Последствия страшного утра в рассказе после бала. Сочинения

Урок литературы в 8 -м классе на тему: "Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Цели урока:

Цели и задачи:

Подвести учащихся к пониманию мысли автора о моральной ответственности за всё, происходящее вокруг;

Путём сопоставления эпизодов рассказа помочь осмыслить идейный смысл произведения;

Развивать творческие способности учащихся, используя технологию критического мышления;

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследовательская лаборатория

Оборудование: портрет писателя, доска, карты исследования для индивидуальной работы.

КАРТА исследования ( заполняется в течение урока учащимися, курсивом приведены примерные записи учащихся)

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от…

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

До бала

После бала

Объекты исследования (герои)

Вывод

Ход урока

    Оргмомент.

    Мотивация.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы станем сотрудниками исследовательской лаборатории.

А чем занимаются в лаборатории? (Что-то исследуют, открывают важное для других и для себя.)

Вы тоже будете делать открытия и фиксировать их в «КАРТАХ исследования», которые находятся у вас на столах. Ознакомьтесь с ними.

Ребята, работа исследователя легкая? (Нет)

Почему?

Какими качествами должен обладать исследователь? (Внимание, усидчивость, наблюдатальность, усердие, у него «душа трудится»)

Ваш труд тоже будет оценен.

Как вы думаете, а что мы можем исследовать на уроке литературы? (ответы уч-ся)

Что же будет предметом нашего исследования? – рассказ Л.Н.Тодстого «После бала»

2. Проверка домашнего задания.

1) Время написания и жанр рассказа «После бала».

Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания рассказа, его первоначальном названии.

Итак, сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

Как бы вы сформулировали тему нашего исследования? (случай, изменивший жизнь)

Запишите тему в карту.

3. Целеполагание.

- Ребята, а вы задумывались над тем, от чего переменяется и направляется жизнь человека.

Докончите предложение

Жизнь человека меняется от

Запишите свою гипотезу (предположение) в карту исследования.

Хорошо, это наша позиция.

А что предстоит выяснить нам в результате исследования? (Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Обратимся к рассказу, и проверим знание текста произведения.

4. «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

(учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю) Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

5. Проверка знания текста произведения.
Опрос методом
«Верные и неверные вопросы» Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
После бала рассказчик не мог уснуть (да).
Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
Татарин кричал: «Помогите!» (да)
Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Исследовательская работа.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

Сопоставительный анализ эпизодов

Как вы считаете, какую сцену можно назвать главной? Почему? Зачитаем эпизод (сцена наказания солдата)

Когда произошли события, описанные в сцене экзекуции? А что было до этого? (после бала)

Зачем Толстой описывает бал, если всё дело в том, что было после бала? Прочитаем эпизод.

Итак, пред нами два эпизода. Давайте напишем их. Как называется этот прием

Кто же является главным объектом нашего исследования? (заполнение таблицы)

Иван Васильевич, полковник

Теперь самостоятельно заполните вашу таблицу, меняется ли настроение наших героев?

Результаты исследования:

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от …

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

На балу

После бала

Объекты исследования (герои)

Иван Васильевич

Полковник

Иван Васильевич

Полковник

Умилён чувством любви;
Был не только весел, очень доволен;
Был пьян без вина

Отец Вареньки был красивый, статный;
На балу он любящий, внимательный, добродушный отец;
Танцует с дочерью,

Было стыдно;
На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска;
Одолевало чувство вины, неловко было от увиденного

Оттопыренная губа;
Увидел Ивана Васильевича, грозно и злобно нахмурился;
Твёрдым шагом двигался, у него гневный голос

Вывод

Итак, полковник это тот же человек, что и на балу? Он лицемерит или нет?( Он не лицемерит. Это его работа, развито чувство долга)

Докажите, что полковник любил свою дочь? (Он даже не одевался модно. Все средства уходили на дочь, чтобы вывозить её в свет. Смотрел на неё влюблёнными глазами)
Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу ? (А вдруг среда «засосёт», и он невольно станет таким же)

Как изменилась жизнь рассказчика после увиденного им?

