Маша Миронова - истинная любовь Петра Гринёва и нравственный идеал писателя. Образ Маши Мироновой в повести А. Пушкина «Капитанская дочка

Ведерникова Екатерина

В ходе работы над проектом автор рассмотрела образ Марии Мироновой из повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", проследила все изменения, произошедшие с главной героиней, объяснила их причину. Ученицей также исследованы отзывы критиков о данном литературном произведении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.

« «Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Выполнила учащаяся 8А класса

Ведерникова Екатерина

Учитель

Соловьева Анна Дмитриевна

Тула

2017

Цель работы : проследить все изменения, произошедшие с Машей Мироновой, объяснить их причину.
Задачи работы : 1. Образ Маши Мироновой.

2. Отзывы критиков о Марии Мироновой как литературной героини.

Введение

  1. Образ капитанской дочки
  2. Характер Маши Мироновой
  3. Эволюция образа Маши Мироновой

Заключение

Введение

Исторические произведения художественной литературы – один из способов познания той или иной эпохи. Всякое историческое произведение познавательно. Главным назначением исторического произведения является попытка связать прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Наша работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для создания того или иного литературного образа. Писатели разных эпох по разным причинам обращались к прошлому, в прошлом пытались найти ответы на вопросы современности. Этот способ поиска истины остаётся актуальным и до сих пор. Современного человека по-прежнему волнуют проблемы философского характера: что есть добро и зло? как прошлое влияет на будущее? в чём смысл человеческой жизни?. Поэтому обращение современного читателя к исторической прозе закономерно.

175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Произведение актуально и по сегодняшний день. Его называют « самым христианским произведением русской литературы».

Мысль исторической повести из пугачевского восстания возникла у Пушкина под влиянием общественной ситуации начала 1830-х годов. В основе повести лежат исторические факты - восстание Емельяна Пугачева. При создании «Капитанской дочки» Пушкин использовал огромное количество источников. На основе секретных материалов составил биографию пугачевского атамана Ильи Аристова.

«В «Капитанской дочке» история Пугачевского бунта или подробности о нем как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную и страшную годину. » П. А.Вяземский

Повесть Пушкина посвящена крупному историческому событию, а заглавие вроде бы не связано с этим событием. Почему заглавной героиней становится Маша Миронова? Выбор названия позволяет предположить, что образ Маши очень важен, автор хотел показать, как складывалась судьба героев в круговороте исторических событий. Поэтому автор выбирает ее и Петрушу, и показывает их характеры в развитии, в процессе становления личности. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких-то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен. Маша Миронова - воплощение гармонической ясности. Она существует для того, чтобы вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка с самой обыкновенной внешностью, но за этой простотой таится настоящее нравственное богатство. В «Капитанской дочке» тесно переплетаются история любви и сказка, интересы государства, сословия и отдельной личности. На запрос цензора Корсакова П.А.: «Существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?» Пушкин дал письменный ответ 25 октября 1836 года: « Имя девицы Мироновой – вымышлено. Роман мой основан на придании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины».

1. Образ капитанской дочки

Пушкин лаконичен при изображении главной героини. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Она не была красавицей. Можно отметить, что героиня застенчива, скромна и всегда молчалива. Маша вначале не производит никакого впечатления на Гринева. Но вскоре у Гринева меняется мнение о Марии. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку». Что значат эти слова в словаре Ожегова: «Благоразумие – рассудительность, обдуманность в поступках. Чувствительный – обладающий повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям».

Мы догадываемся, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И в 5 главе Пушкин называет нам это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и естественность его проявления остаются незамеченными для большинства читателей. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Мария отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью. Исследователь А.С. Дегожская утверждает что, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы видим, что Марии тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

2. Характер Маши Мироновой

После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Здесь открывается нам решительность и твердость ее характера. Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество. В дни испытаний и перед лицом опасности Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Мария - уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Мы не могли подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, произнесла такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».

Мария Миронова – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. Когда Гринева забирают в тюрьму эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим долгом спасти его. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем неповинного жениха» Д. Благой.

