Ученый в и вернадский биография кратко. Владимир Иванович Вернадский: биография, научные достижения, интересные факты из жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «Вклад В.И. Вернадского в биологию»

Подготовил студент 1 курса группы 14-С-06

Никитин Владислав

Введение

1. Биография

2. Вклад в биологию

3. Учение о биосфере и ноосфере

Список литературы

Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний. Значительно реже появлялись мыслители, которые охватывали своим мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения. Такими были Аристотель, влияние идей которого закончилось только в эпоху возрождения, Абу Али Ибн Сина, известный на средневековом Западе под именем Авиценны. В эпоху возрождения к этой когорте мыслителей правильнее всего отнести Леонардо да Винчи. В XVIII в. в России выделилась могучая фигура М. В. Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии, физики, химии, геологии, минералогии, был создателем нового русского языка, поэтом, мастером мозаики и своими трудами определил мировоззрение многих поколений.

В ХХ в. такой же по значению величиной в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.

Труды В. И. Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение ХХ века, определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем.

Одно из величайших достижений естествознания ХХ в. - учение Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии живые организмы (живое вещество) и косное вещество. Первым начал разрабатывать эту тему учитель Вернадского В. В. Докучаев. Он же обратил внимание на единство материальной и духовной культуры людей с окружающей природной средой. Но если Докучаева волновали в первую очередь практические аспекты этой проблемы, то Вернадский постарался создать теоретически стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных преобразований человеком - на основе науки - среды жизни.

1. Биография

вернадский ноосфера минералогия

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

Русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г.В. Вернадского. Родился в Петербурге. Детство будущего ученого прошло на Украине.

В1876 г. семья вернулась в Петербург. Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В. Докучаев.

В 1885 г защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

В 1888 г Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене и Париже.

С 1890 по 1898 гг. читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета. Развивая теорию генезиса минералов. В 1891 г защитил магистерскую диссертацию. В следующем году вышел его «Курс кристаллографии».

Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические изыскания В1897 г. защитил докторскую диссертацию по кристаллографии «Явления скольжения кристаллического вещества».

Был избран профессором Московского университета. Его научная карьера развивалась по восходящей. В 1906 г. Вернадский был заведующим Минералогическим музеем, а в 1908 г стал экстраординарным академиком Российской Академии наук в Петербурге. Жил попеременно в Петербурге и Москве.

В декабре 1909 г выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом «Парагенезис химических элементов в земной коре», положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов».

В марте 1912 г Вернадский был избран ординарным академиком Российской Академии наук, в 1914 г стал директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. В 1915 г выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности. Комиссия приступила к изданию «Трудов», содержавших большой материал по сырьевым ресурсам России.

Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца XIX -- начала XX в., входил в земское и конституционно-демократическое движения, вместе с П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым и др. учредил «Союз Освобождения».

После событий февраля 1917 г. был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В ноябре 1917 г. вынужден был скрыться и уехал в Полтаву.

В Киеве в 1918 г при гетмане ПЛ. Скоропадском Вернадский занялся организацией Академии наук Украины, был избран ее президентом. Занимался также формированием академической библиотеки.

После прихода большевиков был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 г стал его ректором. Встречался с П.Н. Врангелем, просил о содействии университету. Впоследствии получил возможность заниматься научной работой в Советском Союзе.

Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 г. уехал шесте с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне, выпустил на французском языке книгу «Геохимия».

Работал в лаборатории М. Склодовской-Кюри. В марте 1926 г вернулся в Ленинград по настоянию своего ученика А.Е. Ферсмана и президента Академии наук СФ. Ольденбурга. Опираясь на Ольденбурга, Вернадский выступил с инициативой восстановления Комиссии по истории знаний, вновь стал директором Радиевого института и главой КЕПС При КЕПСе им был организован Отдел живого вещества, а затем Биогеохимическая лаборатория (БИОГЕЛ) (1928 г).

В конце 1926 г выше.1 в свет труд ученого «Биосфера», в 1940 г -- «Биогеохимические очерки».

В конце 1930-х гг. Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 г инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР.

В 1944 г вышло в свет последнее произведение ученого «Несколько слое о ноосфере». Умер Вернадский в Москве 6 января 1945 г

2. Вклад в науку

Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888-1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.

В 1890-1911 разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями образования.

В эти же годы Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. С 1907 Вернадский ведет геологические исследования радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии.

В 1916-1940 сформулировал главные принципы и проблемы биогеохимии, создал учение о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил задачу количественного изучения элементного состав живого вещества и выполняемых им геохимических функций, роли отдельных видов в превращении энергии в биосфере, в геохимических миграциях элементов, в литогенезе и минералогенезе. Им были схематично очерчены главные тенденции в эволюции биосферы: экспансия жизни на поверхности Земли и усиление ее преобразующего влияния на абиотическую среду; возрастание масштабов и интенсивности биогенных миграций атомов, появление качественно новых геохимических функций живого вещества, завоевание жизнью новых минеральных и энергетических ресурсов; переход биосферы в ноосферу.

В 1960-х годах наступил «Ренессанс идей Вернадского» в СССР, а в 1990-х годах наблюдается бум переизданий его трудов на европейских языках: с 1993 в Италии, Испании, Германии, Франции и США четыре раза была публикована «Биосфера» и три раза -- «Научная мысль как планетное явление». Его идеи использовались при конструировании закрытых экосистем в космических полетах и в грандиозном проекте по созданию искусственной биосферы («Биосфера-2») в США.

В историко-научных работах Вернадский отказался от кумулятивной модели прогресса знания, показал непрерывные преобразования картины мира и ценности добытых фактов и обобщений, предопределяемые комплексом когнитивных и социально-культурных факторов.

