Судьба художника. Новогодние открытки Владимира Зарубина. Добрые новогодние открытки Владимира Зарубина Новогодние открытки ссср художник зарубин

Вообще говорить о Зарубине и его творчестве можно до бесконечности долго. Для современного поколения, родившегося после 1990 года его имя мало знакомо. Но те, кому за... дцать без труда вспомнят его красочные открытки, которые во времена Союза так любили дарить друг другу граждане великой страны. Интернет, как вы понимаете, в те далекие времена был только в проектах американской военщины, поэтому бумажная промышленность страны советов работала в том числе и на создание миниатюрных шедевров для почтовых отправлений. Впрочем, давайте по порядку.

Владимир Зарубин родился в 1925 году в деревне Андрияновке Орловской области в семье инженера-дорожника. В силу специфики работы отца семья будущего художника постоянно кочевала по стране и начало войны застало их в г. Лисичанске. Оккупировавшие город немцы угнали Владимира и других подростков в Германию в трудовой лагерь под Руром, где ему пришлось работать вплоть до освобождения союзными войсками в 45-ом... После этого Зарубин вступил в Армию, но уже с тех лет его любимым занятием было рисование. После демобилизации он поступил работать на завод в Москву где познакомился с будущей женой. Любовь к рисованию привела Зарубина на курсы художников-мультипликаторов, закончив которые он всецело предался любимому занятию. Зарубин работал во многих жанрах изобразительного искусства, но больше всего запомнился созданием своих фирменных героев советской мультипликации. Именно он участвовал в создании первых выпусков "Ну, погоди! ", "Бременских музыкантов " (помните Гениального Сыщика?), Маугли и еще более чем в ста мультипликационных фильмах!


Пробовал Зарубин себя и в издательском деле, успев поработать в Крокодиле , Малыше и других журналах. Работа на студии была весьма нервной и напряженной и здоровье художника пошатнулось. Вот тогда Владимир Зарубин и нашел себя в почтовой миниатюре - именно в ней он и прославился больше всего и стал узнаваем среди миллионов соотечественников. Этому способствовал его собственный стиль изображения зверей, который по достоинству оценили в издательском центре "Марка". Вспомните и вы - наверняка у вас дома сохранилась открытка с веселым зайцем, ежиком или мишкой. А ведь теперь эти открытки имеют коллекционную стоимость! Если раньше на худ советах некоторые из работ мастера не принимали по каким то надуманным причинам, то в последние годы жизни все его "зарубленные" эскизы были воплощены на бумаге. Даже в постсоветское время художник работал над оформлением открыток, хотя его отношения с частным издательством складывались не благополучно, что послужило причиной его трагической смерти...
Сейчас открытки Владимира Зарубина пользуются спросом у коллекционеров филокартистов. Некоторые из его работ выпускались очень небольшими тиражами и собрать полностью коллекцию из более чем нескольких сот его миниатюр считается большим везением. Хотя, вы сами без труда сможете найти пару открыток с его зверями у себя в старом комоде, ведь когда то дарить открытки по почте было так же естесственно, как сейчас писать письма по электронке.
Вот несколько работ художника. Остальное вы можете найти на сайтах, специально посвященных работам Зарубина
Одна из ранних работ совместно с С. Русаковым


Мишки, зайцы, ежики - визитная карточка Зарубина


Среди открыток художника встречаются довольно редкие экземпляры. Если тиражи многих открыток были 5-20 млн. экземпляров (!!!), то есть и весьма "небольшие" - 50-100 тысяч.

В советское время для учебников выпускались вот такие полезные закладки.

Владимир Иванович Зарубин - замечательный советский художник-мультипликатор, талантливо и плодотворно работавший также в жанре почтовой миниатюры.

Яркий авторский стиль Владимира Ивановича безошибочно узнаваем каждым, кто хотя бы несколько раз видел его открытки. Все мы, «рождённые в СССР», все наши семьи почти на каждый праздник получали из разных уголков страны открытки с бесподобными и обаятельными зайками, белками, медвежатами и ежатами. На каждой карточке - маленькая добрая сценка с заботливо прорисованными деталями. У каждой мордочки - своё выражение, отвечающее сюжету. Они как живые. Наверное, поэтому мы так любим работы В.И. Зарубина.

О художнике:

Владимир Иванович Зарубин (07.08.1925 г. – 21.06.1996 г.)

Родился в деревне Андрияновка, Орловской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. По рассказу его сына к началу войны жил с родителями в Лисичанске, откуда, когда город был захвачен немецкими войсками, был угнан в Германию и работал в трудовом лагере в Руре, откуда был освобождён американскими войсками.

После войны, с 1945 по 1949 год служил стрелком в комендатуре Советской армии. С 1949 года начал карьеру художника. Сначала работал художником в Министерстве угольной промышленности (до 1950 года), с 1950 по 1958 год был художником на заводе (сейчас НПО «Гиперон»).

