Директивное планирование национальной экономики предполагает. Директивное планирование — сферы бизнеса это необходимо

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника - государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов. макроэкономический планирование директивный

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕРЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. ЗАВОДОУКОВСКЕ

Контрольная работа

По дисциплине: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

На тему: «Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом ».

Выполнил:

Студент IV курса ОЗО

Специальность «ФиК»

1261 группа

Научный руководитель

Каменец М.Ю.

г.Заводоуковск, 2010г.

Директивное планирование…………………………………………..3

Индикативное планирование………………………………………....3

Планирование бюджета нормативным методом……………………5

Список используемой литературы…………………………………..9

Директивное планирование.

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов,

имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а

должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих

субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены,

прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко

контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования

является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника –

государства. Важным условием применения директивного планирования является

использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем

СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства,

для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый

Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические

показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали

из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием.

Соответственно из плана производства строился план распределения продукции,

служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик

привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей

продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты,

комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны

и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в

государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так

называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его

естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут

и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном,

уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и

сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Индикативное планирование.

Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее

госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке

системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий

определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование,

бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования

решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной

поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под

негосударственными носителями экономического управления понимаются институты

местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-

промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации

участников рынков, и т.д.)»

В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально-

экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее

функционирования. Индикативное планирование является основным методом

воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить

решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых

только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия

региональными органами.

Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе

концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики;

государственные программы; экономические регуляторы.

Индикативное планирование является продолжением и развитием

прогнозирования.

Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного

планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет

собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов),

характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее

государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер

государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью

достижения установленного уровня индикаторов.

Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных

хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование

хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах

составляет основу и директивного планирования.

целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-

экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия

всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с

региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично

соединить в едином документе концепции социально-экономической политики

государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы,

систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы

государственных капитальных вложений и др.

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит

обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития,

осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного

воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются

показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики;

состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка

товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни

населения внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами

государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства,

нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

государственные заказы и др.

В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий,

т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим

субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей

государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет

хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать

наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из

главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и

свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также

выгодных внешних экономических связей.

В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты,

налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий

функционирования государственных предприятий.

Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех

хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных

органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное

планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и

средством государственного регулирования экономики, и средством ее

саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны

прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

В своем развитии индикативное планирование прошло через формы

соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики.

Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная,

предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического

Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую

систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение

последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов

обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим

процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют

директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом,

индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное

сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

Планирование бюджета нормативным методом.

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и

плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и

нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством

его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами

производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее

начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая

предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем

виде норма - научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на

изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного

качества в условиях планируемого периода.

Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на

единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития

производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она

активно влияет на него.

Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или

степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади,

веса, объема и т.д. (например, коэффициент использования материала, съем продукции с

одного квадратного метра производственной площади, процент потерь, коэффициент

использования материалов, нормативы режимов резания металлов и др.). Экономические

нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и

характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на

конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов

деятельности.

Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов,

оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня

планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие)

изменяются состав и содержание нормативной базы.

Система норм и нормативов - комплекс научно обоснованных материальных,

трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования,

обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация

подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы.

Цель разработки системы норм и нормативов - обеспечение научного фундамента

прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете

резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования

экономического объекта.

Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного

хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя

конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения

между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др.

В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются

Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных

расходов, а также процедуры их корректировки (индексации) в зависимости от темпов

инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и

нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и

услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны

услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и

общественного питания и др.

Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых

ставок (шкалы подоходного налога); ставок налогов на добавленную стоимость; норм

амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов

отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов;

нормативы резервов по ссудам; акцизов и др.

Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности

инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности

капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства,

строительного задела, технологической структуры капитальных вложений,

продолжительности проектирования и др.

Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы

и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-

эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных

ресурсов на капитальное строительство и др.

Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив

минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных

организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования

трудовых ресурсов и др.

Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы

охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны,

водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др.

