Гитарный строй. Гитарный строй - знакомство Какой тон обозначает каждая струна на гитаре

В предыдущей статье совсем коротко был затронут вопрос о пониженном строе гитары . В данной статье хотелось бы обсудить его более подробно.
Напомню, что стандартный строй шестиструнной электрогитары такой: Ми[E]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E], начиная с шестой струны. Рассмотрим предпосылки для перехода к другому строю гитары. Пониженный строй применяют в экстремальной музыке, чтобы создать более плотный, тяжёлый и мощный звук. Также можно привести пример того, когда музыканты, играющие в рок группах , решают использовать более низкий строй, чтобы было удобнее петь вокалисту. То есть подстраиваются под определённого человека и определённый стиль музыки. Кстати говоря, можно и повышать строй гитары, подстраиваясь под вокальные данные певца. Также использование низкого строя гитары обусловлено другой аппликатурой аккордов. То есть строй гитары подбирают для удобства постановки аккордов.

При использовании пониженного строя электрогитары, естественно, будет уменьшаться натяжение струн и тонкие струны могут попросту висеть. Поэтому нужно подбирать более толстые комплекты струн.
Могу сказать, что вариантов настройки гитары достаточно много. Мы рассмотрим несколько распространённых. На их примерах Вы сможете выбрать для себя оптимальный строй или же придумать свой.

  1. Понижение на пол тона. При этом строй становится следующий: Ре#-Соль#-До#-Фа#-Ля#-Ре#.
  2. Понижение на тон. Строй гитары: Ре[D]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D].
  3. Строй, называемый «Drop D». При этом понижается на тон только шестая струна: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E]. В таком случае между шестой и пятой струной оказывается квинта и можно играть различные рифы, зажимая эти две струны одним пальцем.
  4. Гитарный строй Drop D

  5. Строй под названием «Drop C». Шестая струна понижается на два тона. Остальные струны – на один тон. Тогда строй гитары выглядит так: До[C]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D]. Строй ниже вышеописанного, но аналогично можно играть аккорды на двух низких струнах одним пальцем.
  6. Гитарный строй Drop C

  7. И в заключении рассмотрим ещё один строй. Он запомнился мне по песне Kashmir группы Led Zeppelin. Выглядит он так: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Ля[A]-Ре[D].
  8. Led Zeppelin — Kashmir

И даже выкладывал , правда на английском.
В общем, сегодня решил снова коснуться этой темы и рассмотреть наиболее распространенные из них.


Не лишним будет напомнить простые вещи. Если вы решили настроиться пониже, то для этого лучше взять потолще, а то в каком-нибудь Dropped обычная девятка будет просто болтаться и звенеть об лады. Если же вы решили сделать строй своей гитары повыше, то в этом случае можно взять струны потоньше, т.к. струны больших калибров, в это случае, могут быть очень тугими. Ну, и избыточную нагрузку на гриф тоже никто не отменял.

Так же, при кардинальной смене строя, будьте готовы к тому, чтобы заново , хотя может быть этого делать и не придется.

Итак, поехали.

Стандартный строй: E-A-D-g-b-e

В стандартном гитарном строе всем интервалы между струнами – это чистые кварты (пять полутонов), за исключением интервала между третьей струной (g) и второй струной (b), который является мажорной терцией (четыре полутона).

На полтона вниз: Eb-Ab-Db-gb-bb-eb

Этот гитарный строй также называют «Eb» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Настройка гитары происходит точно так же, как в стандартном строе. Звуковые интервалы между струнами остается ровно такими же, но настройка каждой струны происходит ровно на один полутон ниже относительно стандартного строя. Строй Eb может использоваться по многим причинам, например, потому что струны становятся мягче, и делать бэнды становится легче или, для того, чтобы лучше соответствовать вокальному диапазону певца. Причин может быть много. Этот строй использовали Jimi Hendrix и Stevie Ray Vaughan.

