероссийском конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» в 2003 году, звание лауреата на международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне (Испания - 2005г.), победа на международном конкурсе вокалистов М. Глинки (Челябинск-2005г.), и победа на XIII международном конкурсе им. П.И.Чайковского (Москва-2007г.). Но именно с момента взятия I премии и Золотой медали Международного конкурса им. П. И. Чайковского начался стремительный карьерный взлет Альбины Шагимуратовой. Яркая победа на конкурсе обратила на себя внимание мировой оперной общественности и вскоре Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения сложнейшей партии - Царица ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути.

После этого триумфального дебюта в 2008 году крупные оперные сцены мира стали выражать открытую заинтересованность молодой певицей: в качестве приглашенной солистки Альбина Шагимуратова выступала на сценах: миланского театрa La Scala, Нью-йоркской Metropolitan Opera, Oперы Лос-Анджелеса, Oперы Сан-Франциско, Чикагской Лирической оперы, Лондонской Королевской оперы Covent Garden, Венской Государственной опере, Хьюстонской Grand Opera , Немецкой Оперы в Берлине и на Глайндборнском оперном фестивале в Англии. Oдновременно с тем творческая жизнь певицы обогатилась сотрудничеством с такими известными дирижерами как Джеймс Конлон, Зубин Мета, Патрик Саммерс, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Юровский, Антонино Фольяни, Робин Тиччиати, Владимир Спиваков.

Репертуар певицы расширялся с молниеносной скоростью, включая в себя все новые и новые самые блистательные партии для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти), Виолетта Валери («Травиата» Дж. Верди), Фламиния («Лунный мир» Гайдна), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н.A. Римского-Корсакова), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.A.Римского-Корсакова), Донна Анна («Дон Жуан» В.А.Моцарта), Амина («Сомнамбула» В. Беллини), Людмила («Руслан и Людмила» M.Глинка), Антонида («Иван Сусанин» М. Глинка), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини).

График выступлений Альбины Шагимуратовой наполнился ангажементами в ведущих оперных театров мира на несколько лет вперед. Несмотря на то, что активная работа с зарубежными театрами не позволяла, к великому сожалению певицы, часто выступать в России, на родине достижения Альбины Шагимуратовой тоже не оставались без внимания, завоевывая среди соотечественников все большее количество влюбленных в «золотой голос» поклонников.

В феврале 2009 годa указом Первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым Альбине Шагимуратовой было присвоено звание "Народной артистки Республики Татарстан". 2011 год оказался для певицы знаковым - произошел ряд примечательных событий, отображающих по-искренне настоящее для певицы признание ее таланта на Pодине. Нынешний Президент республики Татарстан Рустам Минниханов лично вручил Альбине Шагимуратовой "Государственную премию РТ им. Г. Тукая". Альбина Шагимуратова была удостоена национальной театральной премии России "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в опере" (за роль Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля "Лючия ди Ламмермур"). И наконец, Альбине было доверено исполнять в первой после открытия исторической сцены Государственного академического Большого театра России премьерной постановке спектакля "Руслан и Людмила" М. И. Глинки - партию Людмилы.

Сегодня ее учителями и наставниками являются - великая певица Рената Скотто и педагог, руководитель Молодёжной программы оперных певцов при Большом театре Роccии Дмитрий Вдовин. A в феврале 2012 звукозаписывающая компания Opus Arte выпустила в свет DVD спектакля " Волшебная флейта " B.A Моцарта на сцене миланского театра Lа Scala , где Альбина исполняет партию Царицы Ночи.

Альбина Шагимуратова - творчески одаренная певица и масштабная актриса в опере, и личность, примиряющая ментальность востока и запада. Пройдя все преграды и трудности на пути к вокальному совершенству, закалив бойцовский характер, она сохранила душевную чистоту, покоряющую искренность и обаяние. Именно такая констелляция музыкального таланта, доведенного до совершенства вокального мастерства и глубочайшего личностного содержания порождает шедеврально проникновенные, реалистичные, объемные, неподдельные в своем драматизме образы в исполнении Альбины Шагимуратовой!

Оперная певица Альбина Шагимуратова является Народной артисткой Татарстана и Заслуженной артисткой Российской Федерации. Ее колоритное сопрано покорило не одну сцену во многих странах. Репертуар певицы насчитывает двадцать опер знаменитых композиторов, в числе которых Моцарт, Глинка, Стравинский, Бетховен, Пуччини.