Нормативы льгот различных категорий населения и организаций – включают

нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в

бюджетном финансировании (в пособиях) или на цены потребляемых ими благ

(перекрестное субсидирование и ценовые дотации) и др.

Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных

органов – включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной

техникой и вооружением и др., регулирующие деятельность вооруженных сил и

правоохранительных органов.

Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего

международным стандартам уровня социального развития, достижения

сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного

использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации

труда и др.

Использование в планировании и регулировании нормативных методов

госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и

волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать

экономическую жизнь. Например, во второй половине 90-х годов применение ставки

рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти

полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из

реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала

фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор (по сравнению со

спекулятивными вложениями средств), но и стремительного нарастания госдолга.

При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов

должны учитываться следующие требования:

соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой

группы по уровням управления и периодам планирования;

обеспечение прогрессивности норм и нормативов;

обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной;

систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них

изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации

производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных

методов хозяйствования и др.

В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления

общественными отношениями в процессе воспроизводства. При таком подходе объектом

управления, осуществляемого при помощи норм и нормативов, является

воспроизводство, включающее четыре фазы: производство, распределение, обмен,

потребление. Одна из перспективных задач реформирования экономики состоит в том,

чтобы при помощи научно обоснованных норм и нормативов обеспечить эффективное

управление всеми фазами процесса воспроизводства.

Основные принципы, на которых должна использоваться система норм и

нормативов для целей индикативного планирования:

Принцип прогрессивности предполагает необходимость учета в процессе

разработки норм и нормативов достижений научно-технического прогресса, мероприятий

по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению

эффективности общественного производства и др.

Принцип децентрализованности предполагает самостоятельность хозяйствующих

субъектов при определении конкретных объемов затрат ресурсов, выпуска продукции,

услуг на основе норм и нормативов задающих распределение чистого дохода, и другими

нормативами, связывающими затраты и результаты хозяйственной деятельности.

Прогнозы и планы своей деятельности хозяйствующие субъекты разрабатывают и

реализуют самостоятельно, без вмешательства «сверху». При этом микропланы, по

отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от

хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно-

аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на

макроуровне.

Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление

нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие

экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет

хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение - при

сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным

поведением, т.е. снижают предпринимательскую активность, вывозят капитал за рубеж и

т.д. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами

по показателям эффективности производства. При слабом государстве, хозяйствующие

субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы

невыполнения договорных обязательств.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие

равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой

функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок

выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение

ставок рефинансирования – отпугивает инвесторов, не верящих в способность

государства обслуживать свои долги по высоким процентам. При этом следует знать, что

не существует методов точного установления значений экономических нормативов,

однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться.

Например, существует «порог Лаффера» для полной ставки налогообложения доходов

(30-40%), превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и др.

Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних

нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует

множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным

системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование – сложная задача, т.к.

улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например,

увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и

Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на

согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это

согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и

«снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный

(лоббистский) характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении.

Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы

можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные – это нормы и

нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано

отраженные в законодательстве. Обусловленные – это нормы и нормативы,

обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда

критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается

ставка налога на прибыль и др.

Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее

образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное

развитие, т.е. расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики

нормирования.

Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с

индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно-

налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет

возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих

субъектов.

Список литературы

1. М. В. Чиненов, В. С. Семибратов, Бюджетное планирование и прогнозирование, 2008.

2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред.

Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Т. М. Ковалева, Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации, 2009.

4. Бюджетная система РФ / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - Москва: Юрайт, 2005.

5. Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка.-М.: Юнити-Дана,2003.

Планирование – процесс экономического обоснования и принятия взаимосвязанных решений в конкретной ситуации для достижения целей (в широком смысле); определение эффективных путей для достижения целей (в узком смысле).

Рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора альтернатив развития.

План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения. Следовательно,основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования – выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

    волевое и активное воздействие на будущее;

    отражение субъективного представления о будущем;

    представляет собой числовую модель будущего развития;

    предполагает ответственность за осуществление будущего, предусматривает меры ответственности для исполнителей;

    реальность, т.е. учитывать внутренние и внешние факторы и рациональное их соотношение.

