Гений, море и скука. Классики русской литературы о Крыме. Материал на тему: мини-блокнот о крыме «высказывания великих людей о величии крыма

Крым в литературе

Древняя Таврида, хранящая дух греко-римской античности, помнящая Крещение Руси и дела древнерусских князей, манящая теплым морем и навевающей романтический пафос природой – издавна служила местом притяжения для русских литераторов. Сюда приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто – за вдохновением. Для некоторых прозаиков и поэтов Крым стал постоянным местом жительства, другие сражались здесь на земле и на море в страшные годы войн за Отечество, есть и те, кто окончил в Крыму свой земной путь. Для многих представителей предреволюционной российской интеллигенции Крым оказался местом прощания с Родиной, где они вступили на палубу парохода, уходившего в неизвестность.



Но Крым – это не только адреса писателей, Крым прочно вошел в нашу русскую литературу, и образы полуострова на страницах произведений классиков порой чаруют не меньше, чем крымские пейзажи воочию.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

«Первый поэт России» провел в Крыму почти целый месяц в 1820 г., прибыв туда во время путешествия по Новоросии вместе со своим другом героем Отечественной войны генералом Николаем Раевским. Путешественники проделали путь из Керчи через Феодосию – морем в Гурзуф, а затем посетили Ялту, Алупку, Бахчисарай, Симферополь. На борту брига по пути в Гурзуф рождается знаменитое стихотворение «Погасло дневное светило...»

«Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...»

Не менее известна и поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», в которой слышится прямой авторский голос, возвращающий читателя к личным переживаниям поэта:

Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Лев Толстой, молодой офицер русской армии, только что произведенный в прапорщики из юнкеров, становится участником кровавых событий Крымской войны, которая по существу и сделала его писателем. Он сражается на 4-м бастионе, защищая город русской славы вплоть до вынужденного оставления его 27 августа 1855 года. Толстой пишет брату о защитниках города: «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства». Увидевший войну изнутри молодой писатель вскоре станет известен как автор «Севастопольских рассказов». Второй раз Толстой побывал в Крыму в 1885 г., почти через 30 лет, путешествуя с князем С.С. Урусовым, своим другом, также участником Севастопольской обороны. Толстой тогда с интересом осматривал возрожденный Севастополь, а затем поехал к Урусовым в Симеиз. И наконец, последний приезд – в сентябре 1901 г. – в местечко Гаспра, куда пригласила серьезно заболевшего писателя его почитательница княгиня Софья Панина. Во дворце Паниных Толстой гостит и оправляется от болезни до июля 1902 г. Здесь он работает над завершением повести «Хаджи-Мурат». Здесь его посещают Чехов и Горький. Суммируя три пребывания Толстого в Крыму, увидим, что он в общей сложности прожил на полуострове почти два года. А.П. Чехов в письме М. Горькому писал о Толстом: «Ему Крым нравится ужасно, возбуждает в нем радость, чисто детскую».

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Крым оказался неотделим от биографии Антона Павловича Чехова. Уроженец соседнего региона Приазовья, он впервые приезжает сюда в 1888 г. и, как многие, оказывается навсегда очарован природой Крыма. В 1889 г. он ненадолго приезжает в Ялту и работает над повестью «Скучная история». А в 1898 г. усиливающаяся болезнь легких заставляет Чехова подумать о том, чтобы перебраться в Крым на постоянное место жительства. Он покупает здесь участок земли с садом и строит дом. Так начался ялтинский период биографии Антона Павловича. С тех пор реалии ялтинской жизни рубежа веков входят в творчество писателя. Здесь создаются едва ли не самые знаменитые произведения Чехова – пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказ «Дама собачкой». Колорит курортной жизни охватывает читателя этого рассказа прямо с первых строк: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне уВерне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц...». Вскоре после кончины писателя усилиями его сестры Марии Павловны в доме был открыт мемориальный музей, с тех пор считающийся одной из главных достопримечательностей Ялты.



Александр Иванович Куприн (1870–1938)

По-видимому, первый приезд Куприна в Крым связан с его репортерской деятельностью в последнее десятилетие XIX в. А в 1900 г. Куприн приезжает в Ялту по приглашению А.П. Чехова, который и вводит его в круг отдыхающих в Крыму литераторов. В этом смысле можно сказать, что Крым дал путевку в жизнь Куприну как беллетристу, ввел его в литературную жизнь России того времени. Многие из наиболее известных произведений писателя связаны с Крымом: «Белый пудель», «Гранатовый браслет»... В дальнейшем, объездивший многие крымские места Куприн оказался наиболее тесно связан с Балаклавой, где он даже собирался купить домик. Это период 1904–06 гг., период создания рассказов, от которых веет морем и рыбацким промыслом. Куприн дружит с черноморскими рыбаками, выходит с ними на промысел, «сдает экзамен» рыбацкой науки известному предводителю балаклавских рыбаков Коле Костанди. По мотивам этого периода пишутся очерки «Листригоны», рассказ «Светлана» с посвящением друзьям-рыбакам.

