Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}. "Госпожа Бовари": анализ произведения

В основу романа «Госпожа Бовари» легла реальная история семейства Деламар, рассказанная Флоберу другом – поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке – стал протипом Шарля Бовари. Его вторая жена – Дельфина Кутюрье – изнывающая от мещанской скуки, тратившая все деньги на дорогие наряды и любовников и покончившая жизнь самоубийством – легла в основу художественного образа Эммы Руо/Бовари . При этом Флобер всегда подчёркивал, что его роман далёк от документального пересказа реальной истории и времена даже говорил о том, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Всё это время Флобер тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырёхсот. В «Госпоже Бовари», как ни в каком другом произведении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова. Работа над романом далась Флоберу нелегко. С одной стороны ему было неприятно писать о пошлой жизни среднестатистических буржуа, с другой – он пытался сделать это, как можно лучше, чтобы показать читателю всю подноготную провинциальной мещанской жизни.

Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини – Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности. Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, «при всей своей восторженности» , была натурой «рассудочной» : «в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке – слова романсов, в книгах волнения страстей...» . «Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер – с тонкостью переживаний» .

Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего её мира. Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца – бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа – доброго, ничем, кроме неё, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами. Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает её жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.

Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и её отец, обладает заурядной внешностью. Эмма называет дочь Бертой – в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала – и практически забывает о ней. Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.

Первая влюблённость в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали. На людях она «была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты – учтивостью, беднота – сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти» . На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная «душевная вялость» и неопытность Леона.

После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой её вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника – Родольфа Буланже. Эмма видит в тридцатичетырёхлетнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего её отношения с Родольфом переходят в статус «семейных» . При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.

Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого – Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.

Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всем. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, всё ли её устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство. Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нём что-то положительно, он неизменно разочаровывает её – своей душевной чёрствостью, своей врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.

Для Гюстава Флобера характерен интерес к внешней стороне мира, объективность к этому внешнему миру, также восприятие различных сторон общества. Главными принципами изображения в его романах является бесстрастие и беспристрастие. Эти принципы и ведут к объективности.
Выбрав позицию автора - повествователя, Флобер не проявляет себя в произведении. Это и есть главное новшество Флобера в теории романа. По поводу "Госпожи Бовари" он писал: “Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного чувства, ни одного размышления автора”. И действительно, в романе нет обращений автора к читателю, нет авторских реплик. Авторская позиция раскрывается в самом материале: в сюжете и конфликте, в расстановке персонажей, в стиле произведения.
Флобер делает акцент на изображении характеров, а не обстоятельств. Герой подчёркнуто "деромантизирован". Происходит дегероизация. В романе Эмма Бовари— мечтательная провинциалка, которую окружает совершенно реальная среда. Она неглупа, чувствительна, неплохо образованна, но душа у нее мелкая: обаяние, красота, чувствительность не спасают ее от рокового привкуса мещанства. Флобер не зря дал своему роману подзаголовок “Провинциальные нравы”. Мещанская среда, в которой живёт героиня, порождает у неё иллюзии, надежды и желания, приводящие ее к катастрофе - самоубийству.
Флобер показал общественную психологию своего времени. Автор изобразил среднего героя, которого встречаешь на каждом шагу в повседневной жизни. Сюжет получился обыденный и трагический в одно и то же время. В романе показана эпоха, специфической особенностью которой была пошлость. Как утверждают критики, Флобер обратился к проблеме, открытой еще Бальзаком. «Показать специфику современности — значит показать ее пошлость, следовательно, типичный современный роман должен стать трагедией пошлости».
У Флобера вместо избыточности описаний - поэтика детали. Автор сводит описания к минимуму: есть лишь отдельные штрихи портретов героев (прямой пробор в черных волосах Эммы). Флобер сдержанно и лаконично описывает все перемены настроений своей героини, все этапы ее духовной жизни, стремясь воплотить принципы безличного, или объективного, искусства (как я уже сказала выше). Он не облегчает читателю задачу определения авторского отношения к описываемым событиям, не дает оценок своим персонажам, полностью выдерживая принцип самораскрытия героев.
Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником - Родольфом, затем со вторым - Леоном, коварный ростовщик - Лере, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Как итог - трагическая развязка. Разочаровавшаяся в любовниках, вконец разоренная ростовщиком, испугавшаяся публичного скандала, не смеющая раскрыться в своих преступлениях доверчивому мужу, жена-прелюбодейка кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком.
Эмма - личность трагическая. Она пыталась восстать против ненавистной ей действительности. Но эта действительность её и поглотила. «Эмма Бовари оказалась типом и символом современности. Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности» Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной — неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление к любви и неизбежно связанное с ним страдание. Её спасает и не дает раствориться в окружающей ее пошлости только одно — жажда идеала, сила ее иллюзий.
Главный конфликт романа - конфликт мечты и действительности. А разрешается этот конфликт не романтически.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

"Госпожа Бовари - это я," - говорил Флобер. Что же привлекательного нашёл великий писатель в этой героине, которая лгала собственному муж, была безразлична к родной дочери, без зазрения совести тратила деньги и всю жизнь сожалела о своём замужестве, так и не поняв, к чему стоит стремиться в жизни, кроме страсти, которая рано или поздно проходит?

« Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты - учтивостью, беднота - сердечностью." Это похвала или злая насмешка над женщиной, которая была разочарована в семейной жизни? Кто такая госпожа Бовари? Она рано вышла замуж. Будучи воспитана на сентиментальных романах, Эмма оказалась абсолютно не готова к реальной жизни. Она ждала чуда, страсти, именно такой страсти, которая описана в книгах. Душа Эммы рвалась куда-то, но она сама не знала, что делать с тлеющим внутри чувством неудовлетворённости жизнью.

Можно осудить главную героиню за дурной нрав, за ложь, которой оказалась полностью окутана её жизнь. Со строгой критической точки зрения, Эмма - женщина, которая сама не знала, чего хочет. Её тоска была неосязаемой, а сознание слишком поверхностным, чтобы оценить чувства мужа. Ей хотелось страсти, но она и сама не представляла в полной мере, что это такое Что ей не нравилось в Шарле? Он был заурядным человеком, врачом, ничем не отличавшихся от других горожан. Быт затягивал Эмму, она стремилась вырваться, но мужа её вполне устраивала такая жизнь. Он был счастлив. Он не понял, что жена мечется в поисках чего-то иного, о чём и сама не знает. Шарль ничего не понял, не увидел. Он любил Эмму слепо, но о близости духовной тут речи и быть не могло. Эмма этого не понимала, но чувствовала. Она была не столь умной женщиной, чтобы понять, что ей нужна не просто страсть. Она тосковала по истинно глубоким отношениям. Такой вначале кажется любая влюблённость, но проходит время, и только тогда становится ясно: пустая страсть сжигала людей, или они смогли пронести глубокие чувства друг к другу через годы. Оба романа с любовниками Эммы не выдержали испытания временем. Она надоела и богатому искушённому жизнью Родольфу и молодому Леону. Эмма не смогла стать им необходимой, нужной, любимой. Оба тешились своей гордыне связью с интересной женщиной, но сама Эмма и не подозревала этого. Эмма не видела и не понимала, что муж действительно её любит. У Шарля не хватало сентиментальности, чтобы выразить ярко свои чувства, но что может трепетнее сказать о любви, чем забота и прощение, которыми окружил Эмму. Чем так не нравился Шарль жене? «"...Необходимость принять решительные меры повергала его в крайнее смятение.» Видимо, эта нерешительность так раздражала Эмму. Она ждала, что рядом с ней появится настоящий мужчина, но не могла разглядеть в Шарле ничего привлекательного Эмме чужда была жалость, которая так часто приводит женщин к истинной любви. Она не жалела никого: ни мужа, ни дочь, ни отца. Эмма родила девочку, но настоящей матерью так и не стала. Удивительный парадокс в образе Эммы делает её образ двойственным неоднозначным: она ждала любви, искала её, но в глубине души Эмма не готова была стать матерью, даже появление дочери не изменило ничего. Эмма думала всю жизнь об одном человеке - о себе. Жажда жизни разжигала страсти в её сердце, гордость не давала смириться с обыденным мещанским существованием, а тем временем дочь росла, не зная материнской любви, той любви, о которой Эмме даже не приходило в голову мечтать. Эммой овладевало желание полноценной жизни, переполняющая её энергия не находила выхода. Неуспокоенность, поиск чего-то иного, лучшего - вот что может оправдать госпожу Бовари, как-то объяснить её мятежный образ жизни. Семью Бовари окружали духовно нищие люди. Эмма не была достаточно образована, чтобы вынести им такой приговор, но сердце её чувствовало, что это именно так, поэтому она и не находила себе покоя в тихой городской жизни, где минуты плавно перетекали в года и ничего никогда не менялось. Героиню романа нельзя назвать положительной или отрицательной. Её распутный образ жизни, её отношение к собственному ребёнку, бесконечная ложь мужу - всё это сложно оправдать. Но Эмма жаждала полноценной жизни, искала счастья, не думая о тихой гавани, которую ей предоставила судьба, её душа была слишком переполнена жизнью. Измены Эммы - это вид бунта, единственно доступный женщине в то время. Это протест, протест неосознанный, против обыденности и ограниченности, которые неизбежно сопровождали существование горожан. Эмму Бовари невозможно однозначно осуждать, потому что её особенная внутренняя гордость тоже может внушать уважение. «Меня можно погубить, но меня нельзя купить» - сказала Эмма местному нотариусу, предлагавшему ей деньги в обмен на услуги любовницы. Душа Эммы всё-таки была жива, полна надежд, она страдала, не видя" выхода в жизни. Эмме Бовари не было места среди мещанского тихого быта, но и к другой жизни она не была готова, потому что положение в обществе не позволяло таким женщинам вырваться из пут социального положения. Какой бы ни была Эмма Бовари, её душа не была черства, сердце жаждало жизни, а энергия не находила выхода. В этом трагедия женщин того времени.

Дочь самого обыкновенного, хотя и довольно состоятельного фермера. Девушка получает воспитание в монастыре, где постоянно читает старинные книги о прекрасных дамах и благородных, смелых рыцарях, всецело им преданных. Наивная Эмма даже не сомневается в том, что обязательно встретит на своем жизненном пути именно такого безупречного рыцаря, красивого и храброго, который будет готов совершить ради нее любой подвиг. Она абсолютно не представляет себе реальной жизни, и именно это обстоятельство становится главной причиной последующей трагедии в ее судьбе.

Мужем Эммы становится самый обыкновенный человек Шарль Бовари, не обладающий ни выдающимися внешними данными, ни светскими манерами. У Бовари имеются некоторые лекарские навыки, хотя настоящего образования у него и нет. Шарль безумно влюблен в молодую жену, он согласен трудиться день и ночь для того чтобы она ни в чем не нуждалась, однако Эмма с ее идеалистическими представлениями оказывается не в силах оценить любви и преданности этого простого человека, она мечтает о другом, а Шарль ее запросам совершенно не соответствует. Сам Бовари с самого начала повествования выглядит достаточно жалким, хотя он и не заслуживает столь презрительного и неприязненного отношения со стороны супруги.

Эмма очень быстро разочаровывается и в муже, и в семейной жизни в целом, продолжая грезить о «настоящем мужчине». Когда она встречает юного Леона, он вызывает у нее живейший интерес, поскольку, по крайней мере, не похож на Шарля, но робкий молодой человек лишь смотрит на нее с восторгом, не в силах сделать ни единого шага навстречу. В период их первого знакомства никаких отношений не завязывается, для Эммы все ограничивается только мечтами.

В случае искушенного, циничного Родольфа все получается совсем иначе. Он видит с первого же взгляда, насколько госпожа Бовари наивна, насколько она не знает жизни и в особенности мужчин, и понимает, что победа над этой женщиной не составит для него никакого труда. Эмма действительно сближается с ним без всякого сопротивления, и Родольфу вскоре надоедает ее чрезмерная привязанность, которую она не в силах скрывать, ее преданность и обожание. С самого начала ясно, что эта связь долго не продлится, и Родольф разрывает отношения точно так же, как многократно делал это и до Эммы. Для него в этом любовном эпизоде нет ничего особенного, тогда как героиня романа от потрясения едва не теряет рассудок.

Следующая встреча с уже несколько повзрослевшим Леоном приводит к тому, что Эмма сама, став довольно опытной женщиной, соблазняет его. Еще один роман в жизни госпожи Бовари, который тоже в итоге ничем не заканчивается, но в этом случае ситуация осложняется также требованиями кредиторов, ведь Эмма, покупая себе в долг дорогие наряды и бездумно разбрасываясь деньгами, приводит и себя, и мужа к полному разорению. То, что оба любовника от нее при этом отворачиваются, нисколько не удивляет, этого следовало ожидать, ни один из них и не планировал с нею серьезных и длительных отношений и, разумеется, не собирается решать ее проблемы.

Потеряв все и окончательно отчаявшись, Эмма сводит счеты с жизнью. Ее уход фактически убивает и несчастного Шарля, он даже не пытается вспомнить о том, что у него осталась дочь, что о ней необходимо позаботиться. Равнодушие героев этого романа к своему ребенку вообще кажется странным, мировоззрение Эммы нисколько не меняется после рождения девочки, а ее муж по-прежнему сосредоточен только на супруге. Жизнь Шарля заканчивается вместе со смертью жены, он абсолютно не способен взять себя в руки, к тому же он узнает о том, что Эмма его обманывала, встречаясь с другими мужчинами, хотя это было и ранее очевидно, Бовари лишь не хотел ничего замечать в своей слепой любви.

Шарль становится такой же жертвой крушения иллюзий в результате столкновений мечтательности с реальностью, как и его жена, финал обоих супругов весьма печален. Автор показывает читателям, какой трагедией может обернуться отсутствие представлений о настоящей жизни, длительное существование в вымышленном мире, как это произошло с Эммой Бовари.

Другом – поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке – стал протипом Шарля Бовари. Его вторая жена – Дельфина Кутюрье – изнывающая от мещанской скуки, тратившая все деньги на дорогие наряды и любовников и покончившая жизнь самоубийством – легла в основу художественного образа Эммы Руо/Бовари . При этом Флобер всегда подчёркивал, что его роман далёк от документального пересказа реальной истории и времена даже говорил о том, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Всё это время Флобер тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырёхсот. В «Госпоже Бовари», как ни в каком другом произведении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова. Работа над романом далась Флоберу нелегко. С одной стороны ему было неприятно писать о пошлой жизни среднестатистических буржуа, с другой – он пытался сделать это, как можно лучше, чтобы показать читателю всю подноготную провинциальной мещанской жизни.

Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини – Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности. Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, «при всей своей восторженности» , была натурой «рассудочной» : «в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке – слова романсов, в книгах волнения страстей...» . «Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер – с тонкостью переживаний» .

Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего её мира. Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца – бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа – доброго, ничем, кроме неё, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами. Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает её жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.

Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и её отец, обладает заурядной внешностью. Эмма называет дочь Бертой – в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала – и практически забывает о ней. Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.

Первая влюблённость в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали. На людях она «была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты – учтивостью, беднота – сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти» . На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная «душевная вялость» и неопытность Леона.

После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой её вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника – Родольфа Буланже. Эмма видит в тридцатичетырёхлетнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего её отношения с Родольфом переходят в статус «семейных» . При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.

Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого – Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.

Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всем. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, всё ли её устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство. Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нём что-то положительно, он неизменно разочаровывает её – своей душевной чёрствостью, своей врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.

Запутавшись в чувствах, Эмма одновременно путается и в деньгах. В начале она покупает вещи для себя – чтобы развлечься, успокоиться, приблизиться к красивой жизни; затем начинает делать подарки любовникам, обустраивать своё любовное гнёздышко в Руане, транжирить деньги на чувственные удовольствия. Финансовый крах приводит Эмму к краху духовному. Она всей душой ощущает моральное превосходство мужа, и намеренно уходит из жизни, в которой так и не нашла счастья. Шарль прощает жене измены и потерю состояния. Он любит её вопреки всему, и умирает вслед за ней, потому что жить без неё не может.

Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”. Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие “Обломова” как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была задумана автором как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой в послереформенной России, бытом и нравами различных слоев общества, подобно тому, как несколькими десятилетиями ранее другой русский писатель, Н. В. Гоголь, задумывал “Мертвые души”. Однако Н. А. Некрасов (как и Гоголь) так и не окончил свое произведение, и оно предстало перед читателем в виде отрывочных глав. Но даже незаконченная поэма дает довольно полную и объективную картину положения крестьян, того, чем они жили и во что верили после отмены

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей XX века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни. Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислушиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его. Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современной русской литературе, проблемам, которые