§ Политическая жизнь страны. Как изменится политическая жизнь в стране после провальных для власти выборов

Неожиданные результаты единого дня голосования 9 сентября не могут остаться без последствий. Возможно, что теперь в Кремле решатся на радикальное обновление кадров как на местах, так и на федеральном уровне. Вот только как это будет происходить – через репрессивную замену элит или через допуск во власть договороспособных оппозиционеров? Что впереди – оттепель или закручивание гаек?

Провальными для власти оказались не только выборы губернаторов в Приморье, Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области – в ряде регионов «Единая Россия» не смогла получить большинство в местных парламентах. Когда такое было в последний раз? История со вторыми турами ещё не завершилась, но уже сейчас ясно, что речь не идёт о единичных эксцессах в отдельно взятых регионах. Похоже, что всё это лишь начало больших изменений в масштабах всей страны.

«Отмена итогов выборов в Приморье в сочетании с остальными событиями – политический дефолт», – заявил в эфире телеканала «Царьград» экономист Михаил Делягин. В современной России нет политических аналогов Примакова, Маслюкова и Геращенко, которые могли бы остановить падение доверия к власти. Потому, видимо, народ в регионах и голосует за бизнесменов средней руки, которые более органично смотрелись бы в «Единой России», но почему-то оказались в КПРФ. Это голосование не за убедительных кандидатов, а против власти как таковой.

Любопытный момент: на выборах в протестных регионах отличились КПРФ и ЛДПР, а вот за «Справедливую Россию» бунтари не голосовали. Лидер партии Сергей Миронов возглавлял партийный список в Ульяновской области, и именно там партия не прошла в местный парламент, набрав меньше 4% голосов. Большинство политологов, которые говорят о причинах провальных для власти выборов в сентябре, сходятся в одном: избиратель хочет видеть в высоких кабинетах новых людей. Запрос этот, по мнению многих аналитиков, сформировался не накануне выборов, он назревал с 2014 года. Однако в Кремле это вроде бы видели и старались реагировать – чего стоит масштабная зачистка губернаторского корпуса в 2016–2017 годах. Впрочем, зачистка коррупционеров быстро выдохлась, превратившись в преследование мелких чиновников и не дав долгосрочного эффекта.

Как бы то ни было, Кремль не сможет игнорировать протестный потенциал в регионах, который был продемонстрирован на сентябрьских выборах. Какой будет его реакция?

Версия 1

Власть покажет «сильную руку»

Если в обществе есть запрос на жёсткие решения, власть будет на него отвечать. Когда страсти вокруг выборов в Приморье, Хакасии и других протестных регионах улягутся, можно ждать серии громких антикоррупционных процессов. Вполне вероятно, что у этой кампании появится новый акцент: деньги, изъятые у взяточников и получателей откатов, государство будет демонстративно тратить на социальную сферу. В Госдуме уже прозвучала идея переводить коррупционные деньги в Пенсионный фонд, в дальнейшем таких инициатив будет больше – депутаты вернут в Уголовный кодекс наказание в виде конфискации имущества. Вполне вероятно, что при таком раскладе достанется и оппозиции: участие в выборах независимых кандидатов станет ещё более сложным, ужесточения коснутся и закона о митингах. В противном случае новости о масштабных посадках чиновников могут лишь подорвать авторитет федеральной власти.

Правда, вопрос о том, кто заменит отставленных или посаженных губернаторов, остаётся актуальным. Так называемых молодых технократов вряд ли можно назвать теми самыми лидерами, которые будут разговаривать с народом на одном языке. А других пока нет.

Версия 2

Начнётся «игра в демократию»

Скандал в Приморье нанёс удар по репутации Центризбиркома, системных партий и федерального правительства. Выгодоприобретателем в такой ситуации становится внесистемная оппозиция, которая только и ждёт повода, чтобы вывести недовольных людей на улицы. Потому выборы глав регионов нужно либо отменить совсем, либо сделать их конкурентными. В первом случае власть снова окажется под ударом. Разумным выглядит другой подход: запрет вторых туров на выборах губернаторов и смягчение муниципального фильтра. В результате этого к выборам допустят много протестных кандидатов, которые будут отбирать друг у друга голоса, облегчая задачу назначенцам из Москвы. Вполне вероятно, что однажды эта система даст сбой и в одном или нескольких ключевых для страны регионах появится «внесистемный» губернатор. Но скорее всего Москва сможет использовать финансовую зависимость региона, чтобы встроить новичка в вертикаль.

Версия 3

Отставка правительства и административная реформа

Замена кабинета министров в нынешней ситуации выглядит радикальным, но вполне реальным решением. Такой шаг, пожалуй, будет положительно воспринят большинством протестно настроенных избирателей в регионах. Очевидно, что жители Владивостока голосовали не столько против Андрея Тарасенко, не успевшего отработать в регионе и одного года, а против непопулярных действий правительства РФ, в том числе против повышения пенсионного возраста. После отставки кабмина под руководством Дмитрия Медведева в стране могла бы начаться масштабная административная реформа. Не зря же в Минэкономразвития сформулировали идею о создании 14 макрорегионов, контуры которых не совпадают ни с административными, ни с географическими границами нынешних субъектов Федерации.

Ужесточение политического режима после войны

1. Общественно-политическая жизнь страны

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б).

Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций.

Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР.

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных "виновников" ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись "вредительством" со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКПб) специально рассматривалось дело этих "вредителей" ("дело Шахурина, Новикова и др."). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали "дела" лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Продолжалась фабрикация дел "врагов народа".

В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы ("ленинградское дело"). Обвиняемыми были партийные деятели, советские и государственные работники. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения свободы. Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы.

