Повесть на руси жить хорошо некрасов. Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо": описание, герои, анализ поэмы. Григорий Добросклонов - народный заступник

Н.А. Некрасов всегда был не просто поэтом – он был гражданином, которого глубоко волновала социальная несправедливость, и особенно – проблемы русского крестьянства. Жестокое обращение помещиков, эксплуатация женского и детского труда, безрадостный быт – все это находило отражение в его творчестве. И вот в 18621 году наступает, казалось бы, долгожданное освобождение – отмена крепостного права. Но было ли это освобождением по факту? Именно этой теме посвящает Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” – самое острое, самое известное – и последнее свое произведение. Поэт писал его с 1863 года и до самой своей смерти, однако поэма все же вышла неоконченной, так что готовили ее для печати по фрагментам рукописей поэта. Однако эта незаконченность получилась в своем роде знаковой – ведь и для русского крестьянства отмена крепостного права так и не стала окончанием старой и началом новой жизни.

“Кому на Руси жить хорошо” читать стоит полностью, ведь на первый взгляд может показаться, что сюжет слишком простой для такой сложной темы. Спор семи мужиков о том, кому хорошо жить на Руси, не может быть основой для раскрытия глубины и сложности социального конфликта. Но благодаря таланту Некрасова в раскрытии характеров, произведение постепенно раскрывается. Поэма достаточно сложно для восприятия, поэтому лучше всего скачать ее текст полностью и прочитать несколько раз. Важно обратить внимание на то, насколько разным показано понимание счастья у мужика и у барина: первый считает, что это его материальное благополучие, а второй – что это как можно меньшее количество бед в его жизни. При этом для того, чтобы подчеркнуть мысль о духовности народа, Некрасов вводит еще двух персонажей, выходцев из его среды – это Ермил Гирин и Гриша Добросклонов, которые искренне хотят счастья всему крестьянскому сословию, и чтобы никто обижен не был.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” не является идеалистической, ведь поэт видит проблемы не только в дворянском сословии, которое погрязло в алчности, высокомерии и жестокости, но и среди крестьян. Это в первую очередь пьянство и мракобесие, а также деградация, безграмотность и бедность. Проблема поиска счастья лично для себя и для всего народа в целом, борьба с пороками и желание сделать мир лучше актуальны и сегодня. Так что даже в неоконченном виде некрасовская поэма является не только литературным, но и морально этическим образцом.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в ракурсе христианской проблематики

Мельник В. И.

В литературоведении предпринималось несколько попыток осмыслить творчество Николая Алексеевича Некрасова в контексте христианских идей. Сейчас, конечно, очевидно, что Д. С. Мережковский явно ошибался, когда предполагал, что религиозный уровень Некрасова, "по крайне мере, сознательный, – тот же, что и у всех русских людей среднего интеллигентского сознания. Если бы кто-нибудь из литературных единомышленников – Белинский, Добролюбов, Чернышевский – спросил его, верит ли он в Бога, то нет никакого сомнения, что Некрасов удивился бы и даже обиделся: за кого его считают?"

Нет сомнения, что Некрасов переживал в своей жизни сложный религиозный комплекс, основанный, с одной стороны, на любви к народу и отличном знании народной жизни, нашедшей отражение в устном народном творчестве, народных идеалов, в том числе и религиозных, а с другой – на личном (с точки зрения церкви еретическом) представлении о праведности революционного бунта и необходимости нравственной аскезы и покаяния. Однако вопрос этот требует всестороннего изучения и сейчас лишь начинает исследоваться применительно к отдельным текстам поэта.

С указанной точки зрения, весьма большой интерес представляет собой поэма "Кому на Руси жить хорошо" – своеобразная энциклопедия нравственных воззрений Некрасова. Она дает достаточно полное представление его о религиозных взглядах и познаниях.

Нужно сказать, что познания эти далеко не "среднего интеллигентского сознания", как предполагал Д.С. Мережковский.

Некрасова, с его обостренным покаянным чувством, несомненно, всегда должны были поражать образы людей, резко переменившихся и пришедших от великого греха к великому же покаянию.

К образам таких подвижников с какой-то неизбежностью постоянно возвращается Некрасов в своей поэзии. Так, еще в 1855 году в стихотворении "В больнице", казалось бы, неожиданно, но и характерно, с подчеркнутой драматичностью, встречается образ "старого вора", пережившего сильное покаянное чувство:

В остроге его

Буйный товарищ изранил.

Он не хотел исполнять ничего,

Только грозил и буянил.

Наша сиделка к нему подошла,

Вздрогнула вдруг - и ни слова...

В странном молчанье минута прошла:

Смотрят один на другого?

Кончилось тем, что угрюмый злодей,

Пьяный, обрызганный кровью,

Вдруг зарыдал – перед первой своей,

Светлой и честной любовью.

(Смолоду знали друг друга они...)

Круто старик изменился:

Плачет да молится целые дни,

Перед врачами смирился.

В более поздний период этот образ приобрел автобиографический характер:

Пододвинь перо, бумагу, книги!

Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,

И подвижник мертвый пал!

Сочувствие к людям покаянного психологического типа вполне в духе русского народа. Автора "Кому на Руси жить хорошо" и "Княгини Волконской" должна была едва ли не завораживать история людей, приносящих добровольную жертву Богу, – вроде преподобного Галактиона Вологодского, который, будучи сыном князя И.Ф. Бельского, знатнейшего из русских бояр, добровольно покинул высшее общество, "поселился вблизи Вологодского посада, затворился в тесной келье, посадил себя на хлеб и воду, заковал себя в вериги" .

Некрасова, очевидно, поражали религиозные герои и подвижники, которых он встречал в своей жизни или о которых слыхал от народа. Таких подвижников в поэме немного. Не говорим пока о героях, взятых крупным планом, – типа фольклорного атамана Кудеяра или Савелия. Интересны в плане "документальном" эпизодические персонажи: это и "убогая старица", которая "у гроба Иисусова // Молилась, на Афонские // Всходила высоты // В Иордань реке купалася..." Это неоднократно упоминаемые "захожие странники", это и Фомушка, у которого "вериги двухпудовые // По телу опоясаны. // Зимой и летом бос". Это и "старообряд Кропильников", который "корит мирян безбожием, // Зовет в леса дремучие // Спасаться..." Это и посадская вдова Ефросиньюшка:

Как Божия посланница,

Старушка появляется

В холерные года;

Хоронит, лечит. Возится

С больными...

