Онегин и Чацкий чей характер значительнее? Чацкий и Онегин: тема "лишнего человека" в русской литературе

Главных героев произведений А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова многое объединяет, несмотря на кажущиеся противоречия между ними. И Пушкин, и Грибоедов вывели новый литературный тип, обратили внимание современников на проблему «лишнего человека». Онегин и Чацкий молоды, образованы, умны, но они не могут найти себе место в светском обществе, обрести любовь и счастье.

В комедии Грибоедова Чацкий живёт под девизом: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он всегда честен, не привык унижаться, носить маску, зависеть от кого-нибудь. Он не стремится к власти, чинам, деньгам, подобно Скалозубу, ищет «достойных сынов» отечества, которых можно взять за образцы. У героя хватило смелости выступить против фамусовского общества.

Чацкий стремится к знаниям, ищет высокую, благородную цель. Всем сердцем он любит Софью, готов ради неё на любые жертвы. Он смело говорит светскому обществу правду, хочет открыть всем глаза.

Чацкий презирает лесть, подлость «века минувшего», его рабскую философию, властолюбцев, «охотников поподличать», жестокие нравы. Он принадлежит к передовой молодёжи того времени.

Чацкий – максималист. Он всей душой предан идеалам чести, добра, хочет принести пользу людям, служить высоким нравственным принципам.

Чацкий по-настоящему любит свою родину. Крепостничество, несправедливость общественных отношений вызывает у него протест. Он отстаивает благородные идеи просвещения, искренне верит в силу разума и силу слова. Поэтому произносит обличительные пламенные речи. Но остается непонятым. Онегина и Чацкого объединяет одиночество. У них нет единомышленников. Их порывы остаются бесплодными, а жизнь бесполезной. В своё время А. С. Пушкин обвинял Чацкого в том, что он поступал неразумно, «метал бисер перед свиньями». Умные люди так не поступают. Поэтому-то призыв Чацкого и остался без ответа.

В светском обществе одинок и Онегин. Сначала он блистал на балах, раутах, легко покорял женские сердца, был доволен своей жизнью. Но скоро такое существование стало ему в тягость. Бесконечные обеды, развлечения, роскошь не принесли герою счастья, быстро приелись.

Онегиным овладела «русская хандра», скука, он ко всему охладел. Протест Чацкого был явным, открытым. У Онегина же он проявился в скрытой форме. Холодность, скепсис, апатия стали его определяющими чертами. Ни деревенская природа, ни любовь Татьяны не смогли пробудить героя к жизни. Больше того, он совершает преступление – убивает на дуэли Ленского. В чём же причина одиночества, страданий героя?

Причина кроется в его эгоизме, воспитании, влиянии общества. Во всех своих поступках Онегин руководствовался лишь собственным эго, не считался с чувствами других людей. Роковую роль в судьбе Евгения Онегина сыграла теория сильной личности Наполеона, которая господствовала в то время. Считалось, что великим людям позволено всё. Они могут быть равны Богу.

Онегин рано привык носить маску, приспосабливаться, лицемерить. Он подавил в себе естественные человеческие порывы, чувства. Герой привык жить разумом, доверять только себе. На окружающих он смотрел свысока. Поэтому часто приносил людям лишь страдания, но при этом страдал и сам. Его странствия, попытки найти себя, обрести счастье остались бесполезными:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Неожиданно пробудившаяся любовь к новой Татьяне даёт надежду на духовное возрождение Онегина. Только теперь он стал жить полнокровно, перестал скрывать свою сущность. Татьяна открыла герою вечные нравственные ценности. Онегину представился уникальный шанс изменить свою жизнь. Но дальнейшая судьба героя скрыта от нас. Автор оставляет финал своего романа открытым.

Таким образом, Онегина и Чацкого объединяет конфликт с окружающей средой, духовное одиночество. Оба героя не смогли найти из него выход и явились первыми «лишними» людьми в русской литературе.

Примерный текст сочинения

В критическом этюде "Мильон терзаний" И. А. Гончаров написал: "Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая. Наверное, он имел в виду то, что в комедии "Горе от ума" Чацкого характеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образ Онегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам автор в лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, он рассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие из Петербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. А Чацкий проживает в комедии всего один день.

Мне тоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этого требует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этих героев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболее прогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственной мощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протест против крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайные политические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоих характерна "охота к перемене мест". Им не везет в любви, у них не складываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий - натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, что отжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела, полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия и честность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему "прислуживаться тошно", и считает, что служить надо "делу, а не лицам".

Онегин же - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал Адама Смита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов. Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду, поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкий не боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его люто ненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же "свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнением фамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее. Я не думаю, что он "три часа по крайней мере, пред зеркалами проводил", как это делал Онегин, "боясь ревнивых осуждений".

