Какие чувства могут быть неподвластны. Почему чувства неподвластны разуму? Должен ли разумный человек жить чувствами

Подвластен ли чему-то разум? Я думаю, что нет, и даже чувства не способны принудить к чему-либо разумную и сильную личность. Я думаю, что человек, не обделенный разумом, априори не может обладать каким-либо долгом перед чувствами, потому как чувство долга само по себе навязано в большей степени социумом, а разумный человек, как мне кажется, от общества не зависит. Так что, говорить о «долге» в этой ситуации не совсем уместно. Однако, если не отталкиваться от самого слова «долг», можно попробовать углубиться в вопрос о том, нужны ли чувства тому, кто обладает разумом, и могут ли чувства и разум одновременно существовать в жизни одной личности?

Позиция Юма в этике, основанная на его эмпирической теории разума, наиболее известна для утверждения четырех тезисов: один только разум не может быть мотивом воли, а скорее «раб страстей». Моральные различия не являются исходя из разума. Моральные различия проистекают из моральных чувств: чувства одобрения и неодобрения, ощущаемые зрителями, которые рассматривают черту характера или действие. Хотя некоторые добродетели и пороки являются естественными, другие, в том числе справедливость, являются искусственными. что Хьюм намеревается выполнять каждый из этих тезисов и как он утверждает для них.

Чувства – это одновременно радость и горе, эйфория и депрессия, разочарование и восхищение - а вместе все это составляет счастье человека, если счастье в принципе возможно как-то интерпретировать. Должен ли разумный человек быть счастливым, или счастье становится рудиментом, когда появляется разум? Мне кажется, что должен, ведь лишать себя и без того редких радостей и превращать жизнь в рутину и пустое существование может только человек, разумом обделенный. Однако известно немало примеров, когда человек, доходя до определенного уровня умственного развития, просто переставал видеть смысл в чувствах, боялся их или же просто не имел возможности ими наслаждаться. В этом заключается сила разума и парадокс нашего существования: человек может насильно заставить себя не испытывать чувств, боясь негативных последствий, а может и вовсе потерять способность чувствовать, способность наслаждаться жизнью и испытывать от неё удовлетворение, сам того не желая.

Он формулирует и защищает их в более широком контексте своей метаэтики и его этики добродетели и порока. Основные этические труды Хьюма - это книга 3 его «Трактата о человеческой природе», «Морали», его «Расследование о принципах морали» и некоторые его эссе. Частично моральный запрос просто пересказывает центральные идеи из моральной части Трактат в более доступном стиле, но есть важные отличия. Этические положения и аргументы Трактата излагаются ниже, отмечая, где соглашается моральное расследование, после чего обсуждаются различия между Вопросом и Трактатом.

Так вышло с героем романа Джека Лондона «Мартин Иден». Мартин начал свою умственную деятельность благодаря чувствам: любовь к воспитанной и образованной Руфь подтолкнула его к упорному умственному развитию: за год он полностью изменил своё мировоззрение и превратился из моряка, представителя рабочего класса, в образованного писателя, чьи произведения стали бестселлерами и обрели мировую популярность. Однако одновременно с развитием мышления стали исчезали чувства восхищения к «высшему» классу, к буржуазии, стали постепенно гаснуть и чувства к Руфь, она больше не казалась недоступным небесным телом, а её умственные способности и кругозор стали иметь совершенно другой окрас. Другими словами, Мартин разочаровался, и разочаровался во всем. Добившись денег и славы, добившись высокого уровня умственного и творческого развития, герой больше не испытывал прежних чувств и эмоций и даже перестал испытывать рвение к жизни – ему казалось, что он понял и испытал все, а, значит, его жизнь в дальнейшем потеряет всякий смысл, и, поняв собственную беспомощность в этой ситуации, нашел выход только в самоубийстве.

Вопросы от предшественников Юма

Юм наследует от своих предшественников несколько споров об этике и политической философии. Один из них - вопрос моральной эпистемологии: как люди осознают или приобретают знания или убеждения о нравственном благо и зле, правильном и неправильном, обязанности и обязанности? Этические теоретики и богословы того дня, по-разному, обнаруживали, что моральное добро и зло обнаруживаются: разумом в некоторых его применениях, божественным откровением, совестью или размышлением о своих импульсах или моральным чувством: эмоциональной отзывчивостью проявляя себя в одобрении или неодобрении.

Однако истинным глупцом является тот, кто упускает возможность чувствовать, добровольно обрекая себя на одиночество и несчастье. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обладал так называемой «хандрой» - отсутствием рвения к жизни, к общению, к чувствам, к эмоциям, однако у него была возможность внести в своё существование больше красок. Если бы герой ответил взаимностью Татьяне, если бы он решился принять её чувства и наслаждаться ими, может быть, его жизнь стала бы иметь хоть какой-то смысл, и, может быть, он не сделал бы тех роковых ошибок, от которых сам потом сбежал. Должен ли был Евгений воспользоваться признанием Татьяны, принять её любовь и, кто знает, возможно, подарить ей со временем ответные чувства? Я думаю, что должен был, однако, понял он это слишком поздно, что стало трагедией всей его жизни.

Юм борется с теоретиками морального смысла: мы получаем осознание нравственного добра и зла, испытывая удовольствие от одобрения и беспокойства неодобрения, когда мы рассматриваем черту характера или действие из воображаемой чувствительной и непредвзятой точки Юм утверждает против рационалистов, что, хотя причина необходима для того, чтобы обнаружить факты любой конкретной ситуации и общего социального воздействия черты характера или практики с течением времени, один разум недостаточно, чтобы дать оценку, что что-то добродетельное или порочный.

Таким образом, можно сделать вывод, что разумный человек должен жить чувствами, если у него есть такая возможность, потому как чувства – это то, что составляет счастье человека, а есть ли смысл в том, чтобы быть осознанно несчастным? Однако парадокс заключается в том, что вместе с разумом нередко приходит «апатия», отторжение необходимости чувств, атрофированность эмоций, и в этом заключается трагедия некоторых мыслящих людей.

Таким образом, сегодня будет заявлено связанное, но более метафизическое противоречие: каков источник или основание моральных норм? В эпоху Юма речь идет о том, что является основанием морального обязательства. Моральные рационалисты того периода, такие как Кларк, утверждают, что моральные нормы или принципы являются требованиями разума, то есть, что сама рациональность правильных действий является основанием наша обязанность выполнять их. Божественные волюнтаристы семнадцатого и восемнадцатого веков, такие как Самуил Пуфендорф, утверждают, что моральное обязательство или требование, если не всякий моральный стандарт, является продуктом Божьей воли.

Что значит любить и какие чувства испытываем к любимому человеку – вопросы, которые интересуют всех и каждого. Ответы поражают своим разнообразием. Ясно одно, чувства испытываемые к любимому человеку могут быть абсолютно разными, от самых приятных и нежных до самых страшных и разрушительных.

Желание заботиться, защищать и отдавать всего себя – это не любовь как таковая и не чувства, это скорее следствие любви.

Моральные теоретики чувств и Батлер видят все требования, чтобы преследовать добро и избегать зла, как следствие человеческой природы, которая настолько структурирована, что особая особенность нашего сознания оценивает остальное. Юм борется с теоретиками морального смысла по этому вопросу: это потому, что мы являемся теми существами, которыми мы являемся, с диспозициями, которые у нас есть для боли и удовольствия, разновидностями семейной и дружеской взаимозависимости, которые составляют нашу жизнь вместе, и наши одобрения и отклонения от них, что мы связаны моральными требованиями вообще.

Давайте разберемся в том, какие чувства ты можешь испытывать к любимому человеку.

Тоска. Это очень сложное душевное состояние. Тоска – когда ты день на пролет, думаешь, о нем и не можешь уснуть, пока не пожелает тебе приятных снов. Тоска – это когда вы поссорились, а тебе хочется выть от того. Что его жутко не хватает.

Испытывая чувство тоски, ты можешь также чувствовать безразличие к окружающему тебя миру, одиночество, горесть и грусть,

Тесно связанная с вопросом об основах моральных норм - вопрос, являются ли моральные требования естественными или условными. Гоббс и Мандевиль рассматривают их как обычные, и Шафтсбери, Хатчесон, Локк и другие считают их естественными. Таким образом, он занимает промежуточное положение: некоторые добродетели естественны, а некоторые - это продукты конвенции. Связанная с этими мета-этическими противоречиями является дилеммой понимания этической жизни либо как «древних», с точки зрения достоинств и пороков характера, либо как «современников», прежде всего с точки зрения принципов долга или естественного права, Хотя даже такой ориентированный на закон мысли мыслитель, как Гоббс, может много говорить о добродетели, этические авторы семнадцатого и восемнадцатого веков предпочитают правильное или закономерное понимание морали, отдавая приоритет законам природы или принципам обязанность.

Радость. Очень прекрасное чувство, которое можно испытывать к любимому человеку.

Ты радуешься каждой мелочи, которая происходит в вашей судьбе. Утром ты проснулась и первое, что увидела, это то, как он сладко улыбается во сне. Неужели это не повод для радости?

Беспокойство. Когда тебе не все равно, что происходит с ним. Ты волнуешься за его здоровье и душевное состояние. Ведь ты его любишь и желаешь ему только всего самого наилучшего.

Главным исключением здесь является школа моральных чувств, которая выступает за анализ моральной жизни, как и у греческих и эллинистических мыслителей, с точки зрения устоявшихся черт характера - хотя они тоже находят место для принципов в своей этике. Юм явно выступает за этику характера по «древним» линиям. Тем не менее он настаивает на роли правил дежурства в области того, что он называет искусственными добродетелями.

Предшественники Юма лихо взяли противоположные позиции о том, была ли человеческая природа по существу эгоистичной или доброжелательной, некоторые утверждали, что у человека так доминировали корыстные мотивы, что для моральных требований управлять нами вообще они должны каким-то образом служить нашим интересам, а другие утверждая, что неповрежденные люди естественным образом заботятся о силе и горе других, и здесь нравственность уходит. Юм резко критикует Гоббса за его настойчивость в психологическом эгоизме или чем-то близком к нему и за его мрачную, насильственную картину состояния природы.

Доверие. Фундамент прочных и надежных отношений для каждой пары. Доверие – очень хрупкое чувство, которое можно потерять за одну секунду. И заслужить его тоже бывает порой очень сложно. Но, любящие сердца способны справиться с любой трудностью.

Ревность – причина распада любящих пар. Но, это чувство в разных количествах присуще каждому человеку. Бороться с ней необходимо, когда эмоции и чувство ревности буквально мешают вам жить полной грудью. А совсем небольшая капелька ревности способна только сделать отношения более пикантными.

Тем не менее Юм сопротивляется мнению Хатчесона о том, что все моральные принципы могут быть сведены к нашей доброжелательности, отчасти потому, что он сомневается в том, что доброжелательность может в достаточной мере преодолеть нашу совершенно нормальную привычку. Согласно наблюдению Юма, мы оба эгоистичны и гуманны. У нас есть жадность, а также «ограниченная щедрость» - диспозиции доброты и щедрости, которые более мощно направлены на родственников и друзей и менее возбуждаются незнакомыми людьми.

Хотя для Юма состояние человечества в отсутствие организованного общества - это не война всех против всех, и это не законная и очень кооперативная область, которую Локк воображает. Это гипотетическое условие, в котором мы будем заботиться о наших друзьях и сотрудничать с ними, но в тех случаях, когда личные интересы и предпочтения друзей над незнакомцами делают невозможным более широкое сотрудничество. Хьюмский эмпирический тезис о том, что мы принципиально любящие, приходские, а также эгоистичные существа лежит в основе его политической философии.

На самом деле список чувств испытываемых к любимому человеку огромен. Перечислить его в одной статье будет очень сложно. Тем более что у каждого человека существует своя особенная способность чувствовать. У каждого из нас свой лимит чувств и эмоций.

