Связный рассказ любовь в жизни гринева. Сочинение Пушкин А.С

Как это часто бывает, через судьбы простых, обыкновенных людей прокладывает себе путь история. И эти судьбы становятся ярким «цветом времени». Кто же является главным героем в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина? Представитель народной мысли и-народного дела Пугачев? Независимый, свободный в своих отношениях к Пугачеву Гринев? Честный капитан Миронов и его жена? Их дочь Маша? А может, сам народ?

В «Капитанской дочке» сокровенная мысль гораздо глубже и значительнее. Да, Пушкин как бы скрывается за образом повествователя, русского офицера, современника Пугачевского восстания, не только свидетеля, но и участника исторических событий. Но мне кажется, что за исторической канвой ни в коей мере нельзя забывать и о человеческих отношениях, о силе и глубине чувств людей. Все в повести полно милосердием. Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гринев разглядел человека в Пугачеве и не может уже забыть этого Пугачев. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна.

Велика сила любви! Как точно и кратко описывает автор состояние капитана Гринева, когда тот, тревожась за судьбу Марьи Ивановны, вошел в комендантский дом. Быстрым взглядом Гринев охватил жуткую картину разгрома: « Все было пусто; стулья, столы, сундуки были переломаны; посуда перебита, все растаскано». В светлице Марьи Ивановны все перерыто; Гринев представил ее в руках пугачевцев: «Сердце сломалось… Я громко произнес имя моей любезной». В короткой сценке небольшим количеством слов переданы сложные чувства, которые охватили молодого героя. Мы видим и страх за любимую, и готовность спасти Машу во что бы то ни стало, и нетерпение узнать о судьбе девушки, и переход от отчаяния к трезвому спокойствию.

Мы знаем, что и капитан Гринев, и Маша - лица вымышленные, но без них мы не могли бы представить Пугачева, наши знания о жизни XVIII века были бы бедны. И тогда у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Гринев не оставил девушку в трудную минуту и отправился в Белогорскую крепость, занятую Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачев все понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю». Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, но в то же время и ее избавителем. От избытка противоречивых чувств она потеряла сознание.

Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом:

* «Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Родители Гринева хорошо приняли Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке. Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, однажды полюбив, каждая из них осталась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Как мы знаем, она добилась оправдания и освобождения любимого человека.

Поистине, сила любви огромна. Так на протяжении романа постепенно изменился характер этой девушки. Из робкой, бессловесной «трусихи» она стала смелой и решительной героиней, способной отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван «Капитанская дочка». Она - истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся со временем в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

    Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность...

    «Капитанская дочка» - последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес­кую тему. Тема романа - крестьянское вос­стание 1773-1775 годов - так же законо­мерна и важна в идейной и творческой эволю­ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но,...

    Обычно внимание читателей привлекают главные герои литературных произведений - доблестные, отважные, великодушные, готовые к подвигу. Мне же после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» больше всего понравилась Маша Миронова. В начале...

    Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» - это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания...

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает множество тем. Одной из важнейших считается тема любви. В центре повествования взаимные чувства молодого дворянина Петра Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой.

Первая встреча Петра и Маши

Маша Миронова представляет собой идеал А.С. Пушкина, выражающий силу духа, честь и достоинство, умение отстоять свою любовь, пожертвовать ради чувств многим. Именно благодаря ей Петр обретает истинное мужество, закаляется его характер, воспитываются качества настоящего мужчины.

При первой встрече в Белогорской крепости девушка не произвела на Гринева большого впечатления, она показалась молодому человеку простушкой, тем более что его приятель Швабрин отзывался о ней весьма нелестно.

Внутренний мир капитанской дочки

Но очень скоро Петр понимает, что Маша девушка глубокая, начитанная, чувствительная. Между молодыми людьми рождается чувство, которое незаметно перерастает в настоящую, всепобеждающую любовь, способную преодолеть все трудности, встречающиеся на ее пути.

Испытания на пути героев

Впервые стойкость и рассудительность характера Маша выказывает, когда не соглашается венчаться с Петей без благословения родителей возлюбленного, ведь без этого простое человеческое счастье будет невозможным. Ради счастья Гринева она готова даже на отказ от свадьбы.

