У большинства людей ведущим полушарием является. ­ Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы. Межполушарная асимметрия: другие отличия.

Понятие «функциональная межполушарная асимметрия головного мозга», согласно психологическому словарю (1999), означает характеристику распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга и происходит от греческого слова asymmetria - несоразмерность. Данная характеристика свойственна только человеку. При этом в полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями, как говорилось выше, равномерно распределено между двумя полушариями мозга при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела, правое полушарие - левую (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Котик Б.С., 1992; Wilson P.A., 1996; Данилова Н.Н., 1998). Но левый и правый мозг не идентичны по своим возможностям и организации, несмотря на физическую асимметрию. Сложные психические функции человека несимметрично распределены между левым и правым мозгом.

Первоначальные эмпирические исследования направлены на выяснение того, что когнитивные нарушения в психопатии связаны с латеризацией полушария для языковых стимулов. Многочисленные клиницисты отмечают, что нынешнее поведение психопатических субъектов часто сильно противоречит их словесным сообщениям, что приводит к предположению, что это расстройство связано с отклонениями в языке. Дальнейшие исследования показали, что такие аномалии более распространены, когда эти люди должны выполнять задачи, связанные с семантической обработкой.

Впервые вопрос о межполушарной асимметрии головного мозга был поднят в 1836 году Марком Даксом на заседании медицинского общества в Монпелье (Франция). Он выдвинул гипотезу, что каждая половина мозга контролирует свои, специальные функции и речь контролируется левым полушарием. Также и Джексон считал, что каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции. Он полагал, что правое полушарие занято наглядным восприятием внешнего мира, а левое полушарие преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами. Что касается звуковой речи, правое полушарие, по Джексону, может производить только такие словесные формы, которые как бы не разбиваются на части, а целиком служат автоматически произносимым обозначениям целой ситуации. Проверка и уточнение этой гипотезы оказались возможными лишь недавно, благодаря материалу, накопленному при нейрохирургических операциях над мозгом, в частности при рассечении двух полушарий мозга. Результаты изучения расщепленного мозга подтверждают то, что левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. Кроме того, были обнаружены некоторые различия в способах переработки информации полушариями. Левое полушарие осуществляет ее переработку аналитически и последовательно, а правое - одновременно и целостно. Кроме того, левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интерпретации элементов в сложной конфигурации. Так же было установлено, что взаимодействие полушарий в норме реципрокно, то есть при обработке информации в одном полушарии, другое на это время несколько затормаживается и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость проявлений его функций (Иванов В.В., 1978; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Грановская Р.М., Березная И.Я., 1991; Данилова Н.Н., 1998).

Известной клинической особенностью, обнаруженной у психопатов, является неожиданное использование языка. Клекли, приводимый Рейном, О Бриэном, Смайли и Скербо, описал эту характеристику: их язык убедителен, свободен и вводит в заблуждение, а также проявляет любопытную диссоциацию между тем, что они говорят о себе, и как они становятся, Они представляют патологическую ложь, хороший интеллект, но очень низкую способность к прозрению.

Заявитель, приводимый Рейном, О Бриэном, Смайли и Скербо, обнаружил, что в интервью не психопатические предметы двигали меньше рук, чем психопатические предметы, и что они представили в ходе разговора еще много жестов и поступков Но превознесенный. Заявитель, цитируемый Рейном, О Бриен, Смайли и Скербо, предположил, что доказательства, объясняющие различия в обработке вербального материала, могут отражать слабую латерализацию лингвистических процессов в психопатах. Эта интерпретация была дана в результате словесной дихотической слуховой задачи, вводимой психопатическим взрослым.

В настоящее же время проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека приобрела широкий междисциплинарный характер. Она привлекает психологов, физиологов, педагогов, невропатологов, генетиков, лингвистов, социологов, философов. Разработка этой проблемы идет в двух основных направлениях. Первое направление связано с изучением влияния типа межполушарной асимметрии мозга на эффективность обучения (Суворова В.В., 1976; Спрингер С., Деейч, 1983; Хомская Е.Д., 1992; Урзова Ю.А., 1995 и др.). Второе направление предполагает исследование особенностей динамики межполушарной асимметрии мозга при выполнении какой-либо деятельности (Ермаков П.Н., 1988; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Котик Б.С., 1992; Дикая Л.А., 1996 и др.).

