Изобразительное искусство - сообщение доклад. История искусства: истоки, виды и жанры, важнейшие этапы развития

данным термином обозначают виды искусства, объединенные зрительным восприятием - живопись, графику, скульптуру, фотоискусство. Часто к видам изобразительных искусств относят архитектуру и произведения декоративно-прикладного искусства, поскольку и для них характерно преобладание зрительной формы восприятия.

Отличное определение

Неполное определение

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

группа искусств живопись, графика, скульптура), воспроизводящих окружающий мир в наглядных образах. Воплощая зрительное восприятие мира на плоскости или в пространстве, изобразительные искусства ограничены в передаче действия во времени, однако это не означает, что они изображают мир статично, словно застывшим. Изобразительные искусства способны передавать движение, показывать жизнь в развитии, воссоздавать не только чувственно воспринимаемый облик объектов, но и духовную природу изображаемых явлений. В скульптуре, например, фиксируется лишь один момент происходящего, но в этом моменте может сконцентрироваться обобщение большой силы. Изобразительные искусства разделяются на станковые и монументальные. Произведения станкового искусства («станком» называют мольберт, скульптурный станок) – картины, эстампы, рисунки, камерные скульптуры и т. д.– имеют самостоятельный характер. Произведения монументального искусства – монументы, памятники, монументальные панно, парковая скульптура и т. д. – создаются для конкретной архитектурной среды и могут выполнять декоративные функции. Часто к изобразительной форме обращается декоративно-прикладное искусство, хотя изображение действительности в нем не является непосредственным воспроизведением реальных явлений. Основные изобразительно-выразительные средства – рисунок, цвет, пластика, светотень и т. д. В разных видах изобразительного искусства эти средства используются в неодинаковом соотношении. Так, в скульптуре, в отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль; для графики наиболее характерны рисунок, линия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

группа видов худож. творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произв. И. и. имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К И. и. относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и в значительной мере декоративно-прикладное искусство, часто обращающееся к изобразительной форме, к-рая, однако, не является для него обязательной. Способность И. и. воссоздавать в наглядно узнаваемом виде все многообразие зримого мира определяет его широкие худож.-познавательные возможности, непосредственную убедительность его произв. Реальность воспроизводится в И. и. соответственно особенностям разных его видов в таких и благодаря таким объективным свойствам, как материальная форма предметов и пространственная среда, как объем, цвет, свет, фактура предмета и т. д. И. и. способно не только фиксировать прямое зрительное восприятие явлений мира, но и передавать их движение, развитие во времени и пространстве. Специфическими возможностями в этой области обладает живопись, произв. к-рой- картина представляет собой самостоятельно существующий худож. мир, с чрезвычайной полнотой воссоздающий свойства реальности. И. и. способно проникать во внутреннюю суть явлений, воспринятых в их зримом облике, раскрывать их взаимосвязь, оценивать смысл и значение, т. е. воссоздавать не только чувственный облик реальности, но и ее духовную сущность, включая внутренний мир человека, духовное освоение им природы, воплощение социальных, политических, философских, этических идей. В силу этого И. и. играет важную роль в духовной жизни об-ва, являя собой средоточие борьбы общественных идей, выступает как активная сила социальной жизни. Специфические возможности И. и., наиболее последовательно и полно реализующиеся в реалистическом худож. творчестве (Реализм), приобретают различную модификацию в тех или иных.исторических условиях. В истории. иск-ва известны периоды строгой регламентации И. и. и даже наложения религиозного запрета на скульптуру, на изображение живых: существ. В кризисных ситуациях в истории культуры возникают концепции, отрицающие право И. и. на воплощение духовного, идейного содержания (напр., византийское иконоборчество, ряд модернистских течений XX в., видящих в живописи только краску, нанесенную на холст, и вовсе «отменяющих» изобразительное начало иск-ва). Опираясь на разные худож. методы, И. и. обращается и к жизнеподобной худож. форме, и к худож. условности, использует для отражения реальности и достижения большей глубины общественного воздействия символы, метафоры, ассоциации, к-рые в нек-рых видах и жанрах И. и. (напр., в плакате) являются непременным свойством худож. образа.

Изобразительное искусство, его виды и жанры.

1. Роль искусства в жизни общества.

2. Виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

3. Жанры изобразительного искусства (мифологический, религиозный, бытовой, исторический, батальный, портретный, пейзажный, анималистический; натюрморт)(подготовка реферата).