В 1952 г. было сфабриковано так называемое "дело врачей". Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве. Руководство страны взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры.

В марте 1946 г. вышло постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград", беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался этот вопрос, Сталин заявил, что журнал в СССР "не частное предприятие", он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, "которые не хотят признавать наш строй". "Кто не хочет перестраиваться, например Зощенко, - конкретизировал Сталин, - пускай убирается ко всем чертям". Главный в то время идеолог страны Жданов, выступая в Ленинграде с разъяснением постановления, назвал Зощенко "несоветским писателем". Что касается А. Ахматовой, то, по мнению Жданова, она ничего, "кроме вреда", не могла дать советской молодежи. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии "О репертуаре драматических театров и мерах па его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и др.

Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой. Сложными оставались в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. С одной стороны, религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире. В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы.

Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг.

Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партий, последний съезд, на котором присутствовал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.

БССР в середине 50-х - 80-х гг.

Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма...

Военный переворот в Турции в 1960 году

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества. В конце 1961 г...

Выставление, преобразование и дальнейшее развитие экономики и культуры МССР в послевоенный период (1945-1960 гг.)

После изгнаниях территории Молдавии фашистских захватчиков советскому государству предстояло решить здесь ряд многотрудных и неотложных задач. В их числе восстановление разрушенного войной народного хозяйства...

Древние германцы: общественно-политическая, хозяйственная и культурная жизнь (I-V вв.)

Древняя Русь в X-XI веках

Для характеристики общественно-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г...

Древняя Русь в X-XII вв.

Образование государств происходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности...

История тюрков

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар -- в Дагестане -- проживало большое количество еврейских общин...

После Второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивали Советский Союз и страны "народной демократии", другую - капиталистические государства...

Приднестровье накануне Великой отечественной войны

На территории Приднестровья после объединения его с Бессарабией - в Григориопольском, Дубоссарском, Каменском, Рыбницком, Слободзейском и Тираспольском районах функционировали 4 поселковых и 91 сельский исполком...

Развитие Молдавии в пореформенный период XIX века

реформа бессарабия феодальный всесословный Аграрное движение В пореформенный период в Бессарабии и на левобережье Днестра усилилось общественно- политическое движение...

СССР после Второй мировой войны (1946-1953 гг.)

В послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего общества. Между тем творческая и научная интеллигенция, по своей природе тяготеющая к расширению творческих контактов...

Ужесточение политического режима после войны

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов...


Общественно-политическая жизнь страны

Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности и оказалось вне критики.

Незначительные изменения, происходившие в 1956-1964 гг. в государственной системе носили косметический характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем партии, оставаясь как бы законным прикрытием диктатуры партократии. Высшим органом власти формально являлся Верховный Совет СССР. На сессиях Верховного Совета СССР по-прежнему единогласно утверждались заранее подготовленные документы, но возобновление пусть даже формальной, но регулярной работы. Верховным Советом СССР уже было явным шагом по пути демократизации.

Президиум ВС., который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только работал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 года в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи, с чем было упразднено Министерство юстиции СССР.

Законами, принятыми сессиями В. С. СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г. расширились права союзных республик в области законодательства. Были расширены, согласно "Положению о Верховном Суде СССР", утвержденному в феврале 1957года, полномочия Верховных судов союзных республик.

Решением 6-ой сессии В С РСФСР в феврале 1957 года была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в связи со сталинскими репрессиями в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1958 году в автономную республику, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса.

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Никита Сергеевич не мог обойтись без нее, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он постоянно пытался ставить бюрократию в неудобное для нее рамки.

Аналогичную политику проводил Сталин, но Хрущев уже не мог использовать так широко систему репрессий. Поэтому он был вынужден постоянно искать другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками. Хотя эти меры были направлены, прежде всего, на упрочнение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества.

В постановлении от 22.01.1957 года "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиления их связей с массами ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выбора для избирателей, которая возможна только при выдвижении альтернативных кандидатур, однако несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов. Даже столь незначительное ограничение власти бюрократии вызвало недовольство, это и было одной из причин смещения Хрущева со всех постов в 1964 году.

Более серьезные попытки модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти в СССР по-прежнему был Совет Министров. В 1958 году председателем был назначен Никита Сергеевич Хрущев.

Хрущев попытался пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. В 1957 году была проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано - 23. Большое внимание уделялось развитию других общественных организаций, работавших в основном под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.

Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских "пакетов" - денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. Он неоднократно пытался закрыть спецраспределитель для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь восстановили против Хрущева номенклатуру.

После ХХ съезда КПСС процесс реабилитации репрессированных не только принял массовый, повсеместный характер, но и воплотился в восстановлении прав целых народов, пострадавших в сталинское время.

Хрущев, как и некоторые другие партийные лидеры из ближайшего сталинского окружения, понимал необходимость серьезных перемен. Обоснованием таких перемен и должна была стать весьма осторожная (но смелая по тем временам) критика "ошибок" и "злоупотреблений" Сталина. Хрущев осудил практику массовых репрессий 1930- 1950-х гг., желая несколько облагородить и очеловечить социалистический строй. Хрущев действовал, руководствуясь собственными представлениями о "правильном" социализме. При поддержке партийной бюрократии Хрущев избрал путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивавших номенклатурных слоев).

Хрущев, оставаясь руководителем тоталитарного режима, подавлял оппозицию и внутри СССР, и в странах, управлявшихся зависимыми от московских властей местными коммунистами. Вполне в духе зрелого тоталитаризма затевалась борьба против выживших даже в сталинские годы немногочисленных мелких собственников (крестьян - единоличников, сапожников-кустарей и т.п.).

