Последняя встреча одинцовой. Роль эпизода объяснения базарова с одинцовой

/ / / Признание Базарова в любви к Одинцовой (анализ эпизода 18-ой главы романа Тургенева «Отцы и дети»)

В своем грандиозном романе «Отцы и дети», И.С. Тургенев затронул именно те проблемы, которые волновали его душу больше всего.

Конечно, особую волну эмоций в авторе вызвало новое течение нигилистов, которое быстрыми шагами распространялось среди молодежи. Именно поэтому, своего главного героя – , писатель также относит к нигилистам, к поклонникам естественных наук.

Кроме этого, в романе прослеживаются и другие проблемные линии. Читатель наблюдает за любовными взаимоотношениями между мужчинами и женщинами, за столкновением интересов старого и нового поколения, за конфликтами отцов и детей. Все эти вопросы раскрыты в романе достаточно ярко и образно.

Восемнадцатая глава романа открывает перед читателями сцену разговора Евгения и Анны. Именно во время этой беседы, Базаров признается в чувствах любви к Одинцовой.

Казалось бы, ярый нигилист, который отвергал чувства и эмоции, который отказывался верить в любовные отношения, попался на крючок судьбы.

После своего признания, Евгений безумно злился. В одно время он обвинял в своей злобе Анну, он упрекал женщину в том, что она заставила его раскрыть свои чувства. С другой стороны, он был озлоблен на себя, ведь до этого момента, Евгений относил себя к сильным, твердым мужчинам, которые не ведутся на любовные интриги. Оказалось все наоборот. Теперь, его нигилистическая теория потерпела крах.

А что испытывала Одинцова? Она была в растерянности. С одной стороны, в ее мыслях все-таки закралась идея о влюбленности, о взаимных чувствах. Однако она быстро ее опровергла и решила, что спокойствие для нее важнее, чем очередная любовная интрижка.

Для того, что описать данный эпизод своего романа, автор использует большое разнообразие художественных приемов. Это диалог героев, а также их внутренняя беседа, это комментарии автора, которые уточняли необходимые детали разговора. Эпизод признания Базарова необычайно важен в тексте всего романа. Именно после этого, в душе Евгения начинает рушиться его непобедимая нигилистическая теория. Также, в данном эпизоде мы наблюдаем и за размышлениями Анны, которая просто боится любить. По мнению И.С. Тургенева, те люди, которые бояться любить, не смогут стать по-настоящему счастливыми.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.

Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»

Ход урока .

Вступительное слово. Наш урок начался грустным романсом из фильма, поставленному по великому роману « Отцы и дети».

И.С.Тургенев так вспоминал о своей работе: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

Тургенев не одинок в этом: в русской литературе множество сюжетов заканчиваются смертью героев, и во многих романах есть важный эпизод последней встречи.

Ленский и Ольга

Печорин и Бела

Катерина и Борис

Я думаю, вы легко назовете, о какой сцене в романе «Отцы и дети» будет идти речь. Запишите тему урока

«Последняя встреча Базарова и Одинцовой».

Тургенев придавал такое значение последним сценам, в них заключена какая-то особенная мысль.

Сформулируйте цель нашего урока.

ЦЕЛЬ: анализ или исследование эпизода, определение роли эпизода в романе. Что такое анализ?

Анализ - это процесс разложения на составные части одного целого объекта или явления с целью его более подробного и тщательного изучения.

Для выполнения цели нужно выполнить определенные задачи. Попытайтесь назвать эти задачи.

Посмотрите на план.

Анализ эпизода.

4.Какие стороны характера героев

5. Как говорят герои их речь .

Вывод

Ход урока

Разберемся, что такое эпизод?

ЭПИЗО́Д (греч. ἐπεισόδιον, букв. - вставка) - основной структурный элемент сюжета эпического произведения. Каждый эпизод воплощает один законченный момент действия , происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного промежутка времени, или поступок одного из персонажей.