Упоминаются в поэме и другие "Божьи люди".

Некрасов не только хорошо знает эту сторону жизни народа, но именно с его любовью к "странноприимству", вниманием к слову Божьему, передаваемому через "захожих странников", связывает потенциальную духовную мощь народа, его могучий рост в будущем. Вспомним, что знаменитые слова поэта "Еще народу русскому пределы не поставлены" даны в поэме именно в христианском контексте:

Кто видывал, как слушает

Своих захожих странников

Крестьянская семья,

Поймет, что ни работою,

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабакам самим

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь!

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" подавляющая часть народных героев отличается истинной религиозностью. В том числе и семь странствующих мужичков, которые обращаются к дворянину: "Нет, ты нам не дворянское, // Дай слово христианское..."

В этом смысле можно говорить об очевидных авторских "нажимах": такой степени религиозности народа мы не встретим, например, ни у Пушкина, ни у Гоголя, ни у Толстого. Этому есть свои причины, о которых скажем ниже. В раннем творчестве Некрасова, заметим, этого нет.

Прекрасно знает Некрасов народные религиозные легенды, притчи, приметы, т.е. ту сферу, которая именуется народным Православием и которая так или иначе проявлялась и в сфере устного народного творчества. Здесь можно назвать и упоминаемые им народные суеверия, типа: "Не надевай чистую рубаху в Рождество: не то жди неурожая" (глава "Трудный год"), и народные представления о комете ("Господь по небу шествует // И ангелы Его // Метут метлой огненной // Перед стопами Божьими // В небесном поле путь..."), о загробной участи бояр и крестьян ("А будет что назначено: // Они в котле кипеть, // А мы дрова подкладывать).

Однако выявился в поэме и личный религиозный опыт Некрасова. Опыт этот несколько неожиданен и весьма интересен по содержанию. Так, в главе "Демушка" он упоминает Иисусову молитву, хотя, может быть, и не в каноническом ее значении. Во всяком случае, он знает молитву, значение которой было открыто далеко не каждому "среднему интеллигенту". Конечно, об Иисусовой молитве поэт знал не опытно, а лишь понаслышке, но знал. Известно Некрасову (очевидно из книжных источников, хотя в поэме это приписывается простой крестьянке) о силе молитвы в уединении под открытым небом. В главе "Губернаторша" Матрена Тимофеевна признается:

Молиться в ночь морозную

Под звездным небом Божиим

Люблю я с той поры.

И женам посоветуйте:

Усердней не помолишься

Нигде и никогда.

Под открытым небом молится у Некрасова и Ипат, "слуга господ Утятиных".

Нельзя обойти вопрос о самой природе религиозного сознания Некрасова. На наш взгляд, прав М.М. Дунаев, когда утверждает: "Тем и выбивается Некрасов из жизненной когорты единомышленников, что равнодушие к Богу, к вере у него не было, не могло быть: все-таки он укоренен был в народной жизни, никогда не оставался, подобно Чернышевскому, кабинетным праздномыслом, вписывавшим народ со всей многосложностью его существования в свои надуманные схемы" .

Однако еще Ф.М. Достоевский заметил, что некрасовский Влас (1855), истинный подвижник христианского смирения, является в "бунтующем" творчестве Некрасова некоторым исключением: "...Так хорошо, что точно и не вы писали; точно это не вы, а другой кто заместо вас кривлялся потом "на Волге" в великолепных тоже стихах, про бурлацкие песни" . Действительно, в поэзии Некрасова, поэзии стихийной, есть некая двойственность. Некрасов, поэт страдания, поэт, имеющий комплекс вины перед народом, поэт личного покаяния и преклонения перед подвигом, самопожертвованием, не всегда различал, так сказать, нравственное содержание подвига. Его как бы увлекает сама идея положить душу "за други своя". В самом поступке, независимо от его политической и иной направленности, Некрасов видит безусловный ореол святости. Его в равной мере восхищает и Влас, раздавший свое неправедно нажитое богатство и ходящий по Руси с "железною веригою", и Гриша Добросклонов, которого, на его бунтарски-революционном пути, ожидает "чахотка и Сибирь". И там и туг жертва, которая восхищает Некрасова и которую он поэтизирует безо всяких оговорок.

Это искренность Некрасова как бы примиряет его, хотя и с некоторыми оговорками, и с Достоевским, певцом христианского смирения, и с представителями революционно-демократического лагеря.

Это искренность Некрасова-поэта, Некрасова-художника – центральный, стержневой момент в попытках осмыслить двойственную природу его творчества. Некрасов был честен перед собой, ему и в своей судьбе хотелось покаяния ("Тишина"), самопожертвования и подвига ("Уведи меня в стан погибающих"). Идеал святости был для него доминирующим.

Эта художническая искренность и подвигала Некрасова воспевать всякую жертву человека, всякий подвиг, лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова. Верно подметил М.М. Дунаев, что поэт "постоянно сопрягал дело... жертвенной борьбы с понятиями духовными, несомненно религиозными" .

Да, Некрасов в "Кому на Руси жить хорошо" (да и не только в этом произведении) постоянно и органично пользуется религиозными понятиями и символами, которые группируются вокруг идеи жертвы, самопожертвования. В творчестве поэта прослеживается последовательно реализованная система религиозных идей.

Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь! »

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Анализ поэмы

Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

Структурные и композиционные особенности

Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

Сюжетные линии и их соотношение в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Сюжет – это развитие действия, ход событий, которые могут следовать в произведении друг за другом в хронологической последовательности (сказки, рыцарские романы) или группироваться таким образом, чтобы способствовать выявлению его главной мысли, основного конфликта (концентрический сюжет). Сюжет отражает жизненные противоречия, столкновения и взаимоотношения героев, эволюцию их характеров и поведения.

