Какой орган осуществляет высшую исполнительную власть в Российской Федерации? Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни

Что такое политическое устройство? Это совокупность институтов и идеологий, которые формируют политическую деятельность в обществе. При этом политическим устройством государства называют структуру власти именно в федерации, а не в унитаризме. К данному типу относятся такие страны, как РФ, США, Германия и др. Кстати, федерации также бывают разного вида и у каждой из них есть своя форма политического устройства.

Осуществление управления обществом в доисторические времена

Для того чтобы общество было управляемым, возникла необходимость в создании государственного строя, то есть политической организации общества. Как известно, государство неразрывно связано с правом, поэтому при изучении теории государства и права начинают с его происхождения. До того как возникло первое государственно-политическое устройство, человечество жило в первобытно-общинном строе. Основой для производственных отношений в таком обществе служили средства производства, а также общественная собственность. Для того чтобы из одной формации произошел переход в другую, то есть из первобытно-общинного строя - к государственному, нужно было перейти от самоуправления, которое наблюдалось в первобытном обществе, к государственному управлению. Данный процесс происходил не сразу: для этого потребовались целые столетия, при этом в некоторых исторических регионах распад первобытно-общинного строя и возникновение государства происходили в зависимости от исторических условий по-разному. Это означает, что какой-либо четкой модели нет.

“Эволюция” госстроя

В первых государствах, которые возникли на базе первобытно-общинного строя, политическое устройство стало рабовладельческим. Наряду с государственной властью, в них появилось и право - выражение воли класса, господствующего над остальными. Вслед за рабовладельческим строем возникли следующие типы государства и права: феодальный (ое) и буржуазный (ое). При этом государства, принадлежащие к одному типу, имели одинаковые формы устройства правления, политического режима. Ведь это указывает на то, как организованы право и государства, какие функции они выполняют. Ученые-политологи смогли определить, что каждому из данных типов общества были присущи как общие, так и специфические характеристики. И тем не менее формы государственно-политического устройства во всех из них включали следующие элементы:


Форма государственного правления

Под данным термином понимается организация главных органов власти в государстве. Сюда входят такие элементы, как порядок их формирования, взаимоотношения между классом властьпридержащих и управляемыми, степень вовлеченности народных масс в процесс управление государством. Кстати, формы правления могут быть самыми разнообразными. При этом нужно знать, что даже если в нескольких странах - один и тот же тип государственного устройства, политический режим в них может быть различным.

Основные формы правления

К ним относятся республика и монархия. Первая - это такая форма правления, при которой источником власти является большинство народа, а органами власти становятся члены общества, избранные народом. При монархии же государством единолично управляет монарх - король, император, царь и т. д. При этом после смерти правителя на престол поднимается его наследник. Однако и здесь не все однозначно.

Монархия может быть следующих видов:

  • абсолютная , в которой глава государства является полновластным “хозяином” как страны, так и народа, населяющего ее территорию;
  • конституционная , где монарх не является полномочным “хозяином” государства и согласует свои действия с конституцией, ограничивающей его полномочия.

Республика также бывает нескольких видов:


Государственное устройство

Это не внешняя, а внутренняя территориальная и национальная организация гос. власти (то есть происходит регуляция деления территории страны на части), а также правовое положение каждой из них и взаимоотношения между центром страны и ее составными частями. Форма же политического устройства - это элемент формы управления государством, который характеризует организацию государственно-политической власти по территориальному типу. В прошлом существовали такие формы государственного устройства, как империя и протектораты, однако в современном мире формами государственного устройства являются:

  • федерация;
  • конфедерация;
  • унитарное государство.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Унитарное государство

Как мы уже поняли, есть государства, которые состоят из нескольких автономных территориальных единиц, а есть единые государства. Это и есть унитарные, в которых присутствует всего лишь один субъект. В них деление на территориальные единицы - условные. Это районы, области, провинции, губернии и т. д. Примером унитарных государств являются большинство европейских стран, например Франция, Литва, Финляндия, Эстония, Армения, Норвегия, Румыния, Швеция и т.д. В унитарных государствах система законодательства одноуровневая. Страны подразделяются на АТЕ (административно-территориальные единицы), все граждане имеют только одно гражданство. По характеру взаимодействия местных и центральных органов власти унитарные государства бывают двух видов: централизованные (нет автономных образований и все территориальные части имеют одинаковый правовой статус) и децентрализованные (в их состав входят автономные образования).

