Урок литературы. Тема: "Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по повести Н. Гоголя "Вий". Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н. В. Гоголя «Вий Проект создание диафильма по гоголю вий

Разделы: Литература

  • Образовательные: Учить анализу литературного произведения, учить работать с опорной схемой.
  • Развивающие: Развитие у обучающихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.
  • Воспитательная: воспитание внимание.

Ход урока

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья…
А. С. Пушкин

I. Словарная работа:

Архетип, тотем, судьба, мистерия, совесть, совершенство, духовное рождение, тайна рока, симфония Хаоса, философ, двоемирие.

II. Слово учителя:

Н. В. Гоголь – всегда тревожная, и, пожалуй, самая таинственная загадка русской литературы. Одни считали его писателем “космическим”, другие – сатириком…

На предыдущих уроках вы, ребята, отмечали романтическую направленность его повести “Ночь перед Рождеством”.

Сегодня на уроке мы постараемся осмыслить проблемы, затронутые Н. В. Гоголем в повести “Вий”.

III. Вопросы к классу:

1. Как учились и жили бурсаки?

Грубые, невежественные, неряшливые, всегда голодные. Любят выпить, украсть, подраться, очень мало занимаются науками.

3. Как объясняет гибель Хомы его товарищ Горобець?

IV. Работа с ОСК: После ответов на вопросы обращаемся к ОСК, что значительно облегчает работу над повестью.

Обучающиеся свободно ориентируются в определении таких понятий как “Двоемирие”, “Полное Духовное Рождение”, “Хаос”, “Рок”, “Судьба”, “Страх”.

Определяют тему произведения : Власть зла.

Идею: погибает покорный .

Обучающиеся приходят к выводу , что гибель Хомы – победа гордого одинокого человека, уходящего в бессмертие; соединяясь с Вием, взглянув ему в глаза, Хома достигает Полного Духовного Рождения.

Далее зачитываю, какую цель ставит перед собой Н.В. Гоголь: “…заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психологической основой предания”. Это высказывание И. Анненского подводит к логическому завершению работу над ОСК.

V. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “О чем ты воешь, ветер ночной?” (Можно заранее поручить выучить его одному из обучающихся.)

Это стихотворение поможет создать определенный эмоциональный настрой у обучающихся – чувство сопричастности к вечным проблемам бытия.

О чем ты воешь, ветер ночной?
О чем так сетуешь безумно?...
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке-
То роешь и взвываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
Ф. И. Тютчев

VI. Самостоятельная работа (3 мин): Перед вами белый лист, передайте цветописью:

Я родился.
Хочу стать Человеком.
Я формирую себя.
Имею и стремлюсь.
Нахожу и избавляюсь(пороки).
Одинок ли я в этом мире?
Чего я страшусь?

Цветописью передаются чувства, настроение. Организуется выставка рисунков. Поощряются все работы, отмечается самобытность, творческая раскованность.

VII. Самостоятельная работа № 2: “Ответьте на вопросы, дайте толкование...”

  1. Ваше определение понятия “Двоемирие”?
  2. Ученый, впервые проанализировавший категорию Страха? (Серен Къеркегор.)
  3. Что является предметом страха-тоски?
  4. Подберите синоним к слову “судьба”.
  5. Что олицетворяет собой Ничто в повести?
  6. Дайте описание Вия. Каким представляете его?
  7. Бурсаки… какими запомнились они Вам?
  8. Почему погиб Хома? (Неверующий.)
  9. Что легче описыать: прекрасное или безобразное?
  10. Как Вы понимаете СС “Полное Духовное Рождение”?

VIII. Вывод: В мире существует великое, абсолютное, бесконечное и вечное; существует подлинно ужасное, не допускающее обыденности, – существует Вий, абсолют, он приносит смертельное потрясение, а цена познания – смерть. Что увидел Хома? На вопрос этот нет ответа. Н. В. Гоголь не дает права увидеть нам, праздным читателям, что увидел Хома в глазах Вия, ибо для того, чтобы быть достойным увидеть тайну самой сути бытия, необходимо принести в жертву жизнь.

Cлайд 1

Урок литературы в 6 классе Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Cлайд 2

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

Cлайд 3

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Cлайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Cлайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать».

Cлайд 6

Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

Cлайд 7

Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Cлайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. …Луга, леса,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Cлайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?

