Сравнение спарты и афин. Значение древних афин греции в античные времена

Тема 2. История развития педагогики.

План:

1. Донаучный этап.

2. Этап возникновения теоретических концепций воспитания, обучения.

3. Этап развитой педагогической науки.

Донаучный этап.

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался:

· накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики;

· теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах;

· возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.

Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции.

Уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.

Первобытно-общинный строй

На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины)

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины

В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

Во времена «золотого века» греческой цивилизации Афины были центром культурно-политической и экономической жизни Аттики.

История Афин в Древней Греции

Город Афины являлся одним из наиболее влиятельных в Древней Греции. Его образование уходит корнями в глубокую древность еще до Микенского периода. Одним из наиболее почитаемых правителей Афин был царь Солон - эталон мудрого политика, он приложил много усилий для благополучия горожан. Его реформы стали основой для формирования могущественного государства.

В 490 году до н.э. в период недалеко от города произошло известное Марафонское сражение, в котором греки во главе с Мальтиадом одержали победу над многочисленными войсками персов. В 431 году до н.э. началась афино-спартанская война, в которой армия Афин была разгромлена. Крепостные стены пали, их руины и сегодня можно увидеть вдоль берега Пирея. После этого Афины всё же оставались образовательным и культурным центром вплоть до 86 года до н.э., когда войска под командованием Суллы взяли осажденный город и он был разграблен.

Значение города Афины в Древней Греции

Громадную значимость Афин для сложно переоценить. Они стали колыбелью для всего европейского мира. Именно здесь зародилась и развилась демократия как главный политический строй, только в своей античной рабовладельческой форме. Афины - центр искусств и интеллектуальной жизни. Знаменитые философы, политики и поэты тех времен до сих пор цитируются и считаются классикой.
Также полис был центром торговли, кораблестроения и ремесленного производства. Ремесленники древних славились качественной обработкой металлов и керамики. Их изделия, продукты питания(оливки, вино) и материалы (медь, шерсть, мрамор) поставлялись на рынки других стран. Через крупный афинский порт Пирей в город поступали рабы, скот, хлеб и другие важные товары.

Древняя Греция: Спарта и Афины

Спарта и Афины - крупнейшие государственные образования на территории античной Греции с четко оформившимися принципами управления. Они участвовали в совместных военных походах и часто были союзниками. В 146 году до н.э. они вошли в состав Римской Империи на правах самоуправления.
Тем не менее, между Спартой и Афинами было очень много различий в плане внутреннего уклада жизни. В то время, когда в Афинах сложился демократический порядок управления, в Спарте была военная аристократия.
Общественный строй городов-государств кардинально разнился. В общество делилось на аристократию и демос - свободный народ. В Спарте же были рабы-илоты и дорийцы, причем последние не занимались производственным трудом, посвящая жизнь военному ремеслу. Поля дорийцам возделывали илоты, а торговали париэки, с которых взимался налог.
В Афинах приветствовали свободу проявления личности. На народных собраниях с речами выступали выдающиеся мыслители той эпохи, развивались риторика и искусство. Возникновению Олимпийских игр мир обязан Афинам. В , напротив, борьба для развлечения публики была запрещена, как и право на частную собственность. И в общем, здесь диктовались очень строгие правила существования в общине без «излишеств». Отсюда и произошло выражение - «спартанский» образ жизни.


Миф об основании города: Афина

В Аттику пришел Кероп - сын земли и, пораженный здешней красотой, он основал город. После перед ним стал выбор покровителя этого места, тогда Кероп обратился к главному культу . Тот назначил двух богов на роль покровителя-божество моря Посейдона и свою любимую дочь Афину. Претенденты должны были принести городу пользу.
Первым сделать это выпало Посейдону, он ударил жезлом, и из скалы потекла вода. Кероп возрадовался такому дару для жаркой страны, но попробовав воду, оказалось что она соленая и непригодна для употребления.
Пришла очередь и, ударив своим посохом, она даровала городу оливковое дерево. Тень от листвы оберегала от невыносимой жары, а само древо приносило плоды и масло. Победа Афины была очевидна, она стала покровительницей города, который назвали в ее честь. Гнев Посейдона позже проявился в проблемах с водой в Афинах.

