Что означает полное и неполное предложение. Определение термина "неполное предложение"

Н.А. ШАПИРО

Продолжение. Начало см. в № 39, 43/2003

Односоставные предложения.
Неполные предложения

Определение односоставного предложения

В русском языке все простые предложения по характеру грамматической основы делятся на два типа – двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях есть подлежащее и сказуемое. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин) Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан . (Н.Некрасов) В односоставных предложениях есть только один главный член, причем второй не нужен для понимания смысла предложения. Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья. Все раньше темнеет . В школе главный член односоставного предложения называют, как и главные члены двусоставных предложений, подлежащим или сказуемым. Ученые-лингвисты обычно пользуются термином «главный член односоставного предложения».

Все односоставные предложения делятся на предложения с главным членом – подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым (иначе их называют, соответственно, именными и глагольными односоставными предложениями).

Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср.: 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья . В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение. Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.

Назывные предложения

Односоставные предложения, в которых главный член выражен существительным в именительном падеже или синтаксически неразложимым словосочетанием, называются назывными . Кинематограф. Три скамейки. (О.Мандельштам) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.Ахматова) Зелень лавра, доходящая до дрожи. Дверь распахнутая, пыльное оконце. (И.Бродский) О таких предложениях говорят, что они выражают значение бытийности. Именно благодаря этому значению слово или словосочетание «превращается» в предложение.

Назывные предложения могут иметь некоторые добавочные грамматические значения, такие, как конкретно-указательное (выражается частицей вот : Вот мельница ); эмоциональная оценка (выражается с помощью специальных частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.). Важно отличать назывные предложения с частицей вот от двусоставных с местоимением это. Вот стул – односоставное назывное предложение; Это стул – двусоставное, где это – подлежащее, а стул – составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Учителю стоит обратить особое внимание учеников на то, как порядок слов в предложении может влиять на его состав. Так, в предложении Теплый день легко обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именем прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это – односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именем прилагательным, стоящим после подлежащего. Это – двусоставное нераспространенное предложение.

Более сложен другой случай. Предложение Было скучно его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где вместо вспомогательного глагола – слово категории состояния скучно и глагол-связка. Но если инфинитив поставить на первое место – Слушать его было скучно, его можно рассматривать как подлежащее, тогда было скучно – составное именное сказуемое, где именная часть выражена кратким прилагательным (ср. Слушанье было скучно).

В русском языке встречаются предложения, в которых на первый взгляд вообще нет главных членов: Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) Ни пылинки. В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности как будто позволяет отнести эти предложения к назывным. Но единственный член такого предложения нельзя рассматривать как подлежащее, потому что он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие лингвисты называют такие предложения генитивными (по латинскому названию родительного падежа), а те предложения, которые мы именуем назывными, – номинативными (по латинскому названию именительного падежа), объединяя те и другие в тип «именные односоставные предложения».

Когда единственный главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, а второстепенные члены зависят от главного и составляют с ним словосочетание (Раннее утро; Конец аллеи; Домик на окраине и т.п.), ни у кого не вызывает сомнения, что данное предложение является односоставным.

Но бывают и спорные случаи. Если второстепенный член имеет обстоятельственное или объектное значение (У меня хандра; В доме праздник) , некоторые ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни обстоятельство, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особым второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и называется детерминантом.

Упражнение

Являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

– Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветривать вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне!
– Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая…
– Хорошее ружье!
(Н.Гоголь)

Ответ. Назывные предложения: Какие у него яблони и груши под самыми окнами! и Хорошее ружье! Предложение Послушайте, отдайте его мне! – односоставное, но не назывное, ведь главный член в нем – не подлежащее, а сказуемое. Во всех остальных выделенных предложениях есть и подлежащее, и сказуемое, т.е. они являются двусоставными.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Эти типы различаются по двум основным признакам: а) по тому, насколько выражено представление о деятеле; б) по морфологическим формам глагола, употребляемого в качестве главного члена предложения. Иными словами, разные типы односоставного предложения дают возможность с разной степенью конкретности вообразить, кто производит действие, или содержат указание на то, что такого производителя вообще нет, его невозможно представить.