На целый тон вниз: D-G-C-f-a-d

Этот строй так же называет «Строй D» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Все тоже самое, как в предыдущем случае, за исключением того, что каждая струна настроена на тон ниже относительно стандартного строя. Этот строй используется по тем же причинам, как и «E?», струны при этом провисают еще больше, а делать бэнды еще легче. Тут я бы уже задумался об использовании струн более толстого калибра.
Если и этого для вас недостаточно, то можно продолжать и дальше. Т.е. опускать или каждую струну на равный интервал относительно стандартного строя. Алгоритм прост, главное – это подобрать струны соответствующего размера.

Drop-D: D-A-d-g-b-e

Дроп-D – это, наверно, один из самых популярных строев в хард-роке, алтернативе и прочей мазафаке. Кстати, не брезгуют им и фолковые гитаристы. Хотя они, вообще, большие любители альтернативных и нестандартных гитарных строев.
Опуская низкую струну E на один тон к D, мы добиваемся легкости игры поуэр-аккордами (power chords). Теперь их можно играть одним пальцем, просто зажав три толстых струны, 4-ю, 5-ю и 6-ю, соответственно. Строй Drop-D дает более «мясной» звук и расширяет к низу общий диапазон гитары относительно стандартного строя.
Кстати, этот строй не требует большой и долгой перестройки, что позволяет менять строй прямо «на ходу», при должной сноровке, конечно.
Для облегчения этой процедуры даже был придуман и сделан специальный девайс – D Tuner, который позволят буквально за секунду перестраивать шестую струну.

Двойной Drop-D: D-A-d-g-b-d

Двойной дроп-D – это любимый строй Нила Янга (Neil Young). Он идентичен обычному Drop-D, за исключением того, что высокая e тоже понижена на один тон относительно стандартного строя – до d. При таком раскладе получается, что 4-е высоких струны образуют аккорд соль-мажор, и это может быть удобно при игре слайдом. Этот строй, так же довольно быстро и легко получить из стандартного.

Drop-C: C-G-c-f-a-d

Этот строй поможет сделать звук вашей гитары более низким и «мясным» на перегрузе. Этот строй получается, если сначала перестроить гитару на тон ниже стандартного, а затем спустить 6-ю струну еще на тон.
Довольно низко, не находите? При таком строе явно нужны струны потолще. Тонкие явно будут болтаться, как сопли.
В общем, методика проста. Мы уже поняли, что такое Drop. А опускать ли на один тон, 2 или больше – это уж, как вам захочется. Всё будет упираться в калибр струн и ваше желание.

Строй D5: D-A-d-d-d-d

Этот строй относят к категории открытых строев, т.к. если все струны открыты то звучит аккорд D5. Такой строй довольно часто используется при игре слайдом. Чтобы получить такой строй нужно 3-ю струну опустить на 5 полутонов, 2-ю поднять на 3 полутона и 1-ю опустить на тон.
Встречаются вариации этого строя, в которых 3-ю струну поднимают до A, вместо того, чтобы опустить до D. Это дает две пятых ступени в различных октавах, что дает звуку некоторую глубину.

Строй Страуса: D-D-d-d-d-d

В этом строе все струны настроены на одну ноту. Говорят, что этот строй придумал Лу Рид (Lou Reed), пока был с Velvet Underground. Важное замечание: при таком строе вам определенно нужно собирать собственный комплект струн.

На сегодня, пожалуй, остановлюсь. Этим конечно, все альтернативные и нестандартные гитарные строи не исчерпываются.
Думаю, в скором времени подкину еще с десяток.

Гитара - один самых известных и в то же время непредсказуемых инструментов, способных затронуть самые чувственные струны души. Но и у самой гитары они имеются.

Мало кто обращает внимание на название струн на гитаре, считая это совершенно ненужным. А ведь зачастую исполнение любой композиции зависит именно от настройки. Любой диссонанс вызывает ассоциативное неприятие композиции в целом. Но в данном материале основное внимание будет уделено настройке инструмента и его использованию для начинающих музыкантов.

Название струн на гитаре: классический вариант

Вообще, классикой считается Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).

Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:

  • C - до.
  • D - ре.
  • E - ми.
  • F - фа.
  • G - соль.
  • A - ля.
  • H - си (отдельно указывается B - си-бемоль).

(диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.

Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).

Ми-си-соль-ре-ля-ми: правильная ли последовательность в настройке

Достаточно часто многие начинающие гитаристы, пытающиеся постичь азы техники, сразу же сталкиваются с проблемой настройки, не зная, какая струна соответствует тому или ному символу в обозначении или звуку.

Если пройти перебором, последовательно от шестой струны до первой, выглядеть она будет как «ми-ля-ре-соль-си-ми». А вышеуказанная последовательность является обратной.

На бемольную последовательность такая секвенция не тянет, поскольку она должна выглядеть как «си-ми-ля-ре-соль-до-фа». Однако же, мы отвлеклись от темы.

Основной тон и настройка

Название струн, как уже понятно, является стандартным для любого инструмента. Что касается (6-струнной) делается это достаточно просто.

Есть несколько способов, из которых начинающему музыканту подойдет унисон открытой струны ниже по грифу, с той, что зажата на пятом ладу выше. Все струны, кроме третьей, строятся по этому правилу. Можно использовать эффект флажолетов на разных ладах (между собой струны вибрируют) или включить дисторшн-эффект, который добавит драйва и усилит вибрацию. То есть, перестраивать струны придется до полного совпадения в звучании. У профессиональных электрогитар для этого есть специальное устройство микроподстройки на деке).

Главные аккорды для начинающих

Нота «ля» у многих начинающих гитаристов, как правило, ассоциируется с аккордом, который является вторым по простоте применительно к гитарной технике.

Он состоит всего лишь из трех пальцев: два на втором ладу (четвертая и третья струна) и один на второй струне на первом ладу. Нота «ля» в данном случае выступает тоникой.

Но самым простым аккордом все-таки является ми-минорный аккорд. Всего две струны - пятая и четвертая на втором ладу. Мажорный аккорд в постановке от «ми» подразумевает зажатие третьей струны на втором ладу, а мажорный аккорд с тоникой «ля» и того проще - три пальца на втором ладу (вторая, третья и четвертая струна).

Прием баррэ

Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).

Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.

Разновидности техники игры

Название струн на гитаре часто подчеркивается некими символами, хотя напрямую и не афишируется. К примеру, в стандартном варианте обозначаются третий, пятый, седьмой и двенадцатый лад (иногда девятый). У многих известных гитаристов можно встретить разного рода знаки, включая черепа или что-то еще. Такие гитары делаются на заказ.

И играть на любом инструменте достаточно сложно, будь то перебор, бой, тэппинг, слайдинг и т. д. С возникновением «примочек» техника вышла на новый уровень. Один только чего стоит… А современные гитаристы вообще демонстрируют такие чудеса техники, что просто в голове не укладывается.

Тот же Стив Вай, Марти Фридманн или Кирк Хэммэт - это же уникумы нашего времени. И они, кстати, хоть и знают классическую школу, далеко не всегда используют ее в своих импровизациях. Например, Фридман склонен играть квинтолями или по девять нот за проход. И техника у всех разнится. Но если задаться целью, нет ничего невозможного. Может, и современный читатель в будущем станет великим гитаристом, как знать?

Подробности Автор: JetNet Просмотров: 1003 04.09.2017 19:57 Категория: С чего начать???

В этой статье я хочу внести немного ясности по гитарным строям. Какие они бывают, почему так сформировались и как вообще настроить свою гитару. Во-первых немного ликбеза. Обозначается строй буквами. Буквы это ноты, которые дают открытые струны от шестой (самой толстой) до первой (самой тонкой). Начнем с, так сказать, эталона - это стандартный гитарный строй.

Стандартный строй E A D G B E (Ми)

В этом строе гитара настраивается по квартам, т. е. интервал между каждой струной это кварта. Что это такое читайте Исключение - вторая и третья струна, интервал между которыми большая терция. Говорят на жаргоне, что гитара настроена в "Ми", т. е. это ноты на первой и шестой струнах. Настроив гитару в данный строй, можно легко зажимать обычные полные аккорды, мажорные и минорные. Да и вообще, мне кажется, в нем можно сыграть 90% всех песен.