3. Учение о биосфере и ноосфере

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества: 1) живое; 2) биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); 3) косное (абиотическое, образованное вне жизни); 4) биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва); 5) вещество в стадии радиоактивного распада; 6) рассеянные атомы; 7) вещество космического происхождения. Вернадский был сторонником гипотезы панспермии. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определенной структурой, симметрией и диссиметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы. Основные предпосылки возникновения ноосферы: 1) расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; 2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; 3) открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; 4) победа демократий и доступ к управлению широких народных масс; 5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Литература

Агафонов, В. К. Академик В. И. Вернадский // Новоселье. Нью-Йорк, 1946. C. 129--146 ; Личные впечатления и воспоминания о Владимире Ивановиче Вернадском: (к 100-летию со дня рождения) // Очерки по истории геологических знаний. Вып. 11. М.: Изд-во АН СССР, 1963. с. 107--123.

Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г. П. Аксёнов. -- М.: Современник, 1993. -- 688 с. -- ISBN 5-270-01747-4

Галимов Э. М. Об академике В. И. Вернадском: к 150-летию со дня рождения. М.: Наука, 2013. 230 с. -- ISBN 978-5-02-038489-7

Казначеев, В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. -- Новосибирск: Наука, 1989. -- ISBN 5-02-029200-1

Карако, П. С. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере. -- Минск: Экоперспектива, 2007. -- 208 с. -- ISBN 985-469-188-8

Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского: Сб. науч. тр. / [АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Лен. отд., Комис. по разраб. науч. наследия акад. В. И. Вернадского]; Под общ. ред. А. Л. Яншина. -- Л.: Наука: Лен. отд-ние, 1989. -- 415, с. ISBN 5-02-025715-X

Росов, В. А. В. И. Вернадский и русские востоковеды. Мысли -- источники -- письма. -- СПб.: Сердце, 1993. -- 144 с. -- 2000 экз. -- ISBN 5-88143-006-9.

Химико-биотические взаимодействия и новое в учении о биосфере В. И. Вернадского. -- М.: МАКС-пресс, 2009. -- (Наука. Образование. Инновации. Вып. 10). -- ISBN 978-5-317-03005-6.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научная деятельность Вернадского и ее огромное влияние на развитие наук о Земле. Работа по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по изучению радиоактивных минералов. Концепция биологической структуры океана. Разработка учения о ноосфере.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Космология - учение о Вселенной как едином целом и об охваченной астрономическими наблюдениями области Вселенной как части целого, раздел астрономии. Идеи Вернадского о биосфере и ноосфере пронизаны духом космизма, относясь к русской космической мысли.

    доклад , добавлен 07.01.2009

    Учение о биосфере Земли; понятия, раскрывающие ее сущность, представления о ее пределах. Системы взглядов В.И. Вернадского в направлении исследования природы пространства и времени. Предпосылки образования ноосферы как высшей стадии развития биосферы.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Учение В.И. Вернадского о биосфере - оболочке Земли, населенной живыми организмами. Границы и косное вещество биосферы. Характеристика основных оболочек Земли: атмосферы, гидросферы и литосферы. Анализ закономерностей в распределении живых организмов.

    презентация , добавлен 20.11.2014

    Зарождение внутри биосферы новой, "мыслящей" оболочки Земли – ноосферы. Общая идея учения В.И. Вернадского о биосфере, преобразованной разумной деятельностью человека. Твердая убежденность К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского в космической роли Земли.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Зарождение и развитие идей гуманизма в странах Западной Европы и России. Жизненный путь ученого Владимира Ивановича Вернадского, основные заслуги в области естествознания. Идеи гуманизма в его работах. Структура научного знания как проявление ноосферы.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Творческому таланту Вернадского были свойственны не только глобальность мышления, а и выход за рамки экспериментальной науки. Он верил, что жизнь на Земле исчезнуть не может, а человечество способна перестроить биосферу в своих интересах.

    реферат , добавлен 31.03.2003

    Роль и значение биосферы для развития жизни на Земле. Процесс освоения жизнью планеты. Положение эволюционной теории Вернадского, живое и косное вещество. Структура биосферы в рамках различных подходов. Круговорот химических элементов в биосфере.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2011

    Эволюция представления о биосфере. Концепция Вернадского о биосфере. Переход от биосферы к ноосфере. Современная концепция экологии. Структура экологических систем. Взаимодействие экосистемы и окружающей её среды. Информация и управление в экосистемах.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    В.И. Вернадский - российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, основоположник комплекса современных наук о Земле. Составляющие части биосферы. Взаимосвязь и геологическая деятельность живых существ. Взаимодействие человека и ноосферы.

Академик Владимир Иванович Вернадский отличался разнообразием и широтой научных интересов и открытий, талантом научного предвидения. Темы его работ касаются времени и пространства, жизни и смерти, почвы и воды, животных, растений и человечества. Он не просто интересовался всем этим, но исследовал, осмысливал и постигал глубоко и страстно.

Его жизнь была богата событиями: окончив Петербургский университет, он много путешествовал, встречался с интересными людьми, был активным в общественной жизни, и всегда главным для него оставалась напряженная деятельность, движение научной мысли.