Федеративное государство

Это те страны, которые образованы в результате объединения союзных государств или государственных образований, например штатов, республик, кантонов, земель и т. д. Признаками такого политического устройства, формой правления которого является федерация, являются:

  • входжение в его состав нескольких суверенных или союзных государств;
  • двухуровневая система государственных органов;
  • налогообложения - двухканальное.

Классификация федерации

Данный тип политического устройства может классифицироваться по следующим принципам:

1. По формированию субъектов. Ввиду этого они могут быть административно-территориальными, национально-государственными и смешанными.

2. По юридической основе. Исходя из этого, федерации бывают договорными и конституционными.

3. По равенству статусов. Классификация по данному признаку приводит к формированию типов симметричных и асимметричных федераций.

Конфедерация

А чем этот тип политического устройства отличается от предыдущего. Конфедерация — это не постоянный, а временный союз государств, который создается для совместного решения тех или иных политических или экономических задач. Конфедерация не имеет суверенитета, поскольку в данном случае и речи не может быть об общем центральном государственном аппарате и единой системе законодательства.

Конфедерация бывает следующих типов:

  • союз межгосударственного типа;
  • содружество;
  • сообщество.

Политический режим

В данной статье также хочется затронуть еще один очень важный пункт - режимы политического устройства. Давайте разберемся, что это такое. Политическим режимом является система приемов, методов и средств, которые помогают осуществлению политической власти. Какими они могут быть? Типами политрежима являются демократический и антидемократический. В данном контексте государство бывает правовым, авторитарным и тоталитарным.

Немного истории

Предже чем рассказать о политическом устройстве современной России, хочется поговорить о Киевском княжестве. Политическое устройство в нем было неустойчивым. Оно состояло из нескольких племенных и городских округов. Однако они не желали объединиться в единое государство. Вот почему Киевское княжество распалось в 11-м веке. Древняя Русь представляла собой совокупность многих княжеств, которые были объединены одной династией. У них были общие религия, народное сознание и язык. Это государство невозможно было отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Отношения между великим князем Киевской Руси и другими князьями складывались по следующему принципу - сюзерен и вассалы.

И тем не менее центр в княжестве был сильным. Великий князь обладал мощной дружиной, благодаря которой ему удавалось удерживать вокруг себя несколько десятков небольших княжеств. Князь был главой всей Руси. К 11 веку вследствие возрастания власти местных феодалов, образовался новый орган управления — феодальный съезд. На нем рассматривались вопросы по ведению войны или налаживанию мира, разделению земель и установлению вассалитета. После этого произошло усложнение общественного деления Киевской Руси. На самой верхушке иерархической пирамиды стоял, естественно, Киевский князь, ступенью ниже размещалась его дружина, постепенно с нею слился высший земский класс. Структура дружины также была не из простых. Она состоит из двух частей - старшей, то есть бояр и младшей - отроков. В дружину также входят рабы князя. Из этого “сословия” назначались члены княжеской администрации и судьи: посадник, верник и тиун. Кроме дружины, также есть класс людей, который делился на горожан, то есть купцов и ремесленников, а также сельчан - смердов и зависимых закупов. Церковники имели свою иерархию и стояли особняком.

Характеристика Российского государства

Наша страна является демократическим с республиканской формой правления. Политическое устройство России - федерация. В ее состав входят почти девять десятков субъектов. Среди них имеются республики (Татарстан, Башкоторстан и др.), автономные области и округа, края, области, ну и города федерального значения (Санкт-Петербург). Все эти субъекты равны по своим правам. Каждая из республик имеет свою конституцию и законодательство. Все остальные субъекты РФ имеют уставы и законодательства.

