Узнамания. Римские нравы, быт и повседневная жизнь

Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.

Вконтакте

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Искусство

Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Вывод

Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Социальное устройство и экономика.

Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:

    патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих ру­ках всю власть;

    клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местнос­ти и обрабатывавшие земли патрициев;

    плебеи, потомки покоренных народов, самый многочис­ленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бес­правными;

    рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись во­еннопленными.

Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:

    сельское хозяйство;

    промышленное производство (оружие, стекло, керами­ка);

    торговля;

    военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеван­ные народы.

Религия и мифология.

Религия первоначально основыва­лась на смешении обрядов и верований. Мифология и рели­гиозные представления древних римлян просты и безыскус­ны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - по­кровители семьи. Покровителями общин и их земель счита­лись Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с гре­ческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Вене­ра - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Мерку­рий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале но­вой эры все большее распространение получает христиан­ство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало ми­ровой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рож­дества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по сво­ему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мес­сией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Кон­стантину оно стало государственной религией Римской импе­рии, принеся с собой в его культуру не только новое мировоз­зрение, но и новое искусство.

Зрелища и праздники.

Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обо­жали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраива­лись во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды кон­ницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, вы­ступления редкостных зверей. Большую популярность име­ли сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.

Научные и технические достижения

Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просве­щенных домах учили не только греческому языку, но и пра­вильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются са­мобытное, оригинальное искусство, философия, наука, фор­мируется свой метод творчества. Их главная черта - психо­логический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Собы­тийная модель римлянина упростилась до двух событий: со­бытие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их ста­ло значительно легче, но было утеряно нечто невосполни­мое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древне­греческого величия.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей рас­тущей Римской империи. Математика, география, естествоз­нание и прочие науки у римлян носили узко прикладной харак­тер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Алек­сандрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную по­дошел к открытию значения нервов для двигательных реф­лексов и кровообращения.

Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техни­ка, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершен­ствовались механика, использовались грузоподъемные меха­низмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для на­гревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркаль­ные черепицы для отражения солнечных лучей.

Большой популярностью пользовалась астрология, кото­рой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспру­денция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетают­ся принципы различных учений греческих мыслителей, осо­бенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное зна­чение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .

Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в до­стижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, счита­ет Сенека, человек должен посвящать собственному совер­шенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая фило­софия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современ­ных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда так­же киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были фи­лософские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Золотому веку римской науки присуще не столько умноже­ние знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась це­лая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных уче­ных. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов гречес­ких и римских авторов составил энциклопедическую «Есте­ственную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности свя­заны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосред­ственного волеизъявления правящей верхушки или всеобще­го собрания граждан, то управление огромной Римской дер­жавой потребовало создания детально разработанной систе­мы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регули­рующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулиру­ющий уголовные, финансовые, торговые отношения. Посто­янное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного пра­ва, регулирующего отношения между латинянами и покорен­ными народами, живущими в провинциях.

Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно зало­жили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочислен­ныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. От­сюда вытекает одна из главных черт римской культуры - по­литизированность.

Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высо­кому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Ци­церон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судеб­ных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от го­сударства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание ора­тора» в 12 книгах.

Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, со­стоящую в несовместимости императорской власти и свобо­ды граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.

Литература

С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литерато­ры писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала иг­рать немаловажную роль в древнеримской культуре.

Император Август привлекал к себе лучших писателей сво­его времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Верги­лий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближен­ного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в ко­торой соединились воедино любовь автора к древним преда­ниям, греческие философские воззрения на строение Космо­са, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Эне­ида» является самым популярным памятником римской ли­тературы.

Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал поро­ки римского общества. Это его перу принадлежит знамени­тое стихотворение «Памятник», которое так мастерски пере­водили Ломоносов, Державин, Пушкин.

Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особен­но поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в ко­тором повествуется о превращениях людей в растения и жи­вотных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.

Художественная культура

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей игра­ли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали мно­гочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племен­ного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие по­лисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.

Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и хра­мом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфи­театр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в обще­ственной жизни. Именно поэтому римская архитектура изо­билует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.

