Сергей захаров, биография, новости, фото. Творческая биография автономного учреждения культуры Удмуртской Республики

Сергей Георгиевич Захаров. Родился 1 мая 1950 года в Николаеве - умер 14 февраля 2019 года в Москве. Советский и российский эстрадный певец (баритон), актёр. Народный артист Российской Федерации (1996).

Отец - Георгий Михайлович Захаров (1926-2012), военнослужащий.

Мать - Зинаида Евгеньевна Захарова (в девичестве Маринина; 1923 г.р.), телефонистка.

Старший брат - Валентин Георгиевич Захаров (1946 г.р.).

Имеет музыкальные корни: "Мой дед тридцать лет был первым трубачом Одесского оперного оркестра. И эта должность, знаете ли, дорогого стоила! Мне нужен был только маленький толчок. Просто я пошёл не в трубачи, а в вокалисты", - рассказывал он.

Вскоре после рождения Сергея отца перевели служить на космодром Байконур, где семья Захаровых прожила 13 лет.

В школьные годы увлекался спортом, хорошо играл в футбол, которым занимался с 5 лет. "Моя детская страсть - футбол! Занимался им очень серьезно с пятилетнего возраста. Ходил в детскую спортивную школу города Николаев и стоял в воротах лет до пятнадцати", - рассказывал артист. Страсть к футболу сохранил на всю жизнь, считая, что "футбол человека очень дисциплинирует и делает из мальчика мужчину".

Возможно, он и стал бы профессиональным футболистом, если бы не тяжелая травма колена. Поскольку играть он больше не мог, то решил сосредоточиться на музыке.

Музыкой также занимался с ранних лет. Еще до школы пытался подражать известным певцам. Он вспоминал, что в 5-летнем возрасте услышал по радио арию Мистера Икс из оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» в исполнении известного украинского певца Дмитрия Гнатюка. Несколько позже вышел фильм «Мистер Икс» с Георгом Отсом, который стал настоящим кумиром для Сергея. Позже эта ария стала коронным номером Захарова вместе с романсом «Отцвели хризантемы».

Срочную службу в армии проходил на Байконуре. Был ротным запевалой, принимал участие в художественной самодеятельности военных строителей, пел в ВИА «Дружба» в Доме культуры строителей. Именно в армии он и обратил на себя внимание вокальными данными.

В 1971 году приехал в Москву и поступил на отделение музыкальной комедии музыкального училища имени Гнесиных, в класс Маргариты Иосифовны Ланда. Ещё во время учёбы стал солистом Государственного эстрадного оркестра под управлением . Поэтому окончил только два класса училища.

С Утесовым познакомился в ресторане «Арбат», где он подрабатывал по вечерам - пел по-английски с джазовым оркестром. После одного из выступлений Захарова к нему подошёл директор Утесова и сказал: «Вы понравились Леониду Осиповичу!».

Как рассказывал Захаров, встреча с Утесовым коренным образом повлияла на его судьбу: "И что вышло бы без этой встречи и вышло бы, сейчас сказать очень сложно. Возможно, стал бы оперным певцом. По моим данным. Но именно эта встреча вывела меня на большую сцену. Хотя положительный результат вышел из негативного опыта. Утёсов обещал золотые горы, квартиру, успех и настаивал на том, чтобы я бросил учебу в академии Гнесиных, в которой тогда числился. На деле оказалось, что меня просто ото всюду выгнали. Мне негде было не то, что учиться, ночевать! Но именно Утёсов свёл меня с Натаном Григорьевичем Рахлиным, а потом я мгновенно попал в Ленинградский Мюзик-Холл - один из лучших тогда на территории не только СССР, но и Европы. С этого началась моя карьера".

В 1973 году перешёл на работу в Ленинградский мюзик-холл и перевёлся в Ленинградское музыкальное училище имени Римского-Корсакова.

В 1974 году он был удостоен первой премии на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии и «Сопот-1974» в Польше - стал одним из самых популярных молодых исполнителей на советской эстраде.

