Инновационные процессы в образовании. Современные инновации в образовании: виды и примеры

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Н.В. Краснова

методист по предметам

естественно-научного цикла,

учитель математики

МАОУ Калининградский морской лицей

г.Калининград, Россия

На современном этапе развития российского общества в свете реализации «Стандартов второго поколения» в образовании, актуальной задачей становится необходимость оптимизации образования, его совершенствование.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является процесс инновации в образовании, который в первую очередь связан совершенствованием технических средств коммуникаций, что приводит к значительному прогрессу в информационном обмене ученик- учитель. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Итак, что такое инновация? Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление;

г) новые формы и методы оценки полученных знаний;

д) организация совместной деятельности ученика и учителя.

Педагогические инновации в образовании внедряются с использованием педагогических технологий, главной целью которых является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная система может быть претворена в жизнь. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека с его чувствами и разумом, и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности педагога является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, с помощью которых будет преодален кризис в образовании. Развитие умения находить мотивацию своим действиям, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели образовательной инновационной деятельности.

К наиболее известным образовательным инновациям относятся:

    Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы):

Создание профориентированных школ, каковой является Калининградский морской лицей;

Создание профильных классов;

Внедрение в образовательный процесс игровых методик (викторины, диспуты).

2. Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

Внедрение метода проектов, где усвоение знаний происходит на основании вовлечения ученика в процесс исследования;

Создание схем сетевого дистанционного взаимодействия ученик-ученик, ученик – учитель, учитель -родитель (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы);

Разработка индивидуальных образовательных траекторий.

3. Представление и передача и усвоение содержания образования:

Овладение универсальными общенаучными методами обучения

Использование опорных сигналов при блочном изучении предмета;

Организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение этого процесса поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации ИКТ;

Внедрение метода погружения;

Выделение профильного, национального, культурного или культурологического аспекта образования;

Программное обучение;

Проблемное обучение;

Организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

Расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

Создание портфолио.

Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Но создавать новое - это и есть инновация, а значит образование само по себе уже инновация.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и что еще более важно, проблема внедрения достижений педагогики в практику.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении « феномена сопротивления» изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств, утверждает ученый (А.И.Пригожин) часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему:

- «Да, но…» ; «Это у нас уже есть». Затем, как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

- « Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

- «Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ чего-то незначительного, а инноватор - черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

- «Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь, вроде бы, не следует.

- «Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог или учёный-инноватор, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами. Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников.

Однако не всё так просто. В социуме «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперёд батьки не лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т.п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных.

Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонены к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень.

Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций и инновационных технологий, создание условий для их успешной разработки и применения.
Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Литература

    Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

    Бокарев, М.Ю. Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки (лицей-вуз): монография./ М.Ю. Бокарев - Калининград: БГА РФ 2001. 121 стр.

    Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

    Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

    Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.

    Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.

    Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования . Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции "Инновации в образовании" Москва

Я преднамеренно говорю, что их как минимум три, вычленяя, на мой взгляд, главные, поскольку в реальности таких проблем гораздо больше, поэтому позволила себе сузить тему, ограничившись лишь системно-стратегическими проблемами. На мой взгляд, их все-таки три.
Первая - нерешенность вопроса «Что такое инновации в образовании?».
Вторая - маскировка под инновации псевдоновшеств (а новшество и инновация - это не одно и то же).
Третья - нерешенность вопроса «Когда следует проводить инновации?».
Прежде чем перейти к детализации этих трех проблем, я хочу прибегнуть к небольшому образу - сравнению. Представьте, что вас спросят: «Вы за или против прогресса?» Безусловно, большинство людей ответит, что за. Но если вы детализируете запрос, например: «Вы за захоронение ядерных отходов рядом с вашим городом?» - то большинство ответит: «Нет».
Безусловно, это гипербола - преувеличение, но она позволяет настроиться на некую единую волну для понимания, ведь задача образования - не уничтожить цветы, превратив их в бездушные верблюжьи колючки, а придать им дополнительный импульс знания, нравственности и воли.