В 1958 году по стране прокатилась волна арестов, жестоким репрессиям подвергались верующие, закрывались храмы.

В 1962 году была расстреляна мирная демонстрация рабочих в Новочеркасске, получившая в истории, название "Кровавый полдень". Требования демонстрантов были довольно умеренны: речь шла о повышении оплаты труда после роста цен, - но в условиях тоталитаризма подобные акции неизбежно приобретали политический характер.

Волна реабилитации узников советских лагерей, возвращение выживших в сталинском ГУЛАГе, раскрепощение колхозников, которым Хрущев разрешил свободно перемещаться по стране, - эти процессы вернули обществу насильственно отторгнутые его части.

Некоторые историки выделяют в "хрущевском" десятилетии (1953-1964) два периода: первый, примерно до 1961 года характеризуется как время либерализации, освобождения узников ГУЛАГа, смягчения цензурного гнета. Основной чертой второго периода, по мнению сторонников этой концепции, был отход от либеральных реформ. В эти годы Хрущев утрачивает понимание народных нужд, ссориться с интеллигенцией, занимается бесплодными реорганизациями бюрократических структур и теряет поддержку номенклатуры.

Политическое развитие

Причины победы Н. С. Хрущева. Маленков Г. М., Хрущев Н. С. сходились в том, что реализация программы Берия привела бы к "буржуазному перерождению" советского общества, которое было бы выгодно "Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам". Обшеству не нравилось программа предложенная Берией его заносчивость, не терпимость к инакомыслию. 26 июня 1953 года Берия был арестован по обвинению в " преступном посягательстве" на партийное руководство, шпионаже и декабре 1953 года расстрелян.

В 1955 году Хрущев добился устранения Маленкова, используя при этом отрицательное отношение к нему партаппарата, его противостояние программе партии, отсутствие бойцовских качеств. Он был направлен директором электростанции.

С 1955 года Хрущев проводит в стране политику культа личности, расширение прав союзных республик, проводит курс на строительство коммунизма.

Этапы борьбы за власть:

1 этап: март-июнь 1953 г. Заговор против Берия возглавил Хрущев Н. С. Маленков Г. М.

2 этап: июль 1953 г. - фев. 1955 г. Хрущев Н. С. добился устранения Маленкова Г. М.

Хрущев был глубоко уверен, что в главном система, созданная в СССР справедлива и исторически оправданна, способна продемонстрировать всему человечеству подлинные чудеса в экономике, социальной сфере, духовной жизни. Необходимо только избавить ее от репрессивных извращений, направленных, прежде всего, против партийно-государственного и хозяйственного аппарата.

В открытом отчетном докладе Ц. К. тема о культе личности Сталина не вошла. Хрущеву пришлось подчиниться партийной дисциплине. Однако в нем оказалось немало положений, которые шли вразрез с догмами сталинской эпохи. Хрущев заявил, что мирное сосуществование государств - не временный тактический ход, а неизменная политическая линия.

Важным был вывод о возможности предотвращении воин в современную эпоху.

Во внутриполитической части отчетного доклада выдвигались задачи совершенствования народного хозяйства, введение в промышленности 7 часового рабочего дня, проведение пенсионной реформы, увеличение темпов жилищного строительства.

Наряду с этим Хрущев от имени политического руководства вновь заявил о необходимости "исторической задачи ", выдвинутой еще Сталиным на 18 съезде партии, - догнать и перегнать основные капиталистические страны по производству важнейших видов промышленной продукции на душу населения.

Доклад Хрущева на закрытом заседании оправдывал процессы против троцкистов, бухаринцев, зиновьевцев,1935-1937годов, возлагал вину "за репрессии" исключительно на Сталина, да еще на Ежова и Берия. Делегаты съезда одобрили решение скрыть доклад от народа.

Социально-экономическое развитие

Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике. Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению принципы командно - административной системы. Речь шла о преодолении ее крайностей, таких как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся, отставание в массовом внедрении научно - технических достижений в производство. По - прежнему господствовало неприятие рыночных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное, способное само по себе обеспечить развитие и процветание.

На первом месте среди народно - хозяйственных проблем стояло аграрное производство. Первые преобразования начались в 1953 году с ликвидации советского "крепостного права" в деревне. Колхозам и совхозам была дана относительная самостоятельность. С личных хозяйств были "списаны" все долги, накопившиеся с военных лет, вдвое уменьшен сельхозналог, снижены нормы обязательных натуральных поставок, введенные при Сталине и державшие деревню в полуголодном состоянии. Были резко повышены государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Начало поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота.

Поправить зерновое хозяйство требовалось немедленно. Февральско - мартовский 1954 года Пленум ЦК КПСС принял решение об освоении целинных земель Северного Казахстана, Южного Урала, Сибири и Алтая, лежащих в зоне рискованного земледелия с нехваткой влаги, песчаными бурями. Освоение целины означало развитие экстенсивного хозяйства. На целину перебрасывали технику со всей страны, оголяя центральные области страны. В рекордном урожае 1956 года доля целинного хлеба составила почти половину. Множество людей со всей страны, как правило, на добровольной основе, движимые энтузиазмом, поехали распахивать и обживать миллионы гектаров степных земель.

Однако успехи были лишь в первые годы. Целину осваивали без всякой научно обоснованной системы земледелия, пренебрегая многопольем, парами; так пшеницу годами сеяли по пшенице, что вызвало немало песчаных, "черных" бурь, потерь урожая. В ходе освоения целинных земель возникло множество совхозов. Совхозная форма организации сельскохозяйственного производства требовала в качестве необходимых условий государственные капиталовложения (техника, удобрения, квалифицированные специалисты).

