Рисунок исторический жанр карандашом поэтапно. Как рисовать на историческую тему для школы поэтапно? План проведения уроков

Произведения исторической живописи невозможно заключить в четкие границы, продиктованные жанром. В отдельных случаях портрет, пейзаж или бытовая сцена поднимаются до степени исторического обобщения, претворяясь, таким образом, в живописное полотно исторического содержания. Например, довольно сложно точно классифицировать по жанру такие картины, как “Парадный портрет Петра I” кисти Натье, “Крестный ход в Курской губернии”, написанную И.Репиным.

С одной стороны это всего лишь портрет и бытовая сцена, но с другой – эти полотна отображают реальные исторические события. Зарождение исторической тематики в русской живописи началось с иконописи. Именно на иконах религиозные сюжеты зачастую переплетаются с подлинными историческими событиями. Образцом таких икон могут послужить “Чудо о Знамение” (вторая половина XV в.) со сценами обороны Новгорода или “Церковь воинствующая” (середина XVI в.), на которой воссозданы сцены похода Ивана Грозного на Казань. Книжные миниатюры “Лицевого летописного свода” и “Жития Сергия Радонежского” демонстрируют постепенный переход к реалистическому описанию исторических событий, которые в этих произведениях выступают смысловой доминантой.

В России становление исторической живописи как независимого жанра изобразительного искусства следует причислить ко второй половине XVIII века. Это было связано с созданием академии художеств в Санкт-Петербурге. Первые творения мастеров русской исторической школы живописи были крайне отдалённы от исторической правды. Зачастую только название картины (обыкновенно чрезвычайно длинное) помогало установить, к какой стране и времени имеет отношение изображенное событие. Рассмотрим картину И. Акимова “Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев” (1773). На этом полотне князь облачен в античные доспехи и богатый шлем, а дети изображены в хитонах, и, разумеется, ничего собственно исторического (за исключением факта возвращения князя Святослава) в картине нет. Таким же псевдо историческим направлением отличается произведение А. Лосенко “Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким” (1770). На этой картине присутствуют такие же пышные одежды и драпировки, театральные позы, заимствованные из классических трагедий, популярных в те времена. Однако с течением времени, в традициях русского исторического жанра произошли значительные изменения. Этому способствовали утверждение новых эстетических представлений и направления реализма.

Главной отличительной чертой нового этапа является то, что реальные события передаются в картине с высокой степенью исторической достоверности. Картины К.Флавицкого “Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения” (1864), И. Репина “Иван Грозный и сын его Иван” (1885), Н. Ге “Петр допрашивает царевича Алексея” (1871) по праву считаются ярчайшими образцами нового этапа развития исторического жанра в России. Венцом русской исторической живописи является творчество В. Сурикова. Его всемирно известные произведения “Утро стрелецкой казни” (1881), “Боярыня Морозова” (1887), “Покорение Сибири Ермаком” (1895), “Переход Суворова через Альпы” (1899) оказывают воздействия огромной силы на зрителя. Каждое из этих полотен затрагивает огромный пласт истории России и вынуждает зрителя глубоко и серьезно задуматься над увиденным, а не просто восхищенно рассматривать изображение.

С начала XX века историческая тема в творчестве русских живописцев приобрела символическую трактовку. Но все же, традиции реализма в русской школе живописи были настолько велики, что даже такие приверженцы романтических вымыслов, как А. Бенуа, К. Сомов, М. Врубель и Н.Рерих в своих «придворных сценах» и «исторических пейзажах» опирались на бытовой реализм и ощущение своеобразия изображаемого времени. Совершенно новый характер приобрел исторический жанр живописи в советском изобразительном искусстве. В это время основополагающим критерием творческой доктрины мастера становится четко выраженная идеологическая составляющая сюжета.