В 1956 году поступил в Московскую вечернюю среднюю школу, которую окончил в 1958 году. Параллельно с учёбой занимался на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и в Университете марксизма-ленинизма МГК КПСС.

С 1957 по 1982 год работал аниматором в «Союзмультфильме», приняв участие в создании около сотни рисованных мультипликационных фильмов. В конце 1970-х годов был принят в Союз кинематографистов СССР.

Владимир Зарубин известен также как художник поздравительных открыток (в основном, на мультипликационную тематику), рисунков на конвертах, календарей и др. Его работы ценятся коллекционерами. Коллекционирование открыток Зарубина является самостоятельной темой в филокартии. В 2007 году был издан каталог открыток Владимира Зарубина.

















9 выбрали

Наверное, у каждого рожденного в СССР в памяти остались особенные воспоминания, пронизанные теплом новогоднего ожидания. Мое сознательное детство проходило уже в 90-е, но в нем было много примет ушедшей эпохи, связанных с самым главным и самым желанным праздником в году. Сейчас полки магазинов ломятся от изобилия новогодних игрушек, открыток и прочей атрибутики, безусловно привлекательной, но не такой душевной, как то, что украшало наше новогоднее детство.

В родительском доме среди стеклянных игрушек, привезенных бабулей из ГДР, до сих пор хранится коробочка с новогодними поздравительными открытками прошлых лет. Мы с сестрой очень любили перебирать и рассматривать их накануне праздника: было в этом что-то магическое. А позже в школьные годы я как представитель редколлегии часто пользовалась заветной коробочкой в поисках вдохновения, выпуская очередную новогоднюю стенгазету.

Коробочка, надо сказать внушительная, и большую часть в ней занимают мои любимые поздравительные открытки, созданные Владимиром Ивановичем Зарубиным. Их невозможно не узнать: яркие, добрые и светлые, изображающие маленькие сценки с заботливо прорисованными деталями. Герои его открыток трогательные, словно живые, со своим характером, с настроением, соответствующим сюжету. И как тут не улыбнуться, взяв в руки слегка пожелтевшую от времени карточку… Ностальгия…

У создателя этих открыток – Владимира Ивановича Зарубина – была весьма непростая судьба. Как после наполненной горем и потерями юности ему удалось сохранить светлое мироощущение и делиться им с соотечественниками на протяжении всей жизни, просто удивительно…

Владимир Зарубин родился 7 августа 1925 года в деревне Андрияновка Орловской области. В годы войны Зарубин жил с родителями в украинском Лисичанске. После захвата города немцами молодой паренек был угнан в Германию и работал в трудовом лагере пленных в Руре, где пришлось испытать немало: жестокость, издевательства, голод, страх смерти... Через несколько лет город был освобожден американскими войсками, а Владимир Зарубин перебрался в нашу зону оккупации, где несколько лет служил в армии. Известно, что он увлекался боксом и стрельбой. И, конечно, уже тогда он начал всерьез рисовать. Вот из его воспоминаний: «С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом. Утром дятел прилетал... Насколько помню, и первый мой в жизни рисунок связан с животными и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил. Там же, в сельском доме, впервые приобщился к искусству. Отец приносил много книг по живописи, имел неплохую (а по меркам сельской местности - просто замечательную) - в пять тысяч экземпляров - коллекцию открыток».

В 1949 году Владимир Иванович начал карьеру художника: работал в Министерстве угольной промышленности, затем на заводе. В 1956 году он поступил в Московскую вечернюю среднюю школу, параллельно с учёбой занимаясь на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». С 1957 Зарубин работал аниматором в «Союзмультфильме», приняв участие в создании около сотни рисованных мультипликационных фильмов.





Художник отдавал все силы любимому делу. В 1973 году он получил звание победителя соцсоревнования на студии и первый инфаркт. Дело в том, работа советского мультипликатора была только одной стороны искусством, а с другой приравнивалась к тому же производству с планом, накладными, нарядами и так далее. К тому же его увлеченность, честность и открытость часто наталкивалась на традиционные интриги и блат. Только в конце 1970-х годов Зарубина приняли в Союз кинематографистов СССР, зато нередко называли лучшим мультипликатором страны.

Параллельно с мультипликацией Владимир Зарубин талантливо и плодотворно работал в жанре почтовой миниатюры – занимался созданием поздравительных открыток, рисунков на конвертах и календарей. Его первая открытка была выпущена в 1962 году.





Сам Зарубин считал, что занялся созданием открыток и конвертов сравнительно поздно: «Знаете, хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора - изнурительная, нервная. Вот и попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия Ряховского. Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки - медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои - мои, только мои.

Они в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо. Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах. Ну, это ещё в «те» времена. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу "Ау!"?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко - легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла...

В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете ».