В Конституции России приведено определение страны: “РФ—суверенное федеративное государство, которое создано в результате исторического объединения народов.”. Незыблемые основы конституционного строя Российского государства являются федерализм, народовластие, республиканская форма правления и разделение властей. Конституционное право - основополагающая отрасль права РФ. Именно оно устанавливает принципы, которым должны следовать остальные отрасли права, определяет экономическую систему страны, положение личности в ней, а также фиксирует систему судебных органов, то есть государственное устройство Российского государства.

В чем состоит демократизм Российской Федерации? Он проявляется в первую очередь в том, что права и свободы граждан страны объявлены высшей ценностью ее Конституцией. Государство готово взять на себя следующие обязанности: первое - признавать, второе - соблюдать и третье - защищать эти права и свободы. А еще демократизм нашей страны состоит в проявлении власти народа во время свободных выборов или референдумов.

Политическое устройство России следующее: в ее состав входят равноправные субъекты РФ, так как у каждого из них имеется собственное законодательство. В этом и заключается федеративное устройство страны в целом, и оно основывается на целостности государственности страны и на единой системе государственной власти. Поэтому в конституции отмечено, что федеральные, то есть общие для всей страны законы имеют верховенство для всех граждан РФ, вне зависимости от того, в каком субъекте федерации они проживают.

В чем проявляется правовой характер права и государства России? Все общественные отношения, обязанности и права граждан определяются правом и фиксируются на уровне закона. Соблюдение закона обязательно как для граждан и организаций, так и для всех органов власти, в том числе и высших.

Россия - республика

Несмотря на то что РФ - федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве.

Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей.

В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще. В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности.

Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ - провозглашено как светское государство.

Республика, являясь древней формой общественной организации, в настоящее время наиболее распространена и востребована в мире как способ государственного устройства, регулируемого большинством его граждан.

Согласно республиканским принципам правления, граждане государства реализуют свои политические права и свободы, регулярно избирая своих представителей (депутатов, президента) в высшие органы власти и тем самым контролируя их состав.

Таким образом, в государстве-республике полномочия верховных властей (парламента и президента) должны основываться на народном доверии. Народ определяет, кому занимать место в представляющей его интересы структуре государственной власти.

Республика – это форма управления государством, в основе которой лежит избирательный принцип. Высшая власть при республиканской форме правления, в противоположность монархической, осуществляется по воле народа или представляющего его учреждения (парламента).

* – это форма государственного правления, при которой пожизненное право на верховную власть передается по наследству одному лицу (монарху).

История происхождения республики

Республика появилась во времена античности как противопоставление монархии. Она открывала новый способ государственного устройства – на демократических началах. Полноправные граждане полиса получали возможность управлять древним городом-государством, принимая участие в собрании или совете.

Этимологически «республика» восходит к латинским res - дело и publicus - общественный, всенародный, что в сочетании переводится как «общественное, народное дело».

Признаки современной республики

Со времен античности мир развивался, и республика, не теряя своих ключевых демократических принципов, приобретала новые черты. Среди основных признаков республики выделяют:

  • Наличие главного лица (президента) или коллегиального органа (парламента), представляющего государство и несущего функции законодательной и\или исполнительной власти.
  • Избираемость главы государства и верховных органов власти на определенный срок.
  • Подчинение главы государства Конституции.
  • Взаимная ответственность личности и государства перед законом.
  • Принцип разделения властей на три ветви (в большинстве республик).

Разновидности республики

Республики в зависимости от того, кто имеет больше полномочий в управлении государством, президент или парламент, а также от механизма реализации власти разделяют на:

  • президентские, в которых парламент подчиняется президенту, формирующему правительство и управляющему им;
  • парламентские, в которых парламент назначает президента, созывает правительство и контролирует его;
  • смешанные, в которых президентская и парламентская власти уравновешены или ведут борьбу между собой: правительство формируется ими совместно и несет ответственность перед обоими; при этом, кому принадлежит реальная власть, возглавляющему парламент премьер-министру или президенту, зависит от количества полученных ими голосов.

С точки зрения государственного устройства и территориальной целостности республики бывают:

  • Унитарные — территориально единые государства, как, например, Италия, Франция, Япония, Польша.
  • Федеративные — состоящие из частей (субъектов федерации), которые разделяют властные полномочия с управляющим центром (президентом и/или парламентом). К таким республикам относятся: Россия, США, Германия.
  • Союзные — входящие в состав больших государственных объединений с республиканской или монархической формой правления (СССР, Исламская республика).