С этого момента наращивание и даже поддержание производства сельскохозяйственной продукции на прежнем уровне требовали постоянных инвестиций. В результате срочных "антикризисных" мер сельскохозяйственное производство начало расти. В целом за 3 года реформ сельскохозяйственное производство в стране возросло на 25%, что дало Хрущеву дополнительные козыри в борьбе с соратниками по сталинскому Политбюро. Январский 1955 года Пленум ЦК КПСС осудил Маленкова Г. М. за ошибки в сельскохозяйственной политике начала пятидесятых годов, в феврале 1955 года ему пришлось подать в отставку. В марте 1955 года был отстранен от руководства планированием в промышленности Каганович Л. Н. Росла и крупная промышленность, расширяясь за счет прилива новой рабочей силы из деревни.

Как лидер партии Хрущев олицетворял для населения те реальные улучшения жизни, которые были связаны с первыми годами реформ. С 1953 года, на протяжении нескольких последующих лет, рост производства товаров широкого потребления происходил более высокими темпами, чем ранее. За счет государственных дотаций были существенно снижены цены на товары широкого потребления и на продовольствие.

В 1956 году была ликвидирована система принудительного труда, закреплявшая людей на их рабочих местах, отменены суровые наказания на предприятиях, жители деревни обрели гражданские права (паспорта, денежная оплата труда), профсоюзы получили право контроля за увольнениями, нормами выработки, тарифными ставками. Была отменена плата за обучение в старших классах школ и в институтах; повышена зарплата в госсекторе низкооплачиваемым категориям населения, снижен пенсионный возраст, в два раза увеличены пенсии по старости.

Огромное значение, для улучшения материальных условий жизни людей имело массовое жилищное строительство, которое позволило увеличить фонд жилья более чем вдвое.

Вторая половина пятидесятых годов и начало шестидесятых годов были отмечены яркими событиями: освоение космического пространства, применение в мирных целях энергии атома. Страна вступила в эпоху научно - технической революции. Ее особенностью в нашей стране было то, что она развивалась в недрах военно-промышленного комплекса. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии. Не узнал народ об аварии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой в 1957 году произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них создавались территориальные управления - советы народного хозяйства. Организация совнархозов дала некоторый эффект. Закрылись сотни дублировавших друг друга мелких производств на предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Коренных изменений в развитии экономики не произошло.

Отличительной чертой реформ этого времени стало выдвижение заведомо нереализуемых целей и задач. В январе 1959 года был созван внеочередной XXI съезд КПСС. Семилетка (1959 - 1965 г.г.) по замыслу ее авторов должна позволить СССР догнать и перегнать Америку и к 1965 году выйти на первое место в мире по абсолютному объему производства.

Строительство социализма было провозглашено законченным и решено было приступить " к созданию в стране коммунистического общества " Вместе с тем в реальной хозяйственной политике фактически начал осуществляться переход от децентрализации к укрупнению совнархозов.

На ноябрьском 1962 года Пленуме ЦК КПСС Хрущев настоял на сокращении числа совнархозов до 47. В марте 1963 года восстановление централизованной структуры управления экономикой было фактически завершено образованием Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), стоящего над всеми без исключения органами управления экономикой СССР. Погоня за рекордами, многочисленные, поощряемые сверху инициативы (внедрение повсюду кукурузы, перевыполнение сдачи мяса в 2-3 раза выше плана ("рязанская афера") приобрели такой размах, что стали негативно отражаться на темпах экономического роста.

К концу пятидесятых годов возобладала установка на преимущественный рост производства в тяжелой индустрии. К 1957 году остановился рост доходов колхозников, на селе началась активная борьба за ликвидацию личных приусадебных участков и личного скота.

С 1958 года по 1962 год поголовье коров в личном подворье сократилось с 22 млн. до 10 млн. 1 января 1961 года была проведена денежная реформа, которая свелась к деноминации рубля: один новый рубль был приравнен к 10 старым. Реформа нанесла еще один удар по жителям села и владельцам приусадебных участков, так как сопровождалась нарушением прежних ценовых пропорций на продукты, реализуемые на городских рынках. Кризис сельскохозяйственной политики с спровоцировал ухудшение снабжения городов. Закупочные цены стали быстро обгонять розничные. В 1962 году вместо бывших сезонных снижений государство повысило розничные цены на масло и мясо. В конечном счете это вызвало недовольство широких слоев населения, особенно рабочих. Наиболее известным из них стала трагедия в Новочеркасске в июне 1962 года, когда стихийный протест рабочих электоровозостроительного завода против предстоящего повышения цен на продовольственные товары был подавлен с помощью армии, открывшей огонь по мирным гражданам.24 человека было убито.

Осенью 1963 года разразился новый кризис. Бури на целине смели верхний плодородный слой земли с посеянным зерном. Целина ничего не дала, неурожайным был этот год и в других районах страны. Поэтому впервые за всю историю СССР были произведены закупки зерна за рубежом.

Таким образом для социально-экономического развития страны были характерны нестабильность и балансирование на грани катастрофы.

Внешняя политика

Реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией нашел свое отражение и во внешней политике. Ее основная концепция включала два основных принципа: необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем; Признание многовариантности путей построения социализма

Основу начавшейся политики разрядки международной напряженности составляло постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.

Отношения с социалистическими странами.

В 1955 г были сделаны первые шаги по нормализации отношений с Югославией. После обмена послами в Белград прибыл Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиальных международных проблем, хотя идейные разногласия между ними сохранились.