Второе тяжелое испытание выпадает на долю девушки во время захвата крепости мятежниками Пугачева. Она лишается обоих родителей, остается в окружении врагов одна. В одиночестве она выдерживает шантаж и давление Швабрина, предпочитая хранить верность своему возлюбленному. Ничто – ни голод, ни угрозы, ни тяжелая болезнь – не могут заставить ее выйти замуж за другого, презренного ею человека.

Счастливый финал

Петр Гринев находит возможность спасти девушку. Становится очевидным, что они будут вместе навсегда, что они предназначены друг другу судьбой. Тогда родители юноши принимают ее как родную, распознав глубины ее души, внутреннее достоинство. Ведь именно она спасает его от клеветы и расправы перед судом.

Так они спасают друг друга. На мой взгляд, они выполняют роль ангела-хранителя один для другого. Думаю, для Пушкина отношения Маши и Гринева – идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной, во главе которых стоят любовь, взаимоуважение и абсолютная преданность.

Цель: Дать понятие о любви в высоком смысле этого слова, любовь как жертва.

Задачи:

  • Проанализировать отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.
  • Показать пути раскрытия прекрасных сторон души героев.
  • Раскрыть смысл страданий во имя любви.
  • Объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие,
  • благородство, порядочность, жертвенность.
  • Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
  • Учить делать самостоятельные выводы

Оборудование:

  • портреты А.С. Пушкина,
  • текст повести “Капитанская дочка”,
  • иллюстрации к повести,
  • видеофильм “Капитанская дочка”,
  • видеофильм “Русский бунт”,
  • мультфильм “Капитанская дочка”,
  • компьютер, телевизор, проектор, видеомагнитофон, таблицы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя (компьютер).
  3. Беседа с учащимися (таблица, компьютер, иллюстрации).
  4. Работа с текстом (тексты, проектор, иллюстрации).
  5. Работа по теме урока (видеофильмы, мультфильм, слайды). Испытание героев (работа бригадами)
  6. Составление кратких тезисов (проектор, таблица, книги)
  7. [эпизод – душевные качества (черты характера)].
  8. Запись вывода (слайд).
  9. Итог урока.
  10. Слово учителя.




все покрывает, всему верит,

(1 Кор. 13, 1-8).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о любви. Что такое любовь? Как она возникает? Какой бывает любовь? Сначала внимательно прочитаем эпиграф:

Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт…
(1 Кор. 13, 1-8).

Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее о любви не сказано ни поэтами, ни философами. “Любовь не ищет своего..”. Если ты любишь, забудь о себе. Без любви ты ничто.

Но чтобы так любить, нужно научиться “не искать своего” - отказаться от эгоизма, от самости. Стать свободным, чистым, любящим.

Человек проходит свой путь от ребенка до старца затем, чтобы научиться понимать и любить людей, чтобы осознать: самое дорогое в мире – это любовь. Только любовь наделяет человека способностью видеть глубину человеческой личности, только влюблённые видят дивную красоту человеческой души.

Любовь дает возможность человеку пройти все испытания, чтобы помочь любимому.

“Любовь не совершенна, если она не страдала”. (Иоанн Крестьянкин)

Чтобы лучше понять сказанное, мы обратимся к повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. За основу возьмем отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.

3. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, от чего зависит воспитание человека? (От родителей, от общества, от друзей, от учителей).

Поэтому сначала мы поговорим о родителях наших героев. Обратимся к таблице на доске:

1. Родители Петра и Маши.

2. Отношение родителей к любви героев.

Родители Петра Гринева Родители Маши Мироновой
Отец Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер в отставке.

Мать Авдотья Васильевна, дворянка, родила 9 детей, все умерли, кроме Петра.

Отец послал Петра “понюхать пороху”, послужить в армии и дал наставление: “Береги честь смолоду”.

Отец Иван Кузьмич, из крестьян, сам добился офицерского чина. “Человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.

Жена Василиса Егоровна, простая добрая женщина управляла мужем и крепостью. “Люди самые почтенные”. Жили в любви и

согласии.

Мать была бы согласна, отец не дал своего благословения, узнав о дуэли.

Родители приняли Машу как родную.

Родители были согласны на брак.

Родители погибли. Жили вместе и погибли вместе.

Вывод: Родители Петра и Маши были людьми честными, порядочными, достойными, они своим примером воспитали хороших детей.

4. Работа с текстом.

Петр Гринев влюбился в Машу Миронову потому, что она была красавицей.