Детство

Родилась Альбина Шагимуратова в столице Узбекистана - Ташкенте. Родители певицы занимались адвокатской деятельностью. В 1979 году они подарили миру оперную диву. Отец будущей звезды не сразу выбрал профессию юриста. В детстве он хотел стать музыкантом и окончил школу искусств. Хорошо владея баяном, отец с удовольствием аккомпанировал своей четырехлетней дочери. Репертуаром девочки в то время были татарские народные песни. Переворот в биографии Альбины Шагимуратовой произошел, когда в руки подростка попала пластинка с голосом Марии Каллас. Двенадцатилетняя девочка так прониклась исполнением оперной дивы, что расплакалась. С этого момента Альбина стала твердо двигаться к оперному мастерству.

Образование

Когда певице Альбине Шагимуратовой исполнилось четырнадцать лет, она вместе с семьей переехала в Казань. Здесь девушка окончила консерваторию. Затем певица обучалась вокалу в Москве, где получила второе консерваторское образование. Кроме того, за плечами дивы аспирантура.

Первые победы

Первая награда досталась Альбине Шагимуратовой в возрасте двадцати шести лет. Она стала лауреатом конкурса имени Михаила Глинки, который проходил в городе Челябинске. В этом же году певица участвовала в международном конкурсе имени Франсиско Виньяса, проходившем в испанской Барселоне. На нем Шагимуратова заняла призовое место. Самой большой своей победой певица считает первое место в конкурсе имени Чайковского, который проходил в Москве. Именно после него оперной дивой заинтересовался руководитель театра "Ла Скала" Риккардо Мути и пригласил ее на фестиваль оперы в Австрию.

Карьера

В 2004 году Альбина Шагимуратова поступила в Московский академический музыкальный театр. Проработав в нем солисткой в течение двух лет, решила уехать в Америку. Через два года успешной работы в США певица стала солисткой Государственного академического театра балета и оперы в Казани. За свою карьеру Альбина успела поработать и на других сценах. Среди них Московский дом музыки, Российский академический Большой театр, Российский академический Мариинский театр. В "Большой" Шагимуратову пригласили не сразу. Она успела объездить весь мир, прежде чем раздался долгожданный звонок от Владимира Спивакова. Для певицы стало огромной честью выступить на большой сцене с признанным маэстро. Она до сих пор признательна дирижеру и называет его своим крестным отцом.

Царица ночи

Визитной карточкой Альбины Шагимуратовой стала главная партия оперы В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта". Царицу ночи певица исполняет в течение десяти лет. Впервые ей досталась эта партия в 2008 году. Тогда начинающую диву пригласили на фестиваль в Зальцбурге. Позже Альбина призналась, что именно эта роль помогла ей раскрыться и заявить о себе. Певица исполняла ее на самых крупных оперных сценах России, Европы и Америки. В 2018 году Шагимуратова решила расстаться с любимой партией. Ее стали интересовать более широкие горизонты.

Европа

Покорение Европы не закончилось ярким выступлением в Австрии. Царицу ночи поют всего лишь несколько певиц в мире. Молодой диве удалось сделать это так талантливо, что она сразу завоевала любовь слушателей. Приглашения стали поступать с завидной регулярностью. Фото Альбины Шагимуратовой появились на афишах таких европейских городов, как Милан ("Ла Скала"), Лондон ("Королевская опера"), Вена ("Государственная опера"), Берлин ("Немецкая опера"), Париж.

Семья

В личной жизни певица так же успешна, как и в карьере. Муж Альбины Шагимуратовой - Руслан - во всем поддерживает свою супругу. В ноябре 2014 года у пары появилась дочь. Родители дали ей имя в честь итальянской оперной певицы Аделины Патти. Девочка с удовольствием слушает музыку, а голос мамы узнает из тысячи других сопрано. Альбина признается, что ни беременность, ни роды не сказались на ее голосе. Напротив, появление дочери сделало пение более глубоким и осмысленным. Певице трудно совмещать карьеру и заботу о семье. Но на помощь всегда приходит любимый супруг.

