Изображения льва толстого. Фотографии. Семья Толстых за игрой в большой теннис. Из альбома фотографий Софьи Андреевны Толстой

Девятого сентября исполняется 190 лет Льву Николаевичу Толстому. Сегодня его имя известно даже тем, кто не прочел ни одной его строчки. И каждый держит в голове свой образ великого Льва, в основном сложившийся в его поздние годы.

Фото:

А случилось так потому, что в последние годы жизни Толстого фотографы устроили на него настоящую фотоохоту. Толстого стали снимать за письменным столом, в чистом поле, за трапезой и даже в кресле-каталке (как на фото выше), как это было в Крыму в 1901-1902 гг. и в Ясной Поляне во время его 80-летнего юбилея в 1908 году. Этот юбилей широко отмечался в России, но сам Толстой не праздновал, он тяжело заболел. Это фото интересно еще и тем, что здесь мы видим Толстого в постоянной домашней одежде - простой кофте крупной вязки, которая и по сей день хранится в яснополянском доме-музее.

Фото: Государственный музей Л. Н. Толстого

Это фото было сделано летом 1905 года его учеником Владимиром Чертковым, когда писатель возвращался с купания на реке Воронка. Здесь Толстой весь - в своем смирении и гордости. Великий человек всегда одинок на этой земле. Но перед кем он снял шляпу? Перед Россией? Перед Богом? Да нет, старику просто стало жарко...

Фото: Государственный музей Л. Н. Толстого

А вот на данном фото, которое тоже сделал Чертков, мы видим грозного Льва. От его взгляда не укроешься, он видит тебя насквозь. Перед ним нельзя лгать, кокетничать, позерствовать. Этот старик расколет на первом же допросе.

Впрочем, чего еще ожидать от человека, написавшего "Войну и мир", "Анну Каренину" и "Хаджи Мурата"?

Фото: Государственный музей Л. Н. Толстого

На этом фото мы видим Толстого в самой привычной позе - за рабочим столом. Он весь в работе. На стене любимая "Мадонна" Рафаэля, литография, которую подарила тетушка Александра Андреевна Толстая - фрейлина императорского двора. На полке длинный ряд корешков Словаря Брокгауза и Ефрона - Википедия начала ХХ века. Под ним разные книги, но среди них - главные: Библия и Коран.

Фото: Государственный музей Л. Н. Толстого

На этом фото мы видим Толстого в самый неподходящий для съемок момент. Он просто ест. Фотография нечеткая, любительская, но тем она и хороша. Это живой Толстой, обычный человек. Но и здесь он непрост. Тарелка с кашей стоит на кастрюльке, чтобы не остыла. Однако, соусник… Или - мед? Просто, но со вкусом!

Многие пытались поймать Льва в объектив фотокамеры, чтобы оставить свой снимок для вечности. Его эта охота, конечно, сильно раздражала.

Она, между прочим, тоже стала одной из причин бегства 82-летнего старика из Ясной Поляны поздней осенью 1910 года.

Но что интересно…

Фото: Государственный музей Л. Н. Толстого

Первым "охотиться" на себя он начал сам. Данное фото - это, наверное, первое в мире селфи, сделанное знаменитым человеком. В 1862 году (год его женитьбы) он купил тогда еще редкое в России изобретение - фотоаппарат. Аппарат был настолько громоздким и тяжелым, что везти его пришлось на телеге, запряженной двумя лошадьми; одна лошадь не вытягивала груз по русскому бездорожью. Толстой сам настроил "агрегат", сам подготовил пластинку к фотосъемке (это был непростой процесс) и "сам себя снял" (как и написано его рукой в левом углу) с помощью специальной "груши". "Сам себя снял" - то есть, говоря современным языком, селфи.

Вот вам и ретроград!

Фотофонд

В Государственном музее Л.Н.Толстого в Москве хранится около 26 тысяч экземпляров фотографий основного фонда. Музей обладает не только самым полным собранием фотографий Л.Н.Толстого (около 12 тысяч экземпляров), но и уникальными и многообразными фотоснимками лиц, мест, событий, связанных с жизнью и творчеством писателя.
Основанием фотофонда музея послужили экспонаты Толстовской выставки, открывшейся в 1911 г. на общественных началах в Историческом музее в Москве. Владельцы фотографий (среди них К.К. Булла, Ф.Т. Протасевич, фирма «Шерер, Набгольц и К», снимавшие Толстого) подарили их постоянному музею Л.Н.Толстого, который открылся в 1911 году в Москве на Поварской улице, а в 1921 году перешел в ведение государства. На основе постановления Совнаркома СССР 1939 года о сосредоточении в Гос. музее Л.Н.Толстого в Москве всех материалов, связанных с его жизнью и творчеством, фотофонды пополнились новыми материалами из разных музеев страны. Особую ценность среди них представляют фотографии и негативы С.А. Толстой, жены писателя, полученные музеем из Ясной Поляны, Библиотеки им. В.И.Ленина (бывшего Румянцевского музея), Исторического музея: их мог видеть Л.Н. Толстой, держать в руках; на них есть надписи и пометки членов семьи писателя.

