История коллектива формально началась в 1948 году, когда в семьях Шенкеров и Майне родилось два мальчика – Рудольф и Клаус. В 1965 году Рудольф Шенкер решил под влиянием британской рок-сцены создать собственный коллектив, ориентированный на тяжелую музыку. Вскоре из-за необходимости служить в армии группа временно распалась, но в 1969 году она собралась вновь. В то время в группе играли помимо Рудольфа Шенкера Карл-Хайнц Фольмер, Вольфганг Дзиони и Лотар Хаймберг. Чуть позже Шенкер пригласил в состав своего младшего брата Майкла, который считался уже в то время отличным гитаристом, а также вокалиста Клауса Майне, которые в то время играли в группе «Copernicus». Фольмер к тому времени покинул коллектив и этот квинтет записал первый альбом коллектива «Lonesome Crow» (Одинокая ворона). Альбом был записан как саундтрек к фильму Холодный рай.
После этого группу покинул Майкл Шенкер, присоединившийся к британцам из UFO. В группу пришел новый лид-гитарист Ули Джон Рот, который занимал этот пост до 1978 года и записался на 4 альбомах, привнеся в звучание группы особый стиль, столь любимый поклонниками раннего творчества группы. Также, в это время в группу приходит басист Фрэнсис Бухольц, ставший участником группы на целых два десятка лет. Смена ударников происходила чаще, пока в 1977 году за барабаны не сел Герман Раребелл. Группа определила свой стиль как смесь хард-рока и хэви-метал с лирическими балладами, которые стали фирменным отличием группы, сформировав фактически стиль рок баллад. В это время группа начинает постепенно завоевывать популярность на европейской и японской сцене, где их альбомы стали весьма популярными, что вылилось в запись лайв-пластинки «Tokyo Tapes» в 1978 году.
В это же время на место гитариста возвращается ненадолго Шенкер-младший, которого затем сменил Маттиас Ябс, ставший последним звеном группы, решившей завоевать мир. В 1979 году выходит первый альбом золотого состава – «Lovedrive», содержащий в себе несколько хитов, часто исполняемых на концертах по сей день, в том числе балладу Holiday. С этого альбома начался славный путь группы на американской и мировой сцене. Один за другим выходят альбомы, становившиеся золотыми и платиновыми, особенно успешными стали «Blackout» и «Love at first sting». За это время группа записала свои главные хиты The Zoo, Still Loving You, Big City Nights, Rock you like a hurricane или Blackout. Через несколько лет Scorpions стали первой рок-группой выступившей за железным занавесом СССР. Случилось это в 1988 году в Ленинграде. Через год они выступили в Москве на Фестивале мира. Именно это легло в основу знаменитого хита Scorpions Wind of Change. Эта песня и альбом «Crazy World» стали лебединой песней золотого состава Scorpions. После этого группу покинул Бухольц, место которого занял Ральф Рикерманн. А еще через три года Раребелл последовал примеру басиста. Вскоре место постоянного ударника занял первый не немец – американец Джеймс Коттак. Светловолосый американец с татуировкой на всю спину – «Rock n Roll forever» вскоре стал значимой фигурой в группе, а его барабанные соло – фирменными элементами концертов! Последним изменением в составе стал приход Павла Мачиводы, поляка по национальности перед выходом альбома «Unbreakable» в 2004 году. Но до этого группа осуществила два редких для метал-группы проекта.
В 2000 году вместе с Берлинским симфоническим оркестром записали альбом Moment of Glory и выпустили DVD. Среди множества приглашенных гостей был и Кристиан Колоновиц, который на концерте стал дирижером и поехал с ними в тур. Через год они вместе осуществили проект записи акустического альбома в Лиссабоне.
После этого группа записала еще 3 альбома новых песен, а в 2011 году выпустила альбом “Comeblack”, включающий в себя несколько перезаписанных классических хитов группы и ряд проверенных хитов других групп. В 2010 году одновременно с выходом очередного драйвового альбома «Sting in the Tail» группа объявила о прекращении концертной деятельности и, вслед за этим, отправилась в прощальный тур, который длился до 2012 года. Правда немцы обещают порадовать изданием множества неизданных записей прошлых лет, в том числе и новых песен!