В рамках СЭВ велась энергичная работа по координации народнохозяйственных планов социалистических стран по сотрудничеству в области внешней торговли, электроэнергии, машиностроения, черной металлургии, сельского хозяйства. Полным ходом шло строительство трубопровода "Дружба" для поставок советской нефти в страны Восточной Европы и аналогичной энергосистемы "Мир".

Немаловажным в укреплении отношений между социалистическими странами явилось образование в 1955 году Организации Варшавского Договора - союза, целью которого стало проведение совместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были созданы Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический консультативный комитет - орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств- членов Варшавского Договора.

Вместе с тем в "социалистическом лагере" время от времени давали о себе знать и антитоталитарные силы. В 1956г. обострилась ситуация в Венгрии, где возглавляемое М. Ракоши руководство растерялось и выпустило из под своего контроля развитие политических событий. В стране начались антикоммунистические, антисоветские демонстрации. Было сформировано новое правительство И. Надя, распущена компартия.

По требованию Надя, войска СССР находившиеся в Венгрии по Варшавскому Договору покинули Будапешт и другие населенные пункты. Венгрия заявила о выходе из ОВД, открыла границу с Австрией.

Правительство СССР было готово применить вооруженную силу и для наведения "порядка" в Польше, где в том же году происходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами. Ударом для доверия польского общества к СССР, как в экономической, так и политической областях был провал его политики в 1964 году, кончившийся его упадком (в стиле заговора), а также его подозрительные маневры с ФРГ, угрожающие под флагом нейтралитета Германии потерей польских западных земель.

Из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств в Китае и Албании критикой "культа личности Сталина" значительно осложнились отношения СССР с этими странами, осуждавшими переговоры с Эйзенхауэром и не признававшими предложенной Хрущевым версии "ленинизма".

Руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном с большой неохотой присоединилось к решениям Совещаний 1957 года, на которых были проведены вначале совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, а затем и рабочих партий всего мира. Согласившись с выводами Совещания он фактически порвал отношения между компартиями Китая и СССР, стал свертывать межгосударственные связи.

В начале 1960-х годов СССР потерпел ряд неудач и в отношениях со своими союзниками. Летом 1960г Москва вынуждена была прекратить совместные работы по созданию Китайской атомной бомбы и отозвать несколько тысяч советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании индустриальной базы.

В ноябре 1960, после трехнедельной дискуссии, съезд представителей коммунистических и рабочих партий принял компромиссное решение, позволявшее Хрущеву вести дипломатические переговоры по вопросам разоружения и мирного сосуществования, призвав при этом активизировать борьбу против капитализма всеми средствами, кроме военных.

Отношение с развитыми капиталистическими странами.

Хрущёв пришёл к власти в сложный для Советского Союза во внешнеполитическом отношении период. Холодная война набирала обороты. Уязвимость нашей страны не намного уменьшилась и после испытания летом 1953 г. первой в мире водородной бомбы.

В июле 1955 года в Женеве состоялась встреча в верхах представителей СССР, США, Великобритании, Франции. Это событие имело большое значение, невзирая на бесплодность дискуссии. В этом же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашингтоном, Лондоном, Парижем подписала договор о восстановлении демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска.

В 1956 года были возобновлены советско-японские дипломатические отношения. Токио сразу официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Ознакомившись с доводами Японии, Хрущев предложил передать два из четырех островов Японии в обмен на заключение мирного договора. Однако после подписания договора о безопасности советское руководство отказалось от такого варианта решения проблемы.

Начиная со второй половины 50-х гг., наибольшее внимание стало уделяться отношениям с США. Успехи Советского Союза в создании новой военной техники также подталкивали США к переговорам с ним. Осенью 1959 г. произошёл первый в истории визит советского руководителя в США, который укрепил международный престиж Советского Союза. Но ответный визит американского президента Д. Эйзенхауэра не состоялся из-за вторжения в воздушное пространство СССР 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона, сбитого советской ракетой

В 1960 г. Хрущев выступил на Генеральной Ассамблее по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не на оторванный от жизненных реалий план, предложенный Хрущевым. От имени Советского Союза глава делегации СССР предложил в кратчайшие сроки завершить процесс деколонизации. СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных Сил (с 5,8 мл. чел. в 1955 г. до 2,5 мл. чел. в 1960г.). Однако отклика у Запада эти инициативы не вызвали.

Политика мирного сосуществования и улучшения отношений с США у Хрущева сочеталось, однако, с частым обращением к такому психологическому средству оказания давления на США, как политический блеф, что приводило к обострению советско-американского соперничества в борьбе за влияние в мире. К таким методам Хрущев прибегал, в частности, для прикрытия реального отставания СССР от США, прежде всего в военно-стратегической области. В годы пребывания у власти провел несколько встреч на высшем уровне с двумя американскими президентами. Встречи Хрущева с Д. Эйзенхауэром состоялись в 1955 в Женеве, Швейцария и в 1959 в Кэмп-Дэвиде, США. Встреча с Дж. Ф. Кеннеди прошла в 1961 в Вене, Австрия.

