Основные понятия и термины рисования. Арт-словарь. Словарь художественных терминов. Стили, техника, объединения, живопись Термины в рисунке и живописи

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.

    Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте.

    Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. Педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников, учитывая их возрастные особенности, может быть представлена как система целостного формирования его компонентов: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции, воображение.

    Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаем им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством. Художественные знания, полученные детьми, умение эмоционально воспринимать произведения искусства, приобретенные навыки собственной творческой деятельности - все это действенные средства развития у ребят интереса к искусству, потребности в художественной творческой деятельности. В узком смысле слова совокупность знаний, умений и навыков называют изобразительной грамотой. Один из компонентов графической грамотности - это словесные определения и понятия, специальные термины. Учитель прибегает к ним, объясняя детям, что и как нужно нарисовать, а дети - в беседе с учителем и между собой - тоже приучаются к этим специальным словам, постепенно расширяют их смысл и значение.

    Изобразительное искусство подразделяется на виды: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

    Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

    Графика - (греч. «пишу») - вид искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

    Скульптура - (лат. <вырезаю, высекаю») вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

    Декоративно-прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов. Начинают знакомиться в 1 классе, углубляют и расширяют в последующих.

    В первом классе дети знакомятся с их отличительными особенностями (живопись - картина, графика - иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, скульптура - игрушка.). Понятия: основные цвета - те, которые не могут быть составлены из других цветов. Это красный, желтый, синий; составные цвета- те, которые составляются из основных: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Вводится понятие палитра, небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла, на котором смешиваются краски во время работы. Учитель демонстрирует приемы составления оранжевого, фиолетового, зеленого цветов. Также изучаются звучания цветов получаемых в результате смешивания основных цветов с белой и черной краской.

    Во втором классе учитель более подробно рассказывает о живописи. Вводится понятие художник-живописец, а также следующие термины:

    Пейзаж - это произведения изобразительного искусства, на котором отражена окружающая нас природа. Мастерская - помещение, в котором работает художник.

    Гуашь – густая, кроющая краска, предполагающая плотный, непрозрачный мазок. Акварель (от лат. - вода) - краски, которые разводятся водой. В отличие от гуаши акварельные краски прозрачны, акварельный мазок можно накладывать послойно друг от друга. Пастель (мелки) (от итал. - тесто) - из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы замешивают специальное тесто, из него делают небольшие палочки и сушат их. Масло - краткое обозначение масляной живописи. Масляные краски разводятся специальными разбавителями. Холст - льняное полотно, в живописи - тканая основа, на которую наносится слой грунта. Термин «полотно» в переносном значение обозначает отдельное произведение живописи.

    Большое значение для развития художественного вкуса детей и расширению их кругозора имеет знакомство с народным прикладным искусством (З класс). Со второго класса дети начинают обращаются к графическому материалу. Учитель должен объяснить отличие живописи от графики и рассказать о самых распространенных графических материалов: уголь, тушь.

    Осознанное знакомство со скульптурой (начиная со второго класса) как видом изобразительного искусства наблюдаются на уроках лепки.

    В начальных классах дети знакомятся с понятием и законами композиция (от лат. - сочинение, составление, расположение)- взаимосвязь элементов художественного произведения, от которого зависит весь его смысл и строй

    К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел Беларуси.

    Литература:

      Изобразительное искусство в школе: Сборник материалов и документов/ Виноградова, Г.Г. - М.: «Просвещение», 1990. - 175 с.

      Костерин, Н.П. Учебное рисование - М.: «Просвещение», 1984. - 240 с.

      Кузин, B . C . Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах - М.: «Просвещение», 1984. - 318 с.

      Полунина, В.И. Искусство и дети. Из опыта работы учителя - М.: «Просвещение», 1982ю- 191 с.