При этом за каждым типом предложения закреплены свои формы глагола-сказуемого, и они не пересекаются, т.е. по форме глагола можно определить тип односоставного предложения (исключение составляют обобщенно-личные предложения, о которых будет сказано особо).

Определенно-личные предложения

Определенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как вполне определенное лицо – сам говорящий или его собеседник. Иными словами, в определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – местоимение 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы). Это возможно потому, что сказуемое в определенно-личном предложении выражено только глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред. (А.Пушкин) Белье на речке полощу , два цветика моих ращу .. . (М.Цветаева) Я смеялась: «Ах, напророчишь нам обоим, пожалуй, беду». (А.Ахматова) Восславим , братья, сумерки свободы... (О.Мандельштам) Не подходите к ней с вопросами. (А.Блок) Приезжай , попьем вина, закусим хлебом или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу , как называются созвездья. (И.Бродский)

Важно заметить, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени или в условном наклонении, поскольку в этих формах нет значения лица (Ср. Подошла . Я волненья не выдал... (А.Ахматова) В первом предложении невозможно восстановить подлежащее. Ты? Она? Значит, это предложение не определенно-личное, а двусоставное неполное. О том, какое подлежащее пропущено, можно узнать только из последующих строк: Села, словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно. ).

Упражнение

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер (часть сложного предложения).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются односоставные предложения, где деятель мыслится как неопределенное лицо, которое не интересует говорящего. Такие предложения употребляются, когда нужно показать, что важно само действие, а не производитель действия. Сказуемое в таких предложениях обязательно имеет форму множественного числа (хотя это вовсе не означает, что подразумеваемых деятелей много), в настоящем и будущем времени изъявит. накл. и в повелит. накл. – форму 3-го лица мн. ч.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством! (А.Грибоедов) У нас ругают везде, а всюду принимают. (А.Грибоедов) Пускай меня объявят старовером... (А.Грибоедов) Но, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. И за столом у них гостям носили блюды по чинам. Когда б оставили меня на воле, как бы резво я пустился в темный лес! Как раз тебя запрут , посадят на цепь дурака и сквозь решетку как зверка дразнить тебя придут . (А.Пушкин) Уводили тебя на рассвете... (А.Ахматова) И пусть унесут фонари... (А.Ахматова)

Упражнение

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на горуИду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Ответ. Неопределенно-личное предложение: Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.
Возможные переделки остальных предложений: В Трое еще до рождения царского сына получили страшное пророчество. Париса нашли на горе Иде и воспитали как пастуха.

Обобщенно-личные предложения

Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение в пословицах: Солдатами не рождаются (т.е. никто не может родиться сразу солдатом). Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Тише едешь – дальше будешь .

Как видно из приведенных примеров, глаголы-сказуемые в этих предложениях стоят в той же форме, что и в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях. И тем не менее нередко предложения с таким обобщенным значением выделяют в особый тип – обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых действие несоотносимо с каким бы то ни было деятелем; иными словами, производителя действия вообще нет, его нельзя себе представить.

Мне не спится, нет огня... О свадьбе Ленского давно у них уж было решено . Как весело , обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! И жаль зимы старухи... Но как же любо мне осеннею порой, в вечерней тишине, в деревне посещать кладбище родовое... Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? Куда ж нам плыть ? (А.Пушкин)

Грамматический показатель безличности – форма 3-го лица ед. ч. (для настоящего и будущего времени, а также для повелительного наклонения): Пахнет сеном. Сегодня будет жарко. Пусть тебе спится , как дома;

форма ед. ч. среднего рода (для прошедшего времени, а также для условного наклонения): Лодку унесло на середину реки. Ее унесло бы и дальше, если бы не коряга;

неопределенная форма глагола: Быть дождю .