Зимой 1974 года его впервые показали по телевизору в программе «Артлото». И уже на следующий день вся страна говорила о высоком юноше с неподражаемым баритоном, крупными завитками чёрных волос и белозубой улыбкой. Одна за другой начали выходить пластинки с песнями в его исполнении, к активной пропаганде певца подключились и телевидение, и радио, и пресса.

Широкую известность певцу также принесла роль Фернана Шамплатро в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» . Он сыграл одну из главных ролей, а его коллегами по съемкам стали такие звезды как , . Правда, озвучил его роль .

Сергей Захаров в фильме "Небесные ласточки"

Судимость Сергея Захарова

В 1977 году актер был осуждён за драку - сцепился с администратором. Ссора вылилась в коллективную драку с участием Захарова. За это актер получил один год заключения. Отбывал срок в городе Сланцы.

Когда актера арестовали, то в популярном сатирическом журнале «Крокодил» вышла статья, где о нем писали как "о зарвавшемся бесталанном актеришке с 8 классами образования". Не отреагировать на фельетон, изданный в центральной печати, суд уже не мог. После полугода заключения в «Крестах» суд приговорил Сергея Захарова к 1 году заключения.

По словам певца, причиной драки с администратором стала певица .

Он рассказывал: "Я действительно побывал в тюрьме, но все прекрасно знают, что это была провокация - повздорили с администратором театра. Там вообще вся история была завязана на нашу крепкую дружбу, действительно дружбу, с Людмилой Сенчиной. Мы оба курносые и отлично спелись дуэтом.

Но у Людмилы был не только прекрасный муж, тенор Ленинградской оперетты, но и воздыхатель - член партии. Как сейчас помню Романов Григорий Васильевич. Я был высоким и известным, а он был низким, мне по пояс, и очень ревнивым. Он задался целью убрать соперника, и убрал.

Я полгода сидел в тюрьме до суда и еще полгода после суда. Но за решеткой ребята обитали крепкие, серьезные, никто не спрашивал, кем ты был на гражданке. Поэтому никто не узнавал и петь не просил. Да и сидеть мне было не трудно, знал, что вернусь и куда вернусь. Это был лишь вопрос времени".

После освобождения его пригласили в Одесскую Филармонию, где он какое-то время работал.

Далее член Политбюро ЦК КПСС Лев Николаевич Зайков вызвал его в Ленинград. Зайков помог артисту с квартирой, вернул в мюзик-холл, организовал выход на телевидение. Вскоре он отправился на гастроли в Грецию, Болгарию, Югославию, ГДР.

Сергей Захаров - Люблю тебя

До 1985 года работал в Ленинградском мюзик-холле, затем в филармониях разных городов России. В том же 1985 году Сергей Захаров стал солистом арт-агентства Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

С 1985 года начал работать самостоятельно, сначала со своим ансамблем, а с 1991 года - с пианистом Александром Коганом.

1986 году состоялся первый сольный концерт в Государственном центральном концертном зале «Россия». На сцене самого престижного зала страны Сергей Захаров впервые предстал перед зрителем в роли искромётного Дон Жуана, пылкого Дон Кихота, лирического Мистера Икса. Многие сольные программы певца были показаны по Центральному телевидению.

В 1996 году певец перенёс клиническую смерть: дал 60 концертов в поддержку избирательной кампании и перенапрягся.

Певец побывал с гастролями в 43 странах мира: Великобритания, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Израиль, Австрия и других. Выступал с программой русской романтической музыки, произведениями П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, М. Мусоргского, с ариями из оперетт «Марица», «Принцесса цирка», «Сильва».

Помимо эстрадных песен («Московские окна», «Возвращение романса», «Очи чёрные», «Любовь, любовь», «Люблю тебя», «Белый снег», «О тебе и о себе» и др.) и романсов, Сергей Захаров много внимания уделяет оперному искусству. У него в активе большое количество записей на радио, «Голубые огоньки», «Песни года», правительственные концерты. Четыре года подряд Захаров принимал участие в качестве почётного гостя в программах Международного Фестиваля «Славянский базар».

Сергей Захаров был членом питерского «Фонда помощи заключённым».

В 2010 году в рамках дискуссии о создании в России частных тюрем Захаров заявил, что считает возможной организацию подобных заведений, но только для подростков и женщин - чтобы они имели возможность находиться в нормальных условиях и исправляться.