Америка

Кроме европейской публики и своего верного мужа, Альбина Шагимуратова очаровала и поклонников оперы в США. Свое знакомство с Америкой певица начала со стажировки в "Гранд Опере" Хьюстона. Одновременно с обучением звезда успешно выступала на сценах таких знаменитых площадок, как "Опера Лос-Анджелеса", "Лирическая Опера Чикаго", "Опера Метрополитен" в Нью-Йорке, "Опера Сан-Франциско". Певица признается, что ей очень повезло поучиться у лучших мастеров в Америке. Она считает, что русские исполнители обладают самыми сильными голосами и душевным исполнением. Но им необходимо перенимать опыт западных и европейских звезд оперы. Иначе спустя пару десятилетий хороших певцов в России не останется. Именно поэтому Шагимуратова решила заняться педагогической деятельностью. Она преподает в Казанской консерватории. Несколько учеников певицы уже стали солистами крупных театров и принимали участие в музыкальных конкурсах.

Репертуар

  • Людмила в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила".
  • Лючия в трагедии Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур".
  • Амина в мелодраме Винченцо Беллини "Сомнамбула".
  • Царица ночи в зингшпиле В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта".
  • Джильда в опере Джузеппе Верди "Риголетто".
  • Адина в "Любовном напитке" Гаэтано Доницетти.
  • Мюзетта в опере Джакомо Пуччини "Богема".
  • Виолетта Валери в "Травиате" Джузеппе Верди.
  • Фламиния в оперном буффе Иосифа Гайдна "Лунный мир".
  • Антонида в опере Михаила Глинки "Иван Сусанин".
  • Донна Анна в "Дон Жуане" Амадея Моцарта.
  • Манон в одноименной лирической опере Жюля Массне.
  • Соловей в одноименном произведении Игоря Стравинского.

Кроме этого, Шагимуратова исполнила партии сопрано в "Восьмой симфонии" Малера, "Девятой симфонии" Бетховена, "Реквиеме" Моцарта, "Стабат Матер" Россини, "Военном реквиеме" Бриттена.

Кино

Альбина Шагимуратова одна из немногих оперных певиц, которым удалось попробовать себя в кинематографе. Практически сразу после рождения дочери ее пригласили на съемки эпохальной картины Карена Шахназарова "Анна Каренина. История Вронского". Это первая экранизация романа, которая с точностью повторяет сюжет классика. В фильме появляется сцена концерта Аделины Патти, на роль которой и была приглашена Шагимуратова. Звезде понравился новый опыт. В будущем она планирует сниматься еще.

Сегодня

С возвращением в Россию началась вторая волна популярности Альбины Шагимуратовой. Новости о ее дальнейших планах стали вновь волновать поклонников. Сейчас певица часто выступает на сцене Мариинки. Иногда ее приглашают в Большой театр. Не забывает Альбина и о родном театре в Казани, где до сих пор работает. Кроме того, звезда продолжает активно гастролировать и занимается преподавательской деятельностью. Муж с дочкой в это время остаются в московской квартире. Супруг певицы работает в столице врачом-психиатром. Но семья ежедневно общается по скайпу. А в воспитании Аделины помогает свекровь.

Планы

Певица считает, что ее творческий путь только начался. По ее убеждению, артист не должен стоять на месте. Поэтому звезда планирует включить в свой репертуар новые партии. Одна из них - роль Семирамиды в одноименной опере Джоачино Россини. Эту низкую партию композитор написал для легенды мировой оперы - Марии Малибран. Неравнодушна Шагимуратова к героине еще одного лирического произведения - "Норме" Винченцо Беллини. Партия Анны Болейн из одноименной оперы Доницетти также войдет в репертуар певицы. Эти роли певица считает очень серьезными и глубокими. Чтобы проникнуться ими, исполнителю необходимо иметь определенный жизненный опыт.

  • В Московскую консерваторию Альбина Шагимуратова поступила лишь с третьего раза.
  • На французскую сцену певицу впервые пригласили в 2015 году. Но она отказалась оставить новорожденную дочь.
  • Первый и последний раз звезда исполнила партию Царицы ночи в Зальцбурге с разницей в 10 лет.
  • Певица до последнего не хотела участвовать в конкурсе Чайковского. Но выйдя на сцену первой, оставила конкурентов далеко позади.
  • Партию Эльвиры из оперы Винченцо Беллини звезде пришлось выучить всего за две недели. Для этого Альбина на все январские праздники приехала из Чикаго в Санкт-Петербург к опытному педагогу.
  • Прежде чем согласиться на роль, Шагимуратова тщательно рассматривает полный состав будущей постановки: имена режиссера, дирижера, исполнителей. Интересуется, какими будут декорации и костюмы. И лишь после этого подписывает контракт.
  • На сцене Государственного академического Мариинского театра певица выступает гораздо чаще, чем в Казани.