Как итог многолетней карьеры можно сделать несколько обобщающих фактов. Всего на сегодня группа успела выпустить 19 студийных альбомов и 4 концертных. В ее составе успело поиграть 17 человек, среди них только Рудольф Шенкер был её постоянным участником. Хотя стиль группы определяется на грани хард-рока и хэви метал, но они периодически играли и в более легком стиле. Их музыку считает своей не одно поколение фанатов, Scorpions принимаются за своих и в лагере отъявленных металлистов и поклонниками классического рока.
- Гастрольный график вынудил музыкантов из Ганновера вернуться к себе на родину. В 1987 году Scorpions при поддержке своего продюсера Дитера Диркса начали работу над новым альбомом. Эта пластинка стала последней для творческого союза Scorpions и Дитера Диркса.
- Альбом изначально хотели назвать Don’t Stop At the Top, однако остановились на названии Savage Amusement, чтобы бросить тень на содержание альбома.
- В основном все тексты и музыку для альбома написали Рудольф Шенкер и Клаус Майне.
- Альбом звучал очень свежо для конца 80-х. Группа экспериментировала со звуком, однако весь материал был выдержан в строгом стиле. Звучание пластинки остается до сих пор эталоном тяжелого рока. Если говорить о тематике, то нужно упомянуть песни вроде Media Overkill, которая повествует о влиянии СМИ на общество. Passion Rules the Game рассказывает об азартных играх. We Let It Rock… You Let It Roll – рок-н-рольный гимн группы, которая идет напролом. Главенствует на альбоме тема любви – песни Rhythm of Love, Walking On the Edge, Every Minute Every Day, Love On the Run и Believe In Love повествуют о прекрасных чувствах.
- Летом 1988 года альбом Savage Amusement стал платиновым в США. Продажи достигли миллионного рубежа.
- В апреле 1988 года Scorpions начали турне в поддержку своего диска. Первой остановкой немецких музыкантов стал город Ленинград. Группа выпустила специальное видео под названием To Russia with Love and Other Savage Amusements, где музыканты рассказали о своих похождениях в Северной столице.
- Поговаривали, что М.С. Горбачев лично запретил выступать группе в Москве. Планировалось провести 5 концертов в Москве и 5 концертов в Ленинграде, но в итоге было решено отыграть 10 концертов в Ленинграде в СКК им. Ленина. Концертные выступления легенд открывала московская группа Парк Горького.
- Клаус Майне о событиях тех дней: «Как артисту и музыканту, мне повезло, я был в центре этих исторических событий в 1988-89 годах — окончание холодной войны, падение Берлинской стены. Нашу группу и меня лично, как выходцев из Германии, все это не могло не волновать. Выступая в Ленинграде, мы говорили: «Наши родители пришли к вам с танками, мы пришли с гитарами».
- В ходе знакомства с городом Scorpions посетили Ленинградский рок-клуб. Группа сыграла несколько песен на легендарной сцене.
- Владимир Рекшан (музыкант): «Очень веселым было явление группы Scorpions: все держалось в строжайшей тайне, но народ все равно набился. Стадионная группа играла на пяти квадратных метрах красного уголка, а толпа металлистов тянула к ним руки. Их охранники не знали, что делать. Один слезно просил меня помочь, предполагая, что я, в силу высокого роста, местный охранник».
- Концертный тур в поддержку Savage Amusement закончился двумя концертами в БСА «Лужники» 12-13 августа 1989 года в рамках Московского Фестиваля Мира. Клаус Майне говорил об этом так: «Для нас это был самый большой фестиваль, на котором нам приходилось играть. И если посмотреть на него спустя столько лет, это был и правда легендарный фестиваль. Что касается роли Scorpions, то, дав десять концертов в Ленинграде в 1988 году, мы тогда открыли двери в Советский Союз. А год спустя, после того, как Док Макги стал нашим менеджером, мы вернулись – на сей раз уже в Москву. Док стоял за организацией этого фестиваля, получившего название «Московский Фестиваль Мира». А лично для нас это к тому же стало шансом впервые выступить в Москве – ведь в 1988-м наши концерты тут отменили, из-за чего мы сильно расстроились. И вот спустя год у нас всё же получилось это сделать, так что с нашей позиции это выглядело так: «Да! Наконец-то мы добрались до Москвы!» Под какой бы эгидой не проходил фестиваль – мы просто хотели сыграть для своих московских поклонников. Ну а уж коли фестиваль в итоге стал «Фестивалем Мира», то и вообще чудесно. И все эти сплетни и истории, начавшие всплывать позже, тогда никому ещё не были известны. Это была масштабная акция, никто не делал ничего подобного прежде, и, судя по всему, справиться с подобной задачей в то время мог только американец, который бы хорошо разбирался в подобных вопросах».