Cлайд 10

Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

Cлайд 11

«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».

Cлайд 12

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

Cлайд 13

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?

Cлайд 14

Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
Послание апостола Иакова (1; 8)

Цель урока:

  • Раскрыть духовно-нравственный смысл повести Н.В. Гоголя "Вий".

Задачи урока:

  • Развивать навыки критического мышления, вырабатывать навык внимательно вчитываться в каждое слово и соотносить прочитанное со своими мыслями.
  • Вовлекать студентов в размышления о назначении и смысле жизни, о необходимости противостоять злу через работу над своей душой.
  • Развивать навыки сопоставления различных режиссёрских кинотрактовок художественного произведения.

ХОД УРОКА

Вызов

Вступительное слово учителя.

Сегодня часто цитируют слова Мити Карамазова из последнего романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": "Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы - сердца людей". Не случайно именно эти слова взяты как название темы нашего урока, посвящённого изучению повести Н.В. Гоголя "Вий". СЛАЙД 1.

Скажите, как вы понимаете смысл этих слов. (Звучат ответы учащихся).

Действительно, борьба за душу и сердце человека является главной темой этого одного из самых загадочных произведений Н.В. Гоголя.

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова из Послания апостола Иакова: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих", имеющие самое прямое отношение к главному герою повести "Вий".

Думаю, что некоторые из вас слышали об этом произведении и раньше. Пожалуйста, очень коротко скажите, что вам уже известно о повести "Виий"?

(Общий смысл нескольких прозвучавших ответов сводился к тому, что "Вий" - очень страшное произведение, в котором мёртвая ведьма оживает и вызывает ужас у главного героя, читавшего над ней молитвы; здесь изображено множество чудовищ во главе с Вием, из-за козней которых главный герой в финале погибает).

Спасибо за ответы. Действительно, за повестью "Вий" закрепилась репутация одного из самых "страшных" произведений русской классики. На прошлом уроке мы говорили о духовных исканиях Н.В. Гоголя, о его высокой религиозности, о том, насколько ответственно относился писатель к своему творчеству; работая с отдельными фрагментами его книги "Выбранные места из переписки с друзьями", вы поняли, что писатель всегда ставил перед собой очень серьёзные и важные задачи. Исходя из темы нашего занятия, сформулируйте его цель. (Звучат ответы учащихся).

Спасибо. Теперь посмотрите на слайд (Цель урока: раскрыть духовно-нравственный смысл повести Н.В. Гоголя "Вий"). СЛАЙД 2.

Разминка "Верные /неверные утверждения" .

Как уже выяснилось, кое-что о повести "Вий" вам уже известно. Прежде чем начнём работу с текстом, предлагаю разминку "Верные /неверные утверждения". Разделитесь на 4 группы.

Познакомьтесь со следующими ниже утверждениями о повести "Вий". Предположите, какие из них правильные, а какие неверные. СЛАЙДЫ 3-6.

Повесть "Вий" входит в цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Главного героя повести "Вий" зовут Фома и он является богословом.

Главный герой учится в духовном училище.

Дочка сотника просила, чтобы отходную по ней читал Хома, т.к. была наслышана о его высокодуховной жизни.

Сотник приехал в бурсу и слезно умолял Хому согласиться на чтение отходной по его дочери.

Хома никогда не встречался с панночкой до ее смерти.

Панночка так безобразна, что Хома от ужаса не смотрит на нее.

Перед кажым ночным приходом в церковь Хома поститcя и усиленно молится.

После второй ночи в церкви Хома поседеет.

Хома несколько раз пытался убежать от сотника.

Вий - это забавный маленький гном.

Вий приводит с собой множество чудовищ.

Хома закрывает глаза, чтобы не видеть Вия, и потому погибает.

Приятели Хомы после его гибели усиленно молятся об упокоении его души

В повести "Вий" добро побеждает зло.

Повестью "Вий" Гоголь хотел напугать читателя.

Хорошо. Спасибо. В ходе занятия мы будем уточнять правильность или неправильность ваших предположений.