4. Этапы развития изобразительного искусства (подготовка реферата).

1. Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно.

Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах.

Цель искусства — раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.

2. Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета.

Живопись подразделяется на:
- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами:
- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.
-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью.

Темпера - растительная краска, растертая на яичном желтке, использовалась еще в Древнем Египте (сейчас поливинилацетат-ная, синтетическая, казеиново-масляная). Темпера разводится водой и после высыхания не смывается. Масляные краски стали использоваться с эпохи Возрожде-ния в XVI веке. Гуашь - непрозрачные, матовые краски, плотные, разводимые водой, в состав каждой гуашевой краски входят белила, появились в средние века. Акварель - краски на растительном клее, разводятся водой. Появились в XVI веке. Станковая живопись - картины, написанные на холсте, бу-маге, картоне, установленных на станке-мольберте. Монументальная живопись - большие картины на внутрен-них и наружных станах зданий (стены, потолки, колонны, столпы, опоры и т. д.), фрески, панно, роспись, мозаика.

Следует отметить и такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декоративная. Мозаика (от лат. musiqum, буквально - посвященное му-зам) - один из видом монументального искусства. Изображения и орнаменты в мозаике составляются из кусоч-ков различных камней, стекла (смальты), кера-мики, дерева и других материалов.

Графика (от греч. grapho - пишу, рисую) - изображение на плоскости при помощи линий, штриха, контура, пятна и тона. Гра-фику называют искусством черного и белого. Однако это не исклю-чает применение в графике цвета. К графике относятся и многоцветные произведения, выполненные на бумаге: цветные гравюры, рисунки цветными карандашами, сангиной пастелью, акварелью.

Графика включает в себя рисунок и различные виды печатной графики (гравюра на дереве (ксилография), на металле (офорт), ли-ногравюра - на линолеуме, литография на камне).

По назначению графика делится на следующие виды:
- станковая - собственно рисунок;
- книжная и газетно-журнальная;
- прикладная-поздравительные открытки, кра-сочные календари, конверты к пластинкам;
- промышленная графика - этикетки на различные упа-ковки, оформление промышленных и продовольственных товаров;
- плакат (в переводе с французского - объявление, афиша) - вид графики, лако-ничное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, сопровождаемое текстом (политические, агитационные, учебные, рекламные, экологические, спортивные, театральные, кинореклам-ные и т. д.);
- графический дизайн - шрифты и различные знаковые изо-бражения.



Архитектура - (лат. arhitektura, от греч. archi - главный и tektos - строить, возводить), зодчество (зье - русск. глина, возводить) - строительное ис-кусство.

Три вида архитектуры:
1. Объемные сооружения - культовые (церкви, храмы), общественные (школы, театры, стадионы, магазины), про-мыш-ленные (заводы, фабрики) и другие здания.
2. Ландшафтная архитектура - беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков.
3. Градостроительство - создание новых городов и реконст-руи-ро-вание старых.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, в котором ху-дожник создает объемно-пространственные изображения. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки.

По назначению скульптура бывает:
- монументальная (памятники, мемориальные ансамбли);
- станковая (музейная: статуи, портреты, жанровые сценки);
- монументально-декоративная (декоративная скульптура в садах и парках, рельефы и статуи);
- скульптура малых форм.

По жанрам скульптура разделяется на:
- портрет;
- жанровую (бытовую - воспроизведение различных бытовых сцен);
- анималистическую (изображение животных);
- историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены)

Виды скульптуры:

Круглая, свободно размещающаяся в реальном простран-стве:

Голова; бюст; скульптурная группа.

Рельеф (в переводе с французского - приподнимать) - вид искусства, в котором объемные изобра-жения располагаются на плоскости - вид скульптуры, рассчитанный в основном на фронтальное восприятие.

Контррельеф - углубленный рельеф, применяемый для пе-чатных изображений или рассматривания на просвет.

Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте.

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение (фигура, предмет, ор-намент) выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема.

Горельеф (фр. hout-relief - высокий рельеф) - разновидность рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы) выступают над плоскостью более чем на поло-вину своего объема, а отдельные части могут полностью отходить от плоскости.