Как видно из примеров, приведенных выше, безличными предложениями передается состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, желательность, возможность и невозможность чего-либо.
Безличные предложения очень разнообразны по способам выражения сказуемого.
Простое глагольное сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

а) безличным глаголом (Смеркается) ;
б) личным глаголом в безличной форме (Ветром сдуло шляпу. Ср. Ветер сдул шляпу – двусоставное предл., подлежащее – ветер ));
в) глаголом быть с отрицательной частицей или словом нет (Посылки нет и не было ) ;
г) глаголом в неопределенной форме (Этому не бывать ).

В составном глагольном сказуемом в качестве вспомогательного глагола могут выступать:

а) безличные глаголы следует , хочется , посчастливилось и т.п. (Пришлось все делать заново) ;
б) личный фазовый глагол (Начало темнеть );
в) вместо вспомогательного глагола часто употребляются краткие страдательные причастия и специальные слова категории состояния нельзя, можно, надо, жаль, пора, грех и т.п. (Разрешено бесплатно провозить одно место багажа. Можно закрыть дверь. Жаль было расставаться. Пора выезжать в поле. Грех жаловаться на нехватку времени).

Составное именное сказуемое в безличном предложении состоит из именного компонента – слов категории состояния или кратких страдательных причастий прошедшего времени – и глагола-связки в безличной форме (в настоящем времени – нулевая связка). (Нам было весело. Становится светлее и тише . По вечерам в городе опасно . В комнате прибрано .).

Слово нет

К какой части речи относится странное слово нет ? Оно не изменяется, при нем не может быть вспомогательного глагола или связки, к нему нельзя поставить вопрос... А между тем мы обнаруживаем, что это слово может выступать в роли главного – и единственного! – члена в односоставном безличном предложении.
Словари рассказывают, что нет может быть отрицательной частицей, противоположной по значению частице да (– Ты уже дочитал книгу? Нет .). Но когда это слово оказывается сказуемым в безличном предложении, мы назовем его неизменяемой глагольной формой (нет – значит не существует, отсутствует). Этого слова нет ни в одном славянском языке, кроме русского. Как оно образовалось?
В древнерусском языке было выражение не е(сть) ту , где ту – наречие со значением здесь. Из этого выражения сначала появилось слово нету, а потом конечное у отпало, стали говорить и писать нет, хотя в разговорной речи можно встретить нету до сих пор (Никого нету дома).

Нередко встречаются предложения с несколькими главными членами – подлежащими или сказуемыми. (Туман, ветер, дождь. Темнеет, становится прохладно , все сильнее дует с моря.) Кажется, что можно назвать такие подлежащие или сказуемые однородными. Но правильнее считать, что перед нами сложные предложения, в которых каждая часть – односоставное предложение.

Упражнения

1. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти.

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Ответ. Принесешь четыре ведра – определенно-личное (или обобщенно-личное). ...чтобы налить доверху ненасытную бочку; в глазах зеленеет , нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме – безличные.

3. Найдите неправильные утверждения.

1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении.
2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа.
3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов.
4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица.
5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа.
6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное.

Ответ. 1, 4.

4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела , но и для слова жизнь , звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.

Ответ. а) – 3); б) – 1).

Неполные предложения

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа членов). Пропущенный член предложения может быть восстановлен из контекста или ясен из ситуации речи.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

    подлежащее : Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как изменилася Татьяна !);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

    дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );

    сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );

    сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

На сына я сердит.
За что?
За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

Бывает, что ученики ошибочно считают неполными предложения, в которых ни один член не пропущен, например: Он же гений, как ты да я (А.С. Пушкин), говоря, что они тоже непонятны без контекста. Важно объяснить, что неполнота предложения – явление прежде всего грамматическое, и именно грамматическая неполнота вызывает смысловую. В приводимом примере неясность вызвана употреблением местоимений. Следует напомнить ученикам, что местоимения всегда нуждаются в контекстном раскрытии.