Наиболее ярко характеризуют этот период произведения И. Шадра “Булыжник – оружие пролетариата” (1927), А. Герасимова “Ленин на трибуне” (1929), А. Дейнеки “Оборона Петрограда” (1928), Б.Иогансона “Допрос коммунистов” (1933). Изображение художниками событий далекого прошлого не поощрялось сотрудниками аппарата государственной машины. И лишь во время Великой Отечественной войны патриотический подъем, охвативший весь народ, подтолкнул живописцев к созданию монументальных полотен, в которых воспевались доблестные моменты в истории Древней Руси. Картины П. Корина “Александр Невский” (1942), М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем” (1943), А.Бубнова “Утро на Куликовом поле” (1943) глубоко проникнуты мужеством и гражданским пафосом героических событий. Тем не менее, в последующие периоды традиции исторической живописи в советском изобразительном искусстве, освобожденном от идеологических догматов и норм, снова были утрачены.

Приближается Великий праздник всего российского народа - 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это очень важная дата не только для нашей страны, но и для всего мира в целом. Наш народ, наша армия победили в той страшной войне и спасли весь мир от коричневой фашистской чумы. Много бойцов полегло на полях сражений в те ужасные года.

Много простых жителей погибло в сожженных деревнях и городах, в блокадном Ленинграде, было замучено в концлагерях или пропало без вести. До сих пор в некоторых семьях не знают, где захоронены их предки… Великие потери пришли с той войной в наши дома. Но наши деды и прадеды выстояли, они победили!!! И вот уже скоро как 70 лет каждый год в ясный майский день 9 числа мы приходим к памятникам и монументам, чтобы отдать дань уважения тем, кто сложил свои головы за нашу настоящую жизнь.

Несомненно, многие из вас хотят нарисовать к этой памятной дате картинку и подарить ее ветерану, живущему по соседству или, может, своему прадедушке, если он жив и воевал в те далекие годы. Да и просто так, можно нарисовать такой рисунок в память о людях, самоотверженно сражавшихся в Великую отечественную войну за нашу Родину!

Этап 1. Наш рисунок будет содержать сюжет о бое между нашими бойцами и фашистами. На переднем плане изобразим двух сражающихся воинов. Для начала набросаем вспомогательные линии. Это несколько точек и линий, их соединяющих. Эти линии - каркасы будущих фигур воюющих бойцов советской и немецкой армий.


Этап 2. Рисуем спину фашиста. Плечи, бока и воротник формы - все эти линии делаем по первоначальным наброскам.



Этап 4. Теперь рисуем руки фашистского солдата. По наброскам показываем части руки и крупную кисть с пальцами. Вторая рука видна немного.


Этап 5. Добавляем нижнюю часть мундира немецкого воина.


Этап 6. Рисуем ноги.


Этап 7. В руки воину даем оружие. Рисуем длинную винтовку со штыковым ножом.


Этап 8. Рисуем голову советского бойца. Детализируем лицо. Добавляем каску.


Этап 9. Рисуем переднюю часть формы.


Этап 10. Дополняем элементы формы - рукава, видны кисти рук. В руке солдат держит топор.


Этап 11. Дорисуем нижнюю часть формы и ноги.


Этап 12. Добавим в рисунок штриховки.



Сегодняшний урок мы решили посвятить настоящему средневековому рыцарю.

Всем известно, что рыцарь - это не просто воин, который сражался в средневековом эпосе с драконами и часто соприкасался с остальными сказочными персонажами. Так же, как и японские самураи, рыцари - носителя дворянского титула. Рыцарское сословие оказало очень большое влияние на всю историю Европы, стать рыцарем в средние века мечтали многие мужчины из различных социальных слоев.

Самые большие шансы стать настоящим рыцарем были у представителей богатых знатных родов, члены которых прославились своей преданной службой королю, либо особыми боевыми заслугами. Знатоки истории обязательно подметят тамплиерский крест на нашем рыцаре - мы его выбрали неспроста, ведь именно данный орден является одним из наиболее узнаваемых за все существование рыцарства. Итак, мы начинаем урок, посвященный тому, как нарисовать рыцаря поэтапно для начинающих, карандашом!

Для начала мы хотим продемонстрировать множество разнообразных примеров рисования рыцарей, ну а потом мы подробно расскажем вам как нарисовать одного из них.

Для удобства можете пользоваться содержанием

Самый простой вариант рисования рыцаря

Рыцари из старой книги по рисованию:)

Всадник на коне

Квентин Дорвард

Рыцарь с щитом

Гоблин

Шестой вариант рисования

Русский вояка на коне

И еще один вариант

А теперь рисуем поэтапно

Если вы уже ознакомились с примерами выше, то пора переходить к более подробному разбирательству «Как же нарисовать рыцаря?»