Является президентом культурного фонда «Северная звезда».

Занимается активной общественной деятельностью, много помогает ветеранам Санкт-Петербургской сцены. Он является заместителем председателя Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга. Ежегодно весной и осенью Союз проводит два благотворительных концерта в Санкт-Петербургском Доме ветеранов сцены.

Возглавляет Всероссийский детский фестиваль «Маленькие звёздочки», принимает участие в международных фестивалях «Романсиада» и «Золотой шлягер».

"Люблю жить! Впитывать жизнь по всех проявлениях - огромное счастье. Жизнь сама по себе такое счастье, что тратить ее на мелочные скандалы и стяжательство - глупо" , - говорил певец.

Сергей Захаров. Я не жалею ни о чем

Рост Сергея Захарова: 190 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Захарова:

Женат. Жена - Алла Наримановна Захарова (в девичестве Салигулина; 1948 г.р.). Они познакомились на Байконуре, когда ему было 14 лет, а ей - почти 16. "Помню, как впервые встретился с будущей женой Аллой. Это было на городском пляже Сырдарьи. Мне было 14 лет и впервые случилось это незрелое, как я называю, внимание. А потом увидел ее на танцплощадке и влюбился окончательно!", - рассказывал певец.

Через два года после знакомства они поженились - по закону Казахской ССР можно было вступать в брак в 16-летнем возрасте.

В 1969 году у них родилась дочь Наталья, она окончила Ленинградский институт культуры. У Натальи двое детей - дочь Станислава (1992 г.р.) и сын Ян (1996 г.р.). Станислава окончила университет по специальности «психолог и лингвист».

"Седины у меня на голове в достатке, а бес моего ребра не затронул. Так что, думаю, вряд ли что может помешать нашему семейному союзу и в будущем", - говорил Сергей Захаров.

С конца 1990-х семья Захарова переехала из Санкт-Петербурга за город - в собственный дом в сосновом лесу под Зеленогорском (на Карельском перешейке, на берегу озера Красавица в 60 км от Петербурга). Дом расположен в глуши - поблизости нет ни дорог, ни соседей. Вокруг раскинулся сосновый бор. Оформлен самим Сергеем Захаровым.

Сергей Захаров - меломан, собрал уникальную коллекцию. Его фонотека состоит из лучших вокалистов оперного искусства, начиная с конца XIX века и до настоящего времени. Его любимыми исполнителями являются Тито Гобби, Титта Руффо, Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Лучано Паваротти. В коллекции Сергея Захарова насчитывается также около 400 дисков джазовой и симфонической музыки. Особенно ему нравится музыка в исполнении оркестра под управлением Герберта фон Караяна. Самые ценные экземпляры - первые шаляпинские «угольные» пластинки 1903 года.

Фильмография Сергея Захарова:

1975 - Ты, песня моя - вокал (песни Акмаля)
1976 - Небесные ласточки - лейтенант Фернан Шамплатро (озвучил Олег Басилашвили)
2008 - Культурный слой. Империя Ленконцерта (документальный)
2009 - Истории и легенды Ленфильма. Небесные ласточки (документальный)

Дискография Сергея Захарова:

1974 - Поёт Сергей Захаров
1983 - Русские романсы
1986 - Центростремительная сила. Эстрадные песни
1995 - На хрупких клавишах души. Музыка Санкт-Петербургского барда Виктора Мальцева
1995 - С. Захаров исполняет русские песни и романсы в сопровождении оркестра народных инструментов под управлением В. Попова
1997 - Прикосновение любви
1998 - О тебе и о себе
1998 - Русские романсы и песни в сопровождении оркестра Санкт-Петербургского радио и телевидения под управлением С. Горковенко



Захаров Сергей - певец, завоевавший огромную популярность в середине 1970-х годов. Хотите узнать подробности его биографии, карьеры и личной жизни? Сейчас мы обо всем расскажем.

Биография: детство и юность

Захаров Сергей Георгиевич родился 1 мая 1950 года в украинском городе Николаеве. Его отец был военнослужащим. Поэтому семья часто меняла место жительства.