Республики в современном мире

Парламентские республики появились первыми вследствие буржуазных революций в Голландии, Англии и Франции и распространились по всей современной Европе и миру. На сегодняшний день парламентскими республиками являются: Австрия, Греция, Ирландия, Индия, Португалия, ФРГ. Все эти страны представляет премьер-министр, который возглавляет правительство и парламентское большинство.

Первой президентской республикой считается США, в ней президент противопоставил себя парламенту, что стало эффективным способом управления конфедерацией. Сейчас президентскими республиками являются: Россия, Мексика, Аргентина, Бразилия и др.

В современном мире существуют также:

  • суперпрезидентские республики, с единой властью в лице президента, поддерживаемого армией (Сирия, страны Латинской Америки);
  • милитарно-президентские республики, возглавляемые революционным военным советом;
  • президентско-монократические республики, с неограниченным сроком правления президента (Ирак, Тунис, Гвинея).

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов

ПИЭФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?. 3

2. Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?. 6

3. Каков механизм избирательной кампании? Раскройте основные понятия. 9

4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции». 12

Список литературы.. 16


1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?

Поскольку власть может исходить 1) от одного человека, 2) от немногих, 3) от большинства; а также тот, кто управляет, управляет в соответствии а) с общим благом, или же б) собственным интересом, получаем, по учению Платона, три правильных формы правления:

1а) монархию,

2а) аристократию,

3а) "политию"

и три неправильных

1б) тиранию,

2б) олигархию,

3б) демократию.

Монархия – это такая форма правления, при которой верхов­ная государственная власть осуществляется единолично и пере­ходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы прав­ления являются:

Существование единоличного главы государства, пользующе­гося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

Наследственный порядок преемственности верховной власти;

Представительство государства монархом по своему усмот­рению;

Юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь тради­ционные, в основном формальные, черты монархического прав­ления. То есть, правление одного.

Аристократия – (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») – форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы, т. е. правление немногих.

Полития – "средняя" форма государства, основанная на "среднем элементе" – наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве, т. е. правление большинства.

Тирания – форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

Олигархия – образ правленья, где вся высшая власть в руках небольшого числа вельмож , знати, олигархов. Согласно Платону и Аристотелю, олигархия - это государственное устройство, в котором право занимать государственные должности имеют только люди имущие. Имущих всегда намного меньше, чем неимущих, поэтому правление имущих есть правление «немногих» («олигой» – немногие). Тем же Платону и Аристотелю принадлежит характеристика олигархии как порочной формы государственного устройства, в котором целью правящих является не всеобщее благо, а личная корысть.

Демократия – (др.-греч. δημοκρατία – «власть народа», от δῆμος – «народ» и κράτος – «власть») – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Агрессивность, зависть, жадность, самомнение и необходимость в самоутверждении, я умный – ты дурак, это мое – дай, я сильнее тебя и другие природные черты человека, необходимые что бы выжить, не согласуются с идеями полной демократии. Поэтому со времен греков демократия быстро гибнет и перерождается часто в свою противоположность – охлократию, а затем тиранию и диктатуру.

Пример – Россия в начале ХХ века (демократия – выборы в Государственную Думу, охлократия – Октябрьский переворот 1917 г., Выбор народа всегда осознан и аргументирован. Выбор толпы – инстинктивен. Народ всегда стремится к контролю за действиями власти. Толпа пытается поскорее избавиться от ответственности и переложить эту самую ответственность на тех, кого выбрала. Именно поэтому следующий шаг после охлократии – тирания и диктатура – правление Ленина, Сталина); смена демократической формы правления в Германии в 1933 г. на диктатуру Гитлера.

2. Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

Республика - это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления явля­ются:

Существование единоличного и коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и дру­гих верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной влас­ти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития об­щественной жизни она видоизменялась, приобретала новые чер­ты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламент­ским путем, т. е. путем выбора из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского боль­шинства. В случае утраты доверия большинства членов парламен­та правительство либо уходит в отставку, либо через главу госу­дарства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках изби­рается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства являет­ся главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным сове­том. В федеративных государствах участие парламента в избра­нии главы государства также разделяется с представителями чле­нов федерации. Например, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтага­ми земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает до­вольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, из­дает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он форми­рует возглавляемое им правительство, которое осуществляет вер­ховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен­тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет , определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной, политики.

Парламентарная форма республиканского правления пред­ставляет такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жиз­ни, свободу личности, создает справедливые условия человече­ского общежития, основанного на началах правовой законности.

3. Каков механизм избирательной кампании? Раскройте основные понятия.

Избирательная кампания представляет собой комплекс агитаци­онных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Наряду с ними в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой ин­формации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д. Сроки, порядок и формы проведения агитации, и т. д. более или менее строго регламентируются соответствующим законодательством.

Можно сказать, что избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, об образовании избирательных округов и участков; в-третьих, о начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, о выд­вижении и регистрации кандидатов; в-пятых, о начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, о голосовании; в-седьмых, о под­счете поданных на выборах голосов.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важ­нейших принципа. Первый – это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Его суть состоит в том, что всем предоставляется равный максималь­ный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограни­чиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах госу­дарство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.

Второй принцип – это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип – нейт­ралитет государственного аппарата , его невмешательство в ход пред­выборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регист­рации, который регулируется соответствующими законами. Как пра­вило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избира­телей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и, когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

Система личной регистрации предусматривает периодическое об­новление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добить­ся права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претенден­там на ту или иную должность. Такие требования могут включать ми­нимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.

Для проведения выборов, в зависимости от их характера (всеоб­щие, региональные, местные), вся территория страны, области, про­винции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерально­го уровня несколько таких округов объединяются в один. Как прави­ло, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в за­висимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимает­ся установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответствен­ные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропа­гандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответ­ствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, прово­димых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях гово­рят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в разных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства или парла­мент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежед­невных планов, технический секретарь, специальный помощник. По­мимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по оп­росам общественного мнения, генеральный консультант, консуль­тант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции».

Выборы – неотъемлемая черта политической жизни большинства стран современного мира. Важнейшими функциями, которые вы­полняют выборы в политической системе общества, являются:

1. Представительство различных общественных интересов.

2. Формирование представительных органов власти.

3. Легитимация политической власти в целом.

4. Диагностика социально-политической ситуации, сложившейся в данном обществе в данный отрезок времени.

5. Рекрутирование политической элиты.

6. Институциализация политического участия граждан.

7. Политическая социализация.

В условиях тоталитарных и авторитарных политических режи­мов выборы могут принимать форму ритуала или даже фарса, но демократический режим без института выборов в принципе невоз­можен. Поэтому для политических систем демократического типа наличие того или иного варианта избирательной системы является обязательным атрибутом. Единого и общепризнанного понимания того, что собой представляет избирательная система, в политической науке не существует. В целом речь идет о сложившемся поряд­ке организации и проведения выборов представительных органов власти, а также руководителей различного ранга.

Избирательная система включает два основных компонента: из­бирательное право как совокупность юридических норм, на основе которых проводятся выборы; избирательный процесс, то есть сово­купность процедур и организационных мероприятий, сопровождаю­щих подготовку, проведение голосования и подведение его итогов.

Выборы могут проводиться на разных уровнях – от выборов главы государства до избрания депутатов в органы местного са­моуправления.

По характеру норм избирательного права и практике их при­менения выборы могут быть разного типа. Различают всеобщие и ограниченные выборы. При всеобщих выборах все взрослое де­еспособное население страны в одинаковой степени обладает пра­вом голоса, при ограниченных выборах такое право ограничено цензами: оседлости, имущественным, образовательным и т. д.

Равные выборы происходят в условиях обеспечения единой для всех нормы представительства, то есть одинаковое количество изби­рателей приходится на избирательные округа, в которых баллотиру­ются кандидаты на одно и то же количество выборных мест. Прямые выборы означают непосредственное голосование избирателей за кандидатов на соответствующие выборные места. При косвенных многоступенчатых выборах избиратели сначала избирают вы­борщиков и делегатов и уже те на соответствующих мероприятиях делают окончательный выбор в пользу конкретного кандидата.

