Ведь ты не знаешь что такое жизнь. Как появилось стихотворение «Собаке В. И. Качалова»

Как известно любому любителю творчества Сергея Александровича Есенина, он был любимцем у женщин. И это обстоятельство очень сильно влияло на его жизнь. У многих современных критиков возникает вопрос: «Что же так привлекало в Есенине противоположный пол?». И на это тоже есть определенные ответы…

Первым делом хотелось бы отметить его изысканную и неотразимую внешность, которая привлекала и притягивала женщин. Не менее важная причина – это умение вести разговор. Как ранее писали современники Есенина в своих очерках, голос поэта способен был завораживать и притягивать к себе девушек.

Сергей мог создать притягательную беседу не только с противоположным полом. Выросший в деревне, поэт без труда находил общий язык и с домашними питомцами. Наиболее ярким примером такого общения является стихотворение, которое он посвятил собаке Качалова. Создано данное произведение в 1925 году, когда писатель был в самом расцвете сил и уже имел жизненный опыт.


Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Чем интересна история создания творения «Собаке Качалова»?

В произведении написана истинная правда. Да, на самом деле существовала такая собака в то время, и звали ее Джим. Жила она в доме известного на то время актера Василия Ивановича Качалова, которого знали практически во всем мире за его театральное мастерство.

Сергей Есенин был в дружеских отношениях с актером и часто посещал его дом. Следует отметить, что домашние питомцы всегда чувствуют доброжелательность, исходящую от хороших людей. Именно поэтому собака очень быстро полюбила приходящего гостя и сильно привязалась к нему.

Домашний питомец с нетерпением ждал очередной встречи с Есениным, а поэт, в свою очередь, всегда приносил псу разнообразные деликатесы. Именно так и появились дружественные связи не только с хозяином дома, но и с его псом.

Следует также отметить, что произведение, созданное Сергеем Есениным и посвященное собаке не такое уж и нежное, как кажется на первый взгляд. В стихотворении прослеживается печальный подтекст.

Особенности первой части стихотворения «Собаке Качалова»

Как стало уже известно спустя долгие годы, за поэтом Сергеем Есениным в то время следили государственные службы. Он это понимал и чувствовал, поэт знал, что такое отношение к нему властей ничем хорошим не закончится. Это навевало грусть и определенную несуразность.

Душевное состояние в годы создания произведения также было навеяно печальными нотами из-за разрыва с Айседорой Дункан, которая была важным человеком в его жизни.

Возможно, именно эти события и повлияли на то, что начало произведения о псе начинается весьма строго. В сюжете автор предлагает собаке вместе с ним повыть на луну.

С первого взгляда читателю должно было показаться, что Есенин обязан быть веселым и жизнерадостным, ведь он оказался в теплой обстановке дома у своего друга. Вместо этого, речь идёт о житейских сложностях, и автор начинает изливать собаке свою душу. Он объясняет псу, что тот совсем не знает настоящей жизни.

Эти особенности указывают на то, что у именитого красавца того времени в момент написания произведения было очень тоскливо на душе. Уже с первых строк отслеживается печальный негатив, и нет никакого намека на позитивные эмоции.

Особенности второй части стихотворения «Собаке Качалова»

Стихотворение практически полностью пронизано грустью и сожалением. Подтверждение того, что именно женщина является виновницей его грустного состояния находится в последних строчках произведения. Строфы своеобразно убеждают читателя, что причина подавленного душевного состояния, в его отношениях с какой-то девушкой.

Следует отметить, что накануне написания стихотворения, в 25-м году прошлого столетия, автор познакомился с армянской учительницей. Произошло это в городе Батуми и звали ее Шаганэ Тальян. То, что девушка запала поэту в душу, подтверждается посвященными именно ей строками. Ранее Есенин написал произведение – «Шагане ты моя, Шагане». Но вероятность того, что это о ней грустит поэт, старалась развеять сама Шагане, когда заявляла, что у них с Сергеем никогда не было романа.