Художественная культура Рима отличалась большим раз­нообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопро­никновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монумен­тальной живописью, скульптурным и живописным портре­том, отличающимся острым восприятием натуры и характе­ра. С этрусской традицией связан специфический италийс­кий тип жилого дома, композиционным центром которого яв­лялся атриум - обширное помещение типа зала с прямоу­гольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.

Основные принципы художественной культуры двух наро­дов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого госу­дарства и единого географического пространства, а лишь кон­гломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был еди­ным государством, империей, простиравшейся на тысячи ки­лометров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римс­кой жизни определялся этой великой мощью. Личные талан­ты не выдвигались и не культивировались - социальная ус­тановка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, ко­торая играла ведущую роль в римском искусстве.

Архитектура и строительство. Основные принципы древ­неримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоря­ют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе ми­рового зодчества, в котором основное место принадлежало со­оружениям общественным, рассчитанным на огромные коли­чества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробни­цы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию ти­пов сооружений, богатству композиционных форм, масшта­бу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как ар­хитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пей­заж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструк­ции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тя­готевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не по­терявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или го­сударственные, стоявшие в ведении центральной власти, ма­лые, принадлежащие общинным магистратам, частные и по­левые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Гре­цией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строи­тельства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и по­лучают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить при­менение квалифицированных мастеров, переместив строи­тельные процессы на плечи малоквалифицированных и не­квалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолит­ных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-за­полнителя. Был получен искусственный монолит путем сме­шивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он выво­зился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполня­лась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Рим­ляне знали все преимущества обожженной глины, изготав­ливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости чис­ловых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не име­ет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчан­ного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).

О времена, о нравы....

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

3. В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли... фамилией

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли... деканом.
6. В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах – особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” ("добро пожаловать"). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого "столового мальчика".

9. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

10. Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение -он означал своего рода печать под устным договором о браке.Так сделка о браке была действительна

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

13. Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад – в прошлый год, а второе глядело вперед - в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

14. В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

15. В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток - спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты - как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

Рассказывают произведения литературы, скульптуры, прикладного искусства, о них можно судить на основании сохранившихся деловых и дружеских писем, трудов историков и философов.

Сила Древнего Рима ассоциируется с важными идеалами и принципами, которые воспитывались в каждом свободном гражданине с раннего детства:

  1. Верность государству;
  2. Служение обществу;
  3. Гармония духа и тела;
  4. Идеалы красоты и любви и др.

Один из принципов жизни – верность дружбе , которая выступала как основа взаимоотношений. Общение с друзьями занимало большое количество времени: встречи, беседы, семейные и дружеские торжества, взаимные услуги и помощь в деловой, воинской сфере. Дружба связывалась с понятиями благородства, взаимовыручки, доброты, сердечной привязанности.

Античный мир ассоциируется и с умением развлекаться. Если для низших слоев населения лучшими развлечениями были народные праздники и гуляния, посещение кабачков и трактиров, где можно было выпить, закусить и посплетничать, то высшие интеллектуальные слои населения предпочитали другие развлечения:

  • Модные в эпоху расцвета чтения стихов и трактатов;
  • Философские беседы;
  • Спортивные соревнования (состязания на колесницах, в гребле, беге и др.).

Если говорить о периоде упадка Рима, придется констатировать и всеобщий нравственный упадок.

Упадок

Роскошь и богатство высших слоев в период усиления империи привели к исчезновению скромности и бережливости, появлению разнузданности и высокомерия. Праздность и безделье, осознание власти и силы при отсутствии внешней угрозы создавали иллюзию безграничного могущества и вседозволенности. Принципами жизни стали нажива, богатство, увеличение владений, доходов за счет использования служебного положения.

Строит себе большие богато обставленные виллы, которые ломились от количества золотых вещей, дорогой одежды, женских украшений, диковинных заморских животных и др. Все меньше ценится семья, римляне не хотят иметь детей, думая только о собственных утехах и считая семью ненужной обузой.

У бедных слоев населения семья тоже перестает быть ценностью и опорой. В период упадка империи распространенным явлением становится подкидывание и продажа детей.

