КАРТИНА (ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ)
произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, К. не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя. К. - один из наиболее типичных видов станкового искусства.
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАРТИНА (ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- КАРТИНА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
Если во сне перед вами возникает картина - значит с Вами одновременно приключится беда и Вас обманут.Если во сне Вы … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Словаре современной физики из книг Грина и Хокинга:
Б. Грин Результат умножения двух … - КАРТИНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
- произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). Состоит из основы … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
СЛУЖЕБНОЕ - см. СДУЖЕБНС ПРОИЗВЕДЕНИЕ … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ - см АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ … - КАРТИНА в Высказываниях известных людей:
- КАРТИНА в Словаре Одно предложение, определения:
- посредник между предметом или явлением и мыслью. Сэмюэл … - КАРТИНА в Афоризмах и умных мыслях:
посредник между предметом или явлением и мыслью. Сэмюэл … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
в математике - результат умножения. Часто для краткости произведение n сомножителей a1a2...an обозначают (здесь - греческая буква "пи" - символ … - ЖИВОПИСИ в Большом энциклопедическом словаре:
- ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
в математике, результат умножения … - КАРТИНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
всякое законченное по содержанию произведение художника-живописца, независимо от рода содержания, начиная от исторического или религиозного до изображения неодушевленной природы (nature … - КАРТИНА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ж. 1. Произведение живописи. Картинырусских художников. Развесить картины. 2. То же, что фильм (во 2 знач.) (разг.). 3. … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
. -я, ср. 1. см. произвести. 2. Создание, продукт труда, вообще то, что сделано, исполнено. Совершенное, образцовое п. (шедевр). П. … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ПРОИЗВЕД́ЕНИЕ (матем.), результат умножения. Часто для краткости П. n сомножителей a 1 a 2 ... a n обозначают (здесь П … - ЖИВОПИСИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
Ж́ИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ, см. Санкт-Петербургская Академия художеств … - КАРТИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? всякое законченное по содержанию произведение художника-живописца, независимо от рода содержания, начиная от исторического или религиозного до изображения неодушевленной природы … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
произведе"ние, произведе"ния, произведе"ния, произведе"ний, произведе"нию, произведе"ниям, произведе"ние, произведе"ния, произведе"нием, произведе"ниями, произведе"нии, … - КАРТИНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
карти"на, карти"ны, карти"ны, карти"н, карти"не, карти"нам, карти"ну, карти"ны, карти"ной, карти"ною, карти"нами, карти"не, … - КАРТИНА в словаре Анаграмм:
натирка - … - КАРТИНА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-ы, ж. 1) Произведение живописи, нарисованное красками на холсте, доске, бумаге. Выставка картин. Часто эти близкие живут на таких отдаленных … - КАРТИНА
Полотно … - КАРТИНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Часть акта в … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. Syn: композиция, связка, узел 2. Syn: создание (приподн.), творение (высок.), труд, работа 3. Syn: вещь, опус, сочинение, работа, … - КАРТИНА в Тезаурусе русской деловой лексики:
1. Syn: изображение, рисунок, схема, узор 2. Syn: фильм, кинофильм, кинокартина (оф.), кино (неформ.), кинолента (оф.), лента … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
1. Syn: композиция, связка, узел 2. Syn: создание (приподн.), творение (высок.), труд, работа 3. Syn: вещь, … - КАРТИНА в Тезаурусе русского языка:
1. Syn: изображение, рисунок, схема, узор 2. Syn: фильм, кинофильм, кинокартина (оф.), кино (неформ.), кинолента (… - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
творение, создание, работа, дело, изделие, поделка, действие, детище, плод, препарат, фабрикат. Лучшее произведение - шедевр, перл создания; прот.: . Ср. … - КАРТИНА в Словаре синонимов Абрамова:
изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд, головка, nature-morte; мозаика. Ср. . См. вид, … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Syn: композиция, связка, узел Syn: создание (приподн.), творение (высок.), труд, работа Syn: вещь, опус, сочинение, работа, … - КАРТИНА в словаре Синонимов русского языка:
Syn: изображение, рисунок, схема, узор Syn: фильм, кинофильм, кинокартина (оф.), кино (неформ.), кинолента (оф.), лента … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: производить (1,2), произвести. 2) а) То, что произведено, выработано, изготовлено. б) Продукт … - КАРТИНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Произведение живописи в красках. 2) Кинематографический или телевизионный фильм. 3) перен. То, что представляет собою ряд образов, отличающихся … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
произвед`ение, … - КАРТИНА в Словаре русского языка Лопатина:
карт`ина, … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