Декоративное прикладное искусство (от лат. dekoro - укра-шаю) - один из видов пластических искусств. Оно подразделяется на:

монументально-декоративное: витраж (лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла; росписи, фрески; мозаика, декоративная, садово-парковая скульптура;

ДПИ - область декоративного искусства: создание художе-ственных изделий, имеющих практическое назначение в быту и от-личающееся декоративной однообразностью. Предметы должны быть не только удобны, но должны приносить человеку эстетиче-ское наслаждение.

Дизайн (англ. design - проектировать, конструировать, чер-тить) - процесс создания новых предметов, инструментов, оборудо-вания, формирование предметной сферы. Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека. Область дизайна - бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, промышленная графика, одежда, визаж, фитодизайн и т. д.

3. Жанры живописи

Портрет (фр. изображение) - изображение человека или группы людей. Кроме внешнего сходства худож-ники стремятся в портрете передать характер человека, его духов-ный мир.

Различают интимные, парадные, групповые, детские портреты.

Автопортрет - изображение художником самого себя.

Пейзаж (фр. paus - местность, родина) - изображение при-роды, видов местности, ландшафта. Пейзаж подразделяется на: сельский, городской, индустри-альный, морской и т. д.; может быть историческим, героическим, фантастическим, лирическим, эпическим.

Натюрморт (фр. naturemorte - мертвая природа) - изображение неодушевленных предметов (овощи, фрукты, цветы, предметы быта, утварь, снедь, дичь, атрибуты искусства).

Батальный жанр (от фр. bataille - сражение, битва) посвя-щен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.

Исторический - посвящен историческим явлениям и собы-тиям.Очень часто эти два жанра встречаются в одном произведе-нии, образуя историко-батальный жанр.

Бытовой отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы и быт определенного ис-торического времени.

Анималистический (от лат. animal - животное) связан с изображением животных в живописи, графике, скульптуре.

Мифологический или сказочно-былинный посвящен собы-тиям и героям, о которых рассказывают мифы, легенды, предания, сказания и сказки, былины народов мира.

Для быстрого и эффективного запоминания определений некоторых жанров живописи детям можно предложить запомнить их в стихотворной форме.

4. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства. Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древ-ности. Уже первобытные люди до стигали в этом больших успехов, о чем свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя степной лошади, и другие сцены из реальной жизни.

Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и да-же людей человек накапливал тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем, охристы-ми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и по-толков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания), в горных районах Сахары, в Капской пещере на Урале.

Особенно важно отметить, что все эти изображения носили маги-ческий ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобраз-ной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впослед-ствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (ри-суночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем не-посредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер нео-лита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать че-ловек стал использовать для украшения предметов своего ремесла,главным образом предметов гончарного производства. Изделия гончарного искусства покрывались орнаментом. В раз-ных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оста-вался равнодушным к успехам своего ученика. Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоя-щее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.

Организация школ в Древнем Египте. Система воспитания и обучения, каноны в Древнем Египте. Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зари-совать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Та-ким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян.

При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное вни-мание, так как сам характер иероглифического письма требовал изо-бражения всевозможных предметов. В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения, которое проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила пред-писывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало тео-ретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучали им нового поколе-ния. Существовала ли теория самого процесса обучения — дидакти-ка, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изобра-жения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе по-знания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов .

Обучение и воспитание в Древней Греции Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обу-чения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что са-мым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотноше-ниях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионескульптор Поликлет из Арго-са написал сочинение «Канон» об идеальном пропорциональном со-отношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», или «Копьеносец», которая стала использоваться как учебное, наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обу-чающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразо-вательных школ. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисо-ваниес натуры. В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеоб-разовательный предмет.

Эпоха Древнего Рима, казалось бы, должна была развить достиже-ния греческих художников-педагогов. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих ху-дожников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки (музеи).

Однако на деле римляне не вне-сли ничего нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользо-вались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства бы-ли отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Во время становления христианства были варвар-ски уничтожены теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного ис-кусства.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобрази-тельного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабаты-вают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку.

Давая научное обоснование методу обучения, Альберти тем самым рассматривает рисование не как механическое упражнение, а как уп-ражнение ума. Эта мудрая установка дала позже Микеланджело воз-можность сказать: «Рисуют головой, а не руками».

Обратим внимание на методическую последовательность изложе-ния учебного материала в труде Альберта. В первой книге он излага-ет строгую систему обучения. Знакомство начинается с точки и пря-мых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Соблюдая последовательность, Альберти знакомит ученика с ос-новными положениями линейной перспективы, объясняет свойства лучей зрения. Здесь же он касается вопросов воздушной перспективы. Большое значение Альберти придает личному показу учителя.

