Беларусь - страна с развитой системой образования. Система образования в беларуси

Система образования в республике Беларусь - предмет небезосновательной национальной гордости. Правительство страны выбрало эффективную стратегию развития системы обучения. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • почти 100-процентный уровень грамотности взрослого населения.
  • 98% работающего населения имеет базовое, среднее или профессиональное образование.

По числу студентов с высшим образованием Беларусь на равных с самыми развитыми странами мира.

Система образования в РБ финансируется из госбюджета. За последние десять лет в Республике Беларусь построено свыше 300 зданий для университетов, школ, детских садов. Огромный вклад внесен в выпуск современных учебников и методических пособий, а технологические новинки в образовательных заведениях стали привычным явлением, а не диковинкой.

При этом система образования в Беларуси до сих пор находится в процессе реформирования. Цели реорганизации:

  • обеспечение всем гражданам равного доступа к образованию;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • интеграция национальной системы образования в мировую;
  • увеличение финансирования отрасли образования.

Дошкольное

Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительного обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.

В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.

Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.

Школьное

Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:

  • начальный: 1-4 классы;
  • базовый: 5-9 классы;
  • средний: 9-11 классы.

Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.

Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.

Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии.

В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.

В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.

Высшее

Система высшего образования в Беларуси представлена следующими типами учреждений:

  • Классический университет - готовит научных работников высшей квалификации. В программу включены фундаментальные теоретические исследования различных направлений.
  • Профильный университет - выпускает специалистов по одному или двум направлениям. В таких учреждениях можно получить диплом архитектора, дизайнера, агронома, маркетолога или финансиста.
  • Институт - проводит узкопрофильное обучение и готовит переводчиков, политологов, психологов, программистов.
  • Высший колледж - здесь можно получить лишь степень бакалавра.

В некоторых университетах, например Брестском, можно освоить две специальности одновременно.

Форма обучения в вузах очная и заочная, развивается также практика удаленного образования. Срок учебы составляет пять лет. Лекции читаются на русском и белорусском языках. Помимо государственных высших учебных заведений существуют и частные, качество образования в которых строго контролируется правительством.

На данный момент учреждения высшего образования выдают дипломы со степенью бакалавра и магистра. Дипломы докторов наук не предусмотрены.

Учеба в Белоруссии может быть интересна тем россиянам, которые по каким-либо причинам не хотят или не могут учиться на родине, но не располагают средствами для учебы в Европе или в Америке. Образование в Белоруссии не столь престижно, но качественно и бесплатно.

По данным Минобразования Белоруссии, сегодня в 55 белорусских вузах обучается более 2 тысяч россиян. В основном, это, конечно, вузы Минска: в столице много университетов, предлагающих полный спектр специальностей. При этом проживание в Минске обойдется россиянину куда дешевле, чем жизнь в Москве или Санкт-Петербурге – это еще один фактор в пользу белорусского образования.

Опять же, как уже отмечал BusinessTimesв предыдущих материалах о Белоруссии, наше Союзное государство все-таки существует на практике: по договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25 декабря 1998 года граждане обеих стран имеют равные права на получение высшего образования. Иными словами, россияне имеют право поступать в белорусские вузы на бюджетное отделение на общих основаниях, получать стипендию и претендовать на общежитие, либо, если не вы не прошли по конкурсу – учиться на платном отделении. Стоимость платного образования в Белорусском государственном университете – ведущем вузе страны – 1000 – 1300 долларов за семестр на дневной форме обучения, в зависимости от выбранного факультета. Вечерняя, заочная формы, равно как и обучение в других университетах, обойдутся вам значительно дешевле. Белорусский диплом признается в России без необходимости какого-либо заверения.

Тем не менее, в белорусском образовании есть некоторые нюансы, о которых лучше знать заранее. К примеру, с 2003 года и среднее, и высшее образование в Белоруссии оценивается по 10-бальной шкале. Оценка «10» — это не традиционная «5», а «5+», и её практически не используют. «9» — это «5», «6» — это классическая четверка, ниже белорусских «5» баллов – это неудовлетворительная отметка, ниже российской тройки. Вам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к 10-бальной шкалой – а главное, при приеме в белорусские вузы вам необходимо будет перевести ваш школьный аттестат в эту систему по специальной шкале перевода: средний балл аттестата приплюсовывается к результатам вступительных экзаменов.