Иван Алексеевич Бунин (1870 –1953)

Иван Алексеевич Бунин приехал впервые в Крым девятнадцатилетним юношей в 1889 г. и навсегда полюбил эти места. Кстати, его отец, Алексей Николаевич, был участником Севастопольской обороны, так что о Крыме будущий писатель был наслышан с детства. В первые годы XX в. Бунин неоднократно приезжает в Ялту, где останавливается у Чехова. Крымские страницы биографии писателя нашли отражение в романе «Жизнь Арсеньева». Крымом навеяны стихотворения «Учан-Су», «На морском берегу», «Чатырдаг».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936)

Первое и достаточно серьезное знакомство с Крымом у Горького, тогда еще Алексея Пешкова, происходит во время его знаменитых странствований по Руси, начатых в 1888 г. Горький знакомится с жизнью Крыма изнутри, нанимаясь то грузчиком, то строителем, то разнорабочим, общаясь по разному поводу с простым людом. «Два босяка», «Херсонес Таврический», «Крымские эскизы» создавались по этим впечатлениям. Ставшая хрестоматийно известной «Песнь о Соколе» родилась из местной легенды, услышанной от чабана под Алуштой. Впоследствии, уже писателем, чья слава быстро растет, Горький живет в Крыму в 1901, 1902, 1905 гг. Здесь он встречается с Чеховым, Буниным, Л. Толстым, Короленко, Шаляпиным, Гариным-Михайловским, Ермоловой. В 1917 г. Горький живет в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Последний приезд пролетарского писателя в Крым состоялся уже при советской власти, в 1935 году.

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930)

Владимир Маяковский впервые приезжает в Крым в 1913 г. в ходе творческого турне по городам южной России, где он, Игорь Северянин и другие футуристы выступают с лекциями о литературе и с чтением стихов. Последующие визиты поэта в Крым носили такой же характер: литературная работа, выступления. Начиная с 1925 года, Маяковский регулярно посещает Крым, особенно Ялту. Увлекшись кинематографом, он сотрудничал со старейшей в России Ялтинской киностудией, здесь же при виде парохода «Теодор Нетте» у Маяковского рождается замысел известного стихотворения «Товарищу Нетте – пароходу и человеку». Здесь были написаны и многие другие стихотворения, некоторые с характерными названиями: «Крым», «Севастополь – Ялта», «Евпатория», «Ялта – Новороссийск»

Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)

Страшным предстал Крым в трагически знаменитом произведении Ивана Шмелёва «Солнце мертвых». Эта документальная проза навеки осталась памятником обличения практического большевизма, памятником так называемого «красного террора», расстрела многих невинных жертв революции, среди которых оказался сын Шмелева, памятником революционной жестокости новой власти и надругательства над святынями. Иван Шмелёв пережил в Крыму страшные 1921-22 годы и отсюда навсегда отбыл в эмиграцию.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875–1958)

Сергеев-Ценский стал едва ли не самым большим долгожителем Крыма среди крупных русских писателей. Он прожил в Алуште, на Южном берегу Крыма, с небольшими перерывами более 60-ти лет, пережив там две революции, Гражданскую и Великую Отечественную войну и множество событий советской истории. Там же скончался и похоронен. В конце 1930-х гг. Сергеев-Ценский работает над большим романом «Севастопольская страда», посвященном первой обороне Севастополя в Крымскую войну. Пройдет совсем немного времени и грянет Великая Отечественная и опять крымчанам, российским морякам придется встать на героическую защиту города русской славы. Дом Сергеева-Ценского был разрушен фашистской бомбой, но восстановлен хозяином в 1946 г. Теперь в этом доме, на склоне Орлиной горы, устроен мемориальный музей Сергеева-Ценского. Алушта, курортный городок на берегу моря, привлекала многих писателей. Здесь в 1927-28 гг. выступал Владимир Маяковский, у Сергеева-Ценского бывали А.И. Куприн, Иван Шмелев, Максим Горький, К.И. Чуковский, А.С. Новиков-Прибой.

Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932)

Максимилиан Волошин, поэт и художник, – наверное может быть назван одним из самых «крымских» деятелей русской культуры. Умирая, он завещал передать собственный дом под Дом творчества литераторов Литфонда, однако фактически еще при жизни Волошина его «Дом Поэта» в Коктебеле, на восточном берегу Крыма неподалеку от Феодосии, стал приютом для множества замечательных писателей и художников России. Сегодня Коктебель не мыслим без памяти о Волошине. Детство поэта прошло в Москве, а в 1893 г. он с матерью Еленой Оттобальдовной переезжает в Феодосию, где поступает в гимназию. Впоследствии он много путешествовал по России и за границей, а в 1903 г. – по возвращении из Франции мать и сын начинают строительство собственного дома в Коктебеле. Здесь Волошин поселяется в годы революции и Гражданской войны, пряча у себя жертв и «красного», и «белого» террора. В 1920-е гг. Коктебель и окрестности стали столь же притягательны для служителей муз из материковой России, как прежде Южный берег Крыма. С одобрения Наркомпроса усадьба Волошина превратилась в бесплатный Дом творчества деятелей теперь уже советской культуры. Скончавшийся 11 августа 1932 г. у себя дома Максимилиан Волошин был похоронен неподалеку – на горе Кучук-Янышар, на каменистом склоне его могила отмечена плоской гранитной плитой. В 1984 г. открыт мемориальный Дом-музей Волошина в Коктебеле, а в 2000 г. на базе музея создан эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина» (Киммерия – любимое Волошиным древнее греческое название Крыма и Северного Причерноморья). Волошинская Киммерия запечатлена во многих стихотворениях поэта-художника и на его полотнах:

Как в раковине малой – океана

Великое дыхание гудит,

Как плоть ее мерцает и горит

Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены

В движении и завитке волны,–

Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,

Заключена и преображена...

Марина Ивановна Цветаева (1892–1941)

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры

От творческой судьбы Максимилиана Волошина неотделима судьба Марины Цветаевой. Вскоре после их знакомства Марина в 1911 г. впервые приезжает в Коктебель, начинается ее дружба с Максом и увлечение Крымом. После кончины отца Цветаевой Марина с мужем Сергеем Эфроном и маленькой дочкой Ариадной решают сменить обстановку и провести зиму 1913 года в Крыму. Они приезжают в Феодосию, где снимают жилье на Анненской улице. Неподалеку, на Бульварной, поселяется сестра Марины Анастасия с сыном Андреем. Как она впоследствии вспоминала, именно здесь прошел едва ли не самый счастливый период в многострадальной судьбе ее сестры-поэтессы. Сюда приходил к сестрам Волошин, а они навещали его в Коктебеле. После кончины земной жизни Волошина Марина пишет целую книгу-воспоминание «Живое о живом», утверждая бессмертие своего друга-поэта. «Меж трех пустынь: морской, земной, небесной - твое последнее перед нами, за нас предстояние, с посохом странника в одной, с уловом радужной игры в другой, с посохом, чтобы нас миновать, с радугой, чтобы нас одарить...» – пишет Марина Цветаева, мысленно стоя у места погребения Волошина на склоне горы Кучук-Янышар. В 2001 г. в Феодосии был открыт Дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых.

Александр Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880–1932)

В один год с Волошиным оставил этот мир его сосед по Киммерии, житель городка Старый Крым писатель-романтик Александр Грин, создатель фантастической страны «Гринландии», прославившийся среди юношества нескольких поколений книгами «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Александр еще в юности совершил дальнее плаванье матросом, и с тех пор Черное море вошло в его жизнь и творчество. Уже будучи писателем, автором «Алых парусов», он переезжает на постоянное жительство в Феодосию, где они с женою приобрели маленький домик на Галерейной улице. Здесь написан роман «Бегущая по волнам». В 1930 г. супруги переезжают в городок Старый Крым. Оттуда в Коктебель ведет через горы дорога, которой Грин ходил к Волошину, теперь ее называют тропой Грина. В 1960 г. был открыт музей в доме Грина в Старом Крыму, а в 1970 г. музеефицирован дом Грина в Феодосии.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)

Немного не застал Александра Грина в Старом Крыму впервые приехавший сюда в 1934 г. К. Г. Паустовский. Писатель начал «пробивать стену молчания» вокруг имени Грина. Второй приезд был летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Чёрное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму в 1938 году. Здесь он провёл май-июль вместе с женой Валерией Валишевской и приёмным сыном Сергеем. Это было время работы над книгой «Повести и рассказы», изданной в 1939 году. Паустовский называл Крым землёй «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно именно на крымской земле написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы – «Горная роса», «Сказочник» – созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. О многом говорит и то, что для свадебного путешествия в 1949 г с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, он выбрал Старый Крым. Татьяна Алексеевна, кстати, стала прототипом героини известной пьесы Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза». Крым для Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Константин Георгиевич писал в статье «Воспоминание о Крыме»: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья» и уже незадолго до смерти, весной 1968 года: «Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде...... В каждой малости была заключена великая глубина».