На доске вы видите черновой вариант концовки рассказа. Зачитаем окончательный вариант и попробуем ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил так, как хотел в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал я»

Действительно, в окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Жить так, как живёт полковник, как живёт множество людей, повинуясь бесчеловечным законам, Иван Васильевич не в состоянии.

Теперь, пожалуй, мы можем ответить на вопрос, поставленный пред нами автором рассказа: Вывод (делают учащиеся): Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел, однако, избежать обыкновенной жизненной дороги. Иван Васильевич не струсил, он всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. Но, видимо, нашлись и другие обыкновенные люди, поступившие как Иван Васильевич, - может быть, не без его влияния. Появление таких людей утверждало простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание. Иван Васильевич – человек, «всеми уважаемый», его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.

    Подведение итогов урока:

Сегодня мы хорошо поработали над анализом рассказа Толстого «После бала» и проблем, поднятых автором произведения. Вы прекрасно потрудились.

7.Взаимооценка результатов деятельности.

Вручение «сердечек».

8. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Мы сегодня разобрались….

    Я сегодня понял, что…

    Мне было трудно…

    Завтра я хочу на уроке…

8.Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра по темам:

Все ли способны взять на себя ответственность за происходящее вокруг?

Написать текст телеграммы, который Иван Васильевич получит после бала.

События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа – Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы.

На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девушка, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он даже не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал.

Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, я наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, “надо все по закону”, – улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочь двинулись вокруг залы. Иван Васильевич не только любовался в этот миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком.

Приехав домой, Иван Васильевич не смог заснуть. Не закрывая глаз, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце.

Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В этот момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и значительно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка.

Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел высокий военный, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все время повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека.

Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. “Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?”, – услышал Иван Васильевич его гневный голос. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: “Братцы, помилосердуйте”, то гневный голос полковника: “Будешь мазать? Будешь?”

После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет.

“Так почему же главный герой не поступил на службу?” – спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.

Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи.

(No Ratings Yet)