Сюжет «Кому на Руси жить хорошо» во многом обусловлен жанром поэмы-эпопеи, воспроизводящей все разнообразие жизни народа в пореформенный период: его надежды и драмы, праздники и будни, эпизоды и судьбы, легенды и факты, исповеди и молву, сомнения и прозрения, поражения и одоления, иллюзии и реальность, прошлое и настоящее. И в этом многоголосье народной жизни подчас трудно различить голос автора, предложившего читателю принять условия игры и отправиться с его героями в увлекательное путешествие. Автор и сам строго следует правилам этой игры, исполняя роль добросовестного повествователя и незаметно руководя ее ходом, в общем-то практически не обнаруживая свою взрослость. Лишь иногда он позволяет себе открыть свой истинный уровень. Такая роль автора обусловлена целевым назначением поэмы – не только проследить рост крестьянского самосознания в пореформенный период, но в равной степени и способствовать этому процессу. Ведь уподобляя душу народа непаханой целине и призывая сеятеля, поэт не мог не чувствовать себя одним из них.

Сюжетная линия поэмы – странствия семи временнообязанных мужиков по необъятным просторам Руси в поисках счастливого – призвана осуществить эту задачу.

Завязка «Кому на Руси жить хорошо» (необходимый элемент сюжета) – спор о счастье семи мужиков из смежных деревень с символическими названиями (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка). Они отправляются на поиски счастливого, получив поддержку благодарной волшебной птички. Роль странников в развитии сюжета значительна и ответственна. Образы их лишены индивидуальной очерченности, как это принято в фольклоре. Мы знаем только их имена и пристрастия. Так, Роман считает счастливым человеком помещика, Демьян – чиновника, Лука – попа. Иван и Метродор Губины полагают, что вольготно на Руси живется «купчине толстопузому», старик Пахом – что министру, а Пров – царю.

Великая реформа многое меняла в жизни крестьян, но они большей частью не были готовы к ней. Их понятия отягощали вековые традиции рабства, и сознание только начинало пробуждаться, о чем свидетельствовал спор мужиков в поэме.

Некрасов очень хорошо понимал, что счастье народа в значительной степени зависит от того, насколько он сумеет осознать свое место в жизни. Любопытно, что наметившийся в споре первоначальный сюжет оказывается ложным: из предполагаемых «счастливцев» крестьяне беседуют только с попом и помещиком, отказавшись от остальных встреч. Дело в том, что на этом этапе им и в голову не приходит возможность мужицкого счастья. Да и самое это понятие связывается у них лишь с отсутствием того, что ежечасно делает их, крестьян, несчастными, - голода, изнуряющего труда, зависимости от всякого рода господ.

Именно поэтому вначале

У нищих, у солдатиков

Не спрашивали странники,

Как им – легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» помимо основного сюжета, решающего задачу роста крестьянского самосознания, есть многочисленные побочные сюжетные линии. Каждая из них вносит что-то существенное в сознание крестьян.

Поворотным моментом в развитии событий в поэме является встреча семи счастьеискателей с деревенским попом.

Духовенство, особенно сельское, по роду своей деятельности было ближе других господствующих сословий к простому народу. Обряды, связанные с рождением детей, свадьбами, похоронами, отправляли священники. Они владели тайнами немудреных крестьянских грехов и подлинных трагедий. Естественно, лучшие среди них не могли не сострадать простому народу, внушая ему любовь к ближнему, кротость, терпение и веру. Именно с таким попом и встретились мужики. Он помог им, во-первых, перевести их неопределенные представления о счастье в четкую формулу «покой, богатство, честь», во-вторых, раскрыл перед ними мир страданий, не связанных с надрывным трудом, мучительным голодом или унижением. Священник, в сущности, переводит для крестьян понятие счастья в нравственную категорию.

Отповедь Луке, который назван сказителем глупым, отличается редким единодушием и гневом:

Что взял? башка упрямая!

Дубина деревенская!

Туда же, лезет в спор!

Дворяне колокольные –

Попы живут по-княжески.

Крестьяне впервые могли подумать том, что если сытый и свободный священник так страдает, то не исключено, что голодный и зависимый мужик может быть счастлив. И не следует ли поосновательней выяснить, что же такое счастье, прежде чем колесить по Руси в поисках счастливого? Так оказываются семеро мужиков на «сельской ярмонке» в богатом селе Кузьминском, с двумя старинными церквями, с забитом наглухо училищем и

Фельдшерской избой с устрашающей вывеской, главное же, с многочисленными питейными заведениями. Ярмарочное многоголосье исполнено светлых, ликующих интонаций. Повествователь радуется обилию изделий сельских мастеров, многообразию плодов непосильного труда, незатейливым развлечениям, опытной рукой делает зарисовки крестьянских характеров, типов, жанровых сценок, но иногда вдруг словно забывает о своей роли скромного повествователя, и перед читателями во весь рост встает могучая фигура поэта-просветителя:

Эх! Эх! придет ли времечко,

Когда (приди желанное!..)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Семеро мужиков имеют возможность убедиться, как неудержимая народная энергия, сила, радость поглощаются безобразным пьянством. Так, может быть, в нем причина несчастий, и, если избавить людей от тяги к вину, жизнь изменится? Об этом они не могут не задуматься, столкнувшись с Якимом Нагим. Эпизод с пахарем имеет большое значение в становлении и развитии мужицкого самосознания. Некрасов наделяет простого хлебороба пониманием значения общественного мнения: Яким Нагой вырывает карандаш из рук интеллигента Павлуши Веретенникова, готового записать в книжечку, что умных русских крестьян губит водка. Он уверенно заявляет:

На мерочку господскую

Крестьянина не мерь!

Яким Нагой легко устанавливает причинно-следственные связи. Не водка делает жизнь крестьянина невыносимой, а невыносимая жизнь заставляет их обращаться к водке как единственному утешению. Он хорошо понимает, кто присваивает плоды крестьянского труда:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Крестьяне, ранее бездумно поддакивающие Павлуше Веретенникову, вдруг соглашаются с Якимом:

Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!