В дальнейшие годы крупные и значительные по содержанию поступления были из архивов В.Г. Черткова , внучки Толстого С.А. Толстой-Есениной , сына и внука писателя С.Л. и С.С. Толстых , правнука А.И. Толстого , знакомых семьи Толстых – Х.Н. Абрикосова, П.Н. Буланже, П.А. Сергеенко, Н.Н. Гусева, а также из архива К.С. Шохор-Троцкого и других.
Фотографическая толстовиана музея многочисленна и разнообразна. Это целая фотолетопись жизни писателя, которая создавалась на протяжении 60-ти лет – от первого дагерротипного изображения до фотографий, полученных в результате моментальной съемки.

Изображений молодого Толстого немного. Это дагерротипы (зеркальные отпечатки на посеребренной металлической пластине) 1849 и 1854 годов (из 4-х известных нам дагерротипов писателя три находятся в нашем музее) и первые фотографии в современном значении этого слова, т.е. отпечатки на бумаге, работы С.Л. Левицкого, М.Б. Тулинова, И. Жерюзе (1856, 1862 гг. ). В дальнейшем, по мере совершенствования фототехники и роста популярности Толстого, его фотографий становилось все больше, особенно много в первое десятилетие ХХ века.

Л.Н. Толстого фотографировали представители известных фотофирм, корреспонденты газет и журналов, члены его семьи, родственники, друзья, знакомые и случайные посетители.

Первые любительские изображения писателя (за исключением автофотопортрета 1862 г.) были сделаны соседом по имению князем С.С. Абамелеком-Лазаревым (1884 г.), другом семьи М.А. Стаховичем (1887 г.) и женой С.А. Толстой (1887 г.). Первые два автора создали целые фотоколлекции – портреты Толстого, его семьи, родственников и гостей Ясной Поляны; многие снимки носят жанровый характер, передающий эмоциональную атмосферу яснополянской усадьбы.

Л.Н. Толстой рядом со своими скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891 г. Ясная Поляна. Фотография Е.С. Томашевича.

В 1890-е годы, помимо уже упомянутых С.С. Абамелека-Лазарева и С.А. Толстой, писателя фотографировали Адамсон, Е.С. Томашевич, Ю. Стадлинг (шведский журналист), П.Ф. Самарин, П.И. Бирюков, Д.И. Четвериков, художник Н.А. Касаткин, П.В. Преображенский, сын писателя Илья Львович и другие. Все они запечатлели важные, значительные моменты общественной деятельности писателя, его занятий и интересов: Толстой на косьбе с яснополянским крестьянином; составляет списки голодающих в Бегичевке Рязанской губернии; среди единомышленников на хуторе в Русанове Тульской губернии; у балаганов на Девичьем поле в Москве…

Самое большое количество фотографий Л.Н. Толстого было сделано в 1900-е годы, когда появились моментальные аппараты. Среди авторов – близкие писателю люди: жена Софья Андреевна, дочери Мария и Александра, сын Илья; друзья и знакомые: В.Г. Чертков, Д.А. Олсуфьев, П.И. Бирюков, Д.В. Никитин, И.М. Бодянский, Д.А. Хирьяков, П.А. Сергеенко и многие другие.

На их снимках Толстой предстает нам в непринужденной, доверительной обстановке, в кругу семьи и гостей, единомышленников и знакомых, за работой и на прогулке, в Ясной Поляне, Москве и других местах. Психологические камерные фотопортреты чередуются с динамичными, передающими экспрессию момента или отдельного сюжета снимками.


Л.Н. Толстой.1903г.
Ясная Поляна.
Фотография А.Л. Толстой.
В 1901 году в связи с «Определением Святейшего Синода» об отпадении графа Л.Н. Толстого от православной церкви официально было запрещено снимать и распространять изображения писателя, поэтому его профессиональных фотографий 1900-х годов немного. По-прежнему заказывала портреты мужа С.А. Толстая фирме «Шерер, Набгольц и К». В 1903 году в 75-летний юбилей Л.Н. Толстого его сын Илья Львович пригласил в Ясную Поляну своего друга, профессионального фотографа Ф.Т. Протасевича, который сделал много снимков юбиляра, его семьи и гостей. Накануне 80-летнего юбилея писателя (1908 г.) в Ясную Поляну приехал петербургский фотограф от «Нового времени» К.К. Булла с сыном. За два дня они создали целую предъюбилейную коллекцию, до сих пор изумляющую зрителей жизненной правдой и техническим блеском: психологически емкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, виды и интерьеры усадьбы, ее окрестностей.