Когда любишь ты можешь одновременно чувствовать: любовь и ненависть, радость и злость, эйфорию и тоску, грусть и разочарование, благодарность, легкость, доверие, или наоборот, Ревность и страх потерять любимого, умиротворение или подозрительность.

Он возражает против доктрины о том, что субъект должен пассивно подчиняться своему правительству независимо от того, насколько он тираничен, и к тектору Локка о том, что граждане имеют естественное право на революцию, когда их правители нарушают свои договорные обязательства перед народом. Он лихо критикует мнение о том, что все политические обязанности вытекают из неявного контракта, который связывает последующие поколения, которые не были участниками первоначального явного соглашения. Юм утверждает, что обязанность подчиняться одному правительству имеет независимое происхождение, которое совпадает с долгом обязательства: оба изобретены, чтобы люди могли успешно жить вместе.

Как видите, список разнообразен, при том, что представлены не все чувства. Многие люди могут прожить всю жизнь и, например, никогда не испытать чувства ревности или разочарования в любимом человеке.

Можно утверждать, что существуют чувства испытываемые к любимому человеку о которых мы еще ничего не знаем, так как никому не приходилось его переживать.

По его мнению, люди могут создать общество без правительства, упорядоченное по обычным правилам владения, передачи собственности по соглашению и обещания. Мы налагаем правительство на такое до гражданское общество, когда оно становится большим и процветающим, и только тогда нам нужно использовать политическую власть для обеспечения соблюдения этих правил правосудия, чтобы сохранить социальное сотрудничество, поэтому обязанность верности правительству, не зависящая от обязанности выполнять обещания, обеспечивает необходимую уверенность в том, что обещания разного рода будут сохранены.

Описать чувства тоже очень сложно. Использовать море слов, чтобы выразить то или иное чувство глупо. Лучше всего вы расскажете о своих чувствах, просто назвав его именно в тот момент, когда вы его ощущаете.

С возрастом, Человеку все сложнее описать свои чувства. Тогда как маленькие дети – просто профессионалы в этом, они не используют громких фраз, а просто искренне говорят о своих чувствах.

В давно сложившемся гражданском обществе любой правитель или тип правительства оказывается на месте и успешно поддерживает порядок и справедливость, является законным и является обязательством. Тем не менее, есть некоторые законные призывы к жертвам тирании: люди могут по праву свергнуть любое правительство, которое так ревностно, чтобы не предоставлять блага, для которых формируются правительства. В своих политических очерках Юм определенно защищает конституцию, которая защищает свободы людей, но оправданием, которое он предлагает, не является индивидуальными естественными правами или договорными обязательствами, а большим благим обществом.

Чувства – в них заложена безграничная энергия. Испытывая чувство любви, человек способен на самые невероятные поступки. Хрупкая женщина, испытывающая чувство ревности, способна одним ударом обездвижить огромного мужчину.

Смело можно утверждать и то, что чувства не подвластны разуму. Они настолько сильны, что человек теряет способность думать и размышлять. Он полностью во власти чувств. Человек, Способный чувствовать, также способен меняться под влиянием чувств и эмоций.

Согласно теории ума Юма, страсти - это впечатления, а не идеи. Прямые страсти, которые включают в себя желание, отвращение, надежду, страх, горе и радость, - это те, которые «возникают немедленно от добра или зла, от боли или удовольствие», которое мы испытываем или думаем в перспективе, однако он также группирует с ними некоторые инстинкты неизвестного происхождения, такие как телесные аппетиты и желания, что добро приходит к тем, кого мы любим и причиняем вред тем, кого мы ненавидим, от боли и удовольствия, но производят их.

Косвенные страсти, прежде всего гордыня, смирение, любовь и ненависть, порождаются более сложным образом, но все же связаны с мыслью или опытом боли или удовольствия. Преднамеренные действия вызваны прямым страсти. Из косвенных страстей Юм говорит, что гордость, смирение, любовь и ненависть не вызывают непосредственного действия, неясно, считает ли он это правдой во всех косвенных страстях.