Обжорство

Если в прежние времена римляне ели вместе со слугами одну и туже простую пищу, то теперь господа трапезничают отдельно. Для них готовятся изысканные и . Среди слуг растет количество поваров, пекарей, кондитеров.

Пищу принимали лежа, раздевшись до пояса, чтобы «больше влезло», ели руками. Если пища переставала помещаться в желудке, ее извергали обратно и ели снова.

Перед пирующими выступали фокусники, танцовщицы, обжирающимся олигархам прислуживали женщины легкого поведения. На пирах присутствовали жены и дети, на равных с мужчинами участвовавшие в обжорстве, пьянстве и разврате.

Зрелища и кровь

Большое количество средств: и государственных, и личных средств крупных чиновников – тратилась на организацию развлечений для народа, знаменитых зрелищ. Количество выходных дней составило более трети дней в году. Развлечения для большей части толпы были бесплатными, платили только богатые за VIP места.

От развлечений ждали изощренной жестокости. Битвы гладиаторов в ценились тем выше, чем больше крови людей и животных на них приливалось. Если же развлечение не нравилось, жестоко истязали и убивали его организатора.

Вино и женщины

Излюбленными развлечениями богатых людей становятся не книги и философские беседы, а вино и женщины. Вместо семьи заводятся многочисленные эротические связи, которые не требовали проявления ответственности и заботы. Сладострастие удовлетворялось связями с несовершеннолетними, извращенными связями между полами, обычными становятся кровосмесительные связи. Чтобы продлить наслаждения, знатные семьи отказывались иметь потомство, женщины шли на любые меры, чтобы беременность не обезобразила их фигуры, а материнство не лишило свободы и праздности.

Нормальные отношения между мужем и женой становятся редкостью и многими высмеиваются. Результатом стал не только нравственный, но и генетический упадок нации. Венерические болезни и импотенция как следствие беспорядочных связей и излишеств становятся обычными вещами.
Разврат и цинизм проникают в литературу, театр, отражаются в произведениях декоративно-прикладного искусства.

В погоню за удовольствиями бросились не только мужчины, но и женщины из знатных семей. Стало модно иметь публичный дом, заниматься проституцией. Это ремесло не было позорным, существовало совершенно открыто.

Всенародные праздники посвящались богам Приапу, Венере, Изиде, в них принимали участие представители высших и низших классов, жрецы, мужчины, женщины и дети совершенно открыто и на равных.

В городах насчитывалось несколько публичных домов, популярностью пользовались и свободные куртизанки, приглашавшие к себе домой или зазывавшие клиентов на улицах, у храмов, в общественных местах.

Для занятий проституцией женщине низшего или среднего класса требовалась регистрация и уплата налога. Этот бизнес обслуживали зазывалы, акушерки, прислужницы, массажисты, лекари, изготавливавшие специальные составы для поддержания возбуждения. А богатые куртизанки вели себя открыто и нагло, хвастаясь драгоценностями, рабами и знатными поклонниками.

Местом, где процветал всеобщий разврат, были городские бани – . В период упадка Рима они были общими для мужчин, женщин и детей, хорошо освещались, а непристойное действо разворачивалось в больших бассейнах и около них.

Одним из направлений привычного разврата была мужская проституция, почти такая же популярная, как женская.

Размышляя о причинах падения Древнего Рима, можно с уверенностью сказать, что одна из веских причин – это постепенное падение нравов, утрата высоких идеалов, веры в государство, красоту, семью.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Интерьер римского здания

Римский дом. Реконструкция. Релендера.

Интерьер римского дома. Реконструкция.

Римский пир

Мозаичный пол виллы Адриана в Тиволи.

Атриум дома Веттиев в Помпеях.

Обед в римском доме. Стол окружали три ложа, и римляне принимали пищу лежа, опираясь на левую руку.

Интерьер римской виллы. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема

Гипокауст – отопительная система в домах Древнего Рима

Термы Каракаллы. Внутренний вид. Реконструкция.

Банные принадлежности.

Освещение в домах римлян: 1 – серебряные подсвечники; 2 – бронзовый светильник; 3 – керамические лампы; 4 – подвесная лампа

Жаровни

Серебряная посуда из Боскореале

Серебряный сосуд из Хильдесхаймского клада.