В творчестве Вернадского сплелись в один узел химия, геология и биология. Он стал основоположником целого ряда наук - геохимии и биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. Его исследования начались с минералогии. Однако ученый скоро понял, что интересуют его не столько предметы, сколько процессы. Как мог образоваться состав земной коры, каким является охваченное жизнью вещество биосферы? «Мне суждено сказать новое в учении о живом веществе. Это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина», - писал Вернадский. До него понятие «биосфера» отождествлялось с пленкой жизни, а она ускользала от внимания геологов из-за своей ничтожности по сравнению с атмосферой, гидросферой или земной корой (литосферой). В своей книге «Биосфера» ученый впервые показал, что биосфера - закономерный результат развития нашей планеты, ее верхней области - земной коры. Живые организмы в биосфере не случайные гости, а часть закономерной организованности.

В последние годы жизни ученый пришел к выдающемуся философскому открытию - идее перехода биосферы в ноосферу - сферу разума. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере в наше время стало основой экологической стратегии человечества, от которой зависит его будущее.

В. И. Вернадский был выдающимся организатором науки. Он создатель и первый ректор Крымского университета, первый президент Академии наук Украинской ССР, директор организованного им Государственного радиевого института, Отдела живого вещества Академии наук СССР, ставшего впоследствии Институтом геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского.

Владимир Иванович удивительным образом сочетал качества учено-го-теоретика, практика и общественного деятеля. Во время учебы в Петербургском университете он принимал активное участие в работе студенческих народнических кружков вместе с А. И. Ульяновым - старшим братом В. И. Ленина. В знак протеста против реакционных царских реформ высшей школы он демонстративно ушел из Московского университета вместе с группой прогрессивных ученых (среди которых был также Н. К. Кольцов), в годы Великой Отечественной войны он выступал со страстными обличениями фашизма.

Выдающийся ученый был награжден Государственной премией СССР.

В. И. Вернадский оставил после себя огромное число фундаментальных научных работ, значение многих из них растет с каждым годом. Его идеи развивают многочисленные ученики и последователи.

В Академии наук СССР учреждены премия и золотая медаль имени В. И. Вернадского - одни из высших научных наград СССР.

Озвучте свое мнение!

Владимир Вернадский – украинский ученый, которого сравнивают с Ньютоном и Эйнштейном

Вернадский Владимир Иванович родился 12 марта 1863 года в Петербурге, умер 6 января 1945 года в Москве. Украинский философ, мыслитель, естествоиспытатель, основатель целого ряда естествоведческих наук, теории о ноосфере, учения о биосфере, а также Академии наук Украины.

Известный философ Артур Шопенгауэр определил разницу между гением и обычным талантом в постановке целей, который ставит ученый. Талантливый человек умеет очень точно попадать в цели, предопределенные гениями, теми, кто ставит задачи настолько масштабные, глобальные и перспективные, что они никому кроме них зачастую первоначально и не видны. Поэтому не случайно великого украинского ученого Владимира Вернадского можно смело причислить к гениям, и недаром его научные достижения сравнивают с наработками Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна. Слишком глобальны были открытия Владимира Вернадский (1863-1945) для всего человечества. Кроме того, что он автор более 700 научных трудов, знаменит как:

1. Основатель целой науки биогеохимии, изучающей химический состав живого вещества и геохимические процессы, протекающие в биосфере Земли, на основе которой Вернадским была открыта первая в мире биогеохимическая лаборатория (в настоящее время Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН).

2. Основоположник геохимии – науки о химическом составе Земли и окружающих нас планет, об объективных законах движения элементов и изотопов в различных геологических средах и процессах формирования почв, горных пород и воды на земле.

3. Автор термина и новой науки – ядерной геологии (радиогеологии), открытой им... в 1935 году, изучающей закономерности. происходящие в природе ядерных превращений и их проявление в геологических процессах. После его инициативы на территории СССР начался поиск природных месторождений урана и радия.

4. Создатель целого философского направления космизма – теории о рождении и эволюции Вселенной, согласно которому космос не хаос, а "структурно-организованное упорядочение мир", в котором человек – это не гражданин (раб, подмастерье, рабочий) какой-то страны, а "гражданин мира".

5. Крупнейший ученый как минимум еще в 12 (!) отраслях науки, внесший важнейшие открытия, актуальные по сей день. А именно: в кристаллографии, геологии, радиогеологии, метеоритики, палеонтологии, почвоведении, биогеохимии, минералогии, геохимии, биологии, а также философии и истории.

Советская энциклопедия называла его "великим советским ученым", современная Википедия – "величайшим русским ученым", забывая, что он был украинцем, создав в независимой Украине в 1918 году первую национальную Академию Наук во времена гетмана , академик АН Франции, Чехословакии, СССР и других государств.

Вернадский является основателем нескольких новых направлений в изучении человечеством окружающего мира. Он основал геохимию, биогеохимию, радиобиологию, а также учение о биосфере. Окружающую человека природу Вернадский считал целесообразным исследовать в контексте взаимосвязи с историей человечества. Именно такой подход является базисным в мировоззрении ученого и его научной деятельности.

Не меньшим был интерес Вернадского к литературе, изобразительному искусству и музыке. Искусство ученый читал еще одним способом, с помощью которого предоставляется возможность глубже познать природу, человека и космос. Интерес к познанию окружающего мира ученые сохранил до глубокой старости. Его мысли вызывает интерес современников, а имя является неотъемлемой частью истории развития человеческой мысли.

Как естествоиспытатель Вернадский является основателем учения о био- и ноосфере. Под понятием "ноосфера" ученый рассматривал сферу человеческого разума, мыслей, чувств и стремлений. Мыслитель утверждал, что любые, даже самые, казалось бы, незначительные движения человеческой мысли не исчезают бесследно, но оставляют навсегда собственный след на просторах ноосферы.

Достижения Владимира Вернадского.