Упражнения

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

Ответ. Таня (идет ) дале... Старушка (говорит ) ей...

2. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Ответ. 1) ...если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя; 2) ...если делается по глупости; 3) ...если по расчету.

Все остальные придаточные предложения, в которых нет подлежащего, – полные односоставные.

Еще раз напомним, что следует отличать неполные предложения от односоставных, в которых отсутствующее подлежащее или сказуемое не нужно восстанавливать для понимания смысла. В сложном предложении Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно , что обманула нас она... (А.С. Пушкин) третья часть – неполное предложение с пропущенным подлежащим мы , которое восстанавливается по дополнению нам из предыдущего придаточного предложения. Придаточная часть предложения Только смотри, чтоб не увидели тебя. (А.С. Пушкин) по характеру грамматической основы является односоставным неопределенно-личным предложением: здесь важно само действие, а не тот, кто его производит; грамматическая форма глагола (мн. ч. прош. вр.) здесь не означает, что производителей действия должно быть много, – это показатель неопределенно-личного значения. Иными словами, предложение чтоб не увидели тебя – полное.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении может ставиться тире на месте пропуска сказуемого, если при произнесении предложения предполагается пауза: ...Тогда барон фон Клоц в министры метил, а я – к нему в зятья. (А.С. Грибоедов) При отсутствии паузы тире не ставится: ...Ну, люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. (А.С. Грибоедов)

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.

Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

1. Понятие о неполных предложениях.

2. Сигналы неполноты.

3. Виды неполных предложений:

· контекстуальные;

· ситуативные;

· эллиптические.

Полными или неполными могут быть только структурно членимые предложения, как односоставные, так и двусоставные. Различают смысловую (информационную) и структурную (грамматическую) полноту или неполноту. Смысловая полнота создается 3 факторами:

1. ситуацией,

2. контекстом,

3. общим опытом говорящих.

Если предложение вырвать из контекста, оно может быть не понятно говорящим. В таком случае говорят о смысловой неполноте. Например: И этот зеленый мир подпевал маленькому запевале. В этом предложении речь идет о зленном топольке. По структуре данное предложение является полным, а по семантике неполным. Еще один пример: На берегу пустынных волн стоял он дум высоких полн. Чтобы понять, о ком идет речь, необходимо обладать определенной литературоведческой компетенцией. В контексте семантическая неполнота восполняется.

В синтаксисе термин «неполные» применяется только по отношению к структурно неполным предложениям. Поэтому для разграничения полных и неполных предложений важно учитывать фактор непрерывности синтаксических связей и отношений. Сравним 2 предложения. Южные ветры приносят нам тепло. Северные – холод . Во втором предложении наблюдается разрыв синтаксических связей. Слово «северные» указывает на пропуск подлежащего «ветры», аналогично дополнение «холод» указывает на пропуск сказуемого «приносят». Так как второстепенные члены всегда крепятся к главным. Наличие определение всегда требует при себе определяемого слова, наличие прямого объекта – глагола-сказуемого. Таким образом, нарушение цепочки связей является сигналом неполноты, что и отражается в определении.

Неполные предложения – Это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Неполные предложения в большей степени актуализируются, чем полные. В неполных предложениях легче всего выделяется рематическая группа.

Выделяют прежде всего контекстуально неполные предложения, для которых характерен пропуск одного или нескольких членов предложения, обозначенных в контексте. Солдаты шли колонной, которая растянулась на квартал. Пели песни. Что звенит – непонятно. Может быть, лес или воздух . Меня кто-то держит за плечо. Держит и трясет . Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, позволяет избежать необоснованных повторов. Особенно широко употребляются неполные предложения в репликах диалога. В них используются те слова, которые несут новую информацию, то есть тема опускается, а рема присутствует.


Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?

Около двух лет.