Запишем: "Вий" - третья повесть сборника "Миргород". В основу ее сюжета, по признанию самого Н.В. Гоголя, положен фольклорный источник: "...вся эта повесть есть народное предание". Как большинство произведений Гоголя, "Вий" загадочен, и многое здесь не сразу становится понятным. Причина заключается и в самой художественной манере писателя: о страшных и безотрадных вещах он пишет с юмором, активно используя фантастику и фольклорные источники. В связи с этим В.Ю. Троицкий справедливо утверждает: "Художественное своеобразие гоголевских повестей не только в необычности материала, но и в приемах его использования. Это приемы неожиданного "столкновения" смешного и страшного, веселого и печального, таинственного и обыденного..." .

Осмысление

На этой стадии начинается обсуждение проблематики повести. Вопросы учителя акцентируют внимание ребят на тех важных моментах, которые могли остаться незамеченными при первичном домашнем прочтении текста. Особую роль в осмыслении проблематики повести играет просмотр отрывков из фильмов "Вий" (СССР,1967) Константина Ершова и "Ведьма"(2006) режиссера Олега Фесенко.

Кто такой Хома Брут? Где он учится (что такое бу рса?)? Почему его называют философом? (Фамилия Брут напоминает об имени римского сенатора (олицетворение предательства), имя Хома - о средневековом философе и богослове Фоме Аквинском, а также о библейском сомневающемся апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа (олицетворение сомнений). СЛАЙД 7.

БУ"РСА, [латин. bursa , букв. кошель] (устар. презрит). Духовное училище, семинария [первонач. общежитие, где воспитанники содержались на казенный счет]. || собир. Воспитанники этого училища, бурсаки. Ушаков грамматики и риторы - ученики младших классов в духовных семинариях; философы и богословы - ученики старших классов.

Какие нравы царят в б у рсе ? (Все предоставлены сами себе, хотя за хулиганские выходки их наказывают; но о их нравственности наставники не заботятся. Бурсаки из бедных семей, и часто им даже нечего есть, поэтому они опустошают чужие огороды).

В какое время развиваются события повести? Что такое вакансии?

"Самое торжественное для семинарии событие было вакансии - время с июня месяца, когда обыкновенно бурса распускалась по домам ". СЛАЙД 8 .

С кем отправляется на вакансию философ Хома Брут? СЛАЙД 8 .

"Один раз во время подобного странствования три бурсака своротили с большой дороги в сторону, с тем чтобы в первом попавшемся хуторе запастись провиантом, потому что мешок у них давно уже был пуст. Это были: богослов Халява , философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець . Богослов Халява был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там. <:> Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов, пить горелки и курить люльки:и потому характер его в то время еще мало развился; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин".

Можно ли Хому назвать верующим?

(Безбожником он себя, конечно, не считает и по-своему в Бога верует, но, как говорит апостол Иаков: "И бесы веруют, и трепещут", т.е. мало просто верить, надо пытаться и жить соответственно - по заповедям Господним. А это как раз сложнее всего, причём многие, как и Хома, даже и не понимают необходимости жить по заповедям).

Какой образ жизни ведёт герой? Назовите основные черты его характера. Какие его качества вызывают у вас симпатию? Что отталкивает в его поведении?

("Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать". Хома очень безалаберный, и, увы, заповеди, о которых знает, нарушает постоянно, не испытывая никаких угрызений совести. Он прожорлив, нечист на руку, но делает всё это как-то легко и играючи, как будто не понимая, что обжираться и воровать - это грех. Он вообще не особо задумывается о нравственной стороне своих поступков).

Однако, ребята, то, что с ним происходит дальше, должно заставить его очень серьёзно задуматься и принять какие-то меры:Что именно с ним происходит? Какие силы и когда вмешиваются в жизнь Хомы Брута?

(Хома и его товарищи остановились на ночлег у ведьмы, которая вскоре нападет на Хому, "оседлает" для полёта по небу).

Зачитаем эпизод, в котором описан полёт Хомы. Какие чувства он испытывает, когда летит с ведьмой по небу?

(Что-то необъяснимое: жутко и в то же время сладко - неведомая сила будто затягивает его, и Хома беспомощен перед этой страшной и таинственной силой).

СЛАЙД 9 . Просмотр отрывка из к/ф "Вий" (1967). Эпизод "Полёт с ведьмой".

Итак, перепуганный Хома не хочет никуда идти, а возвращается в бурсу. Как ему следует себя вести ?

