Что из современной литературы можно считать классикой. Почему литературу называют классической. Великобритания: Антония Байетт

Музей восковых фигур. Пушкин.

Вопрос, вынесенный в заголовок, отнюдь не праздный. Когда мне время от времени доводится работать в школе и преподавать любимую литературу, то даже старшеклассники могут искренне удивиться тому, например, факту, что указываю у современного писателя только год рождения. «А он, что, еще жив?» — спрашивают они. Логика такова, что раз жив – почему в школе изучают? Понятие «живой классик» у них в голове не укладывается.

И правда – кого из ныне живущих можно считать живыми классиками? Попробую ответить навскидку: в скульптуре – Зураба Церетели и Эрнста Неизвестного , в живописи – Илью Глазунова , в литературе — уже упомянутого , в музыке – Пола Маккартни . По отношению к ним еще применяют схожий термин – «живая легенда ». И хотя, строго говоря, легендой называется повествование о «делах давно минувших дней», в контексте дня сегодняшнего легенда значительно «помолодела». Делать нечего – миришься и с этим обстоятельством…

Существует точка зрения, согласно которой классикой следует считать только то, что было создано до начала ХХ века. Логика в этом утверждении есть. Художественная культура прошлого, пользуясь пушкинской формулой, «пробуждала» в людях «добрые чувства», сеяла «разумное, доброе, вечное» (Н.А. Некрасов ). Но уже во второй половине XIX столетия картина начала меняться. Первым видом искусства, который затронула «порча», была живопись.

Появились французские импрессионисты . Они еще не порвали с реализмом окончательно, хотя и настоящими модернистами их назвать сложно. Но впервые определяющим моментом искусства стало субъективное ви дение художника, его настроение и состояние, впечатление от окружающего мира.

Дальше – больше. Вместо привычных пейзажей, натюрмортов, батальных полотен , анималистической живописи, портретов публика видит цветовые пятна, кривые линии, геометрические фигуры. Модернизм уходит от предметного мира. А наследующий ему абстракционизм и вовсе знаменует то, что испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гасет назвал «дегуманизацией искусства ».

Что же касается нашего «серебряного века», то и там было немало «изломанных и лживых жестов» (С. Есенин). Позерство, «жизнестроительство», эпатаж, эксперименты со словом и звуком. А подлинных художественных открытий, как потом выяснится, совсем немного. Да и те не были открытиями в полном смысле слова – и Блок, и Есенин, и , каждый по-своему впитали и усвоили классику «золотого века», творчески ее переосмыслив и воплотив заново.

А уж словосочетание «советская классика », равно как и «советская интеллигенция » в каком-то смысле нонсенс. Да, талантливо написан роман А. , только сам автор определил его основную идею как «перековку человеческого материала». Каково звучит, вдумайтесь – «человеческий материал»?!

Я не за то, чтобы от чего-то отказываться и бросать «с парохода современности » — хватит уже, проходили… Но если проводить разделительную черту между «той» классикой и новейшей – конечно, выберу ту. И другим посоветую. Сколько было написано советскими литераторами на злобу дня! А что теперь? Эти опусы интересны, разве что, историкам литературы, в качестве документа времени. «Кавалер Золотой звезды» С. Бабаевского, «Русский лес» , «Бруски» Ф. Панферова . Список легко продолжить и он займет не одну страницу. Только зачем?

«Чистое искусство» Фета прошло сквозь десятилетия и века. Насквозь тенденциозный роман Н. Чернышевского «Что делать?» прочно забыт. Только те произведения, где есть любовь и сострадание к человеку, где теплится живое слово, где читается мысль, — и есть непреходящая классика.

Павел Николаевич Малофеев ©

Современная литература или классика?