Когда Сереже исполнилось 4 года, он вместе с папой и мамой переехал в Казахстан. Они обосновались в знаменитом городе Байконуре.

С ранних лет наш герой начал проявлять творческие способности. Сереже нравилось слушать различные арии, записанные на пластинках. А еще он пришел в восторг от фильма «Мистер Икс». Георг Отс, исполнивший в нем главную роль, сразу же стал кумиром мальчика.

По окончании средней школы Сергей Захаров продолжил обучение в радиотехническом техникуме. Затем ему предстояла служба в армии. Именно в рядах вооруженных сил парень продемонстрировал свои вокальные способности. Он был ротным запевалой. Ни один конкурс художественной самодеятельности не проходил без его участия.

Вернувшись на «гражданку», Сергей стал выступать в составе ВИА «Дружба» в Доме культуры Байконура. Ему нравилось видеть восхищенные взгляды людей в зале, слышать их аплодисменты.

Учеба в вузе и начало творческого пути

В 1971 году Сергей Захаров отправился в Москву, где с первого раза поступил в Гнесинку. Его преподавательницей и наставницей была Маргарита Ланда. Будучи студентом, наш герой стал солистом эстрадного оркестра под управлением Л. Утесова. Это еще раз указывает на наличие у него большого таланта.

В 1973 году Захарова приняли на работу в Ленинградский Мюзик-холл. А еще он продолжил образование в музыкальном училище им. Римского-Корсакова. Коллектив часто выезжал на гастроли в Москву, где собирал забитые до отказа залы.

Наш герой покорял публику не только природным обаянием, но и уникальным голосом (баритоном). В 1974 году Захарова отправили в Болгарию на международный конкурс «Золотой Орфей». Профессиональное жюри высоко оценило вокальные данные российского певца. В итоге его признали победителем. Спустя несколько месяцев Сергей представлял Москву на конкурсе «Сопот-74», проходившем в Польше. Он снова стал лауреатом первой степени.

Съемки в кино

Захаров Сергей - певец, который успел «засветиться» в кино. В 1976 году он снялся в фильме «Небесные ласточки». Ему удалось успешно вжиться в образ лейтенанта Шамплатрэ. Коллегами Захарова по площадке были Александр Ширвиндт, и Гурченко Людмила.

В 1979 году вышла еще одна картина с его участием - «Сцены из семейной жизни». Сергею Георгиевичу досталась небольшая роль. После этого он решил попрощаться с кинематографом.

Успехи

К середине 1970-х годов весь Советский Союз знал о том, кто такой Сергей Захаров. Песни, исполненные им, с удовольствием напевали советские люди. Такие композиции, как «Голубые огоньки», «Белый снег», «Московские окна», стали настоящими хитами.

Поклонники скупали пластинки и плакаты с его изображением. За свою карьеру певец выпустил 3 студийных альбома, 5 компакт-дисков, получил 10 престижных музыкальных наград и дал сотни концертов в России и за границей.

В 1988 году Захарову присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР». Но это еще не все. В 1996 году он стал народным артистом РФ.

Сергей Захаров (биография): за что сидел

В жизни каждого человека бывают не только белые полосы, но и черные. Не стал исключением и Сергей Захаров. Биография, за что сидел и с кем состоит в отношениях - все это интересует поклонников певца. Мы готовы удовлетворить их любопытство.

Неужели в тюрьму попадал Сергей Захаров? Судимость у него действительно есть. Давайте остановимся на этом подробнее. В 1977 году с нашим героем произошла неприятная ситуация. Место действия - Мюзик-холл. Захаров пригласил знакомых на свой концерт. Вместе они подошли к администратору за «проходками» (пропусками). Но некто Кудряшов ответил отказом. Что же сделал Сергей Захаров? Биография, за что сидел известный исполнитель, поясняет. Дело в том, что отказ в предоставлении пропуска вывел его из себя. Завязалась драка. В итоге Захарову удалось провести приятелей на свой концерт.