(Как человек верующий, он должен усиленнее помолиться, исповедоваться; ведь не случайно именно с ним произошло такое - есть над чем задуматься:)

(Его вызывает к себе пан ректор и заставляет ехать в дом богатого сотника, у которого дочь при смерти: Сотник настаивает, чтобы отходную по ней читал именно Хома).

Какова реакция Хомы на этот приказ ректора? ("Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе. Сам не зная почему, объявил он напрямик, что не поедет". Однако его никто не спрашивает, а просто обязывают ехать: В дороге он напивается и даже забывает, куда и зачем ехал; но, приехав, узнаёт, что панночка уже умерла. Наутро Хому приглашает сотник и сообщает о последнем желании своей дочери).

Почему ему приходится молиться над гробом дочери сотника?

(Это загадка для всех, особенно для Хомы, уверенного, что он никогда не видел панночку. Сотник предполагает, что Хома прославился высокодуховной жизнью: "-Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнию своею и богоугодными делами, и она, может быть, наслышалась о тебе". Реакция Хомы комична: "-Я святой жизни? -произнес бурсак, посмотрев прямо в глаза сотнику. -Что вы это говорите! да я, хоть оно непристойно сказать, ходил к булочнице против самого страстного четверга"). Правда, посмотрев в лицо умершей, Хома с ужасом узнает в ней ту самую ведьму, с которой они летели над землёй и которую он избил. Поразительно это изображение мертвой красоты, кажущейся более живой, чем сама жизнь!)

Как вы думаете, почему именно Хому выбрала панночка в качестве жертвы своих злых чар?

(Возможно, это месть за то, что он её избил до смерти. Наверное, это попускается для того, чтобы он устрашился и задумался.

Он способствовал этому всей своей жизнью: пьянством, разгулом, беспечностью, обжорством и воровством).

Обратите внимание, как выглядит церковь, куда приносят умершую? Почему здесь царят мрак и запустение ?

(Наверное, потому, что люди совсем далеки от Бога - они давно изгнали Его из своей жизни, как и Хома, поэтому и церковь своим видом наводит ужас).

Проанализируйте поведение Хомы перед каждым из трёх приходов в храм для чтения молитв по усопшей девушке: чем можно объяснить его удальство и бесшабашность?

(В шумной компании казаков болтают об умершей, уверяя, что она была ведьмой. Хоме очень даже не по себе от того, что он слышит, но он опять "для храбрости" выпивает и идёт в храм).

Как Хома ведёт себя в храме? Что он читает наряду с церковными молитвами и к чему это в итоге приводит? Чем завершается каждая из ночных встреч с ведьмой?

Чтение и обсуждение эпизодов.

Итак, первый приход Хомы в церковь . Приложение 1.

Расслабленность Хомы просто поразительна: даже испытывая страх и ужас, он продолжает зевать, вместо молитв читает заклинания и мечтает о куреве, т.е. он ничуть не вразумляется кошмарами и молитвы не усиливает даже в храме.

СЛАЙД 10 .Просмотр отрывка из к/ф "Вий" (1967). Эпизод "Первый приход Хомы в церковь".

Поведение перед вторым приходом Хомы в церковь: ":он проспал до обеда. Когда он проснулся, все ночное событие казалось ему происходившим во сне. Ему дали для подкрепления сил кварту горелки. За обедом он скоро развязался, съел почти один довольно старого поросенка..После обеда философ был совершенно в духе. Он успел обходить все селение, перезнакомиться почти со всеми; из двух хат его даже выгнали... Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ".

Второй приход Хомы в церковь. Приложение 1.

Подумайте, при каких условиях Хома, учившийся в духовной семинарии , сумел бы победить нападки ведьмы? Как ему следовало вести себя?

(Однозначно надо было задуматься и начать, наконец-то, молиться. Вместо обжорства и плясок можно было совсем не есть. Откуда у него только аппетит после такого кошмара?! Тем более, судя по его же словам, на дворе пост:)

Как Хома ведёт себя после этой кошмарной ночи? Расскажите.

Ребята пересказывают содержание эпизода.

Познакомимся с интересным и справедливым утверждением Н.Рыбиной из статьи "О природе фантастического в "Вии" , подтверждающими наши наблюдения. СЛАЙД 9.

Итак, герою остаётся ещё одна ночь. Зачитываем содержание эпизода. Приложение 1.

Как вы поняли смысл внутреннего призыва не глядеть на чудовищ? "Не гляди!" - шепнул акой-то внутренний голос философу".От чего должен отказаться Хома?

(Вий - это символ зла, и Хома должен был найти в себе силы отказаться от этого зла - от своего разгильдяйства, расслабленности и распутства. Но и в этот страшный и переломный момент он идёт на поводу у своих слабостей, не в силах побороть самого себя. И что же? Он сразу становится доступен Вию - так как сам открывает доступ злу в свою душу).

СЛАЙД 12. (Из статьи Н. Рыбиной "О природе фантастического в "Вии" ).

СЛАЙД 13-14 . Теперь предлагаю вашему вниманию просмотр финальных эпизодов из к/ф "Ведьма"(2006) режиссера Олега Фесенко.

Краткий комментарий к фильму: веселый и обаятельный журналист Айван известен своим пристрастием к светским тусовкам и публичным скандалам. А потому предложение босса отправиться исследовать природу загадочных явлений, происходящих в отдаленном городе, воспринимает без особого энтузиазма, но отправляется в путь. К вечеру его автомобиль оказывается на заброшенной дороге, которая приводит героя к старому дому, где заблудившемуся путнику удается найти приют. Когда часы бьют полночь, на пороге комнаты журналиста появляется очаровательная молодая женщина. У Айвана и в мыслях нет, что объятия прекрасной незнакомки обернутся настоящим кошмаром...

В отличие от советской постановки, близкой к гоголевскому тексту, фильм Олега Фесенко снят по мотивам повести и финал у него иной, чем в первоисточнике. Итак, посмотрим, как в этом фильме показан третий приход в церковь, оказавшийся смертельным для Хомы.

В чём принципиальное различие в поведении героев, молящихся у гроба ведьмы? В процессе просмотра начните заполнять сравнительную таблицу "Поведение Хомы Брута и журналиста Айвана".

Просмотр отрывка из к/ф ""Ведьма" (2006). Эпизод "Третий приход Айвана в церковь. Финал".

Посмотрите на СЛАЙД 15. и начинайте оформление таблицы в тетради.

Размышление

На этой стадии урока происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения повести и просмотра отрывков из к/ф "Вий" и "Ведьма", оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации.

Результатом просмотра стало составление (с выборочным обсуждением) сравнительной таблицы "Поведение Хомы Брута и журналиста Айвана". Приложение 2.

Итак, вы поняли, в чём принципиальное различие в поведении Хомы Брута и журналиста Айвана?

Если считающий себя верующим Хома в храме продолжает зевать, приходит нетрезвый, вместо молитв читает заклинания, то Айван честно признаёт, что он в Бога не верит и раньше никогда о Нём не думал. Однако пришло время поверить:И герой находит силы от всего сердца попросить помощи свыше, направляет на ведьму крест с возгласом, идущим от сердца: "Верую!", и ведьма превращается в пепел. У Гоголя отсутствует эта деталь: Хома не берёт в руки распятие. Кроме того, он не вкладывает в слова молитв (которые знает лучше Айвана) части своей души, поэтому и душа его оказывается доступна Вию. Обратимся к теме нашего урока и к эпиграфу. СЛАЙД 16.

Подумайте, почему Н.В. Гоголь - писатель высокой религиозности - изобразил столько жутких чудовищ в повести? Итак, с какой целью Н.В. Гоголь - писатель высокой религиозности - "пугает" читателей? О чём заставляет задуматься повесть "Вий"? (Звучат ответы учащихся).

Заканчивается урок завершающим словом учителя :

В подтексте повести "Вий" настойчиво звучит вопрос о том, кто же действительно страшен: уродливый вий с огромными веками, все эти летающие гробы и мертвецы или несчастный Хома Брут, который перед каждым приходом в Церковь вместо того, чтобы усиленнее помолиться, пытается заглушить страх вином и пустыми словами о том, что ему "совсем не страшно". Разгул злых сил ночью - это результат того, как человек прожил день. Хома живет без Бога, поэтому его молитва, кощунственно смешанная с заклятиями, бессильна, а душа, за которую ведется ожесточенная борьба, оказывается беспомощной. Знаменателен и финал повести : оскверненную церковь предают полному запустению, разгул нечистой силы в церкви свидетельствует о падении нравственных устоев жителей хутора. Этот финал можно назвать пророческим, если вспомнить советский период нашей истории. Как тогда относились к святыням? (Звучат ответы учащихся).