В окрестностях Ясной Поляны.
1908 г. Фотография К.К. Буллы.

Последний профессиональный снимок Толстого в Ясной Поляне был сделан фотографами фирмы «Отто Ренар», которые в 1909 году приезжали в Ясную вместе с представителями фирмы «Граммофон», желающими записать голос «патриарха русской литературы».

Хроника поездок Л.Н. Толстого в 1909 и в 1910 годах к другу В.Г. Черткову в подмосковное Крекшино, к дочери Т.Л. Сухотиной в Кочеты, последнего посещения писателем Москвы в сентябре 1909 года нашла отражение (помимо снимков В.Г. Черткова и Т. Тапселя) в фотографиях профессиональных мастеров С.Г. Смирнова, А.И. Савельева, фирмы «Ю.Мебиус», в кинокадрах А.О. Дранкова, Ж.Мейера (фирма «Пате»); ими же сняты траурные дни ноября 1920 года в Астапове и Ясной Поляне, которые запечатлели также профессионалы Т.М. Морозов, Ф.Т. Протасевич и кинооператоры фирмы А.А. Ханжонкова.

Самыми значительными коллекциями толстовской иконографии являются работы жены писателя С.А. Толстой и его друга В.Г. Черткова – и по количеству снимков, и по разнообразию сюжетов.

Фотографии С.А. Толстой (около 1000 сюжетов) – своеобразная летопись последних двадцати лет жизни Л.Н. Толстого (1887-1910 гг.). Её фотокамера фиксировала и важные события, и будничные, прозаические. На её фотографиях мы видим Льва Толстого за работой, на отдыхе, в кругу семьи и гостей, с видными деятелями культуры; другие излюбленные сюжеты ее снимков – портреты детей и внуков, родственников, многочисленных гостей, пейзажи любимой ею Ясной Поляны, эпизоды повседневной жизни. На многих фотографиях работы С.А. Толстой запечатлен и сам автор, так как снимала она дорожной камерой, которую устанавливала на штатив.


Ясная Поляна

Л.Н. и С.А. Толстые со скульптором И.Я. Гинцбургом (слева) и критиком В.В. Стасовым.
1900 г. Ясная Поляна.
Фотография С.А. Толстой.

Среди фотографий, отмеченных некоторой статичностью композиции, в ее фотоколлекции немало и таких снимков, которые ярко и живо
«выхвачены» из повседневных будней яснополянской или Фотография С.А. Толстой.
московской жизни семьи, где «всякий момент, по словам И. Репина, был глубоко интересен – как может быть только у Толстых». Коллекция С.А. Толстой неравнозначна по технике исполнения (у нее не было даже специальной комнаты для обработки фотографий), но по характеру сюжетов, передающих полнокровный образ жизни Л.Н. Толстого, атмосферу, в которой он жил, она непревзойденна.

Друг и единомышленник Толстого В.Г. Чертков создавал свою фотоколлекцию (около 360 сюжетов) всего пять лет (1905-1910 гг.). Прежде всего он пытался выразить средствами фотографии особенность и сложность духовного облика Л.Н. Толстого. Отсюда его пристрастие к крупноплановому портрету, к темам «Толстой и природа», «Толстой и народ», через которые, по его мнению, более всего раскрывалась личность писателя. Немногим из любителей, не говоря уже о профессионалах-фотографах, были доступны в такой мере, как Черткову, минуты, когда можно было «подсмотреть» и снять крупным планом лицо Толстого во время непринужденной беседы, наедине со своими мыслями, в момент творчества. Моментальные аппараты давали возможность Черткову снимать целые серии одновременных крупноплановых портретов Льва Николаевича. Каждая «лента» таких снимков (в музее 10 таких серий) передает лицо Толстого в движении, в бесконечном разнообразии его выражения. Некоторые из фотопортретов работы Черткова по своей психологической емкости и степени обобщения могут соперничать даже с лучшими живописными и графическими изображениями писателя, восхищая нас и совершенством технического исполнения (проявлял и печатал снимки профессионал Т. Тапсель, специально приглашенный Чертковым из Англии).