Образ Хрущева и проводимый им внешнеполитический курс по отношению к США на протяжении длительного времени ассоциировались американцами с фотографией, на которой Хрущев был изображен с поднятым грозящим кулаком, и приводившейся вне контекста фразой "Мы вас похороним". Эти слова были действительно произнесены Хрущевым. 17 ноября 1956 на одном из кремлевских приемов. Полностью фраза звучала следующим образом: "Если мы вам не нравимся, не принимайте наших приглашений и не приглашайте нас к себе! Нравится вам это или нет, история на нашей стороне; мы похороним вас!" и отражала твердую убежденность Хрущева в окончательной победе социализма над капитализмом в мировом масштабе. Во время пребывания в США с официальным визитом в сентябре 1959 Хрущев неоднократно вынужден был разъяснять американской общественности и прессе истинный "историко-диалектический", а не бытовой смысл произнесенных им слов

Не была достигнута договорённость по германскому вопросу и с новым президентом США Дж. Кеннеди на встрече в Вене в июне 1961 г. В то же время советская сторона обвиняла Западный Берлин в ведении подрывной деятельности, основываясь на том, что на его территорию осуществлялась массовая эмиграция восточных немцев. 19 августа 1961 г. в Берлине за одну ночь была воздвигнута знаменитая "стена" в нарушение пункта Потсдамского договора о свободном передвижении по городу. Строительство стены вызвало вначале еще большее напряжение в Берлине. Отныне попытка перехода границы была сопряжена со смертельной опасностью, а в сентябре 1971 года было достигнуто четырехстороннее соглашение о Западном Берлине, узаконившее его особый статус.

Мирный договор с ФРГ не был подписан, и она отказывалась признавать послевоенные границы Польши, Чехословакии и ГДР. После вхождения ФРГ в конце 1954 г. в военную организацию НATO было проведено два совещания представителей европейских социалистических стран.

В том же 1955 г. в Женеве состоялось совещание лидеров СССР, США и Великобритании, в ходе которого ни о чём не договорились, но в политический лексикон с этого момента вошло выражение "дух Женевы", означавшее готовность к ведению диалога ранее непримиримых врагов. Осенью 1955 г. СССР установил дипломатические отношения с ФРГ. Результатом всех этих шагов стал революционный вывод, обнародованный на XХ съезде КПСС, о возможности мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Отношения с государствами "третьего мира".

Новой идеей советской внешней политики в рассматриваемый период была переоценка представлений о нейтралитете так называемого "третьего мира". Таким термином пользовались для обозначения стран, в большинстве бывших колоний, обретших свою независимость после второй мировой войны. Этот процесс начался в 1947 г. с провозглашения независимости Индии, бывшей британской колонии, и продолжался до начала 60-х гг. 1961 г. вошёл в историю как "год Африки", когда независимыми стали большинство стран континента. При жизни Сталина оценка освободившихся стран зависела от того, чьей помощью они пользуются: СССР или США. Хрущёв считал, что необходимо признать право этих государств на самостоятельную политику, особенно если они не присоединяются к военно-политическим блокам (в 1954-1955 гг. в Азии появилось два таких блока: Организация договора Юго-Восточной Азии и Организация Центрального договора).

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция, положившая начало движению неприсоединения. СССР не был приглашён на конференцию, но через китайских представителей были установлены контакты с рядом стран (Египет и др.), которым впоследствии СССР оказывал существенную помощь, надеясь на эволюционирование в них национально-освободительных движений в сторону.

В 1956 году пришедшее к власти в Египте национально-демократическое правительство Г. Несера национализировало контролируемой Англией Суэцкий канал, вынудило Англичан покинуть военные базы в Александрии. В поисках противовеса Западу Насер пошел на сближение с Москвой, заключив договор о поставках оружия. Осенью 1956г. Англия, Франция, Израиль договорились о совместных военных действиях и начали агрессию против Египта. Советское правительство потребовало прекратить ее и заявило, что не будет препятствовать своим добровольцам выехать в Египет для участия в боях. Ультиматум был принят и иностранные войска покинули эту страну. Закрепляя успех, СССР начал активно развивать торговые и военные связи с государствами Ближнего и Среднего Востока.

После победы кубинской революции 1 января 1959 г Хрущев через несколько дней заявил о признании нового правительства Кубы. Это вызвало у президента Кеннеди и Конгресса США беспокойство. Пиком противостояния между мировыми системами капитализма и социализма стал "Карибский кризис" осени 1962 года. США развернули новые военные базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленными на советские города, а весной 1961 года предприняли попытку высадив десант на Кубе, свергнув правительство Ф. Кастро. Летом 1962 года СССР приступил к созданию своей атомно-ракетной базы на Кубе. Президент США Д. Кеннеди в ответ начал в октябре морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут эвакуированы с острова. Вооруженные Силы ОВД и НАТО были приведены в полную боевую готовность. После переговоров Хрущев дал команду вывести ракеты с Кубы, Кеннеди обязал сделать тоже из Турции и оставить режим Ф. Кастро в покое.

В результате Карибского кризиса как никогда стала очевидной опасность ядерной войны. 5 августа 1963 г. СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (на земле, в воздухе и под водой). Это было первое соглашение по контролю над вооружениями.

Духовная жизнь

Обозначившееся в обществе после смерти Сталина и исчезновения страха перед репрессиями противоборство политических и идеологических сил в условиях того времени заметнее всего отразилось в художественной культуре, а также в изменении образа жизни, мышления, жизненных ценностей части общества: "Семилетка" преобразована в обязательную восьмилетнюю политехническую школу; Среднее образование - школа рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства; Средняя 3-х годичная трудовая общеобразовательная школа с производственным обучением техникум.

В советской живописи конца 50-х - начала 60-х гг. утвердился "суровый стиль". Название, придуманное критиками, относилось, прежде всего, к работам художников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), обратившихся к традициям отечественной живописи 20-х гг. Это было обусловлено социально-политическими причинами: после разоблачения культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажённым сталинским правлением. Источником вдохновения для мастеров "сурового стиля" стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней". В "Наших буднях" (1960г.) Павла Фёдоровича Никонова (1930 - 1998) и "Плотогонах" (1961г.) Николая Ивановича Андронова (родился в 1929г.) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру.

Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картине обратились к "низким" в академической иерархии жанрам - портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные, интимные произведения не представляли собой оппозиции социалистическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью. В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной культуры. В кругах творческой интеллигенции - литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали "шестидесятниками") - формировалась всё более мощная оппозиция официальному искусству, идеологическому диктату со стороны государства. Ярче всего феномен "шестидесятничества" проявился в "неформальной" деятельности: "самиздате", авторской песне, полуофициальных выставках и т. п.

Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Таков московский памятник В. В. Маяковскому (1958 г.) работы Александра Павловича Кибальникова (1912 - 1987). Появились оригинальные мемориалы, в которых ведущую роль хранящему историческую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в Москве, 1964 г., авторы А. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин). Атмосфера политической "оттепели" 1956 - 1964 гг. способствовала появлению в советской культуре разных, в том числе и далёких от социалистического реализма направлений. Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма.



В послевоенном обществе зрело понимание необходимости перемен. С войны пришел человек, который на многое смотрел уже другими глазами. Победители, фронтовики стали основой "критической массы", наиболее остро реагирующей на болевые точки действительности, и прежде всего на главнейший вопрос после победных дней: как жить дальше? Мыслящая часть советского общества стала всерьез задумываться над судьбами социализма в стране. Объективно это возвышение народного самосознания таило в себе угрозу тоталитаризму, режиму безграничной личной власти, приближало крах "сталинщины". Однако дальнейшее укрепление административно-командной системы, идеологический прессинг по-прежнему работали на усиление культа личности Сталина, которому официальная пропаганда, а нередко и массовое сознание приписывали практически все достижения партии и народа.

Начавшийся было поиск путей демократизации жизни, оптимальной модели послевоенной экономики оказался уже в который раз не ко двору и был законсервирован. В руководстве страны вновь восторжествовала жесткая линия, ведущая к укреплению старой системы общественных отношений, политических и хозяйственных структур.

В руководстве страны назревали серьезные кадровые перестановки. Прошедший в марте 1946 г. Пленум ЦК ВКП(б) пополнил новыми силами Политбюро и Оргбюро ЦК. В отличие от Политбюро, Оргбюро было сформировано из нового поколения партийных руководителей, зарекомендовавших себя в годы прошедшей войны. На повестке дня вновь встала "кадровая революция", однако система включила защитные механизмы. С руководящих постов устранялись люди, известные своими радикальными взглядами, усилился идеологический диктат партии в сфере духовной культуры, ужесточился контроль за общественной жизнью.

Только около 20% из 2 млн. 270 тыс. военнопленных, вернувшихся в страну из плена, получили возможность возвратиться домой. Остальные были или отправлены в лагеря, или приговорены к ссылке на пять лет, или к принудительным работам. Продолжились, хотя и в меньшей степени, чем в конце 1930-х гг., репрессии в армии. Был переведен с должности заместителя Наркома обороны и заместителя Верховного Главнокомандующего на должность командующего Одесским военным округом Маршал СССР Г.К. Жуков. В 1946 г. были отданы под суд чести заместитель министра Вооруженных Сил СССР, главнокомандующий ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов, а вместе с ним адмиралы Л.М. Галлер, В.А. Алафузов, Г.А. Степанов. И хотя вина адмиралов была не доказана, последние два получили по десять лет тюрьмы, а Л.М. Галлер - четыре года. Н.Г. Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала и послан в Хабаровск заместителем главкома по Дальнему Востоку. В 1946 г. были арестованы дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации А.А. Новиков; член ЦК ВКП(б), Герой Социалистического Труда, нарком авиационной промышленности А. Шахурин и другие руководящие работники. Всего по сфабрикованному делу работников авиационной промышленности ("дело авиаторов") было арестовано 37 генералов, которые в течение шести лет находились под следствием без предъявления обвинения.

Наряду с "делом авиаторов" были сфабрикованы и другие "дела": маршала авиации С. Худякова, генерал-полковника В. Гордова и т.д. В 1950 г. были расстреляны освобожденные из фашистского плена генералы П. Понеделин и Н. Кириллов, многие советские командиры и политработники подверглись репрессиям "за встречу на Эльбе" (контакты с военнослужащими США и Англии).

Депортации и арестам подверглось не менее одного миллиона человек в районах Западной Украины и Прибалтики. Здесь в первые послевоенные годы продолжилась в широких масштабах насильственная коллективизация. Несколько лет шла ожесточенная борьба с подпольной вооруженной организацией украинских националистов (ОУН), а также с партизанско-диверсионными группами в Прибалтике.

Летом 1946 г. руководство страны при самом активном участии А. А. Жданова развернуло широкую кампанию против любого проявления независимого интеллектуального творчества, "низкопоклонства перед Западом". Одним из первых признаков начала травли российской интеллигенции стало создание в августе 1946 г. журнала "Партийная жизнь", призванного установить партийный контроль над всеми явлениями художественной, научной и духовной жизни страны.

В том же месяце ЦК партии в лице того же А.А. Жданова обрушился с гневными нападками на ленинградские журналы "Ленинград" и "Звезда", ставшие, по мнению Сталина, проводниками чуждой советскому духу идеологии. Публиковавшие в этих журналах свои произведения поэтесса А. Ахматова и сатирик М. Зощенко были исключены из Союза писателей, что практически означало невозможность публиковать свои произведения без особого разрешения. Журнал "Звезда" получил выговор, а "Ленинград" был закрыт. Одновременно разгрому подверглись "безыдейные" фильмы "Большая жизнь" Л. Лукова и вторая серия "Ивана Грозного" С.М. Эйзенштейна.