Маша Миронова, из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Несмотря на то, что на Маше Мироновой печать другого времени, иной среды, захолустья, где она выросла и сформировалась, она стала у Пушкина носительницей тех черт характера, которые органичны для коренной натуры русской женщины. Подобные ей характеры свободны от восторженного жара, от честолюбивых порывов к самопожертвованию, но всегда служат человеку и торжеству правды и человечности. «Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство», – писал Пушкин.

3.Эволюция характера Маши Мироновой

С большой симпатией обрисована Пушкиным семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что именно в такой семье, патриархальной, добросердечной, с христианским отношением к людям и миру, и могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высоким моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.
В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она «трусиха». Бесприданница, у которой только и есть, что «частый гребень, да веник, да алтын денег». Со временем нам открывается характер Марии. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но благородство не позволяет ей поступиться принципами. Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.

Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, и сделали ее сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. Маша стала взрослее в этих испытаниях.
Таким образом, на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.
А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души. Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственность, верность слову, решительность, искренность. И в награду ей достается заслуженное счастье.


Заключение
Встречаясь с Машей Мироновой на протяжении всего произведения, нельзя не восхищаться ее отзывчивостью, умением сострадать, любить и прощать, готовностью идти на любые жертвы и совершать самые смелые поступки ради любви и дружбы. Я уверена, что обаятельный образ капитанской дочки, созданный А. С. Пушкиным, - достойный пример для подражания и в наши дни.
Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”. Она истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

«Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду и вот-то полной правды о себе самих мы почти уже и не слышим теперь или столь редко слышим, что и Пушкину, пожалуй бы, не поверили, если б не вывел и не поставил он перед нами этих русских людей столь осязаемо и бесспорно, что усомниться в них или оспорить их совсем невозможно.»Ф.М.Достоевский

«А что за прелесть Мария! Как бы ни было она принадлежит Русской былине о Пугачеве. Она воплотилась с нею, и отсвечивается на ней отрадным и светлым оттенком. Она другая Татьяна того же поэта. П.А.Вяземский. А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

Список используемой литературы:

1.Д.Д.Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. - М.: «Художественная литература», 1973

2.Д.Д.Благой. Роман о вожде народного восстания(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина)//Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М., 1978

3.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. – Л.,1987

4.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 томах. – М., 1985

5.Русская критика о Пушкине. – М.,1998

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта. Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой. Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша - обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». О её характере: «Смела ли Маша? -- отвечала ее мать. -- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки».

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой. Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки. Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев. Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха. Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева - человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» . Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному .

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» , поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому. Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» . Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства - её освобождает Пугачёв - убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» .

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её. Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» . Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша. Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» .

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» , Маша отправляется в Петербург. Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» . А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва. Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности.

А.С. Пушкин в своем творчестве часто создавал различные женские образы: Татьяна Ларина, Мария Троекурова, Лиза Муромская, Людмила и другие. Однако одной из самых необычных женщин в его прозе стала главная героиня «Капитанской дочки». Чем же образ Маши Мироновой отличался от других? Давайте разберемся.

Немного о предыстории написания повести «Капитанская дочка»

Хотя повесть называется в честь главной героини, в центре сюжета находится ее возлюбленный - Петр Гринев и бунтовщик Емельян Пугачев. Более того, изначально в произведении бунту Пугачева было уделено значительно больше места, а главным героем должен был стать офицер, примкнувший к восставшим (Швабрин).

Однако такое построение сюжета представляло бунт с позитивной стороны. А в Царской России времен Пушкина цензура была весьма строгой, и повесть, фактически восхваляющая антимонархическое восстание, могла остаться неопубликованной.

Зная об этом, Александр Сергеевич сменил настроение главного героя, сократил упоминания о бунте и его причинах и сосредоточил сюжет на истории любви. В результате всех этих переделок образ Маши Мироновой оказался в центре всех событий. Хотя в честь этой героини и названа повесть, тем не менее Гриневу и его взаимоотношениям с Пугачевым в произведении все также уделено немало внимания.

Биография Марии Мироновой

Прежде чем подробно рассмотреть образ Маши Мироновой, кратко стоит узнать о содержании повести «Капитанская дочка». При этом более целесообразно представить события не с точки зрения Гринева-рассказчика, а как часть биографии героини.