Верно, храмы разрушали, использовали как складские помещения, тюрьмы, кинотеатры, спортзалы:Напомню о судьбе Даниловского монастыря, где сначала был похоронен Н.В.Гоголь. Посмотрите на СЛАЙД 17.

Зло фантастического мира у Гоголя тесно взаимодействует со злом реальной действительности, а все мистические события во многом обусловлены жизненными установками и поведением самих людей. Товарищей Хомы ничуть не вразумляет его гибель, и вместо того, чтобы в церкви помолиться об упокоении его души, идут "поминать" несчастного товарища в кабак. Думается, не только к Хоме Бруту, но ко всем героям повести можно отнести слова апостола Иакова, взятые нами в качестве эпиграфа к уроку: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Подумайте, какое отношение имеют эти слова к вам:

Список литературы.

  1. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. - М., 2000. C. 235.
  2. Рыбина Н. "О природе фантастического в "Вии".
  3. http:// www.gogol.ru >

Слайд 1

Н.В. Гоголь Вий

Слайд 2

Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Слайд 3

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает.

Слайд 4

С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Слайд 5

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

Слайд 6

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается. Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее.

Слайд 7

Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Слайд 8

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыльев и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» - кричит ведьма.

Слайд 9

Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги. Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Впервые напечатано 1835 году. Переработано автором для собрания сочинений (1842 г.). Одним из самых загадочных и необычных произведений Н.Гоголя является повесть «Вий». Она входит во вторую часть цикла «Миргород», хотя за изложением материала и проблематикой ближе к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий» можно поставить в ряд с такими произведениями как «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть» и «Заколдованное место». Все указанные сочинения написаны на богатом фольклорно-этнографическом материале и относятся к жанру мистического романтизма. Однако, изображение страшных событий во всех повестях разное. И оно в некотором смысле напоминает градацию страхов, известную в современной психологии. Используя метод градации страха к указанным повестям, мы попробуем распределить их на несколько типов: 1. Легкая боязнь с элементами юмора: «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место». 2. Просто страх: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». 3. Страх с элементами ужаса: «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть». 4. Мистический ужас: «Вий».

4 слайд

Описание слайда:

Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов повести Гоголя и находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъяснимым. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ, Вия, и его имя, и вся повесть: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Однако, ни в одном украинском народном предании нет такого сюжета с гномами и их «начальником» Вием. А потому Гоголь не мог слышать такое предание.

5 слайд

Описание слайда:

Сначала попробуем разобраться, что означает термин «предание», и какой смысл мог вкладывать в него Н.Гоголь. Предание – это «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг четко обособившихся жанров: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. «Предание» - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие малодостоверные события). Цель народного предания - закрепить прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие, например от сказки и анекдота, которым чаще всего вообще не верят). Понятие «предание» понимается достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь наших предков. Таким образом, Гоголь понимает под преданием все то, что связано с магическими и мистическими действиями, т.е. «Вий» может восприниматься как предание.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Словно из ниоткуда, лишь на мгновение появляется в повести этот жуткий персонаж и тотчас вновь исчезает в небытие. Этот таинственный демон смерти, которому автор посвятил едва ли не полтора десятка строк повести, выписан столь яркими, выразительными красками, что неизменно привлекает к себе внимание исследователей творчества Гоголя. Большинство из них считает, что в основу повести, несомненно, положено народное сказание, которое было переосмыслено и обработано автором. Вероятно, Гоголь переделал концовку предания, явив читателям загадочный образ Вия - порождение собственной фантазии. И тем не менее Вий появился не на пустом месте - у него имеются «фольклорные прототипы», некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы Гоголем. Так, многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о святом Касьяне. Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы - 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.

8 слайд

Описание слайда:

ВЕРСИЯ № 1… В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами - немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает. На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай. Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.

9 слайд

Описание слайда:

ВЕРСИЯ№2… Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.

10 слайд

Описание слайда:

Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов "вия", "вийка" - ресница (а "повико" - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них. И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья.