Еще один новый еженедельник "Культура и жизнь" в конце 1946 г. начал кампанию против "декадентских" тенденций в театре, потребовав исключить из их репертуаров все шедшие до этого на сцене пьесы зарубежных драматургов, в следующем году обвинения обрушились на Шестую симфонию С.С. Прокофьева, "Поэму" А.И. Хачатуряна и оперу В.И. Мурадели "Великая дружба"; подверглось критике творчество Д. Шостаковича. Специальное постановление ЦК ВКП(б) 10 февраля 1948 г. "О декадентских тенденциях в советской музыке" не только осудило творчество названных композиторов, но и развязало "чистку" Союза композиторов.

С конца 1948 г. была развернута кампания борьбы с "космополитизмом", первым актом которой стал запрет на вступление в брак советских граждан с иностранцами. В дальнейшем эта кампания приняла явно антисемитский характер. В Минске сотрудниками МГБ был убит выдающийся советский артист, художественный руководитель Еврейского театра С.М. Михоэлс. Был распущен Еврейский антифашистский комитет. Его члены и сотрудники были арестованы и осуждены. Ряд выдающихся деятелей советской и еврейской культуры были в 1952 г. расстреляны.

Продолжением антисемитских акций, проводившихся в стране, стало так называемое "дело врачей", сфабрикованное органами государственной безопасности в конце 1952 - начале 1953 гг. Ряд виднейших медицинских специалистов, в основном евреев, были обвинены в заговоре с целью уничтоже­ния крупнейших политических и общественных деятелей СССР. Только смерть И.В. Сталина приостановила дальнейший ход следствия. Ничего не подозревавшие о своих "преступлениях" врачи были освобождены.

Проведенные в 1947-1951 гг. погромные кампании в области философии, истории, политэкономии, языкознания привели к шельмованию многих известных российских ученых, увольнению с работы и ссылке из крупных научных центров в отдаленные районы Сибири и севера страны. В ходе этих т.н. "дискуссий" "истинность" тех или иных научных положений определяли партийные органы. Например, в языкознании многие годы господствующее положение занимала теория Н.Я. Марра, которая считалась подлинно марксистской. Сторонники Н. Марра обвиняли несогласных с ними в идеологических грехах. Но в 1950 г. И.В. Сталин опубликовал статью "Марксизм и проблемы языкознания", подвергнув взгляды Н. Марра сокрушительной критике. После этого высшим авторитетом в языкознании стал Сталин.

Печальную известность в истории советской науки того времени получила августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 г., в ходе которой шарлатан Т. Лысенко, ставший президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, и его сторонники, с одобрения Сталина, подвергли шельмованию и преследованию генетиков и биологов - "менделистов". Несколько сот известных ученых и их учеников были изгнаны из академии и научных институтов. В стране были запрещены также кибернетика, социология и другие современнейшие по тому времени отрасли научных знаний.

Усиление идеологического и политического воздействия на советских граждан в 1945-1953 гг. представляло собой апогей сталинизма как политической системы. И.В. Сталин по-прежнему единовластно управлял страной. Он расширил и укрепил репрессивные органы и концентрационную систему. В 1946 г. были образованы Министерство внутренних дел (МВД) и Министерство государственной безопасности (МГБ). Отражением усилившейся в окружении Сталина борьбы за власть стали многочисленные перестановки в руководстве МВД и МГБ, ослабление роли Л.П. Берии и так называемое "ленинградское дело".

Соперничество между видными соратниками И.В. Сталина Г.М. Маленковым и А.А. Ждановым проходило с переменным успехом. В 1946 г. Маленков был выведен из Оргбюро ЦК и отправлен на работу в Ташкент. В Москву его вернули в начале 1948 г. В это время падает роль Жданова. Вскоре после смерти последнего в августе 1948 г. началось "ленинградское дело" - "чистка" бывших соратников А.А. Жданова. Она была проведена при молчаливом согласии Сталина. Акция, организованная Г.М. Маленковым совместно с Л.П. Берия, привела к репрессиям в 1949-1952 гг. в отношении примерно двух тысяч партийных, хозяйственных и государственных деятелей; к расстрелу около 30 видных руководителей, проявивших себя с наилучшей стороны в годы Великой Отечественной войны. Были расстреляны: председатель Госплана, член Политбюро Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, председатель Совмина РСФСР М.И. Родионов, партийные и советские руководители Ленинграда и области П.С. Попков, П.Г. Лазутин, Я.Ф. Капустин и другие.

Развернувшиеся в конце 1951 и 1952 гг. новые кампании в прессе против "кумовства", "бюрократического перерождения" ряда партийных и советских работников стали в опре­деленной степени началом нового витка перестановок в партийном руководстве страны. Состоявшийся в 1952 г. XIX съезд партии переименовал ВКП(б) в КПСС. Политбюро было заменено более громоздким Президиумом, насчитывавшим 25 членов и 11 кандидатов; значительно возросла также численность Секретариата и самого ЦК. И.В. Сталин выказал открытое недовольство деятельностью В.М. Молотова, А.И. Микояна и К.Е. Ворошилова. "Дело врачей" и "мингрельское дело" значительно ослабили позиции Л.П. Берии. Однако последовавшая 5 марта 1953 г. смерть И.В. Сталина предотвратила новую волну репрессий в высшем эшелоне власти. Пышные похороны и гибель сотен людей, фанатично преданных "гениальному вождю", в давке на улицах Москвы стали заключительным аккордом окончания сталинской эпохи.