У многих точка зрения едина - конечно же классика! Казалось бы, о чем здесь можно размышлять? Ан-нет найдется о чем. Давайте разберемся, что же лучше? Классика... глубокие мысли, настоящие чувства, реалистичность описываемого. На ней мы растем, учимся мыслить, она нам дает пищу духовную - мы пониманием через классику, что такое добро, что такое зло. Разбираемся в себе через переживания героев, смотрим вглубь своей души и понимаем: а вот оно как бывает, вот они какие настоящие чувства, вот что значит Честь, Долг, Родина. Классика воспитывает в нас Человека с большой буквы. Ее достоинства неоспоримы. Но воспитывает нас классика по большей части в период взросления, духовного становления нашего "Я" как личности, она дает нам, по сути, тот опыт, который в реальной жизни мы еще не приобрели в силу своего возраста. Конечно, нет предела совершенству. Но совершенствоваться мы можем только лишь тогда, когда для нас созданы определенные условия: наличие свободного времени, желание читать и размышлять над проблемами, которые волновали и волнуют человечество и т.д. и т.п. Объективно такие условия присутствуют в жизни далеко не каждого из нас. В этом месте давайте сделаем оговорку. Я беру среднестатистического человека среднего класса и среднего достатка, я не принимаю в расчет людей, для которых духовная пища сродни материальной. Так вот у среднестатистического человека, как правило, голова занята совершенно другим, нежели желанием читать классику: как прокормить себя и семью, как вырастить детей, как поступить / закончить университет. Среднестатистический человек приходит домой после работы / учебы вымотанный за день ею же. Многие ли из этих среднестатистических людей сядут у камина, или просто в кресло с томиком Достоевского в руках? Вряд ли. Что же хочется этому человеку? Разве думать, совершенствоваться и расширять свой кругозор? Нет. Реалии таковы, что такому человеку хочется чаще отвлечься, забыться и не о чем ни думать. Здесь нам на помощь приходит во всем многообразии современная литература, представленная всеми жанрами и литературными направлениями. Возьмем за основу современную фэнтези, которая как литературное направление на современном этапе наиболее успешна и популярна у читателей. Откройте любой фэнтези роман и поищите глубокие мысли там. Много вы их найдете? Не думаю. Сделаю оговорку. Я не утверждаю, что все направление фэнтези легкое чтиво. Но большинство из книг данного жанра, несомненно, да. И зададимся следующим вопросом, а нужен ли там глубокий смысл? Разве среднестатистический человек, уставший за день ищет глубокие мысли и нравственные дилеммы, открывая очередной роман о приключениях очередного / очередной попаданца / попаданки? Не думаю. Вот и писатели не стремятся заложить в свои книги ту самую глубокомысленность присущую классики, так как современный читатель ее там просто не ищет. Спрос рождает предложение. Поэтому, наверное, не надо осуждать писателей современной литературы: они лишь отражают тот спрос, который порождаем мы с вами - читатели. Современная литература дает нам возможность отвлечься от волнующих нас проблем и окунуться в мир, где все проблемы не существенны и легко решаемы взмахом руки или волшебной палочки. Мы погружаемся в мир в котором все легко, понятно и просто. Раз - и ты богат, два - ты знаменит, три - ты уже правишь, если не миром, то обязательно своей империей. Все легко понятно и никаких моральных дилемм. Подведем итог. С одной стороны такого рода литература притупляет наш ум, но с другой стороны мы находим в ней отдых и реализацию своих желаний, которых в жизни зачастую получить не можем. Так, современная литература носит как негативный, так и позитивный характер. Классика... Классика была, есть и будет. И этим все сказано. Так вот дорогие читатели не ищите в литературе, которая предназначена для отдыха глубокого смысла и не предъявляйте к ней высоких требований. Лучше читайте классику. И не ищите в классике развлечения, ибо это тогда уже не классика.

21 ноября в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоялась дискуссия на тему «Современная литература: когда литература становится классикой». Прошла она в рамках фестиваля «Белое пятно». Cильный снегопад и пробки не дали нескольким приглашённым литературным звёздам добраться до места её проведения, но всё же беседа состоялась. Однако «отдуваться за всех» пришлось двоим — писателям Петру Бормору (Иерусалим) и Алексею Смирнову (Москва). Помогала им Лада Юрченко, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий — именно она стала ведущей мероприятия. Кроме приглашённых писателей, порассуждать о классичности или неклассичности современной литературы пришли читатели и сами библиотекари. И, судя по пылкости высказываний, эта тема взволновала их не на шутку. В целом же дискуссия получилась живой и не лишённой юмора.