- Рудольф Шенкер о фестивале в Москве: «Насколько я помню, он устроил всё на пару со Стасом Наминым, который имел вес здесь, в России. Лично меня очень подкупило, что в нелёгкое для себя время Док Макги смог найти выход и даже извлечь выгоду. А именно разделался с неприятностями, открыл для всех новые возможности и ещё вышел из всего этого в очень выгодном свете. Что было очень грамотно. А что касается нас, то он тоже в некотором роде нас использовал – ведь Scorpions уже были очень хорошо известны в СССР. И именно мы должны были стать хедлайнерами, но из-за американского MTV, которые хотели всё представить как «Bon Jovi завоёвывают Россию», он поставил Bon Jovi после нас. И вот только в этом моменте он здорово прокололся: так как Bon Jovi в итоге имели очень бледный вид. После нас около половины народа просто ушла, и сам Джон Бон Джови остался крайне огорчён. Он даже сказал: «Никогда больше не буду играть после Scorpions!» Ошибка была в том, что, выступив перед нами, Bon Jovi предстали бы в отличном ракурсе – их с триумфом показали бы по MTV, и всё было бы здорово…»
Легендарная группа Scorpions, вновь прощается с Россией в рамках дополнительного тура. Завершатся мини-гастроли в Москве на сцене "Крокус Сити Холла" , которые, по словам вокалиста коллектива Клауса Майне, будут отличаться от предыдущих "прощаний" и, по всей видимости, все-таки станут последними в столице и в России.
В 1972 году группа выпустила дебютный альбом Lonesome Crow. Scorpions с самого начала нацелилась достичь вершин мирового хард-рок бизнеса, поэтому Клаус Майне все тексты писал на английском языке.
Начиная с третьего альбома In Trance (1975) группа начала сотрудничать с известным международным продюсером Дитером Дирксом. Альбом Virgin Killer (1976) завоевал в Германии премию "Альбом года", а в Японии получил статус "золотого" - впервые в истории группы.
В 1979 году Scorpions выпустили альбом Lovedrive, который стал грандиозным триумфом группы.
В том же году музыканты начали свой первый масштабный тур по Америке. Во время записи альбома Blackout (1982) Клаус Майне потерял голос. После двух операций на связках Клаус возобновил работу в группе.
После того, как сразу три альбома группы - Animal Magnetism (1980), Blackout (1982) и Love At First Sting (1984) - попали в американские чарты, Scorpions провели два года гастролируя по всему миру и участвуя во всех крупных рок-фестивалях.
В 1985 году вышел двойной альбом World Wide Live, который стал итогом гастрольного тура, объединив исполненные в ходе турне песни. В 1986 году в Великобритании Scorpions были хедлайнерами знаменитого фестиваля Monsters Of Rock, в котором участвовали самые известные исполнители хард-рок/хеви-метал сцены.
В 1988 году был выпущен Savage Amusement - последний альбом, продюсированный Дитером Дирксом. Он достиг третьего места в американских чартах и первого места - в европейских. В преддверии мирового турне Savage Amusement в 1988 году Scorpions дали 10 аншлаговых концертов в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на которых в общей сложности побывало 350 тысяч советских фанатов.
Scorpions стали первой зарубежной рок-группой, сыгравшей в СССР. В 1989 году советские власти разрешили провести легендарный Московский Фестиваль Музыки и Мира (Moscow Music Peace Festival), который был организован в поддержку борьбы с наркотиками в России.
Scorpions выступали на Московском стадионе им. Ленина вместе с Bon Jovi, Cinderella, Ozzy Osbourne, Skid Row, Motley Crew и русской группой "Парк Горького". Находясь под впечатлением от фестиваля, Клаус Майне создал хит Wind of change .
В том же году была разрушена Берлинская стена. Wind Of Change стал всемирным гимном гласности и перестройки, своеобразным саундтрэком к падению "Железного занавеса", коммунизма и прекращению Холодной войны.
В 2012 году анонсирован последний тур по России. 26 и 27 апреля пройдут концерты в Москве в Crocus City Hall .
Над фильмом, который начали снимать в конце 2011 года. Это документальный фильм о группе, концертах. Съемки проходили в Лондоне, Берлине, Париже, в разных уголках по всему миру. Последние концерты в Москве тоже попадут на пленку.
В современный состав группы входят: Клаус Майне (Klaus Meine) - вокал; Рудольф Шенкер (Rudolf Schenker) - ритм-гитара; Маттиас Ябс (Matthias Jabs) - ритм-гитара, Джеймс Коттак (James Kottak) - ударные, Павел Мачивода (Pawel Maciwoda) - бас-гитара.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
История Группы
Как и на многих подростков в послевоенной Германии, на
Клауса Майне и Рудольфа Шенкера повлияла музыка и другие заманчивые прелести
современной жизни, принесённые на их Родину американскими солдатами: Элвис Пресли,
жевательная резинка, джинсы, кожаные жилеты и, в первую очередь, рок-н-ролл. С
ранних лет Клаус и Рудольф чувствовали непреодолимое желание взять в руки
гитару и выйти под свет рампы. В начале 60-х Beatles совершили бит-революцию. А
в середине 60-х Клаус Майне и Рудольф Шенкер, благословлённые понимающими
родителями, также начали выступать со своими рок-группами.
Примером для Рудольфа Шенкера, гитариста и автора песен, были неотёсанные рифы групп вроде Yardbirds, Pretty Things и Spooky Tooth,
которые в те дни считались настоящими хард-рокерами.
Младший брат Рудольфа Михаэль (Michael Schenker) был
очарован рок-музыкой и зарождающейся рок-культурой.
С наступлением Нового 1970 года младший Шенкер, который несмотря на свою молодость уже утвердился как выдающийся гитарист, покинул
вместе с певцом и композитором Клаусом Майне ганноверскую группу Copernicus,
чтобы присоединиться к SCORPIONS. Клаус и Рудольф объединились, чтобы создать
превосходный творческий дуэт Майне/Шенкер, закладывая тем самым фундамент
впечатляющей истории успеха.
комбинации двух электрогитар: с необычайно мощными рифами и с ослепительными
витиеватыми соло. Добавьте к этому мгновенно узнаваемый голос певца и фронтмэна
Клауса Майне с его экспрессивной, блестящей подачей.
В некотором смысле, SCORPIONS были уникальны для немецкой рок-сцены того периода. Группа с самого начала нацелилась достичь вершин
мирового хард-рок бизнеса, поэтому Клаус Майне все тексты писал по-английски. В
творческом союзе Майне и Шенкера Германия наконец нашла достойный ответ
знаменитым бит- и рок-командам из англоязычного мира.
Первый альбом "Lonesome Crow" вывел группу на путь
к международному успеху. SCORPIONS выступали на разогреве у Рори Галлахера
(Rory Gallagher) , UFO и Uriah Heep.
На протяжении всей истории группы Scorpions её непоколебимой
движущей силой был Рудольф Шенкер. Он следовал жизненной философии своего отца:
"Нет ничего невозможного, надо просто верить". С первых дней создания
SCORPIONS Рудольф Шенкер говорил без лишней скромности: "Однажды SCORPIONS
станут одной из лучших рок-групп в мире!" Остальные члены группы также
были преданы этой идее.
SCORPIONS никогда не останавливались на достигнутом и постоянно искали чего-то нового. Они использовали любую возможность, чтобы
повысить свой профессиональный уровень и приблизиться к успеху.
В 1973 году после совместного турне с UFO Михаель Шенкер
примкнул к этой британской рок-группе. На месте Скорповского лидер-гитариста
его заменил Ульрих Рот (Ulrich Roht). Он тоже был исключительным гитаристом,
обладавшим почти мистическим талантом. С Ульрихом SCORPIONS продолжили изучение
хард-рокового жанра.
В 70-х годах они предприняли несколько туров по Западной Европе, играя на многочисленных площадках и покоряя страну за страной. Они
появлялись везде, где только можно было подключить свои инструменты. В 1973
году они выступали на разогреве у The Sweet в их первом европейском туре. В это
же время, SCORPIONS продолжали работать и над студийными альбомами, из которых
последующие четыре были записаны с Ульрихом. "Fly To The Rainbow"
(1974) отличается жёстким, энергичным роком, какой ещё никогда не слышали от
немецкой группы. Заглавный трэк "Speedy"s Coming" олицетворяет стиль
SCORPIONS: ультра-хард-рок в гармоничном сочетании с захватывающими мелодиями.
Начиная с третьего альбома "In Trance" (1975)
SCORPIONS работают с известным международным продюсером Дитером Дирксом. Они
решительно взялись сделать карьеру в хард-роке. "In Trance" стал
бестселлером в Японии, где разразилась настоящая Скорпиономания.
В 1975 году SCORPIONS совершили тур по Европе, где были "гвоздём программы" наряду с KISS. В том же году они были признаны
лучшей концертной группой в Германии. Гастролируя по Великобритании SCORPIONS
попали в самое "логово льва": им выпала честь выступить в легендарном
Кэверн-Клабе в Ливерпуле ("Cavern Club"). В этой колыбели хард-рока
им удалось добиться признания даже самых твердолобых британских фанатов.
Дальнейшими успехами Скорпов в середине 70-х стали концерты в прославленном
Лондонском клубе The Marquee.
Япония 1978 год
Мечта SCORPIONS стать лучшей немецкой рок-группой
воплотилась в жизнь, когда их четвёртый по счёту альбом "Virgin
Killer" (1976) завоевал в Германии премию "Альбом года". В
Японии "Virgin Killer" получил статус "золотого" - впервые
в истории группы.
Следующий альбом "Taken By Force" (1977) также
стал "золотым" в Японии.
В 1978 году SCORPIONS гастролируют по Японии - второму по значимости музыкальному рынку в мире, где им впервые удалось почувствовать, что
значит быть суперзвёздами. По прибытии в Токийский аэропорт пятёрка наших
рокеров была окружена толпой восторженных фанатов.
После японского турне группу покинул Ульрих Рот. Двойной
альбом "Tokyo Tapes" (1978) как бы подвёл итог периода сотрудничества
SCORPIONS и Ульриха. Эта запись даже сейчас высоко ценится коллекционерами во
всем мире.
Ненадолго вернулся в группу "блудный сын" Михаель Шенкер (он записал партии в некоторых песнях с Lovedrive), а потом вакантное
место гитариста окончательно занял Маттиас Ябс. Этому предшествовала огромная
работа. В 1978 году в журнале "Melody Maker" появилось объявление:
SCORPIONS ищут нового лидер-гитариста. В Лондоне им пришлось прослушать более
140 претендентов, пока они не остановили свой выбор на земляке-ганноверце
Маттиасе Ябсе. Включившись в работу в самом конце, Маттиас тем не менее сразу
присоединился к записи "Lovedrive". Альбом стал грандиозным триумфом
группы и до сих пор остаётся одним из лучших альбомов SCORPIONS. Обложка
получила премию года за лучшее художественное оформление.
Как уже было сказано, Михаель Шенкер ненадолго присоединился
к группе в 1978, однако снова покинул её прямо посреди турне.
Маттиас Ябс, можно сказать, вскочил на подножку уходящего
поезда, совершив настоящий подвиг: буквально накануне вечером он выучил всю
программу предстоящего турне. Его боевое крещение состоялось, когда SCORPIONS
играли перед 55-тысячной толпой на разогреве у Genesis. В лице Маттиаса
SCORPIONS наконец-то нашли лидер-гитариста, чей энтузиазм, виртуозность и
творческий потенциал сделали решающий вклад в успех группы. Благодаря ему
Скорповское звучание стало ещё богаче и выразительнее. Как недостающий кусочек
мозаики, его гитара идеально дополнила динамику группы, создав то, что мы называем
уникальным звучанием SCORPIONS.
Клаус Майне, Рудольф Шенкер и Маттиас Ябс до сих пор составляют костяк группы.С басистом Фрэнсисом Бухгольцем (Francis Buhholz) (он
присоединился к группе в 1973 году одновременно с Ульрихом Ротом) и ударником
Германом Рэбеллом (Herman Rarebell) (он дебютировал во время записи альбома
"Taken By Force") они, наконец, утвердили "звёздный
состав", которому суждено было продолжить победное шествие вплоть до Wind
Of Change.
Страница 1 из 2
Как и многие подростки 60-х, вдохновленные Элвисом Пресли , жевательной резинкой, голубыми джинсами, кожаными куртками и, самое главное, рок-н- роллом, в 1965 году Рудольф Шенкер заложил фундамент самой успешной немецкой хард-роковой группы всех времен - SCORPIONS . Начиная с дебютного альбома 1972 года "Lonesome Crow", "скорпионы" прошли невероятный путь в своей карьере, подарив нам своим творчеством одни из самых ярких и незабываемых моментов в истории мировой рок-музыки.
В Японии альбом 1975 года "In Trance" становится самым продаваемым альбомом года из каталога RCA.
В середине 70-х только что образовавшиеся Van Halen начинают приобретать популярность за счет каверов Scorpions - "Speedy"s Coming" (альбом "Fly To The Rainbow") и "Catch Your Train" (альбом "Virgin Killer").
В 1979 году альбом "Lovedrive " достигает золотого статуса в США.
В 1982 году альбом "Blackout" попадает в американский ТОР 10, достигает платинового статуса и признается лучшим хард-роковым альбомом года.
В 1983 году на фестивале в Калифорнии в San Bemadino Valley Scorpions выступают перед 325 тыс. поклонников.
В 1984 году выходит пластинка "Love At First Sting" со знаменитой балладой "Still Loving You" . По обе стороны Атлантики начинается "скорпиономания".
В 1985 году в Бразилии на знаменитом фестивале Rock In Rio группа собрала 350 тыс.человек.
В 1988 году, впервые посетив СССР, Scorpions собирают аншлаги иа своих концертах. Так, в Ленинграде "скорпионы" полностью распродали 10 концертов которые посетило более 300 тыс. поклонников.
В 1990 году "скорпионы" принимают участие в грандиозном театральном выступлении Роджера Уотерса "The Wall " на Потсдамер Платц в Берлине.
В 1991 году Scorpions были приглашены в Кремль на почетную встречу с Михаилом Горбачевым. Эту встречу до сих пор считают уникальным событием как в истории рок-музыки, так и в истории СССР. В том же году сингл "Wind Of Change " занял первые места в хит-парадах 11 стран.
В 1992 году Scorpions получили World Music Award и были признанны лучшей немецкой группой.
В 1994 году они опять получают World Music Award и получают приглашение от дочери Элвиса Пресли сыграть па престижном мемориальном концерте Элвиса Пресли в Мемфисе.
В 1996 году в знак окончания войны в Ливии Scorpions отыграли концерт в Бейруте, став, таким образом, первой западной выступившей там хард-роковой группой.
11 Ноября 1999 года, в канун 10-летнего юбилея объединения Германии, по приглашению немецкого правительства, Scorpions выступают перед Бранденбургскими вратами в Берлине.
В 2000 году на рок-фестивале в Польше Scorpions собирают самую большую аудиторию - 750 тыс.человек.
В 2003 году Scorpions выступают в Москве на Красной Площади на празднике Дня Города.
The Scorpions были одной из первых западных групп, выступавших еще о СССР. Занимает ли сейчас Россия какое-то особое место в ваших сердцах?
Интервью с музыкантами "SCORPIONS"
Клаус : Россия всегда занимала особое место в моем сердце, в первую очередь потому, что у нас там было много интересных и впечатляющих моментов, связанных с нашим творчеством и музыкой. Их просто нельзя забыть. У меня очень много воспоминаний, связанных с концертами, встречами в Москве и в других городах. Даже на примере нашего последнего большого тура 2002 года, когда нас спросили, будет ли нам интересно проехаться с концертами по более чем десяти городам, включая Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Владивосток, Самару, Ростов-на-Дону и т.д., мы нисколько не сомневались, и эти шесть недель тура стали для нас самым незабываемым приключением, о котором просто невозможно забыть. Каждый раз, когда я вспоминаю и делюсь впечатлениями о России со своими друзьями, я не скрываю, что Россия всегда будет оставаться особым местом для Scorpions , будь то наш самый первый концерт в Ленинграде, московский "Music Peace Festival" или последнее сентябрьское выступление на Красной Площали на дне города, когда я, стоя с закрытыми глазами перед десятками тысяч, думал: это самая прекрасная мечта, которая только может быть у любого музыканта. Я даже написал балладу под названием "Siberia" ("Сибирь"), но увидит она свет или нет - покажет время. Может быть, мы включим ее в какой-нибудь наш альбом в качестве бонус-трека.
Матиас : Да, конечно, в своё время это был довольно смелый, даже немного исторический поступок, когда мы впервые приехали с концертом в СССР. Я помню, что это было фактически невозможно: выступать в бывшем восточноевропейском блоке. В году эдак 1985-86, когда один промоутер организовал для нас первый концерт в Венгрии, он был единственным человеком, который потом пытался для нас найти контакт для приезда в СССР. Восточные немцы тогда могли свободно приехать на наш концерт в Венгрию, но русские не могли себе такого позволить. Тогда в Будапеште собралось около 45 тысяч человек, из которых тысяч десять приехали из восточной Германии. Весной 1988 года, когда мы все-таки смогли приехать в Ленинград, это было необъяснимое чувство, мы сделали нечто невозможное, и это останется с нами на всю жизнь.
Рудольф : Раньше мы ничего не знали о России. Только по чьим-то рассказам, или благодаря ТВ. Приехать в эту страну и увидеть все своими глазами было естественным желанием. С тех пор мы - частые гости, и, безусловно, Россия заняла особое место в моем серце. Более того, в ходе нашего последнего российского тура я встретил Татьяну, с которой мы вместе уже больше года. Поездив по стране, пообщавшись с обычными людьми, мне показалась, что русская душа во многом очень схожа с немецкой. О господи, помню, приехали мы в Волгоград, и нас встретил с песнями народный женский хор, бабушки угощали водкой. Это незабываемо.
В 1989 году Scorpions выпустили 25-минутное видео с концерта 1988 года в Ленинграде "From Russia With Love". Планируете ли вы выпустить какой-нибудь новый видеоматериал с ваших поездок, концертов по России в ближайшее время?
Клаус : Да, мы сейчас работаем над новым DVD, в который будет включен материал с нашего сентябрьского московского выступления, фрагменты с немецкого ТВ, также мы обязательно включим документальные снимки и эпизоды о пашем путешествии по России на поезде через Уральские горы, осветим наш приезд в Волгоград и т.д. Я думаю, новое видео должно выйти до конца 2004 года.
Матиас : Помимо видео, мы записали довольно много концертного материала с выступлений в Москве и в Сибири. Этого материала вполне хватит для концертного альбома. Время покажет, может быть, произойдет что-то особенное, какое-то интересное событие, которое подтолкнет нас выпустить живой альбом с российских шоу.
Когда вы выступаете просто как рок-группа, все ясно и понятно, но когда вы на сцене с берлинским филармоническим оркестром или с российским президентским оркестром, то, наверное, всё складывается по-другому. Даже публика может быть разной. Есть ли у вас какие-нибудь комментарии к такого рода выступлениям?
Клаус : Да, конечно. Когда мы играем рок-шоу как группа, все для нас естественно. Это то, что мы делали всегда, и продолжаем делать по сей день. Когда же мы выступаем с оркестром, все, разумеется, складывается несколько иначе. В первую очередь, существует много технических и организационных вопросов. Стоя на сцене, помимо своих мониторов, ты должен слышать еще человек восемьдесят со скрипками, трубами и т.д. Приходится быть очень чувствительным и улавливать определенный баланс между группой и оркестром. Помнить, что на сцене не только мы, не пять человек, а все восемьдесят пять. Каждый должен быть предельно сконцентрирован. Второй момент - это, конечно же, аранжировка и построение, структура песен. Играть вместе с оркестрами не так уж легко, как кажется.