- На ком ?

- На Лариной .

В неполных репликах отсутствуют оба главных члена, их пропуск восстанавливается из контекста. Обычно первые реплики диалога бывают полными, остальные строятся с опорой на них.

Сигналами неполноты выступают второстепенные члены предложения. О пропуске подлежащего обычно свидетельствует наличие определения, о пропуске сказуемого – наличие дополнения или обстоятельства. Легко квалифицировать как неполные предложения. в которых пропущен один из главных членов предложения, так как ГЧП являются структурно обязательными и в этом случае происходит нарушение цепочки связей.

1. О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения или сама форма сказуемого. Например, если сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа, то такое предложение является неполным. Вера и Витяклеили обои. Работали дружно . Второе предложение по форме тождественно односоставному неопределенно-личному предложению. Однако по семантике глагол «работали» ориентирован на подлежащее, так как не указывает на неопределенного деятеля. Сравните с неопределенно-личным предложением: Его вызвали к доске . При разграничении подобных предложений будем опираться на семантику глагола. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1 или 2 лица, будем квалифицировать как односоставные определенно-личные, так как форма глагола самодостаточно указывает на деятеля. Сравните: Для вас тащусь повсюду наудачу .

Если о пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения, то эти случаи квалифицировать как неполные гораздо легче, так как нарушение цепочки связей заметнее. Например: Старое платьеперестает нравиться , когда куплено новое . О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения «новое».

2. О пропуске сказуемого свидетельствуют обстоятельства и дополнения, которые от него зависят. По утрам дует западный ветер, по вечерам – восточный .

3. Если пропущен второстепенный член предложения, то квалифицировать предложение как полное или неполное сложнее, так как не всякий второстепенный член является структурно необходимым. Скажем. Отсутствие определения не делает предложение неполным. Неполными являются односоставные предложения, в которых отсутствуют «обязательные» дополнения. Например: Ветер есть? Нет (ветра ). Что с крышей? Снесло ветром. (крышу ).

О пропуске обязательных членов предложения свидетельствует контекст. Все приведенные выше примеры – это контекстуально неполные предложения.

Вторая группа – ситуативно неполные предложения. В них недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом. Они характерны скорее для разговорной речи. Например: Вы стоите на остановке, потом кричите: «Идет!» Присутствующим понятно, что идет какой-то транспорт. В предложении «Идет!» пропущено подлежащее. Или еще характерный пример. Вы встречаете подругу, вернувшуюся из отпуска:

Отлично!

Реплики диалога представляют собой неполные предложения. Есть такие предложения и в художественных текстах, если они передают разговорную речь. – Как мил ! – сказала княжна Марья, глядя на ребенка .

Естественно, деление на ситуативно и контекстуально неполные несколько условно. В литературоведении, кстати, принят термин «конситуация», так как часто в тексте описывается ситуация.

Эллиптические предложения – это предложения, в которых пропущен глагол-сказуемое, а восстанавливать его из контекста не требуется. В.В.Бабайцева называет их семантически полными, а структурно неполными. Например: Я – к вам ! Информация содержится полная, а структура предложения неполная, так как позиция сказуемого не замещена, о чем свидетельствует наличие дополнения. Причем восстановить сказуемое в принципе невозможно. Это может быть любой глагол движения: забежал, зашел, пришел, заглянул, послан, иду. В этих конструкциях актуализируется второстепенный член предложения – дополнение или обстоятельство. Эллиптические предложения обладают определенной стилистической окраской. Сравните:

Ответа нет. Он вновь посланье :

Второму, третьему письму ответа нет.

Видите, глагол-сказуемое «не возмещается» контекстом.

В эллиптических предложениях может отсутствовать глагол-сказуемое следующих семантических групп:

1. Глаголы бытия, отсутствия, существования. За городом – поле. В огороде – бузина, а в Киеве – дядька.

2. Пропуск глаголов движения. Татьяна – в лес, медведь – за ней.