Заключенным было дано 22 эссе из трех пар одного слогового слова, которые были представлены дихотомическим образом. При исполнении вообще никаких различий не обнаружено. Когда это было изменено с одного уха на другое, это не уменьшало слуховую асимметрию у психопатов.

Одним из возможных объяснений предыдущих выводов об аномальной лингвистической обработке у психопатов является то, что они менее латеральны для словесных процессов. В этой линии исследований психопаты и не психопаты использовали дихотические слуховые задачи, которые состояли из пар вокально-согласных стимулов, выровненных по их временным характеристикам. Эта конкретная задача была выбрана потому, что она имела преимущества перед стандартной дихотической процедурой слушания, используемой Харе и Мак-Херсоном.

Не смотря на то, что в процессе функционирования мозга задействованы в равной мере все области головного мозга, в литературе также говорится, что при этом, они могут быть по-разному связаны с так называемым «фокусом сознания», с физиологическими механизмами осознания «Я» (Теплов Б.М., 1961; N. Herrmann, 1988; Сандомирский М.Е., 1995; Васильева В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А, 1996; Гуленко В.В., Тыщенко В.П., 1997). Согласно выше перечисленным авторам, доминирование в процессе осознаваемой переработки информации тех или иных зон коры, с учетом их полушарной принадлежности, накладывается отпечаток на личностно-типологические характеристики человека. Что также подтверждается утверждениями Сандомирского М.Е. (1995) в его труде. Он полагал, что профиль функциональной асимметрии полушарий, характерный для правшей, когда доминантным является левое полушарие, у левшей профиль асимметрии является инвертированным. Таким образом, как выше уже говорилось, межполушарная асимметрия является основой в первую очередь для таких типологических признаков, как рациональность/иррациональность. Лица, у которых ведущую роль в процессе отражения мозгом реальности играет левое полушарие, относятся тем самым к рациональным психологическим типам, правое полушарие - к иррациональным. Что касается экстраверсии и интроверсии, то они также связаны с межполушарной асимметрией и определяются интенсивностью информационного обмена между полушариями (Сандомирский М.Е., 1995): высокая интенсивность свойственна для экстравертов, низкая - для интровертов. Вследствие описанного различия способов обработки информации левым и правым полушарием, принято считать, что эти способы взаимно дополняются друг друга. Соответственно в процессе функционирования сознания полушария частично дублируют друг друга, обрабатывая одни и те же порции информации разными способами. При этом межполушарный обмен информацией, точнее обмен результатами работы полушарий и их объединение, или суперпозиция, дает сознанию целостную, адекватную и полную картину реальности. Если информационный обмен между полушариями протекает часто и малыми порциями, на уровне промежуточных результатов переработки информации, это соответствует обращенности сознания во вне (экстраверсия). В том же случае, когда этот обмен происходит редко и большими порциями, на уровне готовых результатов информационной переработки, это соответствует обращенности сознания внутрь (интроверсия).

Если психопаты сократили латерализацию речи, они должны продемонстрировать снижение слуховой асимметрии в задаче. Вторая цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить, можно ли обобщить результаты для взрослых психопатов среди психопатических подростков. Харе и Макферсон обнаружили, что уменьшенная асимметрия в психопатах может быть функцией индивидуальных различий в степени подавления стимулов по ипсилатеральным слуховым путям, а не различий в языке латерализации. Результаты показывают, что у этих субъектов наблюдается снижение слуховой асимметрии у психопатов, что указывает на то, что психопаты менее латерализованы для лингвистических процессов.