Сами вступительные экзамены – централизованное тестирование (ЦТ) – аналог российского ЕГЭ, но не совсем. К примеру, в ЦТ по русскому языку больше теории, но нет сочинения, а в ЦТ по математике достаточно только вписать в бланк ответов результаты и расставить галочки, без решения. Основная же трудность при сдаче ЦТ для россиян – необходимость во время зарегистрироваться и приехать на экзамены, которые стандартно проводятся во второй половине июня. Регистрация обычно проходит за месяц, точные даты меняются из года в год и поступающим лучше следить за этой информацией на сайтах самих университетов.

Первый шаг при поступлении в любую страну миру – выбор вуза. В Белоруссии система высшего образования представлена следующими типами учебных заведений:

Классический университет;
- профильный университет или академия;
- институт;
- высший колледж.

Учеба в большинстве вузов длится 4-5 лет. Ведущими считаются следующие университеты страны:

— Белорусский государственный университет, открытый в 1921 году;

— Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Белорусский национальный технический университет
— Белорусский государственный экономический университет

— Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
— Белорусский государственный медицинский университет
— Белорусский государственный аграрный технический университет
— Белорусский государственный университет культуры и искусств
— Белорусский государственный университет физической культуры

— Белорусская государственная академия искусств
— Белорусская государственная академия музыки
— Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Для поступления в один из этих университетов, вам, помимо результатов ЦТ, необходимо подать следующие документы:

— заявление-анкета, заполняется при подаче документов;

— оригиналы документов о среднем образовании;

— оригинал медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей возможность учиться;

— копия свидетельства о рождении и копия паспорта;

— 6 или 8 фотографий 4х6 см.

После того, как вы определитесь с университетом, сдадите ЦТ и подадите документы, наконец, узнаете о своем поступлении, встанет вопрос, где жить. Общежития в белорусских вузах есть, но надеяться на них лучше не стоит – мест катастрофически не хватает даже в общежитии БГУ. Выход – аренда комнаты или квартиры, что в Белоруссии достаточно дешево. Даже в Минске снять однокомнатную квартиру вы сможете от 200 долларов, комнату – за 80. В областных городах цены будут еще ниже.

Распределение по окончанию учебы – этот осколок советской системы образования все еще существует в Белоруссии – для россиян является добровольным.

В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.

Среднее специальное образование

К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.

Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.

В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (www.minedu.unibel.by).

В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Руководство системой образования в Беларуси осуществляют республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Ответственность за состояние и развитие системы образования в государстве несет Министерство образования.

В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты . Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.

Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.

5)Основные принципы системы образования РБ

Статья.14 Основные принципы государственной политики в сфере образования Республики Беларусь сформулированы в Законе Республики Беларусь ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.
Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:

· развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся

· доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования

· бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального (среднего специального), высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования

· непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней

· частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения

В соответствии со ст. 14 Закона ”Об образовании в Республике Беларусь“ все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:

1. Дошкольное образование

2. Общее среднее образование

3. Внешкольные формы образования

4. Профессионально-техническое образование

5. Среднее специальное образование

6. Высшее образование

7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров

8. Повышение квалификации и переподготовку кадров

9. Самостоятельное образование граждан

Вопросы для самопроверки

1)Что включает в себя система образования РБ?

2)Поясните компоненты системы образования?

3)Дайте краткую характеристику структуры системы образования РБ?

4)Назовите формы образования?

5) Перечислить принципы государственной политики в сфере образования?

Образование в Республике Беларусь (белор. Адукацыя ў Беларусі ) - обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности [ ] .

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

  1. дошкольное (ясли, детские сады)
  2. общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
  3. общее среднее (на базе 11 классов), начальное профессиональное (ПТУ , лицеи), среднее специальное (техникумы , колледжи)
  4. высшее профессиональное (высшие колледжи , институты, университеты , академии).

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

  • профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение - аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1-9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования - два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти .

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента . Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали» .