1 этап
Начинаете со стикмена - особого человечка из палочек и кружков, который рисуется для обозначения позы и основных пропорций. Немного о пропорциях тела человека - длина тела должна быть равна семи головам. Размер ступни примерно равен высоте одной головы, расстояние от макушки до бедер приравнивают обычно к трем головам. Кстати, высота человеческой головы во всех художественных пособиях является главной единицей измерения всех пропорций тела.

Правда мы отвлеклись от стикмена. Обязательно обратите внимание на пропорции, особенно - на голову. Она должна казаться намного крупнее человеческой головы, поскольку голова рыцаря облачена в объемный и массивный шлем. Сама поза воина достаточно простая, она не предполагает каких-то резкий действий, либо выпадов - одна рука сгибается (угол немного острее прямого), кисть расположена на рукояти меча, а вторая держит копье с флагом и сгибается совсем незначительно.

С ногами все очень просто. Они сгибаются в коленях чуть-чуть и находятся во вполне естественном положении человека, который ровно стоит и не напрягает ноги для придания им прямого положения. Важно не забыть про две важные линии - лицевую симметрию и глазную, намечаете их и двигаетесь далее.

2 этап
На этом этапе вы придадите объем рукам и верхней части туловища, ориентируясь по линиям стикмена. Намечаете части тела в форме видоизмененных цилиндров. Это вам поможет в дальнейшем прорисовать безошибочно все части тела рыцаря. Вообще в дальнейших шагах вы будете рисовать только форму доспехов, так как, по сути, они скрывают всего тамплиера с ног до головы.

3 этап
Повторяете действия предыдущего этапа, но относительно ног и пояса рыцаря - делаете их объемными. Область пояса по сути собой представляет треугольник, а бедра ног выглядят как цилиндры. Не забудьте также обозначить плоскими овалами колени, потом нарисуйте икры, ступни и переходите к следующей стадии.

4 этап
Теперь поработайте над тканью. Речь идет о мантии рыцаря, а также об элементах одеяния, которые находятся на поясе и прикрывают его ноги до колен. Вначале придайте мантии какой-то общий силуэт, а затем прорисуйте складки. Делайте это с помощью естественных и плавных линий.

Помните о том, что вы изображаете на рисунке как бы легкий ветер, который развивает одеяния рыцаря. Не забудьте также обозначить и загнутую часть мантии, прикрывающую согнутую левую руку. Еще немного работы с тканью - рисуете сюрко (часть одежды, прикрывающая ноги и торс). Также на этом этапе набрасываете меч, рукоять которого фактически полностью закрывается кистью воина в рукавице.

5 этап
У вас есть готовый силуэт воина, и с этого этапа можно начинать его подробно прорисовывать от головы к ногам. Вначале нарисуйте горизонтальный шов в самом верху. Далее придайте форме шлема законченный вид. Потом, основываясь на двух перпендикулярных линиях из первых этапов, прорисуйте вертикальный шов, а также отверстия для глаз, которые нужно закрасить.

Завершаете этап рисованием маленьких отверстий внизу шлема. Обязательно обратите внимание на их одинаковый размер и упорядоченное расположение.

6 этап
Прекрасно, теперь детализируете верхнюю часть туловища и руки. Вначале сотрите направляющие линии из прошлых этапов в области правой руки и груди. Нарисуйте шнурок с двумя пряжками немного ниже горла - это будет застежка мантии. От нее проведите изгибающиеся плавные линии. Они обозначат складки ткани, которые стянуты застежкой.

Слева мантия будет спадать вниз, в связи с чем линии должны переходить постепенно в вертикальное положение. Но опять же крайне плавно. Обратите внимание, как плащ облегает левое предплечье воина и отметьте это складками. Также на этом этапе прорисуйте копье - оно состоит из тонкого древка и наконечника, имеющего вид несколько вытянутого ромба.