Итак, видим, что такие функции как экстраверсия / интроверсия и рациональность / иррациональность связаны со спецификой организации межполушарного взаимодействия и рассматриваются как межполушарные функции. Применительно к связи соционических функций с асимметрией полушарий, это создает следующую схему локализации личностно-типологических характеристик человека, где N и T - левополушарные функции; S и F - правополушарные функции; T и S - функции левого полушария, а N и F - правого:

Из парадигмы о том, что устное дихотическое прослушивание мало влияет на направление внимания к уху, уменьшенная асимметрия вряд ли будет вызвана избирательным вниманием к левому уху. Говорят, что вместо того, чтобы иметь меньшую латерализацию для процессов языка, психопаты имеют, с одной стороны, дисфункцию левого полушария или имеют дефицит межполушарного переноса, это всего лишь гипотеза.

Данные, однако, согласуются с представлением о том, что лингвистические процессы менее латерализуются в левом полушарии у психопатов и, возможно, получают больше коркового представления в правом полушарии, чем не-психопаты. Этот эффект, похоже, не характерен для конкретной модальности; Такое же уменьшение асимметрии в полушарии было недавно обнаружено в визуальной модальности у психопатов.

Отделы коры головного мозга

Полушария головного мозга

Левое полушарие

(рациональное)

Правое полушарие

(иррациональное)

Передние

(прецентральные)

Задние (постцентральные)

Точная интерпретация того, как сокращается латерализация лингвистических процессов, пока не определена. Уменьшенные асимметрии на языке психопатов могут отражать снижение роли языка в посредничестве и регулировании поведения у психопата и что они менее склонны использовать когнитивные и поведенческие стратегии, чтобы полагаться на последовательные операции и словесные нарушения левого полушария. Пока мы можем только предполагать, но разумно работать с гипотезами, объясняющими уменьшенную слуховую асимметрию у психопатов.

Если это положение истинно, можно предсказать, что уменьшенная лингвистическая асимметрия особенно связана с теми чертами, которые отражают языковые особенности психопатов. В другом исследовании, проведенном с дихотическим прослушиванием, было сделано заключение, что психопатия может быть связана со слабой латерализацией языковой функции и что психопаты могут иметь более низкие ресурсы в левом полушарии для языкового мышления, чем обычные люди.

Логика (T)

Этика (F)

Интуиция (N)

Сенсорика (S)

В приведенной схеме функции, которые К.Е. Юнг описывал как рациональные - мышление (логика) и чувствование (этика) - относятся к рациональному (доминирующему) полушарию, а иррациональные - интуиция и ощущение (сенсорика) - соответственно к иррациональному полушарию (субдоминантному). Применительно к физиологической роли отдельных корковых зон наиболее «прозрачной» представляется их связь с соционическими функциями для прецентральных отделов коры. Передние отделы левого полушария - у правшей - напрямую связаны с вербально-логическим мышлением, а симметричные отделы правого полушария — с абстрактным невербальным (интуитивным) мышлением. Применительно к задним отделам коры, необходимо учитывать в первую очередь наиболее тесную связь соответствующей области правого полушария с ощущениями, приходящими от внутренних органов, невербализуемыми эмоциональными реакциями и наглядно-предметными механизмами мышления. Задние отделы коры левого полушария также связаны с внешней афферентацией и эмоциональными реакциями, но более доступными для вербализации ввиду анатомической близости речевых зон. Соответствующее вербальное описание и вербально опосредованное осознание эмоций ставит их в тесную связь с этическими и моральными категориями. В сочетании же с моделирующими мыслительными функциями лобной коры деятельность постцентральной области левого полушария может являться катализатором процессов межличностной коммуникации, обеспечивая лежащие в их основе механизмы эмпатии. Соответственно такие сооционические функции, как логика, этика, интуиция, сенсорика, связанные со спецификой организации межполушарного взаимодействия, рассматриваются как внутриполушарные функции.

Эксперимент проводился с помощью процедуры разделенного поля, которая использовалась для исследования мозговой организации языковых процессов в психопатах. Субъектам приходилось решать, было ли конкретное существительное, представленное тахихоскопически вместе, правильное поле зрения или левое поле зрения, равнялось «досудебной задаче» или было выдающимся в определенной категории или абстрактной категории. Между группами в период реакции не было различий. Некриминальные группы с низкой психопатией имели больше ошибок в правильном поле зрения, чем в левом поле зрения.