Отличия жизни в древних Афинах и в Спарте.

Древние Афины и Спарта, два народа одного государства, какие отличия в жизни, их детей, женщин и мужчин? Какое наследие оставили эти два народа?
Интеллектуальное наследие Афин.
Образование детей в Спарте.
Образование детей в Афинах.
Жизнь спартанцев.
Жизнь женщин в Спарте и в Афинах.

О жизни Афин, в истории, осталось намного больше письменных свидетельств чем о Спарте, так как в Спарте очень настороженно относились к грамоте и законы передавались устно, а в Афинах образованность была самой главной и все греческие ораторы подражали судебному и политическому ораторству афинян. В Афинах в почете была образованность, драматурги и философы, музыканты и поэты, ученые всех областей науки составляли элиту общества. Древние Афины дали миру историка Геродота, философа Анаксагора, скульптора Фидия, поэта Эсхила, Софокла, Эврипида, сатирика Аристофана.
В Спарте самыми главными добродетелями мужчин были физическая сила, сила духа, выносливость, воинственность, военное мастерство.
Спарта образовалась путем захвата чужой территории ахейцами на юге полуострова Пелопонес, Афины образовались без насилия - свободные, бедные граждане сдавали свои земли богачам и при этом, попадали в зависимость.
В Спарте с 7 лет обучали мальчиков азам грамоты, военному искусству, выносливости, смелости, безразличию к боли, прививались навыки чувства дружеского плеча, приветствовался гомосексуализм, считалось что это укрепляет личностные отношения необходимые в военно-полевых условиях. Они жили в очень жестких условиях без комфорта и удобств, со строгим режимом и жесткими мерами наказания. Из них воспитывали смелых, сильных, умелых, стойких, физически развитых, волевых, преданных воинов. В Спарте не строилось никаких оборонительных укреплений, что свидетельствовало о высокой боеспособности армии. В Спарте мужчина мог стать только воином, никаких других занятий там не принималось. Если умирал не воин то, на его надгробии, нельзя было писать имени.
В Афинах детей до 7 лет воспитывали кормилицы, рассказывали сказки, слушали музыку, водили на всеобщие торжества и праздники, а с 7 лет мальчиков обучали грамоте, декламировать стихи, петь, играть на лире, флейте, кифаре. Для счета у них были камешки и счеты, писали на вощенных дощечках палочками. В 13-14 лет, детей из бедных семей отдавали в папестру, там они овладевали пятью видами спорта: занимались бегом, борьбой, метали диски и копья, занимались плаванием. Детей из богатых семей отдавали в гимназию, где они продолжали изучать точные и гуманитарные науки, готовились к управлению государством. С 18 лет, два года, все юноши учились военному искусству в эфебии.
В Спарте приветствовалась однополая любовь, и между мужчинами и между женщинами, была и полиандрия, когда у одной женщины в мужьях были два брата или старый муж приглашал молодого, по его мнению достойного воина, тогда дети считались детьми первого мужа.
Жениться спартанцам можно было в 20 лет, но до 30 спартанец жил со сверстниками, к жене приходил только ночью. В Спарте очень важно было чтобы мужчина был женат. Не женатого всячески унижали, и считали не полноценным гражданином.
Легенда о том что в Спарте неполноценных мальчиков скидывали со скалы сомнительна, в Спарте была определенная прослойка граждан гипомейонов - умственно и физически не полноценных людей.
Спартанская армия была самая сильная и у них было больше всех, из греческих племен, земель. И именно спартанская армия обеспечила Греции защиту от воинственных налетов других племен.
В Спарте, работали только рабы, коренные жители захваченных территорий, которые спартанцы разделили по жребию на равные участки.
Женщины в Спарте не воевали, по этому политическими правами не обладали, но они пользовались большей свободой чем афинянки которые были вещью для присмотра за хозяйством и, им нельзя было выйти на улицу или в общественное место, без сопровождения раба. Жизнь спартанок не была столь регламентированной как у афинянок. И хотя главной целью воспитания девочки спартанки было стать хорошей матерью их обучали военному мастерству: борьба, метание диска, дротиков, бег; что бы в отсутствие мужа, когда он на войне, спартанка могла усмирить рабов. В семье, спартанские женщины, имели большие права и афинянки считали мужей спартанцев подкаблучниками.
Спартанские девушки обязаны были участвовать в праздниках, петь и танцевать в коротких хитонах или вообще голыми, что приводило в ужас других гречанок. Спартанкам можно было выходить замуж только в 18 лет, для сохранения здоровья женщины, а в Афинах девушки выходили в 14, 15 лет.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Во 2-м тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. К началу I тысячелетия у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается обмен, смешивается население и невозможными становятся старые формы управления. Все это явилось основой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества.
Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов - Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).
В VlJI-м веке до н. э. в Аттике (область Греции) возник город, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами, В городе произошло смешение различных племен, родов, фратрий в единый народ. Свободное население города делилось на: эвпатридов «благородных», геоморов - землевладельцев и демиургов - ремесленников. Все высшие должности замещались эвпатридами. Поэтому совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг имел законодательные функции, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из своего состава избирались сроком па 1 год 9 старейшин-архонтов.
Реформы Солона И Клисфена К VI-му веку до н.э. в Афинах произошло дальнейшее социальное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные назывались «шестидольниками», поскольку обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. На полях стояли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок Имела место также такая форма залога, как ипотека, при которой земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа - переходила к кредитору.
В 594 году до н. э. поэт и политический деятель Солон, избранный архонтом, произвел важные реформы: отменил долговую кабалу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках.
Солон установил максимальный размер земельного владения. При этом была разрешена широкая завещательная свобода и земельные владения знати включились в общий гражданский оборот.
С именем Солона связана цензовая реформа, согласно которой самые богатые относились к первому разряду, просто богатые - ко второму. Третий разряд - граждане среднего достатка. Все другие - фе-ты, которые были отнесены к последнему - четвертому разряду.