В доме в Старом Крыму, где в 1950-х гг. жил Паустовский, с 2006 г. открыт его мемориальный музей. В мае 2007 года открыта мемориальная доска на доме станции мониторинга окружающей среды Карадагской биостанции, где в начале 1950-х годов жил К. Г. Паустовский.

Владимир Владимирович Набоков (1899–1977)

Не миновать было Крыма и Владимиру Владимировичу Набокову, оказавшемуся на полуострове в последний период своей жизнина на Родине. Семья Набоковых спасалась от наступавших в ходе Гражданской войны красных войск, оставалась некоторая надежда, что белый Крым устоит, и отец писателя – известный политический деятель Владимир Дмитриевич Набоков – в 1918 г. даже стал министром юстиции в Крымском Краевом правительстве. Одно время Набоковы находят приют во дворце той самой княгини С. В. Паниной в Гаспре, которая в 1901-1902 гг. принимала у себя Льва Толстого. Набоков-младший посещаяет Ялту, Бахчисарай, недолго живет в Севастополе, навещает М. Волошина в Коктебеле. Из Севастополя весной 1919 г. на корабле с символическим названием «Надежда» Набоковы отплывают в эмиграцию. О Крыме напоминают стихотворения В.В. Набокова «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол». В 1921 г. в Англии Набоков пишет стихотворение-воспоминание «Крым», начинающееся такими строчками:

Назло неистовым тревогам

ты, дикий и душистый край,

как роза, данная мне Богом,

во храме памяти сверкай.

Тебя покинул я во мраке:

качаясь, огненные знаки

в туманном небе спор вели

над гулом берегов коварных.

Кругом на столбиках янтарныхстояли в бухте корабли...

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков, 1904–1941)

Впервые посетив Крым (Алупку) в 1924 г., Гайдар затем неоднократно отдыхает и работает на полуострове. Среди прочего, тому есть особенная причина. Ведь Аркадий Петрович один из самых популярных детских писателей, причем не просто человек, пишущий о детях, но друг детей, постоянно находившийся среди них. А в Крыму в 1925 г. был открыт самый главный пионерский лагерь в СССР – Артек. Туда в 1931 г. приезжает Гайдар с сыном Тимуром, поселяется в лагере и проводит целые дни среди пионеров. Здесь он работает над повестью «Дальние страны». Сам Артек стал местом действия повести «Военная тайна». Главная героиня повести – Натка Шегалова – приезжает в Артек в качестве пионервожатой. Вот как описывает Гайдар первое ее знакомство с детской здравницей. «В синих шароварах и майке, с полотенцем в руках, извилистыми тропками спускалась Натка Шегалова к пляжу. Когда она вышла на платановую аллею, то встретила поднимающихся в гору ребят-новичков. Они шли с узелками, баульчиками и корзинками, веселые, запыленные и усталые. Они держали наспех подобранные круглые камешки и хрупкие раковины. Многие из них уже успели набить рты кислым придорожным виноградом. – Здорово, ребята! Откуда? – спросила Натка, поравнявшись с этой шумной ватагой. – Ленинградцы!.. Мурманцы!.. – охотно закричали ей в ответ...»

В 1934 г. писатель вновь посещает эти места, а в 1937 г. живет в Ялтинском Доме творчества писателей. В 1972 г. в Артеке была открыта мемориальная доска Аркадию Гайдару, впрочем демонтированная уже в постсоветский период, когда образ Гайдара стал все чаще подвергаться очернению на современной Украине.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры

Василий Павлович Аксёнов (1932 – 2009)