Применение планирования имеет ряд ограничений: - неопределенность, многомерность и стохастичность среды хозяйствования; - несовершенство законодательной базы страны; - по ресурсам; - авторитарность руководства; - субъективизм взглядов исполнителей; - отсутствие финансового обеспечения действий; - ошибки в экономических расчетах.

По методам реализации планы подразделяются:

Директивные , имеющие силу юридического закона, т.е. предназначенные для безусловного исполнения. Методы формирования должны обеспечивать однозначность директивных планов.

Преимущества директивного планирования: взаимосвязь социальных и экономических аспектов развития общества; концентрация сил на выполнение приоритетных направлений деятельности; комплексный подход к решению проблемы; учет возможностей непрерывного перспективного и текущего планирования; сочетание отраслевого и территориального подходов; попытки сбалансирования использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

К недостаткам директивного планирования следует отнести: слабый учет естественных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений; возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу «план – любой ценой» (фетиш плана над экономическими отношениями); отсутствие поля для маневренности действий предприятий разных регионов и негибкость сложившейся системы планирования; методологическая слабость планирования, не учитывающего резервы, инициативу, разнообразие и многообразие микроуровня; перекос сил в пользу целей выбранных правящей партией; забвение отдельных сторон жизни, признанных неперспективными (кибернетика, генетика).

Индикативные представляют лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, организаций, домохозяйств, государства, регионов. Экономические индикаторы могут варьироваться в зависимости от условий. Методы формирования должны обеспечивать определения допустимых пределов случайного изменения экономических индикаторов, выявление следствий исполнения (неисполнения) отдельных условий плана субъектами.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринимаемых руководством, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи стране в решении задач ее развития

Характеризуется следующими особенностями:

Предусматривает многообразие видов плановой деятельности: обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, текущее планирование;

Является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом,

Охватывает множество решений: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде внутренней координации; организационное долгосрочное предвидение;

Предусматривает перспективное направление развития и основные виды деятельности;

Координирует усилия; определяет задачи и политику;

Создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;

Предусматривает альтернативные действия на длительный период, обусловленные результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования.

Список использованной литературы: 1-4

    Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах.

Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа «поведения» находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования в то время были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е гг. в исследованиях Гарвардского университета, где использовались так называемые "гарвардские кривые А, В, С". Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В - величину депозитов в банках, кривая С - норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать прежде всего изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты-выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

В 1944 г. К. Ландауэр в книге "Теория национального экономического планирования" предложил систему планирования, очень похожую на ту, которая позже стала известна как "индикативное планирование", в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроуровне становится предметом широких дискуссий с целью не только избежания кризисов, но и регулирования процессов распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, ценами, финансами.

В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе - с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-х гг. создаются специальные плановые органы: во Франции - Генеральный комиссариат по планированию; в Японии - Экономический консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах - Центральное плановое бюро; в Канаде - Экономический совет.

Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

До 70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

Каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах - представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: североамериканской (США и Канада); азиатской (Япония и Южная Корея); европейской (Франция и Швеция). Лидером Западного мира в прогнозировании являются США.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Директивное планирование

2. Индикативное планирование

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Планирование является важнейшей функцией управления, которая так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Следует иметь в виду, что система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов, в число которых входят следующие: монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности; жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями; ограничение производственно-хозяйственной самостоятельности субъектов хозяйствования; концентрация производства, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность; замкнутость единого народнохозяйственного комплекса. Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами: централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом в одном центре; доминирование планирования над остальными функциями управления; жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования; директивность плановых решений и т.п.

Основными задачами народнохозяйственного планирования были следующие: обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, устойчивого сбалансированного роста и рационального размещения народнохозяйственного комплекса; ориентация всех звеньев экономики на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов с наименьшими затратами; всемерное развитие прогрессивных форм организации общественного производства; ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса; улучшение использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов, увеличение прибыли и рентабельности субъектов хозяйствования.