Продукты, подаваемые на стол в Древнем Риме. Мозаика.

Напольная мозаика из триклиния с изображением остатков пищи.

Изображение из гробницы Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал какой-нибудь друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозя

Изображение из
гробницы
Вестория Приска в
Помпеях. «Когда
римлянина
навещал какойнибудь друг,
правила хорошего
тона требовали,
чтобы хозяин дома
показывал ему
самые красивые
вещи из своей
серебряной
посуды».

Сцена пира. Фреска из Геркуланума.

Положение женщин

Глава семьи назывался домовладыка: в его власти находились дети, жена и другие
родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и
прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию
дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не
признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых
сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными
гражданами и главами своих семейств.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми,
руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями.
Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14летнего.
Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом
претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил
на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла
покинуть своего мужа и вернуться домой.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на
торжественных приёмах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не
полагалось присутствовать на собраниях народа.
Важно отметить, что римляне заботились и о том, чтобы женщины получили
образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор
семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки
учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили,
что она образованная девушка. Этот момент необходимо рассмотреть более
подробно

Женские портреты из Фаюма.

Прически знатных римлянок. Справа - Ливия, жена Августа.

Женские украшения.

Женские аксесуары: корзина для шитья, веретено, ваза, тазик, туалетный столик, игольник, ларец.

Золотой браслет из Помпей.

Ювелирные украшения

украшения

Женские сандалии и сумочка.

Женщины-гимнастки

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хи

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему
художественному и конструктивному решению отличались от греческого
хитона и гиматия, хотя имели общие черты.

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ, напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече,

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ,
напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на
середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более
дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями.

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и
со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная
лента или оборка (лат. instita).

Одежда Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированны

Одежда
Быт римлян в
республиканский период
оставался еще довольно
строгим. Римский костюм
походил на греческий, он
также был драпированным,
но эстетическим идеалом
древних римлян было не
прекрасное человеческое
тело, а суровые мужественные
воины и величественные
женщины. Поэтому сложный
римский костюм, который
первоначально изготовлялся
из шерсти, а позже и из
льняного полотна, придавал
фигуре статичность,
величественность, некую
театральность. В
императорский период
одежды становятся богаче и
пышнее. Появляются
привозные шелковые ткани.

Одежда римских патрициев: На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус. На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными

Одежда римских
патрициев:
На мужчине туника с вышивкой,
тога, обувь кальцеус.
На женщине - стола
и пеплум. Причёска
с начёсом и
накладными
локонами.

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, ма

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра,
вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски,
черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные
трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму.
Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался
символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д.
Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к
роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные
влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры,
ставшей преемницей античности.

В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии

В период расцвета Римского
государства его границы очень
расширились, включив
территорию современной
Англии, Франции, Испании,
Голландии и других стран. Рим
стал огромной мировой
державой, которая вела
бесконечные войны и обширную
торговлю. Награбленное
богатство, множество рабов,
выполнявших всю работу, вели к
роскоши даже в обыденной
жизни. Все это отразилось и в
характере древнеримского
костюма.
Римляне одевались в одежды
ярких цветов: красные,
пурпурные, фиолетовые, желтые,
коричневые. Костюм белого
цвета считался парадным, его
надевали для торжественных
выходов.

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

обувь

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 ос

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и
прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около
8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался
кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг
пятки и ступни: пальцы оставались открытыми

Сандалии. Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалась открытой. Сандали

Сандалии. Состояли
из подошвы, которая
закреплялась на ноге
мягкими
ремешками, при
этом большая часть
ступни оставалась
открытой. Сандалии
были разных цветов,
подошва разной
высоты, в зимнее
время также с
шерстью. Их носили
как домашнюю обувь.
ношение сандалий в
общественных местах
считалось нарушением
хорошего тона.
Садившиеся за стол
снимали сандалии или
им их снимал раб.

Головные уборы. Прически

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населе

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая
политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима создал очень
определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного
телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела
плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были
идеальными признаками её будущего многодетного материнсва. Черты лица римской
красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками,
правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот,
напоминающий охотничий лук.