Чацкий не только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против "чужевластья мод", подхалимства и низкопоклонства, жестокого отношения господ к своим крепостным.

Онегин же - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражая свое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым и надменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет по заведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, как должное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу. Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, что на русской земле "господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским".

По-разному относятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Это чувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще больше укрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он не входит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращенная к ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобных чувств.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...

Но все-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Он отверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себя несчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочли подленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнению Белинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, и раскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность, как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мне больше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, а Онегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день, а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого, потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том, что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полон энергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, "отчизне посвятить души прекрасные порывы", Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


И нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова. ДОКЛАДВ реферате "Чацкий, Онегин, Печорин" мной поставлена цель проанализировать героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова как типичных представителей лучшей части дворянской молодежи своего времени, найти общие черты и...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Просьбы друзей "продолжать рассказ забытый", ссылаясь на голоса друзей, что "странно, даже неучтиво роман не кончив перервать", собирался вернуться к своему многолетнему труду. Но как в этом году, так и в 1835 дальше набросков работа не пошла. <…> Отрывки из путешествия Онегина Пушкин указывает мотивы, почему Онегин решил путешествовать. Герой романа "быть чем-нибудь давно хотел"; он " ...

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха - накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений - передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин - сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий - в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» - все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования - и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности - молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий - человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным

Онегин и Чацкий - разные люди одной эпохи

Примерный текст сочинения

Что происходило в России в начале 20-х годов XIX века? В ответ на усиление правительственной реакции в стране стали зарождаться тайные политические общества, ставящие своей целью коренное преобразование жизни на гуманной и справедливой основе. Столкновение человека декабристских взглядов с дворянами-реакционерами находит отражение в произведениях писателей, которых декабристы считали своими союзниками и соратниками.

Чацкий - герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", а Онегин - герой романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Писатели изобразили в своих произведениях разные, противоположные характеры. Онегин - образованный человек, но "лишний" для общества, а Чацкий - передовой человек своего времени.

У этих героев мы найдем не только различие в характерах, но и сходство в происхождении, воспитании и образовании. И Чацкий, и Онегин учились и воспитывались под руководством иностранцев-гувернеров. О Чацком мы узнаем, что он образованный человек, который занимался литературным трудом, был на службе у министров, жил за границей. Но пребывание там лишь расширило его умственный кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.

Онегин по сравнению с грибоедовским героем получил поверхностное образование.

Француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя...

Впоследствии Онегин значительно пополнил свои знания. Он в совершенстве владел французским языком, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Этих познаний и умений было вполне достаточно, чтобы заслужить благосклонность света, который "решил, что он умен и очень мил".

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушным или консервативно настроенным людям. Он любит родину, с сердечной теплотой говорит о ней: "Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!" Чацкий - человек умный, горячий, но у него под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце. Он может, как и все люди, смеяться и грустить, может быть зол и резок, но другом будет верным и надежным. Горячий и пылкий, он удивительно похож на молодого Пушкина. "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив", - говорит о нем Лиза. Он немного наивен и неискушен в житейских делах. А Онегин... Кто он? "Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес"? Нет, не ангел, не демон. Онегин - собирательный образ, "в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом". У него нет в жизни любви и привязанности. Со скукой, недовольством и раздражением едет Евгений к своему умирающему дяде. Для него главное - наследство. Онегин равнодушен к болезни родственника и ужасается необходимости изображать опечаленного племянника. Он ведет типичную для "золотой" молодежи жизнь: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но ему все это давно приелось. Ему было скучно с теми людьми, с которыми он вынужден общаться. Жизнь, которую он вел, не устраивала его, но и перемена обстановки не смогла повлиять на Онегина. И в деревне им овладела та же скука.

Чацкий, мне кажется, выше и умнее Онегина. Это человек передовых взглядов. Он полон светлых идей преобразования общества, с гневом обличает пороки старой Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. Чацкий возмущен крепостным правом, тем, что помещик может обменять своих верных слуг, которые "не раз и жизнь, и честь его спасали", на трех борзых собак. Он желает служить "делу, а не лицам". "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - отвечает он на упреки и нравоучения Фамусова.

Онегин же томился, задыхался в своей среде и не знал сам, чего он хочет. Евгений много читал, пробовал заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". Он не знал, чем занять свой ум, Чацкий серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Даже его идейный противник Фамусов отдает должное его способностям, говоря: "Он славно пишет, переводит". Все твердят о его высоком уме.

Онегин критически относится к укладу жизни дворянского общества, но не предпринимает серьезной попытки что-либо изменить, он далек от декабристских прогрессивных идей.

Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения и открыто их высказывать. Он стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом. Его возмущает преклонение русских дворян перед французскими модами, языком, их оторванность от своих национальных корней.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий высокого мнения о своем народе, а Онегин бесконечно далек от него.