Таким образом, два полушария действительно обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они работают вместе, обусловливая приспособляемость человека и его необыкновенные способности к решению задач. В связи с особым интересном к функциям разных полушарий у некоторых нейробиологов возникал вопрос, нет ли каких-то анатомических или физиологических различий между полушариями, которые позволяли бы объяснить их специализацию. До недавнего времени считалось, что два полушария анатомически идентичны. Однако исследования, проведенные в последние время, показали, что существуют заметные анатомические различия между полушариями. Например, полученные данные указывают, что приблизительно в 70% случаев planum temporale в левом полушарие крупнее, чем в правом полушарии. Также, в множестве исследованиях был обнаружен еще ряд проявлений асимметрии, большая часть которых коррелирует с функциональной право- или леворукостью (Bogen J.E., 1969; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988).

Это показывает ожидаемые преимущества с семантической категоризацией с правильным полем зрения. В то время как противоположное происходило с группой Высокой Психопатии. В другом исследовании, в том же духе, предполагается, что психопаты могут плохо обрабатывать информацию в левом полушарии; 26 психопаты были использованы и 46 без психопатических заключенных, которых попросили выполнять задачи разделенное внимание, в котором латерализованых стимул появился на левом и правом полях зрения мониторинга.

Карты были представлены сначала в правильном поле зрения, чтобы вызвать активацию левой полусферы, процедуру, которая была выполнена таким же образом в левом поле зрения, чтобы спровоцировать тот же уровень активации из обоих полушарий. Психопаты были менее точными, чем не-психопаты при активации левого полушария. Таким образом, дефицит производительности у психопатов был специфическим и объяснялся асимметричными условиями левого полушария.

Из источников известно, что сам же мыслительный процесс всегда требует участия обоих полушарий и включает несколько последовательных этапов: когда доминирует левое, то результаты мыслительной деятельности, достигнутые к этому моменту, могут быть вербализированы и осознаны; когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознано вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, неосознанности, на подготовительных этапах, на промежуточных операциях. В таких случаях обычно считается, что решение найдено интуитивно, а обратная связь свидетельствует о получении интуитивного решения, замыкается через возникающие эмоциональные ощущения (Богоявленская Д.В., 1983).

Структуры мозга, связанные с насилием. Традиционная теория дисфункции левого полушария на основе насилия выступает за структурные повреждения в полушарии, через нейропсихологические тесты, по сравнению с другим повреждением головного мозга. Более поздняя, ​​тонкая и потенциально более правдоподобная теория насилия связана с тем фактом, что эти люди имеют менее латеральные дискурсные процессы.

Начон утверждает, что дисфункция левого полушария предрасполагает к преступному поведению, нарушая нормальный контроль, который левое полушарие оказывает на импульсивное поведение. У этой теории есть некоторые проблемы: во-первых, механизмы дифференцированной электропроводности в каждой руке сбивают с толку, потому что связи мозга для этих функций четко не установлены. По этой причине в этом смысле трудно сделать выводы о латеральности полушария. Во-вторых, хотя Начон приписывает понятие импульсивности как посредника между дисфункцией левого полушария и насилием, ни одно из этих исследований не подтвердило это понятие, используя измерения импульсивности.

Но, тем не менее, в соответствии с доминированием того или иного полушария головного мозга существует четыре основных типа мышления, которые (Торренс Е.П., 1990):

    подход с преобладающей активностью левого полушария (левосторонние) при котором основную роль играет логический анализ. Человек с таким когнитивным типом предпочитает использовать логико-вербальный подход и конкретные задачи;

    В-третьих, данные дихотического прослушивания используются для поддержки глобального дефицита левого полушария, но это непросто интерпретировать. Например, Наксон утверждает, что левое ухо преодолевает задачи дихотического тона у насильственных агрессоров, в то время как другие исследователи рассматривали это как обычную функцию для невербального материала.

    Несмотря на эти критические замечания, понятие глобальной дисфункции полушария остается как возможная теория насилия, но нуждается в дальнейших исследованиях. Эмпирические данные для этой гипотезы основаны на большом количестве нейропсихологических исследований, как правило, в отношении агрессивных и агрессивных субъектов. Исследования показывают 76% этого типа дисфункции у преступников, расположенных в лобной и височной областях мозга. Из них 79% показали левые боковые поздние аномалии.