произведение, … - КАРТИНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
картина, … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Орфографическом словаре:
произвед`ение, … - КАРТИНА в Орфографическом словаре:
карт`ина, … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
создание, продукт труда, творчества П. искусства. Литературное п. произведение результат, итог … - КАРТИНА в Словаре русского языка Ожегова:
то, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах К. природы. Картины детства. картина Colloq == фильм N2 … - КАРТИНА в Словаре Даля:
жен. картинка, -ночка умалит. картинишка презрительное картинища увел. живописное изображение, особ. в красках; | устное или письменное живое и яркое … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
в математике - результат умножения. Часто для краткости произведение n сомножителей a1a2…an обозначают (здесь - греческая буква «пи» - символ … - ЖИВОПИСИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ им. И. Е. Репина, Санкт-Петербург, основан в 1757 как Воспитательное училище при петербургской АХ. Готовит живописцев, … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
произведения, ср. 1. Действие по глаг. произвести в 4 знач. (в 1, 2 и 3 редко) - производить (книжн. редко). … - КАРТИНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
картины, ж. 1. Произведение живописи в красках. Жанровая картина. Акварельная картина. 2. Кинематографическая фильма. 3. Ряд образов, отличающихся наглядностью и … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ
произведение 1. ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: производить (1,2), произвести. 2) а) То, что произведено, выработано, изготовлено. б) … - КАРТИНА в Толковом словаре Ефремовой:
картина ж. 1) Произведение живописи в красках. 2) Кинематографический или телевизионный фильм. 3) перен. То, что представляет собою ряд образов, … - ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
I ср. 1. процесс действия по гл. производить 1., 2., произвести 2. То, что произведено, выработано, изготовлено. отт. Продукт творчества. …
Что такое живопись?
Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность.
"Живопись - это не просто какое-нибудь фантазирование. Это труд, работа, которую надо добросовестно выполнять, как это делает каждый добросовестный работник", утверждал Ренуар.
Живопись - это удивительное чудо превращения всем доступных художественных материалов в самые различные зримые образа реальной действительности. Владеть искусством живописи - это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве.
Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник отражает мир. Но, выражая своё понимание мира, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, даёт оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл.
В художественных произведениях разных жанров изобразительного искусства, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.
Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учёными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сцены охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.
Различают две главные разновидности монументальной живописи - фреску и мозаику.
Фреска - это техника живописи красками, разведёнными чистой или известковой водой, по свежей, сырой штукатурке.
Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - извести или цементе.
Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно).
Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры.
В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться.
Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.
Помимо названных видов живописи существуют декорационная - эскизы театральных декораций, декораций и костюмов для кино, а также миниатюры и иконопись.
Чтобы создать миниатюрное произведение искусства или монументальное (например, роспись на стене), художник должен знать не только конструктивную сущность предметов, их объём, материальность, но и правила и законы живописного изображения натуры, о гармонии цвета, колорите.
В живописном изображении с натуры необходимо учитывать не только разнообразие цветов, но и их единство, определяемое силой и цветом источника освещения. Ни одно цветовое пятно не следует вводить в изображение, не согласовав его с общим цветовым состоянием. Цвет каждого предмета, как на свету, так и в тени, должен быть родственным цветовому целому. Если краски изображения не передают влияния цвета освещения, они не будут подчинены единой колористической гамме. В таком изображении каждый цвет будет выделяться как что-то постороннее и чуждое данному состоянию освещённости; он будет казаться случайным и разрушать цветовую целостность изображения.
Таким образом, естественная цветовая объединённость красок общим цветом освещения является основой создания гармонического цветового строя картины.
Цвет - одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. Художник передаёт на плоскости красочное богатство увиденного, при помощи цветоформы познаёт и отражает окружающий мир. В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.
Восприятие цвета, а глаз художника способен отличить более 200 его оттенков, может быть, одно из самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека.
Зная законы контраста, художник ориентируется в тех изменениях цвета изображаемой натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом. Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Поэтому художник, передавая цвет натуры, сравнивает цвета друг с другом, добивается, чтобы они воспринимались во взаимосвязи или взаимных отношениях.