В системе общего среднего образования 130 639 учащихся (13,7 %) обучаются на белорусском языке, 822 970 учащихся (86,2 %) - на русском, 834 учащихся - на польском и 64 учащихся - на литовском.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» .

Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников . В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей , 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся . Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.) .

История образования в Белоруссии

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк , Пинск , Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет .

Великое Княжество литовское

На первых этапах устройства системы училищ эдукационная комиссия столкнулась с проблемой отсутствия подготовленных учительских кадров. В результате, первоначально в светских училищах, учрежденных эдукационной комиссией, преподавали почти исключительно лица духовного звания. Для решения этой проблемы были учреждены при главных школах в Вильне и в Кракове особенные учительские институты для подготовки учителей окружных и подокружных школ. Для подготовки учителей приходских училищ были учреждены учительские семинарии в Кельцах и Ловиче.

Вся Речь посполитая в учебном плане была разделена на 9 округов (Wydzialy ), из которых 4 приходилась на ВКЛ, а именно: Литовский, Новогрудский, Жмудский и Подлясский. Независимо от главной школы или Виленской академии , в каждом округе была учреждена одна высшая школа (Szkoly wydzialowe ) с гимназическим курсом и несколько под-окружных школ (Szkoly podwydzialowe ). Высшие школы были учреждены в Гродно , Новогрудке , Брест-Литовске и Крожах; низшие школы в Вильне , Волковыске , Белостоке , Вишневе , Поставах , Лиде , Меречь , Щучин-Литовском , Минске , Холопеничах , Несвиже , Слуцке , Бобруйске , Березвече, Лужках , Пинске , Белой, Домбровице , Любешове , Жировицах , Ковне , Кретинге , Поневеже , Россиенах и Вилкомире .

Учредив школы, эдукационная комиссия приступила к составлению общего устава для польских и литовских школ (Ustawy kommisari edukacji narodowej dla stanu akademiekiego i na szkoly w krajuch Rzeczy pospolitej przepianene ). Проект этого устава, в составлении которого наибольшее участие принимали Колонтай и Пирамович , был написан в 1781 году, разослан во все школы и на основании полученных от них замечаний исправлен, окончательно утвержден и введен в действие в мае 1873 года. Данный Устав был прорывным в свое время. Многие положения этого устава эдукационной коммисии перешли в Устав императорского Виленского университета и училищ его округа, изданный 18 мая 1803 года, и отуда вошли в уставы университетов и училищ Российской империи 1804 года.

Для обеспечения учебниками и руководствами, по предложению члена комиссии Игнатия Потоцкого , учреждено было общество элементарных книг (Towarzystwo elementarne ). К числу членов общества принадлежали лучшие польские ученые того времени: Пирамович , Выбицкий , Гуго Колонтай , Ян Снядецкий , Онуфрий Копчинский и др. Общество немедленно объявило конкурсы на составление руководств и учебников и обещало за лучшие очень солидные денежные награды. На конкурс было предоставлено много сочинений весьма хорошего качества особенно по математике, физике и естественной истории.

Для осуществления всех начинаний эдукационной комиссии требовалось продолжительное время, но последующие разделы Речи Посполитой положили конец не только эдукационной комиссии но и всего государства.

Российская империя

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой.

1990-е

Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.

2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60 % студентов белорусских вузов - заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек) .

2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования .

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат - магистратура - докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом .

Уровни образования

Дошкольное образование

Число учреждений дошкольного образования в Белоруссии сократилось с 4064 в 2012/13 учебном году до 3812 в 2017/18 учебном году. В сельских населённых пунктах число учреждений дошкольного образования сокращается (с 2036 до 1729 за этот же период), в городах и посёлках городского типа незначительно растёт (с 2028 до 2083). В сельской местности также большой популярностью пользуются учебно-педагогические комплексы ясли-сад - школа (817, или почти половина всех учреждений дошкольного образования в сельской местности) .