    подход с преобладающей активностью правого полушария (правосторонние), который отличается преобладающим использованием интуиции.

    смешанный подход, при котором в зависимости от ситуации используется левый или правый «мозг». Относительно слабая взаимосвязь между полушариями предполагает наличие у такой личности переходов от правосторонней стратегии мышления к левосторонней стратегии, или наоборот.

    Аналогичные местоположения доминантной левой активности височной доли были обнаружены у насильственных подростков. Структурные аномалии в мозге психопата. Некоторые авторы предполагают, что психопатия связана с аномалиями в семантической обработке лингвистической информации. Функциональный магнитный резонанс использовался для характеристики нейронной архитектуры, лежащей в основе лексико-семантических процессов у криминальных психопатических индивидов, и был сопоставлен с контрольной группой. Участники выполняли лексическую задачу решения по блокам лингвистических стимулов, чередующихся с перерывом в исходном состоянии.

    совмещенная стратегия, при которой совмещены правосторонний и левосторонний подходы. Такой человек использует одновременно оба полушария.

Учеными было проведено большое количество исследований феномена функциональной межполушарной асимметрии головного мозга и было обнаружено многообразие сенсорных и моторных асимметрий (Auriol B., 1985; Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Торренс Е.П., 1990; Таланов В.Л., 1990; Данилова Н.Н., 1998;).

В каждом блоке стимулы были: Бетонные слова и псевдопалабрас. В соответствии с гипотезой, психопатические индивиды по отношению к контрольным субъектам показали более низкое выполнение для обработки абстрактных слов. Анализы подтверждают прогноз, что психопаты не показывают должную нейрональную дифференцировку между конкретным и абстрактными раздражителями в височной извилине и коре До правой окружая.

В другом исследовании гиппокампа структурной асимметрии безуспешных психотики оторвались от земли, что структурные аномалии и гиппокампа функции, связанные с выше агрессивному психопатические населения известны. Объем левого и правого гиппокампа был изучен с помощью магнитно-резонансной томографии, с использованием 23 субъектов управления, 16 и 12 психопатов безуспешных психопаты успешно в рамках сообщества.

Моторная асимметрия, согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), представляет собой совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

Многообразны функциональные асимметрии рук: у преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе, также руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой - при перемещении тела влево (Розен А., 1970). Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее.

Неудачные психотический показал преувеличенно структурную асимметрию гиппокампе, в связи с успешно психотиками и субъекты управления, расположенной в передней области гиппокампа. Этот эффект не мог быть объяснен экологическими или диагностическими проблемами и представляет собой первый образ мозгового анализа психопатов с успехом и без успеха.

Поиск структур и функционирования головного мозга начал проявлять значительные нейробиологические слабости в группах антисоциальных и агрессивных психопатов. Хотя в большинстве из этих исследований участвует префронтальная кора, растет интерес к роли временных лимбических структур, таких как медиапомощь гиппокампа в антисоциальном и психопатическом поведении. На общем уровне височной коры аномальные функции были обнаружены в сильных, антисоциальных психопатических группах с использованием магнитно-резонансной томографии, одиночной фотоэмиссионной томографии и позиционно-эмиссионной томографии.

При рассмотрении функциональной асимметрии ног получаем: ноги по размеру и длине не совсем равны. Левая нога «относительно чаще крупнее, чем правая», но относительное число людей с преобладанием левой ноги над правой меньше, чем с преобладанием правой руки над левой - 50-60%. «А нога не столь бросающегося в глаза на верхних конечностях разделение труда»; а «равноножие» должно быть более частым, чем «равноручее» (Брандт А.У., 1927). То, что ноги неравны по силе, зависит от образа жизни. Ведущая нога считается более маневренной.

Для большинства людей характерно сочетание праворукости с левой ведущей ногой (Жеденев В.Н., 1962), хотя было высказано и мнение о более частом доминировании руки и ноги одной стороны (Annet M., 1972).

Согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.

Исследования функциональной асимметрии зрения показали, что с помощью глаз воспринимается 90% информации (Линдгрен Н., 1962; Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А., 1988). В бинокулярном зрении по Г.А. Литинскому (1929), зрительные впечатления каждого из глаз обладают не одинаковой силой и качеством, «перевешивает впечатлительная способность одного из глаз и это превалирование чаще на правом глазу». Кроме того были выявлены различия остроты зрения и цветоощущения (Иванов В.В., 1978). Так же различна прицельная способность и локализация объекта в пространстве, наиболее часто преобладает правый глаз. Различны и поля зрения (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988).

При изучении особенностей функциональной асимметрии слуха были установлены различия остроты слуха: лучшая чувствительность левого уха (Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Неймарк М.Т., 1954).

Сочетание же доминирования тех или иных моторных и сенсорных асимметрий составляют профиль латеральной организации (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). В практической части настоящей работы у испытуемых были определены все выше перечисленные сенсорные и моторные асимметрии, а тем самым был выявлен характерный каждой группе свой профиль латеральной организации.

Были обнаружены также и половые различия, при рассмотрении данных, полученных при исследовании функциональной асимметрии головного мозга у мужчин и женщин (Спрингер С., Дейч Г., 1983). Согласно утверждениям Спрингер С. и Дейч Г., женщины превосходят мужчин в широкой области навыков, требующих использования языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач, пространственных по природе. У женщин языковые и пространственные способности представлены более билатерально, чем у мужчин.

Таким образом, проанализировав труды, посвященные проблеме функциональной асимметрии головного мозга, все особенности полушарий головного мозга можно изложить кратко в таблице:

Подводя итог анализу литературы, посвященной функциональной межполушарной асимметрии, видим, что функциональную межполушарную асимметрию можно представить в виде двух основных парадигм: латерализация психических функций (память, эмоции, речь, мышление) и латерализацию способа обработки информации (Auriol B., 1985; Плотников В.В., Вязован В., 1986; Ротенберг В.Т., 1937; Московичюте Л.И., Голод В.И., 1989). И взаимодействие полушарий носит циклический характер: доминирование одного сменяется доминированием другого. Цикл может многократно повторяться, что обеспечивает поэтапное включение качественно различные стратегии полушарий в обработке поступающей информации. Благодаря сочетанию моторных и сенсорных асимметрий можно определять различные профили латеральной организации.

Н. Дефуа

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

    Annett M.A. Coordination of hand preference and skill replicated // British Journal of psychology, 1976, № 67.

  1. Auriol B. Genèse de la latéralité. Actes du Carrefour «Naissances» E.P.E., Toulouse, 1985.
  2. Bogen J.E. The other side of the brain: ll. An appositional mind. Bulletin of the Los Angeles Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin, 1985.

    Herrmann N. The creative brain. - Lake Lure, N.Y.: Brain Books, 1988.

    Omny, volume 12, № 10, July 1990.

    Valière-Monaud М., Roth G., Ribo J. Oreille gauche, oreille droite. Recherche sur la latéralité auditive. Mémoire d"Orthophonie - Toulouse III, 1978.

    William James Psychology Briefer Course. Collier books. - N.Y., 1962.

    Wilson R.A. Quantum Psychology. How brain software programs you and your world. - Tempe, Arizona U.S.A., 1996.

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.: «Мир», 1988.

    Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: «Медицина», 1988.

    Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика ФС. - М: МГУ, 1992.

    Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

    Дикая Л.А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека в динамике обучающего видеотренинга. - Р-на-Д., 1996.

    Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. - Р-на-Д.: РГУ, 1988.

    Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. - М.: «Сов. радио», 1978.

    Костандов Э.А. Осозноваемые и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности человека. Механизмы деятельности мозга человека / Ч. 1. Нейрофизиология человека. - Л.: «Наука», 2001. С. 491 - 526.

    Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

    Краткий психологический словарь. - Р-на-Д.: «Феникс», 1999.

    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: «Флинта», 1997.

    Сандомирский М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. // Из Хаоса в Космос.// - М., 1995.

    Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: «Мир», 1983.

  3. Таланов В.Л. Определение полушарного доминирования по количественному показателю асимметрии ведущего глаза, диагностируемому методу бинокулярной конкуренции с применением матриц цифровых или буквенных стимулов (гаплоскопия). - М., 1990.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Межполушарная асимметрия

1. Понятие межполушарной ассиметрии

Межполушарная асимметрия (др. гр б- - «без» и ухммефсйб - «соразмерность») - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов.

По В. Ротенбергу:

· Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);

· Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);

· Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латеритизация функций головного мозга.

Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

2. Краткая история изучения проблемы

ассиметрия межполушарный расщепленный мозг

· В 1836 году врач Марк выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.

· 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).

· В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.

· 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи - пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь - моторная афазия. Брок посчитал, что открыл центр речи.

· 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…

· 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии - сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

3. Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А.Р. (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская УЕ.Д., 2005).

4. Объяснения причин возникновения

­ Эволюционная теория асимметрия

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В.А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

­ Объяснение с точки зрения этологии

Этология считает возникновение и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора: она была обнаружена у дельфинов и птиц (от попугая до канарейки), и весьма вероятно, что её возникновение было связано с речевой деятельностью и групповым взаимодействием. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между разумом и не разумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось.

5. Основные функции полушарий и связь между ними

­ Логистика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

­ Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т.п.

­ Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

1. Правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;

2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое - на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

6. Синдром « расщеплённого мозга»

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

7. Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

Психологический половой диморфизм - разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность - может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма». Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, - о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента. Другие - что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

­ Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения.

Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако все больше и больше накапливается данных, свидетельствующих о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней, распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие межполушарной асимметрии. Краткая история изучения проблемы, критика теории доминантного полушария. Доминантность полушарий головного мозга и психические функции. Межполушарное взаимодействие как основа осуществления высших психических функций.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Проявления функциональной специализированности полушарий головного мозга человека и его латерализация в процессе индивидуального развития. Эволюционная теория межполушарной асимметрии и половые различия. Формирование синдрома "расщепленного мозга".

    презентация , добавлен 18.03.2011

    История исследований функциональной асимметрии мозга. Понятие межполушарной асимметрии (латерализации) большого мозга. Функциональные особенности полушарий. Виды функциональных асимметрий. Результаты тестирования на определение двигательной асимметрии.

    реферат , добавлен 18.05.2014

    Соотношения профиля межполушарной асимметрии, эмоциональной сферы личности в норме, при локальных поражениях мозга и при шизофрении. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у больных шизофренией с разным профилем межполушарной асимметрии.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2012

    Сущность и значение, условия и предпосылки возникновения функциональной асимметрии человеческого мозга, физиологическое обоснование. История изучения данной проблемы. Исследование особенностей восприятия мира и мышления, обусловленных асимметрией мозга.

    практическая работа , добавлен 23.11.2014

    Френологическая карта Ф. Галля. Концепция тотального доминирования левого полушария. Речевые области мозга. Распознавание лиц левым и правым полушариями больного с расщепленным мозгом. Гипотеза о биологических предпосылках асимметрии больших полушарий.

    презентация , добавлен 31.03.2016

    Сущность и физиологическое обоснование, истории я исследований функциональной ассиметрии мозга человека, современные достижения в данном процессе. Основные теории происхождения данного явления. Специализация левого и правого полушарий, левшество.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Общий план внешнего строения больших полушарий мозга. Основные тенденции в ходе эволюции мозга. Соотношение разных отделов коры больших полушарий. Классификация связей коры. Разновидности по филогенетическому возрасту. Послойная организация неокортекса.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Строение больших полушарий головного мозга. Кора больших полушарий головного мозга и ее функции. Белое вещество и подкорковые структуры мозга. Основные составляющие процесса обмена веществ и энергии. Вещества и их функции в процессе обмена веществ.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2012

    Кора больших полушарий головного мозга - структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3-4,5 мм, расположенный по периферии полушарий головного мозга, и покрывающий их. Функции и филогенетические особенности коры. Поражение корковых зон.