В момент написания произведения «Собаке Качалова» Сергей Есенин уже расстался с девушкой. Женщина же, на всю Россию опровергла его слова, что якобы у них был роман. Она сказала, что у них были лишь дружеские отношения. Следует отметить, что натура Есенина была весьма влюбчивой, поэтому многие биографы считают, что версию про дружбу можно отбросить.

Чем интересны заключительные строки произведения?

Как бы ни было на самом деле, последние строки произведения «Собаке Качалова» наиболее полно и красочно рассказывают о том, что именно печальная любовь была причиной создания стихотворения. Отношения, возможно и безответные, послужили поводом для создания шедевра.

В сюжете, точнее, в его заключении, Есенин хвалит пса, говоря, что он красив, и особое внимание уделяет его шерсти, которая бархатистая и ее весьма приятно гладить. Автор также отмечает, что красота собаки привлекает всех, кто приходит в гости к Качалову, каждый желает погладить домашнего питомца.

В произведении имеется описание многих достоинств животного, которые красиво расписаны Есениным. Здесь же автор описывает и самого себя, говорит, что якобы сам доверчив и имеет открытую душу. Эти своеобразные качества совмещены с качествами присущими и собаке, поэтому создается ощущение, что автор хотел показать определенное сходство животного и человека.

В последних строках произведения поэт начинает задавать вопросы домашнему питомцу. Он интересуется у него, посещала ли их дом та женщина, которая обычно грустна и безмолвна. По мнению автора, хотя пес Джим за свой век видел многих гостей, эту женщину он не мог не запомнить.

При формировании вопроса отслеживается своеобразная надежда. Читатель сразу же чувствует, что расставание с молодой девушкой привело поэта к душевному расстройству.

Некоторые критики приводят в качестве примера и иное развитие событий. Возможно, Сергей Есенин в то время сильно страдал от неразделенной любви. Данная версия считается неправдоподобной, ведь он считался весьма популярным среди противоположного пола и с легкостью мог влюбить в себя любую.


Следует отметить, что симпатию к Есенину проявляла даже его литературная секретарша, которую звали Галиной Бениславской. Эта женщина любила поэта на протяжении долгих лет, и готова была делить его с другими женщинами, главное, чтобы он всегда был возле нее. Она боялась потерять Есенина.

Даже после того, как поэт умер, она не смогла пережить потерю. Женщина отправилась на кладбище, где был похоронен молодой поэт, оставила записку, в которой писалось о том, что Галина просит похоронить ее возле него. После чего застрелилась.

Исходя из вышесказанного, можно сделать логический вывод, что версия критиков о неразделенной любви – это полный бред.

Кто же все-таки был музой для поэта?


Следует также отметить, что в то время, когда писалось стихотворение, официально Сергей Есенин не был свободен. Он был связан узами брака с Софьей Толстой. Данное соединение тяготило поэта, так как в отношении к ней он не испытывал никаких особенных чувств.

Так что же сподвигло к тому, что тематика стихотворения сложилась именно в такой духовной направленности? Как видно из вышесказанного, причин этому могло быть несколько. На момент создания произведения он расстался со своей женой – Айседорой Дункан. Сергей Есенин очень сильно любил свою родину, и не смог приспособиться к жизни танцовщицы. Он принял решение оставить Дункан и уехать в Россию.

Следует отметить, что стихотворение «Собаке Качалова» слушал внимательно и сам пес Джим. Перед ним автор каялся в своих совершённых делах. Он рассказывал псу, как обижал некоторых женщин, которые проявляли чувства к нему.

Вероятно, Сергей Александрович сделал собирательный образ любимой женщины, но именно этот стих стал очень известным благодаря той искренности и трогательности, которые поэт вложил в лирические строки.

Эдуард Асадов

«Дай, Джек, на счастье лапу мне»

Этой знаменитой, чуть измененной строкой частенько приветствую я Джека - моего давнишнего и задушевного приятеля, впрочем, теперь даже, может быть, уже и друга.

Никакой прославленной родословной у него нет. Джек - откровенная помесь чистокровной лайки с плебейской дворнягой. Но смотреть на него свысока было бы просто неприлично. С полной убежденностью говорю, что ни красотой, ни редким собачьим обаянием Джек абсолютно не уступил бы знаменитому качаловскому Джиму. А что до доброты и смышлености, то, честное слово, еще не известно, кому бы пришлось отдать пальму первенства!