Взгляды

Альбина Шагимуратова считает, что для достижения успеха необходимо много и упорно трудиться. Певец никогда не должен прекращать тренировать свой голос. Также многое зависит от дирижера. Альбине больше всего понравилось работать с Джеймсом Ливайном и Рикардо Мути. Эти мэтры любят исполнителей и всячески стараются им помочь. В большинстве случаев, к сожалению для артистки, дирижеры перетягивают одеяло на себя и сосредоточены на слаженности оркестра. Когда Шагимуратову не устраивает что-то в постановке оперы, она не боится отказаться от роли. Так случилось в Лондоне, где в спектакле героиня Альбины должна была выйти на сцену вся крови. Но не всегда певица идет наперекор режиссеру. Она предпочитает компромисс. Если постановщик приводит веские доводы в пользу своего видения образа, Шагимуратова соглашается с его мнением.

Альбина Шагимуратова родилась 17 октября 1979 года в Ташкенте (Узбекская АССР) в семье юристов. Детство Альбины прошло в Ташкенте, но наступила Перестройка, а затем и полный распад СССР, и в 1994 году семья Альбины переехала в Татарстан, город Казань.
Родители с детства поощряли ее интерес к музыке, и в пятилетнем возрасте Альбина стала выступать перед публикой под аккомпанемент отца, игравшего на баяне. Позже, когда семья уже переехала в Казань, Альбина стала студенткой Казанского музыкального училища по специальности «хоровое дирижирование» и затем в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова.
Будучи студенткой 3 курса Альбина перевелась в Московскую государственную консерваторию имени П.И Чайковского в класс профессора Народной артистки РСФСР Писаренко Г.А. В 2004 году, с отличием закончив Московскую консерваторию, поступила в аспирантуру, которую также закончила с отличием.
Еще в годы учебы в Москве Альбина Шагимуратова стала солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, на сцене которого исполнила партии Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В этот же период она солировала в Реквиеме Моцарта в премьерном концерте знаменитых «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» в Москве. Кроме того, в числе исполненных ею партий – Девятая симфония Бетховена и Восьмая симфония Малера в сопровождении Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Альбина Шагимуратова является почетной выпускницей Молодежной оперной программы при театре Хьюстон Гранд-Опера (США), в которой она прошла обучение с 2006 по 2008 годы. В разное время Альбина брала мастер-классы у Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.
Ее чарующее колоратурное сопрано впервые снискало международное признание в 2007 году, когда она стала обладательницей золотой медали и I премии Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Вскоре после этого состоялся ее европейский оперный дебют в партии Царицы ночи на знаменитом Зальцбургском фестивале в сопровождении Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути.