Верно или нет данное утверждение? Докажите, используя текст.

(Ученик зачитывает портрет Маши по книге.)

Маша не красавица. Она скромная, застенчивая, робкая, трусиха, бесприданница. Гринев полюбил Машу не из-за красоты. Внешность – не главное в любви.

5. Работа по теме урока. Работа бригадами.

(Как и в чем проявляется любовь героев?)

I бригада
Петр
II бригада
Маша
а) Первое испытание Петра – буран.

Петр попадает в буран по своей вине, он не слушает ямщика и Савельича, автор же не забывает упомянуть, что Петр решился предать себя воле Божьей. И далее мы все более убеждаемся, что он не беспокоился за судьбу свою, вверяя её Всевышнему.

б) В эпизоде, где Петр дарит свой тулуп бродяге, раскрываются такие черты его характера, как доброта и человечность.

В) Во время дуэли со Швабриным он ведет себя как честный, порядочный мужественный человек, защищающий честь своей любимой.

г) зарождается любовь юных, чистых людей. Петр слышит “ангельский голос” любимой девушки. Открываются внутренние глаза человека, он видит душу любимого, образ Божий. Петр делает предложение Маше.

д) Петр прощает Швабрина, что говорит о его благородстве и незлопамятности.

е) Петр и Маша ждут письмо – благословение от родителей на брак. Они послушные дети, почитающие своих родителей и Бога.

ж) Во время пугачевского бунта Гринёв не признал Пугачева, не изменил присяге, данной императрице, не предал своей чести. Пугачев оценил эти качества Гринёва: искренность, честность, благородство, порядочность. Петр испытывает страх за любимую, он готов ее спасти даже ценой своей жизни.

з) Когда Петра обвиняют в причастности к бунтовщикам, он не думает о себе, не оправдывается, чтобы доброе имя Маши не было запятнано. И вновь Петр обращается к Богу в молитве, он возлагает надежду на Бога:

Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет.

а) Маша в начале повести робкая и застенчивая девушка, трусиха. Она не идет против совести, отказывается выйти замуж за Швабрина – богатого и умного жениха. Она бескорыстна. В семье она послушна, скромна, спокойна. Гринев нашел в ней “благоразумную и чувствительную девушку”.

б) Маша полюбила Петра сильно и глубоко, она ухаживает за ним, когда он ранен. Но узнав о несогласии отца Петра на их брак, Маша отказывается выйти за Петра замуж без родительского благословения. Потому что это грех, это против Бога, счастья без благословения нет. Маша не хотела, чтобы ее любимый страдал. Она жертвует своей любовью. Маша поступает благоразумно.

в) Говорит Маша просто, не ломается, не жеманится, а больше молчит. Она целомудренна.

г) Маша переносит смерть родителей, домогательства Швабрина. Она тверда в своих убеждениях, она не идет против совести, верна своему слову и решительна. Она готова умереть, но не изменить любви. Верность, душевное благородство видим мы в этой девушке.

д) После этих испытаний Маша живет у родителей Петра:

Вскоре они к ней искренне привязались, потому что “нельзя было ее узнать и не полюбить”. Родители увидели, что Маша разумна, добра, спокойна, а главное – искренне любит их сына.

е) Эта любовь помогла Маше выдержать последнее испытание, когда Гринева передали в суд и обвинили напрасно. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице просить за Гринева. Маша боролась за спасение чести и доброго имени своего жениха. Гринёв был оправдан.

ж) Сила любви огромна. Из робкой, бессловесной “трусихи” Маша стала смелой и решительной женщиной. Любовь дает Маше, простой капитанской дочке, пройти все испытания и добиться счастья.

6. Краткие тезисы .

Петр

Итог: счастливая семейная жизнь.

Маша

Итог: счастливая семейная жизнь.

7. Вывод: Испытания делают героев более сильными, укрепляют их любовь, раскрывают прекрасные стороны души.

8. Итог.

В награду за испытания герои получают счастье жить в любви, иметь детей, внуков, счастливую семейную жизнь.

На примере Петра и Маши автор показал, какую силу имеет настоящая любовь. Любовь помогает сохранить честь, достоинство и чистоту в самых сложных ситуациях. Любовь героев укрепилась и выросла в страданиях. Петр и Маша “не искали своего”, они жертвовали собой друг для друга.