Л.Н. Толстой. 1907 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова


Ценность фотофонда представляет уникальная коллекция дагерротипов (портреты Л.Н. Толстого, его родственников, друзей и знакомых) 1844-1856 гг. работы В. Шенфельдта, К.П. Мазера, А.Я. Давиньона, М.А. Абади, Н.А. Пашкова, братьев Блюменталь. Все семнадцать дагерротипов дошли до нашего времени в хорошем состоянии, за исключением 18-го, частично утратившего изображение.

Среди большого количества фотографий разных лиц из окружения Л.Н. Толстого в музее хранятся фотоальбомы представителей светского общества 1850-х-1870-х гг. из архивов Чертковых, Паниных, Левашовых, Воронцовых-Дашковых; альбомы «фотопортретов августейших особ и лиц, известных в России» Г. Деньера (1865 г.).

В разделе «Разные места» следует отметить крупноплановые снимки видов Кавказа, сделанные фотографами и топографами Главного штаба Кавказской армии 1850-х-1860-х годов, альбом светописей графа Ностица (1896 г.) с видами Москвы и Крыма.

Фотографии лиц и мест, связанных с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, составляют около 2/3 общего количества снимков, но как ни велика эта часть основного фотофонда, границы ее расширения беспредельны – так много вобрал в себя Толстой, так широки и многообразны были его связи.

Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Прадеду Льва Николаевича, графу Петру Андреевичу, выпала печальная роль в истории царевича Алексея. Правнук Петра Андреевича, Илья Андреевич, описан в «Войне и мире» в лице старого графа Ростова. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич, был отцом Льва Николаевича (изображен в «Детстве» и «Отрочестве» в лице отца Николиньки). В чине подполковника Павлоградского гусарского полка принимал участие в войне 1812 г. и после заключения мира вышел в отставку. Весело проведя молодость, Николай Ильич проиграл огромное состояние. Страсть к игре перешла и к сыну. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на некрасивой и уже не очень молодой княжне Волконской. У них было четыре сына: Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, выведен на сцену в «Войне и мире» в лице старого князя Волконского, а мать Льва изображена в лице княжны Марьи. Кроме Волконских, Толстой состоит в близком родстве с целым рядом других аристократических родов — князьями Горчаковыми, Трубецкими.

1854 год.

1862 год


Редколлегия журнала «Современник», Петербург. Слева направо стоят Л. Н. Толстой, Д.В.Григорович. Сидят И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.В.Дружинин, А.Н.Островский.

1868 год


1885 год

1892 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с семьей за чайным столом в парке.


1900 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой и А.М.Горький.


1901 год, Крым


1901 год, Крым. Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.


1905 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой возвращается с купания на реке Воронке


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой и И.Е.Репин.


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой играет в шахматы с М.С.Сухотиным.

1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с внучкой Танечкой


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с любимым конем Делиром


1908 год, Ясная Поляна. У терассы яснополянского дома.


1908 год. Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.


28 августа 1908 года, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой в день 80-летнего юбилея.

Лев Толстой около террасы яснополянского дома, 11 мая 1908, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. В числе многочисленных посетителей Толстого накануне его 80-летия в Ясную Поляну приезжал народный учитель из Сибири И. П. Сысоев, побывавший до этого в Америке. Он попросил у Льва Николаевича разрешения сфотографировать его для американцев. Привезенный Сысоевым фотограф Баранов снял эти фотографии 11 мая – в день, когда Толстой находился под сильным впечатлением от прочитанного в газете «Русь» сообщения о казни двадцати херсонских крестьян. В этот день Лев Николаевич продиктовал в фонограф начало статьи о смертных казнях – первоначальный вариант «Не могу молчать».
Фото Баранов С. А.


Лев Толстой за игрой в городки, 1909 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. На втором плане слева стоит внук Илья Андреевич Толстой, справа – сын слуги Алеша Сидорков. «При мне, – вспоминает Валентин Федорович Булгаков, – Лев Николаевич в свои 82 года, играл в городки с Алешей Сидорковым… сыном старого яснополянского слуги Ильи Васильевича Сидоркова. Есть фотография, изображающая «удар» Толстого. Конечно, играть долго и «серьезно» он уже не мог: так только, "пробовал силы"». 1909 год
Тапсель Томас


Лев Толстой в кругу семьи, 1892 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Слева направо: Миша, Лев Толстой, Лев, Андрей, Татьяна, Софья Андреевна Толстая, Мария. На 1-м плане Ванечка и Александра.
Фотоателье «Шерер, Набгольц и Кº»


Лев Толстой верхом на Зорьке, 1903 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Многие современники Льва Николаевича Толстого восхищались его мастерством наездника, в том числе Владимир Васильевич Стасов: «Но как только сел, просто чудо что такое! Соберется весь, ноги точно слились с лошадью, телом – сущий центавр, наклонит немножко голову, – а лошадь... так и пляшет, так и стучит под ним ногами, словно муха...».