Что такое инновации в образовании?
На сегодняшний день сложилось определенное противоречие в понимании самого понятия «инновации в образовании». Возможно, это делается преднамеренно, а возможно, и нет, но отсутствие четкого общепринятого определения автоматически порождает взаимное недопонимание, системные проблемы в достижении поставленных целей и в определенном смысле - хаос в головах.
Изначально «инновация», то есть по-русски всего-навсего «нововведение» (от англ. innovation), - это некое внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Инновация - конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Однако значительная часть научного педагогического сообщества в России под инновационным образованием сегодня понимает нечто, которому само не может дать четкое определение. Например, ученые деятели говорят, что «инновационное образование - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование». Если вы, как и я, даже трижды прочитаете это определение, то все равно не поймете, о чем речь, поскольку оно не содержит качественных характеристик, есть только оценочные. Не все то масло, что тает в тепле, желтое и скользкое.
Наиболее поднаторевшие в плетении словесной дымовой завесы представители педсообщества договорись до того, что: «Инновации в образовании - это сильнейшая энергетика, запустившая наконец инновационную машину в действие». Эти же гении слова считают, что «Инновации - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей». И такой подход уже представляется опасным, поскольку, к чему может привести потенциал жаждущих неспокойных людей, мы уже знаем из истории.
Если же посмотреть не на теоретические, а на практические аспекты воплощения в жизнь так называемых инноваций в образовании, то становится страшно. После успешной подмены понятий идеологи инноваций обозначили их цель: «Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных людей. Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития возрастно-нормативных способностей».
Если это инновации, а приведенная цитата - их цель, то я против таких инноваций, потому что нам предлагают уйти от воспитания, развития и образования гармоничной личности, занявшись вместо этого подготовкой неких существ, которые должны быть готовы к выполнению посильных нормативных способностей, без души, совести и морали. При таком подходе мы быстро вырастим технически образованное поколение, которое сначала уничтожит все другие, а потом и само себя.
Сам же госрегулятор - Минобрнауки РФ - уклоняется от выдачи четкого определения того, что следует сегодня понимать под инновацией в образовании, одновременно используя этот термин в своих официальных документах.
В качестве лирического отступления замечу, что попытка навязать образовательным организациям на всех уровнях идеологему: «Вы должны давать только заданный набор знаний, вы не должны воспитывать личность» с разной степенью успешности предпринимается уже 22 года. Нет однозначного решения и сегодня - мы растим робота или человека?
Маскировка псевдоновшеств
под инновации
Сегодня педагогическое сообщество может наглядно наблюдать за тем, как под видом инноваций выдаются псевдоновшества. Новшество (или новация) - это изменение с частным масштабом целей и задач, укладывающееся в рамки существующих теорий, для изменения отдельных элементов в существующей системе. Результат новшества (новации) - усовершенствование прежней системы и рационализация ее функциональных связей. Инновация всегда выходит за рамки существующих теорий, она нацелена на полное обновление позиций субъектов, преобразование связей в системе и самой системы. Возможный результат инновации - рождение новой практики.
То, что навязчиво и постепенно сейчас предлагают в сфере образования, - это не инновация, поскольку инновация может вызвать ситуацию непонимания и конфликта, так как противоречит принятым нормам, а как известно, все принципиально новое всегда поначалу воспринимается в штыки. Это пока не этапы инновации, но если «конструктор» сложится, тогда из его отдельных элементов сложится и инновация. Но пока это всего лишь псевдоновшества, выдаваемые за инновации.
В определенном смысле инновацией можно назвать отказ от бесплатной системы высшего образования, поскольку это решение кардинально повлияло на систему образования в целом, изменило внутренние связи, субъекты и их отношения с объектами. Включение Российской Федерации в Болонский процесс, наверное, тоже можно было бы назвать инновацией, пусть и придуманной не нами. Если бы не заявленная цель: «Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке». Время прошло, но цель не достигнута.
Возможно, я заблуждаюсь, но третьего примера системных инноваций в образовании в нашей стране я пока не вижу. Вот когда у нас станет так, как в Великобритании, где вместо алгебры, геометрии, физики и химии ввели один предмет - «Наука», тогда да, это будет третья инновация.
Внедрение компьютерных и интернет-технологий - это не инновации, а просто следование времени. То есть обычное новшество, новация. Замена одних предметов другими - это тоже не инновация. Даже ГТО - это не инновация.
Кто-то может достаточно справедливо заметить, что маскировка псевдоновшеств под инновации - следствие нерешенности первой обозначенной мною проблемы, а не причина, и будет по-своему прав. А причина, мол, заключается в том, что до сих пор не решен вопрос о терминах, а само понятие «инновация» до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Но тогда мы будем вынуждены углубиться в изучение вопросов наподобие: кому это выгодно, почему используется такая терминология и что такое «Сколково». Но изучение этих вопросов пока не входит в список моих задач.
Тем не менее мы отчетливо можем наблюдать факты, когда псевдоновшества выдают за инновации.
Когда следует проводить инновации?
По моему твердому убеждению, инновации в образовании (раз уж мы приняли к использованию в лексиконе этот термин) должны следовать за изменениями в обществе, а не наоборот. Попытки бежать впереди паровоза, особенно если это локомотив, никогда не заканчивались приятным образом и вряд ли когда-нибудь закончатся хорошо.
На мой взгляд, задача педагогической науки - отслеживать уровень развития современного подрастающего поколения в возрасте от 2 до 18 лет и своевременно реагировать на изменения, которые происходят, вносить свои предложения и предлагать практические педагогические технологии. Педагог, как и врач, должен следовать принципу: «Не навреди». Благие же в теории намерения при практическом своем воплощении в такой инертной и сложной сфере, как образование, зачастую приводили к противоположным результатам.
Невозможно в нашем изменяющемся мире стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией. Но любые изменения в подходе к образованию, и я настаиваю - воспитанию, детей должны быть обоснованы жесткой необходимостью. Принцип «Если что-то работает хорошо, то лучше не трогать», кроме программистов, никто еще не отменял. Я не ретроград, но, убеждена, когда дело касается детей, лучше не ставить эксперименты.
Если под инновацией понимать новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов образования и воспитания, то я всецело за. Если под инновацией понимать кардинальный слом успешно работающей системы и рождение новой практики, которой нет, то я против.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, старший воспитатель дошкольного отделения «Радуга» школы №933