А как проявляют себя в дружбе и любви наши герои? В фамусовском обществе у Чацкого нет друзей. Его здесь ненавидят, даже объявляют сумасшедшим, потому что не признают его взгляды на жизнь, его убеждения. Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы", так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями являются те, кто представляет "век нынешний", но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.

Онегин был неразлучен с Ленским. Несмотря на то, что друзья были похожи на "лед и пламень", их многое объединяло. Ленский делился с Онегиным своими взглядами и личными переживаниями, он доверял ему. Но Онегин необдуманным поступком вызвал у Ленского чувство ревности, горькой обиды и разочарования в любви и дружбе. Онегин хладнокровно принимает вызов и убивает на дуэли единственного друга, не испытывая к Ленскому ни малейшей неприязни. Он думает только о том, как оценит его поведение поместное общество, которое он совершенно не уважает.

В основе любви Онегина к Татьяне тоже лежит себялюбие и эгоизм. В своем первом объяснении с ней он чистосердечно признается, что ему чужды сильные, глубокие чувства. Чацкий же любил Софью серьезно, видя в ней будущую жену. Любовь для него не "наука страсти нежной", как для Онегина. Из-за любви к девушке Чацкий возвращается в общество, которое ему глубоко противно. Ему пришлось до дна выпить чашу страданий.

Чацкий смело и отважно борется за все новое, передовое, за новую Россию, но его нельзя поздравить с победой. Он уезжает из Москвы, чтобы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Но мы уверены, что он останется борцом, который будет и дальше продолжать свою деятельность ради свободы Отчизны. Онегин в конце романа тоже испытывает крах своих надежд на счастье, но в отличие от Чацкого он сломлен этим горем. Если у грибоедовского героя, кроме любви, была общественно-полезная деятельность на благо родины, то у Онегина такого дела нет.

Грибоедов и Пушкин создали в своих произведениях яркие реалистические образы, вобравшие в себя типические черты людей эпохи 20-х годов XIX века. Они продолжают оказывать влияние на духовное формирование новых поколений.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Похожие работы:

  • Сочинение >>

    Онегин и Чацкий - разные люди одной эпохи Примерный текст сочинения В... А. Гончаров написал: "Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы... . Мне тоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина , но я попробую это сделать...

  • Реферат >>

    ... люди разному воспринимают Пушкин и Онегин ... этой эпохе и только читали "Евгения Онегина" - ... знакомимся с еще одним Чацкий Онегина именно с Чацким ? Очевидно, ...

  • Реферат >>

    ... люди , умеет скучать, томиться... Бот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин ... этой эпохе и только читали "Евгения Онегина" - ... знакомимся с еще одним типом русского молодого... - как Чацкий ? Зачем понадобилось сравнивать Онегина именно с Чацким ? Очевидно, ...

  • Статья >>

    Важных людей и замену дела разговорами. Онегина и Чацкого ... в мировоззрении Пушкина в эпоху борьбы и смены общественных... 1929) и С. П. Ш е с те р и к о в а "Одна из воспетых Пушкиным" ("Пушкин", I, Одесса... 1824 г., даже позднее, разные места на одесских улицах, ...

Чацкий и Онегин.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - произведения, посвя­щенные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллиген­ции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чац­кий и Онегин - представители передовой дворян­ской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со време­нем, с общественным движением.

Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья.

Злая ирония слышится в его вопросе:

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Пушкин, говоря о воспитании Онегина, спра­ведливо замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Чацкого и Онегина еще более сближает их от­ношение к обществу, к «свету». Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в дерев­ню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Его привы­чки, поведение, «души тоскующая лень» вызыва­ют у соседей недоумение и недовольство.

Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два». Мо­лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет», - гово­рит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почув­ствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Лен­ским), любить (отношения с Татьяной). «Им овла­дело беспокойство, охота к перемене мест».

«Перемена мест», наблюдения, раздумья, вы­званные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающе­гося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным». Таким образом оконча­тельно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот те­перь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает актив­но с ними бороться. Он слишком воспитан, слиш­ком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хо­хочущих глупцов. Его протест выражается в дру­гом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?..

Мелькают лица перед ним,

Как ряд докучных привидений.

Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раз­дражается, личная драма делает его особенно уяз­вимым. Появившись на балу у Фамусова, он уст­раивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму», что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.

Оружие Чацкого - карающее слово. Он требу­ет «службы делу». Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков». Чацкий требует места и сво­боды своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни».

Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неиз­менно будут возникать в переломную эпоху. Оне­гины - «лишние» в своей среде люди, их появле­ние всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажден­ный ум».

Чацкие продолжают, развивают начатое «лиш­ними» людьми, они не только молчаливо осужда­ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обли­чают, высмеивают.

«Чацкий - искренний и горячий деятель», - говорит И. А. Гончаров.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.