Каждый разряд имел определенные политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности. В то же время был создан новый судебный орган - «гелиэи», в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Реформы Солона носи* ли компромиссный характер. Афины пережили острый политический кризис, после которого установилась тирания.
Лишь через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо ролоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Аттику разделили на 10 территориальных «племен» («фил»). Фила состояла из 3-х частей - триттий. Страна была поделена также на более мелкие единицы -- демы, которых было около 100. Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии.
Изгнание из страны, обычно сроком на 10 лет, - «остракизм», был
также введен реформой Клисфена.
В 462 году до н. э. был принят закон о лишении ареопага всех политических функций.
По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными и полноправными гражданами Афин. С 18 лет приобреталось гражданство. В течение 2-х лет юноша проходил военную службу, но оставался военнообязанным до 60-ти лет.
В Афинском обществе существовало формальное равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Физический труд для свободного гражданина, кроме земледелия, считался недостойным. Метэ-ки - - иностранцы занимались торговлей. Им запрещалось занимать должности и участвовать в народном собрании, но они служили в армии и платили налоги, Правовое положение вольноотпущенных было близко к положению иностранцев.
Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но закон запрещал его убивать. Но в случае убийства раба хозяин не наказывался. Раб не мог иметь никакого имущества. Женщина в Афинах не имела политических и гражданских прав.
По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику. В государстве основными органами являлись: Совет пятисот, гелиэя.
Верховный орган власти Афин - народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т. д. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10-й фил. Совет решал вопросы управления.
Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.
Стратеги и архонты были главными должностными лицами государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием. Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие и т. д. С ростом полномочий стратегов упало политическое значение архонтов.
В 336 г. до н. э. Афинское государство было завоевано войсками Филиппа Македонского и включено в состав Македонской монархии. Со П-го века до н. э. Афины превратились в одну из провинций Римской державы.
Древняя Спарта, В XII веке до н. э. на территории Лаконики началась миграция племен, которая сопровождалась военными столкновениями. В результате объединения дорийских и ахейских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в VIII - VII вв. до н. э. расширила свои владения.
Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытнообщинного строя и военной организацией общества.
Господствующую группу населения составляли спартиады, которые владели земельными наделами. Земля была поделена на 10 тыс. равных участков - по числу полноправных граждан. Эту землю обрабатывали илоты - представители побежденных племен, превращенные по существу в рабов. Но у илотов было свое хозяйство и орудия труда. При этом они платили своему хозяину примерно 50 % от полученного урожая. Господство спартиадов над илотами осуществлялось методами жесткого террора.
Жители периферийных горных районов Спарты -- периэки, занимали в правовом отношении промежуточное положение между спар-тиадами и илотами. Периэки были лично свободны, занимались торговлей, ремеслом и в случае войны несли воинскую повинность.
По своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой. Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились иод контролем совета старейшин (геруссии), состоявшей из 28 членов - геронтов, избираемых пожизненно. В состав геруссии входило 2 царя, которые выполняли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Но фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их ведении находились: внешняя политика, внутреннее управление страной, контроль за деятельностью всех должностных лиц, осуществляли правосудие по гражданским делам. Эфоры в своей деятельности отчитывались только перед своими преемниками.
Семья в Спарте в некоторых отношениях напоминала групповой брак.
К IV-му веку до н. э. спартанская община разрушается, ее военное могущество падает. В середине II-го века до н. э. Спарта была завоевана Римом.
Основные черты права Древней Греции. Афины имели наиболее развитую правовую систему в Древней Греции, Источниками права в Афинах были: обычное право, писаное право в виде Законов Драконта (621 г. до н. э,). По Законам Драконта отменялась кровная месть, закреплялись права собственности, вводились новые правила судопроизводства.
Регулирование имущественных отношений. Афинское право знало деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Частная собственность считалась производной от государства. В Афинском праве выделялись следующие сделки: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вещей. Обязательной формы заключения сделки не существовало, но чаще всего она заключалась в письменной форме. Обязательственные отношения возникали не только из договора, но из деликта,
Семейное и наследственное право. В Афинах считалось обязательным вступление в брак, но безбрачие не влекло за собой наказания. Брак оформлялся договором, который заключал глава семьи. Наследование имело место по закону и по завещанию. Прежде всего, наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Дочери могли получить наследство в случае отсутствия сыновей умершего. Наследование по завещанию было введено реформой Солона. Женщины не имели права на завещание.
Преступление и наказание. В Афинском праве можно выделить следующие преступления: государственные, против семьи, личности, против собственности. При этом различались умышленные и неосторожные преступления и было сформулировано понятие самообороны.
Из наказаний необходимо отметить: смертную казнь, продажу в рабство, конфискацию, штраф, бесчестье. По Законам Драконта наказания отличались особой жестокостью. Цель наказания - причинение страданий преступнику.
Суд и процесс. Судебные дела мог начинать только полноправный афинский гражданин. За раба действовал господин, за женщину и детей - глава семьи. Перед судебным процессом производилось предварительное расследование. Стороны имели право представлять письменные возражения против слушания дела по существу. Они же представляли все необходимые доказательства по делу. Решение принималось тайно. Оно могло быть обжаловано в гелиэи, решение которой являлось окончательным.

