Опыт и ошибки в произведении вишневый сад. Направление гордость и смирение. Возможные темы сочинения

Опыт приобретается каждым человеком. Проживая жизнь, мы учимся не только школьным предметам, но и опыту общения с друзьями, учителями, родителями. Ощущая горечь поражения, завязываем узелок на память, запоминая, что сделали не так. Получив разочарование в первом опыте влюблённости, пытаемся избежать подобных проблем при очередной встрече. Так идёт жизнь. Мы учимся на собственных ошибках, и эмоции сберегают в памяти островки определённых правил жизни.

Так было всегда. Даже во времена Раневской из комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Бывшая помещица, хозяйка имения с прекраснейшим вишнёвым садом, практически разорена своим молодым парижским любовником. Она всё время прячется от действительности, не умея совершать правильные, продиктованные разумом поступки. Она живёт в прошлом. Вспоминая своего погибшего сына, умершую няню, она буквально демонстрирует спокойствие. Жизнь потрепала её, но, даже потеряв сына, она оставляет свою несовершеннолетнюю дочь под присмотром падчерицы не намного старше Ани. Пять лет «страдает» в Париже, успев растратить все сбережения и продать недвижимость. Семнадцатилетняя Аня находит блудную мать в какой-то прокуренной комнате на пятом этаже, в окружении чужих людей. Молодой человек её бросил, и она вновь страдает. По приезде домой она принимает решение разорвать с парижским любовником и решительно рвёт первые две телеграммы, не прочитав, со словами: «С Парижем кончено...», но в каждом новом действии мы видим, как постепенно меняется её решение: сначала она всё-таки рвёт телеграммы, хотя прочитывает их, потом уже не рвёт их, в итоге принимает решение вернуться в Париж. Что ждёт эту стареющую, не приспособленную к жизни женщину в этом городе? Она словно создана страдать и упиваться наслаждением от этих страданий. Она имеет опыт разорения, потерь, но опыт ей ничего не даёт, она не хочет учиться на своих ошибках.

В эпоху сталинских репрессий почти весь многомиллионный народ Советского Союза прошел через лагеря ГУЛАГа. Герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» – заключённый Щ-854 – бывший крестьянин, попавший в лагерь, как и многие солдаты в военные годы, как предатель. А вина его была в том, что, оказавшись в немецком плену, он не скрыл этого, а честно рассказал на допросе. За восемь лет заключения он набрался опыта, научился терпеть, беречь себя, умудрялся вставать каждое утро за полчаса до подъёма, что создавало иллюзию некой свободы. Каждый шаг он сверяет с правилами поведения на зоне. Приём пищи в общей столовой превращает в процесс: старается «…получать удовольствие от того, что долго жевал и мял языком во рту тяжелый сырой хлеб…», это помогало насыщаться организму постепенно, создавало эффект сытости. Никогда не стрелял бычки, а терпеливо ждал, когда оставшийся окурок предложат, не мешал процессу: «Он глядел мимо и как будто равнодушно… ..Цезарь повернулся к Шухову и сказал: «Возьми, Иван Денисыч!» А ещё он жалеет всех, кто окружают его, потому что понимает, что многие шакалы не дотянут до конца срока, что бывшие командиры умрут от заболеваний, полученных в карцере, так как не терпят напраслины, невежливого обращения, бунтуют против системы. Но он знает, как выживать в нечеловеческих условиях ГУЛАГа, опыт помогает ему проживать день за днём, ожидая своего теперь уже скорого возвращения домой.

Опыт – дело наживное, так говорят пожилые люди. Но опыт даётся каждому, а вот воспользоваться им умеют немногие. Я считаю, что следует быть умнее, учиться не повторять ошибок, а пользоваться не только своим опытом, но и опытом других людей, создающих произведения, этот опыт передающих.

Ну что ж, все ближе и ближе 30 мая, осталось за вычетом каникул и всяких праздников чуть больше двух месяцев, и искренне надеюсь, что вы все уже почти готовы к экзамену. И все же нелишне еще раз повторить, как нужно выполнять задание 25, и показать на конкретных примерах, как нужно и как не нужно писать сочинение-рассуждение.

Блоки сочинения

Ваше сочинение должно состоять из 4 блоков: в первом блоке , проблемы, поднятые автором, авторская позиция.

Второй блок – выражение собственной позиции (согласен – не согласен) и первый , доказывающий ваше мнение.

Третий блок – второй аргумент. Один из аргументов должен быть из художественной, публицистической или научной литературы, другой может опираться на рассуждение или на жизненный опыт.

Четвертый блок – заключение.

Текст

(1) Я слушаю гениальные звуки, проникающие и вечные. (2) Они заставляют думать, что разницы между живым и мертвым не существует. (3) Душа бессмертна, потому что она одна и ни на кого не похожа. (4) Ни на кого не похожа «Осенняя песня». (5) Разве не она, не душа Чайковского, витает в моей избе? (6) Когда я одинок, я не чувствую разницы между моими умершими и здравствующими в разных местах друзьями. (7) Для меня они одинаково живы, как душа Петра Ильича Чайковского. (8) Звучит его «Осенняя песня», и я слышу грибной запах от скрипучей тяжелой корзины, вздрагиваю от лесной влаги и отмирающих березовых и осиновых листьев, чую все, что делается за воротами… (9) Но вдруг в этой музыке я слышу валдайский бубенчик своего прадеда… (10) И бодрящий ритмичный бег по скользкой дороге, и хохот веселой масленичной толпы, и катание на санках, о котором мама так часто рассказывает, — все как бы перевоплотилось, вместилось в этих бессмертных звуках. (11) И становится ясно, что ничего не проходит бесследно, ничего не пропадает и бывает зря. (12) В горле размягчается и затем исчезает горькая моя тяжесть, я снова въяве слышу утренний звон застывших за ночь снегов, они слепят меня отражением золотых ранних лучей. (13) Но вот уже сидит на проталине первый черный скворец, и первый подснежник удивленно проклюнулся из-под снега на белый свет. (14) Слушая музыку, я чую младенческую беспомощность этого крохотного зеленого существа. (15) Но какова сила ничему не подвластной, неукротимой и вечной жизни! (16) Везде белоснежный слепящий холод, а наш пострел везде поспел. (17) Вокруг белые, окаменелые от мороза пласты снегов, а тут на маленькой проталинке плавится и отступает ледяной панцирь. (18) И он – младенчик- подснежник, — не успев проклюнуться из земли, уже заторопился цвести… (19) «Жизнь сильнее смерти». (20) Просится на бумагу банальная фраза. (21) Я уступаю, запускаю ее на бумагу, хотя знаю, что сопоставление понятий жизни и смерти неправомерно. (По В.Белову)

Это известный текст писателя Василия Белова о памяти из прошлых вариантов ЕГЭ. Текст хороший, понятный, с ясно выраженной авторской позицией.

Первый блок: комментарий

За первый блок вы можете получить 5 баллов: 1 – за проблему, 3 за комментарий, если приведете два аргумента, иллюстрирующих позицию автора и 1 балл за авторскую позицию.

Несколько комментариев, взятых из реальных ученических работ, стиль авторов и орфография сохранены:

  1. «Автор в тексте задается вопросом: нужна ли человечеству память? Размышляя над этим вопросом, В. Белов приводит несколько аргументов. Сначала он пишет о Петре Чайковском, память о котором будет жить, пока читают его стихотворения. Далее Белов утверждает, что ничего не проходит бесследно. Действительно каждое событие имеет отражение в дальнейшем, даже самые незначительные решения могут изменить жизнь. Таким образом, автор приводит читателя к мысли о том, что без прошлого не будет будущего, на планете начнется хаос».

Этот комментарий признать удачным нельзя. Во-первых, неточно, слишком обще сформулирована проблема текста. Можно просто ответить: да, память нужна, и в дальнейшие рассуждения не вдаваться. Во-вторых, неточно, даже неправильно определена авторская позиция: В. Белов не говорит о хаосе, который начнется на планете (!), если человечество потеряет память. В-третьих, два аргумента (о П.И. Чайковском и «ничто не проходит бесследно») все же есть, но они не прокомментированы должным образом: надо было показать, какие воспоминания и размышления вызывают у автора звуки музыки, что он думает, когда слушает Чайковского. Второй аргумент вообще какой-то общий, мысль-то у автора такая есть, но в каком контексте, что при этом В. Белов еще утверждает, о чем задумывается – не показано. К тому же Чайковский стихов не писал! Это фактическая ошибка, за которую автор сочинения будет наказан баллами. Мысль об «отражении в дальнейшем» — вообще подвешена в пустоте, никак не связана с текстом. Максимальная оценка за первый блок – 2 балла.

  1. «Необходима ли человеку память о прошлом? Может ли человек без нее жить? Об этом предлагает задуматься В. Белов. Под проникающие и вечные звуки музыки П.И. Чайковского автор размышляет о бессмертии души, о том, что не существует разницы между умершими и здравствующими. Пьесы русского композитора пробуждают дорогие сердцу воспоминания о родных и близких. Музыкальные картины убеждают писателя в том, что прошлое никогда не исчезает, оно лишь перевоплощается в бессмертные звуки, которые помогают осознать силу «ничему не подвластной, неукротимой и вечной жизни». Таким образом, В. Белов приходит к мысли: человеку жизненно необходима память о прошлом, так как она помогает осмыслить настоящее, ясно понять, что «ничего не проходит бесследно, ничего не пропадает и не бывает зря». По мнению писателя, именно память «размягчает горькую тяжесть» души и помогает жить дальше.

Этот комментарий можно оценить в 5 баллов. Есть два аргумента из текста, они прокомментированы, точно сформулирована проблема, единственное, что можно посоветовать автору сочинения – главную мысль текста надо передавать своими словами и менее многословно: второе предложение или поднять выше, или «вписать» в идею.

  1. «Автор текста задается вопросом: что значит для человека память? В своем тексте он размышляет о значении музыки в нашей жизни, говорит о том, что она помогает нам сохранять в нашей памяти людей и воспоминания о них. В конце он пишет: «Жизнь сильнее смерти» и тем самым подводит нас к идее – несмотря на то, насколько мы по факту одиноки, память дает нам возможность забыть об этом и прочувствовать всю прелесть былых времен. Кроме того, память является одним из важнейших источников человеческих знаний и передающегося из поколения в поколение опыта».

Второй блок. Аргументация

В более ранних статьях я писала, насколько важен этот блок. Он – основной «показатель» вашего умения доказывать свою позицию и уровня владения логикой мысли, вообще русским языком.

  1. «Безусловно, автор текста прав. Ведь действительно, память вечна. Проблему времени (?!) поднимали в своем творчестве многие писатели, поэты, художники, одним из них был А.П. Чехов. В своем произведении «Вишневый сад» автор описывает историю людей, потерявшихся во времени. Герои живут воспоминаниями о прошлом, так, Раневская мыслит только о своем вишневом саде, который впоследствии она потеряет. Антон Павлович замечательно раскрыл проблему времени.

В повседневной жизни память об истории предков встречается постоянно. Гуляя по улицам, мы видим памятники различным деятелям культуры, политики и так далее. Зачем это необходимо? Для памяти о прошлом своего народа, своих предков.

Таким образом, память о нашем прошлом – неотъемлемая часть нашей жизни, ведь без прошлого придет конец всему, ибо оно учит нас не повторять ошибки наших предков.

Вот такая любопытная аргументация. Что автор доказал? Ровным счетом ничего. В первом аргументе подменил проблему: не о времени текст, а о важности памяти. Ученик приводит пример из «Вишневого сада», там есть и проблема памяти, но если бы он упомянул об образе-символе – вишневом саде, который в том числе олицетворяет память о прошлом, и показал, что люди, потерявшие память, обречены на несчастливую жизнь, по мысли А.П. Чехова, аргумент бы доказывал позицию автора.

Второй аргумент тоже никуда не годится. О чем он? Да ни о чем. Ну стоят памятники, и ладно. Мысль надо было развить: показать, что памятники ставят для того, чтобы человек не забывал, не стирал из памяти важные для всех факты или людей. Закончить неплохо было бы выводом о том, что память помогает понять прошлое, чтобы было лучше настоящее и будущее, и жизнь таким образом продолжается.

Заключение в целом правильное: вывод есть, но он «подвешен» в воздухе из-за того, что аргументации как таковой нет.

Есть нарушения логики изложения: в первом аргументе вывод не следует из предыдущего предложения, и речевые ошибки имеются: «Раневская мыслит о прошлом…». Максимальная оценка – 3 балла за все.

  1. «Я согласна с мнением автора. Действительно, жить без памяти о прошлом невозможно. Это понятие вечно и необходимо каждому из нас сегодня мы часто слышим, что жить нужно настоящим, не оглядываться на пройденный путь. Я думаю, это неправильное понимание, ведь память – основа жизни человека. Именно память помогает поддерживать связи между людьми, сохранять целостность мира, формировать культуру. Уроки прошлого помогают не допустить ошибок в будущем. Память – это нить, которая связывает людей. Поэтому каждому из нас необходимо заботиться о сохранении памяти, которая делает нашу жизнь всесильной и вечной.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Студент», в котором студент духовной семинарии Иван Великопольский рассказывает в Страстную пятницу двум вдовам историю о том, что происходило 19 веков назад в этот день: история Христа, предательство Иуды и отречение Петра от своего Учителя. Семинарист видит необычную реакцию женщин: они плачут, как будто проживая те далекие события. Эта встреча помогла ощутить героям связь времен, осознать, что прошлое неразрывно связано с настоящим и с будущим, изменить свое отношение к окружающему миру, возвыситься над мраком и нищетой так благодарная память дает человеку радость, силу и просветление.

Хочется верить, что каждый из нас осознает, насколько важна историческая и человеческая память. Не проходит бесследно история предков, родной страны. Надо это помнить, чтоб не распалась связь времен.

Во всех отношениях удачная аргументация и заключение. Два разных аргумента («Память – нить, которая связывает…» и «благодаря памяти человек возвышается над мраком»), оба подкреплены, в одном случае рассуждениями ученицы, в другом – иллюстрацией – чеховским рассказом «Студент». Краткое и точное заключение-вывод. Обратите внимание, в каждом из аргументов сформулирован тезис, который и доказывается. Оценка за блок – 7 баллов.

  1. В рассказе А.П. Чехова «Студент» связующим звеном между прошлым и настоящим является рассказ студента. Женщины, которые услышали этот рассказ, расплакались, потому что в их памяти лежат сказанные горестные события, и для них эти события важны. Таким образом, каждый человек должен относиться с благодарностью к событиям прошлого, ведь в нашей жизни ничего не происходит зря.

В настоящей жизни помимо музыки источником воспоминаний являются картины и книги. Старые вещи хранят память о наших бабушках и дедушках, что играет огромную роль в нашем воспитании.

Таким образом, память для человека – это источник нравственности и морали, источник бесчисленных примеров для подражания и хранилище всей истории человечества.

Это сочинение имеет ряд достоинств и столько же недостатков. Не выражена позиция автора сочинения в самом начале, поэтому можно говорить о логической ошибке. Первый аргумент начат правильно, но вывод не во всем соответствует предыдущим высказываниям автора. Почему важны события? На этот вопрос автор не ответил. Второй аргумент тоже есть, заключение также удачное – вывод из всего сказанного, точнее, он такой должен быть, но из аргументов вывод не следует и может быть расценен как логическая ошибка. Второй аргумент не развернут, недоказателен. Итак, 1 балл за К4, 0 баллов за К5, 1 балл за К6 (есть речевая ошибка «в их памяти лежат…»). Итог: 2 балла.

Конечно, у вас возникнет вопрос: а как с этим работать? Просто несколько раз прочитайте сочинения и постарайтесь найти недочеты сами и понять, КАК писать не нужно. Читайте, думайте, делайте сами.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Опыт и ошибки Сочинение "Опыт и ошибки".
Как говорил древнеримский философ Цицерон: “Человеку свойственно ошибаться”. Действительно, невозможно прожить жизнь, не совершив ни одной ошибки. Ошибки могут испортить человеку жизнь, даже сломить его душу, но они же могу дать богатый жизненный опыт. И пусть нам свойственно ошибаться, ведь каждый учится на своих ошибках и иногда даже ошибках других людей.
Многие литературные персонажи совершают ошибки, но не все стараются исправить их. В пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад” ошибку совершает Раневская, так как она отказалась от предложений по спасению имения, которые ей предлагал Лопахин. Но все же понять Раневскую можно, ведь согласившись, она могла потерять наследие семьи. Я считаю, главная ошибка в этом произведении это уничтожение Вишневого сада, который является памятью о жизни прошлого поколения и следствие этого происходит разрыв отношений. Прочитав данную пьесу, я начал понимать, что нужно хранить память о прошлом, но это только моё мнение, каждый думает по-своему, но я надеюсь, что многие согласятся с тем, что мы должны оберегать все то, что оставили нам наши предки.
Я считаю, что каждый человек должен расплачиваться за свои ошибки и стараться исправлять их любой ценой. В романе Ф.М. Достоевского “преступление и наказание” ошибки персонажа стоила две невинные жизни. Ошибочный план Раскольникова забрал жизнь Лизы и не родившегося ребенка, но этот поступок кардинально повлиял на жизнь главного героя. Иногда кто-нибудь может сказать о том, что он убийца и не должен быть прощен, но прочитав о его состоянии после убийства, я стал смотреть на него другим взглядом. Но он заплатил за свои ошибки собою и только благодаря Соне он смог справится со своими душевными терзаниями.
Говоря об опыте и ошибках, мне приходят слова советского филолога Д.С. Лихачева, который говорил: “восхищаясь умением фигуристов исправлять ошибки во время танца. Это искусство, огромное искусство”, но в жизни ошибок намного больше и каждому нужно уметь исправлять их, немедленно и красиво, ведь ничто так не учит, как осознание своих ошибок.
Размышляя над судьбами разных героев, мы понимаем, что именно совершенные ошибки и их исправления, вечная работа над собой. Это поиск истины и стремление к духовной гармонии приводят нас к обретению настоящего опыта и к обретению счастья. Народная мудрость гласит: “не ошибается только тот, кто ничего не делает”.


Следующий вопрос >>

Всю свою жизнь мы пытаемся добиться желаемых целей, хотя часто при этом допускаем ошибки, промахи. Все эти трудности люди переносят по-разному: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается весь смысл человеческой жизни. Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в этой борьбе появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния. Потому что это ваши собственные ошибки, на которые вы имеете право. Будет что вспомнить в будущем, когда желаемое будет достигнуто, «раны» заживут и даже станет немного грустно, что все это уже позади.
Никогда не нужно оглядываться назад, сожалеть о сделанном или, наоборот, несделанном. Это только пустая трата энергии. Полезно только проанализировать опыт прошлых ошибок и хорошенько обдумать, что сделать, чтобы в будущем их избежать.
Изучая биографии известных людей, мы можем убедиться, что и они не были совершенны. Их творческий путь был чередой взлетов и падений, находок и потерь. Но они стали знаменитыми, уважаемыми и почитаемыми. Мы помним о них, изучаем их творчество, спорим и восхищаемся. Главное, что они оставили после себя этот весомый след.
Очень интересен тот факт, что многие открытия произошли тоже в результате ошибки. Например, открытие Америки (поиск нового пути в Индию) и многие другие географические открытия произошли только благодаря упорству мужественных исследователей, которые предполагали обнаружить совсем другие страны.
Подобные ошибки можно назвать счастливыми случайностями.
Так что ошибка - это ступенька к знаниям, успеху. Ее необходимо только преодолеть и не оступаться. Наша жизнь - это высокая лестница. И хочется пожелать, чтобы эта лестница вела только вверх. Я считаю, что человек рождается для того, чтобы совершить много хорошего и нужного, чтобы оставить свой, пусть даже небольшой, след в истории. Чтобы сделать это, нужно много знать. Маленькие дети очень часто ошибаются, потому что они еще многого не знают. Они учатся: пробуют, ошибаются, потом делают выводы и в итоге поступают правильно.
Но это непростой и долгий путь. И помогают нам на этом пути многие люди: родители, друзья, учителя. С детства нас учат родители, что такое хорошо и что такое плохо, как правильно поступать в той или иной ситуации. Мы учимся, читая хорошие книги, знакомясь с жизнью великих людей. Чтобы не совершать ошибок, нужно много знать и уметь, а эти знания приходят только с опытом. Ребенок хочет построить из кубиков башню - и постепенно, кубик за кубиком, учится ее складывать. Одна неудачная попытка, вторая, третья, а затем башня стоит устойчиво и прочно, не падает. Желание помогает ребенку справиться со своей задачей. Желание поможет любому человеку одолеть множество других дел.