9. Слово учителя.

Почему так интересно было читать повесть, ведь все события произошли очень давно? (Тема любви – вечная тема, всегда интересная. Мы получаем уроки нравственности, учимся жить и поступать в жизни так, чтобы сохранить человеческое достоинство. Учимся любить.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.

Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, большую роль в произведении играет Маша Миронова. Я думаю, именно дочь капитана Миронова воплощает идеал А.С. Пушкина – идеал человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви. Мне кажется, что именно благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.

Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» - она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».

Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.

Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.

Во время кровавых событий захвата Белогорской крепости Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью. Оказавшись в крепости одна, в окружении врагов, Маша не поддается на давление Швабрина - она до конца остается верной Петру Гриневу. Ничто не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они - судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.

После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Отношения этих героев, как мне кажется, - это авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главными являются любовь, уважение, беззаветная преданность друг другу.

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о далеких драматических событиях, которые происходили в России в XVIII веке, - крестьянском восстании под руководством Емельяна Пугачева. На фоне этих событий и развертывается история о верной и преданной любви двух молодых людей - Петра Гринева и Маши Мироновой.

А a╪b╓╟ , находившуюся в сорока километрах от Оренбурга. Комендантом крепости был капитан Иван Кузьмич Миронов. Здесь, в крепости, Петр Гринев и встречает свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта крепости, де­вушку «лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Здесь же, в гарнизоне, жил еще один офицер, сосланный за дуэль,- - Швабрин. Он был влюблен в Машу, посватался к ней, но получил отказ. Мсти­тельный и злой по натуре, Швабрин не мог простить девушке этого, пытался всячески унизить ее, говорил о Маше непристойные веши. Гринев вступился за честь девушки и назвал Швабрина мерзавцем, за что тот вызвал его на дуэль. В поединке Гринев был тяжело ранен и после ранения находился в доме Мироновых.

Маша старательно ухаживала за ним. Когда Гринев оправился после ранения, он объяснился Маше в любви. Она в свою очередь сказала ему о своем чувстве к нему. Ка­залось, что впереди у них безоблачное счастье. Но любовь молодых людей еще должна была пройти много испытаний. Вначале отец Гринева отказался дать благословение сыну на его брак с Машей на том основании, что Петр, вместо того чтобы достойно служить Отчизне, занимается ребячеством - сражается на дуэли с таким же сорванцом, как он сам. Маша, любя Гринева, ни за что не хотела выходить за него замуж без согласия ро­дителей. Между влюбленными возникла размолвка. Страдая от любви и от того, что не может состояться его счастье, Гринев не подозревал, что впереди их ожидали куда более тяжкие испытания. «Пугачевщина» докатилась и до Белогорской крепости. Немного­численный гарнизон ее мужественно и храбро сражался, не изменив присяге, но силы были неравны. Крепость пала. После взятия Белогорской крепости бунтовщиками все офицеры, в том числе и комендант, были казнены. Погибла и мать Маши Василиса Его­ровна, а сама она чудом осталась жива, но попала в руки к Швабрину, который держал ее взаперти, склоняя к браку. Оставаясь верной возлюбленному, Маша решила умереть, но не стать женой ненавистного ей Швабрина. Узнав о жестокой доле Маши, Гринев, рискуя собственной жизнью, умоляет Пугачева освободить Машу, выдав ее за дочь свя­щенника. Но Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь погибшего коменданта крепости. Неимоверными усилиями Гриневу все-таки удалось спасти ее и отправить вместе с Савельичем в. имение к своим родителям. Казалось бы, наконец-то должен наступить счастливый конец. Однако на этом испытания влюбленных не закончились. Гринева арестовывают, обвинив в том, что он был заодно с бунтовщиками, и выносят несправедливый приговор: сослать на вечное поселение в Сибирь. Узнав об этом, Маша отправляется в Петербург, где она надеялась найти покровительство у императрицы как дочь человека, пострадавшего за свою верность государыне. Где только взялись у этой роб­кой провинциальной девушки, никогда не бывавшей в столице, такие силы, такая отвага? Эти силы, эту отвагу ей придала любовь. Она же и помогла ей добиться справедливости. Петр Гринев был освобожден, и все обвинения с него были сняты. Так верная, преданная любовь помогла героям повести вынести все невзгоды и испытания, выпавшие на их долю.