Среднее образование

В 2017/2018 учебном году в Республике Беларусь действовало 3067 учреждений общего среднего образования, в том числе 1580 средних школ, 208 гимназий и гимназий-интернатов, 29 лицеев (включая специализированные), 885 учебно-педагогических комплексов и 190 учреждений специального образования . Практически все школы государственные; в 2012/2013 учебном году в республике насчитывалось 8 частных средних школ и 2 начальных, в которых обучалось 638 учащихся, последняя частная гимназия закрылась в 2011/2012 учебном году.

Языки обучения Иностранные языки

В 2012/2013 учебном году иностранные языки изучало 724,7 тыс. учеников 3-11 классов. Из них изучали в качестве первого иностранного языка: английский - 569,5 тыс. (78,1 %), немецкий - 124,7 тыс. (17,1 %), французский - 25,4 тыс. (3,5 %), испанский - 4,9 тыс. (0,7 %) .

Учителя

В 2017/2018 учебном году в школах всех типов Республики Беларусь преподавало 114,9 тыс. учителей . В средних школах преподавало 70 825 учителей (без учёта руководителей и совместителей), 94,7 % которых имело высшее образование и 5 % - среднее специальное образование. По основной специальности они распределяются следующим образом :

  • иностранных языков - 14 336 человек;
  • математики - 7280;
  • белорусского языка и литературы - 6876;
  • русского языка и литературы - 6835;
  • физкультуры - 6470;
  • истории и других общественных дисциплин - 4486;
  • трудового обучения - 3940;
  • физики - 3159;
  • музыки и пения - 2785;
  • химии - 2779;
  • биологии - 2655;
  • информатики - 2532;
  • изобразительного искусства - 978;
  • допризывной и медицинской подготовки - 491;
  • других предметов - 2763.
Специальное образование

В 190 учреждениях специального образования в 2017/2018 учебном году обучалось 7788 учащихся, в том числе в 25 специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) - 2549 детей:

  • 6 школ для детей с нарушениями зрения, в которых обучалось 537 детей (Минская школа № 188, Василевичи , Гродно , Жабинка , Молодечно , Шклов);
  • 10 школ для детей с нарушениями слуха, 867 учеников (Бобруйск , Витебск , Гомель , Гродно , Кобрин , Пинск , Речица , две школы в Минске и одна в Ждановичах Минского района);
  • 1 школа для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 50 учеников (Осиповичи);
  • 5 школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 699 учеников (Вилейка , Минск , Мстиславль , Новогрудок , Петриков);
  • 3 школы для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), 396 учеников (Могилёв , Радунь Вороновского района, Телеханы Ивацевичского района).

Помимо этих школ, в республике действует 139 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в которых обучается 2289 детей, и 26 вспомогательных школ (школ-интернатов), в которых обучается 2950 детей .

Профессионально-техническое образование

В 2017/2018 учебном году в Республике Беларусь действовало 182 учреждения профессионально-технического образования, в которых обучалось 66,9 тысяч человек и работало 7,6 тысяч руководящих и педагогических работников. Было принято 29,7 тысяч учащихся, выпущено 30,5 тысяч специалистов (в том числе 28,5 тысяч в дневной форме) . В среднем 65-68 % учащихся учреждений профессионально-технического образования составляют юноши, 32-35 % - девушки .

В 2016/2017 учебном году учреждениями профессионально-технического образования было выпущено 28 506 квалифицированных специалистов по следующим профилям образования:

  • Искусство и дизайн - 432 человека (1,5 %);
  • Коммуникации. Право. Экономика. Управление - 2724 человека (9,6 %);
  • Техника и технологии - 13 819 человек (48,5 %);
  • Архитектура и строительство - 4928 человек (17,3 %);
  • Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство - 3204 человека (11,2 %);
  • Общественное питание. Бытовое обслуживание - 3186 человек (11,2 %);
  • Службы безопасности - 213 человек (0,7 %).

Кроме того, до 2014/2015 учебного года велась подготовка специалистов по профилям «Социальная защита» и «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» .