Э. играют разл. роль в развитии действия; особо выделяются Э., выступающие в качестве завязки , кульминации и развязки сюжетного конфликта. Выполняя содержат. функцию, Э. раскрывают стороны характера, мировоззрения героев произв., их внутреннее состояние, перемены в их жизни, новый поворот в отношениях героев (ссора Ленского с Онегиным в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), выносят оценку 917 персонажу (прощание Манилова с Чичиковым в «поэме) Н. В. Гоголя «Мертвые души») и т. д.

Итак, обратимся к плану. Первый вопрос о месте эпизода в сюжете и композиции романа.

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

  • Какие важные эпизоды вы можете назвать в романе?
  • Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции )? Глава 27. Предпоследняя глава романа
  • Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)? Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?

Эпизод находится перед развязкой. Перед смертью. Он предваряет развязку – смерть Базарова.

2.Композиция самого эпизода, его сюжет.

  • Можем ли мы выделить вступление, кульминацию, развязку в нем.

3. Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения,

  • Выберите, что присутствует? Докажите.
  • Ребята, 4 и 5 пункты касаются самих героев эпизода. Ясно, что наше внимание приковывает сам Базаров.

Чтобы продолжить анализ, мы не можем не обратиться к тому знанию, которое у нас уже имеется.

Перед вами таблица. Первый столбик называется «Что я знаю о Евгении Базарове?».

  • Напишите 5 слов или словосочетаний, характеризующих, речь, посту Базарова.

Работают индивидуально, составляя список.

Объединение в пары и обсуждение своих списков. Добавление тех замечаний напарника.

Мы сейчас снова прочитаем этот эпизод, но особым способом. С пометками

Восприятие новой информации

У каждого на парте текст, это эпизод из романа. Текст читается особым образом.

Во время чтения ставятся следующие знаки в том месте, где это, по мнению учащегося необходимо.

«V» - мне это понятно,

«+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

«-» - это что-то новое о Базарове,

«?» - мне это осталось непонятным.

Учитель или ученик читает текст.

При чтении текста ученики индивидуально проставляют предложенные учителем значки.

  • Заполните второй и третий столбики.
  • Прочитайте, что у вас получилось?

Работа в группах

Необходимо разделиться на 3 группы:

1 колонка будут анализировать речь Базарова, О чем и как он говорит? Найти в репликах Базарова проявление чувств к Одинцовой и родителям. О чем это говорит? Докажите, что речь Базарова стала поэтической.

2 колонка – поведение, найти в тексте портрет Базарова, предложения-ремарки, рисующие поведение Базарова и Анны Сергеевны, какую роль они играют? Какие черты характера резко проявляются в эпизоде?

3 побывают в художественной мастерской Тургенева. Н айдите в репликах Базарова сравнения, эпитеты, образные выражения. Зачем это нужно? Д окажите, что эпизод и речь героя построена на антитезе. Зачем это нужно?

Таким образом, выходим на вывод. Что нового мы видим в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения? Запись вывода.

Вот как представила эту сцену современный режиссер Авдотья Смирнова. Внимание на экран.

Вы стали свидетелями последнего свидания. Напишите небольшую записку от имени Анны Сергеевны Аркадию (рефлексия) .

По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова ... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

  1. Отрывок из романа И.Тургенева «Отцы и дети»

Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.

Она взглянула на Базарова... и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила -- мгновенно сверкнула у ней в голове.

Спасибо, -- усиленно заговорил он, -- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.

Анна Сергеевна так была добра... -- начал Василий Иванович.

Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь...

Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.

Василий Иванович вышел.

Ну, спасибо, -- повторил Базаров. -- Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

Евгений Васильич, я надеюсь...

Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь -- форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что -- какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...

Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

Ничего, не тревожьтесь... сядьте там... Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

Великодушная! -- шепнул он. -- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта -- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану.

Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

Меня вы забудете, -- начал он опять, -- мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Базаров положил руку на лоб.

Анна Сергеевна наклонилась к нему.

Евгений Васильич, я здесь...

Он разом принял руку и приподнялся.

Прощайте, -- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. -- Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

И довольно! -- промолвил он и опустился на подушку. -- Теперь... темнота...

Анна Сергеевна тихо вышла.

  1. План анализа эпизода

Анализ эпизода.

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Композиция самого эпизода, его сюжет (вступление, кульминация, развязка).

3.Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения,

4.Какие стороны характера героев раскрываются? Особенности авторских ремарок. Что и как описывается? Какие детали можно считать главными?

5. Как говорят герои , о чем говорят, на что указывает их речь .

6. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор? Сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, инверсии, антитеза и др.

Вывод . Роль эпизода в произведении? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения?

Чтение с пометками

«V» - мне это понятно,

«+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

«-» - это что-то новое о Базарове,

«?» - мне это осталось непонятным.

  1. Справочный материал

Роман И.Тургенева «Отцы и дети» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Николай Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию. Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»). Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.


В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях. Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает, как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.

Базаров и Одинцова.

1. Первое появление Анны Одинцовой.

2. Визиты к Анне и признание Евгения.

3. Что значат эти отношения для Базарова и Анны?

Евгений Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети», - нигилист, не признающий ничего, а уж тем более любви, все-таки узнал это чувство. Объектом его любви стала Анна Одинцова . Впервые, когда он увидел Анну на балу у губернатора, она произвела на него впечатление. «Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа». Аркадия она тоже поразила «достоинством своей осанки», он заметил, что глаза ее смотрят «спокойно и умно», от лица веет «ласковой и мягкой силой», все в ней красиво. Нос, по мнению Аркадия, немного толст, но такой прелестной женщины он никогда не встречал. Он заговаривает с Анной, рассказывает ей о Базарове, Одинцова приглашает их к себе в Никольское. Ей любопытно познакомиться с человеком, который ни во что не верит.

Базарову же говорят, что «эта госпожа ой-ой-ой!», Евгения привлекает ее красота, но он отрицает ум у красивых женщин, думая, что «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Анне двадцать девятый год, «характер у нее был свободный и довольно решительный». Она дочь афериста-игрока и обедневшей княгини, получила блестящее воспитание, вышла замуж по расчету за влюбленного в нее пожилого мужчину, который умер через шесть лет и оставил ей состояние. Сейчас это самостоятельная, властная, независимая и умная женщина.

Друзья приезжают к Анне. Три часа длится визит, во время которого Базаров говорит о ботанике, медицине и гомеопатии, Анна поддерживает разговор и напоследок приглашает друзей приезжать еще. На Базарова она теперь произвела впечатление замороженной герцогини, «владетельной особы». Не остается незамеченной и ее внешность. «Экое богатое тело! - сказал Базаров по дороге. - Хоть сейчас в анатомический театр». В следующий визит Евгений характеризует ее как «тертый калач», «бабу с мозгом». Ей же он понравился «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений».

После замужества Одинцова считала мужчин «неопрятными докучливыми существами», но Базаров поразил ее воображение. Когда он собирается уехать, чтобы повидаться с родителями, Анна внезапно для себя бледнеет, «словно ее что в сердце кольнуло», уговаривает не уезжать.

Пятнадцать дней в Никольском Базаров провел рядом с этой женщиной и почувствовал, что любит ее. Решительным признанием он отвечает на вопрос Одинцовой, почему он напряжен и сдержан. Это не юношеская влюбленность, а сильная страсть. Одинцовой от этого признания «стало и страшно и жалко его». Ее порыв жалости Евгений принимает за ответное чувство, но она пугается и говорит, что он не понял ее. Базаров уезжает, а Одинцова решает для себя, что дороже всего ей спокойствие, поэтому на слова Евгения перед отъездом, что она не любит его и не полюбит никогда, она молчит и думает про себя, что боится Базарова. Когда, прощаясь, Анна спросила, увидятся ли они еще. Евгений ответил: «Как прикажете. В таком случае мы увидимся».