Через неделю на его имя пришла повестка в милицию. Сергей Георгиевич прибыл в отделение, где узнал о том, что администратор лежит в больнице в тяжелом состоянии. Следствие длилось 6 месяцев. Почти все это время певец находился в «Крестах». Затем состоялся суд. Захарова признали виновным. С вычетом времени, проведенного в СИЗО, ему оставалось сидеть 7 месяцев.

Личная жизнь

Захаров Сергей Георгиевич мечтал жениться один раз и навсегда. В итоге так и получилось. Со своей супругой Аллой он живет уже более 50 лет.

Влюбленные сыграли свадьбу в юном возрасте. На тот момент Алле было 16 лет, а Сергею - 17. Торжество проходило в Казахстане. На свадьбу к молодым пришли их многочисленные родственники и друзья.

В 1969 году у супругов родилась дочь Наташа. Она была любимым и желанным ребенком. Сергей и Алла всячески баловали дочурку. У девочки всегда были красивые наряды и дорогие игрушки. А самое главное то, что она получала заботу и ласку от родителей.

Сейчас Наталья уже взрослая и состоявшаяся женщина. Она окончила институт культуры в Санкт-Петербурге. У нее двое детей - сын Ян и дочка Станислава.

Сергей Захаров и его жена проживают в частном доме, расположенном в 60 км от северной столицы. Вокруг раскинулся сосновый бор. В этом доме «Мистер Икс» часто принимает дорогих гостей - друзей, родственников и коллег по цеху.

В заключение

В статье содержится информация о том, где родился и обучался Сергей Захаров (биография). За что сидел он в тюрьме, вы теперь тоже знаете. Как бы там ни было, перед нами талантливый и трудолюбивый человек, настоящий семьянин. Пожелаем ему успехов в творческом плане и счастья в личной жизни!

Родился в г. Орле. В 1997 г. окончил вокальное отделение Московского музыкального училища имени М. М.Ипполитова-Иванова (класс Эмилии Яниной), а в 2002 г. - Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Константина Лисовского). В 1996 - 99 гг. как солист много выступал с Ансамблем песни и пляски Российской Армии имени А. В.Александрова. В 1999 г. стал солистом Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского, где за пять лет исполнил следующие партии:
Луиджи («Плащ» Дж. Пуччини)
Дон Оттавио («Дон Жуан» В. А.Моцарта)
Феррандо («Так поступают все женщины» В. А.Моцарта)
Секст («Юлий Цезарь в Египте» Г. Ф.Генделя)
Грицько («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского)
Люченцио («Укрощение строптивой» В. Шебалина)

В составе труппы театра много гастролировал за рубежом, в том числе в Германии, Швейцарии, Франции, Италии и Японии.

Также в репертуаре:
Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского);
Альфред («Травиата» Дж. Верди);
Алеша Попович («Добрыня Никитич» А. Гречанинова).

В настоящее время много выступает с Национальным академическим оркестром народных инструментов имени Н. П.Осипова, солистом которого является с 2004 г. Участвует в проекте «Тенора ХХI века».
С Симфонической капеллой под управлением Валерия Полянского в 2005 г. исполнил партию Короля Карла VII («Орлеанская дева»), а в 2007 г. участвовал в первом исполнении оперы Алексея Николаева «Последние дни» в БЗК.

В Большом театре дебютировал в 2005 г. в партии Бардольфо («Фальстаф» Дж. Верди).

Он работал в трех выдающихся коллективах: Краснознаменном ансамбле песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова, оперном театре Бориса Покровского, сегодня его лирический тенор звучит в Большом театре.

История известного артиста началась во время прохождения срочной службы в армии. В будний день родители увозили рядового Захарова прямо с военной стройки в робе и густо перепачканного цементом на прослушивание к руководителю ансамбля песни и пляски Агафонникову. При условии, что рядовой вернется к семи вечера в часть, доложит о себе по всей форме. Иначе - гауптвахта! Но не успел боец допеть Агафонникову партию Ленского, тот уже писал ходатайство о переводе рядового Захарова в ансамбль песни и пляски Российской Армии.