Обеспечить сбалансированное развитие огромного и сложного хозяйственного организма, каким является экономика страны, на основе единого плана немыслимо без централизованного распределения ресурсов. Поэтому на практике народнохозяйственное планирование сводилось к распределению ограниченных ресурсов министерствами и ведомствами, территориально-производственными комплексами, стройками, предприятиями и объединениями. В орбиту влияния центрального планирования органа были втянуты все основные фондодержатели.

Однако такой подход не только не приводил к сбалансированности заданий планов промышленности, сельского хозяйствования, строительства и товарооборота с реальными возможностями народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что, в конечном счете, приводило к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов. По этой причине методология централизованного народнохозяйственного планирования не выдержала испытания временем и потребовала пересмотра как принципов, так средств и методов практической реализации. К сожалению, ни в теоретическом, ни в практическом аспекте работа по адаптации планирования к рыночным условиям хозяйствования проведена не была. Планирование как инструмент управления был отвергнут, что сделало экономику неуправляемой. Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления. Ввиду того, что важно определить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъекты хозяйствования, следует рассмотреть какое бывает планирование, что является целью данной работы. Для достижения поставленной цели необходимо привести и раскрыть сущность классификаций планирования в экономике по различным основаниям.

1. Директивное планирование

индикативный директивный планирование

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника - государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

2. Индикативное планирование

Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.)»

В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально-экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами.

Индикативные планы органично и взаимосвязано соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования.

Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов.

Основная функция индикативного плана - координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования.

Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.

В их числе - централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий.

Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.

Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимосвязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные - прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

3. Планирование бюджета нормативным методом

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма -- научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного качества в условиях планируемого периода.

Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него.

Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, коэффициент использования материала, съем продукции с одного квадратного метра производственной площади, процент потерь, коэффициент использования материалов, нормативы режимов резания металлов и др.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности.

Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие) изменяются состав и содержание нормативной базы.

Система норм и нормативов -- комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Цель разработки системы норм и нормативов -- обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта.

Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др.

В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются

Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки (индексации) в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребление населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и общественного питания и др.

Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок (шкалы подоходного налога); ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов; нормативы резервов по ссудам; акцизов и др.

Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования и др.

Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др.

Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др.

Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др.

Нормативы льгот различных категорий населения и организаций - включают нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в бюджетном финансировании (в пособиях) или на цены потребляемых ими благ (перекрестное субсидирование и ценовые дотации) и др.

Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов - включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной техникой и вооружением и др., регулирующие деятельность вооруженных сил и правоохранительных органов.

Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации труда и др.

Использование в планировании и регулировании нормативных методов госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать экономическую жизнь. Например, во второй половине 90-х годов применение ставки рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор (по сравнению со спекулятивными вложениями средств), но и стремительного нарастания госдолга.

При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов должны учитываться следующие требования:

Соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой группы по уровням управления и периодам планирования;

Обеспечение прогрессивности норм и нормативов;

Обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной;

систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных методов хозяйствования и др.

В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления общественными отношениями в процессе воспроизводства. При таком подходе объектом управления, осуществляемого при помощи норм и нормативов, является воспроизводство, включающее четыре фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Одна из перспективных задач реформирования экономики состоит в том, чтобы при помощи научно обоснованных норм и нормативов обеспечить эффективное управление всеми фазами процесса воспроизводства.

Основные принципы, на которых должна использоваться система норм и нормативов для целей индикативного планирования:

Принцип прогрессивности предполагает необходимость учета в процессе разработки норм и нормативов достижений научно-технического прогресса, мероприятий по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению эффективности общественного производства и др.

Принцип децентрализованности предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов при определении конкретных объемов затрат ресурсов, выпуска продукции, услуг на основе норм и нормативов задающих распределение чистого дохода, и другими нормативами, связывающими затраты и результаты хозяйственной деятельности. Прогнозы и планы своей деятельности, хозяйствующие субъекты разрабатывают и реализуют самостоятельно, без вмешательства «сверху». При этом микропланы, по отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно-аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на макроуровне.

Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение - при сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным поведением, т.е. снижают предпринимательскую активность, вывозят капитал за рубеж и т.д. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами по показателям эффективности производства. При слабом государстве, хозяйствующие субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы невыполнения договорных обязательств.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение ставок рефинансирования - отпугивает инвесторов, не верящих в способность государства обслуживать свои долги по высоким процентам. При этом следует знать, что не существует методов точного установления значений экономических нормативов, однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться. Например, существует «порог Лаффера» для полной ставки налогообложения доходов (30-40%), превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и др.

Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование - сложная задача, т.к. улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например, увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и др.

Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и «снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный (лоббистский) характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении.

Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные - это нормы и нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано отраженные в законодательстве. Обусловленные - это нормы и нормативы, обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается ставка налога на прибыль и др.

Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное развитие, т.е. расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики нормирования.

Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно-налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих субъектов.

Заключение

Одним из основных достижений человеческой цивилизации является планомерное развитие общества. Именно планирование позволяет четко организовать, всесторонне обосновать и согласовать деятельность всех звеньев хозяйственной системы общества для достижения поставленной цели. Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством.

Социалистический строй стал историей, не выдержала испытания временем наука о социалистическом планировании. Однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран, направленном на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает. В середине XX века одновременно сформировались система директивного планирования в СССР и система индикативного планирования в развитых странах Запада. При этом следует отметить, что первоначально планирование на Западе, особенно в ряде стран, восстанавливающих послевоенную экономику, содержало в себе директивные элементы. В то же время можно говорить, что, начиная с 1960-х гг., советская экономическая система «мягко» эволюционировала в сторону индикативного планирования (реформы Косыгина, перестройка Горбачева). При директивном централизованном планировании Центр выполняет лишь заключительные функции планирования: сведение и агрегирование показателей, составление обобщающих балансов, утверждение плана и доведение директивных показателей до ответственных исполнителей.

Директивное планирование не отрицает тысячелетний опыт индивидуального планирования самостоятельных производителей продукции и услуг. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». На практике не все получалось так, как это предусматривалось в теории. Но можно со всей определенностью сказать, что Центр не в состоянии был игнорировать планирование «снизу».

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики па краткий и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономического развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую часть (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы).

Индикативное планирование в регулируемой рыночной экономике осуществляет государство с целью формирования представлений о будущем развитии и структуре национальной экономики посредством решения таких задач.

Список использованных источников и литературы

1. Г .П. Капканщиков, С.Г. Капканщиков. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2010.

2. И.Н. Мысляева. Роль государства в условиях открытой экономики// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, выпуск 2, 2010.

3. Система индикативного планирования. Санкт-Петербург, 2002/www.refstar.ru.

4. Планово-индикативное развитие/ http://institutiones.com/general/91-2008-06-12-13-11-42.html.

5. Н.И. Морозова. Индикативное планирование: теоретический и практический опыт развитых стран/ www.uecs.ru/marketinq/item/402-2011-04-25-08-47-52.

6. Б.И. Клименко. Межотраслевые балансы капиталистических стран. М.: Наука,2011.

7. Проблемы применения макроэкономических моделей в планировании. Материалы советско-французского симпозиума. М.: Прогресс, 2010.

8. Хрестоматия по вопросам развития ЧГП. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, М., 2010/ http://partner-fin.ru/u/Hrestomatig_NKO.

9. А.Г. Зельднер. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. М., ООО «Экономические науки», 2010.

10. В. Хлынов. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2010, №8.

11. Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. М., Экономика, 2012.

12. И.Л. Тимонина. Долгосрочная экономическая стратегия / Российский журнал, 2011, №2.

13. О.В. Маляров. Модернизация и реформа экономики. Коррекция экономического курса // Стратегия России, №5, 2010.

14. О.В. Маляров. Роль государства в переходной экономике // Экономическая наука современной России, № 2, 2010.

15. В. Михеев. Эволюция социально-экономической модели / Общество и экономика, № 3-4, 2011.

16. А.Н. Петров и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Общество «Знание», Санкт-Петербург, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность прогнозирования и планирования. Формы сочетания прогноза и плана. Обоснование принятия и практическая реализация управляющих решений. Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в условиях переходной экономики.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2014

    Методы социально-экономического прогнозирования. Статистические и экспертные методы прогнозирования. Проблемы применения методов прогнозирования в условиях риска. Современные компьютерные технологии прогнозирования. Виды рисков и управление ими.