Лев и Софья Толстые, 1895 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Первое упоминание о езде Толстого на велосипеде – в письме его дочери Татьяны Львовны от 16 апреля 1894 года: «У нас новое увлечение: велосипед. Папá часами учится на нем, ездит и кружит по аллеям в саду… Это велосипед Алексея Маклакова, и завтра мы его отошлем ему, чтобы не сломать, а то, наверное, этим кончится».
Фото Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой с родными и знакомыми, среди которых художник Николай Ге, 1888 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Слева направо стоят: Александр Эммануилович Дмитриев-Мамонов (сын художника), Миша и Мария Толстые, М. В. Мамонов, мадам Ламберт (гувернантка); сидят: Саша Толстая, Софья Андреевна Толстая, Александр Михайлович Кузминский (муж Татьяны Кузминской), художник Николай Николаевич Ге, Андрей и Лев Толстые, Саша Кузминский, Татьяна Андреевна Кузминская (сестра Софьи Андреевны Толстой), Михаил Владимирович Иславин, Вера Александровна Кузминская, Миша Кузминский, мисс Chomel (гувернантка детей Кузминских); на 1-м плане – Вася Кузминский, Лев и Татьяна Толстые. За 12 лет дружбы с Толстым Ге написал лишь один живописный портрет Толстого. В 1890 году по просьбе Софьи Андреевны Толстой Ге вылепил бюст Толстого – первое скульптурное изображение писателя, а еще раньше, в 1886 году, выполнил серию иллюстраций к рассказу Толстого «Чем люди живы»
Фото Абамелек-Лазарев С. С.


Лев Толстой за игрой в теннис, 1896 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Слева направо: Лев Николаевич Толстой, Мария Львовна Толстая, Александра Львовна Толстая, Николай Леонидович Оболенский (сын племянницы Толстого Елизаветы Валерьяновны Оболенской, со 2 июня 1897 года – муж Марии Львовны Толстой).
Фото Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой и Максим Горький, 8 октября 1900, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Это была вторая встреча писателей. «Был в Ясной Поляне. Увез оттуда огромную кучу впечатлений, в коих и по сей день разобраться не могу… Я провел там целый день с утра до вечера»,– писал Алексей Максимович Горький Антону Павловичу Чехову в октябре 1900 года.
Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой, землемер и крестьянин Прокофий Власов, 1890 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер.
Ясная Поляна. Фото Адамсон


Лев Толстой с родными под «деревом бедных», 23 сентября 1899, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Стоят: Николай Леонидович Оболенский (сын племянницы Толстого Елизаветы Валерьяновны Оболенской, с 2 июня 1897 года – муж Марии Львовны Толстой), Софья Николаевна Толстая (невестка Льва Толстого, с 1888 года жена его сына Ильи) и Александра Львовна Толстая. Слева направо сидят: внуки Анна и Михаил Ильичи Толстые, Мария Львовна Оболенская (дочь), Лев Николаевич Толстой, Софья Андреевна Толстая с внуком Андреем Ильичом Толстым, Татьяна Львовна Сухотина с Володей (Ильичом) на руках, Варвара Валерьяновна Нагорнова (племянница Льва Толстого, старшая дочь его сестры Марии Николаевны Толстой), Ольга Константиновна Толстая (жена Андрея Львовича Толстого), Андрей Львович Толстой с Ильей Ильичом Толстым (внук Льва Николаевича Толстого).
Фото Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой и Илья Репин, 17 - 18 декабря 1908, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Снимок относится к последнему посещению Ясной Поляны Ильей Ефимовичем Репиным, сделан по просьбе его жены Натальи Борисовны Нордман-Северовой. За время почти тридцатилетней дружбы Толстой и Репин впервые сфотографировались вдвоем.
Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой на лавочке под «деревом бедных», 1908 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. На заднем плане Софья Андреевна Толстая и четверо крестьянских мальчиков.
Фото Кулаков П. Е.