Спустя много лет Зарубин ушел со студии и занялся работой на дому.

«Приятно, конечно, что люди не оставляют без внимания мои работы , - рассказывал Владимир Иванович. - Пишут, просят побольше рисовать, а наиболее активные подсказывают сюжеты. Помогает, но разве что морально. Мне вообще трудно работать по заказу. Всё своё изобретаю сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале «обкатаю» в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро. Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь - нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка. Маленькая сказка в рисунке... »





В начале 1990-х годов художник начал постоянно работать с одним маленьким издательством. Со временем оно выросло, преимущественно благодаря работам Зарубина, но вскоре издатель стал задерживать оплату, а затем вообще перестал платить, требуя новых открыток. Это продолжалось более года. 21 июня 1996 года Владимиру Ивановичу сообщили по телефону, что «фирма разорилась». Через несколько часов художника не стало.

Наверняка вы видели красочные советские новогодние открытки, которые своей милотой оставляют далеко позади даже видео с котиками. Их создал прекрасный русский художник Владимир Иванович Зарубин. Мало кто знает, насколько интересна была судьба этого удивительного человека.

Володя родился в небольшой деревне Андрияновка Алексеевского сельского совета Покровского района Орловской области . В семье было трое детей: старший сын тянулся к технике, средний писал стихи, а младший с детства любил рисовать. У родителей Володи была большая коллекция открыток и книг с репродукциями картин. Отец был представителем рабочей интеллигенции, работал инженером на заводе и покупал книги с картинками, которые дети очень любили. Володя подолгу рассматривал картины старых мастеров, слушая объяснения взрослых, и пытался что-то рисовать сам. Один из первых его рисунков так восхитил жителей деревни, что картинку стали передавать из рук в руки. Мальчику было всего 5 лет, но наверняка кто-то из односельчан напророчил ему тогда будущее художника.

Семья переехала на Украину в город Лисичанск , где в советские годы создали масштабный промышленный производственный кластер. Жизнь в городе сулила большие перспективы для уже подросших сыновей, но тут началась война. Немецко-фашистские войска вторглись на территорию СССР. Старшие сыновья Володи ушли на фронт воевать с агрессором, а Володя, которому едва исполнилось 16 лет, попал в оккупацию. После чего был угнан немцами в Германию. Там он попал в "трудовой лагерь" на один из заводов в городе Рур.

Жестокость, издевательства, скудная еда, страх расстрела - так заканчивалось детство будущего художника. Несколько лет Володя находился в трудовом рабстве в чужой стране. В 1945 году он вместе с другими пленниками был освобожден американскими войсками. Сразу после освобождения Владимир захотел вернуться домой и, перебравшись в советскую оккупационную зону Германии, пошёл служить в советскую армию. C 1945 по 1949 год служил стрелком в комендатуре. После демобилизации перебрался на постоянное место жительства в Москву, устроился на один из заводов художником. Тут начинается история его успеха и будущей всенародной славы.

Как-то читая журнал, он увидел объявление о наборе на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Владимир загорелся желанием освоить эту профессию и поступил на учёбу. С 1957 по 1982 год работал художником-мультипликатором в «Союзмультфильме». Из-под его пера вышли образы героев около 100 мультфильмов, среди которых любимые: «Ну погоди», «Маугли», «По следам бременских музыкантов», «Тайна третьей планеты» и многие другие.

Параллельно художник стал пробовать себя в почтовой миниатюре. В 1962 года была выпущена его первая открытка с символом того времени - веселым космонавтом.



Впоследствии Владимир Иванович иллюстрировал немало книг, но главной его любовью оставались открытки. В советское время их десятками приносили в каждый дом - традиция поздравлять по почте родственников, друзей, учителей, одноклассников, бывших соседей была сложившейся и любимой.


Довольно быстро открытки Зарубина стали самыми популярными в стране. Их спрашивали на почте, за ними выстраивались очереди в магазинах, а детвора, конечно же, собирала эти открытки и писала письма художнику. Удивительно, но он находил время отвечать. Самый добрый художник страны был еще очень добрым человеком. Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Может быть, мои открытки помогут людям стать чуть добрее».

Их общий тираж вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. В конце 1970-х годов был принят в Союз кинематографистов СССР.

Это действительно замечательный художник от Бога, в творчестве отражалась теплота его сердца. И сейчас люди умиляются простой красоте его работ, открытки Владимира Зарубина ценятся среди коллекционеров. Но самое главное, его открытки действительно дарят людям радость. Стоит посмотреть на задорного весёлого бельчонка или зайца, который выглядывает с подарком из-под ёлки, как человек чувствует прилив новогоднего настроения.

Я хотел бы всем читателям моего блога подарить новогоднее настроение. И, мне видится, что ничего нет лучше, чем съесть мандаринку и поглядеть на картины, созданные таким талантливым и добрым человеком. С наступающим!