Понятие «инновация » в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Хадиулина Татьяна Галеевна

Понятие « инновация » в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом

педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя новшества, инновации:

Взаимодействие учащихся, педагогических кадров, родителей, социума;

Условия материально- технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;

Достижение более эффективных результатов деятельности.

Инновационная деятельность - обновление педагогического процесса, внесение новообразований в традиционную систему

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и  поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Одной инновацией последнее время является введение ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Федеральным государственным образовательным стандартом сегодня уже никого не удивишь при введении этого самого стандарта, возникает ряд проблем, требующих определенных управленческих решений.

Принятие таких решений целиком и полностью лежит на плечах директора школы и его команды.

Как добиться нужного эффекта при введении новых стандартов, используя имеющиеся ресурсы? Как повысить уровень учебной мотивации, для того чтобы выполнить задачу, поставленную ФГОС «Научить подростка самостоятельно добывать знания»? Как сделать школу настолько привлекательной, чтобы подростки с радостью спешили на занятия, учителя – с удовольствием стремились на работу, а родители гордились тем, что их ребенок обучается в моей школе?

Вид инновации

Создание новой управляющей системы

Цель, задачи определили, в свою очередь, содержание инновационного поля деятельности администрации и педагогического коллектива основной и старшей школы, включающего:

  • Разработку образовательной программы основного общего образования.
  • Разработка программы по формированию и развитию общеучебных универсальных действий обучающихся 5-9классов, которая будет включать в себя подпрограммы.
  • Пакет материалов по диагностике уровня сформированности ОУД;
  • Отработку механизмов проектирования учебного плана на ступени основного общего образования;
  • Организацию внеурочной деятельности;
  • Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий; Методические рекомендации по проектированию урока (учебного занятия) в соответствии с ФГОС.
  • Памятка по составлению технологической карты урока;
  • Технологии развития ОУД.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке к переходу основной школы на новые образовательные стандарты находится в стадии практической реализации поставленных задач. Исходя из собственного опыта работы по новым образовательным стандартам, считаем, что переход ОУ на стандарты нового поколения, необходимо начинать с большой подготовительной работы по овладению учителями технологией системно- деятельностного подхода. В прошлом учебном году при анализе посещенных уроков учителей рамках семинара «Системно-деятельностный подход», заставил нас, администрацию, обратить внимание на тот факт, что в методическом плане готовность учителей к работе по новым стандартам на среднем уровне. Несмотря на то, что большая часть педагогов прошла курсовую подготовку по работе в условиях реализации новых образовательных стандартов, уровень владения учителем технологией системно-деятельностного подхода по результатам самооценки еще не достаточно высок. Так по результатам самодиагностики на конец прошлого учебного года хороший уровень теоретических знаний по технологии СДП имеют 25% ; удовлетворительный -45% педагогов; большая часть педагогов основной и старшей школы применяют СДП эпизодически или совсем не применяют. Оптимистичным является тот факт, что более 80% педагогов готовы к использованию технологии СДП при условии перестановки акцентов.

Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя, системно-деятельностный подход, целеполагание и мотивация учения, современные средства обучения, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Подросток не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих подростковое действие. Исходя из этого, творческой группой: были определены характерные признаки деятельностно-компетентной образовательной модели учебного занятия:

Учитель продумывает цели урока как результат ученика;

Учитель организует работу по мотивации обучающихся;

Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;

Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;

Ученик сам оценивает результат и корректирует действия.

Развитие персонала школы

Необходимо убедить всех в необходимости постоянно учиться: участвовать в вебинарах, спорить на интернет-форумах, свободно путешествовать по интернет-пространству, изучать образовательные интернет-ресурсы. Все педагоги школы прошли курсы повышения профессиональной квалификации. Работа в команде, когда и неудача и успех - это результат труда каждого, придала уверенности многим нашим педагогам. И администрация, и педагоги доброжелательны и открыты для общения и с подростками, и с родителями. Наблюдательный совет школы стал помощником и поддержкой администрации во всех принимаемых управленческих решениях.

Большую роль сыграло и то, что нами пересмотрена система стимулирования педагогов: критерии оценивания стали более четкими, они ориентированы на результаты решаемых нами задач; абсолютная открытость и демократичность установления доплат и надбавок по конкретным результатам труда снимают напряженность в коллективе, способствуют проявлению инициативы и творчеству.

Не секрет, что в одиночку с управлением школой не справиться!

Управленческая команда стала у нас основой успеха.

Направленность инновации

По направлению возможного появления – «сверху», «снизу». Методика внедрения новшеств – «сверху» и «снизу» влияет на инновационную активность педагогов, при этом педагоги, в основном, испытывают неприятие позиции «сверху».

ФГОС – это инновационный проект, относящийся к системному типу инноваций.

Методы реализации инноваций

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаю следующие:

- «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания;

- «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;

-«метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе;

- «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;

- «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым.

К аким я вижу завтрашний день моей школы?

Пожалуй, во все времена любовь к подросткам и компетентность были самыми главными качествами хорошего учителя. К счастью, в нашей школе много таких учителей, и мы будем всячески поддерживать и поощрять те проекты, которые полюбились подростками, которые как раз и помогают им открывать для себя современный мир. Впечатления и информация, получаемые подростками позволяет сформировать у них чувство гордости за свою страну, край, город.

Нам предстоит разработать новые проекты и активизировать работу школьного самоуправления. Предстоит серьезная работа по совершенствованию как учебной, так и внеурочной деятельности.

Сегодня в связи с увеличением количества обучающихся по ФГОС в основной школе перед нами встают проблемы площадей для проведения особенно внеурочных занятий, сложнее становится планировать использование спортзала и школьной столовой, возникает потребность в новых кадрах. Необходима разработка новой модели организации внеурочной деятельности. Для реализации программ внеурочной деятельности предстоит привлечь педагогов дополнительного образования и использовать возможности учреждений дополнительного образования.

Педагогам предстоит освоить новые направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми.

Думаю, и мне, и всей администрации, и Наблюдательному совету понадобится вновь поработать над мотивированием персонала, которое оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности.

Однако я точно знаю, что завтрашний день подскажет мне новые варианты ответа, потому что сама школьная жизнь сформулирует их. Вопросов всегда больше, чем ответов, и, наверное, в этом и состоит предназначение руководителя – находить ответы на самые, казалось бы, неразрешимые вопросы. Я и мои коллеги стремимся к тому, чтобы наши учащиеся получали достойное образование, а выпускники всегда с гордостью говорили: «Я учился в вечерней школе».


Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использова­нии современных достижений науки и информационных техно­логий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способно­стей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assess­ment) - современная образовательная технология, в основе кото­рой используется метод аутентичного оценивания результа­тов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о про­цессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфо­лио - систематический и специально организованный сбор до­казательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в од­ной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе раз­личают портфолио образовательное и портфолио профессио­нальное.

Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познава­тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает спо­соб решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и вы­полнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и прак­тические методы обучения, интерпретированные в ключе по­становки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответст­вии с учебными планами и программами учебных дисцип­лин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится само­стоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руко­водством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, анали­тических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); резуль­таты всех видов научно-исследовательской деятельности сту­дентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение - 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и препо­давателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими ре­альных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование про­блемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоре­тический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, час­тично-поисковый и исследовательский уровни.

Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чётко­го, значимого для студента, имеющего практическое значе­ние результата, выраженного в материальной форме: подго­товка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компью­терной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработ­ка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны коорди­натора и автора проекта.

Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (ко­ординатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируе­мого результата, значимого для студентов. Специфика тако­го проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Твор­ческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффек­тивной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации со­блюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подго­товке к лекции содержание должно быть перекодировано в ви­зуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: нату­ральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуаль­ную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль обще­ния.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Инновации в системе образования: проблемы и тенденции.

«Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»

В.Ф.Шаталов

На сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса? Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения. А это значит, что нынешние стандарты образовательных школ устарели и требуются новые подходы в обучении современного подрастающего поколения. И основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является кризис всей образовательной системы. «В широком смысле создавать новое - это и есть инновация». Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.

Встает вопрос: если инновационные процессы в образовании так положительно сказываются на гуманизации, индивидуализации подрастающего поколения, то почему "прогрессивная часть человечества" в лице педагогов упорно стоит на старых, традиционных опорах обучения?

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под инновациями я понимаю существенные изменения в одном или нескольких пунктах:

2. методах преподавания,

3. формах контроля качества обучения.

Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Качественное образование общешкольное, является основным инструментом развития всего общества. Как добиться качества?

В образовательный процесс необходимо внедрять инновации. Общество развивается стремительно. Это вызывает необходимость такой организации системы образования и самого образовательного процесса, которые могли бы подготовить сегодняшних учеников к жизни в быстро меняющихся условиях.

Что такое инновация? Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который сознательно вводится в систему традиционного образования. Инновация сродни новаторству, и предполагает присутствие у человека (в данном случае у учителя) постоянной мотивации к совершению любых преобразований. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности, «процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения». Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Инновационные технологии в образовании многообразны: это и организационная работа с детьми, и формирование здоровой личности, и воспитание патриотизма, и проведение олимпиад, и индивидуальный подход в обучении. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.

В данном контексте основополагающую роль продолжает играть школьный наставник: учитель, классный руководитель, организатор проекта, В инновационном пространстве повышаются требования к самой личности наставника. Он теперь должен не просто много знать, но и быть информированным в самых последних новостях знания. Не просто компетентен, но профессионал в самом глубоком смысле: интеллектуальные возможности сопряжены со способностью освоить новейшие технологические достижения, в том числе информационные. Истинные инновации - это давно забытые старые истины в иной интерпретации методов и приёмов обучения.

Современную систему школьного образования не ругает только ленивый. В ней есть свои плюсы и, разумеется, минусы (как и в любой другой системе). Определённо, современная система школьного образования нуждается в совершенствовании. Попробуем разобраться. Инновации в обучении предусматривают новые методики преподавания, включая мультимедийные программы и авторские разработки.

О минусах

Инновационные методы обучения помимо положительных сторон содержат и минусы, видимые, как правило, при их реализации на практике. К несомненным минусам современного образования можно отнести и, собственно, то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей Современную систему школьного образования определённо можно назвать переходной. Школы недостаточно финансируются, особенно, сельские. Ещё и ЕНТ. Недовольны и учителя, и ученики. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕНТ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям (может, надо разработать альтернативные?). В школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка и/или его способности и наклонности. Многие преподаватели позиционируют свой предмет как главный, что мешает ориентации ребёнка. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕНТ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями

ИКТ – прекрасная технология в совершенствовании системы образования, но на практике далеко не всегда и не везде она повышает мотивацию к изучению других предметов, скорее наоборот, - ребенок переориентирует себя только, чаще всего, на предметы с применением ИКТ и на те, где они незаменимы. Эффективность труда ИКТ повышают только на первых порах своего внедрения, при заинтересованности учащихся новыми видами деятельности. На данный момент эти некогда инновационные технологии обучения становятся все более привычными и ставятся в один ранг по эффективности с традиционными.

Абсолютно все школы большую часть времени вынуждены заниматься выбором или составлением, организацией и систематизацией программ и учебных планов согласно внедренному принципу вариативности в ущерб самому образовательному процессу, проще говоря, на общение с детьми остается все меньше времени. Организация же проверок и аккредитаций образовательных учреждений отделами образования на практике превращают учебный процесс в своеобразную «чехарду» педагогов и учеников: вместо процесса познания, качественно выполняются только бюрократические обязательства. Личностная же ориентация и обеспечение комфортности образовательного процесса для ребенка обернулась значительным падением авторитета учителя в глазах учащегося, так как «бесконфликтность» процесса подразумевает под собой и устранение многих форм «наказания»: от оставления на повторный год обучения до неудовлетворительной отметки в журнале. А так как дидактические инновационные технологии обучения направлены, в основном, на самостоятельную работу, учащиеся могут до конца не усвоить материал или сделать неверные акценты на изучаемом и, как следствие, выбрать неверное направление в его освоении.

Что же касается системы портфолио в психо-педагогической технологии, то здесь оценка своей деятельности ребенком может стать совсем неточной и не соответствовать действительному качеству работы. К тому же, ведение портфолио занимает время, и из-за этого страдает учебный процесс.

О плюсах

Сумма школьных знаний достаточно многообразна, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Конечно, происходящие сегодня инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы. Так, например, информационно-компьютерные технологиипризваны облегчить учащимся путь освоения программных технологий для будущей профессии.

Говоря о современных педагогических технологиях, мы должны учитывать, что истинные инновации в области педагогики – это отражение давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Инновации в образовании – процесс сложный Пути повышения эффективности образования проблема всех педагогов. Одним из важных направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Положительные стороны инновационных технологий неоспоримы и их правильная реализация непременно ведет к колоссальным достижениям в системе образования. Внедрение инновационных технологий позволяет повысить качество обучения и уровень подготовки школьников

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, позволяют развиваться личности ребенка, лучше усваивать необходимый материал и развивать творческий потенциал в предметной деятельности.

Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
Исследовательское занятие и практические работы . Их цель заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, учебниками, периодической печатью.
Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем(«дерево решений», «мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.
Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Уроки по сингапурской методике проходят так: ученики сидят лицом к лицу, работа идет в команде по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Каждый член команды в течение урока вносит свой вклад в работу. Многим уже не удается просто отсиживаться на задних партах, не обращая внимания и на учителя, и на то, что происходит в классе. Каждый ученик принимает участие в уроке, высказывая свое мнение или предположение по какому-либо вопросу.
Информационно-аналитическая инновационная деятельность в школе действительно мотивирует на наименьший уровень неподготовленности среди учителей, на стремление усовершенствовать программы и проекты образовательного процесса, выбирать более совершенные способы обучения, более креативные методики в образовательной деятельности, позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

Анализ и диагностика при тестировании в технологиях мониторинга интеллектуального развития помогает выявить недостатки в усвоении материала, «белые пятна» в знаниях учащихся по предмету и в дальнейшем устранить их.

Воспитательная инновационная деятельность в школе помогает духовно ориентировать личность в направлении созидания согласно гуманистической направленности образования, сформировать патриотическое сознание и развить навыки организации. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях

Дидактические инновационные методы обучения помогают, в первую очередь, усвоить материал согласованно с личностно-ориентированной технологией. Различные способы подачи материала воздействуют на все возможные образы его восприятия и усвоения у того или иного ребенка. Также присутствует смена деятельности, значительно обостряющая внимание во время работы. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

А психолого-педагогические инновационные технологии обучения помогают учащемуся самому научиться оценивать свои силы и качество своей деятельности.

Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала.Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе

Информационные технологии это не только технология, предполагающая внедрение в образование компьютера, но и любой процесс, связанный с обработкой информации.

Применение новых информационных технологий в образовательных учреждениях, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В соответствии с программой информатизации, наша школа уделяет особое внимание развитию информационного обеспечения школы. Применение ИКТ на уроках и во внеклассной работе решает многие педагогические задачи: 1. Позволяет представить учебный материал более доступно и понятно, повышает степень наглядности; 2. Делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным; 3. Способствует реализации развивающего обучения, формирует навыки исследовательской деятельности обучающихся; 4. Позволяет преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного обучающегося; 5. Позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении; 6. Вызывает высокую степень эмоциональности учащих- ся, оживляют учебный процесс; 7. Повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний обучающихся, их творческой активности.

Конечно, есть и определенные сложности. И они, в первую очередь, касаются готовности учителя работать на современном оборудовании. Мало того, что педагог должен обучиться работе с интерактивной доской, то есть, освоить ее программное обеспечение и возможности, но и потом находить время на подготовку к урокам. Но все это, как говорится, временные трудности. При большом желании научиться работать с интерактивной доской и другим современным оборудованием достаточно легко. Зато потом вы почувствуете все плюсы от использования на уроках всех их технических возможностей. Увеличение умственной нагрузки у детей заставляет педагогов задуматься, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. И огромную помощь здесь оказывает компьютер. В школе он - своеобразный посредник между учителем и учеником. И главное его преимущество в том, что он позволяет работать с каждым в отдельности. А индивидуализация обучения, как известно, улучшает качество подготовки. Конечно, это не означает, что компьютер нужно использовать повсеместно и забыть о традиционных учебниках и устном объяснении учителя. Применение компьютера целесообразно при диагностическом тестировании усвоения материала, при обучении, при работе с отстающими учениками, при отработке элементов изучаемого материала.

Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) одно из ключевых условий образования. Недаром этой проблеме уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне. Но существуют факторы, препятствующие внедрению инноваций.

    Отсутствие должного финансирования.

    Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района.

    В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу и "добывание" всех необходимых учебников и рабочих тетрадей ложится на плечи и без того загруженных учителей.

    Как это ни странно звучит, со стороны родителей социальный заказ отсутствует как таковой: учите, чему хотите.

    Неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров

    Слабая и практически отсутствующая технически-информационная база.

    Личностные факторы: свободное время на чтение; волевые; возможно, темперамент, черты характера учителя и т.д.

    Экономические: отсутствие реальных рыночных отношений в образовании, следовательно, не стимулирует личность учителя к развитию.

    Материальные: нехватка средств в силу индивидуальных причин.

На мой взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. На этом пути любое новшество, любое предложение или инициатива должны быть на вес золота. Не исключено, что стоит вспомнить какие-то старые методы и формы работы и взять из них, то позитивное, что они несли. Но, пожалуй, основополагающим в этом вопросе будет соответствие материальной базы образовательных учреждений сегодняшнему дню. Невозможно учить считать на деревянных счетах, когда ребенок в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с электроникой, компьютерами и т.д. Поэтому основная тенденция развития инновационного образования (не умаляя значимости остальных) – это оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей на протяжении всего учебного года, обобщение и распространения опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации, повышение их заинтересованности в освоении компьютерных программ, Создание методической - информационной базы, доступность и возможность выхода в информационную сеть каждому педагогу учебного учреждения. Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Естественно, что такой путь школы не могут преодолеть в одиночку. Им нужна помощь на государственном уровне.