- Но до этого была музыкальная школа в Орле, дирижерско-хоровое училище. Потом Гнесинка и работа до седьмого пота. Тенор - очень сложный голос. Вы думаете, легко всю жизнь идти против природы? Ты постоянно поешь на октаву выше, чем говоришь. Но так меня учили, учили всю жизнь. А сегодня на потребу публике партию тенора поют на две-три октавы ниже не подготовленные эстрадные певцы, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» солист Государственного академического Большого театра России, заслуженный артист Ингушетии Александр Захаров.

Совместный концерт участника арт-проекта «Теноры XXI» и оркестра русских народных инструментов «Русская удаль» Госфилармонии Адыгеи собрал полный зал.

Классику - на счетчик!

- Евгений Евтушенко писал: «Поэт в России больше, чем поэт». А кем же является в России певец?

Певец в России больше, чем певец. Считаю, что в XXI веке он еще и герой. Сегодня на любом телевизионном канале огромное количество певцов. Что делают? Варят щи, готовят мясо, катаются на коньках, ведут передачи. При этом продолжают называть себя композиторами, певцами, даже поэтами. Была бы моя воля, создал бы «неинтересную» комиссию, которая запретила тем, кто перестает петь, именоваться певцами. Петь важно! Многих в России, кто не имел голоса, называли певцами. Вспомните Утесова, Бернеса, Высоцкого, Цоя! Почему? Они были рупором эпохи, пели, зажигая в песнях жизнь. Мне еще повезло, что могу мотаться по миру, давать безумное количество концертов. Но я знаю огромное количество талантливых певцов, которым не повезло: сидят без работы и тихонько спиваются. Но ничем, кроме пения, они не будут заниматься. Не пойдут в кухарки и горничные - лучше смерть!

Александр, не успели телеканалы показать подготовку к открытию Большого театра, как опять разгорелся скандал. Николай Цискаридзе считает, что в Большом много недоделок, петь и танцевать там невозможно... И все представленное на TV - показуха чистой воды.

Сразу скажу: нынешний сезон в Большом я пропускаю. Я пою в этом году в Большом только несколько концертов. Голос еще не пробовал на новой сцене. Все впечатления впереди. Что касается скандалов, Большой театр - место, которое обречено на скандалы, слишком известное. А Николай Цискаридзе - человек импульсивный, взрывной.

- Сейчас по телевидению запустился новый проект «Призрак оперы». Отношение профессионала к этому шоу?

Люди, которые поют эстрадные песни, пожелали спеть оперные арии. Я в этом ничего плохого не вижу. Исполнение хорошей музыки любому идет на пользу! Я категорически против тех, кто сидит в жюри и судит. Недавно у меня был разговор с Дмитрием Харатьяном. Он восторженно воскликнул: «Смотри ты! Даже с оперой справились!». Я в ответ: «Дима, это непросто - петь оперу. Она пишется не для того, чтобы арию опускали на два тона и пели разными голосами. У оперы есть свои каноны, которые менять нельзя! Нельзя оперу подгонять под эстраду!». К примеру, если балерина крутит 32 фуэте в центре сцены, то она не имеет права делать 15 или 25 в углу! А здесь получается упрощение понятия «классика идет к вам!». Могли же руководители канала пригласить больших «звезд», начиная с Пласидо Доминго! Но рейтинг взял свое среди мальчиков-девочек до 16-ти и стариков после 60-ти! И это преподносится под соусом: «Эти звезды все могут!» Но это неправда! Не все могут! И когда жюри ищет слова умиления и восторга, что допел, не так много взяв фальшивых нот, что номер получился «богатым», с полуобнаженной подтанцовкой, у меня это вызывает по меньшей мере улыбку. А у моих друзей-музыкантов - чувство раздражения. Чтобы запеть по-настоящему надо как минимум 20 лет учиться. Поэтому по мне, так лучше - не смотреть!

Репертуар не для героя

Сегодня «звезды» встают на коньки, дерутся на ринге, жуют червяков на островах и подвергаются риску в жестоких играх. Не лучше ли своим прямым делом заняться?