Особенную, в какой-то мере пророческую, роль в истории взаимоотношений материковой России и Крыма сыграл своим всемирно известным романом «Остров Крым» Василий Аксенов. Роман писался в 1977 - 1979 гг. отчасти прямо на крымской земле, в Коктебеле. Однако он мог быть опубликован в то время только за границей (в американском издательстве «Ардис»), поскольку, хотя и был написан в жанре фантастики, которой все дозволено, но поверг в шок тогдашних советских литературных начальников. В романе, вопреки географической и исторической истине, Крым описан как остров, который не был сдан белыми во время Гражданской войны и оказался независимым и отделенным от государства Советов «островом свободы». Крым развивается, идя своим собственным путем – и развивается вполне гармонично. С момента опубликования романа он, образно говоря, «выстрелил» трижды: в первый раз самим фактом публикации (за границей), во второй раз – став доступным отечественным читателям в 1990 г., будучи легально напечатан в СССР в журнале «Юность» и сразу став «романом года». И наконец, в третий раз, уже после кончины автора – в марте 2014 года, когда Крым на референдуме проголосовал за независимость, выход из состава Украины в пользу Россиии и действительно оказался своего рода российским «островом». Примечательно, что премьером Автономной Республики Крым и активным борцом за независимость полуострова от «майданной» Украины стал премьер-министр Крыма Сергей Аксенов – однофамилец Василия Павловича Аксенова.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

М.Волошин «Медведь-гора», акварель

В эти дни отмечается очередная годовщина со дня рождения известного поэта Максимилиана Волошина, жизнь и творчество которого были тесно связаны с Крымом. В связи с этим вспомним цитаты из его статей о крымских татарах, историю и культуру которых он чтил и великолепно знал.

1. Крымские татары – народ, в котором к примитивно-жизнеспособному стволу монголоизма были привиты очень крепкие и отстоенные культурные яды, отчасти смягченные тем, что они уже были ранее переработаны другими эллинизированными варварами. Это вызвало сразу прекрасное (хозяйственно-эстетическое, но не интеллектуальное) цветение, которое совершенно разрушило первобытную расовую устойчивость и крепость. В любом татарине сразу чувствуется тонкая наследственная культурность, но бесконечно хрупкая и неспособная себя отстоять. Полтораста лет грубого имперского владычества над Крымом вырвало у них почву из-под ног, а пустить новые корни они уже не могут, благодаря своему греческому, готскому, итальянскому наследству.

Поэт Серебряного века М. Волошин (1877-1932)

2. Татарское искусство: архитектура, ковры, майолик, чекан металлов - все это кончилось; остались еще ткани да вышивки. Татарские женщины, по врожденному инстинкту, еще продолжают, как шелковичные черви, сучить из себя драгоценные растительные узоры. Но и эта способность иссякает.

3. Трудно считать приобщением к русской культуре то обстоятельство, что Крым посетило в качестве туристов или путешественников несколько больших русских поэтов, и что сюда приезжали умирать от туберкулеза замечательные писатели. Но то, что земли систематически отнимались у тех, кто любил и умел их обрабатывать, а на их место селились те, кто умел разрушать налаженное; что трудолюбивое и лояльное татарское население было приневолено к ряду трагических эмиграций в Турцию, в благодатном климате всероссийской туберкулезной здравицы поголовно вымирало, – именно, от туберкулеза, – это показатель стиля и характера русского культуртрегерства.

Дом Волошина в Коктебеле

4. Никогда (…) эта земля, эти холмы и горы, и равнины, эти заливы и плоскогорья, не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья», как в «золотой век Гиреев»

Волошин любил писать пейзажи о Коктебеле, так как прожил здесь большую часть своей жизни

5. Татары и турки были великими мастерами орошения. Они умели ловить самую мелкую струйку почвенной воды, направить ее по глиняным трубам в обширные водоемы, умели использовать разницу температур, дающую выпоты и росы, умели, как кровеносной системой, оросить сады и виноградники по склонам гор. Ударьте киркой по любому шиферному, совершенно бесплодному скату холма - вы наткнетесь на обломки гончарных труб; на вершине плоскогорья вы найдете воронки с овальными обточенными камнями, которыми собиралась роса; в любой разросшейся под скалой купе деревьев вы различите одичавшую грушу и выродившуюся виноградную лозу. Это значит, что вся эта пустыня еще сто лет назад была цветущим садом. Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста.
6. В Бахчисарае, в ханском дворце, превращенном в музей татарского искусства, вокруг художника Боданинского, татарина по рождению, еще продолжают тлеть последние искры народного татарского искусства, раздуваемые дыханием нескольких человек, его охраняющих.

7. Превращение Крымского Ханства в Таврическую губернию для Крыма не было благоприятно: окончательно отделенный от живых водных путей, ведущих через Босфор и экономическими интересами связанный только с «диким полем», он стал русским губернским захолустьем, не более значительным, чем Крым готский, сарматский, татарский.

8. Татары дают как бы синтез всей разнообразно-пестрой истории страны. Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями, горы – виноградниками, гавани – фелюками, города журчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами.