    реферат , добавлен 08.01.2009

    Описание сценарных условий для формирования прогноза социально-экономического развития в 2013-2015 годах. Рассмотрение основ рынка труда и формирования доходов населения, управления рисками. Изучение методов социально-экономического прогнозирования.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Создание модели анализа и прогнозирования социально-экономического развития Российских регионов методом главных компонент. Оценка основных экономических показателей региона. Формирование индикаторов устойчивого развития с использованием программы МИДАС.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2015

    Классификационные принципы методов прогнозирования: фактографические, комбинированные и экспертные. Разработка приёмов статистического наблюдения и анализа данных. Практическое применение методов прогнозирования на примере метода наименьших квадратов.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2013

    Обзор основных инструментов, применяемых в прогнозировании. Характеристика базовых методов построения прогнозов социально-экономических систем при помощи программного обеспечения MS EXCEL. Особенности разработки прогнозных моделей на 2004, 2006 и 2009 гг.

    лабораторная работа , добавлен 04.12.2012

    Межотраслевой и межрегиональный подходы для прогнозирования национальной экономики. Использование Оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели для оценки важнейших условий развития экономики страны. Согласование решений в многоуровневых системах.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Планирование выплаты кредита "постнуменрандо" (равными долями). Разработка финансовых решений по срокам и объемам выплат денежных средств. Выполнение двух лабораторных работ с помощью электронных таблиц Excel. Подбор самого экономичного варианта обучения.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2009

    Описание моделей деятельности предприятия для выбора траектории устойчивого развития. Анализ ООО "У Каравая"; прогнозирование и планирование его развития и обеспечения конкурентоспособности на основе информационных моделей. Создание систем менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2015

    Обоснование решений в конфликтных ситуациях. Теория игр и статистических решений. Оценка эффективности проекта по критерию ожидаемой среднегодовой прибыли. Определение результирующего ранжирования критериев оценки вариантов приобретения автомобиля.

Среди методов планирования, которые до недавнего времени были распространены в странах с различными общественными формациями, - генетический и теологический методы. Генетический основывается на анализе происхождения и развития социально-экономических процессов, природно-климатических условий, природных особенностей и создании на их основе научно обоснованного прогноза и предсказания на перспективу с учетом объективных экономических законов, на основе которых разрабатывается национальный план, только после этого может использоваться для проведения конкретных действий. Теологический метод сформирован на признании развития общества в соответствии с предварительно определенной цели, которая превосходит все другие факторы, что приводит приоритетность субъективного подхода в выборе цели и путей ее достижения. Отсюда воля отдельных лиц или групп противопоставляется объективным законам, в результате чего снижается эффективность планирования и его общая целесообразность в рамках конкретной экономической системы. Теологический метод планирования - достояние командно-административной экономики, с крахом которой он также практически ушел в небытие.

Рассмотрим два основных вида планирования - директивное и индикативное.

Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. В условиях командно-административной экономики за монополии государственной собственности на основные средства производства планирования распространяется на все аспекты жизни общества. Главными рычагами такого планирования является бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды на материально-технические ресурсы и государственный заказ.

В условиях рыночной экономики за многогранности форм собственности элементы директивного планирования хранятся в государственном секторе. Переход от директивного планирования к другим его форм прежде всего предусматривает устранение противоречий между органами по созданию плановых документов и их исполнителями. Планы разрабатываются непосредственно исполнителями, а не директивно приходятся в виде задач. Такая методология планирования возможна только при эффективном функционировании чисто рыночных составляющих экономики свободной конкуренции.

Достижениями централизованно директивного планирования являются:

Накопленный опыт прогнозирования хозяйственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров (например, цен мирового рынка);

- Использование принципа приоритета решения средне- и долгосрочных задач перед текущими;

- Применение процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном аспектах;

- Глубоко и многосторонне разработаны идеи оптимизации принятия решений;

- Полученный богатый опыт технико-производственного и финансового планирования на предприятиях.