Зачем? Вы пройдитесь по московским театрам! Я видел не раз, как люди, приходят в театр с одной надеждой - увидеть любимого «сериального» актера на сцене. Другой вопрос, что уходят после спектакля, мягко говоря, в недоумении: играет плохо! Вроде, «звезда». В журналах его фото, на телеэкранах - передачи о нем. А ни ступить, ни говорить не может. И это так. Я знаю многих ребят, которые не снимаются, потому что слишком много театральной работы. И это при том, что театр сегодня стал режиссерским.

- Это плохо?

Думаю, да! В театре должны культивироваться свои «звезды». Зритель, как и в старые времена, идет на имена. А что видит? Суетливый бег по сцене, мужиков, расстегивающих ширинку, и женщин, оголяющих грудь. А потом режиссеру кричат «Браво!» за творческую задумку. Что касается шоу, в них принимают участие те, кого режиссеры легко отпускают. Репертуар держится не на них. А через месяц народ опять «бежит» в театр, смотреть на новых «последних героев» и опять выходит неудовлетворенным. У нас странная страна!

- Градский сказал об участниках «Фабрики звезд»: «Их выступления отравили вкус целой стране!».

Нельзя отравить вкус людям, которые уже изначально отравлены. Сейчас не смотрит страна эти передачи. Скачивают фильмы по интернету, там же общаются. Уходят от ящика... Но вкус был зомбирован. В свое время встреча с классикой стала как с английской королевой, по протоколу, на торжественных концертах. А должно бы быть необходимостью. Но слушаем, скучая, и украдкой смотрим на часы: «Еще немного потерпеть, а в антракте рвану в буфет!». Потеряно несколько поколений. Ко мне в одном городе мама привела сына за кулисы, прослушать. Он затянул «Solo mio», спел плохо. Я посоветовал учиться. Мать меня выслушала и решила: «Значит, на эстраду сейчас идти уже можно». Сегодняшние эстрадные певцы записываются в Америке. Накричал свое в микрофон, а за тебя компьютер песню сотворил. Голоса выводят искусственно. Верхнюю ноту можно поднять на кварту: спел «соль», а тебя вывели на «до». И кому при таком «прогрессе» охота учиться?

«Фанерку» подстелю

- Поэтому предложение Иосифа Кобзона о запрете «фанеры» на концертах провалилось?

Конечно! Наши эстрадные «звезды» и их продюсеры - богатые люди. Им не талант нужен, а деньги. «Фанеру» не запретят никогда. Иначе российский шоу-бизнес рухнет. Да от таланта искусство никогда не зависело! Далеко Моцарт продвинул искусство? Его топтали смолоду и в итоге похоронили в безымянной могиле! Хорошо сказал поэт Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!».

- Как, по вашему мнению, высказывание Пушкина актуально и сегодня?

Могу сказать о себе: после выступлений в Большом, в Ковент-Гардене - выживаю. Сейчас классические певцы похожи на черно-белое кино, старую пленку. Есть в этих лентах какое-то удовольствие, не всем понятное. У классических певцов другой звук, от которого отвыкло ухо обывателя. Как глаза - от черно-белого кино. Ушло понятие пения, на его место пришло шоу. Да что там? Мы жизнь превращаем в шоу. И кто посмеет сказать многим нашим народным артистам, награжденным президентом страны: «Вы зрителя обманываете!». Вам ответят: это не концерт, это шоу! Поэтому не люблю я устраивать шоу и петь известные песни. И еще неприятно, когда коллеги просят зал подхлопывать, подпевать. Нельзя! Традиция велит: короли, митрополиты, президенты сидят внизу, а ты стоишь над ними. Ангелом, демоном - тебе решать. И задача - держать границу. Но и задаваться нельзя: после концерта ты снимешь фрак, станешь обычным человеком.

- Ваше отношение к тому, что творится с русской народной песней на эстраде?

Мне не нравятся наши народные голоса, когда русская песня звучит в горловом исполнении. Не пела Зыкина таким дурным голосом! Если бы не было в ее голосе классического, с цыганщинкой регистра, она бы всю жизнь так и простояла вторым сопрано в хоре. И никто бы о ней не узнал. Утерян русский голос - нет у нас настоящих исполнителей русской песни. Душевности, доброты, страдания. В русской песне надо быть немного «без кожи». Для этого громадный талант нужен...