3. Пропуск глаголов речи. Я ему – про Фому, а он мне – про Ерему.

4. Безличные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым нет. Ни огня, ни черной хаты. На небе ни облачка . Некоторые лингвисты относят их к генитивным предложениям, а существительное в родительном падеже рассматривают как главный член предложения.

5. Номинативно-побудительные. Шприц! Скальпель! Их также рассматривают как неполные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым в повелительным наклонении. Сравните с типичным неполным предложением. В угол !

Односоставные предложения также могут быть неполными. Сравните 2 конструкции: Закройте форточку: сквозит//Закройте: сквозит . Во второй конструкции пропущен прямой объект при глаголе-сказуемом, а сильноуправляемый глагол требует при себе дополнения. В этом случае дополнение становится структурно обязательным.

Итак, проблема разграничения односоставных полных предложений и двусоставных неполных является наиболее сложной в синтаксисе простого предложения. Дело в том, что одни и те же конструкции могут рассматриваться то как неполные, то как односоставные. Следует обратить внимание на глаголы 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Например: Идет, на мертвеца похожий . Данное предложение является неполным двусоставным. На пропуск подлежащего указывает наличие личного глагола и обособленного определения. Темнеет . Односоставное полное. В этом предложении не может быть подлежащего, так как глагол не предполагает деятеля. Передают сводку . Полное, односоставное, неопределенно-личное. Дети сели за парты. Читают. Неполное, двусоставное, так как глагол «читают» указывает на необходимость деятеля.

Характеризующееся неполнотой грамматической структуры или неполнотой состава, вследствие того что в нем отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), ясных из контекста или из ситуации.

Контекстуально-неполное предложение.

Неполное предложение, в котором отсутствует член, названный в предшествующем тексте;

обычно это наблюдается во второй части сложного предложения и в присоединительной конструкции. Правда правдой остается, а молва себе - молвой (Твардовский) (отсутствует глагольная связка во второй части сложносочиненного предложения).

Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (Пушкин) (отсутствует подлежащее в постпозитивном придаточном предложении). На балконах лежали пациенты, кое-кто уже не в мешках, а под одеялами (Федин) (отсутствует сказуемое во второй части бессоюзного сложного предложения). Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? (Б. Полевой) (отсутствуют подлежащее и сказуемое в присоединительной конструкции).

Ситуативно-неполное предложение.

Неполное предложение, в котором не назван член, ясный из ситуации. Я надену это синее (Федин) (обстановка показывает, что речь идет о платье). Ср. также предложение Вот идет, произнесенное кем-либо из ожидающих на станции при виде приближающегося поезда.

Эллиптическое предложение.

Неполное по составу предложение, в котором отсутствие глагола-сказуемого является нормой. Для понимания такого предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, так как полнота содержания достаточно выражена собственными лексико-грамматическими средствами данного предложения. На столе - стопочка книг и даже какой-то цветок в полубутылке из-под сливок (А. Н. Толстой). В углу старый кожаный диван (Симонов). Теркин- дальше, автор - вслед (Твардовский). К барьеру! (Чехов), Счастливого плавания! С Новым годом!

Диалогические неполные -предложения.

Предложения-реплики (предложения-вопросы, предложения-ответы, предложения-высказывания), тесно связанные между собой контекстуально и ситуативно, служащие по своей структуре продолжением одни других, дополняемые внеречевыми средствами (жестами, мимикой,пластическими движениями), что делает их особым типом неполных предложений. В них могут отсутствовать вообще члены предложения, и ответная реплика может быть представлена какой-нибудь частицей или междометием.- Вы очень изменились.-Разве? Или: -Ну как?-Бр-р! Нормой вопросо-ответных предложений диалогической речи является неполнота их состава. [Несчастливцев:] К у да и откуда? [Счастливцев:] Из Вологды в Керчь-с... А вы-с? [Несчастливцев:] Из Керчи в Вологду (А. Островский).