    "

    Страница 5
    Страница 6
    Страница 7
    Страница 8
    Страница 9
    Страница 10
    Страница 11
    Страница 12
    Страница 13
    Страница 14

    НЕОИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. neo-impressionnisme) - течение в живописи, возникшее во Франции примерно в 1885г. Крупнейшими представителями этого течения являются Ж.Сера и П.Синьяк, которые создали художественную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи продолжали традиции позднего импрессионизма. Используя прием разложения тонов на чистые цвета, они пытались в искусстве применить открытия, сделанные в области оптики. Вместе с тем они старались отойти от фрагментарности и случайности, характерной для импрессионистов, стремились к плоскостно-декоративному созданию пейзажей и многофигурных картин-панно. Проводимое ими оптическое смешение чистых тонов спектра приводило, с одной стороны, к ощущению ослепительно белого света, а с другой стороны, к словно выцветшему белесому колориту.

    НЕОКЛАССИЦИЗМ , неоклассика - термин, обозначающий различные направления в искусстве, возникшие после классицизма XVIIв., ориентирующиеся на классические образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и Возрождения и имевшие целью сделать их критерием современного искусства. Чаще всего термин «неоклассицизм» применяется для обозначения течения внутри стиля модерн, раннего функционализма и раннего авангардизма первой четверти XXв.

    НЮАНС (франц. nuance) - то же, что оттенок.

    ОБЪЕМ (англ., франц. volume, нем. Umfang, Volumen) - в живописи иллюзорное наделение предметов и фигур качествами находящегося в пространстве физического тела при помощи моделировки, светотени, линии, пластической проработки форм и перспективы. Проблема передачи объема может решаться по-разному: от полного отказа от нее (плоскостное изображение постимпрессионистов) до почти реального его воспроизведения с использованием стереоскопических эффектов.

    ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА - желтый, красный, синий цвета, которые нельзя получить из смешения других цветов, но их смешение друг с другом или с дополнительными цветами дает возможность воспроизвести естественные краски окружающего мира.

    ОТТЕНОК , нюанс (франц. nuance, англ. hue, нем. Schattierung) - небольшое различие одного цветового или светотеневого тона. Тщательно разработанная система оттенков способствует созданию богатого живописного колорита и тонкой проработке светотеневой моделировки.

    ПАЛИТРА (франц. palette) - совокупность красок, которыми пользуется художник при создании живописного произведения.

    ПАННО (франц. panneau) - живописное произведение, служащее для украшения стены, потолка архитектурного сооружения, выполненное на холсте маслом или темперой вне предназначенного ему места.

    ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, итал. pastello, от pasta - тесто) - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также живопись и рисование ими.
    Пишут пастелью по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и т.д. Причем начинают жесткими карандашами, а заканчивают мягкими. Красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушкой.
    Работы, выполненные пастелью, отличаются бархатистой матовой поверхностью красочного слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Среди импрессионистов своим увлечением пастелью выделялся Э.Дега.

    ПАСТОЗНОСТЬ (от итал. pasto-so - тестообразный) - художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои.
    Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма композиции.

    ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) - жанр изобразительного искусства или отдельные его произведения, показывающие природу и окружающую человека среду. В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии - морской (марина) и речной пейзажи. Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы, - и фантастическим, основанным на воображении художника. Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж - реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, а также изображения планет и других космических объектов. Начиная с XVIв. пейзаж оформляется в самостоятельный жанр и появляются его основные разновидности: лирический, героический, документальный пейзаж. Это связано с творчеством таких художников, как П.Брейгель в Нидерландах, А.Альтдорфер в Германии, П.Рубенс во Фландрии , Я. ван Гойен, Рембрандт, Я. ван Рёйсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции, Ф.Гварди в Италии.
    Основное завоевание XIXв. в области пейзажа - пленэр - привело к возникновению импрессионизма (французы Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар), открывшего новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX - начала XX в. (П.Сезанн, В.Ван Гог, А.Матисс во Франции, М.С.Сарьян в Армении, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих в России) пытаются решить сложные философские проблемы, расширяют эмоциональные и ассоциативные качества пейзажной живописи.

    ПЛЕНЭР (франц. plein air, букв, открытый воздух) - передача в живописи изменений, происходящих в природе в естественных условиях, под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений.
    Пленэрная живопись, в отличие от работы в мастерской, занимается изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Ее основные признаки - светлый колорит, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т.д.

    Выберете из списка интересующее вас слово:


    Абстракционизм - одернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

    Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Различают геометрический и лирический абстракционизм.
    Abstractionnisme
    Gegenstandslose kunst
    лат.Abstractus - отвлеченный


    Авангардизм - Совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
    Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
    фр.Avant-garde - передовой отряд


    Акварель - Краска, для изготовления которой используется водорастворимые связующие, например гуимиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Незакрашеная поверхность белой бумаги вызывает впечатление просвечивания, а затекающие друг на друга акварельные пятна создают градации тона (Джон Мэрин). Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре.


    Акварельная краска - Это краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Их отличает чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает
    - твердая (в плитках)
    - полумягкая (в керамических чашечках)
    - мягкая (в тюбиках).


    Акварельная техника - Техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

    Акварельной краской можно создавать различные типы рисунков:
    - прозрачные, основанные на лессировках, без применения белил, и
    - кроющие, с применением белил (корпусная техника).

    Главное отличительное свойство акварели - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги.

    При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения.

    Известно несколько приемов акварельной техники:
    "акварелированный рисунок" - соединение легкого, прозрачного слоя с рисунком карандашом или пером
    "итальянская акварель" - работа по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней
    "английская акварель" - работа по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.


    Акватинта - Изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.


    Акриловая краска, акрил - Синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.


    Ампир - Стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы, для которого:
    - характерны строгие архитектурные формы: дорический и тосканский ордера; и
    - обращение к дрепнеегипетским декоративным формам: военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.
    фр.Empire - империя


    Антиискусство - Считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.


    Арт брют, искусство аутсайдеров - Французский термин Аrt Brut, придуманный Жаном Дюбюффе, переводится как грубое искусство, но часто применяется в отношении искусства аутсайдеров. Он используется для обозначения искусства, созданного непрофессиональными авторами, но связанными с художественной средой - детьми, душевнобольными или преступниками (Алфред Уоллис, Адольф Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.


    Ассамбляж - Включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.


    Аэрограф - Прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д


    Аэрография - Техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.

    Испанский художник Пабло Хурадо Руис за работой

    Абстрактный рисунок - изображение предмета или явления реального мира, характеризующееся изолированностью, резкостью или намеренным преувеличением изображаемого объекта. Под абстрактным рисунком также иногда понимают композицию линий, форм и цветов, которая слабо связана с предметами и явлениями реального мира.

    Видоискатель - приспособление, используемое художниками для выбора удачного вида и определения границ композиции; в фотографии видоискатель является элементом фотоаппарата, который показывает границы будущего снимка.

    Воображать - представлять себе, мысленно вызывать в воображении объекты и образы, недоступные в данный момент для восприятия органами чувств.

    Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

    Граница - воображаемая линия на рисунке (к примеру, линия горизонта, отделяющая небо от земли) либо реальная линия (контур), определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от окружающего ее пространства.

    Изображение - образ, возникающий на сетчатке глаза в результате получения мозгом от зрительной системы информации о воспринимаемом объекте.

    Интуиция - непосредственное постижение истины без логического анализа; суждения, знания или мысли, которым не предшествует процесс размышлений; знание, которое приходит как внезапное озарение.

    Картинная плоскость - воображаемая плоскость, подобная оконной раме. Картинная плоскость всегда расположена параллельно вертикальной плоскости, в которой находится лицо художника, и перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект). Через картинную плоскость объект видится так, как он будет выглядеть на бумаге. В фотографической камере роль картинной плоскости играет светочувствительный слой.

    Когнитивный сдвиг - смена преобладающего типа мышления, к примеру, переход от аналитического (связанного с функцией левого полушария) к пространственно-образному (связанному с функцией правого полушария) мышлению или наоборот.

    Композиция - упорядоченное соотношение межу частями или элементами произведения искусства. В учебном рисунке композиция означает правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

    Контур - линия, определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от пространства.

    А-режим - способ переработки информации о реальности, при котором задействуются линейный, аналитический, вербальный и логический режимы мышления.

    Левое полушарие - левая половина головного мозга. Является преобладающим полушарием у большинства правшей и отвечает за абстрактно-логическое (вербальное) мышление.

    Леворукость - преобладающее использование левой руки для рисования и письма; левши составляют приблизительно 10% всех людей. При этом доминирующим полушарием для левшей, как и для правшей, может являться левое полушарие.

    Линия глаз - воображаемая линия на портрете, которая делит голову пополам по горизонтали. На этой линии располагаются глаза. В пейзаже под линией глаз подразумевается линия горизонта.

    Негативное пространство - пространство вокруг объектов рисунка. Границы негативного пространства совпадают с границами рабочей поверхности. Внутренние границы негативного пространства могут совпадать с границами объектов рисунка.

    Определение пропорций - проверка соотношения элементов или частей формы между собой с помощью подручных предметов (чаще всего используется обычный карандаш, удерживаемый на вытянутой руке). Таким образом определяется положение одной части рисунка относительно другой, величина углов по отношению к горизонтали или вертикали, а также размеры частей рисунка относительно основного элемента.

    Основной элемент - начальный элемент или часть композиции, которая помогает сохранить правильные пропорции в работе. При расчете пропорций основной элемент всегда принимается за единицу.

    П-режим - способ переработки информации о реальности, при котором задействуется визуальный, пространственно-образный режим мышления. Этот режим мышления отвечает за одномоментное восприятие и оценку объекта и ориентирован на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

    Перекрестное штрихование - способ создания тона или объема с помощью непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях.

    Перспектива и пропорция - изображение объектов на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. В более узком смысле перспективой называют изображение, построенное на горизонтальной или вертикальной плоскости, а пропорцией - соотношение между частями рисунка.

    Правое полушарие - правая половина головного мозга. У большинства правшей правое полушарие отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов.

    Ракурс - положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей.

    Реализм в живописи - стремление как можно более точно и объективно передать действительность. Иногда используется как замена термина «натурализм».

    Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещенности, создающей шкалу яркостей. Различают следующие элементы светотени: свет, падающая тень, рефлекс и собственная тень.

    Символическая система - в живописи - набор символов, последовательно используемых для создания образа, к примеру, лица или фигуры. Символы обычно взаимосвязаны, поэтому использование одного символа влечет за собой следующий (подобно ассоциациям, возникающим при написании знакомых слов). Символическая система в рисовании обычно формируется в детском возрасте и, как правило, остается постоянной на протяжении всей жизни, если только не работать над ее изменением целенаправленно.

    Сознание - способность воспринимать объекты, людей и окружающий мир. Близкими по смыслу словами будут «видение» или «познание».

    Твердость грифеля. Карандаши различаются по твердости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами. Т (или Н - от англ. hard) - твердый, М (или В - от англ. black) - мягкий. Карандаш средней твердости (твердо-мягкий) будет обозначен буквами ТМ или НВ. Дальнейшее деление происходит таким образом: карандаш с пометкой 8Н будет самым твердым, а 8В - самым мягким. Промежуточными значениями будут, к примеру, такие: 6Н, 4Н, 2Н, НВ, 2В, 4В, 6В. В отличие от Европы и России, в США для указания твердости используется числовая шкала, поэтому простой карандаш стандартной твердости НВ в Америке будет промаркирован как № 2 или 2В.

    Тип мышления - вид мыслительной деятельности; в зависимости от преобладающего полушария выделяют абстрактно-логическое (или вербальное) и пространственно-образное мышление.

    Формат - может означать форму листа для рисования (прямоугольный, квадратный, треугольный и так далее) или соотношение длины и ширины прямоугольного листа.

    Характеристики цвета - светлота и яркость цвета. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным, а при максимальном увеличении светлоты становится белым.