Странники после этой встречи имеют возможность осознать сословную разницу понятия счастья и враждебность народу господствующих классов. Теперь они все больше задумываются о судьбах крестьян и пытаются найти

Среди них счастливых, вернее, им важно выявить народные представления о счастье, сопоставить их со своими.

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мазолями,

Проваливай домой!» -

Вот окончательное мнение странников о «счастии мужицком».

История Ермила Гирина – вставной эпизод с самостоятельным сюжетом. Рассказывает ее счастьеискателям крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово, не без основания решив, что этого «просто мужика» можно назвать счастливым. Все у него было: «спокойствие, и деньги, и почет». Грамотный мужик, он был сначала писарем при управляющем и на этой должности сумел завоевать уважение и признательность односельчан, помогая им в трудных для них бумажных делах безвозмездно. Затем при молодом князе избрали его бурмистром.

Пошел Ермило царствовать

Над всей княжою вотчиной,

И царствовал же он!

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

Однако «попик седенький» припомнил «грех» Ермила, когда вместо своего брата Митрия он отдал в рекруты сына вдовы Ненилы Власьевны. Ермила замучила совесть, он едва не покончил с собой, пока не исправил содеянное. После этого случая Ермил Гирин отказался от должности старосты и приобрел мельницу, причем с ним не случилось денег, когда он ее торговал, и мир помог ему посрамить купца Алтынникова:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны…

Деньги Гирин вернул и с тех пор стал «пуще прежнего всему народу люб» за правду, ум и доброту. Семерым странникам предоставил автор извлечь немало уроков из этой истории. Они могли подняться до понимания высшего счастья, состоявшего в служении братьям по классу, народу. Крестьяне

Могли призадуматься над тем, что только в единении они представляют несокрушимую силу. Наконец, к ним должно было прийти понимание, что для счастья человеку необходимо иметь чистую совесть. Однако, когда мужики собрались навестить Ермила, выяснилось, что «в остроге он сидит», так как, видимо, не захотел выступить на стороне начальников, обидчиков народа. Конец истории Ермила Гирина автор сознательно не договаривает, но и он поучителен. Странствующие герои могли понять, что за такую безупречную репутацию, за такое редкое счастье неведомому мужику Гирину пришлось заплатить свободой.

На своем долгом пути странникам предстояло думать и учиться, как и читателям, впрочем.

К встрече с помещиком они оказались куда подготовленней, чем к встрече со священником. Крестьяне ироничны и насмешливы и когда помещик хвастает своим родословным древом, и когда говорит о духовном родстве с крестьянской вотчиной. Они хорошо понимают полярность своих и помещичьих интересов. Быть может, впервые странники осознали, что отмена крепостного права – великое событие, навеки оставившее в прошлом ужасы помещичьего произвола и всевластия. И хотя реформа, ударившая «одним концом по барину, другим по мужику», лишила их окончательно «барской ласки», но и призвала к самостоятельности, ответственности за обустройство собственной жизни.

У Некрасова тема женской судьбы проходит в творчестве как тема самостоятельная, особо значимая. Поэт хорошо понимал, что в крепостной России женщина несла двойной гнет, социальный и семейный. Он заставляет своих странников задуматься о судьбе женщины, родоначальницы жизни, опоры и хранительницы семьи – основы народного счастья.

Матрену Тимофеевну Корчагину соседи называли счастливицей. Кое в чем ей действительно повезло: она родилась и выросла в непьющей семье, замуж вышла по любви, но в остальном прошла обычный путь крестьянки. С пяти лет начала трудиться, рано вышла замуж и вдоволь хлебнула обид, оскорблений, надрывного труда в семье мужа, потеряла сына-первенца и осталась солдаткой с детьми. Знакомы Матрене Тимофеевне господские розги и мужнины побои. Трудолюбивая, талантливая («И добрая работница, / И петь-плясать охотница / Я смолоду была»), горячо любящая детей, семью, Матрена Тимофеевна не сломилась под ударами судьбы. В бесправии и унижении она нашла в себе силы бороться с несправедливостью и победила, вернув мужа из солдатчины. Матрена Тимофеевна – воплощение нравственной силы, ума и терпения русской женщины, самоотверженности и красоты.

В горькой безысходности крестьянской судьбы народ едва ли не по фольклорной инерции связывал счастье с удачей (Матрене Тимофеевне, например, помогла губернаторша), но странники к этому времени кое-что уже повидали и в счастливый случай не верят, поэтому просят Матрену Тимофеевну выложить всю душу. И трудно им не согласиться с ее словами:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Однако беседа с Матреной Тимофеевной оказалась для семерых мужиков очень важной в определении путей- дорог к народному счастью. Большую роль в этом сыграл вставной эпизод с самостоятельным сюжетом о Савелии, богатыре святорусском.

Савелий вырос в заглазной деревне, отделенной от города дремучими лесами и болотами. Корежские мужики отличались независимым нравом, и «не ахти великие доходы» имел от них помещик Шалашников, хотя и драл мужиков отчаянно:

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Присланный Шалашниковым управляющий Фогель обманом заставил корежских мужиков сделать дорогу, а затем закабалил их окончательно:

У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя, сосет.

Мужики не потерпели насилия – казнили немца Фогеля, закопав его заживо в землю. Перед семерыми странниками поставлен нелегкий вопрос: правомерно ли насилие над угнетателями? Чтобы им легче было на него ответить, поэт вводит в сюжет еще один трагический эпизод – смерть первенца Матрены Тимофеевны Демушки, которого загрызли свиньи по недосмотру Савелия. Здесь раскаянье старика не знает предела, он молится, просит прощения у Бога, отправляется на покаяние в монастырь. Автор намеренно подчеркивает религиозность Савелия, его сострадание всему живому – каждому цветику, каждому живому существу. Есть разница в его вине за душегубство немца Фогеля и Демушки. Но Савелий в конечном счете не оправдывает себя и за убийство управляющего, вернее, считает его бессмысленным. За ним последовала каторга, поселение, осознание растраченной впустую силы. Савелий хорошо понимает тяжесть жизни крестьянина и праведность его гнева. Знает он и меру потенциальной силы «мужика- богатыря». Однако вывод его однозначен. Он говорит Матрене Тимофеевне:

Терпи, многокручинная!