Выборы могут быть тайными, когда воля избирателя скрывается от посторонних лиц, результаты волеизъявления носят анонимный характер и оформляются в виде обезличенного общего для всех избирательного бюллетеня. Выборы могут быть и с открытым голосованием, когда избиратель публично в той или иной форме оглашает свой выбор.

В избирательных системах применяются разные варианты про­ведения самих выборов, но главным критерием, по которому изби­рательные системы различаются, является способ определения ре­зультатов голосования.

5. Проанализируйте голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества.

Выборы – важнейший компонент современной политики.

Они представляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т. п.

В условиях современных демократий выборы – их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единствен ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе ред народом, изменять политический курс и т. д.

Выборы – достаточно частое в политической и обществен­ной жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти.

В период выборов создаются наиболее бла­гоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и от­дельных депутатов.

Также с помо­щью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политичес­кая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству автори­тет и поддержку, что повышает его дееспособность.

Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депу­татов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем са­мым кризис конкретного правительства и его политики не при­водит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стрем­ление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохра­нительному клапану, выпускающему накопившийся пар народно­го недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, народом признается их право руководить государством.

Список литературы

1. Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009.

2. Ланцов. – СПб.: Питер, 2011.

3. , Соловьев политологию. Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1999.

4. Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012.

Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – С. 97.

Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009. – С. 274.

Республика - от лат. res publico - общественное дело

Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – С. 104-110.

Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009. – С. 227-232.

Ланцов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 313-314.

Соловьев политологию. Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 401-.404.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные форма правления.

К правильным формам правления относятся:

1. Монархия:

Абсолютную:

Монарх – глава государства;

Осуществляет единоличное правление. Обладает всей полнотой власти. Его власть верховна и независима;

Его власть объявляется священной и наделяется религиозным ореолом;

Как правило, власть передается по наследству;

Ограниченную:

Монарх ограничен в области законодательно, исполнительной деятельности

Монарх независим от парламента, но вынужден считаться с его деятельностью

2. аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит знати. В основе лежит идея, что государством должны управлять только избранные. Избранность определялась происхождением, размером имущества, религиозным превосходством.

3. демократия. Происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверене, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

верховенство закона;

равноправие всех граждан;

разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

многопартийность и политическая конкуренция;

свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

наличие рыночных отношений в экономике и др.

К неправильным формам правления относятся:

1. Автократия (тирания) - одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной литературе данное понятие означает неограниченную и бесконтрольную власть одного человека.

2. Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках небольшой группы людей. Власть и капитал сосредоточены в руках одной группы людей

3. Охлократия или анархия - форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан.

2. Подробно опишите республиканский тип правления государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

Республика (от лат. respublica,букв. – общественное дело) – такая форма правления, когда глава государства (например, президент) избирается населением или специально избранной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, монархии, аристократии. Страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, который выбирают все или большинство народа (демократия). Подавляющее большинство современных государств является республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами.

Республика бывает трех видов: президентская, смешанная, парламентская. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти (президент или парламент) формирует правительство, и перед ним оно несет ответственность. Их характеристика представлена в таблице.

Парламент по отношению к правительству обычно выполняет следующие функции:

1. Формирует и поддерживает его;

2. Издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

3. Вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

4. Осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

5. Критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

3. При каких условиях проводится импичмент?

Импичмент представляет особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. Поводом для импичмента выступают антиконституционные действия.

4. Охарактеризуйте демократию, сравните античную и современную ее формы, подчеркните общее и особенное.

Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

Верховенство закона;

Равноправие всех граждан;

Разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

Многопартийность и политическая конкуренция;

Свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

Наличие рыночных отношений в экономике и др.

Различают две главные формы демократии:

1. прямую - основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов (древнегреческие полисы). Суть прямой демократии состоит вот в чем: в одном месте в определенное время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.;

2. представительную - решения принимаются выборными органами (США). Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, тот и становится депутатом.