Всякий раз, увидев меня на прогулке, Джек на мгновение замирает, затем, радостно взвизгнув, кидает вперед свое короткое, сплетенное из упругих мышц тело. И вот уже черной торпедой летит он вдоль улицы, почти не касаясь земли, все больше и больше набирая скорость. Метра за два до меня он делает толчок и, пролетев по воздуху оставшееся расстояние, носом и передними лапами вонзается в мой живот. Вслед за этим начинается что-то вроде радостно-первобытной пляски. Джек крутится со скоростью небольшой динамомашины, подпрыгивает, ставит на меня передние лапы, совершает самые замысловатые пируэты, идущие порой вразрез с элементарными законами физики, и изо всех сил старается непременно лизнуть меня в нос. И если, невзирая на мои протесты, ему это иногда удается, то восторгу Джека не бывает границ. Мы действительно давние и преданные друзья. Началось же это все с одного морозного, очень памятного, но не слишком приятного для меня вечера.

Подмосковный поселок Переделкино состоит, в основном, из писательских дач. А в центре его, так сказать, средоточье литературной мысли - Дом творчества, основным отличием которого от домов отдыха является то, что тут не столько отдыхают, сколько работают. Правда, не все. Обширный лесной участок дома обнесен высоким забором. Радиально от дома в разных направлениях бегут асфальтированные дорожки. Одну из них несколько лет тому назад я и облюбовал для своих ежедневных прогулок. Дорожка эта от веранды катится по участку под старыми тополями и соснами мимо нескольких коттеджей до небольшой калиточки, выходящей на улицу Серафимовича. Весь путь - двести пять моих шагов. Примерно полтораста метров. Дорожку эту я изучил досконально. Знаю на ней каждую ямочку и бугорок и топаю из конца в конец так же уверенно и привычно, как по своей квартире. Заложу руки за спину и шагаю летом по асфальту, зимой по утоптанному снегу туда-обратно, туда-обратно… Воздух славный, хорошо. Маршрут не только изучен, но и прохронометрирован. Тринадцать раз туда и тринадцать обратно - ровно час. Часов можно не вынимать. Все точно.

Случай, о котором я хочу рассказать, произошел, если мне память не изменяет, в декабре 1975 года. После относительно теплых, пушистых белоснежных дней стали закручивать холода. Мороз, как молодое хорошее вино, с каждым днем все больше и больше набирал градусы. В тот день ртутный столбик термометра съежился от стужи до такой степени, что спрятал свое заиндевевшее темечко где-то под фиолетовой цифрой 23 и в нерешительности замер: опускаться еще ниже или восстать против Деда-мороза и непокорно поползти вверх? Однако вышеупомянутый дед шутить не собирался и к вечеру упрятал макушку столбика под отметку 25. Так сказать, знай наших! Характер у деда серьезный.

Впрочем, если говорить обо мне, то я на свой характер тоже не собираюсь пенять. Без всяких колебаний, как всегда, ровно в девятнадцать тридцать я вышел на свою ежедневную вечернюю прогулку. Воздух был настолько морозным и звонким, что поезд, стучавший по рельсам километрах в двух отсюда, катился, казалось, совсем рядом, в трех шагах от тропы. Ольха и березки так замерзли, что как-то по-старушечьи сгорбились от стужи, прижались друг к другу макушками и опустили на тропу свои бессильные заиндевелые руки. Только сосны стояли прямые, важные и сосредоточенные. Даже в мороз они о чем-то думали. Мне кажется, что сосны постоянно о чем-нибудь размышляют… Когда же мороз их особенно донимает, то они недовольно потрескивают и сыплют вниз серебристую пыль.