Читатель понимает, что грубые фразы Базарова об Одинцовой были вызваны его смущением переД ней, отвращением к красивым словам, а не цинизмом. В герое идет напряженная внутренняя борьба: «Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Это, по-видимому, его первое чувство. Несмотря на сплетни, которые ходили в «свете», Базаров увидел перед собой незаурядную женщину. Одинцовой польстило его внимание и уважение, «одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Базаров в своей безответной любви проявляет свои лучшие качества, он предстает перед читателем как глубокая, сильная натура. Это иная любовь, чем сентиментальное увлечение Аркадия Одинцовой, чувство Аркадия к Кате, Кирсанова-старшего к Фенечке. Кто-то считает отношение Базарова к женщине циничным, но это не так.

Одинцова достойна Базарова. Она замечает их похожесть, и это увлекает ее, но она боится чувства. Базаров видит в ней равную собеседницу: понимающую, умную. Он избегает в разговорах с ней злости и сарказма. Базарова захватывает романтическое чувство, до сих пор ему, материалисту, незнакомое. И природа, обычная летняя ночь, озаряется этим поэтическим чувством. Полюбив, Базаров отнюдь не изменяет своим убеждениям, он только становится духовно богаче. В разговоре с Анной он не рисуется, называя ее аристократкой. Это трезвые мысли честного человека. Он осуждает в Анне чуждое ему, а на ее вопрос, может ли он полностью отдаться чувству, честно отвечает, что не знает. Тем не менее мы видим, что он способен на это. Но Одинцова вполне понимает, что Базаров не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Для него дороже любви оказались убеждения, для нее - спокойствие и комфорт, размеренный привычный порядок жизни.

Автор спорит с убеждениями Базарова, показывает несостоятельность его неверия в любовь. В этой истории Базаров выше «аристократки» Одинцовой, она слишком холодна и эгоистична для любви. Одинцова пытается очаровать Евгения, подталкивает его к признанию. Но в Базарове происходит перемена, он видит, как рушатся его убеждения, ищет в Анне ответное чувство. Потеря любимой становится для него ударом. Анна расстается с ним, потому что считает, что они не нуждаются друг в друге и в них слишком много однородного.

Базаров забывается в работе, но ему суждена еще одна встреча с любимой. Евгений препарируя мужика, порезался, в ранку попал трупный яд. Одинцова Приехала к нему с доктором, но только для того, чтобы отдать последний долг умирающему. Евгений ожидал слов любви, но Анна «просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Назаров умирает на руках любимой, отвергнутый ею: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Он жалеет на смертном одре, что не поцеловал тогда Анну, и она целует его в лоб. Для Базарова любовь явилась испытанием его жизненных ценностей, и он выдержал его с честью, не поступившись убеждениями. Но свою любовь к Анне он тоже сохранил в своем сердце на всю жизнь.

Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила - мгновенно сверкнула у ней в голове.

Спасибо, - усиленно заговорил он, - я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.

Анна Сергеевна так была добра… - начал Василий Иванович.

Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь…

Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.
Василий Иванович вышел.

Ну, спасибо, - повторил Базаров. - Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

Евгений Васильич, я надеюсь…

Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу… а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что - какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая…

Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

Ничего, не тревожьтесь… сядьте там… Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

Великодушная! - шепнул он. - Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!. . Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану.

Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

Меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось… вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать… Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…

Базаров положил руку на лоб.
Анна Сергеевна наклонилась к нему.

Евгений Васильич, я здесь…

Он разом принял руку и приподнялся.

Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.
- И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь… темнота…
Анна Сергеевна тихо вышла.
- Что? - спросил ее шепотом Василий Иванович.
- Он заснул, - отвечала она чуть слышно...