Зарекомендовавшая себя одним из ведущих в мире интерпретаторов этой легендарно сложной партии, она исполнила Царицу ночи на таких сценах, как Метрополитен-опера, Ла Скала (выпущен DVD), Венская государственная опера, Немецкая Дойч-Опера Берлина, Опера Сан-Франциско, Баварская опера, Большой театр, Опера Лос-Анджелеса, Хьюстон Гранд-Опера, Гамбургская государственная опера, фестиваль в Люцерне и других сценах. Эта же партия стала дебютной в Королевской опере Ковент-Гарден (постановка шотландского режиссера Дэвида Маквикара). Газета Guardianотметила ее исполнение, как «исключительно точное, с мощной драматической колоратурой».
Альбина Шагимуратова добавила в свой репертуар последних сезонов партии самых знаменитых оперных героинь XIX столетия – каждая из них имела большой успех. Она исполнила партию Виолетты («Травиата») в Большом театре после реконструкции и в Хьюстон Гранд-Опере. Джильда («Риголетто») в ее исполнении стала триумфом в Опере Сан-Франциско (дирижер Никола Луизотти). Эта партия в том же сезоне стала ее дебютом и в Лирик-опере Чикаго (США). В новой постановке английского режиссера Джона Дойла в Хьюстон Гранд-Опере Альбина впервые дебютировала в заглавной партии в опере «Лючия ди Ламмермур», и затем закрепила свой триумфальный успех на сцене театров Ла Скала, Метрополитен-Опера, Лос-Анджелес Опера, в немецкой Дойч-опере в Берлине, и на сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Журнал Opera News восторженно отозвался о ней как о «феномене, который следует услышать, чтобы поверить в него», а в New York Times ее Лючия была названа «сенсационной и завораживающей». Кроме того, Альбине выпала честь открывать историческую сцену Большого театра после реконструкции в новой постановке оперы «Руслан и Людмила» режиссера Дмитрия Чернякова в сопровождении оркестра под управлением Владимира Юровского. Ее дебют в партии Донны Анны в Моцартовском «Дон Жуане» состоялся на сцене Глайндборнского фестиваля в Англии в 2011 году. Лондонский The Times назвали ее Донну Анну «лидирующей». Эту же партию Альбина спела на сцене Королевского театра Ковент-Гарден и совместно с оркестром под управлением маэстро Антонио Паппано и труппой театра в сентябре 2015 года выступила в гастрольном турне по крупнейшим городам Японии.

06 июля 2013 года Альбине выпала честь выступить на открытии XXVII Всемирной летней Универсиады, проходившей в Казани.
Альбина Шагимуратова исполняла произведения из своего обширного концертного репертуара в сопровождении величайших оркестров мира. В дебюте с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса она спела «StabatMater» Россини и партию Фламинии из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, а с Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением Ханса Графа – исполнила программу концертных арий Моцарта и мессу «Gloria» Пуленка. В рамках дебюта в Maggio Musicale Fiorentino Альбина Шагимуратова спела партию сопрано в Реквиеме Моцарта под управлением Зубина Меты, а в сезоне 2012–2013 годов – в Девятой симфонии Бетховена с Национальным симфоническим оркестром Дании под управлением Маэстро Фрюбека де Бургоса. Впоследствии был выпущен диск. В этом же сезоне она добавила в свой репертуар «Военный реквием» Бриттена, который прозвучал на фестивале в Эдинбурге. В августе 2014 года в рамках фестиваля BBC Proms на сцене Альберт-холла состоялся дебют Альбины Лондоне в партии сопрано в «Колоколах» С.Рахманинова, в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Эдварда Гарднера.
Она не раз становилась гостьей фестивалей маэстро Валерия Гергиева, таких как Московский Пасхальный фестиваль и «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а также гостьей фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» в Москве. Альбина также поддерживает творческие связи с такими дирижерами, как Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Девис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Джорджио Моранди, Ашер Фиш и др.
Знаковым событием в жизни музыкальной Москвы стал сольный концерт Альбины Шагимуратовой на исторической сцене Большого театра России. Совместно с оркестром театра и Маэстро Владимир Спиваков, певица исполнила сцены сумасшествия из итальянского оперного репертуара, такие как «Пуритане», «Сомнамбула» и «Лючия ди Ламмермур».
Среди ее многочисленных будущих ангажементов следует отметить возвращение на сцену театров Метрополитен-опера, Королевского театра Ковент-Гарден, на сцену Чикаго Лирик-Опера, Хьюстон Гранд-Опера, Альберт-холла, Баварской оперы и дебют на сцене Парижской оперы Бастиль.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

  • Народная артистка Республики Татарстан (2009);
  • Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая (2011);
  • Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля;
  • Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого государственного академического театра России «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля «Лючия ди Ламмермур»;
  • Лауреат I премии Международного конкурса им. П.И.Чайковского (2007);
  • Лауреат Iпремии Международного конкурса молодых оперных певцов им. М.И. Глинки (Челябинск, 2005);
  • Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2005).

Родилась в Ташкенте. Начала занятия музыкой в пять лет. В 1994 г. поступила в Казанское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В 1998-2001 гг. училась в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова по классам «хоровое дирижирование» и «оперный вокал».
В 2001 г. была принята в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Галины Писаренко), затем там же окончила аспирантуру (2007 г.).

В 2004-06 гг. — солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Немировича-Данченко, где исполнила партии Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова) и Шемаханской царицы («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова).
С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.