Греческая демократия:

1. прошла долгий путь развития - более 250 лет;

2. охватывала не весь, а часть народа - около 1/10 всего населения, отражала мнение всего свободного народа;

3. эволюционировала от прямой к представительной форме.

Так, в Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица - магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства.

Современная же демократия ограничивает в некоторых правах несовершеннолетних граждан своей страны.

5. * Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? Можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?

Охлократия - извращенная форма государственного устройства, которая возникает в результате неупорядоченного развития и доведения до абсурда демократических тенденций;

Стихия мятежей, погромов, уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения;

Одна из характеристик массового общества.

Несмотря на разное обличье, охлократии обладают некоторыми общими чертами. Основными характерными чертами охлократии являются демагогия, авантюризм, популизм. Ей присуща изменчивость политического курса, непредсказуемость и импульсивность политических акций. Охлократия максимально упрощает сложные общественные проблемы, часто использует провокации, разжигает массовые страсти, провоцирует скандалы. Ее опорой обычно выступают маргинальные и люмпенизированные слои населения, неудовлетворенные своим социальным положением и готовые к неконтролируемым действиям (убийствам, бессмысленному уничтожению материальных ценностей, насилию).

Охлократия часто вступает в свои права в переломное время, в критические для общества периоды. Поскольку кризис общества всегда имеет пределы, охлократия характеризуется как нежизненностью, так и недолговечностью. В большинстве случаев неустойчивость и скоротечный характер охлократии ведет к ухудшению общественной ситуации. Выход из нее очень часто заканчивается тоталитарными, диктаторскими или олигархическими формами правления. Классическими историческими примерами охлократии являются Смутное время в России в начале XVII в., отдельные периоды гражданских войн, народные восстания в Древнем мире и в Средние века, а также периоды смены общественно-политических отношений в условиях трансформирующихся обществ. Однако ярко выраженных форм охлократии существовало не так уж много. История знает больше примеров деформированных, частичных форм охлократии, которые нередко уживаются с другими формами политической власти, проявляются на тех или иных участках общественной жизни, в те или иные периоды кризисного состояния общества, в отдельных регионах или частях государства.

6. * В чем, по вашему мнению, достоинства и недостатки республиканского типа устройства государства?

Достоинства:

1. Выборность власти;

2. Разделение властей, что сдерживает превращение республики в

3. Стабильность республики, т. к. президент и правительство выбирается на фиксированный срок.

4. Вовлеченность всех граждан страны в жизнь государства

Недостатки:

1. Возможность установления единоличного правления.

2. Политическая нестабильность, так как изменение парламентского большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия.

3. Излишняя бюрократизация власти.

7. * Проведите сравнительный анализ трех республик в современном мире – парламентской, президентской, смешанной. Сделайте краткие письменные выводы.

Как видно из таблицы, все типы республики имеют выборный характер власти. Отличия состоят в том, как выбираются президент и формируется правительство, а также перед кем несет (или вообще не несет) ответственность правительство.

? Проблема

Согласны ли вы с мнением русского историка Н. М. Карамзина: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших»?

Да, с Н. М. Карамзином можно согласиться, потому что управление большими территориями требует иногда недемократических методов управления.

Давайте рассмотрим такую ситуацию. Существует некое государство больших размеров. Оно делится на определенные части для более легкого управления (допустим 5). Настало время выборов. И тут начались разногласия. Каждый «тянет одеяло на себя». Каждая часть страны хочет видеть своего представителя у власти. Это будет давать некое доминирование в самом государстве. Договориться они не смогли и некоторые представители данного государства решили создать свое государство, чтобы принимать те законы и политические решения, которые будут устраивать только их и не идти вопреки своим желаниям на уступки другим жителям данной страны. Такова природа человека. Чтобы демократия могла существовать в государстве с большой территорией, необходима личная ответственность каждого гражданина перед своей страной, высокие моральные качества каждого человека, готового пожертвовать чем-то ради общего.

Практикум. Рассмотрите таблицу. В ней приведены названия форм правления и их краткая расшифровка. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность данной формы правления именно этого, принадлежащего только ей определения.