Надо сказать, что вечер был не только студеным, но и удивительно тихим. Тишина эта усиливалась еще и тем обстоятельством, что все обитатели Дома были в кино, так что в саду, кроме меня, не было ни души. Заложив руки за спину, как всегда, ровным шагом ходил я по тропе и сосредоточенно обдумывал сюжет одного моего будущего стихотворения. Снег от холода не скрипел, а как-то звонко и весело повизгивал под ногами. Думать это не мешало, наоборот, равномерные звуки рождали какой-то ритм, помогали словно бы чеканить слово. Помню, что сначала мне не удавалось ухватить что-то главное. Оно все время, как будто дразня, появлялось где-то, ну совсем рядом, но, как только я протягивал за ним мысленно руку, мгновенно растворялось в холодном мраке. Но вот что-то стало налаживаться. Мне удалось поймать, как за ниточку, кончик мысли, и клубок начал раскручиваться. Видимо, я настолько углубился в свои думы, что совершенно забыл обо всем окружающем. И, чего уж со мной никогда не бывало, перестал где-то в тайниках моего сознания контролировать свой маршрут.

Как я умудрился выйти за калитку и не заметить этого, до сих пор не могу понять. Спохватился я только тогда, когда вдруг совершенно подспудно почувствовал что-то неладное. Моя тропинка оказалась вдруг неожиданно непривычно длинной. Ни веранды, ни калитки по концам ее не было. Я прошел еще немного вперед и остановился. Под ногами была не узенькая, знакомая тропа, а разъезженный машинами широкий и ухабистый путь…

Стало совершенно ясно, что я пришел куда-то совсем не туда. Но куда? Вот этого-то я как раз и не знал. Вынул часы, нащупал в темноте стрелку: ровно двадцать один ноль-ноль. Положение и дурацкое и драматическое в одно и то же время. Для человека, который, так сказать, может без труда обозревать окрестности, уйти за две-три сотни шагов от калитки - просто-напросто мелочь и чепуха! Но вот человеку в моем положении, при двадцатипятиградусном морозе, оказаться поздним вечером, при полном безлюдье, вдали от знакомой тропы - это едва ли не то же самое, что парашютисту опуститься зимней ночью в незнакомом лесу.

Решил немного постоять на месте. Может быть, пройдет мимо какая-нибудь живая душа. Но никакая «душа» мимо не прошла, а моя начала все больше и больше остывать. Вскоре стоять на месте стало попросту невозможно. Идти? Но куда? Вокруг канавы, сугробы и какие-то заборы. Большинство дач в поселке зимой пустуют. На некоторых есть во дворах только здоровенные, полуодичавшие от холода и одиночества псы, которых раз в сутки, приехав из города, снабжают костями и остатками какой-нибудь каши и снова уезжают в тепло и цивилизацию. Попасть хотя бы случайно во двор такой дачи - не самый надежный способ продлить свои дни. И тем не менее предпринимать что-то надо.

Великий русский поэт и любимец женщин Сергей Есенин родился в 1895 году, 21 сентября по старому стилю. Что же так привлекало в нём противоположный пол? Во-первых, конечно же, неотразимая внешность. Во-вторых, его умение говорить. По отзывам современников, голос поэта просто завораживал. Он умел красиво беседовать не только с женщинами, но и с животными. Доказательство тому - стихотворение, которое посвятил Сергей Есенин собаке Качалова. Данное произведение он создал в 1925 году.

История написания шедевра

Действительно, в то время жил пёс по имени Джим в доме известного актёра Есенин дружил с артистом и часто бывал у него. Животные чувствуют хороших людей, так и Джим быстро полюбил поэта и привязался к нему. В свою очередь Есенин собаке Качалова часто приносил различные деликатесы. Так между человеком и псом быстро установились дружеские отношения. Однако произведение поэта не такое уж безмятежное. В нём можно найти печальный подтекст.

Есенин, «Собаке Качалова»: анализ первой половины стихотворения

В наше время, за поэтом вели наблюдение люди из комитета госбезопасности. Он это чувствовал, ничего хорошего такое внимание властей поэту не сулило. Его печальное душевное состояние можно объяснить и размолвкой с главной любовью жизни - Айседорой Дункан. Может быть, поэтому Есенин начинает произведение с того, что предлагает псу вместе полаять на луну. Кажется, что поэт должен веселиться в тёплой обстановке, ведь он пришёл к своему другу. Но Сергей изливает свою душу псу. Он говорит животному, что тот не знает жизни. Видимо, в это время у знаменитого красавца было очень тоскливо на душе, раз он с негативом отзывается о жизни. Вот Есенин собаке Качалова и изливает душу.

Анализ второй половины произведения

Подтверждение этим словам можно найти и в последующих строчках, они всё больше убеждают читателя в том, что причина подавленного состояния поэта в то время - женщина. Как раз накануне 1925 года Есенин познакомился в городе Батуми с Шаганэ Тальян - армянской учительницей. В том, что женщина ему действительно нравилась, можно убедиться, прочитав стихотворение «Шагане ты моя, Шагане». К моменту написания стихотворения, адресованного Джиму, поэт расстался с Тальян. Однако она опровергала слухи об их бурном романе и утверждала, что между ними была только дружба. Есенин был довольно влюбчив, поэтому наиболее вероятна версия о том, что их связывала любовь.

Заключительные строки

Как бы то ни было, последние строки произведения красноречиво расскажут о печальной любви, которая послужила поводом к написанию стиха. Но сначала поэт хвалит пса за то, что он красив по собачьим меркам. Есенин пишет о бархатистой шерстке животного, которую так приятно гладить. И это норовят сделать все, кто приходит в дом к великому актёру. И далее продолжает описание достоинств Джима стихотворение Есенина. Собаке Качалова он говорит, что тот доверчив, что у него открытая душа. Можно предположить, что поэт, описывая Джима, приписал ему и свои черты. Он был таким же открытым, простым, привык доверять людям.

О, эта любовь, заставляющая радоваться и страдать

В конце спрашивает у своего четвероногого друга, не заходила ли к ним в гости та, которая всех грустней и безмолвней? Ведь Джим лицезрел много гостей, мог видеть и её. Поэт спрашивает это с надеждой. Чувствуется, что он тяжело переживает женщиной. Можно выдвинуть ещё одно предположение: поэт страдал в это время от Но эта версия кажется совсем неправдоподобной. Ведь у этого мужчины было много женщин, он умел их влюбить в себя. Его обожала даже личный секретарь - Галина Бениславская. Она любила Есенина долгие годы, готова была делить его с другими женщинами, лишь бы не потерять. После того как поэт умер, секретарь не смогла этого пережить. Она пошла к нему на могилу, оставила записку с просьбой похоронить рядом со своим кумиром, после чего застрелилась.

Поэтому версия о том, что стихотворение, которое написал Есенин собаке Качалова, было создано под гнётом неразделённой любви, несостоятельно.

Кто же всё-таки та муза?

Во время написания данного произведения поэт формально был несвободен, в то время его связывали узы брака с Софьей Толстой, но он не любил эту женщину, и этот союз очень тяготил поэта.

Так попробуем все же понять, кому было посвящено стихотворение. На тот момент Есенин расстался с Айседорой Дункан. Она была на два десятилетия старше поэта. К тому же он очень любил свою родину, а потому уехал от Дункан в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед написал своё произведение Есенин. Собаки Качалова стих слушали внимательно, вернее - одна собака - Джим. Перед ней покаялся поэт, так как обидел Галину, сказав женщине, что они могут быть только друзьями, тем и закончив их роман. Ведь она настолько любила своего кумира, что не смогла пережить его кончину. Как бы предчувствуя это, мужчина просит у неё за всё прощения.

«Собаке Качалова» Сергей Есенин

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин . Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью . Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове под Рязанью 21 сентября (3 октября) 1895 года и был на семнадцать лет младше выдающегося артиста. В детстве он учился так же прилежно, как и Вася Шверубович в городе Вильно, рано проявив поэтический дар. Окончив с отличием четырёхклассное училище в родном селе, Сергей поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу. В 1912 году, успешно одолев курс обучения, переехал в Москву.

Преподавать грамоту он не стал, а устроился на работу в мясную лавку к своему отцу, служившему там приказчиком. Поссорившись с ним, Сергей перебрался из лавки на работу в книгоиздательство, а затем в типографию. Одновременно он посещал лекции на историко-философском отделении университета Шанявского и занятия в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». С девятнадцати лет поэт начал печатать свои стихотворения в журналах. Пролетарскую революцию он приветствовал восторженно и написанные им в 1918 году поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица» проникнуты ожиданием преображения России.

