Деление на малые группы

«Выбери (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызываются 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т. д.

Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?».

Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?». Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать. «Фишка» (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы - 2-х цветов. (Для группы из 15 человек- по 5 листочков каждого цвета и т. д.) Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Молекулы» (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм... Сейчас заиграет музыка, и мы начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединяться в одну молекулу, а потом несколько молекул- в клетку, клетки- в организм», Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 молекулы», «2 организма». Участники разделены на две группы.

«Цвета» (5 мин.)

разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятий перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков- это первая команда, а второй цвет- вторая. Упражнения-разминки

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии. Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе проводится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно, эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т. д. В этих упражнениях, ведущий, обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников повторять все за ведущим.

Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать у них определенное эмоциональное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

«Зоопарк» (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

«Пустой стул» (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен остаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

«Ураган» (10 мин.)

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, зелеными глазами и т. д.). Причем, если участник обладает названными признаками, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, кото- рым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье- нибудь место. Оставшийся без стула участник, становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать: «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы» или «Броуновское движение» (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой возле ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал. Что означает- «тишина и замри», два сигнала - «выстроится в круг с закрытыми глазами», и три сигнала - «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры под музыку. Все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 ...)!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

«Счет на 3» (10-15 мин.)

стимулировать работоспособность и сплоченность группы.

Участники встают в круг. Задача - по очереди вслух вести счет. Человек, который называет число, кратное трем или имеющее в своем составе цифру «3», хлопает в ладоши и одновременно подпрыгивает. Он не должен ничего говорить. Группа ведет счет до того момента, пока кто-то из участников не делает ошибку, при этом он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока оставшееся число участников не начинает считаться без ошибок. Группа аплодирует победителям. «Зарядка» (5-10 мин.)

Цель: поднять работоспособность группы.

Водящий выходит из группы. Вся группа встает в круг и выбирает человека, который будет задавать ей движения. Он должен эти движения менять, а группа подстраиваться под него. Когда водящий входит в комнату, его задачей является обнаружение человека, который подает команды. «Разоблаченный» участник становится водящим.

Коммуникативные игры

«Я хочу...» (10 мин.)

Цель: отработка рефлексивных навыков.

Упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит предложение, начинающееся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре».

«Ты мне нравишься тем...» (20 мин.)

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч од

ному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество (несколько качеств).

Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников. Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно

сделать в парах.

«Комплимент» (10 мин.)

Выстраиваются 2 круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех лор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Все равно ты молодец, потому что...» (15 мин.)

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем- нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр., его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...».

«Мы с тобой похожи тем, что...» (20 мин.)

Участники выстраиваются в 2 круга- внешний и внутренний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т. д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участников внешнего круга.

«Берлинская стена» (30 мин.)

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7).

Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебрать- ся на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведение игры в один или два этапа. То есть «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, ведущий обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А так же оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избраны группой.

«Лабиринт» (30 мин.) Цель:

Материалы:

найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих, бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.

конец поля начало поля

Задача группы: Условия:

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминирована» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники, всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

участникам дается 5 мин. на обсуждение страте- гии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сто

рону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода из сложных ситуаций.

«Постройка моста» (50 мин.)

Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.

Разделите группы на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая- остается с другим ведущим в комнате. Первой группе дается следующее задание: участники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа- туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т. к. до нее по дороге -105 км; а напрямую-5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т. к. если построить им самим, они все равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста- половина ширины листа бумаги с 5-миллиметровым отступом в большую сторону. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку - 20 минут. Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины- линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.

Упражнения для разбивки участников на группы

Задача разбивки тренинговой группы на отдельные под­ группы возникает у ведущего достаточно часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают ра­боту в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифи­ цировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробле­ ние на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в опреде­ ленном составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участ­ников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться с другими участниками. А для этого следует ис­пользовать процедуры случайной разбивки на группы. Приме­ нение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не исчерпывающий!) вари­ антов разбивки участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание подгрупп носит не дирек­ тивный, а игровой характер.

Упражнение «Расчет»

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «пер­ вый - второй», «первый - второй - третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: рас­ чет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное пре­ дупреждение, однако опыт показывает, что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Упражнение«Сегментация круга»

Тоже из разряда элементарных. Группу можно поделить по­полам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Упражнение «Цветоделение»

Деление на группы проводится по внешним признакам уча­ стников, например но цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринпи-сом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если мно­ гие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «пове­ сить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см. «Школьный психолог» 2000) или другую, в которой требу­ется группа негативных персонажей, а также если вы рассмат­ риваете темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающих­ ся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдель ную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями вы­ деления отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.