В 2006-08 гг. совершенствовалась в Молодежной оперной студии Хьюстонской Большой оперы , на сцене которой исполнила роли Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильды («Риголетто» Дж. Верди) и Виолетты («Травиата» Дж. Верди).

В 2008 г. состоялся дебют певицы на Зальцбургском фестивале в партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» (дирижер Риккардо Мути).
В сезоне 2008/09 она также спела Царицу ночи в Немецкой опере в Берлине, Опере Лос-Анджелеса и дебютировала в партии Джильды в Опере Палм-Бич .

В сезоне 2009/10 дебютировала в театре Метрополитен-опера в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Джулии Тэймор). Эту же партию исполнила в Немецкой опере на Рейне . Исполнила партию Фламинии в опере Й. Гайдна «Лунный мир» (опера была представлена в Планетарии Хайдена в Нью-Йорке силами камерного театра Gotham Chamber Opera).

В сезоне 2010/2011 дебютировала в театре Ла Скала в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Уильяма Кентриджа, дирижер Роланд Бёр). Эту же партию исполнила в Государственной опере Гамбурга в постановке Ахима Фрайера и в Венской государственной опере под управлением Айвора Болтона. Выступила на фестивале «Флорентийский музыкальный май» - участвовала в исполнении Реквиема Моцарта под управлением Зубина Меты.

В сезоне 2011/12 спела Царицу ночи в Венской государственной опере и в барселонском театре Лисео , Лючию ди Ламмермур в Немецкой опере в Берлине, а в последующих сезонах исполняла эту партию также в Метрополитен-опере, Опере Лос-Анджелеса, Лирической опере в Чикаго, театре Ла Скала и Мариинском театре.

В концертном репертуаре певицы - произведения Моцарта, Бетховена, Россини. Форе. В 2005 г. участвовала в исполнении Реквиема Моцарта в рамках «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Участвовала в исполнении Девятой симфонии Бетховена и Восьмой симфонии Малера с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. С Бостонским симфоническим оркестром исполнила Stabat Mater Россини (дирижер Рафаэль Фрюбек де Бургос), с Хьюстонским симфоническим оркестром - программу концертных арий В.А. Моцарта и «Gloria» Ф. Пуленка (дирижер Ганс Граф), с Национальным симфоническим оркестром Дании - Девятую симфонию Л. ван Бетховена (под управлением маэстро Фрюбека де Бургоса). В сезоне 2012/13 на фестивале в Эдинбурге участвовала в исполнении «Военного реквиема» Б. Бриттена. В августе 2014 г. в рамках фестиваля «Би-би-си промс» на сцене Альберт холла дебютировала в кантате «Колокола» С. Рахманинова (исполнив партию сопрано с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Эдварда Гарднера).
Альбина Шагимуратова сотрудничает с выдающимися дирижерами - Риккардо Мути, Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Дэвис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Пьер Джорджо Моранди, Ашер Фиш, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков и др.

В 2010 г. певица дебютировала в Большом театре в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В 2011 г. приняла участие в постановке оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, исполнив партию Людмилы (дирижер Владимир Юровский, режиссер Дмитрий Черняков). В 2012 г. приняла участие в постановке оперы «Травиата» Дж. Верди (партия Виолетты, дирижер Лоран Кампеллоне, режиссер Франческа Замбелло).

Из выступлений сезона 2015/16: Виолетта («Травиата») в Токио, Констанца («Похищение из сераля» В.А. Моцарта) в Метрополитен-опере, Царица ночи («Волшебная флейта») в Опере Сан-Франциско, Донна Анна («Дон Жуан») в Баварской государственной опере в Мюнхене, заглавная партия в опере «Семирамида» Дж. Россини (концертное исполнение на сцене Альберт-холла в Лондоне).

Среди недавних ангажементов: Аспазия («Митридат, царь Понтийский» В.А. Моцарта) в Королевской опере Ковент-Гарден, Джильда («Риголетто» Дж. Верди) в Немецкой опере Берлина, Эльвира («Пуритане» В. Беллини) в Лирической опере Чикаго, Виолетта («Травиата») в Венской государственной опере и Опере Хьюстона, Царица ночи («Волшебная флейта») на Зальцбургском фестивале, в Вене, Баден-Бадене и Париже.