В 1925 году поэт Сергей Есенин, наконец-то, познакомился с артистом Василием Ивановичем Качаловым. Он давно мечтал об этом, да всё не складывалось. В гражданскую войну, в июне 1919 года группа артистов Московского Художественного театра во главе с Книппер и Качаловым гастролировала в Харькове и оказалась отрезанной военными действиями от Москвы.

Пробраться в Италию, куда русские артисты были приглашены на съёмки фильма по пьесе К. Гамсуна, они не смогли: в консульстве Константинополя им отказались выдать визы, и пришлось гастролировать в Болгарии и других странах. Только в 1922 году потерявшиеся артисты вернулись на родину и уехали снова на гастроли уже объединённой труппой.

Сергей Есенин в 1920 году после трёх лет брака разошёлся с З. Райх, много пил с «чужим и хохочущим сбродом» и в сборнике стихов «Исповедь хулигана» предстаёт скандалистом, посетителем притонов. Осенью 1921 года он познакомился с прославленной американской танцовщицей Айседорой Дункан, женился на ней и уехал заграницу. С мая 1922 по август 1923 года они находились в Америке, куда приехала и успешно гастролировала труппа Московского Художественного театра. Качалова Василия Ивановича, исполнителя заглавных ролей, пресса называла выдающимся артистом мира.

После возвращения в Россию Сергей Есенин и Айседора Дункан разошлись. Узнав, что труппа МХАТ вернулась в 1924 году с гастролей, поэт загорелся мыслью познакомиться с прославленным артистом, возившим повсюду с собой томик его стихов как напоминание о любимой родине. И вот в один из мартовских дней артист В. Ключарев и писатель Б. Пильняк попросили Василия Ивановича организовать у него дома вечер встречи с Сергеем Есениным, заметив, что поэт с утра пьёт одно молоко, готовясь к возможному знакомству с великим артистом.

Поднимаясь после спектакля по лестнице в свою квартиру, Качалов услышал весёлый лай и радостное повизгивание своей собаки. С первых же минут появления нового гостя с волосами цвета ржи Джим стал проявлять к нему особое расположение, пытаясь лизнуть его в ухо и лицо. Гости долго сидели за столом, спорили о всяких разностях, а потом Сергей Есенин читал свои задушевные творения и рассказывал, как стал писать стихи, как познакомился с Блоком, Гумилёвым: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

Расходились поздно, уже в дверях поэт долго жал и не отпускал лапу Джима, приговаривая: «…трудно с тобой расстаться». Прощаясь с Качаловым, Есенин пообещал написать стихи о его собаке. Спустя несколько дней поэт зашёл к Василию Ивановичу в его отсутствие, празднично одетый, с шёлковым цилиндром на голове, чтобы прочитать строки, посвящённые Джиму. Вскоре церемония повторилась, и появилось знаменитое стихотворение «Собаке Качалова»: «Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне на тихую бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

Сергей Есенин так привязался к Джиму, что во время своей болезни бредил им и говорил докторам: «Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезёт её сюда, то я сразу же поправлюсь». Качалов не привёз своего добермана на летние гастроли в Баку, и Есенин был очень расстроен, но выкарабкался и пришёл в театр навестить Василия Ивановича. Вскоре поэт ещё раз женился и пригласил заслуженного артиста на «мальчишник». Они подружились, и Есенин всегда просил через приятелей «Качалову кланяться. И Джиму — обязательно». Передал свой последний поклон поэт «золотой бревенчатой избы» и в декабре 1925 года из Ленинграда накануне своего странного «подведения итогов».

Он чувствовал обречённость и отчуждение после своей поэмы «Страна негодяев». Его не приглашали на литературные диспуты, обвиняли в прессе в пьяных драках, установили наблюдение. В ночь на 28 декабря закончилась жизнь Сергея Есенина. Не принесла поэту счастья лапа Джима, а «отмщенье за гибель на том берегу» всего лишь отмщенье…

Источники: БСЭ, ЖЗЛ «Качалов»