Спарта и Афины – два города-государства ставшие колыбелью западной цивилизации. У них было несколько общих черт, и на протяжении всей истории они воевали друг с другом за господство и власть.

Древняя Греция не была единой страной, вместо этого существовали независимые города-государства – “полисы”. У этих государств было собственное правительство и армия. Спарта и Афины были одними из самых могущественных полисов древней Греции. Также они были друг для друга крупнейшими соперниками. У обоих были проблемы с пропитанием населения, поскольку их земля была бесплодной. Таким образом, они завоевывали соседние государства, у которых было достаточно продовольствия, и взамен завоеванная земля получала защиту от вторгавшихся в дальнейшем армий противника.

Несмотря на то, что Спарта и Афины были географически близки друг к другу, их идеологии, общество, формы управления и базовый образ жизни сильно различались. Афины были одними из ведущих городов древней Греции в первом тысячелетии, принося культурные и философские достижения, что закладывали основы новой западной цивилизации. С другой стороны, милитаристская Спарта, сформированная после миграции Дориана с севера, и известная своей военной силой, стала главным врагом Персидской империи и возможным завоевателем Афин. Если милитаристская и мачистская культура Спарты полностью зависела от войн, то Афины стали истоком для некоторых из самых выдающихся достижений философии, искусства и науки в истории человечества.