Мария Ивановна Миронова была единственной дочкой капитана Белгородского гарнизона Ивана Кузьмича и его волевой жены - Василисы Егоровны.

Чуть ранее знакомства с Петром Гриневым к ней сватался офицер Алексей Швабрин. Учитывая, что Миронова была бесприданницей, молодой человек был для девушки отличной партией в финансовом и социальном плане. Однако Мария не любила его, поэтому ответила отказом.

Обиженный офицер, затаив обиду, начал распространять о девушке лживые слухи. Эти наветы способствовали тому, что Гринев поначалу относился к Маше негативно. Но познакомившись с ней поближе, увлекся девушкой, вызвал на дуэль клевещущего Швабрина и был ранен.

Выхаживая его, Маша Миронова искренне влюбляется в Гринева, и тот предлагает ей руку и сердце. Получив согласие любимой, шлет письмо отцу, сообщая о намерении жениться и прося благословения.

Но на пути счастья Маши и Петра вновь становится Швабрин, который сообщает родным Гринева о дуэли и ее причине. Теперь отец отказывает сыну в благословении. Маша не желает ссорить любимого с его семьей и отказывается тайно выходить за него замуж.

Тем временем Емельян Пугачев поднимает бунт, объявив себя Петром II. Его армия движется к Белгородской крепости. Комендант, понимая, что они обречены, пытается спасти Машу: переодевает ее в крестьянскую одежду и прячет в доме священника. Когда пугачевские войска берут крепость, большинство ее обитателей переходят на сторону мятежника. Однако несколько офицеров остаются верными присяге. За это их казнят.

Единственный, кому удается выжить - это Гринев, который когда-то помог Пугачеву, не зная на тот момент, кто он. Вместе с верным слугой Петр отправляется в Оренбургскую крепость. Но Марию, оставшуюся сиротой, взять с собой он не имеет возможности, так как она тяжело заболела.

Об убежище Марии становится известно Швабрину, присягнувшему Пугачеву и назначенному комендантом Белгородской крепости. Офицер запирает девушку и требует, чтобы она вышла за него замуж. Получив очередной отказ, морит ее голодом.

Девушке удается передать письмо любимому, и он спешит ей на помощь. Хотя Гринева вновь захватывают сторонники Пугачева, «воскресший Петр II» еще раз милует юношу и помогает ему воссоединиться с любимой.

Преодолев массу препятствий, Маша и Петр добираются домой к Гриневым. Личное знакомство с невестой юноши благотворно подействовало на Андрея Гринева, и он согласился на брак.

Но пока мятеж не подавлен, Петр считает своим долгом воевать. Скоро бунт удается усмирить. Среди арестованных оказывается и Швабрин, который, дабы отомстить Гриневу, клевещет на него. Петр тоже арестован и приговорен к ссылке. Боясь за судьбу Маши, он ничего не рассказывает о причинах своих отношений с Пугачевым.

Узнав об этом, Маша самостоятельно едет в столицу, чтобы рассказать правду и спасти Гринева. Судьба оказывается милостивой к ней: она случайно знакомится с царицей Екатериной. Не зная, кто ее собеседница, девушка рассказывает всю правду, и императрица милует юношу. Тогда влюбленные отправляются домой и женятся.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Разобравшись с биографией, стоит больше внимания уделить характеру героини. На протяжении всей повести Пушкин образ Маши Мироновой преподносит как образ девушки из народа. Именно по этой причине к каждой главе, в которой она фигурирует, подобран эпиграф из народных песен.

На момент начала действия Маше уже 18 лет, и по меркам тех времен - она уже засиделась в девках. Несмотря на это, миловидное создание не превратилось в жадную искательницу мужа. Маша не старается прихорашиваться, а одевается просто. Свои белокурые волосы гладко зачесывает в обычную прическу, а не сооружает из них замысловатые композиции, как было принято у дворянских барышень тех времен.

Смирение и авантюризм - две стороны характера Марии Мироновой

Хотя некоторые исследователи называют Миронову вариацией образа Татьяны Лариной - это спорное утверждение. Ведь девушки очень разные. Так, Татьяна поначалу активно борется за свою любовь, нарушая определенные нормы приличия (признается в любви мужчине первой), но позже смиряется, выходит замуж за выбранного родителями богатого и знатного мужчину и отказывает Онегину.