    RelatedPost

    Творческое и интересное занятие - рисов...

    абрис (от нем. abriß - чертеж, контур) - линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

    акцент - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

    аэрограф - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.

    багет (от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.

    валёр (от франц. valeur - ценность, достоинство) - оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени.

    вернисаж (от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.

    граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

    грунт (от нем. grund - основа) - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.

    деформация - художественный прием, усиливающий выразительность образа, состоящий в изменении видимой формы изображения.

    декоративность - совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства.

    диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.

    детализация - тщательная проработка деталей изображения.

    дублирование - в реставрации - укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.

    жанр (от франц. genre, от лат. genus - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

    жухлость - изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.

    карнация - живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.

    колорит (от итал. colorito, от латинского color - цвет, окраска) - система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.

    коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

    композиция (от латин. compositio - составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.

    контрапост (от итал. contrapposto - противоположность) - прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

    корпусное письмо - технический прием в ; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.

    коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.

    кракелюр (от франц. craquelure - мелкая трещина) - трещина красочного слоя в произведениях живописи.

    кракле (от франц. craquele) - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.

    лессировка (от нем. lasierung - покрытие глазурью) - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.

    люстр - тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.

    мастихин (с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.

    миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

    моделировка (от франц. modeler - лепить) - передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.

    мольберт (от нем. не употребляемого более malbrett - полка для живописи) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.

    монохромия (от греч. моно - один и chroma - цвет) - одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

    Живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники монументальной живописи - фреска, мозаика, витраж. Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах, и др.). Благодаря долговечности, произведения монументальной живописи остались практически от всех культур.

    муштабель (от нем. Maßstab) - деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.

    набросок - произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.

    нюанс (от франц. nuance - оттенок) - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.

    обскура (от лат. obscurans - темный) - известная со средних веков темная камера с одним миниатюрным отверстием. Камера-обскура способна проецировать на стену перевернутое уменьшенное изображение предметов, на которые направлено отверстие. Камера-обскура использовалась художниками 18 века при подготовке эскизов.

    основа - холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой живописи.

    палитра (от франц. palette) - 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.

    панно (от фр. panneau - плоскость, от лат. pannus - кусок ткани) - 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением; 2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).

    панорама (от греч. pan - всё и horama - зрелище) - 1) синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; 2) круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

    паспарту (от франц. passe-partout) - картонная рамка для рисунка, гравюры, фотографии, акварели или гравюры.

    пастозность (от итал. pastoso - тестообразный) - качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.

    перспектива (от франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.

    пинакотека (от греч. pinax - картина и theke - вместилище) - собрание произведений живописи, картинная галерея.

    пинакс (от греч. pinax - картина) - древнегреческая станковая живопись на досках.

    пластические искусства - виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

    пластичность (от греч. plastikos - податливый, пластичный) - качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.

    пленэр (от франц. plein air, буквально - открытый воздух) - 1) передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы; 2) живопись на открытом воздухе.

    подмалевок - подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.

    подрамник - деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картина. Законченная картина на подрамнике вставляется в багет.

    полихромия (от греч. поли - много и chroa - цвет) - многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

    полутень - элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

    прием - отличительные черты художественного творчества, отражающие индивидуальность художника, его стиль.

    профиль (от франц. profil, от итал. profile - очертание) - вид лица или предмета сбоку.

    размывка - техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.

    ракурс (от франц. raccourci - сокращение, укорачивание) - перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

    растушевка - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка выполняется растушкой, резинкой, хлебным мякишем или пальцем.

    растушка - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.

    реплика (от фр. replique - отпечаток, повторение) - авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.

    ретушь (от франц. retouche, от retoucher - подрисовывать, подправлять) - исправление изображений.

    рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повёрнутый назад, отражённый) - в живописи (реже в графике) - отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).

    ритм - особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо частей. Ритм усиливает выразительность художественного образа.

    розетка (от франц. rosette, буквально - розочка) - орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).

    Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
    При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт - www.!