Численность учащихся в
учреждениях ПТО, тыс.:
Численность учащихся
по регионам, тыс. (2017/18):

Среднее специальное образование

В 2017/2018 учебном году в 226 средних специальных учебных заведениях обучалось 114,1 тыс. учащихся (91,5 тыс. на дневной форме обучения, 100 человек на вечерней, 22,4 тыс. на заочной). Было принято 38,3 тыс. выпускников средних учебных заведений, выпущено 36,4 тыс. специалистов. Учебный процесс обеспечивали 9,7 тыс. штатных преподавателей . Немногим более половины (50,2-55 %) учащихся учреждений ССО - женщины . 0,9 % учащихся получают среднее специальное образование на белорусском языке, 14,6 % на белорусском и русском языках, 84,5 % на русском языке .

Численность учащихся в
учреждениях ССО, тыс. :
Численность учащихся
по регионам, тыс. (2017/18):

Самые популярные профили специальностей - техника и технологии (в 2016/17 учебном году выпущено 10,7 тыс. специалистов, или 29,3 %), «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» (8,2 тыс., или 22,4 %), здравоохранение (5,5 тыс., или 15,2 %). Было выпущено 4,4 тыс. специалистов в области сельского и лесного хозяйства (12,1 %) и 2,7 тыс. в области архитектуры и строительства (7,4 %). Меньше всего специалистов было подготовлено по профилям специальностей «Гуманитарные науки» (выпущено менее 100 человек в 2016/17 учебном году), «Службы безопасности» (около 100 человек), «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» (около 600 выпускников), «Искусство и дизайн» (1400 выпускников), «Педагогика» (1700 выпускников) .

В 2012/2013 учебном году женщины составляли 95,8 % учащихся учреждений ССО по гуманитарным наукам, 91,7 % по здравоохранению, 90,5 % по педагогическому профилю, 81,4 % по экономико-правовому профилю, 78,2 % по общественному питанию, 75,2 % по искусству и дизайну, 61,8 % по физкультуре и туризму, 27,2 % по сельскому и лесному хозяйству, 25,6 % по технике и технологиями, 23 % по архитектуре и строительству, 5,4 % по службам безопасности .

Высшее образование

Численность студентов, тыс. : Численность студентов
по регионам, тыс. (2017/18):

Современное состояние

В 2017/18 учебном году в 51 вузе Республики Беларусь обучается 284,3 тыс. студентов (159,8 тыс. на дневной форме получения образования, 1,3 тыс. на вечерней, 123,2 тыс. на заочной) . В системе высшего образования работало 20 871 человек основного (штатного) персонала, из которых 1338 имело учёную степень доктора наук, 8368 - кандидата наук. 1175 человек имело учёное звание профессора, 7220 - доцента . При этом в 2012/13 учебном году в 54 вузах Республики Беларусь обучалось 428,4 тыс. студентов . Численность профессорско-преподавательского состава составляла 24 612 человек, в том числе докторов наук - 1346, кандидатов наук - 9043, профессоров - 1260, доцентов - 7509 .

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет , основанный 30 октября 1921 года , и Академия управления при Президенте Республики Беларусь , образованная 29 января 1991 года . Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли . Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет , Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники , Белорусский государственный медицинский университет , Белорусский государственный аграрный технический университет , Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств и другие).

В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра .

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование , поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

В среднем 57-60 % студентов вузов Беларуси - женщины. В 2012/13 учебном году больше всего женщин обучалось по специальностям, связанным с социальной защитой (94,1 %), общественным питанием и бытовым обслуживанием (88,9 %), экологией (78,4 %), гуманитарными науками (77,7 %), педагогикой (77,1 %), здравоохранением (73,7 %), коммуникациями, правом, экономикой и управлением (72,6 %). Меньше всего женщин обучается по техническим специальностям (26,9 %) и специальностям, связанным с безопасностью (14,7 %) .

В 2012/13 учебном году 0,2 % студентов (683 человека) получали образование на белорусском языке, 37,4 % - на белорусском и русском языках, 62,4 % - на русском языке .

За 2010-2018 году доля студентов, обучающихся за счёт бюджетных средств, выросла с 33,8 % до 42,6 %, на платной основе - сократилась с 66,2 % до 57,4 % :

Специальности

В 2012/13 учебном году больше всего студентов обучалось по специальностям профиля «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» - 167,3 тыс. человек. По специальностям технико-технологического профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического - 42,4 тыс., сельскохозяйственного - 28,1 тыс., медицинского - 21,7 тыс., гуманитарного - 16,6 тыс., естественнонаучного - 13,8 тыс., физкультурного и туристического - 9 тыс., искусствоведческого и дизайнерского - 7,1 тыс. .