Упражнение «Построение по ранжиру»

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за ми­ нимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте го­ лоса (после проведения игры проверяется, например, исполне­ нием ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими спосо­ бами) и другим признакам. При этом ведущий каждый раз дол­ жен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того, как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Упражнение «Стрельба глазами»

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся раз­ биты по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо органи­ зуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: вза­ имное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться

без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за пра­ во включить этого игрока в свой состав, или найти другое реше­ние, оптимальное для этого конкретного случая.

Упражнение «Атомы и молекулы» (1 вариант)

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий говорит: «Каж­ дый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы со­ вершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то проис­ ходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молеку­ ле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков ос­талось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распада­ ются на атомы, продолжающие «блуждать в пространстве» до сле­ дующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две команды - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался В игре, - либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Упражнение «Лидеры»

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!». Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявля­ются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Лидеры получают право по очереди называть имя человека, ко­ торого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участ­ ника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники но очереди выбирают следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если уча­стников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому веду­ щий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предло­ жить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Упражнение «Любое число»

Еще одна игра, которая может быть использована для раз­ бивки на группы. Ведущий называет по имени любого из игро­ ков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одно­го до числа, равного количеству участников. Ведущий команду­ ет: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игро­ ков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это слу­чайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроиг­ рышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить само­ му, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходи­ мое количество игроков в одной подгруппе. Если встало стольк о игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто про­ сит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, на­звав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то дос­таточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему усмотрению.

Упражнение«Разбивка по критерию»

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с чет­ ким разделением участников на разные категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях, когда необязательным является равное количество игроков в подгруппах.

Например, в процессе групповой динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства участников относитель­ но событий, происходящих на тренинге, а для этого ведущему необходимо получить информацию об этих чувствах. Тогда ве­ дущий говорит участникам: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.

Представьте, что вы - посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только "заморил червячка"\ Давайте попробуем рассесться в нашем "ресторане" в соответ­ ствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понра­ вилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное ме­ сто, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе.

Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!». В зависимости от складывающихся обстоятельств ведущий принимает решение о направлении даль­ нейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и пре­ поднесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому- то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» ре­цептов и т. п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предло­жить огромное количество других. Допустим, повесив в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмо­ циональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, - попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» под­ группу.

Упражнение «Кто на новенького?»

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждо­ му выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы взаимо­ действовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербаль­ но договориться и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или две партне­ ров, с которыми также у обоих членов пары общения было пока недостаточно.



Упражнение «Джунгли» дил», «верблюд», «бегемот»). Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 че­ ловека.

После инструкции ведущего участники отодвигают свои сту­ лья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание кар­ точки, по команде все начинают двигаться, изображая свое жи­ ского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направ­ление движения, количество атомов в молекулах и места соеди­ нений задает ведущий.


Например: «Молекулы, по три локтями!» - все должны раз­ биться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполне­ния упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).

Упражнения для разбивки участников на группы

Задача разбивки тренинговой группы на отдельные под­ группы возникает у ведущего достаточно часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают ра­боту в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифи­ цировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробле­ ние на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в опреде­ ленном составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участ­ников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться с другими участниками. А для этого следует ис­пользовать процедуры случайной разбивки на группы. Приме­ нение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не исчерпывающий!) вари­ антов разбивки участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание подгрупп носит не дирек­ тивный, а игровой характер.

Упражнение «Расчет»

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «пер­ вый - второй», «первый - второй - третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: рас­ чет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное пре­ дупреждение, однако опыт показывает, что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Упражнение«Сегментация круга»

Тоже из разряда элементарных. Группу можно поделить по­полам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Упражнение «Цветоделение»

Деление на группы проводится по внешним признакам уча­ стников, например но цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринпи-сом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если мно­ гие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «пове­ сить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см. «Школьный психолог» 2000) или другую, в которой требу­ется группа негативных персонажей, а также если вы рассмат­ риваете темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающих­ ся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдель ную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями вы­ деления отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.

Упражнение «Построение по ранжиру»

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за ми­ нимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте го­ лоса (после проведения игры проверяется, например, исполне­ нием ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими спосо­ бами) и другим признакам. При этом ведущий каждый раз дол­ жен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того, как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Упражнение «Стрельба глазами»

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся раз­ биты по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо органи­ зуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: вза­ имное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться

без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за пра­ во включить этого игрока в свой состав, или найти другое реше­ние, оптимальное для этого конкретного случая.

Упражнение «Атомы и молекулы» (1 вариант)

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий говорит: «Каж­ дый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы со­ вершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то проис­ ходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молеку­ ле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков ос­талось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распада­ ются на атомы, продолжающие «блуждать в пространстве» до сле­ дующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две команды - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался В игре, - либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Упражнение «Лидеры»

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!». Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявля­ются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Лидеры получают право по очереди называть имя человека, ко­ торого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участ­ ника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники но очереди выбирают следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если уча­стников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому веду­ щий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предло­ жить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Упражнение «Любое число»

Еще одна игра, которая может быть использована для раз­ бивки на группы. Ведущий называет по имени любого из игро­ ков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одно­го до числа, равного количеству участников. Ведущий команду­ ет: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игро­ ков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это слу­чайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроиг­ рышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить само­ му, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходи­ мое количество игроков в одной подгруппе. Если встало стольк о игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто про­ сит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, на­звав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то дос­таточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему усмотрению.

Упражнение«Разбивка по критерию»

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с чет­ ким разделением участников на разные категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях, когда необязательным является равное количество игроков в подгруппах.

Например, в процессе групповой динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства участников относитель­ но событий, происходящих на тренинге, а для этого ведущему необходимо получить информацию об этих чувствах. Тогда ве­ дущий говорит участникам: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.

Представьте, что вы - посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только "заморил червячка"\ Давайте попробуем рассесться в нашем "ресторане" в соответ­ ствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понра­ вилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное ме­ сто, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе.

Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!». В зависимости от складывающихся обстоятельств ведущий принимает решение о направлении даль­ нейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и пре­ поднесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому- то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» ре­цептов и т. п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предло­жить огромное количество других. Допустим, повесив в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмо­ циональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, - попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» под­ группу.

Упражнение «Кто на новенького?»

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждо­ му выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы взаимо­ действовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербаль­ но договориться и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или две партне­ ров, с которыми также у обоих членов пары общения было пока недостаточно.



Упражнение «Джунгли» дил», «верблюд», «бегемот»). Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 че­ ловека.

После инструкции ведущего участники отодвигают свои сту­ лья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание кар­ точки, по команде все начинают двигаться, изображая свое жи­ ского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направ­ление движения, количество атомов в молекулах и места соеди­ нений задает ведущий.


Например: «Молекулы, по три локтями!» - все должны раз­ биться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполне­ния упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

Деление на малые группы это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику тренинга. Иногда способ деления сам по себе может быть упражнением: выполнить роль энерджайзере или нести некую содержательность и возможность для обсуждения.

Очень полезно до проведения тренинга продумать разные способы деления участников на малые группы для выполнения разных заданий. Перечислю некоторые вспомнившиеся. Если вы знаете другие способы, добавляйте их в комментариях.

10 способов деления на малые группы

  1. Делимся по счету на “первый-второй”. Здесь все просто.
  2. Делимся по счету на другом языке. Способ №1 можно украсить если деление происходит на каком-нибудь необычном иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.
  3. Деление по какому-то признаку. Вызывается один участник, которому дается задание разделить группу на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Причем он может и не называть принципы по котором он делил группу.
  4. Осенний лес. Однажды уже .
  5. Времена года . Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол встают те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению.
  6. Карты. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшемуся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти. Ну и т.д.
  7. Жеребьевка . Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой. напишите названия ролей на небольших листочках, положите их в коробку/миску/шляпу и пусть участники тянут роли по-очереди.
  8. Выбор лидера . Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, что-то типа капитанов и начинают по-очереди набирать себе членов команды. Т.е. один выбирает одного участника, затем второй, затем третий. После этого первый капитан выбирает себе второго участника, затем второй капитан выбирает себе второго участника и т.д.
  9. Вариация п.7 Первый шаг, как и п.7, вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих. И т.д.
  10. Нити . Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на по- ловину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.