Лев Толстой и крестьянка–просительница, 1908 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Иван Федорович Наживин записал слова Льва Николаевича Толстого: «Любить дальних, человечество, народ, желать им добра не хитрое дело... Нет, ты вот ближних-то, ближних полюбить сумей, тех, с которыми встречаешься каждый день, которые иногда надоедают, раздражают, мешают, – вот их-то люби, им-то делай добро!.. Вот иду на днях по парку и думаю. Слышу, идет сзади какая-то баба и просит чего-то. А мне как раз пришла в голову нужная для работы мысль. "Ну, что тебе нужно? – нетерпеливо говорю бабе. – Что ты пристала?" Но хорошо, что сейчас же опомнился и поправился. А то бывает, спохватишься да уж поздно».
Булла Карл Карлович


Лев Толстой, июль 1907, Тульская губ., дер. Ясенки. Лев Николаевич Толстой снят в один из жарких июльских дней 1907 года в деревне Ясенки, где в это время жили Чертковы. Со слов очевидца, болгарина Христо Досева, фотография была сделана после задушевного разговора Толстого с одним из его единомышленников. «В это же время, – пишет Досев, – Чертков приготовил на дворе свой фотографический аппарат, желая снять с Л. Н. портрет. Но когда он попросил его позировать ему, Л. Н., почти всегда мирно соглашающийся на это, на этот раз не захотел. Он насупил брови и не мог скрыть своего неприятного чувства. "Там интересный, важный разговор, касающийся жизни человека, а здесь глупостями заниматься", – сказал он раздраженно. Но, сдавшись просьбам В. Г., он пошел постоять. Видно, укротив себя, он пошутил над Чертковым. "Он все стреляет! Но я отомщу ему. Возьму какую-нибудь машину и, когда он начнет стрелять, обкачу его водой! И засмеялся весело"».


Лев и Софья Толстые в 34-ю годовщину их свадьбы, 23 сентября 1896, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна
Фото Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой играет в шахматы с Владимиром Чертковым, 28 - 30 июня 1907, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Справа виден оборот портрета Льва Николаевича Толстого, над которым в это время работал художник Михаил Васильевич Нестеров. Во время сеансов Толстой часто играл в шахматы. Восемнадцатилетний сын Владимира Черткова Дима (Владимир Владимирович Чертков) был одним из самых «неподдающихся» его партнеров.
Фото Чертков Владимир Григорьевич


Лев Толстой с внучкой Таней Сухотиной, 1908 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. В своем дневнике Лев Николаевич написал: «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими свежими от Бога детьми, – я бы выбрал последнее».
Чертков Владимир Григорьевич


Лев Толстой в кругу семьи в день своего 75-летия, 1903 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Слева направо стоят: Илья, Лев, Александра и Сергей Толстые; сидят: Михаил, Татьяна, Софья Андреевна и Лев Николаевич Толстые, Андрей.


Лев Толстой завтракает на террасе дома в Гаспре, декабрь 1901, Таврическая губ., дер. Гаспра. Из дневника Софьи Андреевны Толстой: «...трудно ужасно, иногда невыносимо с его упрямством, самодурством и полным отсутствием знания медицины и гигиены. Например, доктора велят есть икру, рыбу, бульон, а он вегетарианец и этим губит себя...».
Фото Толстая Александра Львовна


Лев Толстой и Антон Чехов в Гаспре, 12 сентября 1901, Таврическая губ., дер. Гаспра. Писатели познакомились в 1895 году в Ясной Поляне. Фотография сделана на террасе дачи Софьи Владимировны Паниной.
Фото Сергеенко П. А.


Лев Толстой с дочерью Татьяной, 1902 г., Таврическая губ., пос. Гаспара
Фото Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой с дочерью Александрой на берегу моря, 1901 г., Таврическая губ., дер. Мисхор
Фото Толстая Софья Андреевна


Лев Толстой и Душан Маковицкий среди больных и врачей Троицкой окружной психиатрической больницы (разговаривает с больным, называющим себя Петром Великим), июнь 1910, Московская губ., с. Троицкое. Вопросами психиатрии Толстой заинтересовался в особенности после знакомства в 1897 году с известным криминалистом и психиатром Чезаре Ломброзо. Живя в Отрадном по соседству с двумя лучшими в то время Троицкой окружной и Покровской земской психиатрическими больницами, он несколько раз посетил их. В Троицкой больнице Толстой был дважды: 17 и 19 июня 1910 года.
Фото Чертков Владимир Григорьевич


Лев Толстой в Ясной Поляне, 28 августа 1903, Тульская губ.., дер. Ясная Поляна
Фото Протасевич Франц Трофимович


Идут на открытие Народной библиотеки в деревню Ясная Поляна: Лев Толстой, Александра Толстая, председатель Московского общества грамотности Павел Долгоруков, Татьяна Сухотина, Варвара Феокритова, Павел Бирюков, 31 января 1910, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Черный пудель Маркиз принадлежал младшей дочери Толстого Александре Львовне.
Фото Савельев А. И.