"Брать светотеневые отношения" - значит сохранить разницу между цветами по светлоте, насыщенности и оттенку соответственно тому, как это имеет место в натуре.
Контраст (как по свету, так и цветной) бывает особенно заметен на гранях соприкасающихся цветовых пятен. Размытость границ между контрастирующими цветами усиливает эффект цветового контраста, а чёткость границ пятен его снижает. Знание этих законов расширяет технические возможности в живописи, позволяет художнику при помощи контраста повысить интенсивность цвета красок, усилить их насыщенность, повысить или понизить их светлоту, что обогащает палитру живописца. Так, не используя смеси, а только контрастные сочетания тёплых и холодных цветов, можно добиться особой колористической звучности живописного полотна.
КАРИКАТУРА (ит. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать) - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа для критической оценки каких-либо общественных, политических и бытовых явлений или конкретных лиц и событий. Комический эффект карикатурного изображения создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями, уподоблениями, метафорами, соединением реального и фантастического. Карикатура используется в основном в газетной и журнальной графике, но она находит себе место также в сатирической живописи и мелкой пластике, в плакате и даже в монументальной живописи. Карикатуру можно увидеть в народном творчестве, особенно в лубке. Выдающимися художниками-карикатуристами были Ж. Эффель (Франция), X. Бидструп (Дания), Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов - Россия).
КАРТИНА - станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение. В отличие от этюда и эскиза картина является завершенным произведением, итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и глубину замысла и образного содержания. Создавая картину, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. Понятие картины прилагается, прежде всего, к произведениям сюжетно-тематического характера, основу которых составляет изображение важных исторических, мифологических или общественных событий, человеческих действий, мыслей и эмоций в многофигурных сложных композициях. Поэтому в развитии живописи картина играет ведущую роль. Картина состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, фанеры, картона, прессованной плиты, пластика, бумаги, шелка и т. д.), на которую наносятся грунт и красочный слой. Эстетическое восприятие картины во многом выигрывает, когда она заключается в соответствующую раму (багет), отделяющую живопись от окружающего мира. Восточный тип картины сохраняет традиционную форму свободно висящего развернутого свитка (горизонтального или вертикального). Картина, в отличие от монументальной живописи, не связана жестко с определенным интерьером. Она может быть снята со стены и повешена по-другому. В картинах выдающихся живописцев достигнуты вершины искусства. В многообразных течениях модернизма происходит потеря сюжета и отказ от изобразительности, тем самым понятие картины значительно пересматривается. Все более широкий круг живописных произведений XX в. называется картинами.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ - художественный музей, в котором экспонируются исключительно или преимущественно произведения живописи. Картинной галереей называют также разделы живописи в крупных музеях и дворцовые залы, предназначенные для собраний картин. В Древней Греции хранилище картин называлось пинакотекой, позднее так стали называть крупные собрания живописи, то есть картинные галереи. Многие крупнейшие художественные музеи мира являются картинными галереями и носят название галерей, в том числе Национальная галерея в Лондоне, Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Государственная Третьяковская галерея в Москве и др.
КИСТЬ - инструмент художника, главным образом живописца, представляющий собой ручку с ворсом на конце. Кисти для живописи обыкновенно употребляют из волоса: щетинные (из белой свиной щетины), колонковые (из волоса красной куницы - колонка), беличьи, хорьковые и др. Для акварельной живописи, для работы над мелкими деталями подойдут кисти из тонкого и мягкого волоса, например беличьи. Для живописи гуашью, темперой, масляными красками выбирают жесткие щетинные кисти. В старину художники пользовались барсуковой кистью, называемой флейцем, которым они сглаживали поверхность краски, уничтожая царапины, оставляемые на краске щетинной кистью. Кисти бывают круглые и плоские, с коротким и длинным ворсом, жесткие и мягкие. На каждой кисти стоят пифры (1, 2, 3 и т. д.). Чем больше цифра, тем больше кисть по размеру. Концы волос в кисти должны быть обязательно заостренными, а не обрезанными. Волосы должны быть подобраны так, чтобы они лежали параллельно, а не топорщились в стороны. Хорошая кисть сохраняет свою форму и после мытья водой, а плохая топорщится, даже если ее обмакнуть в краску. Такая кисть не годится для живописи вообще. В последнее время художники предпочитают кисти плоские, дающие более определенную форму мазка. В настоящее время широкая и плоская кисть называется флейцем. Она применяется для окраски больших плоскостей и грунтовки холстов. Кисти употребляются также в графике и каллиграфии.