К 2017/18 учебному году доля студентов, обучающихся по специальностям экономико-юридическо-управленческого профиля, сократилась до 31,8 % (в 2010/11 учебном году - 40,8 %). Распределение численности студентов по профилям специальностей стало выглядеть следующим образом (тыс. студентов) :

Обучение иностранных граждан

В 2012/13 учебном году 12 002 студента были гражданами других государств, в том числе 6514 были гражданами Туркменистана, 1658 - России, 1146 - Китая, 265 - Азербайджана, 244 - Шри-Ланки, 242 - Нигерии, 208 - Ирана, 168 - Украины, 154 - Ливана, 124 - Сирии, 118 - Казахстана, 115 - Турции, 110 - Литвы . К 2017/18 учебному году численность иностранных студентов выросла до 14 635 человек, в том числе 7108 граждан Туркменистана, 1499 - России, 943 - Ирана, 875 - Китая, 455 - Таджикистана, 445 - Нигерии, 391 - Шри-Ланки, 389 - Азербайджана, 340 - Индии, 339 - Ливана .

Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Для получения приглашения на учёбу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы .

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Белоруссии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Белоруссии обучаются около 2 тысяч китайских студентов . На 2013 год 7,400 студентов являются гражданами Туркменистана , это самый большой контингент среди иностранных студентов в Белоруссии. .

Магистратура

Численность магистрантов в 2010-2018 годах выросла втрое:

Численность магистрантов: Выпущено магистров :

Распределение магистрантов по профилю специальностей в 2017/18 учебном году следующее :

Послевузовское образование

В 2011-2016 годах численность обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) сократилась с 5779 до 5090 человек. Из 828 человек, выпущенных из аспирантуры в 2016 году, с защитой диссертации выпустились 59 человек .

Численность обучающихся в аспирантуре в 2016 году :

Присуждение учёных степеней

Количество присуждённых учёных степеней кандидата наук в 2010-е годы колеблется на уровне 450-520 человек в год, доктора наук - 40-50 человек :

Кандидатов наук: Докторов наук:

Кодекс об образовании

Проект

2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые .

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко .

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Интернатные учреждения

2011 год - 52 интерната для детей-сирот (на 30 % меньше, чем в 2005 году), около 70 % детей-сирот воспитываются в семьях (на такую форму усыновления ориентирует социальная политика государства) .

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 - серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали - герб Белоруссии, на другой - надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки - «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.

Размышление о том, какое место белорусские университеты занимают в мире, могут ли оценки рассматриваться как устаревший подход к образованию и почему нашей стране отказали во вступлении в Болонский процесс

Webometrics , в этом году в сфере образования лидируют Калифорнийский институт технологий, Оксфорд и Стэнфорд. Чтобы найти в этом списке хоть один белорусский вуз – придется постараться: БГУ находится на 639-м месте, ГрГУ - на1861-м, а БГПУ - на 2327. В Беларуси высшее образование можно получить в 43 государственных вузах и 10 частных - и со всеми ними что-то не так.

Что значит быть частью Болонского процесса? Это автономия университетов, повышенная мобильность студентов, двухуровневая система «бакалавриат + магистратура», студенческое участие в управлении высшим образованием, сопоставимость образовательных программ (а значит, отлично продуманная структура, кредитная система и обоюдное признание дипломов университетами разных стран) - все вместе создает то самое единое пространство. Кроме косметических изменений в сторону сокращения университетской программы до 4 лет (в том числе за счет удлинения школьной до 12) наша страна двигается навстречу необходимым реформам очень и очень медленно .

«Мы заявляем о том, что нам наплевать на эти европейски ценности, тогда чего ж мы тогда туда щемимся? Не хотите быть такими, как они, – не ходите к ним. Не хотите быть такими, как другие в Болонском процессе, – не подавайте туда заявку. Оставайтесь единственной ни на что не похожей страной. Возможно, еще Северная Корея составит нам компанию» , – иронизирует профессор Дунаев, бывший проректор Европейского гуманитарного университета, член общественного Болонского комитета .