9. Времена и точки зрения меняются: для Киевской Руси татары были, конечно, Диким Полем, а Крымское ханство было для Москвы грозным разбойничьим гнездом, донимавшим его неожиданными набегами. Но для турок - наследников Византии - и для царства Гиреев, уже воспринявших и кровью и духом все сложное наследство Крыма с его греческими, готскими и итальянскими рудам и, конечно, русские были только новым взмывом Дикого Поля.

Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень -
Простор столетий был для жизни тесен,
Покамест мы – Россия – не пришли.
За полтораста лет – с Екатерины -
Мы вытоптали мусульманский рай,
Свели леса, размыкали руины,
Расхитили и разорили край.
Осиротелые зияют сакли;
По скатам выкорчеваны сады.
Народ ушел. Источники иссякли.
Нет в море рыб. В фонтанах нет воды.
Но скорбный лик оцепенелой маски
Идет к холмам Гомеровой страны,
И патетически обнажены
Ее хребты и мускулы и связки
Использованы статьи Максимилиана Волошина «Культура, искусство, памятники Крыма», «Судьбы Крыма»

: Крым был и останется и русским, и украинским и крымско-татарским. Но он никогда не будет бендеровским.

Кондолиза Райс :
В 1954 году Никита Хрущев передал Крым - полуостров на берегу Черного моря - народу Украины в честь сотен лет русско-украинской дружбы. В то время этот факт не играл никакой роли. Тем не менее развал Советского Союза показал стратегическую ошибочность этого шага. Россия внезапно очутилась в такой ситуации, когда ее важные активы и немалая часть населения оказались на территории обретшей независимость Украины. Самая главная база российского военно-морского флота в Севастополе теперь располагалась на территории другого государства. Вместе с почти 700 000 этнических россиян, составляющих приблизительно 70% населения города.
Кондолиза Райс :
Для него (Путина - сайт) курс Киева на сближение с Западом есть оскорбление для России в игре с нулевой суммой за лояльность бывших территорий империи. Вторжение в Крым и его возможная аннексия под надуманным предлогом заботы о его русскоязычном населении являются ответом нам.
М.С. Горбачев :
Отсоединения Крыма вообще не должно было быть. Но, увы, оно случилось.
М.С. Горбачев :
Референдум в Крыму, по сути, шел все последние годы.
М.С. Горбачев :
Самая большая ошибка – если вдруг этим противникам объединения России с Крымом удастся столкнуть Россию с Украиной. Но ведь воевать русским с украинцами – это абсурд.
Александр Залдостанов "Хирург" :
Севастополь - более русский город, чем Москва.

Крым во все времена был для людей творчества не просто красивым и вдохновляющим, но каким-то сакральным местом. Сюда приезжали поэты, писатели, художники творили свои шедевры. Чем же этот маленький полуостров так цеплял за живое?

Берем и едем смотреть на Крым другими глазами, чтобы понять, откуда черпали вдохновение русские и современные классики.

Крым глазами писателей

Первым вспомним Антона Павловича Чехова. Жил писатель в Гурзуфе, снимал комнатку в Ялте, лечился, отдыхал и создавал бессмертные произведения. Окончательно он поселился в Ялте в 1899 году, закончив строительство собственного дома. Антон Павлович писал друзьям: “Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно ”.

“Белая дача” сохранилась для потомков в неизменном виде, здесь находится музей Чехова. В Ялте драматург написал “Даму с собачкой”, великолепные пьесы “Вишневый сад”, “Три сестры”, повесть “В овраге” и несколько рассказов.

В 1900 году Чехов увидел постановку своих пьес “Дядя Ваня” и “Чайка” на сцене севастопольского драматического театра.

Лев Николаевич Толстой участвовал в Крымскую войну в обороне Севастополя, здесь он написал “Севастопольские рассказы”. Через 30 лет побывал писатель в Симеизе и, по его признанию, посмотрел на все по-новому. “Вот где, или вообще на юге надо начинать жить тем, которые захотят жить хорошо… Уединенно, прекрасно, величественно …”

Лев Толстой два года лечился в Кореизе, куда к нему в гости приезжали Шаляпин, Куприн, Короленко, Горький, и все они были очарованы Крымом. Знаменитая “Песнь о соколе” была написана Максимом Горьким под впечатлением великолепия южной природы.

Куприн приезжал отдыхать в Балаклаву каждое лето и осень, часто выходил в море с рыбаками. Он посвятил им очерки “Листригоны”. Писатель был свидетелем восстания на крейсере “Очаков” и гневно высказался против жестокой расправы над восставшими, после чего командующий Черноморским флотом организовал высылку писателя из Крыма. В Балаклаве на набережной установлен памятник Александру Куприну.