Пониженный строй Eb Ab Db Gb Bb Eb (Ми бемоль)

Если все струны настроить в стандартный строй и опустить каждую на полтона, то мы получим пониженный строй Ми бемоль. Интервалы между струнами такие же как в стандартном строе Ми. Для чего используют данный строй? В основном, чтобы было легче петь вокалисту или для более низкого и тяжелого звука (например в хеви метале и прочей рок музыке).

Пониженный строй D G C F A D (Ре)

Если в стандартном строе все струны опустить еще ниже - на 2 полутона, то мы получим строй Ре. Здесь также интервалы сохраняются. По сути все пониженные строи такого типа это просто стандартный с более низкой настройкой. Используется опять же для более тяжелого и низкого звука, например в хеви метале. Стандарт можно и дальше опускать и получить, например, С (до). Смысл будет тот же.

Dropped D: D A D G B E

Вот это уже поинтереснее. Берем стандарт Ми и опускаем 6-ю струну на целый тон. Теперь у нас 2 ноты Ре на открытых струнах. Квинты на шестой струне зажимаются не 2-мя пальцами, как в стандартном, а одним. Это наверно самый популярный строй в альтернативном метале. Дает более мясной звук и расширяет диапазон гитары. Ну и удобство появляется при игре квинт (пауер аккордов).

Dropped C: C G C F A D

Все тоже самое как в случае с Дроп Д, только за основу берем пониженный строй Ре и также опускаем дополнительно шестую струну на тон. Любимый строй всяких металкорщиков.

Так, эквивалентно опуская струны, можно еще выше или ниже настроить гитару. То есть по сути все эти строи выше это вариации 2-х строев: стандартного и дроп. Они наверно самые популярные среди гитаристов. Используя только их, можно сыграть с легкостью 99% всех песен в мире. Помимо них, существует еще масса нестандартных строев, но они довольно редко применимы. Да и вообще вы сами даже можете придумать свой собственный гитарный строй и придумать как в нем играть =)

Многие гитаристы задаются вопросом о том, какие струны лучше подойдут под их строй. При выборе стоит помнить, что предпочтения по натяжению и диаметру струн - очень индивидуальная вещь. Именно по этой причине не стоит воспринимать информацию из данного материала как абсолютную истину: мы приведем самые обобщенные и усредненные данные, по которым вы сможете подобрать оптимальную толщину комплекта под свои предпочтения.

Для удобства чтения статьи мы будем использовать целые обозначения толщины струн (например, 9-42 вместо 0.009-0.042).

Факторы, влияющие на выбор толщины струн

  • Мензура гитары: чем она длиннее, тем сильнее будут натянуты струны при прочих равных условиях. В таблице ниже мы будем исходить из стандартной мензуры 25.5". Если вы обладатель гитары с меньшей мензурой, то вам нужно сделать небольшую корректировку и взять более толстый набор.
  • Натяжение струн: чем больше их натяжение, тем толще струны - соответственно, они обладают более мощным и объемным звучанием. Однако с другой стороны, струны с большей толщиной имеют меньшую амплитуду колебаний, из-за чего их звук не так насыщен обертонами, он более тусклый и плоский - особенно это слышно на тонких струнах без обмотки.
  • Третья струна: в большинстве комплектов она не имеет намотки (plain). В наборах с первой струной толщиной 12 и более третья струна обычно имеет оплетку (wound). В данном случае стоит учитывать, что оплетка увеличивает натяжение - о бендах на полтора-два тона придется забыть, хотя, с другой стороны, в пониженных строях третья струна wound звучит намного полнее и богаче.
  • Сегодня можно купить струны для гитары в сбалансированных наборах (8-38, 9-42, 10-46, 11-50, 12-54, 13-56 и др.) и несбалансированных (9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 и др.)

Первые обычно используются для стандартного строя либо строя, пониженного по всем струнам на равное количество полутонов. Второй тип идеально подойдет для любителей дроп-строев (6 струна понижена на целый тон), а также для тех, кто использует гибридные и открытые настройки гитары.