Следующей работой, оказавшей большое влияние на развитие ме-тодики обучения рисованию, является «Книга о живописи» Леонар-до да Винчи. В этой книге затрагиваются вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорциональности человеческого тела, много времени уделял научным обоснованиям теории рисунка.

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, в первую очередь, отметим ту колоссальную работу, которую они про-делали в области научно-теоретического обоснования правил рисо-вания. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения изображения трех-мерной формы предметов на плоскости. Многие художники эпохи Возрождения, увлекаясь перспективой, целиком посвящали свое время этому делу.

Эту важную работу начали проводить академии художеств , от-крывшиеся конце XVI века. С этого времени обучение рисованию начинает проводиться в специальных учебных заведениях. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Занима-ясь рисунком, ученик одновременно познает мир. Отсюда вывод: заня-тия рисованием полезны для всех. Эта мысль начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного пред-мета было высказано великим чешским педагогом Я А. Коменскимв его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения в качестве обяза-тельного предмета. Но ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о не-обходимости изучать методы преподавания.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную цен-ность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк . Однако, не будучи специалистом, Дж. Локк не мог дать методических указаний в препо-давании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о поль-зе обучения

Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете говорил французский философ-энциклопедист Жак-Жан Руссо. Он считал, что обучать рисованию нужно исключительно с натуры и что у ребенка не должно быть другого учителя, кроме самой природы.

Много ценных мыслей о методике обучения рисованию высказал Иоганн Вольфганг Гёте. Для овладения искусством рисунка нужны знания, знания и знания, говорил он.

Однако, несмотря на авторитетные высказывания о громадной роли рисования как общеобразовательного предмета, ни в XVII, ни в XVIII веке рисование не было введено в курс учебных предметов в школах. Только в начале XIX века оно начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швёйцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци. После Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразователь-ных школах. Не случайно учителя рисования назвали его отцом школьной методики.

Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисо-ванию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать пись-му, — не только потому, что оно облегчает процесс овладения начер-танием букв, но и потому, что оно легче усваивается. Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измере-нию.

Заслуга Песта-лоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости мето-дической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци счи-тал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для по-нимания форм — другая, для техники — третья. Эту работу и стали проводить его ученики и последователи.

Большой известностью пользова-лись труды Иосифа Шмидта — ученика Песталоцци, Петра Шмида, Солдана, братьев Дюпюи, Гальяра. При обучении рисованию И. Шмидт считал необходимым разработать специальные упражнения: 1) для развития руки и подготовки ее к рисованию; 2) для создания и нахождения красивых форм; 3) для развития воображения; 4) в геометрическом рисовании предметов; 5) в перспективе.

Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная педагогическая наука рассматриваем проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к вос-питанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту объективных законов природы; и труд, и об-щественные отношения людей, и быт, и многое другое.

В 1735 году был издан на не-мецком и одновременно на рус-ском языке учебник по рисова-нию И. Д. Прейслера « Основа-тельные правила, или Краткое руководство к рисовальному ху-дожеству.» Обучение по системе Прейслера начина-ется с рисования прямых и кри-вых линий, геометрических фи-гур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры.Как и большинство художни-ков-педагогов, в основу обуче-ния рисунку Прейслер положил геометрию и рисование с нату-ры. Однако предупреждает Прейслер, при-менение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспекти-вы, а также анатомии.

Методы обучения рисованию в советской школе .

В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения.

В основу новых программ было положено не обучение изобрази-тельной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистичес-кому рисованию. Формалистические трюкачества не только сводили на нет значение методики, но и искажали цели и задачи преподава-ния рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы и методы обучения рисованию. Назревает необходимость более глубокого науч-ного решения проблем учебного рисования.

В 50-е и 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследователь-ских работ, которые во многом обогатили теорию методики препода-вания. Эти работы помогли методистам рисования правильнее под-ходить к решению своих проблем.