В Феодосии находится Литературный музей Александра Грина, который жил здесь шесть лет. Тут был написан блестящий роман “Бегущая по волнам”, посвященный жене писателя.

В восстановление творческого наследия Грина неоценимый вклад внес Константин Паустовский, он часто приезжал в Старый Крым, работал здесь над повестью “Черное море”, где прообразом Гарта стал Александр Грин.

Бунин, Грибоедов, Гоголь, Сергеев-Ценский, Станюкович оставили след на крымской земле, вдохновляющей их на гениальные произведения.

Крым поэтический

В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин посетил Тавриду, попав сюда в южную ссылку. За такое “наказание” он был безмерно благодарен властям, потому что влюбился в живописную природу. О пребывании в поэт писал, что купается в море, объедается виноградом.

В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество ”. Этот кипарис и сейчас растет в Гурзуфе недалеко от фонтана, к которому Пушкин приходил каждое утро попить воды.

В Бахчисарайском дворце поэт был очарован Фонтаном слез:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы .”

Пушкин проехал полуостров от Керчи до Симферополя, посетил Бахчисарай, весь южный берег, и вот каким предстал Крым перед Пушкиным:

Волшебный край! очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса .”

Добраться до Гурзуфа легко на автомобиле, чтобы своими глазами увидеть молчаливых старинных современников поэта. Сейчас здесь открыт музей Пушкина, состоящий из шести залов.

В 1825 году польский поэт Адам Мицкевич совершил путешествие от Тарханкута до Евпатории, посетив Алушту, Чатырдаг. Итоги путешествия вылились в цикл “Крымские сонеты”.

В 1876 году полуостров посетил Николай Некрасов, приехавший сюда поправить здоровье по совету доктора Боткина. В Ялте была завершена поэма “Кому на Руси жить хорошо” и написано несколько стихотворений.

Неразрывно связано с Крымом имя Максимилиана Волошина. В открыт Дом поэта, который он основал и завещал друзьям. На горе Кучук-Енишар находится могила Волошина, куда не иссякает поток почитателей его творчества. Похоронен он здесь по своему пожеланию.

И над живыми зеркалами

Возникнет темная гора,

Как разметавшееся пламя

Окаменелого костра .”

Неоднократно гостил у Волошина Осип Мандельштам. В 1920 году он был арестован в Феодосии белогвардейской контрразведкой и после этого вернулся на полуостров только в 1933 году, поселившись в Старом Крыму.

Не обошел вниманием Крым и Владимир Маяковский:

Чуть вздыхает волна,

и, вторя ей,

Ветерок

над Евпаторией .”

В 1913 году вместе с Игорем Северяниным поэт совершил турне по полуострову, читая стихи и лекции.

Анна Ахматова посвятила Крыму и Севастополю около 20 стихотворений и поэму “У самого моря”, где описывает свое детство.

Список можно продолжать, талантливые личности в любом веке находили отраду для души в крымских просторах. На вы быстро и легко доберетесь в любое место, связанное с именем вашего любимого поэта или писателя.

Планета Крым - популярный портал с отзывами об отдыхе в Крыму публикует цитаты из отзывов о Крыме, написанных известными писателями и поэтами XIX и XX вв. Отзывы об отдыхе в Крыму нашего времени бывают как восторженно положительными, так и резко отрицательными. И среди них много тех, что начинаются со слов «раньше было лучше»! Но, оказывается, отзывы писателей и поэтов о Крыме тоже были весьма разносторонними. Среди известных людей прошлых столетий были как ярые поклонники отдыха в Крыму, так и активные противники. Хвалили или ругали, но всегда – говорили, писали! Природа Крыма, его города, его море, его люди никого не оставляют равнодушными много веков подряд.

Крымская природа всегда пленяла путешественников своим многообразием: пышная растительность Южного берега, ярко-синее небо, ослепительное солнце, белеющие макушки гор, бесконечность степей и яркие краски фруктовых садов.

Вся эта красота так и просится на холст и на бумагу. Крымская земля много раз была воспета в стихах, рассказах, романах и путевых заметках.

Путешествия по Крыму не всегда были легки и приятны , но туристы и в XIX веке стремились покорить Южный берег полуострова, невзирая на неудобства. О чем есть письменные свидетельства тех времен:

«…Больные любопытством путешественники отправляются удивляться живописной природе Южного берега. Даже дамы, невзирая, что должны 250 верст ехать верхом и подвергаться необыкновенным для них беспокойствам и опасностям, предпринимают сей трудный путь - конечно, плачут, раскаиваются в продолжении оного, но по окончании с восторгом рассказывают о чудесах, ими виденных».
В. Броневский. 1815 г.