Участники постарались вместе найти ответ на вопрос, какова та грань, когда современная литература переходит в разряд классики и вообще можно ли считать классикой те произведения, которые написаны в наше время. Ведь не секрет, что «Властелина колец», «Гарри Поттера» и некоторые другие книги, которые были написаны сравнительно недавно, уже пытаются причислить к ряду классических. Что есть «классика»? Совместными усилиями был предложен ряд критериев.

Во-первых, это наличие у писателя таланта. И это весьма логично, ведь без таланта нельзя написать хорошее произведение.

Во-вторых, как сказал Алексей Смирнов, зачастую классика начинается с шутки, игры — и то, что изначально задумывалось как развлечение для себя и друзей, становится общепризнанной классикой. Об этом Алексей Евгеньевич говорил на примере истории Козьмы Пруткова. И если уж речь зашла о Пруткове, в качестве шутки был упомянут ещё и такой критерий, как удачный выбор писательского псевдонима.

Немаловажную роль играет резонанс произведения в обществе. Порой это может быть даже резонанс, граничащий со скандалом, как это уже случалось с некоторыми знаменитыми писателями. И это тоже верно, ведь книга, не вызвавшая совсем никакого отклика у аудитории, останется незамеченной и точно не перейдёт в разряд классики.

Писатель, претендующий на звание классика должен создать некий новый образ в литературе, а ещё лучше — целую галерею образов. Так считал поэт Валентин Дмитриевич Берестов и его слова процитировал участникам дискуссии Алексей Евгеньевич. Лада Юрченко добавила: «Желательно, чтобы автор создал… новый мир, новый миф и чтобы во всём это присутствовала какая-нибудь позиция, какая-нибудь тема, и тема должна быть понятной в веках».

Важны и обстоятельства, удача. Ведь в мире много зависит и от них.

Отличный критерий предложила одна из участниц в зале: это издаваемость и продаваемость книг автора. В связи с этим Лада Юрченко задала Петру Бормору вопрос: является ли бумажная книга значимой для автора, который публикуется в интернете? Ведь Пётр начинал выкладывать свои произведения именно во всемирной паутине. На этот вопрос Петр Борисович ответил со своим фирменным юмором: «Книга нужна была не мне. В издательстве сказали, что очень многие люди хотели бы подержать её в руках. Человеку нужно видеть буковки, чувствовать запах бумаги… Я сказал «Ну смотрите в экран и занюхивайте газеткой». Но нет — это должна быть собственность… Он хочет это иметь у себя».

Пытались найти долю истины и в расхожей фразе «Чтобы стать классиком в России, надо умереть». Здесь Пётр Бормор отметил, что новое в разных странах воспринимают по-разному: где-то талант оценивается и признаётся сразу — например, в Италии, а вот в России свою гениальность надо доказывать ой как долго.

Высказывалось и мнение, что для каждого жанра классика своя: да, на классику реализма «Гарри Поттер» не претендует, а вот на то, чтобы стать классикой фэнтези — вполне. Кроме того, само понятие классики относительно — если брать общемировую историю литературы всех тысячелетий и мерить самой высокой меркой, то наиталантливейших авторов наберётся лишь несколько. А если рассматривать это понятие шире, то классиками могут считаться даже авторы одного, но при этом шедеврального произведения.

И всё же главный критерий перехода произведения в статус классики — это проверка временем. Эту мысль лучше всего выразила одна из участниц разговора: «Классика — это та книга, к которой придёт второе, третье поколение. И для них она будет так же важна и так же интересна». С таким определением были согласны абсолютно все. А вот как написать такую книгу, над которой время будет не властно? Пётр Бормор сказал так: «Мне кажется, автору надо сразу нацеливаться на это, когда пишешь. Спрашивать себя «А будут ли это читать мои внуки моих детей? Будут ли они это называть классическим произведением?» Нужно об этом задумываться и всё получится само собой».