11 слайд

Описание слайда:

ВЕРСИЯ№3… Определенные черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Велесом - древним покровителем охотников, который олицетворял еще и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мертвых. С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию. А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Хома Брут Подобно повестям «Вечеров», в «Вие» на первый план выступает изображение простых людей. К их числу принадлежит главный герой повести- Хома Брут. Сын неизвестных родителей, он далек от кругов провинциальной аристократии. Когда Хома Брут приезжает в усадьбу сотника, его помещают вместе с дворовыми людьми владельца усадьбы. Это среда, которая близка ему и которой близок он; тут «философ» находит понимание своих огорчений и тревог. Здесь же он развеивает и свои скорбные думы По всему складу своей натуры Хома Брут - человек веселого нрава. Он крепко любит жизнь, те блага, которыми она весьма скупо наделяет его. Чуждый аскетизма, Хома Брут никогда не отказывает себе в удовольствии попировать, повеселиться, когда для этого представится хоть какая-нибудь возможность; он вовсе не стремится к тому, чтобы стать образцом ходячей добродетели. При первой встрече с Хомой Брутом сотник говорит ему: «Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнью своею и богоугодными делами…» «Кто? Я? - сказал бурсак, отступивши от изумления.- Я святой жизни? - произнес он, посмотрев прямо в глаза сотнику.- Бог с вами, пан! Что вы это говорите! …»

14 слайд

Описание слайда:

«Святая» жизнь совсем не по душе Хоме Бруту. Он предпочитает земные радости. Будучи жизнелюбцем, Хома Брут в то же время терпеливо выносит испытания, которые выпадают на его долю. В семинарии «он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, говоря, что чему быть, того не миновать». Это «философическое» отношение к событиям Хома Брут сохраняет и во время своих необычайных приключений. Роковая встреча с ведьмой-панночкой явилась источником неожиданных злоключений и для самого Хомы Брута. Он также оказался в кругу действия страшной таинственной стихии, неразрывно связанной с именем панночки. В разговоре с сотником Хома Брут заявляет: «Да ваша, пан, дочка… По здравому рассуждению, она, конечно, есть панского роду; в том никто не станет прекословить; только не во гнев будь сказано, упокой бог ее душу… Припустила к себе сатану. Такие страхи задает, что никакое писание не учитывается».

15 слайд

Описание слайда:

Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится словно поэтическим обобщением этого лживого, жестокого мира. Какой же исход? Почему не выдержал единоборства с этим миром Хома? Халява и Горобец, узнав о гибели друга, зашли в шинок, чтобы помянуть его душу. «Славный был человек Хома!» - рассуждает Халява. «Знатный был человек. А пропал ни за что». А почему же всё-таки? И вот как отвечает Горобец: «А я знаю, почему пропал Как всегда у Гоголя переплетено серьёзное и смешное, важное и пустяковое. Конечно, смешно соображение Горобца о том, что надо было плюнуть на хвост ведьме. А вот касательно того, что Хома побоялся, - это всерьёз. Именно здесь зерно гоголевской мысли. Для этой повести характерно трагическое восприятие мира. Жизнь сталкивает человека с злыми и жестокими силами. В борьбе с ними формируется человек, его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет того, кого пришибёт страх. он: оттого, что побоялся.» Соотношение сил между добром и злом, светом и тьмой в реальном мире иное, чем в сказке. Тут человек всегда выходит победителем, там - всё сложнее. В реальной жизни всё становится жертвой зла. Вот так и случилось с философом Хомой Брутом. У него не хватило мужества, его одолел страх.

16 слайд

Описание слайда:

ВЫВОДЫ Реалистические начала в «Вие» проявились более отчетливо, чем в фольклорных повестях «Вечеров». Гоголь живописует простоту и грубость нравов бурсацкого «сословия», выразительно запечатлевает образ ректора семинарии, для которого просьба именитого сотника, сопровождаемая подарками, является законом. «Тебя никакой черт,- говорит он Хоме Бруту, и не спрашивает о том, хочешь ли ты ехать, или не хочешь. Я тебе скажу только то, что если ты еще будешь показывать свою рысь да мудрствовать, то прикажу тебя по спине и по прочему так отстегать молодым березняком, что и в баню больше не нужно ходить». Рельефно очерчена фигура верного слуги сотника казака Явтуха. Писатель дает красочные зарисовки народного быта, жизни дворовых людей. В соединении с замечательной характеристикой Хомы Брута все эти образы и картины определяют широкую реально-бытовую насыщенность произведения. Повествование в «Вие» окрашено юмором, который, пронизывая реальность, создает общий эмоциональный тон повести.