«Учитель на замену » - талантливая драма с участием Эдриана Броди об учителе, специализирующемся на временных назначениях, всеми забытой школе и целом ряде прекрасных сотрудниц и учениц с поехавшей крышей.

4. Большая цена маленькой зарплаты: учителя

Отсутствие уважения со стороны общества и низкие зарплаты, необходимость соответствовать образовательным планам и обширные стандартизации, не оставляющие никаких возможностей для творческих решений, необходимость писать тонны отчетов - вот неполный список радостей, подстерегающих учителей. Хотя на январской пресс-конференции министр образования Маскевич заявил , что учителя не составляют никаких 25 отчетов: «Это не отчеты, это просто информация, которую они направляют в различные организации. Подобной информации может быть и гораздо больше». Одной проблемой меньше, не правда ли?

В связи с непопулярностью профессии, зачастую в учителя берут любого, соответствующего минимальным критериям для данной должности. Известная белорусская художница Зоя Луцевич , переживая за сына, рассказала «КУ» о том, что считает главной проблемой именно процесс отбора кадров. Она предлагает, прежде чем брать кого-то работать с детьми, провести тест на доброту. Какой? Тот же эксперимент Милгрэма , к примеру.

Предполагается, что часть проблем преподавателей можно решить путем повышения зарплаты, что приведет более заинтересованных и профессиональных людей, а тех, кто уделяет много времени сторонней подработке, отвлечет от нее. «К сожалению, происходит по-другому. Когда учителю английского языка повышают зарплату в два раза, он не перестает заниматься подработкой и не начинает внимательнее относиться к потребностям школы. Наоборот, любая дополнительная нагрузка становится для него проблемой, так как удивительно мало стоит на фоне остальной зарплаты», – рассуждает Михаил Мокринский, директор лицея .

Сериал «Школа » Валерии Гай Германики ругают за чернуху и благодарят за остервенение в разоблачении социальных болезней, а журнал «Афиша» отводит ему целую онлайн-рубрику «Германика-дэйли » - про крупные планы, эпилептические припадки и аналогии с Триером.

5. Высокая стоимость

Часто возможность получить качественное образование связана с высокой платой за обучение. Не помогает и плохо развитая система студенческого кредитования.

По данным Министерства образования, стоимость платного обучения на дневной форме в вузах составляет от 800$ до 1600$ , которая даже президентом оценена как достаточно высокая. Интересно, что в докладе ректора БГУ Сергея Абламейко на заседании Профессорского собрания университета прозвучало, что основные доходы университет получает за оказание платных услуг. Бюджетное же финансирование составляет примерно 45%. Вероятно, в других вузах ситуация похожа. Несмотря на это, по заявлениям министра образования, ресурсов для снижения цен в Беларуси нет, напротив, в этом году планируется очередной их рост .

В Беларуси действительно уже давно нет полностью бесплатного образования - ведь та треть, что обучается за счет бюджетных средств, обязана после окончания вуза отработать 2 года по распределению. А при отказе – заплатить полную стоимость , да еще и пересчитанную по новому курсу.

«У кошки четыре ноги, позади у неё длинный хвост»... Республикой ШКИД назвали свою школу имени Достоевского свободолюбивые беспризорники из одноименного фильма.

6. Субъективные системы оценки и ограниченная методология

Одной из главных проблем является сама методология обучения и оценки успеваемости студентов. Упрощенная система с предельно обобщенным подходом приводит к стандартизации: но ведь это массовые институты, и в них учатся самые разные люди с самыми разными способностями. И совершенно не ясно, что именно оценивать: старание в работе, умение мыслить, объем знаний, потенциал?

«Дурацкие доводы о том, что «будешь плохо учиться, будешь дворником работать» не очень срабатывали и в 90-е, сейчас, думаю, тоже. Сужу по своему классу, двоечники оказались ребятами с сильной предпринимательской жилкой, в то время как многие отличники все еще ждут поощрений за красный диплом в жизни. Однако далеко не все эти самые поощрения получают», -