Терпи многострадальная!

Нам правды не найти.

Автор и подводит семерых странников к мысли о праведности насильственной расправы с угнетателем, и предостерегает от необдуманности порыва, за которым неизбежно последует и наказание, и раскаяние, потому что ничего не изменится в жизни от такого единичного правосудия.

Поумнели странники за месяцы странствования, и первоначальная мысль о счастливо живущем на Руси сменилось мыслью о народном счастье.

Старосте Власу из главы «Последыш» они говорят о цели своего путешествия:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..

Странники думают о всеобщности счастья (от губернии до села) и подразумевают под ним личную неприкосновенность, правовую защищенность собственности, благосостояние.

Уровень самосознания крестьян на этом этапе достаточно высок, и речь идет теперь о путях-доходах к народному счастью. Первой преградой к нему в пореформенные годы были пережитки крепостничества в сознании как помещиков, так и крестьян. Об этом рассказывается в главе «Последыш». Здесь странники знакомятся с вымороченным князем Утятиным, не желающим признавать царской реформы, поскольку страдает его дворянская спесь. В угоду наследникам, испугавшимся за свое наследство, крестьяне за обещанные «луга поемные» разыгрывают перед помещиком «камедь» прежних порядков. Автор не жалеет сатирических красок, показывая их жестокую нелепость и устарелость. Но не все крестьяне согласны подчиниться оскорбительным условием игры. Не хочет, например, быть «шутом гороховым» бурмистр Влас. Сюжет с Агапом Петровым свидетельствует, что и у самого темного крестьянина пробуждается чувство собственного достоинства – прямое следствие проведенной реформы, которую нельзя повернуть вспять.

Смерть Последыша символична: она свидетельствует об окончательном торжестве новой жизни.

В заключительной главе поэмы «Пир на весь мир» несколько сюжетных линий, которые проходят в многочисленных песнях и легендах. Одна из основных тем, поднятых в них, - тема греха. Нескончаема вина господствующих классов перед крестьянами. В песне, названной «Веселой», говорится о самоуправстве помещиков, чиновников, даже царя, лишающих крестьян их собственности, уничтожающих их семьи. «Славно жить народу / На Руси святой!» - рефрен песни, звучащий горькой насмешкой.

Нечесаный, «верченый, крученый, сеченый, мученый» Калинушка – типичный барщинный крестьянин, жизнь которого прописана «на собственной спине». Выросшие «под рылом у помещика», барщинные крестьяне особенно страдали от их кропотливого произвола и дурацких запретов, например запрета на грубые слова:

Намаялись! уж подлинно

Отпраздновали волю мы,

Как праздник: так ругалися,

Что поп Иван обиделся

За звоны колокольные,

Гудевшие в тот день.

Рассказ бывшего выездного лакея Викентия Александровича «Про холопа примерного – Якова верного» - еще одно свидетельство неискупаемого греха самовластного помещика. Господин Поливанов, с темным прошлым («он деревнишку на взятки купил») и настоящим («вольничал, бражничал, горькую пил»), отличался редкой жестокостью не только по отношению к крепостным, но даже к родным («Дочь повенчав, муженька благоверного / Высек – обоих прогнал нагишом»). И уж, конечно, не щадил «холопа примерного, Якова верного», которого «походя дул каблуком» в зубы.

Яков тоже порождение крепостничества, превращавшего лучшие нравственные качества народа: верность долгу, преданность, самоотверженность, честность, трудолюбие – в бессмысленное холопство.

Яков остался предан барину, даже когда тот лишился былой силы, обезножел. Помещик как будто бы наконец оценил преданность слуги, стал называть его «другом и братом»! Автор незримо стоит за рассказчиком, призванным убедить слушателей, что братские отношения господина и крепостного невозможны. Господин Поливанов запрещает любимому племяннику Якова жениться на Арише, и просьбы дяди не помогают. Видя в Грише соперника, барин отдает его в солдаты. Быть может, впервые Яков задумался о чем-то, но сказать барину о его вине он сумел только одним способом – повесился над ним в лесу.

Тема греха бурно обсуждается пирующими. Грешников насчитывается не меньше, чем счастливцев. Здесь и помещики, и кабатчики, и разбойники, и крестьяне. И споры, как и в начале поэмы, завершаются потасовкой, пока не выступает со своим рассказом Иона Ляпушкин, часто навещающий вахлацкую сторонку.

Специальную главку автор посвящает странникам и богомольцам, которые «не жнут, не сеют – кормятся» по всей Руси. Повествователь не скрывает, что среди них немало обманщиков, ханжей и даже преступников, но есть и истинные носители духовности, потребность в которой так велика в русском народе. Ее не истребила непосильная работа, ни долгое рабство, ни даже кабак. Автор рисует незатейливую жанровую сценку, изображающую семью за вечерней работой, в то время как привеченный ею странник досказывает «быль афонскую». На лицах стариков, женщин, детей столько доверчивого внимания, горячего сочувствия, напряженной завороженности, что поэт с умилением, любовью и верой восклицает:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь…

В уста божьего странника Ионы, горячо почитаемого крестьянами, вкладывает повествователь легенду «О двух великих грешниках», слышимую им в Соловках от отца Питирима. Она очень важна для решения проблемы «греха», поставленной в поэме.

Атаман шайки разбойников Кудеяр, душегуб, проливший много крови, вдруг раскаялся. Господь для искупления грехов повелел ему спилить ножом, которым он разбойничал, могучий дуб.

Режет упругое дерево,

Господу славу поет,

Годы идут – подвигается

Медленно дело вперед.

Первый в той стороне пан Глуховский посмеялся над Кудеяром:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю, и вешаю,

А поглядел бы, как сплю.

В бешеном гневе отшельник убивает Глуховского – и свершается чудо:

Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!..

Семеро странников уже слышали однажды о Савелии, совершившем грех душегубства, и имели возможность отличить убийство мучителя Фогеля от случайной гибели младенца Демушки. Теперь им предстояло понять разницу в греховности раскаявшегося разбойника Кудеяра и убежденного палача и развратника Глуховского, истязавшего крестьян. Кудеяр, казнивший пана Глуховского, не только не совершил греха, но был прощен Богом за прошлые прегрешения. Это новый уровень в сознании счастьеискателей: они осознают возможность насильственных действий в отношении воинствующих палачей народа, - действий, не противостоящих христианскому мировосприятию. «Велик дворянский грех!» - вот единодушный вывод крестьян. Но неожиданно дворянским грехом не исчерпывается вопрос о виновниках крестьянских страданий.

Игнатий Прохоров рассказывает народную балладу об «аммирале-вдовце» , отпустившем восемь тысяч душ на волю после своей смерти. Староста Глеб продал «вольную» наследнику адмирала.

Все прощает бог, а Иудин грех

Не прощается.

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Поэт хорошо понимал, что крепостное право не только развязывало самые жестокие инстинкты помещиков, но уродовало крестьянские души.

Предательство братьев-крестьян – преступление, которому нет прощения. И этот урок усваивают наши странники, к тому же имевшие возможности вскоре убедиться в его действенности. Вахлаки дружно накидываются на Егорку Шутова, получив наказ из села Тискова «бить его». «Коли всем миром велено: / Бей – стало, есть за что», - говорит староста Влас странникам.

Гриша Добросклонов подводит итоги крестьянскому диспуту, объясняя мужикам основную причину грехов дворян и крестьян:

Змея родит змеенышей,

А крепь - грехи помещика,

Грех Якова – несчастного,

Грех Глеба родила,

Всем необходимо понять, говорит он, что если «нет крепи», то и грехов этих больше не будет, что наступило новое время.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов не обходит стороною и судьбу солдат – вчерашних крестьян, оторванных от земли, от семей, брошенных под пули и розги, нередко искалеченных и забытых. Таков высокий и тощий до крайности солдат Овсянников, на котором висел, как на шесте, «сюртук с медалями». Обезноженный и израненный, он все еще мечтает получить от государства «пенцию», но не добраться ему до Питера: чугунка дорога. Сначала «райком кормился дедушка», а когда инструмент испортился, купил три желтенькие ложечки и стал играть на них, сочинив для немудреной музыки песенку:

Тошен свет,

Правды нет,

Жизнь тошна,

Боль сильна.

Эпизод о солдате, герое Севастополя, вынужденного нищенствовать («Нутка, с Георгием – по миру, по миру»), поучителен для странников и читателя, как и все многочисленные эпизоды с самостоятельными сюжетами, включенными в поэму.

В трудных поисках путей к крестьянскому счастью необходимо проявлять всем миром милосердие и сострадание к незаслуженно обездоленным и обиженным судьбой.

По распоряжению старосты Власа Клим, обладавший незаурядными актерскими данными, помогает солдату Овсянникову получить скромную народную помощь, зрелищно и убедительно пересказывая собравшемуся люду его историю. По копеечке, по грошику посыпались деньги в деревянную тарелочку старика солдата.

Новое «доброе время» выводит на сцену новых героев, рядом с которыми оказываются семеро счастьеискателей.

Подлинный герой заключительного сюжета поэмы - Гриша Добросклонов. Он с детства познал горькую нужду. Его отец, приходской дьячок Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», мать, «батрачка безответная» Домна, рано умерла. В семинарии, где Гриша учился вместе со старшим братом Саввой, было «темно, холодно, угрюмо, строго, голодно». Вахлаки подкармливали добрых и простых ребят, которые платили им за это работой, справляли их дела в городе.

Благодарная «любовь ко всей вахлачине» заставляет умного Гришу задуматься об их судьбе.

…И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Это Григорий разъясняет вахлакам, что крепостное рабство – причина всех дворянских и крестьянских грехов и что оно навеки ушло в прошлое.

Всех пристальней, всех радостней

Прослушал Гришу Пров:

Осклабился, товарищам

«Мотайте-ка на ус!»

Пров – один из семи странников, утверждавший, что лучше всех на Руси живется царю.

Так заключительный сюжет связывается с основным. Благодаря разъяснениям Гриши странники осознают корень зла российской жизни и значение воли для крестьян.

Незаурядный ум Гриши вахлаки оценивают по достоинству, с уважением говорят о его намерении отправиться «в Москву, в новорситет».

Гриша внимательно изучает быт, труд, заботы и чаянья крестьян, ремесленников, бурлаков, духовенства и «всей Руси загадочной».

Ангел милосердия - сказочный образ-символ, сменивший демона ярости, - витает теперь над Русью. В его песне о двух путях, пропетой над русским юношей, призыв пойти не обычной торной дорогой для толпы, - дорогой, исполненной страстей, вражды и греха, а тесной и трудной дорогой для избранных и сильных душ.

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша – талантливый поэт. Любопытно, что песню «Веселая», видимо им сочиненную, автор называет «не народной»: ее пели по праздникам попы и дворовые, а вахлаки только притопывали и присвистывали. В ней очевидны приметы книжности: строгая логичность построения куплетов, обобщенная ироничность припева, лексика:

Славно жить народу

На Руси святой!

Эту песню слушают странники, а две другие песни поэта-гражданина остаются ими не услышанными.

Первая пронизана болью за рабское прошлое Родины-матери и надеждой на счастливые перемены:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Понятие гражданственности еще не знакомо странникам, им еще многое предстоит понять в жизни, многому научиться. Быть может, поэтому автор на этом этапе не соединяет их с Гришей – напротив, разводит. Недоступна пока пониманию странников и вторая Гришина песня,где он говорит о великих противоречиях Руси, но выражает надежду на пробуждение народных сил, на их готовность к борьбе:

Рать подымается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Гриша Добросклонов испытывает радостное удовлетворение от жизни, потому что ясно обозначается для него простая и благородная цель – борьба за народное счастье.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею – вот

Фольклорные традиции в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Н.А Некрасов задумывал поэму «Кому на Руси жить хорошо как «народную книгу». Поэт всегда заботился о том, чтобы в его произведениях был «стиль, отвечающий теме». Желание сделать поэму максимально доступной крестьянскому читателю заставило поэта обратиться к фольклору.

Уже с первых страниц его встречает сказка – любимый народом жанр: благодарная за спасенного птенчика пеночка дарит мужикам «скатерть самобраную» и заботится о них в течение всего путешествия.

Привычен для читателя сказочный зачин поэмы:

В каком году – рассчитывай,

В каком году – угадывай…

И вдвойне желанны и знакомы строки, сулящие исполнение заветного:

По вашему хотению,

По моему велению…

Поэт использует в поэме сказочные повторы. Таковы, например, обращения к скатерти-самобранке или устойчивая характеристика крестьян, а также причина их спора. Сказочные приемы буквально пронизывает все произведение Некрасова, создавая волшебную обстановку, где героям подчинено пространство и время:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли…

Широко использованы в поэме и приемы былинного эпоса. Поэт уподобляет многие образы крестьян настоящим богатырям. Таков, например, Савелий, богатырь святорусский. Да и сам Савелий относится к крестьянам как к подлинным богатырям:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь ему не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

«Рать-орду крестьянскую» в былинных тонах рисует Яким Нагой. Подлинными богатырями выглядят каменщик Трофим, поднявший на второй этаж «по крайности четырнадцать пудов» кирпича или каменотес-олончанин. В песнях Гриши Добросклонова используется лексика былинного эпоса («Рать подымается – неисчислимая!»).

Вся поэма выдержана в сказово-разговорном стиле, где, естественно, много фразеологизмов: «умом раскидывал», «без малого верст тридцать», «переболит душа», «лясы распустил», «откуда прыть явилася», «вдруг сняло, как рукой», «мир не без добрых людей», «на славу угостим», «а вышло дело дрянь» и т.п.

Немало в поэме пословиц и поговорок всякого рода, органично подчиненных стихотворным ритмам: «Да брюхо-то не зеркало», «рабочий
конь солому ест, а пустопляс – овес», «горда свинья: чесалася о барское крыльцо», «не плюй на раскаленное железо – зашипит», «высоко бог, далеко царь», «хвали траву в стогу, а барина в гробу», «одним не птица мельница, что, как ни машет крыльями, небось, не полетит», «с работы как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат», «да наши топоры лежали до поры», «и рад бы в рай, да дверь-то где?»

То и дело в текст вплетены загадки, создающие живописные образы то эха (без тела, а живет оно, без языка - кричит), то снега (лежит-молчит, когда умрет, тогда ревет), то замка на двери (Не лает, не кусается, а не пускает в дом), то топора (всю жизнь свою ты кланялся, а ласков не бывал), то пилы (жует, а есть не ест).

Еще Н.В. Гоголь отмечал, что русский народ всегда выражал свою душу в песне.

Н.А. Некрасов постоянно обращается к этому жанру. Песни Матрены Тимофеевны рассказывают «про шелковую плеточку, про мужнину родню». Ее подхватывает крестьянский хор, что свидетельствует о повсеместности страданий женщины в семье.

Любимая песня Матрены Тимофеевны «На горе стоит светелочка» слышится ей, когда она принимает решение добиться справедливости и вернуть мужа из солдатчины. Эта песня рассказывает о выборе единственного возлюбленного – хозяина женской судьбы. Ее местоположение в поэме обусловлено идейно-тематическим содержанием эпизода.

Большая часть песен, введенных Некрасовым в эпопею, отражают ужасы крепостничества.

Герой песни «Барщинная» - несчастный Калинушка, у которого «с лаптя до ворота шкура вся вспорота, пухнет с мякины живот». Единственная его радость – кабак. Еще страшнее жизнь Панкратушки, вконец оголодавшего пахаря, мечтающего о большой ковриге хлеба. Из-за вечного голода он утратил простые человеческие чувства:

Все съем один,

Управлюсь сам,

Хоть мать, хоть сын

Проси – не дам / «Голодная» /

Никогда не забывает поэт о тяжелой солдатской доле:

Пули немецкие,

Пули турецкие,

Пули французские

Палочки русские.

Главная мысль «Солдатской» песни – неблагодарность государства, бросившего на произвол судьбы искалеченных и больных защитников отечества.

Горькое время рождало горькие песни. Вот почему даже «Веселая» пронизана иронией и рассказывает о нищете крестьян «на Руси святой».

Песня «Соленая» повествует о горестной стороне крестьянской жизни – дороговизне соли, столь необходимой для хранения сельскохозяйственных продуктов и в повседневном быту, но недоступной беднякам. Использует поэт и второе значение слова «соленая», обозначающее нечто тяжелое, изнуряющее, трудное.

Действующий в некрасовской эпопее сказочный ангел милосердия, сменивший демона ярости, поет песню, призывающую честные сердца «на бой, на труд».

Песни Гриши Добросклонова, еще очень книжные, исполнены любви к народу, веры в его силы, надежды на изменение его судьбы. В его песнях чувствуется знание фольклора: Гриша часто использует его художественно-выразительные средства (лексику, постоянные эпитеты, общепоэтические метафоры).

Героям «Кому на Руси жить хорошо» присущи исповедальность, столь обычная для произведений устного народного творчества. Поп, затем многочисленные «счастливые», помещик, Матрена Тимофеевна рассказывают странникам о своей жизни.

А увидим мы

Церковь божию,

Перед церковью

Долго крестимся:

«Дай ей, господи,

Радость-счастие,

Доброй душеньке

Александровне».

Опытной рукой гениального поэта, ценителя и знатока фольклора, поэт убирает диалектные фонетические неправильности подлинных причитаний-плачей, выявляя тем самым их художественную одухотворенность:

Падите мои слезоньки

Не на землю, не на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

В совершенстве владеет Н.А. Некрасов жанром народной баллады и, вводя ее в поэму, искусно имитирует и форму (перенос последней строки стиха на начало следующей), и лексику. Он использует народную фразеолгию, воспроизводит народную этимологию книжных оборотов, приверженность сказителей к географической и фактической точности деталей:

Аммирал-вдовец по морям ходил,

По морям ходил, корабли водил,

Под Ачаковым бился с туркою,

Наносил ему поражение.

В поэме подлинная россыпь постоянных эпитетов: «зайка серенький», «буйна головушка», «души черные», «ночка быстрая», «тело белое», «ясный сокол», «слезы горючие», «разумная головушка», «красные девушки», «добрый молодец», «борзый конь», «очи ясные», «воскресенье светлое», «лицо румяное», «шут гороховый».

Традиционно широко используемое в фольклоре число семь (семь пятниц на неделе, за семь верст киселя хлебать, семеро одного не ждут, семь раз отмерь – один отрежь и пр.) заметно и в поэме, где семеро мужиков из семи смежных деревень (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка) отправляются странствовать по свету; семь филинов смотрят на них с семи больших дерев и т.п. Не реже обращается поэт и к числу три, тоже по традиции фольклорному: «три озера наплаканы», «три полосы беды», «три петли», «три дольщика», «три Матрены» - и пр.

Некрасов использует и другие приемы устного народного творчества, например междометия и частицы, придающие повествованию эмоциональность: «Ой, ласточка! Ой! глупая», «Чу! конь стучит копытами», «ай, косонька! Как золото на солнышке горит».

Обычны в «Кому на Руси жить хорошо» сложные слова, составленные из двух синонимов (гад-мошка, путь-дороженька, тоска-беда, мать-земля, рожь-матушка, фрукты-ягоды) или однокоренных слов (рад-радехонек, млада-младешенька) или слова, усиленные повтором однокоренных слов (скатерть скатертью, храпом храпит, ревмя ревет).

Традиционны в поэме фольклорные уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах (кругленький, пузатенький, седенький, усатенький, дороженька), обращения, в том числе и к неодушевленным предметам («ой ты, пичуга малая…», «Эй, счастие мужицкое!», «Ох, ты, охота псовая», «Ой! ночка, ночка пьяная!»), отрицательные сравнения

(Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется –

Шумит, поет, ругается,

Дерется и целуется

У праздника народ).

События в «Кому на Руси жить хорошо» излагаются в хронологической последовательности – традиционная композиция народных эпических произведений. Многочисленные побочные сюжеты поэмы представляют собой преимущественно повествовательные тексты. Многообразные ритмы некрасовской поэмы-эпопеи обусловлены жанрами устного народного творчества: сказок, былин, песен, причитаний, плачей!

Автор - народный сказитель, хорошо владеющий живой народной речью. На доверчивый взгляд крестьян-читателей мало чем отличается от них, как, например, и странники - богомольцы, увлекающие занимательными рассказами своих слушателей. В ходе повествования сказитель обнаруживает любимое народом лукавство ума, умение удовлетворить его любознательность и фантазию. Близко его сердцу христианское осуждение

Сказителем греховности порока и моральное вознаграждение страдальцев и праведников. И лишь искушенный читатель может рассмотреть за этой ролью народного сказителя лицо великого поэта, поэта-просветителя, воспитателя и вожатого.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана большей частью трехстопным ямбом с двумя конечными безударными слогами. Стихи поэта нерифмованные, отличаются богатством созвучий и ритмов.

В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

Эти слова как бы обещали ввести читателя в занимательно‑сказочный мир, где появятся птица‑пеночка, говорящая человечьим языком, и волшебная скатерть‑самобранка… Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н.

А. Некрасов свой рассказ о похождениях семерых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения – русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.

Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны царской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым нападкам подверглась последняя из написанных глав – «Пир – на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного издания поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрьской революции.

Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасова, является ее идейной и художественной вершиной, итогом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.

К 1860‑м годам русский крестьянин становится основным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» – важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Работе над поэмой, которую поэт называл своим «любимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу и правдивую. «Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.

Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» – подлинно народное произведение: и по своему идейному звучанию, и по масштабности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по героическому пафосу, и по широкому использованию поэтических традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно‑бытовым формам и песенному лиризму.

Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, характерные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных общественных кругов. Народная точка зрения на действительность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.

События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крестьянство – подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.

В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы – поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии странникам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.

В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидавший на своем веку, и Яким Нагой, характерный представитель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на забитого, темного крестьянина патриархальной деревни. С глубоким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.

Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина – чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.

В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О суровой «долюшке женской» Некрасов написал немало волнующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.

Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызывающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, – барских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и прямых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его освобождения, тем непримиримее осуждал рабскую приниженность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает унизительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести – самоубийству на глазах своего мучителя; «чувствительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих унижениях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся посулами наследника и согласившийся уничтожить завещание умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).

Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.

Поэтически воссозданный в поэме мир – мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.

В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румяненьком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте‑Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показным радушием Оболта‑Оболдуева читатель видит высокомерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.

Сатирой и гротеском отмечен образ помещика‑самодура князя Утятина, прозванного крестьянами Последышем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алкоголизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого крепостника и деспота.

На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из названных ими лиц живет счастливее – помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставленные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счастливого уже не только среди представителей господствующих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..

Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, придает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензурой части поэмы – «Пир – на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять центральное место в развертывании темы счастья‑борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши – в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно‑весело на всей святой Руси».

Образ Гриши – завершающий в ряду «народных заступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он находит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем‑поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – высший образец народного стиля некрасовской поэзии. Народно‑песенная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий национальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы – поиски счастья – восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т. д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стремление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.

Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно‑поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно‑бытовые, любовные, свадебные, исторические. Народная поэзия давала поэту богатейший материал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.

Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сменяется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» – сатирической насмешкой, в «Крестьянке» – глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире – на весь мир» – героическим напряжением и революционной патетикой.

Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик протеста и сатира сливались с героикой революционной борьбы.