  • Самые толстые комплекты струн (12-60, 13-72 и т.д.) лучше подходят для гитар с удлиненной мензурой - баритонов . У них мензура составляет 26 и более дюймов, используются они в сильно пониженных строях (например, Standart A и ниже).

В принципе, подобные комплекты можно использовать и для инструментов со стандартной мензурой для глубоко пониженного строя, однако перед покупкой следует учесть пару нюансов:

  • Вам может просто не хватит возможностей регулировки мензуры на бридже, так как пониженный строй требует ее перенастройки. В таком случае поможет либо замена бриджа, либо переход на более тонкий комплект.
  • Используя более толстый комплект, вы расточите канавки под струны на верхнем порожке либо просто не сможете поместить в них струны. При обратном переходе на более тонкие струны, они будут болтаться в расточенных канавках, что затруднит точную настройку гитары.

Помимо этого, толстые струны могут не влезть в колок - его также придется расточить.

Какие струны подойдут под определенный строй

Строй гитары

Подходящие комплекты струн

Standart E

8-38 - специфический набор, который подойдет, скорее, опытным музыкантам. Очень малый диаметр позволяет делать микробенды просто благодаря более сильному прижатию струны к ладам (особенно это эффективно применяется при скалопированом грифе). Из известных музыкантов фанатом такого набора является Ингви Мальмстин

9-42 - подойдут начинающему музыканту, ставятся на все серийные гитары Fender

10-46 - пожалуй, наиболее популярный калибр для стандартного строя: идеальный баланс между удобством и понотой звучания

9,5-44 - компромиссный набор для любителей динамичного звучания и частых бендов

11-50 - излюбленный комплект музыкантов, исполняющих блюз и нетяжелый рок: позволяет раскачать дерево гитары на полную мощность

12-54 - подойдет, например, для гитар с пустотами внутри деки при исполнении джаза и блюза. Высокое натяжение

9-46 - аналогичный классическому комплекту 9-42 набор для drop-строя

10-52 - аналог комплекта 10-46 для drop-строя

10-50 - не очень популярный комплект, который по мнению многих музыкантов более сбалансирован для дропа и более приятен при игре, нежели 10-52

10-60 - несбалансированный комплект для тех, кто играет тяжелую музыку, такой набор использует Закк Уайлд

11-54 - яркий и мощный звук при игре гармонических партий на низких струнах

11-56 - самый объемный и глубокий звук, подойдет музыкантам с сильными пальцами

Standart D

10-46 - легкие бенды, натяжение ниже среднего. Для певучих лид-партий

11-50 - отлично сбалансированное натяжение

12-54 - натяжение выше среднего: мечта каждого блюзмена

13-56 - сильное натяжение, глубокий и мощный тон

10-60 - неплохой выбор и для данного строя: 1-3 струны хорошо тянутся, низкие струны звучат монолитно и глубоко

11-52 - минимальная толщина для данного строя, натяжение ниже среднего

11-54 - классический набор для drop C

11-56 - усиленный звук низких струн, разница ощутима не всегда

12-54 - более толстые высокие струны, подойдет, скорее, для игры гармонических партий

12-60 - сильное натяжение, хороший выбор для тяжелой музыки с минимальным количеством лид-партий

Standart A

14-68 - среднее натяжение, отличный баланс

Полезный совет: если вы хотите настроить гитару в B Standart или ниже, то подумайте лучше о покупке баритона или 7-струнной гитары - нужно понимать, что не все типы 6-струнных электрогитар предназначены для экспериментов с сильным понижением строя.

Повторим, что данные рекомендации являются условными и отчасти субъективными. Достаточно вспомнить великого SRV, который для строя Standart Eb использовал комплект 13-56: поэтому самое важное - это ваши ощущения. Попробуйте несколько разных комплектов, поэкспериментируйте - и вы непременно найдете оптимальный набор для своей музыки!

По материалам статьи Калганникова Егора, 12.2013.