Лев и Софья Толстые и их дочь Александра среди крестьян деревни Ясная Поляна в Троицын день, 1909 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Слева – Александра Львовна Толстая.
Фото Тапсель Томас


Лев Толстой идет от дома по аллее «Прешпект», 1903 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Из дневника Михаила Сергеевича Сухотина, 1903 год: «С каждым разом я все более и более удивляюсь здоровью и силе Л. Н. Он все молодеет, свежеет, крепнет. Об его прежних смертельных болезнях и помину нет... Он снова приобрел свою моложавую, быструю, бодрую походку, очень своеобразную, с вывертом носков наружу».
Фото Толстая Александра Львовна


Лев Толстой среди крестьян деревни Крекшино Московской губернии, 1909 г., Московская губ., дер. Крекшино. Крестьяне деревни Крекшино пришли с хлебом-солью приветствовать приезд Льва Толстого. Он вышел к ним в рубашке с подтяжками наружу, так как день был очень жарким и, по свидетельству очевидцев, долго разговаривал с ними. Речь зашла о земле, и Лев Николаевич высказал свой взгляд на земельную собственность как на грех, все зло от которого он разрешил опять-таки нравственным совершенствованием и воздержанием от насилия.
Фото Тапсель Томас


Лев Толстой в кабинете дома в Ясной Поляне, 1909 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Толстой снят в своем кабинете, в кресле, предназначавшемся для посетителей. В этом кресле Лев Николаевич любил иногда сидеть по вечерам, читая книгу при свете свечи, которую ставил рядом, на этажерку. Вращающаяся этажерка была подарена ему Петром Алексеевичем Сергеенко. На ней помещались книги, которыми Толстой пользовался в ближайшее время и которые поэтому должны были находиться «под рукой». На этажерке приколота записка: «Книги из нужных».
Фото Чертков Владимир Григорьевич


Лев Толстой на прогулке, 1908 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна
Фото Чертков Владимир Григорьевич


Лев Толстой рассказывает сказку об огурце внукам Соне и Илюше, 1909 г., Московская губ., дер. Крёкшино
Фото Чертков Владимир Григорьевич


Лев Толстой на станции в Крекшино, 4 - 18 сентября 1909, Московская губ., дер. Крёкшино
Неизвестный автор


Отъезд Льва Толстого в Кочеты к дочери Татьяне Сухотиной, 1909 г., Тульская губ., Тульский у., станция Козлова Засека. В последние два года жизни Толстой нередко уезжал из Ясной Поляны - то ненадолго погостить к дочери Татьяне Львовне в Кочеты, то к Черткову в Крекшино или в Мещерское Московской губернии.
Фото Чертков Владимир Григорьевич


Лев Толстой, 1907 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. «Ни одна фотография, ни даже писанные с него портреты не могут передать того впечатления, которое получалось от его живого лица и фигуры. Когда Толстой приглядывался к человеку, он становился неподвижным, сосредоточенным, пытливо проникал внутрь его и точно высасывал все, что было в нем скрыто – хорошего или плохого. В эти минуты глаза его прятались за нависшие брови, как солнце за тучу. В другие минуты Толстой по-детски откликался на шутку, заливался милым смехом и глаза его становились веселыми и шутливыми, выходили из густых бровей и светили», – писал Константин Сергеевич Станиславский.
Фото Чертков Владимир Григорьевич


В 1906 году Лев Николаевич Толстой отказался от рассмотрения его кандидатуры на Нобелевскую премию. Писатель объяснил это своим отношением к деньгам, но общественность восприняла отказ как очередное своенравие графа. Ниже – еще несколько “причуд” Льва Толстого…

Одна из самых красочных сцен Анны Карениной - описание сенокоса, во время которого Константин Левин (которого Лев Николаевич, как известно, во многом писал с себя) работает в поле наравне с мужиками. Но физический труд Толстой прославлял не только посредством своих героев, но и через собственный пример. Работа в поле бок о бок с крестьянами не была для него экстравагантным барским увлечением, он искренне любил и уважал тяжелый физический труд.

Кроме того, Толстой с удовольствием и, что важно, с умением шил сапоги, которые потом дарил родственникам, косил траву и пахал землю, удивляя наблюдавших за ним поместных крестьян и огорчая свою жену.

Да не с кем-нибудь, а с Иваном Тургеневым. Стоит сказать, что Толстой в юности и даже в зрелом возрасте был очень далек от привычного нам сегодня образа мудрого и спокойного старца, призывающего к смирению и бесконфликтности. В молодости граф был категоричен в суждениях, прямолинеен, а подчас даже груб. Пример тому - его конфликт с Тургеневым.

Поговаривают, что одной из причин разлада была «любовная интрига», завязавшаяся между Тургеневым и графиней Марией Николаевной, любимой сестрой Толстого. Но окончательная размолвка между ними случилась, когда оба писателя гостили в доме Афанасия Фета. Если судить по мемуарам последнего, причиной перебранки стал рассказ Тургенева о гувернантке его дочери, которая в воспитательных целях заставляла ее чинить рваную одежду нищих.