КИТЧ
(нем. Kitsch - букв, халтура, дурной вкус) - псевдохудожественные изделия, отвечающие низкому художественному вкусу и неразвитым эстетическим запросам. Для китча характерны крикливость цвета, эклектизм, избыточность декора, подделки под драгоценные материалы. Проявления китча возможны во всех видах пластических искусств, но чаще всего они встречаются в массовом художественном производстве, индустрии сувениров, в массовой печатной графике, некоторых видах художественных промыслов.
КЛАССИКА (от лат. classicus - образцовый) - в истории искусства эпоха высшего подъема античного искусства в V-IV вв. до н. э. Классическое искусство - искусство Древней Греции и Древнего Рима времени их расцвета, а также искусство европейского Ренессанса и классицизма, непосредственно опиравшееся на античные традиции. В эпоху классики оформляются основные архитектурные ордера, получает развитие регулярная планировка городов, процветают монументальная скульптура, неразрывно связанная с архитектурой, и декоративное искусство. Образы гармоничных людей, наделенных равно физической и духовной красотой, создали величайшие скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас. В классическом искусстве была высоко развита живопись (Полигнот). В V в. до н. э. были созданы наиболее совершенные архитектурные произведения Древней Греции - храмы Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат) и Эрехтейон, находящиеся на Акрополе в Афинах, отмеченные художественным единством целого и всех архитектурных и скульптурных деталей. Классическое искусство связано с расцветом Афин и других городов-полисов, в которых был строй рабовладельческой демократии.
КЛАССИЦИЗМ
(от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.). В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен). Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.
§№5. Пространственные виды искусства. Живопись.
Вопросы на повторение?
- Что такое графика?
- Какие средства выразительности графики вы знаете?
- Каково значение терминов:
- литография,
- ксилография,
- эстамп,
- гравюра,
- лубок?
Жи́вопись - один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Истоки живописи.
До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.
Функции живописи:
- Познавательная
- Эстетическая
- Религиозная
- Идеологическая
- Социально-воспитательная
- Эмотивная
Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Дрезден.
Виды живописи:
Классификация живописи по использованному материалу:
Классификация живописи по технике исполнения:
- А-ля Прима (алла прима)
- Гризайль
- Лессировка
- Пуантилизм
- Сухая кисть
- Сграффито
Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: «живопись создаётся природой, временем и человеком». Леонардо да Винчи.
Станко́вая жи́вопись.
Станко́вая жи́вопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте).
Произведение станковой живописи - картина - создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.
Монументально-декоративная живопись.
Монумента́льная жи́вопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.
Основные техники монументальной живописи:
- Стенопись
- Фреска по сырой штукатурке
- Фреска а секко
- Восковая живопись
- Мозаика
- Витраж
А. Б. В.
А. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 год. Б. Марк Шагал. Росписи еврейского театра в Москве. В. Марк Шагал. Роспись плафона Парижской оперы.
Миниатюрная живопись.
Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Миниатюрная живопись распространена также на востоке. В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастанская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.
Жанры живописи:
- Анималистический – изображения животных, птиц, насекомых и других представителей фауны.
- Абстрактный – изображение беспредметных композиций.
- Батальный – изображения военных действий и битв.
- Бытовой – изображение бытовых сцен.
- Исторический – изображение исторически известных лиц и событий.
- Марина – морской пейзаж.
- Мистико-фантастический – композиции сюрреалистического содержания.
- Натюрмортный (мёртвая натура) – изображение предметов быта.
- Портретный – изображения людей.
- Пейзажный – изображение живой природы.
- Религиозный – композиции религиозного содержания.
- В литературе найти живописные работы, соответствующие каждому из перечисленных жанров.
- Сделать описание этих произведений в форме таблицы:
Жанры | Название картины, мозаики, витража… | Принадлежность к виду живописи | Принадлежность к стилю или исторической эпохе. |
|
Анималистический | ||||
Абстрактный | ||||
Батальный | ||||
Бытовой | ||||
Исторический | ||||
Марина | ||||
Мистико-фантастический | ||||
Натюрморт | ||||
Портрет | ||||
Пейзаж | ||||
Религиозный |