7 этап
Сотрите на туловище все вспомогательные линии из предыдущих шагов и нарисуйте в центре груди крест с расширяющимися концами. На ткани одеяния отметьте несколько складок, которые проходить должны по направлению наискосок, от подмышки к животу. Пояс стягивает одеяние воина, а его правая рука поднята, поэтому складки будут идти от пояса вверх, а также в сторону правой руки. Нарисуйте еще один крест на левой стороне плаща, но не забудьте при этом учесть складки на ткани. Прорисуйте пояс, ножны меча в полосках ремня и левую рукавицу.

8 этап
Этот шаг посвящаем складкам на ткани мантии и нижней части одеяния, которая прикрывает ноги нашего рыцаря. Итак, первым делом выравниваем полосы и стираем все лишние вспомогательные линии. Складки должны обозначать положение мантии, которая свободно свисает с правого плеча, а значит, они должны быть вертикальные и относительно длинные.

Обратите внимание на то, что сильно изгибается лишь одна складка, которая расположена возле края мантии, остальные выглядит как плавные линии. Кроме того, на этом этапе нужно будет стереть направляющие линии с верхней части ног и прорисовать складки на ткани в данной области. Рисуйте их немного изгибающимися линиями в направлении от пояса к коленям.

9 этап
Теперь нужно прорисовать ноги от колен до ступней. Собственно здесь надо лишь придать ногам законченный вид, нарисовать пару линий на коленях и обозначить шпоры. Кольчуга достаточно плотно сидит на ногах, и поэтому старайтесь как можно правильнее передать всю форму ног. Рисуете нижнюю часть одежды, обвисающую со стороны спины. Остается нарисовать флаг с крестом, развивающийся на древке копья. Не забудьте про складки, которые идут по направлению снизу вверх.

10 этап
Собственно рыцарь уже готов, осталось лишь поработать с тенями. Начинаете, как всегда, с головы. В этом случае - со шлема. Вначале заштриховываете наиболее темные участки вертикальными штрихами, при этом стараясь обозначить цилиндрическую форму шлема. Обратите внимание на светлую полосы внизу шлема, ее следует обозначить и оставить практически не закрашенной. Теперь более легкими штрихами обозначаете переход от затененных участков к светлым. Эти переходы должны быть естественные и плавные.

11 этап
Продолжайте закрашивать воина, и на этом этапе вы поработаете с конечностями. Следует отметить, что прорисовывать доспехи на ногах и руках нужно абсолютно одинаково. Посмотрите на ноги. Именно так должна выглядеть первая стадия заштриховывания.

Всю конечность покрываете очень мелкой штриховкой, направление крест-накрест. После этого наносите наиболее темные тени и обозначаете переход от них к светлым участкам так, как вы это делали со шлемом. Не забудьте также про тени от мантии на руках. Они должны быть в особенности густыми.

12 этап
Теперь необходимо нарисовать тени на ногах. Они накладываются так же, как и на руках на предыдущем этапе. Для придания реалистичности оставляете узкие полоски рефлексного света (то есть света, который отбрасывается на предмет от очень яркой поверхности чего-то) на внутренней стороне голени в области икроножных мышц. В особенности густые тени отбрасываться будут тканью сюрко.

13 этап
Ну вот, осталось совсем немного. На этом этапе необходимо поработать над тенями на мантии. Вам может показаться, что шаг объемный и сложный, однако это не так, если верно определить направление и характер освещения. Как видно, свет падает на рыцаря со стороны его левой руки. Поэтому, практически вся левая сторона его плаща должна быть освещена. Участки теней, которые создаются от складок должны быть обозначены легкими, чуть заметными штрихами с минимальной степенью нажима на карандаш. Необходимо обозначить выступающее под плащом воина предплечье левой руки, заштриховав для этого края выпуклости, чтобы она выглядела освещенной и яркой.

Избегайте броских и резких теней, как в рисовании различных персонажей комиксов. Даже наиболее затененные места необходимо закрашивать осторожно и аккуратно. Для придания тени большей густоты заштрихуйте необходимый участок два раза - вначале легкая штриховка наискосок, а сверху еще один слой для того, чтобы получилось крест накрест. С права плащ видно лишь с изнанки, а она как раз должна быть сильно затенена. Обратите также внимание на тени, которые отбрасывает мантия на туловище рыцаря. Они формируют острый треугольник. Его вершина находится под застежкой мантии.

14 этап
Последний этап, где вы наложите тень, которую отбрасывает рыцарь на поверхность, и слегка затените меч, копье и участок мантии, который покрывает шею рядом с левым плечом.

Это был очень сложный урок. Если вы не смогли справиться с ним с первого раза, то не расстраивайтесь - отследите этап, где вы допустили ошибку и обязательно пробуйте еще. Леонардо да Винчи часто говорил, что любое препятствие человеком преодолевается настойчивостью. Поэтому просто делайте побольше попыток и все получится.

Источник данного примера: drawingforall.ru

Италия, где зародился исторический жанр в имела все предпосылки для возникновения этого вида живописи. Римская империя обладала очень высоким уровнем культурного развития, и её достижения стали основой искусства всех стран Западной Европы. Неудивительно, что именно в Италии в эпоху Возрождения, в XV веке, возник исторический жанр в изобразительном искусстве.

Краткая история

Для понимания, что такое в искусстве, необходимо учитывать особенности развития рассматриваемого периода. Время Возрождения - это эпоха расцвета гуманистических идей, которые обусловили интерес не только к человеческой личности, но и к гражданской и политической истории.

События героического прошлого страны и должен был отображать исторический жанр в изобразительном искусстве. Примеры можно привести следующие: картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря» (1485-1492), разнообразные полотна Пауло Уччелло, посвящённые сражению при Сан-Романо и другие. Достижения эпохи Возрождения в Италии быстро распространились по всей Европе, где исторический жанр в изобразительном искусстве также начал своё развитие.

Европейские художники исторической живописи XVII-XVIII веков

События прошлого привлекали мастеров и в западноевропейских странах. Развитие этого направления можно отнести к XVII веку - времени расцвета классицизма и барокко. Следует отметить, что в художественной культуре на передовые позиции вышел именно исторический жанр. Все другие разновидности изобразительного искусства на какое-то время уступили ему место по значимости, поскольку классицизм предполагал создание в первую очередь героических образов и монументальных полотен.

В таком стиле, на историческую тематику, работали Питер Пауль Рубенс (картина «Битва греков с амазонками», 1619-1620 гг.), Никола Пуссен («Похищение сабинянок», 1614-1615 гг.), Жак-Луи Давид, который писал как на античную, так и на современную тематику. Эти работы отличаются пафосным духом, героическими позами, возвышенными мимикой и жестами. По своей композиции полотна напоминали действие античных пьес и отличались некоторой театрализованной напыщенностью. К этому направлению можно отнести картины, написанные на евангельские сюжеты. Например, Харменс создал полотно «Возвращение блудного сына» (1669).

Историческая живопись в Европе в первой половине XIX веке

Классицизм и барокко вскоре уступили место новому культурному течению - романтизму. Представители этого направления отошли от героической интерпретации прошлого, сделав упор на эмоциональную составляющую. Художники задались целью создавать такие образы, чтобы вызвать сочувствие и сопереживание у зрителей. Исторический жанр в живописи получил совершенно иное оформление, поскольку на первый план вышла тема человеческих переживаний и эмоций. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного Оноре Домье: картина «Восстание» (1848).

Западноевропейская историческая живопись периода романтизма

Во второй половине XIX столетия исторический жанр в изобразительном искусстве претерпел существенные изменения. Это связано с возникновением нового направления - реализма. Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. К этому течению можно отнести работы Адольфа фон Менцеля, создавшего в 1850-м серию картин, посвящённых эпохе Фридриха Великого. Интерес к истории в эту эпоху объясняется во многом многочисленными революциями, которые потрясли Европу в то время. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Поэтому учёные, художники, писатели искали ответы на настоящее в прошлом, чем и объясняется возникновение реализма в культуре.

Возникновение российского исторического жанра в живописи

Интересна для анализа и отечественная история искусства. Истоки, виды и жанры в России - это тема для отдельного разговора, поскольку наша культура очень многое позаимствовала из европейского искусства. Эпоха классицизма на просторах родины датируется XVIII веком: именно в это время отечественные художники обратились к событиям прошлого в своих работах.

Основоположник исторического жанра русского изобразительного искусства - Антон Павлович Лосенко. Его перу принадлежат из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Его последователями были Иван Акимов, также обратившийся к событиям Киевской Руси, Пётр Соколов, изображавший мифологические образы, Григорий Угрюмов, обратившийся к истории XIII века. Эти работы, так же как и европейские полотна в стиле классицизма, отличаются возвышенностью образов и сюжетов.

Историческая тематика в российской живописи в 1800-1850 годах

Жанры в изобразительном искусстве были самыми разнообразными, однако, в связи с развитием академизма, в первой половине столетия исторические сюжеты заняли господствующее направление в художественной культуре. Художники этого направления во многом продолжали традиции классицизма, выбирая объектом для своих работ героические факты из прошлого. Исторический жанр в изобразительном искусстве, картины которого отличались особенной выразительностью, пользовался наибольшей популярностью как среди интеллигенции, так и у массовой публики.

К этому направлению можно отнести работы Антона Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (1810), Алексея Егорова «Отдых на пути в Египет» (1830). В это же время возникло новое направление - романтизм, представители которого создавали яркие, эмоциональные образы, насыщенные психологической напряжённостью. Например, Карл Павлович Брюллов, создавший знаменитое полотно про гибель Помпеи, Фёдор Антонович Бруни и Александр Андреевич Иванов, писавшие библейские сюжеты.

Исторические сюжеты в работах авторов последней четверти века

Во второй половине XIX столетия живописцы начали рисовать сюжеты из истории России. В искусстве появляется ряд картин, посвящённый тем или иным событиям из прошлого нашей страны. Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Эти произведения отличаются как красочностью и выразительностью образов, так и фоном обстановки.

Исторический бытовой жанр изобразительного искусства

Отечественные художники стали обращаться не только к политическим событиям, но и к изображению повседневной жизни русских людей. Поэтому видное место в живописи занял так называемый бытовой исторический жанр. Изобразительное искусство этого направления получило большую популярность среди образованной общественности того времени.

В качестве примера можно назвать работы следующих авторов: Вячеслава Шварца, создавшего картину про царскую охоту, Константина Маковского, написавшего полотна про Московское царство в XVII веке. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа, изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения).

В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. При этом они возродили традиции академизма XIX века, изображая героические эпизоды из отечественной истории. Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг.). А перу Т. Е. Назаренко принадлежат работы, на которых можно видеть переломные моменты: восстания Пугачёва, декабристов.

Современные художники проявляют большой интерес к истории России. И. С. Глазунов прославился созданием монументальных полотен, посвящённых осмыслению прошлого нашей страны: произведение, в символическом виде показывающее судьбу автора, «Россия, проснись!» (1994) и другие.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что историческая тематика занимала очень видное место как в европейском изобразительном искусстве, так и в российской живописи. Правдивостью и точностью, драматизмом и торжественностью всегда отличался исторический жанр. Все передают экспрессию, но этот стиль является лидером.

Производный от итальянского слова «istoria» («описательный»), термин «историческая живопись» относится к любой картине героического, религиозного или исторического содержания. Сюжеты полотен основываются на реальных событиях, мифологии, библейских текстах.

Первоначально в изобразительном искусстве доминировали религиозные сюжеты – во время оформления этого направления живописи в эпоху Возрождения наиболее популярными были евангельские и библейские тематики. Картины Сурикова, Репина, Жерико, Рембрандта и других художников отображают события, важные для развития человечества, культуры и общественного сознания.

Основные сюжеты

Религиозные

Любые картины с религиозными сюжетами, независимо от принадлежности к определенной религии (христианской, исламской, индуистской, буддистской, иудейской или племенной религии). Христианские сюжеты охватывают период от начала нашей эры до современности, выделяют искусство Реформации и Контрреформации и другие подвиды.

Мифологические

Картины, иллюстрирующие мифическую историю, легенды. Популярные темы: греческие божества, мифы о сотворении мира, римская мифология и пантеон богов.

Аллегорические

Картины со скрытым смыслом. На полотне один объект или персонаж символизирует другой.

Литературные

Исторические

Полотна, иллюстрирующие реальные исторические события с высоким уровнем точности и достоверности. Особое внимание уделяется деталям. Ярким представителем направления является российский живописец Василий Суриков.

История развития

В своем трактате «О живописи» итальянский художник эпохи Возрождения Альберти идентифицирует исторический жанр с представлением святых и других библейских фигур для демонстрации моральной борьбы, исторических событий, связанных с развитием религии.

Эпоха Возрождения

По традиции эпохи Возрождения, историческая живопись направлена ​​на поднятие морального уровня общества, идеально подходит для оформления общественных помещений, церквей, городских залов или дворцов.

Почти все художественные события в итальянском доренессансном и ренессансном искусстве можно интерпретировать как предпосылки к развитию направления «историческая живопись»:


В эпоху Возрождения зародились главные особенности направления «историческая живопись» — большое внимание к деталям, монументальность, масштабность, использование религиозной тематики, как основной в работе художников.

Ренессанс

Исторический жанр времен Ренессанса представлен такими работами:


Из художников эпохи барокко, Питер Пауль Рубенс ярко представляет исторический жанр. Основные сюжеты – мифологические. Итальянский художник Караваджо известен реалистичными религиозными картинам. Веласкес и Рембрандт – авторы полотен на религиозные, мифологические темы.

Барокко

В эпоху Барокко исторический жанр представлен работами:


В 18 веке

Исторический жанр 18 века характеризуется особенностями, не свойственными предыдущим эпохам. Этот период стал переломным в развитии живописи. Художники стремились отойти от академизма, искали новые темы для полотен, выбирали в качестве тематики для создания картин незначительные события. На развитие направления повлияли догмы классицизма и барокко.

Примеры работ 18 века:


Снижение значимости направления заметно в 19 веке. Художники стремились к драматизации искусства, а не вознесению моральных норм. На развитие направления больше всего влияли романтический и классический стили. Тематики картин стали более узкими – мастера отходили от превознесения масштабных событий и религиозных сюжетов.

Французский художник Эжен Делакруа был самым энергичным из романтических живописцев – полотна ярко демонстрирую романтизм в живописи. Популярны работы Эрнеста Месонье, выполненные в строгом академическом стиле. Адольф Менцель стал известен изображением сцен из суда Фридриха Великого.

В 19 веке

Художественные академии 19 века стремились вернуть историческому изобразительному искусству высокий статус и значимость в укреплении моральных норм.

Великий художник 19 века во Франции – академический преподаватель Густав Моро, известный работами на мифологическую тематику. В Англии Джордж Фредерик Уотс был лучшим из викторианских живописцев – яркий представитель аллегорического типа исторического изобразительного искусства. В Америке направление поддержал немецко-американский живописец Эмануэлем Готлибом Лойце.

Примеры картин 19 века:


В 20 веке

20 век принес перемены: революции, войны, кризисы сломали систему ценностей. Новациями отмечено изобразительное искусство – появились абстрактные стили живописи, авангардное направление. В 20 веке направлению перестали приписывать особую моральную и культурную значимость. Исторический жанр стал ресурсом, используемым художниками для демонстрации серьезности своих работ. Новые тематики – кельтская, скандинавская мифология, идеологическая, пропагандистская, идеологическая живопись.

Работы 20 века:


В России

Русская историческая живопись известна работами Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Поленова. Направление развивалось в 18 – 19 веках художниками-реалистами объединения передвижников. Наиболее популярны мифологические и исторические сюжеты. Формирование направления связано с формированием просветительских идей, пропагандировала которые Академия художеств. Суриков и другие российские живописцы работали в стилях реализм и классицизм.

Большинство картин Сурикова, Угрюмова, Иванова, Лосенко – масштабные, детализированные, выполненные по всем традициям академического искусства.

Представителем российского изобразительного искусства является Василий Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы». Особенности работ: монументальность, значительное количество персонажей на полотне, динамичность, использование природных, темных тонов. Картины Сурикова – наиболее репрезентативный пример исторической живописи России.

Значение жанра

Исторический жанр конца 20 – начала 21 века развивается в картинах художников – представителей современного искусства. Изобразительное искусство тяготеет к абстракционизму, тематически – к актуальным проблемам человечества. Направление дает возможность живописцам выразить мнение по поводу событий в мире, перемен в политике, экономике, культуре.