Созданные Вернадским учения о био- и ноосфере оказали сильное влияние на формирование мировой гуманитарной мысли в 20 веке. Целью своей Владимир Иванович определял гармонизацию отношений между отдельными индивидами, человеком и обществом, поиск оптимального механизма взаимодействия человека и природы, а также всей бескрайней Вселенной. Именно этому идеалу ученый неизменно хранил верность на протяжении своей длинной жизни.

Несомненно, многие люди, которые не понаслышке знакомы с риторикой медиапространства советского времени, могут усомниться в том, что Вернадский является гением именно украинским. Советская пропаганда, несмотря на принадлежность Вернадского к ЦК конституционно-демократической партии и причастность к двум революциям, называла его "великим советским ученым". Более детальное изучение жизни и взглядов ученого дает возможность понять, что его следует называть великим украинцем:

  • ученый является основателем и первым президентом Всеукраинской Академии наук, основанный в 1918 году. Это решение Вернадского нельзя считать случайностью, поскольку в основании его лежит крепкая связь с Украиной. Огромное значение имели корни семейные, национальные и духовные, присутствующие в сознании великого ученого;
  • в одной из записей своего дневника ученый рассказывает о наличии более чем крепкой связи с Украиной. В частности, Вернадский пишет о том, что его мать и отец были выходцами из Киева. Предки ученого по линии матери и отца заслуживают отдельного внимания;
  • еще в детстве, во время проживания в Украине, Вернадский знакомится с бытом украинцев, их традициями и культурой. В юношестве он крайне негативно воспринимал законодательные преграды на пути развития украинского языка, которые ставила имперская власть. Научные источники свидетельствуют, что молодой Вернадский проявлял большой интерес к истории Украины, даже написал историческую статью "Венгерская Русь с 1848 года", природоведению отдал предпочтение под влиянием отца;
  • очевидно, что интерес к Украине и ее культурному наследию у Вернадского объясняется не только этнографией и благозвучными народными песнями. В записях дневника в 1879-1881 годы можно четко увидеть возмущение тем, что власть "запрещает мой родной украинский язык и культуру". Для Вернадского Украина была на самом деле близкой кровно, родной землей. В более зрелом возрасте ученый называл себя "россиянином, жизнь которого тесно связана с Украиной и освободительным движением в этой стране";
  • слова ученого о тесной связи были сказаны не ради красоты. Ярким свидетельством особенно в отношении Вернадского в Украине является содержание его публикации "Украинский вопрос и российское общество".
  • Этот материал написан ученым во время его пребывания в Шишаках на территории Полтавской области в период 1915-1916 годов. Этот временной промежуток характеризуется сильными акцентами имперско-шовинистского характера. В публикации ученый дает собственную оценку некоторым моментам из украинской истории, что демонстрирует его глубокие познания. Одной из основных мыслей, изложенных в статье, является резко негативное отношение к замшелым шовинистическим догмам.

    В частности, осуждает Вернадский концепции "общей истории" и "единого славянского пространства", которые на практике являются неславянским, российским. Ученый пишет, что нет смысла причислять Украину к единой православной славянской цивилизации, поскольку страна является интегральной частью европейского пространства. Несомненно, риторика о единстве славян хорошо знакома современным украинцам, поскольку на протяжении многих веков вербальные конструкции, используемые пропагандистами, остаются неизменными.

    Мысли, которые выражает в этой статье Владимир Иванович Вернадский, можно смело назвать самым эффективным противоядием для борьбы с враньем. Не исключено, что эта особенность представления аргументации является главной причиной отказа публиковать статью при жизни автора. Судя по всему, главной своей аудиторией при написании публикации Вернадский считал либеральную российскую интеллигенцию, близкую по взглядам к самому ученому, которая влиянию шовинизма пыталась противостоять.

    Критическую оценку в публикации дает Вернадский модели взаимоотношений между россиянами и украинцами. Акцентирует внимание ученый на постоянном стремлении россиян к доминированию. По прошествии целого столетия после написания статьи автором смысл изложенного материала не теряет актуальности. Скорее, наоборот, история предоставила множество подтверждений правоты Вернадского, что многократно обострило антишовинистскую риторику ученого.

    После завершения университета в Петербурге с ученой степенью кандидата наук Вернадский остается в ВУЗе для дальнейшего получения профессорского звания. Во время практических занятий по природоведению ученый посещает Украину, а также принимает участие в деятельности одного из Петербургских дискуссионных кружков. Одна из участниц кружка затем характеризовала Вернадского формулировкой "Упрямый украинец, себе на уме".

    В период первой российской революции Вернадский работал в Москве и был уже известным научным деятелем. Вместе с научной работой хорошо известны властям были взгляды ученого, который не стеснялся открыто выражаться в поддержку демократии и свободы мыслей во всех ее проявлениях. Имперскому руководству общественная деятельность Вернадского сильно не нравилась. В знак протеста против тотального контроля властей над научной средой он переезжает в Петербург, где продолжает деятельность научную и политическую.

    Дальнейший ход революционных событий приводит ученого к работе во Временном правительстве. Однако даже после Октябрьского переворота от своей позиции Вернадский не отказывается. В числе других он подписывает обращением, в тексте которого декларировалось намерение положить конец господствующему положению насилия. По приказу Сталина и Ленина подписанты обращения стали объектами преследования.

    Для избежания печальной участи Вернадский переезжает в Полтаву, скоро сильно меняется ситуация в Украине. После прихода к власти гетмана Скоропадского и провозглашения независимого Украинского государства ученого приглашают в Киев. В украинской столице с помощью ряда других научных деятелей Вернадский основывает Украинскую Академию наук. Размещается академия в помещении женского пансионата Левашовой, а Вернадский становится первым ее ректором.

    В рамках развития научного потенциала Украины ученый также организовывает первую Национальную научную библиотеку, которая сейчас носит его имя. В первый книжный фонд библиотеки вошли книги самого академика, подаренные Вернадским библиотеке. С энтузиазмом воспринял ученый инициативу формирования Академии, что во многом обусловило успешность затеи интеллигентов.

    Понимая, что легкой задача организации работы и Академии наук быть не обещает, Вернадский согласился. О деятельности того времени затем ученый вспоминал, что идея создания Украинской Академии наук ему очень сильно понравилась. В работе ученые руководствоваться в первую очередь принципиальными убеждениями, мыслями своими делился с известными коллегами. Аргументация Вернадского изложена им в письме к Агатангелу Крымскому.

    В послании ученый писал, что считает важным создание Украинской Академии наук, с точки зрения возрождения нации. Вернадский акцентировал внимание на том, что украинское возрождение для него на самом деле является важным. Кроме того, с точки зрения общечеловеческой речь идет о создании большого научно-исследовательского центра, что, несомненно, имеет значение.

    Не меньший интерес представляет собой переписка между Владимиром Вернадским и , в рамках которой также происходило обсуждение разных вопросов, так или иначе связанных с созданием Украинской Академии наук. Вернадский отстаивал мнение о формировании в Украине аналога Петербургской Академии наук, с чем Грушевский не соглашался. Первый президент писал, что за пределами украиноведения нет достаточного количества ученых украинцев для создания целой Академии наук.

    Грушевский считал целесообразным обращение за помощью к россиянам, поскольку самостоятельно ожидать, когда появится достаточное количество своих ученых придется долго. Точку зрения Грушевского Вернадский не поддерживал. Он утверждал, что важным является создание сильного центра для последующего изучения украинского народа, его истории, языка, природы страны.

    Над разработкой устава Украинской Академии наук работало великое множество ученых. Тем не менее именно Владимиру Вернадскому принадлежит главная и руководящая роль в создании проекта. В уставе ученый изложил патриотические, гуманистические и общечеловеческие идейные принципы, которые касаются направления работы и структуры Украинской Академии наук. Согласно планам Вернадского, эти принципы в будущем должны были стать основой для построения аналогичных научных институтов во всех в странах, которые входили в состав СССР.

    От принадлежности "кадетской" партии после назначения президентом Украинской Академии наук Вернадский отказался. Он считал недопустимым сочетание научной деятельности и ее политического окраса.

    Со временем ситуация сильно изменилась – ученый осознал слабость новой власти, очевидной стала предстоящая победа большевиков. Тем не менее, несмотря на множество трудностей, Вернадский продолжает работать над развитием науки в Украине. После взятия Киева под контроль войсками Деникина Академию закрыли. С приходом красной армии в город ученый едет в Ростов-на-Дону, центр "белого" движения с просьбой уберечь Киев от прихода большевиков.

    Когда стало ясно, что большевистская оккупация неизбежна академик, уезжает в Крым, где занимает должность ректора Таврического университета, затем названного в честь Вернадского. Историки свидетельствуют, что у Вернадского была возможность без лишнего труда уехать в Лондон или Сербию, где даже российские дипломы признавались, но ученый этого не сделал. В качестве одного из объяснений указывают исторические источники на состояние здоровья Вернадского того времени. Сыпной тиф едва не лишил академика жизни, но преждевременной смерти ему удалось избежать.

    В Крыму он помогает спастись от смерти около 200 человек. "Белые" офицеры получили от Вернадского студенческие билеты, что помогло им спастись от неизбежной смерти. Через некоторое время в Ленинграде Вернадский создает Радиевый институт, который возглавляет до 1939 года. Нередко ученый читал лекции на французском, немецком, английском языке, редактированием выступлений занималась супруга Наталья Егоровна.

    Вместе с тем таланты Вернадского как педагога сформировались задолго до начала революционных событий. После завершения университета в 1885 году ученые остался работать в Московском университете хранителем в минералогическом кабинете. В этот период он активно работает над изучением минералогии, кристаллографии и в других соседних областях знаний. Весной 1888 года по университетскому направлению молодой исследователь едет на стажировку за границу. На протяжении 2 лет Вернадский посещает Германию, Францию, Австрию и Италию, где работает в разных научных учреждениях.

    После завершения иностранной стажировки Вернадский назначается руководителем кафедры минералогии на физико-математическом факультете Московского университета. В 1891 году ученый становится приват-доцентом в этом же университете, еще через 6 лет успешно защищает докторскую диссертацию. В возрасте 35 лет Вернадский стал профессором минералогии и кристаллографии. Именно в этот период фиксируется интенсивная научная деятельность Вернадского.

    Исследуя принципы генетической минералогии, ученый приходит к выводу о необходимости создания новой науки, названной им геохимией. Вернадский исследует почву на территории Левобережной Украины, на Урале, в Крыму и Польше. Плотный рабочий график позволил ученому заниматься также общественной деятельностью.

    К примеру, в 1895 году вместе с коллегами по педагогическому коллективу и студентами Московского университета Вернадский проводит сбор денег для помощи крестьянам в борьбе с голодом. Также известно, что преподаватели в знак протеста против политики Министерства образования и произвола полицейских, жертвой которых являлись студенты, ушли в отставку. Одновременное увольнение профессоров и преподавателей возымело должный эффект.

    Лично знавшие Вернадского люди уверяют, что с особенным трепетом относился ученый к Полтавщине. В этой области он изучал почву в составе почвоведческой экспедиции, руководил которой учитель и наставник Владимира Ивановича Василий Докучаев. Во время первой экспедиции стали очевидными многогранность его научных интересов и организаторские способности. Кроме непосредственного изучения почвы, Вернадский интересовался вопросом геологического строения местности. За время экспедиции академик составил карту расположения древних могил-курганов, разбросанных по степи.

    В числе других ученых, которые принимали участие в экспедиции, Вернадский составлял карту почв в в Полтавской губернии под руководством Докучаева. Кроме того, молодой ученый обнаружил стоянку первобытных людей периода палеолита возле городка Гонци. О находке Вернадский рассказал в тексте публикации, которая Докучаевым признана очень важной для науки.

    Примечательно, что во время работы в Москве и Санкт-Петербурге Вернадский практически ежегодно ездил за границу. Тем не менее на протяжении почти 30 лет, начиная с 1889 года, он обязательно некоторую часть лета проводил вместе с семьей в Полтаве. В 1913 году для отдыха семья академика использовала загородный дом возле Шишаков на территории Полтавской губернии.

    После возвращения в Петроград в 1921 году Вернадский занимает должность директора Радиевого института. На протяжении временного промежутка с 1922 по 1926 год по приглашению коллег ученый гостит во Франции, где среди прочего читает лекции по биохимии в Сорбонне. После возвращения в Ленинград ученый опубликует монографию «Биосфера», «Очерк по геохимии», поступает основателем отделения живого вещества в Академии наук СССР. Также в этот период академик организовывает и возглавляет Комиссию по изучению тяжелой воды. После переезда в Москву в 1935 году Вернадский принимает участие в организации целого ряда комиссий, занимается исследованием жизни в космосе.

    В военные годы знаменитый ученый эвакуируется в населенный пункт Боровое на территории Кокшетауской области. Последний научный труд академик издал в 1944 году, назывался он "Несколько слов о ноосфере". В целом разноплановое творческое наследие Вернадского представляет собой интересный для исследования материал. Особенное место в научной деятельности ученого занимала кристаллография и минералогия. На заре минералогии академик определил главные задачи этой науки, в числе которых тема исследования генезиса минералов.

    Кроме научных трудов, Вернадский писал также философские произведения. Со временем потенциал, заложенный в философии ученого, только усиливается как источник мысли, который благодарит человечество в целом своим добром. В первую очередь Вернадский верил в бессмертие личности. По примеру своего отца академик называл себя пантеистом, поскольку верил в божественное происхождение всего земного.

    Интересные факты о Владимире Вернадском

    У рода Вернадских очень глубокие корни в украинской истории. В годы освободительной войны 1648-1654 годов предок ученого, тогда известный как казак по имени Верна, бился на стороне Богдана Хмельницкого, дети его служили казачьими старейшинами. Прадед Василий за верную службу получил дворянство, с тех пор род носит имя Вернадскоих.

    Отец известного ученого Иван Васильевич Вернадский родился в Киеве, в возрасте 28 лет он стал профессором статистики и политэкономии, преподавал в университетах Москвы и Киева, стал автором первого учебника по истории политэкономии. С 1856 года отец Владимира Вернадского занимает должность профессора Главного педагогического института в Александровском лицее Петербурга.

    Сферой, которую исследовал Иван Вернадский, является кредитование в сельском хозяйстве, создание эффективного капитала и реформирование земельных отношений. В конце жизни отец ученого после перенесенного инсульта оказался парализованным. Супруга Ивана Вернадского и мать Владимира Анна принадлежала к древнему дворянскому роду Константиновичей, она владела прекрасным голосом и пела в хоре Балакирева.

    Дядька матери Владимира Вернадского Николай Гулак был кандидатом наук в области правоведения и принадлежал к числу основателей Кирилло-Мефодиевского братства. И Николай Гулак, и Иван Вернадский были знакомы с и Максимовичем. Отец Владимира Вернадского выпускал журнал "Экономический указатель", поддерживал творческие связи с Николаем Чернышевским, лично знал Льва Толстого.

    В детстве рассказы отца о деятельности Кирилло-Мефодиевского братства и борьбу украинского народа за свою независимость пробуждали внутри будущего академика интерес к истории, философии, политэкономии и другим наукам. В доме Вернадских часто звучали украинские народные песни в исполнении матери.

    Владимир Вернадский вел дневник на протяжении 68 лет, из записей можно узнать очень много интересного о размышлениях ученого, его оценке современности и событий из истории страны и человечества в целом.

    Согласно одному из мнений, создание учения о ноосфере не является достижением Вернадского. Впервые этот термин предложен французскими учеными Э. ле Руа и Т. Де Шарденом, но теория до сих пор так и не создана. Однако несомненно то, что труды Вернадского способствовали увеличению миграции биогенной четвертой формы, непосредственно связанной с сознательной деятельностью человека на протяжении 20 века. Труды академика заставили человечество всерьез размышлять над механизмом социального контроля за ядерным потенциалом.

    В 1885 году ученый встречается с Натальей Егоровной Старицкой, человеком, близким по духу и с такими же интересами. Глубокое взаимное уважение и дружественные чувства вскоре переросли в любовь. Венчание молодой пары состоялось в сентябре 1886 года. В семье Старицких Вернадского приняли с теплом и приязнью. На следующий год после венчания у пары рождается сын, названный Георгием, еще через год семья пополняется дочерью Ниной (во взрослой жизни работала врачом-психиатром).

    Бесконечно преданные друг другу Вернадские прожили вместе 56 лет. Сохранилась переписка между супругами, которая состоит из тысячи писем. Из текста посланий можно сделать вывод о том, что с годами супруги сумели сохранить свои чувства, а семья и базировалась на полном взаимопонимании.

    Сын Владимира Вернадского Георгий (Джордж) науке также хорошо известен как российский и американский историк, правовед. Он специализировался на истории Руси и России, изучал историю татаро-монголов, работал в ряде европейских ВУЗов, умер в 1973 году Нью-Гейвене (штат Коннектикут, США).

    Из записи дневника также можно узнать, что некоторые свойства сознания ученого пугали его самого. Он пишет, что во сне и наяву иногда мог общаться с близкими людьми, которых на то время не было рядом, но видел их Вернадский на удивление четко. Природы этой особенности своего сознания ученый не понимал, поэтому предпочел заглушить ее еще в раннем детстве. Тем не менее удивительное свойство иногда возвращалось к Вернадскому, преимущественно в кризисных ситуациях.

    В период пребывания на грани жизни и смерти (когда заболел тифом) ученого посетило видение. Как кадры из кинохроники, увидел ученые перед собой будущее, с днем смерти включительно.

    В 1943 году у ученого возникло ощущение скорого завершения его жизни, поэтому Вернадский принимается за подведение итогов. Максимум внимания он уделяет написанию хроники жизни, истории возникновения и последующего развития идей.

    3 февраля 1944 года умирает супруга академика Наталья Егоровна, Вернадский продолжает работать над подведением итогов.

    24 декабря 1944 года сделана последняя запись в дневнике ученого, на следующее утро у него случился инсульт. Подтвердились самые страшные опасения, и после инсульта Вернадский потерял дар речи, повторив судьбу отца, чего боялся всегда. 6 января 1945 года Владимир Иванович умер, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    За некоторое время перед смертью Вернадский передал в Академию наук Украины свои воспоминания. В тексте записей среди прочего значится: "Я верю в великое будущее Украины и Украинской Академии наук".

    Очень много произведений Вернадского при жизни ученого не публиковались в полном объеме. Некоторые труды впервые опубликованы только в 90 годах прошлого века, над развитием идей ученого последователи работают и по сей день. Мысли Вернадского и сейчас сохраняют практическую важность, поскольку стали научным откровением, понять которые человечество смогло только через десятки лет.

    Биография Владимира Вернадского.

  • В 1873 году будущий ученый идет в первый класс Харьковской классической гимназии;
  • в 1885 году Вернадский окончил физико-математический факультет Петербургского университета;
  • в 1890 году – приват-доцент кафедры минералогии в Московском университете;
  • в 1897 году защищает докторскую диссертацию в университете Петербурга;
  • с 1898 по 1911 год профессор Московского университета;
  • с 1917 по 1921 год работает в Украине, занимается научной деятельностью, основывает Украинскую Академию наук;
  • с 1922 по 1926 год работает в Праге и Париже. Во Франции в лабораториях Кюри Вернадский занимается исследованием паризия (химического вещества, ошибочно принятого за новый радиоактивный элемент);
  • в 1927 году Вернадский организовывает Отдел живого вещества в Академии наук СССР. В теории Вернадского живое вещество является совокупностью живых организмов в биосфере. С этого года и до конца жизни он руководил Биогеохимической лабораторией при академии наук СССР;
  • в 1943 году академик награждается Сталинской премией 1-й степени за "многолетние выдающиеся работы в области науки и техники".
  • Увековечивание памяти Владимира Вернадского.

  • Имя выдающегося ученого присвоено многим учебным заведениям, библиотекам, кораблям и другим объектам;
  • с 1973 года Национальной академией наук Украины выплачивается премия имени Владимира Вернадского, а начиная с 2003 года, вручается золотая медаль НАН в честь ученого;
  • 26 марта 2003 года в серии "Выдающиеся личности Украины" выпущена монета из нейзильбера номиналом в 2 гривны, посвященная Вернадскому;
  • 25 февраля 2013 года в честь 150-летия со дня рождения ученого Национальным банком Украины выпущена серебряная монета номиналом 5 гривен;
  • улицы, названные в честь Вернадского, есть в Киеве, Днепропетровске, Конотопе и ряде других населенных пунктов;
  • в 1964 году именем ученого назван горный хребет в восточной части Антарктиды длиной более 400 километров и высотой 1600 метров;
  • в 1996 году основана украинская арктическая станция Академик Вернадский;
  • в 1981 году в Киеве установлен памятник Вернадскому;
  • имя ученого носит астероид 2809 Вернадский;
  • памятник ученому установлен в Кременчуге;
  • монумент в честь Вернадского в 2013 году установлен также возле главного корпуса Таврического национального университета;
  • в Тамбове также есть памятник Владимиру Вернадскому;
  • в Кременчуге на здании отеля "Виктория" размещена мемориальная доска в честь Владимира Вернадского и Василия Докучаева, которые останавливались на постой во время пребывания в городе;
  • памятник Владимиру Вернадскому установлен также в Полтаве;
  • 150-летие со дня рождения академика отметил и Google. 12 марта 2013 года поисковик поменял логотип, установив праздничный нарядный дудл.
  • Владимир Вернадский в социальных сетях.

  • в ok.ru найдено тематическое видео следующего содержания:
  • публичная страница Вернадского в Facebook:
  • В Youtube по запросу "Владимир Вернадский" – 131 результат:

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Владимире Вернадском?

    Для анализа популярности запроса "Владимир Вернадский" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 22 марта 2016 г., количество запросов за месяц составило 2 582, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Владимир Вернадский" зарегистрировано в сентябре 2014 г. – 14 060 запросов за месяц.

    Владимир Вернадский биография кратко философа и ученого изложена в этой статье.

    Владимир Вернадский краткая биография

    Владимир Вернадский — выдающийся естествоиспытатель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, гидрогеохимии, учений о ноосфере и биосфере.

    Вернадский родился 28 февраля (12 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге в семье экономиста. Детство прошло в Харькове и Полтаве, часто был в Киеве.

    В 1873 году Владимир Вернадский поступил в первый класс Харьковской гимназии, где проучился три года. В 1876 году, после возвращения семьи в Санкт-Петербург, он поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию.

    1885 окончил физико-математический факультет Петербургского университета.

    В 1885-1890 годах был хранителем Минералогического кабинета Санкт-Петербургского университета.

    В 1886 году Владимир женился на Наталье Старицкой, с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей.

    1888-1890 учился за границей в Италии, Франции и Германии.

    В 1897 году В. И. Вернадский защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете.

    В 1890 году В. И. Вернадский по приглашению профессора А. П. Павлова стал приват-доцентом кафедры кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета.

    С 1898 года он работал профессором минералогии в Московском университете. Был автором курсов лекций и учебников по минералогии и кристаллографии.

    С 1909 академик Петербургской АН.

    В 1911 году В. И. Вернадский, в знак солидарности с уволенными по политическим мотивам профессорами, подал в отставку.

    С июня 1917 Вернадский жил в Украине.

    27 октября 1918 стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, созданной правительством гетмана Павла Скоропадского. Читал курс геохимии в Киевском университете.

    В 1919 году он переехал в Симферополь. К 1921 году профессором, с 1920 года ректором Таврического университета в Симферополе.

    14 июля 1921 Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерной, но впоследствии освободили.

    1921 — вернулся в Петроград, назначен директором Радиевого института, 1922-1926 — командировка во Францию ​​по приглашению Сорбонны для чтения лекций по геохимии. С возвращением в Ленинград издает монографии «Биосфера», «Очерки по геохимии», организует отдел живого вещества в АН СССР, организует Комиссию по изучению тяжелой воды и председательствует в ней.

    В 1935 г. переезжает в Москву, участвует в организации ряда научных комиссий, работает над проблемой «жизнь в космосе».

    В годы политических репрессий В. И. Вернадский ушел из всех административных постов, оставаясь только научным консультантом (чтобы не участвовать в «чистках»). В это же время он был избран членом геолого-географического, химического, физико-математического отделений Академии Наук.

    В. И. Вернадский при жизни опубликовал 473 научных работы. Основал новую науку — биогеохимию и внес огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

    В годы войны был эвакуирован в Боровое Кокчетавской области. В 1944 г. издал последнюю работу «Несколько слов о ноосфере».

    Главный труд Вернадского — монография о биосфере и ноосфере (1941-1944). Член Чехо-Словацкой (с 1926) и Парижской (с 1928) Академии Наук, многих зарубежных научных обществ.

    В конце 1943 года В. И. Вернадский вернулся из Казахстана в Москву. 25 декабря 1944 у него случился инсульт. Владимир Иванович Вернадский умер 6 января 1945 года в Москве.

    Вернадский Владимир Иванович (12.03.1863, Петербург – 06.01.1945, Москва) русский учёный, академик. Родился в семье профессора политэкономии. Окончил одно из лучших в России учебных заведений – Петербургскую классическую гимназию. Вернадский самостоятельно изучал европейские языки и впоследствии читал научную литературу на 15 языках, а некоторые статьи писал на английском, немецком и французском. Очень много читал, увлекаясь естествознанием, но в первой самостоятельной работе обратился к истории славян. После окончания Петербургского университета в 1885 был оставлен для подготовки к профессорскому званию.

    Член Петербургского общества естествоиспытателей и Вольного экономического общества, Вернадский стал известен как автор многих публикаций по вопросам почвоведения, физической географии, минералогии. В 1890 он был приглашён в Московский университет преподавать минералогию. Наряду с минералогией занимался кристаллографией, историей естественных наук и написал капитальные монографии по этим темам.

    Жизнь Вернадского богата событиями: он много путешествовал, был дружен со множеством людей и в 1906 даже избран членом Госсовета от Московского университета, но главным делом его жизни была напряжённая деятельность учёного. Он обладал поразительной работоспособностью до глубокой старости, работая по 10–12 часов в сутки. С 1906 стали выходить в свет отдельные части его труда «Опыт описательной минералогии», в 1910 он первым в мире понял, что открытый супругами Кюри радий позволит преобразовывать радиоактивные элементы и создавать такие, распад которых приведет к появлению гигантской энергии.

    В 1911 Вернадский вместе с лучшими профессорами ушел из Московского университета в знак протеста против реакционной политики Министерства просвещения, направленной на ограничение свободы университетов. В 1912 Вернадский был избран ординарным академиком Академии наук. Организованная им экспедиция открыла первое месторождение урановых руд в нашей стране. В 1914 он был назначен директором Геологического и Минералогического музея Академии наук. В 1915 стал председателем Комиссии по изучению естественных производительных сил России. В 1917 у Вернадского был обнаружен туберкулёз, и он уехал на Украину, отказавшись эмигрировать в Англию. Вернадский пережил события гражданской войны в Киеве, где им была создана Украинская академия наук, первым президентом которой он стал. В 1922–26 читал курс лекций в Сорбонне во Франции и в 1926 вернулся на родину. Крупнейший организатор научных учреждений, Вернадский возглавил Государственный радиевый институт и Биогеохимическую лабораторию.

    В 1926 он опубликовал свою монографию «Биосфера», став основоположником нового учения. Биосферой Вернадский назвал оболочку Земли, где протекают биохимические процессы. По мысли Вернадского, в результате человеческой деятельности биосфера перейдет в новое состояние – ноосферу , то есть сферу разума, когда люди будут не только черпать из неё ресурсы, но и преобразовывать её для умножения взятого. Труды Вернадского принципиально изменили научное мировоззрение XX века.