Великие поэты вдохновенно описывали красоты Крыма. Из письма Александра Пушкина летом 1820 года:

«Перед рассветом я заснул, между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную : разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин… издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…

В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря - и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Пятью годами позже польский поэт Адам Мицкевич восхищался Южным берегом Крыма: «Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее…»

«Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют . Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел» - эти строки принадлежат перу Николая Алексеевича Некрасова, который в 1876 году лечился в Крыму под наблюдением выдающегося русского врача С.П. Боткина.

С Ялтой неразрывно связано имя другого врача и гениального драматурга - Антона Павловича Чехова.

«Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно». Антон Павлович Чехов, 1899 год.

Однако, как и многие творческие личности, Чехов не был постоянен в своих пристрастиях. Вот заметки из его первого посещения Крыма:
"Таврическая степь уныла, однотонна, лишена дали, бесколоритна... и в общем похожа на тундру... Судя по степи, по ее обитателям и по отсутствию того, что мило и пленительно в других степях, Крымский полуостров блестящей будущности не имеет и иметь не может."

"Ялта — это помесь чего-то европейского, напоминающего виды Ниццы, с чем-то мещански-ярмарочным. Коробообразные гостиницы, в которых чахнут несчастные чахоточные... эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань, грустные огни вдали на море, болтовня барышень и кавалеров, понаехавших сюда наслаждаться природой, в которой они ничего не понимают." (о Ялте)

"Вот уж две недели одиноко сижу в полуторарублевом номере в татарско-парикмахерском городе Ялте. .. В Ялте много барышень и ни одной хорошенькой. Много пишущих, но ни одного талантливого человека. Много вина, но ни одной капли порядочного." (снова о Ялте)

Ялтинцы давно простили любимому писателю резкие высказывания и свято чтут память драматурга: его дом-музей одна из главных достопримечательностей города.

Не по вкусу пришлась Ялта и другому великому перу ХХ века - Михаилу Булгакову. Прочитав его замечания, вряд ли кому-то захочется стрелой мчатся в Крым:
"Сюда нельзя ездить людям с очень расстроенной нервной системой . Я разъясняю Коктебель: ветер в нем дует круглый год ежедневно, не бывает без ветра ничего, даже в жару. И ветер раздражает неврастеников." (о Коктебеле)

"Ялта и хороша, Ялта и отвратительна, и эти свойства в ней постоянно перемешиваются. Сразу же надо зверски торговаться. Ялта — город-курорт: на приезжих... смотрят как на доходный улов." (о Ялте)

"Хуже чем купания в Ялте, ничего не может быть... Представьте себе развороченную крупнобулыжную московскую мостовую. Это пляж. Само собой понятно, что он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот." (снова о Ялте)

"На улицах ни души и никаких признаков жизни... Пошли искать людей, искать впечатлений, но ни людей в полном смысле этого слова, ни общественных мест в Ялте не было. Был только один черствый городской клуб, в котором были, на наш взгляд, какие-то уроды, но и туда нас не пустили как не членов клуба." (о Ялте зимой)

"Этот живописный летом белый городок... зимой выглядел таким же банкротом, как и Ялта. Ханский дворец был заперт, а это — почти единственная достопримечательность, которой в то время промышлял Бахчисарай. Наперекор всему пошли искать красок этого легендарного уголка, но, обшарив город, ничего не нашли, кроме угнетающей тишины." (Бахчисарай)

Но не все писатели были так строги к Крыму и его городам. Севастополь - город достойный поклонения по праву может гордиться томами посвященных ему стихов, песен и романов.

В знаменитых «Севастопольских рассказах» Лев Толстой так описывает свои чувства от первого пребывания в Севастополе в период Крымской войны:

«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и, чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...»

А это строки Константина Паустовского о Севастополе:

«В день отъезда Севастополь снова предстал передо мной величественным, простым, полным сознания своей доблести и красоты, предстал русским Акрополем - одним из лучших городов на нашей земле».

Закончим мы словами не поэта, не писателя, но человека, много времени проводившего в Крыму, искренне его любившего и немало сделавшего для развития полуострова. Последний русский император, Николай II, прогуливаясь по дорожкам парка у Ливадийского дворца, частенько говорил: «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда». И под этими словами охотно бы подписались многие путешественники, которых навек покорила крымская земля.

По материалам: Крымский блог. Неизведанные места, тайны и загадки, исторические факты о Крыме и городах Крыма.