В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ра-нее учебников по рисованию для младших и средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая запи-ска к ним. В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и чет-вертого классов (автор Н.Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П.П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения. С этого времени — с начала 60-х годов — экспериментальные учеб-ники по рисованию начинают выходить систематически, но недостаточно.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные програм-мы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразитель-ного искусства, определено содержание учебного материала. Расши-рение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством ве-ликих художников прошлого и выдающихся современных художни-ков привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство».Много нового внесено и в общую систему общеобразовательных школ: начальная школа перешла с четырехлетнего образования на трехлетнее; и опять на четырехлетнее; введены специальные факультативные курсы для углуб-ленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобрази-тельному искусству.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразователь-ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Соколь-никова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, компози-ции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и сред-ней школы.

Живопись - древнейший вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Традиционно к станковой живописи относят работы, выполненные маслом на холсте, доске и других подобных материалах.

Графика (от греческого grapho - пишу, черчу, рисую) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет в графике, в отличие от живописи, играет вспомогательную роль. Традиционно к станковой графике относят: акварель, пастель, гуашь, темперу, тушь, уголь, карандаш, соус, сангину, сепию и т.д. Хотя эти границы весьма условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как графических, так и живописных по характеру и стилю произведений.

Эстамп (от фр. estampe) - произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы. В зависимости от способа обработки печатной формы эстамп подразделяют на виды: литография, шелкография, монотипия, линогравюра, ксилография, офорт, сухая игла, акватинта, меццо-тинто, резерваж, пунктир, резец, лавис, гравюра на картоне.

Скульптура (от лат. sculpo - высекаю, вырезаю) - вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение предметов. Скульптура бывает круглая: монументальная, станковая, малых форм и рельеф: барельеф - когда из плоскости выступает менее половины объема, горельеф - более половины.

Батик - это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования - нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Существует несколько видов батика: горячий, холодный, свободная роспись, они отличаются лишь способом резервирования ткани.

Гобелен (от фр. gobelin) - вид декоративно-прикладного искусства, вытканный вручную безворсовый ковер-картина с сюжетной или орнаментной композицией. Существует и другое менее разпространенное название гобелена - шпалера.

Горячая эмаль - вид декоративно-прикладного искусства, когда на специально обработанную поверхность металла эмалевыми красками наносится рисунок, который затем подвергается обжигу, в результате чего появляется цветной стекловидный слой.

Мозаика (от франц. mosaique буквально - посвященное музам) - один из видов монументально-декоративного искусства - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц: камень, смальта, стекло, керамическая плитка, дерево и пр.



Витраж (от франц. vitrage - стекло) - древнейший вид монументальной живописи, основу которого составляет орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет. Существует несколько типов витражей в зависимости от техники изготовления: классический витраж (технология Тиффани), накладной витраж, расписной витраж, пленочный витраж и комбинированный витраж.

Роспись стен - один из древнейших видов монументально-декоративного искусства. Произведения могут быть выполнены в различных материалах и техниках: в технике фрески (живопись темперными красками по сырой штукатурке), сграффито (процарапывание верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя), акриловыми красками по штукатурке или гипроку и т.д.


Введение

Актуальность темы исследования.

Каждый период истории имеет свои актуальные темы. Современный мир переживает третью технологическую революцию. Реклама здесь возникает как функция производства, как индустрия производства образов. Она наделяет товары и услуги специфическими знаками, задает нормы престижного потребления.

Приписывание смыслов в рекламном образе фокусируется лишь на одном предмете - рекламируемом товаре. Ощущение реальности, ее осмысление достигается лишь за счет обладания рекламируемой вещью. Реклама - это идеологический текст, который создается для формирования, поддержания или коррекции определенной идеологии - бесконечного потребления.

Особое значение для рекламы имеет применение средств и методов искусства. Искусство всегда являлось самой важной составляющей и в рекламе, и в любой другой сфере человеческой деятельности. Искусство -- это то великое умение и видение, которое может вдохнуть душу в каждое безжизненное до того явление. Искусство применялось в рекламе с самого зарождения этого вида деятельности, поэтому сегодня особенно актуально изучать опыт применения искусства в рекламе, чтобы на основе преемственности совершенствовать методы и приемы современной рекламы.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи изобразительного искусства и рекламы на примере творчества А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть специфику изобразительного искусства как вида творческой деятельности;

2) выявить специфику живописи;

3) рассмотреть историю взаимодействия изобразительного искусства и рекламы;

4) рассмотреть творчество известных художников в сфере рекламы;

5) выявить специфику творчества А. Тулуз-Лотрека в рекламе;

6) выявить специфику творчества А. Мухи в рекламе.

Объект исследования - изобразительное творчество в рекламе.