Толстому такая манера показалось чересчур показной, о чем он с прямолинейностью и жаром сообщил собеседнику. Словесная перебранка едва не привела к драке - Тургенев пообещал Толстому «дать в рожу», а тот в, свою очередь, вызвал его на дуэль. К счастью, стреляться они не стали - Тургенев принес извинения, Толстой их принял, но в их отношениях наступил продолжительный разлад. Лишь семнадцать лет спустя Тургенев приехал в Ясную Поляну к просветлевшему и уже не такому вспыльчивому Толстому.

В 1882 году в Москве прошла перепись населения. Интересно, что в ней на добровольных началах принял участие Лев Николаевич Толстой. Граф хотел узнать нищету в Москве, посмотреть, как живут здесь люди, чтобы хоть как-то помочь бедным горожанам деньгами и делом. Выбрал он для своих целей один из самых сложных и неблагополучных столичных участков - у Смоленского рынка по Проточному переулку, в котором располагались ночлежки и прибежища нищеты.

И.Е. Репин. Лев Толстой в комнате под сводами. 1891

Кроме социального анализа Толстой преследовал и благотворительные цели, он хотел собрать денег, помочь с работой беднякам, устроить их детей в школы, а стариков в приюты. Толстой лично обходил ночлежки и заполнял переписные карточки, и кроме того поднимал проблемы неустройства бедняков в прессе и городской думе. Итогом стали его статьи «Так что же нам делать?» и «О переписи в Москве» с призывами о помощи и поддержки малоимущим.

С годами Толстым все сильнее завладевали духовные искания, и он все меньше уделяет внимание быту, практически во всем стремясь к аскетизму и «опрощению». Граф занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов, подчеркивая тем самым свою близость к народу. Именно таким - на босу ногу, в подпоясанной крестьянской рубахе, простых штанах, - его запечатлел на своей картине Илья Репин.

И.Е. Репин. Л.Н.Толстой босой. 1901 год

Таким же он его описывал и в письме к своей дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

Лев Николаевич Толстой играет в русскую народную игру городки, Ясная Поляна, 1909 год.

Лев Николаевич сохранял физическую бодрость и крепость духа до самых последних дней. Причина тому - страстная любовь графа к спорту и всевозможным физическим упражнениям, которые по его мнению, были обязательны, в особенности для тех, кто занимается умственным трудом.

Любимой дисциплиной Толстого была ходьба, известно что уже в достаточно солидном возрасте шестидесяти лет он совершил три пеших перехода из Москвы в Ясную поляну. Кроме того, граф увлекался конькобежным спором, осваивал велосипед, верховую езду, плавание, каждое утро начинал с гимнастики.

Писатель Лев Толстой учится кататься на вело в бывшем здании Манежа (журнал «Циклист» за 1895 год).

Толстой яро увлекался педагогикой и даже обустроил в своем имении в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Интересно, что там практиковался во многом экспериментальный подход к обучению - Толстой ставил во главу угла не дисциплину, а наоборот поддерживал теорию свободного воспитания, - дети на его уроках сидели как хотели, определенной программы не было, но занятия при этом были очень плодотворными. Толстой не только лично занимался с учениками, но также выпускал детские книги, в том числе собственную «Азбуку».

Конфликт Толстого и православной церкви стал одной из самых странных и печальных страниц в биографии писателя. Последние два десятилетия жизни Толстого ознаменовались его окончательным разочарованием в церковной вере и неприятием православных догматов. Писатель ставил под сомнение авторитет официальной церкви и критически высказывался по отношению к духовенству, настаивая на более широком понимании религии. Таким образом, его разрыв с церковью был предрешен - в ответ на публичную критику Толстого и серию публикаций посвященных теме религии, Синод в 1901 году отлучил его от церкви.

Уже в преклонном возрасте 82-x лет писатель решил уйти странствовать, покинув свое имение, оставив жену и детей. В прощальном письме к своей графине Софье, Толстой пишет: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».

В сопровождении своего личного врача Душана Маковицкого граф покидает Ясную Поляну и отправляется в скитания без определенной цели. Заехав в Оптину Пустынь и Козельск, он решает отправится на юг к своей племяннице, откуда планирует двинуться дальше на Кавказ. Но последние путешествие оборвалось, едва начавшись: в дороге Толстой простудился и подхватил воспаление легких - 7 ноября Лев Николаевич скончался в доме начальника железнодорожной станции «Астапово».

Дмитрий Назаров

: https://www.softmixer.com/2013/11/blog-post_9919.html#more