К недостаткам такого планирования относятся:

- По своей природе оно может работать только при высокой степени выполнения планов;

Отсутствие в системе централизованно директивного планирования компенсаторов и резервов приводило к тому, что даже небольшие сбои в отдельных звеньях экономической системы вызывали значительные срывы планов у смежников;

- Использование процедур планирования "от достигнутого";

- Принудительное повышение "напряженности плана";

- Ориентация на рост валовых показателей, а не эффективности производства;

- Система планирования основывалась на неудовлетворении спроса;

- Заформализованность финансовых ограничений на макро- и микроуровне;

- Неблагоприятные условия для создания и внедрения новой техники и технологий;,

Приписки и другие формы искажения информации. Неэффективность распространение директивного планирования на все

аспекты жизни общества иллюстрирует опыт Советского Союза. Еще в 20-х годах XX в. многие экономисты и государственные деятели активно обсуждали опасность зарождения централизации в планировании, отстаивая возможность и объективную потребность функционирования товарно-денежных отношений и способов их планомерного регулирования. Например, Н. Бухарин предупреждал о негативных последствиях переоценки планового централизма без учета элементов стихийности в развитии народного хозяйства, особенно крестьянского рынка.

Среди ведущих ученых, внедряли это направление в жизни, значительную роль играет фигура Н. Кондратьева. Он доказал, что разработка оптимального перспективного плана возможна на основе анализа развития экономики, конъюнктуры рынка и прогнозирования его на будущее. Ученый ставил вопрос о полном изучения конъюнктуры, климатических и природных условий, экономических законов, особенностей территорий и др. Для принятия плановых документов нужны знания и прогноз. Особый акцент делался на том, чтобы в процессе определения конкретных показателей в планах использовать различные методы экономического анализа с целью выявления объективных закономерностей и действия потенциальных субъективных факторов в плановом периоде. Также он определил категории, на которых должна формироваться план. В практике планирования при обсуждении первых пятилетних планов М. Кондратьев отстаивал позицию сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства, включая сельское хозяйство и промышленность.

Низкую эффективность планирования в Советском Союзе можно объяснить, поделив ее многочисленные факторы на две основные группы:

1) планирование формировалось на непосредственном государственном распределении ресурсов без использования товарно-денежных отношений. Оно было идеализированное как эффективное средство управления народным хозяйством;

2) методологические подходы практического использования планирования не всегда основывались на интересах общества, а в большей степени на применении командно-административных методов.

Мероприятия по улучшению планирования, которые осуществлялись в ЗО-80-е годы, были оторваны от реальности, поэтому не дали желаемых результатов. При планировании не считались интересы регионов, не были отработаны методы регулирования общегосударственных и региональных процессов. После 20-х лет не наблюдалось территориальный аспект народнохозяйственного планирования.

Индикативное планирование - ориентация частных предприятий на выполнение задач, которые формирует государство.

Индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваются под мощного "игрока "" в рыночной системе - государство, даже если для них это и не обязательно.

Такое планирование выполняет координационную функцию, то есть предусматривает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Различают следующие формы индикативного планирования:

- Конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития возникла необходимость согласовать бюджеты с показателями прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке середньостро-ных, а в результате и долгосрочных прогнозов;

- Структурная, возникшая в связи с подключением к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов и других мер государственной поддержки в рамках селективной структурной политики;

- Стратегическая - по мере развития смешанной экономики и глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую форму, суть которой заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую позицию в реализации которых принимает на себя государство.

Индикативное планирование является способом привлечения самостоятельных субъектов рынка при взаимовыгодном сотрудничестве с государством в разработку и реализацию программ развития. Оно не сдерживает инициативу частного бизнеса, помогает определить направления развития, информирует заинтересованные стороны о потенциальном спросе, ситуацию в смежных отраслях, рынок рабочей силы и т.

Разработка индикативного плана предусматривает оценивание устойчивости экономики, анализ макропропорций, определение приоритетов и задач хозяйственного комплекса. Поэтому он должен сопровождаться ресурсным обеспечением, для чего создают балансы финансовые, трудовые, топливно-энергетических ресурсов, экспорта и импорта товаров широкого потребления и длительного пользования и т.

Планы разрабатывают на всех уровнях управления, каждый из которых определяет свои цели и приоритеты развития, предварительно согласовывая их с приоритетами высших органов управления. На отдельных территориях могут разрабатывать подпрограммы, которые отличаются в зависимости от поставленных целей и средств их реализации.