У Марии Мироновой все иначе. Полюбив, она полна смирения и готова отказаться от своего счастья для пользы Гринева. Но когда любимому угрожает ссылка, девушка проявляет невиданное для себя мужество и едет просить за него саму царицу.

Стоит отметить, что такой поступок для барышни XIX в. был настоящей дерзостью. Ведь не имея нужных связей в обществе, незамужняя девица, всю жизнь прожившая в глухой провинции, едет в Петербург. А в те времена кроме царицы остальным женщинам империи не особо дозволялось вмешиваться в «мужские» дела вроде политики. Получается, поступок Маши - это авантюра.

Иногда исследователи сравнивают и с другой пушкинской героиней этот образ (Маша Миронова - «Капитанская дочка»). Речь идет о героине романа «Дубровский» Маше Троекуровой, которая в самом финале не нашла в себе мужества добиться своего счастья и сдалась на волю обстоятельств.

Отдельные литературоведы утверждают, что образ Маши Мироновой непоследователен. Ведь проявляя постоянно покладистый характер и благоразумие, в финале она неизвестно откуда берет необычайную смелость, хотя по логике должна была бы смиренно поехать в ссылку, как жены декабристов или Сонечка Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». Такую перемену в нраве можно объяснить тем, что девушка в короткий срок потеряла любимых родителей, пережила массу потрясений, и, чтобы выжить, вынуждена была измениться и стать смелой.

Отношения Маши с родителями

Рассматривая образ Маши Мироновой, стоит обратить внимание на ее отношения с семьей. Родители девушки были людьми искренними и честными. По этой причине карьера у отца особо не сложилась, да и состояние скопить Мироновым не удалось. Хотя они не бедствовали, но денег на приданое для Машеньки не имели. Поэтому особых перспектив в плане замужества у девушки не было.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна хотя и воспитали дочь приличной девушкой с благородной душой, но ни образования, ни положения в обществе ей не предоставили.

С другой стороны, они всегда учитывали мнение дочери. Ведь когда она отказалась от прекрасного жениха (Швабрина), который мог бы обеспечить ее будущее, Мироновы не стали упрекать и неволить девушку.

Капитанская дочка и Швабрин

Отношения с Алексеем Ивановичем особо характеризуют Машу. Хотя этот герой был некрасив собою, но он был достаточно образованным (говорил по-французски, разбирался в литературе), обходительным и умел очаровать. А для юной провинциальной простушки (которой, в сущности, и была героиня) вообще мог казаться идеалом.

Его сватовство с Мироновой выглядело как большая удача для «престарелой» бесприданницы. Но девушка внезапно ответила отказом. Возможно, Маша почувствовала подлую сущность несостоявшегося жениха или узнала какие-то слухи о его поведении. Ведь тот когда-то предлагал Гриневу соблазнить девушку за пару сережек, а значит, мог иметь опыт подобного соблазнения других барышень. А может Швабрин просто не понравился юной и романтичной Маше. Такие наивные девушки склонны влюбляться в красивых и немного глуповатых парней вроде Гринева.

Почему ее отказ так задел мужчину? Возможно, тот хотел жениться на ней, чтобы в будущем стать приемником ее отца. А поскольку невеста была без приданого и имела покладистый нрав, то герой рассчитывал, что она до конца своих дней будет ему благодарна. Но провинциальная бесприданница внезапно ответила отказом, разрушив его честолюбивый план.

Образ Маши Мироновой, в частности, ее высокая нравственность, более подробно раскрывается в свете дальнейших взаимоотношений с несостоявшимся женихом. Она никак не оправдывалась, когда тот распускал о ней сплетни. А оказавшись в его власти, когда Швабрин пытался морально сломать ее, мужественно выдержала испытание.

Маша Миронова и Петр Гринев

Взаимоотношения этих персонажей также весьма показательны. Их любовная история выглядит весьма традиционно: стихи, дуэль, запрет родителей и преодоление массы препятствий на пути к своему счастью. Но через эту историю показана вся глубина душевного благородства Маши. Ее чувства являются более осмысленными и глубокими, нежели у Гринева. В частности, очень любя своих родителей, девушка не желает размолвки между Петром и его отцом.

Первое расставание она переносит более стоически, чем Гринев, который мечется и оказывается на грани того, чтобы либо сойти с ума, либо предаться распутству.

После захвата крепости Пугачевым и убийства родителей Маши любовь героев только крепнет. В определенный момент каждый из них, рискуя жизнью, спасает другого.

Прототипы капитанской дочки

У Маши Мироновой было несколько прототипов, на основе которых Пушкин и создал этот образ. Так, в те времена был распространена шутка о встрече немецкого правителя Иосифа II с дочкой неизвестного капитана. Впоследствии Александр Сергеевич адаптировал ее под историю встречи с Екатериной II и даже назвал так повесть - «Капитанская дочка».

Своей простотой и близостью к народу Миронова обязана героине Вальтера Скотта - Джини Динс ("Эдинбургская темница"). Ради спасения своей сестры эта скромная и благородная шотландская крестьянка поехала в столицу и, добившись аудиенции у королевы, спасла несчастную от смертной казни. Кстати, из этого же романа Пушкин позаимствовал идею, использовать слова народных песен в качестве эпиграфов.

Одним из самых любимых Александром Сергеевичем Пушкиным женских литературных образов, созданных им же самим, была Маша Миронова - капитанская дочка. Характеристика ее, данная автором в одном из первых русских произведений прозы, действительно умиляет. Сюжет повести взят из мемуаров пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева. Но, как свидетельствуют литературоведы, сама героиня имеет немемуарное происхождение. Творчески создавалась повесть «Капитанская дочка». Маша Миронова, образно говоря, была создана Пушкиным исходя из увиденного им самим типажа женщины. Прообразом внешности и характера Маши послужила Марья Васильевна Борисова, дочка тверского дворянина Василия Григорьевича Борисова. На рождественском балу 1829 года, данном в г. Старица Тверской губернии местным купцом Сергеевич видел эту барышню, танцевал и разговаривал с ней.

Жизнь с родителями

Приехавший служить Петр Гринев видит, как спокойно и размеренно живет с родителями капитанская дочка. Характеристика Маши Мироновой обычна для простой русской девушки. Восемнадцатилетняя особа волею судьбы необразованна, поскольку проживает «в медвежьем углу» - в Где уж здесь взять учителей? Глава семьи, выслужившийся из простых солдат, - комендант крепости. Мать Маши - Василиса Егоровна - «баба-гром», она фактически является главой семьи. Женщина ведет уклад «по-народному», не кичась происхождением из небогатых дворян. Она, одетая простонародно, одинаково руководит соленьями и делами в крепости. Ей постоянно помогает по хозяйству дочь. Фактически принимая все решения и ощущая свое превосходство, Василиса уважительно относится к мужу, всегда называя по имени и отчеству - Иваном Кузьмичем. Поэтому отношения в семье - добрые, гармоничные. В прислуге у Мироновых лишь одна девка - практически со всеми делами сами справлялись мать и дочь.

Свою дочку, русую, круглолицую, румяную, мать называет трусихой. Однако, как мы видим по сюжету, трусость - это не ее стихия. В повести основную сюжетную нагрузку несет именно Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика ее очаровывает: наивная, нежная, робкая, очень женственная. Речь девушки простонародна, однако ее речевые обороты указывают на Все услышанное она осмысливает, пропускает сквозь себя, о чем говорят следующие цитаты: «я.. обмерла», «он… мне противен», «меня беспокоило…». Ей, конечно, не хватает образования, но мышление развито и образно.

При необходимости девушка способна проявить твердый и решительный характер. Не подстраивается Маша под обстоятельства. Казалось бы, для нее, бесприданницы, выгодно выйти замуж за небедного кавалера, одаривающего ее (имеется в виду сосланный в крепость из-за дуэли аристократ Швабрин), но она отказывается от подарков, поскольку естественная, природная проницательность позволяет ей рассмотреть в этом человеке низость и подлость. И даже будучи по уши влюбленной в Гринева, девушка придерживается строгих моральных устоев, не соглашается с предложением молодого человека жениться без благословения родителей. Несомненно, цельной и честной девушкой изображена Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика девушки дается Пушкиным иная, чем, допустим, в произведении "Евгений Онегин". Маша показана как девушка, способная на поступок и жертвенность.

Осиротевшая Маша

Своей стойкостью она похожа на мать, Василису Егоровну. Когда гарнизону крепости (а в сущности - небольшого села за деревянным частоколом) угрожало нападение армии Емельяна Пугачева, та, отослав дочку к родственниками в Оренбург, сама осталась, чтобы разделить судьбу мужа. После того как мятежные казаки повесили Ивана Кузьмича и вывели ее, раздетую донага, из дома, мать Маши без тени страха, не прося пощады, попросила мучителей о такой же смерти, рядом с мужем.

Стойко перенесла горе утраты Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика ее в более чем убедительна. Маша, достойная дочь своей матери, не боится, когда клятвопреступник Швабрин, присягнувший Пугачеву, силой заточил ее, требуя выйти за него замуж. Она как божий дар восприняла свое освобождение Петром Гриневым, совершенное не без помощи самого Пугачева (помощь была оказана атаманом из уважения к Гриневу, хоть тот остался верен царице Екатерине). Родители Гринева, куда уехала осиротевшая Маша, приняли ее как родную. Все кастовые предубеждения были ими отброшены. Добрая и честная девушка стала им как дочь. Они крепко полюбили ее.

Когда же любимого арестовали, заподозрив в пособничестве девушка нашла в себе смелость подойти к единственному человеку, который был в состоянии спасти обреченного на казнь человека, - царице. Душевная, открытая Маша нашла слова, убедившие Екатерину Великую.

Вывод

Душевная красота человека не зависит от его благосостояния. В повести «Капитанская дочка» очень трогательно, впервые для русской литературы показаны два неаристократа - Петр Гринев и Маша Миронова, жертвующие собой друг для друга, влюбленные друг в друга. Они оба смелы и благородны, способны не ждать своей участи, а противостоять превратностям судьбы. Но одно не вызывает сомнений: фактически главой их семьи станет Маша, и она так же, как и ее мать, будет брать на себя основной груз семейных обязанностей.

Само звучание словосочетания «капитанская дочь» образ Маши Мироновой рисует совершенно иным, не таким, как описано на страницах повести. Кажется, что это должна быть девушка с озорным, дерзким характером, смелая и кокетливая.

Однако главная героиня книги - совершенно другая девушка. Она напрочь лишена кокетства, ей не свойственен задор юности и желание молоденьких девушек нравиться всем без исключения. Мария являет собой иной образ. Маша Миронова - сочинение каждого школьника цитирует этот отрывок - «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», скромная восемнадцатилетняя девушка. Вряд ли кто-то из юных читательниц сочтет ее привлекательной особой, достойной подражания.

Жизнь и воспитание

Образ Маши Мироновой неразрывно связан с характеристиками ее родителей - Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Жизнь их протекала вБелогорской крепости, недалеко от Оренбурга. Они жили в небольшой деревушке с тесными улочками и низкими избами, где самкомендант занимал простой деревянный домик.

Родители Марии Мироновой были людьми искренними и сердечными. Капитан слыл человеком малообразованным, но отличался честностью и добротой к людям. Василиса Егоровна - женщина радушная, привыкшая к военному укладу жизни. За много лет она научилась ловко управлять крепостью.

Словом, девушка жила замкнуто, общаясь, в основном, с родителями.

Ее мать говорила, что Маша - девушка на выданье, но приданого у нее совершенно никакого нет, поэтому хорошо, если найдется который женится на ней. Не исключено, что Василиса Егоровна делилась своими мыслями и с дочерью, что вряд ли могло добавить ей уверенности.

Истинный характер капитанской дочки

Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова - образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.

Испытания в жизни Марии Мироновой

Долю этой девушки нельзя назвать легкой. Однако образ Маши Мироновой раскрывается под влиянием трудностей более полно.

Например, после казни родителей, когда Марию приютила попадья, а Швабрин посадил ее под замок и попытался заставить выйти за него замуж, она сумела написать Петру Гриневу о своем положении. Избавление пришло к девушке в совершенно неожиданном обличье. Ее спасителем стал Пугачев, убийца ее отца и матери, который отпустил их с Гриневым. После освобождения Петр отправил девушку жить к своим родителям, искренне полюбившим Марию. Маша Миронова - образ настоящей русской но при этом ранимой и чувствительной. При том что она падает в обморок от выстрела пушки, в вопросах, касающихся ее чести, девушка проявляет невиданную твердость характера.

Лучшие душевные качества героини

Образ Маши Мироновой еще более полно раскрывается после ареста Петра Гринева, когда она проявила истинное благородство своей натуры. Виновницей беды, произошедшей в жизни возлюбленного, Мария считает себя и беспрестанно думает, как вызволить жениха. За кажущейся робостью девушки скрывается героическая натура, способная на все ради близкого человека. Маша отправляется в Петербург, где в саду Царского Села встречает знатную даму и решается поведать ей о своих несчастиях. Ее собеседница, которой оказалась сама императрица, обещает помочь. Решимость и твердость, проявленная девушкой, спасает Петра Гринева от заключения.

Образ Маши Мироновой в повести претерпевает сильную динамику. Несчастье, случившееся с Гриневым, позволяет раскрыться ей как твердой, зрелой, можно сказать, героической личности.

Мария Миронова и Машенька Троекурова

А. С. Пушкин приступил к написанию повести «Капитанская дочка» в 1833 году. Замысел этой книги, скорее всего, возник, когда писатель работал над повестью «Дубровский». В этом произведении Пушкина также есть женский образ. Маша Миронова, сочинение о которой обычно пишут школьники, являет собой совершенно другую личность, чем ее тезка.

Мария Троекурова также живет уединенно, правда, в изнеженных условиях, в родительском поместье. Девушка любит романы и, конечно, ждет «прекрасного принца». В отличие от Маши Мироновой, она не смогла отстоять свою любовь, у нее не хватило решимости на это.

Кажется, что счастливым финалом, которым заканчивается «Капитанская дочка», автор пытается сгладить кровопролитие, произошедшее в «Дубровском».

Образ Маши Мироновой и Татьяны Лариной

Образ нашей героини в определенной степени созвучен другому женскому характеру, созданному А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», - Татьяны Лариной. «Капитанская дочка» была написана позднее «Евгения Онегина» примерно на пять лет. Образ Маши Мироновой раскрывается более полно и глубоко, чем характеристика Татьяны. Возможно, это, отчасти, связано с тем, что сам автор стал немного взрослее. Маша также, но еще больше, чем Татьяна, родственна народной среде.

Главная тема и идея произведения

Основная проблема, которую обозначает Пушкин в своем романе, - это вопрос чести и долга. Об этом можно догадаться уже по эпиграфу, представленному в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду». Основные герои повести проявляют эти качества по-своему. Петр Гринев, несмотря на тяжелые обстоятельства, верен данной присяге. Швабрин, не задумываясь и не вникая в проблемы страны и народа, переходит на сторону Емельяна Пугачева. Слуга Гринева, Савельич, предан Петру, выполняет наказ старого барина, следит за сыном, ухаживает за ним. Иван Кузьмич, комендант погибает, выполняя свой долг.

Образ главной героини повести также неотъемлемо связан с понятиями долга, отваги и верности. Мария Миронова, как и старый капитан, скорее, готова умереть, чем сделать что-то, противное ее совести.

Другая ведущая тема «Капитанской дочки» — это тема семьи, отчего дома, личных отношений. В повести автор представляет два семейства — Гриневых и Мироновых, которые передали своим детям, Петру и Марии, лучшие человеческие добродетели.
Именно в условиях семьи формируются нравственные качества, такие как духовность, человеколюбие, милосердие. Эта тема в повести столь же важна, как и тема долга.

Образ Маши Мироновой кратко характеризуется буквально парой слов, и в сознании, чаще всего, всплывает облик скромной, румяной, круглолицей девушки. Глубина ее характера заставляет понять, насколько прячется под незатейливой внешностью.