Краткие сравнения между Спартой и Афинами

Происхождение

Основной причиной различия между двумя культурами было происхождение, так как спартанцы были потомками дорийских захватчиков, а афиняне имели ионийское происхождение.

Форма правления

В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Кроме того, группа из 5 членов, известных как эфры, отвечала за воспитание детей и повседневную жизнь граждан. Эта форма олигархического правительства была избрана спартанскими гражданами, которым было более тридцати лет. Афины же формировали демократию в Древней Греции. Это был совет из 500 членов, которые были избраны гражданами. Совет собирался, голосовал и принимал законы. Афинское демократическое правительство избиралось и управлялось мужским населением высшего класса.

Культура и вера

Культура двух полисов сильно различалась. Спарта стала военным оплотом, подчеркнув только расширение своей власти, в то время как афиняне выросли в области инфраструктуры и культуры. Спартанская вера полная лояльности к государству была единственной причиной их существования. У афинян и спартанцев были разные идеологии и цели. Афины всегда стремились завоевать как можно больше земель, в то время как спартанцы всегда удерживали свои земли, если они не были атакованы. Однако в Афинах и Спарте существовали некоторые вещи, которые имели поразительные сходства, такие как поклонение греческим богам и богиням, а также отвага и храбрость на поле битвы.

Образ жизни

Образ жизни Спарты был противоположен образу жизни Афин. В то время как афиняне потратили значительное время на изучение литературы, искусства и музыки, спартанцы тренировались, чтобы стать отличными солдатами. Спартанцы были блестящими на войне, и их воины считались одними из лучших в мире. Строгая тренировка, начинавшаяся с раннего детства, закаляла спартанских солдат так, что они никогда не покидали битву в кровавых конфликтах, которые постоянно возникали между маленькими полисами древней Греции. Граждане Афин и Спарты имели разные моральные ценности и были уникальны по-своему. И мужчины, и женщины пользовались различными привилегиями, как в Спарте так и в Афинах.

Спарта : Считается, что в Спарте старейшины проверяли новорожденного ребенка на уродства, и если ребенок считался слишком слабым, чтобы стать сильным солдатом, его бросали в ущелье. В остальном обучение было строгим. В возрасте 7 лет ребенок отбирался у матери и передавался под контроль армии. Там их обучали и тренировали, а после зачисляли в регулярную армию в возрасте 20 лет. Даже после женитьбы спартанский солдат оставался в армейском бараке.

В возрасте 30 лет спартанец получал право голосовать и разрешение оставаться дома. Спартанские женщины были независимыми и пользовались свободой в полной мере, чего не было в других полисах Греции. Им также разрешалось тренироваться и изучать военное дело.

Афины : В отличие от Спарты, афинский образ жизни был более свободен, в котором мужчины имели доступ к хорошему образованию и могли заниматься любым видом искусств или наук. Однако женщины имели ограниченные права и не считались полноправными членами общества. Только мужчинам было присвоено звание «гражданин». В отличие от Спарты, мужчины не были вынуждены вступать в армию, они могли делать все, что хотели.

Экономика

В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

Военная сила

На фронте знаменитые спартанцы имели большое преимущество на суше, в то время как Афины отличались своей мощью в море. Спарта была окружена горами. В случае нападения они использовали эти горы для своей защиты и полностью полагались на свою армию. В Афинах не было очень сильной сухопутной армии, их основная мощь концентрировалась во флоте. Афины использовали стены для защиты от других городов-государств. Такой вид обороны не наблюдался в Спарте.

В то время как два великих государства Древней Греции имели ряд различий, они также были похожи в определенных направлениях. Образование было обязательным для мужчин. Хотя в Спарте оно было ограничено военной подготовкой, в Афинах мальчиков обучали по целому ряду предметов. У государств были сильные солдаты, и обоим нужны были рабы или илоты для облегчения их жизни или работы на фермах. Независимо от различий и сходств, Афины и Спарта были двумя сильнейшими сверхдержавами Древней Греции.