  1. Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван...
  2. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан...
  3. ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей,...
  4. АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Лев Николаевич Толстой по рождению, воспитанию и жизненному опыту принадлежал к высшей помещичьей знати России. Однако писатель видел всю несправедливость,...
  5. “ПОСЛЕ БАЛА” (сочинение-отзыв) В рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в яркой форме проявилось художественное мастерство, талант и оригинальность автора, его способность выбирать такую форму, стиль и манеру изложения, которые...
  6. 1 вариант Еще лежа в постели я понял, что сегодняшнее утро – особенное. Об этом мне сказало пение птиц за окном – радостное, звонкое, задорное. Прогнав остатки сна, я вскочил...
  7. ПОСЛЕ БАЛА Идейно-художественное своеобразие рассказа В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее...
  8. А. А. ФЕТ * * * Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы, Этот говор вод,...
  9. План 1. “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!” 2. Утро начинается с рассвета: А) здравствуй, солнце; Б) летнее утро; В) наедине с природой. 3. Хорошее настроение – залог успеха. Да будет жизнь...
  10. Б. Л. ПАСТЕРНАК ПОСЛЕ ДОЖДЯ За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и...
  11. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
  12. Стихотворение “Утро” , написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того – он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской...
  13. Татьяна Ниловна Яблонская – замечательная русская художница, среди ее работ – много известных и любимых всеми картин. Одной из них является картина “Утро”. Посмотрев на картину в первый раз, я...
  14. Как приятно проснуться теплым солнечным утром и распахнуть окно. Именно так и сделала героиня картины Яблонской “Утро”. Девочка распахнула балконную дверь, впуская в комнату свежий воздух и утреннюю прохладу. Юная...
  15. Многих художников привлекали жизненные сцены простого народа. Как они работаю, отдыхают, празднуют. Около десяти тысяч картин посвятил этой тематике Пластов Аркадий Александрович. Его вдохновлял деревенский быт. Мне очень нравится картина...
  16. Русская природа настолько разнообразна, что обращаться к этой теме можно вновь и вновь, раскрывая новые ее грани. Шишкину принадлежит большое количество работ, в которых он воспевает красоту наших полей и...
  17. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  18. Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова “Старый гений”) Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о...
  19. Картина А. М. Герасимова “После дождя” – одна из лучших работ художника. Она изображает мокрую террасу и уголок сада в летний теплый день. Совсем недавно прошел сильный дождь. Он намочил...
  20. Борис Пастернак вошел в историю русской литературы как поэт-философ, произведения которого наполнены глубоким смыслом и поиском истины. Тем не менее, раннее творчество Пастернака выдержано в лирическом ключе и практически полностью...
  21. План: 1. История создания картины. 2. Композиция картины. 3. Живописные средства, использованные художником при создании картины. 4. Общее настроение полотна. Улица вся промокла. Дрожа, хоронятся птицы под плющом густолистым. Ф....
  22. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла...
  23. Максим Горький Голубая жизнь Рассказ (1924, опубл. 1925) Мещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то же время...
  24. Я узнал, что в основе картины Ю. М. Непринцева “Отдых после боя” – поэма Твардовского “Василий Теркин”. Именно ее прочтение послужило тому, что художник нарисовал такую замечательную картину на военную...
  25. Одним из моих любимых произведений этого художника, является картина “После дождя”, которая была написана в 1879 году. Историки относят ее к позднему периоду в творчестве Куинджи. Мне кажется, художника увлекала...
  26. После прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” я осталась очень увлечена, ведь еще несколько дней ощущались “мурашки по коже”. Сочетание эпохи Иисуса Христа и Советского Союза, для меня...
  27. Гоголь Николай Васильевич 1809-1852 Нос По жанру это фантастическая повесть. Главный ее герой – коллежский асессор Ковалев. Среди второстепенных – цирюльник Иван Яковлевич, слуга Иван, сам Нос, штаб-офицерша Подточина, полицейский...
  28. Огромную роль в творчестве Верещагина играла тема войны. Именно этой теме посвящены большинство картин художника, в том числе и произведение “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной”. Эту картину он нарисовал...
УТРО, ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)

Сочинение

Рассказ «После бала» Л. Н. Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.

Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное — мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.

Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.

И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.

«Что это такое?» — подумал Иван Васильевич.

Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. «Наверное, солдаты на ученье», — решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.

Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами — экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.

И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.

Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.

Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?

Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.

И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I — Николаем Палкиным.

Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!

И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.

Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала») Изложение замысла рассказа «После бала» Толстого Проблематика рассказа Льва Толстого "После бала"

Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.

Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.

Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.

И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.

“Что это такое?” - подумал Иван Васильевич.

Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. “Наверное, солдаты на ученье”, - решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.

Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами - экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.

И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.

Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.

Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?

Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.

И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I - Николаем Палкиным.

Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!

И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.

Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.

Сочинения по литературе: Утро, изменившее жизнь

События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе "После бала", не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа - Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы.

На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девушка, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он даже не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал.

Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, "надо все по закону", - улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочь двинулись вокруг залы. Иван Васильевич не только любовался в этот миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком.

Приехав домой, Иван Васильевич не смог заснуть. Не закрывая глаз, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце.

Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В этот момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и значительно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка.

Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел высокий военный, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все время повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: "Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте". Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека.

Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. "Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?", - услышал Иван Васильевич его гневный голос. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте"; то гневный голос полковника: "Будешь мазать? Будешь?"

После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет.

"Так почему же главный герой не поступил на

Службу?" - спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.

Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи.

Рассказ "После бала" Л. Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.

Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.

Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.

И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.

"Что это такое?" - подумал Иван Васильевич.

Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. "Наверное, солдаты на ученье", - решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.

Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами - экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.

И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.

Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.

Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?

Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.

И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I - Николаем Палкиным.

Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!

И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.

Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.