Предмет исследования - творчество А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи в рекламе.

Работа состоит из введения, главы 1, главы 2, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматривается специфика изобразительного искусства как вида творческой деятельности, выявляется специфика живописи, рассматривается история взаимодействия изобразительного искусства и рекламы. В главе 2 рассматривается творчество известных художников в сфере рекламы, а также выявляется специфику творчества А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи в рекламе.

Специфика изобразительного искусства

Изобразительное искусство как вид творческой деятельности

Рассмотрим специфику изобразительного искусства, выявим основные виды изобразительного искусства.

«Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. - Т. 1 - СПб., 1998. - С. 274..

Критерии определения искусства различны: они зависят от специфики культуры, в рамках которой творит художник, от места и времени создания и восприятия произведения.

В самом широком смысле понятие «искусство» употребляется в двух значениях:

1. Искусство - это искусность, мастерство, умение, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу. Часто так оценивают человека, который не просто профессионально выполняет свою работу, но делает это красиво, легко или как-то особенно вдохновенно. Поэтому и дворник, разметающий листья, может сам себя чувствовать или восприниматься другими как поэт.

2. Искусство - это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, эстетически выразительных форм.

Если соединить эти два значения, то получится следующее определение:

Искусство - это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении Рыклин М. Искусство как препятствие. - М.: Изд-во «AdMarginem», 1997. - С. 12..

К искусству принадлежат литература, музыка, театр, изобразительное искусство, кино, телевидение. Каждый вид искусства имеет свой язык.

Литература -- искусство слова; музыка -- мир звуковой гармонии; кино, театр -- синтез литературы, музыки, игры актеров.

В изобразительном искусстве явления окружающей жизни отображаются с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.

Изобразительное искусство -- комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия.

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества. Это скульптура, живопись, графика, фотоискусство, цифровая живопись, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, микроминиатюра, каллиграфия, дизайн, архитектура.

Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты -- важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978..

Таким образом, для изобразительного искусства характерно отражение явлений действительности. Образов с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.

Искусство – это творчество вцелом.
Какие искусства вам известны?
Литература, музыка, танец, театр, кино.

Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:
- многообразие окружающего мира;
- мысли и чувства человека.
Это способ познания окружающего и себя самого.

Для этого художник использует обобщение и воображение.

Виды изобразительного искусства:
Архитектура
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Театрально-декорационное искусство
Дизайн

Архитектура

Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший;
«Тектонико» - строительство.

Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

Живопись

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика

Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу.
Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной…
Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.

Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура

Термин произошел от латинского «sculpere» - вырезать, высекать.
В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем.
Скульптура – это объемное изображение.

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…
Скульптура – один из самых древних видов искусства.
Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника, ювелира или народного умельца, то они становятся произведением декоративно – прикладного искусства. Термин появился в 18 в. от французского слова «декор» - украшение везде.
Прикладное означает то, к чему приложено умение, искусство.

Дизайн

Начиная с первобытного периода можно проследить развитие этого вида искусства.

Театрально - декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

ЖАНРЫ

Термин «жанр» произошел от французского – вид, род.
Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

Исторический
Мифологический, религиозный
Батальный
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Марина
Анималистический
Интерьер

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Религиозный

Батальный жанр

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды.
Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике.
Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж

Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием.
Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии.
Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Натюрморт

Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа».
Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).
Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Марина

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море.
Художник, который пишет море, называется маринистом.

Анималистический жанр

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер

Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Стиль искусства

Понятие «стиль» - это своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение.
Художественным (высоким) стилем называется направление, вовлекшее в себя все виды искусства.
Например, барокко – высокий стиль, а рококо – направление.
К великим или высоким стилям относятся классика античности, романский стиль и готика в Средние века, ренессансный стиль, обозначивший собой переходный период от Средних веков к Новому времени, барокко и классицизм в Новое время. Последним крупным стилем на рубеже XIX – XX вв. стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства.
Соединение нескольких видов искусства в одном произведении называют синтезом искусств.
Иначе говоря художественный стиль достигает наивысшего уровня, когда вовлекает в себя все виды искусства.
Сложившись в определенную историческую эпоху, высокие стили непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, классицизм XVII в. во Франции взял основу из античной классики, при этом он сильно отличается от неоклассицизма второй половины XVIII в. и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений эклектики второй половины XIX – начала ХХ вв.

Художественный образ

Художественный образ – это форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве.