Икона «Трех радостей»: фото, значение, в чем помогает. Божья Матерь «Три радости»: значение, в чем помогает и о чем ей молятся

Главной святыней нашего Храма является икона Божией Матери "Трех Радостей".

На ней изображена Божия Матерь с Младенцем Христом, Святой Иоанн Креститель и Святой праведный Иосиф Обручник.

Каждую среду перед этой иконой совершается молебен с чтением акафиста, во время которого икона выносится из алтаря для поклонения. На молебен приезжают люди со всей Москвы и из других городов, чтобы помолиться о помощи находящимся в заключении, о семейном благополучии, о возвращении долгов.

История образа

Во времена Петра I (начало XVIII в.) один живописец был послан на учебу в Италию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию итальянской иконы "Святое Семейство" кисти Рафаэля и оставил ее у своего родственника --- настоятеля Храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник поместил икону на паперти Храма.

Прошло около сорока лет. У одной благочестивой женщины муж оказался оклеветанным и отправлен в ссылку. Как следствие этого, имение было отобрано в казну. В довершение всех бед ее единственный сын попал во вражеский плен.

Бедная женщина долго взывала к Пресвятой Богородице с просьбой помочь в этих бедах. И вот однажды, во время молитвы, она услышала голос: “Найди икону ”Святое Семейство” и помолись пред ней!..” Страдалица нашла икону на паперти Храма Святой Троицы на Грязех и помолилась перед ней. И очень скоро она получила три радостные вести: муж ее был оправдан, имение возвращено, а любимый сын вернулся из вражеского плена. Именно после этого икона и получила свое название “Трех Радостей”.

Икона полюбилась русскому народу, особенно ее почитали на Дону и Кубани. Считалось, что молитва перед ней помогает возвращению домой загулявших казаков.

Со временем появились списки этого образа, сделанные в русской иконописной традиции. При этом Иоанн Креститель и праведный Иосиф Обручник изображались, как правило, по разные стороны от Пресвятой Богородицы.

При перестройке храма в 1861 году центральный придел был освящен в честь этой иконы.

Судьба иконы после закрытия Храма неизвестна.

Икона в наше время

При открытии Храма в 1992 году, так же как и в другие открывающиеся храмы, общине было передано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. Никакого отбора при этом не производилось, среди "случайно" переданных икон оказался аналойный образ "Трех Радостей" – список середины XIX века.

Кроме этого образа, был написан список, выполненный в русской иконописной традиции. В середине 1996 года в Храм был передан машинописный экземпляр Акафиста перед Иконой. Стали подниматься споры: не начать ли еженедельно читать этот Акафист? В разгар этих споров перед “русской” иконой сама зажглась лампада. И с этого времени каждую среду стали совершаться молебны с акафистом перед образом "Трех Радостей", который по этим дням выносится из Алтаря.

ТРОПАРЬ, глас 4:

От святыя иконы Твоея, радости неизреченныя преисполнила еси сердце благочестивыя жены. О, Пречистая Владычице мира, Всемощная Царице радосте, Приснодево, твари, егда возвратила оной, - и мужа, и сына, и достояние ея, такожде и всем нам милосердствуеши, даруй исполнение благих желаний, источая приснотекущий источник радости, молящимся Тебе и вседушно вопиющим: радость всему миру родившая, радости исполни неоскудевающей чтущих Тя.

МОЛИТВА

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником --- вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех --- утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим --- совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным --- надежду и терпение; в радости и изобилии живущим --- непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни --- исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.

В сказании об иконе повествуется, что в начале XVIII века, как это часто практиковалось в петровское время, некий живописец был послан на учебу в Италию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию иконы «Святое Семейство» и оставил ее в Москве у своего родственника, настоятеля храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник пожертвовал образ в свою церковь и поместил его над входом перед папертью.

Сорок лет спустя одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты: оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная женщина искала отрады в молитве и просила Царицу Небесную быть Заступницей за невинных страдальцев. Как-то раз она услышала во сне голос, повелевавший ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Скорбящая дама долго ходила по московским церквам в поисках желанной иконы, пока не набрела, наконец, на Троицкую церковь на Покровке. Здесь, на паперти, она обнаружила долгожданный чудотворный образ. После усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона и получила свое утешительное название «Трех Радостей».

Троицкий храм на Грязех, где до революции хранилась чудотворная икона, неоднократно перестраивался. В середине XIX века по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства ктитора церкви Е.В. Молчанова в 1861 году был возведен каменный храм, достоявший и до нашего времени. 10 декабря того же года святителем Филаретом, митрополитом Московским, был освящен главный престол в честь иконы Божией Матери «Трех Радостей», или Собора Богородицы, являющийся и поныне единственным престолом в честь этого святого образа.

Известно, что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списков образа являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Он был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобного Сергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожденной Тютчевой), бывшей первой воспитательницей ее сына великого князя Сергея Александровича. После смерти Марии Федоровны образ был возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Вскоре фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великой княгини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакова написала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, и который, вместе с тем, и Ваш покровитель».

Судьба образа Божией Матери «Трех радостей» после закрытия Троицкой церкви в декабре 1929 года неизвестна. В 1992 году здание храма было возвращено верующим, а при его открытии общине было прислано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. Чудом Божиим среди переданных икон, между которыми не производилось никакого отбора, оказался аналойный образ «Три Радости», список середины XIX века.

В 1996 году в тот же храм Живоначальной Троицы на Грязех принесли акафист иконе Божией Матери «Три Радости», вызвавший на приходе споры о том, стоит ли продолжать по установившейся традиции читать акафист святителю Николаю Чудотворцу или заменить его акафистом чтимой храмовой иконе. В разгар обсуждений перед новым образом «Трех Радостей», написанном в начале 90-х годов XX века в русской иконописной традиции, сама собой возгорелась лампада. Приняв это чудо как явное указание Божие, священнослужители Троицкой церкви с тех пор по средам совершают еженедельный молебен с акафистом перед старинной чтимой иконой «Трех радостей», которая в это время выносится из алтаря.

Образ Божией Матери «Три радости» издревле полюбился русскому народу. До революции икону особенно почитали на Дону и Кубани, так как считалось, что молитва перед ней помогает возвращению домой лихих казаков. Под особым покровительством образа Божией Матери «Трех радостей» пребывают люди, оставшиеся в одиночестве, оказавшиеся в плену и на чужбине. Известны случаи благодатной помощи от иконы военнослужащим, находившимся в горячих точках России. Икона считается заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом, а также верной охранительницей семейного благополучия.

Празднование образу Божией Матери, именуемому «Три Радости», совершается 26 декабря / 8 января в день Собора Богородицы, следующий день после Рождества Христова.

Первоначальный образ Пресвятой Богородицы «Трех радостей», написанный Рафаэлем или кем-то из представителей рафаэлевской живописной школы, ближе всего стоит к серии известных полотен прославленного мастера, изображающих Деву Марию в окружении Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Среди них - знаменитая луврская «Прекрасная садовница» (ок. 1507-1508 гг.), «Мадонна в зелени» (ок. 1505 г., Вена, Художественно-исторический музей). На обоих полотнах, так же, как и на образе, названном впоследствии «Три радости», отсутствует изображение Иосифа Обручника, появившееся уже на русских иконах.

После прославления образа Богородицы «Трех Радостей» многие списки с иконы стали писать в древнерусской иконописной традиции. По сравнению с итальянским прототипом, Младенец Христос на этих образах обычно изображался на руках Богоматери в зеркальном отражении - с левой стороны, а Иоанн Креститель и Иосиф Обручник писались по разные стороны от Богородицы с Младенцем.

Помимо двух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (ул. Докукина, 15) и в домовой церкви Софринской бригады оперативного назначения МВД России.

В 1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон и церковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них туда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.

В жизненном укладе Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД РФчтимый образ Божией Матери «Три Радости» занял подобающее место. Икона выносится на плац или в актовый зал в особые случаи жизни бригады - День бригады и День памяти погибших софринских воинов, а также при отправке бойцов в командировки и во время молебнов и Крестных ходов - в благословение и помощь военнослужащих.

Тропарь, глас 4

От святыя иконы Твоея, радости неизреченныя / преисполнила еси сердце благочестивыя жены. / О, Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царице радосте, Приснодево, твари, /егда возвратила оной, - и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, /источая приснотекущий источник радости, молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / радость всему миру родившая, // радости исполни неоскудевающей чтущих Тя.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником - вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим - совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни - исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Рубрики:
Метки:

Процитировано
Понравилось: 3 пользователям