Подробно описано отличие неполного предложения от односоставных предложений. Дано определение эллиптических предложений. Перечислены условия постановки тире в неполном предложении. Упражение по теме с последующей проверкой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОК Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения, который легко восстановить по предыдущему контексту или из ситуации

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении. Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: « Идёт! » , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах. Например: – Ваша рота завтра назначена в лес? – спросил князь Полторацкого. – Моя. (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес).

ОК Из ситуации. На автобусной остановке: -Идёт? (Автобус идёт?) Из предыдущего контекста. -Как тебя зовут? -Саша. (Меня зовут Саша.)

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях: Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).

Обратите внимание! Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления. В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение. Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали). В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же – ничему).

ОК неполные односоставные 1. Отсутствует один из главных ЧП 1. Может отсутствовать любой ЧП 2. Смысл предложения понятен и без отсутствующего ЧП 2. Вне контекста и ситуации смысл такого предложения не понятен.

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации: За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков). Это так называемые « эллиптические предложения ». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено. Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес. И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

ОК Эллиптические предложения Это вид неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации: За спиной – лес. Справа и слева – болота

ОК Обратите внимание! Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес) и б) от двусоставных – с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее: 1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения. Весенний лес; Вход в зал; 2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние. Ср.: Все деревья в серебре. – Все деревья серебряные.

ОК Знаки препинания в неполном предложении Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире: За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков); Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин).

ОК Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях: в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи: За ночным окном – туман (Блок); в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей: Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня (Федин);

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части: Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы; в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы: Ночи стали чернее, дни – пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали).

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо. Наше дело повиноваться, а не критиковать. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море.

Проверим 1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо (неполное предложение, опущено сказуемое; параллелизм конструкций). 2. Наше дело – повиноваться, а не критиковать (подлежащее – сущ. в И. п., сказуемое – инфинитив, связка нулевая). 3. Земля внизу казалась морем, а горы – громадными окаменевшими волнами (неполное предложение, опущена связка СИС; параллелизм конструкций). 4. Дело художника – противостоять страданию всеми силами, всем талантом (подлежащее – сущ. в И. п., сказуемое – инфинитив, связка нулевая). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше – море (вторая часть сложного бессоюзного предложения – неполное предложение с опущенным сказуемым люблю).

6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки. 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды. 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? 9. Речушка стала синей, а небо голубым. 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий.

Проверим 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (главная часть сложноподчинённого предложения – неполное предложение с опущенным подлежащим я). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц – серебряные звёзды (неполное предложение с опущенным сказуемым видны). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (вторая часть сложного предложения – неполное предложение с опущенным подлежащим он; паузы нет, поэтому тире не ставится). 9. Речушка стала синей, а небо – голубым (во втором предложении опущена связка стало; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром – один, вечером – другой, в полдень – третий (в сложном предложении вторая, третья и четвертая части – неполные, эллиптические (подлежащее и обстоятельство времени); опущена также часть подлежащего – цвет; параллелизм конструкций неполных предложений).

11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки. 12. Дерево дорого плодами, а человек делами. 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство. 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже. 15. Тёркин дальше. Автор вслед.

Проверим 11. Кто чего ищет, а мать – всегда ласки (во второй части сложного предложения опущено сказуемое ищет). 12. Дерево дорого плодами, а человек – делами (вторая часть сложного предложения неполная, опущено сказуемое дорог; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких – собственное достоинство (вторая часть сложного предложения неполная; опущены сказуемое люблю и дополнение в людях; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои – всё хуже (вторая часть сложного предложения неполная; опущены подлежащее дела и сказуемое шли; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 15. Тёркин – дальше. Автор – вслед (неполные эллиптические предложения, состоящие из подлежащих и обстоятельств; в устной речи между обстоятельством и подлежащим есть пауза, на письме – тире).


Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .