Определение термина "язык". Язык — Толковый словарь Даля

  1. Язык - I Язы́к (lingua, или glossa) непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Я. рыб образован складкой слизистой оболочки... Большая советская энциклопедия
  2. язык - -а, м. 1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства. - Жизнь каторжная! - ворчал он, перекатывая языком во рту крохи черного хлеба. Малый академический словарь
  3. язык - (lingua, glossa), вырост дна ротовой полости у позвоночных животных, выполняющий функции транспортировки и вкусового анализа пиши. Я. рыб, за исключением двоякодышащих, не имеет мускулатуры и движется совместно с подъязычно-жаберным скелетом. Биологический энциклопедический словарь
  4. язык - язы́к род. п. -а́, мн. языки́, нередко с семинаристским ударением язы́ки, диал. лязы́к "язык", новгор., белозерск. (где л- – от лиза́ть), язычо́к, укр. язи́к, блр. язы́к, др.-русск. ɪазыкъ, ст.-слав. ѩзыкъ γλώσσα, ἔθνος (Остром., Клоц., Супр.), болг. Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. язык - язык I м. 1. Подвижный, имеющий удлиненную форму мышечный орган в полости рта у человека и позвоночных животных, с помощью которого осуществляется процесс пережевывания и глотания пищи, выявляются её вкусовые качества. || Такой орган как орган вкуса. Толковый словарь Ефремовой
  6. Язык - Во всех странах и у всех народов существует обширный сексуально-эротический словарь. Он содержит особые выражения или обороты речи для обозначения женских и мужских половых органов, полового сношения, ласк и других областей любви и сексуальности. Сексологическая энциклопедия
  7. ЯЗЫК - ЯЗЫК - в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. Участвует в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). На языке расположены вкусовые рецепторы. ЯЗЫК - .. Большой энциклопедический словарь
  8. ЯЗЫК - 1. Я. (англ. language) - система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов - явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Большой психологический словарь
  9. язык - Средство общения в человеческом обществе; способность говорить, писать, словесно выражать свои мысли; выраженная мысль, речь; стиль, слог изложения. О звучании речи, характере произношения звуков. Словарь эпитетов русского языка
  10. язык - ЯЗ’ЫК, языка (языка ·книж. ·устар., только в 3, 4, 7 и 8 ·знач.), ·муж. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Толковый словарь Ушакова
  11. язык - 1. язык, языки, языка, языков, языку, языкам, язык, языки, языком, языками, языке, языках 2. язык, языки, языка, языков, языку, языкам, языка, языков, языком, языками, языке, языках Грамматический словарь Зализняка
  12. ЯЗЫК - ЯЗЫК - англ. language; нем. Sprache. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации. см. РЕЧЬ. Социологический словарь
  13. язык - ЯЗЫК -а; м. 1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства. Розовый длинный я. собаки. Шершавый кошачий я. Облизать губы языком. Обжечь... Толковый словарь Кузнецова
  14. ЯЗЫК - ЯЗЫК – первичная, наиболее естественная и общедоступная репрезентация мира. Естественность языка, дающая о себе знать в его наличии у любого общества (живое существо без того или иного языка науке неизвестно)... Новая философская энциклопедия
  15. язык - Орган в ротовой полости позвоночных, выполняющий функции транспортировки и вкусового анализа пищи. Строение языка отражает специфику питания животных. Биология. Современная энциклопедия
  16. Язык - I Язык (lingua) мышечный орган полости рта. В языке различают верхушку, тело и корень. У новорожденного язык короткий, широкий и толстый, целиком лежит в полости рта, его корень расположен горизонтально. Медицинская энциклопедия
  17. язык - 1) система знаков любой конфигурации, служащая средством человеческого (в том числе и национального) общения, а также мышления; 2) средство-хранения и передачи информации; 3) одно из средств, управления поведением человека... Этнографический словарь
  18. язык - орф. язык, -а Орфографический словарь Лопатина
  19. язык - Субпродукт (см.); в кулинарии обычно используется говяжий (коровий, воловий, бычий) и телячий языки. Говяжьи языки весят 1,5-2 кг, телячьи - 0,5 кг. Кулинарный словарь
  20. - ЯЗЫК - сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности... Новейший философский словарь
  21. язык - 1. ЯЗЫК1, а, мн. и, ов, м. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Лизать языком. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный... Толковый словарь Ожегова
  22. язык - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка

Язык (lingua) - мышечный орган полости рта.

В языке различают верхушку, тело и корень. У новорожденного язык короткий, широкий и толстый, целиком лежит в полости рта, его корень расположен горизонтально. По мере роста ребенка корень языка постепенно опускается вместе с гортанью, приобретая все более вертикальное положение. Размеры и форма языка у взрослых имеют индивидуальные особенности. Длина его равна 70-120 мм , ширина 45-75 мм , масса 69-95 г . Верхняя поверхность Я. (спинка) обращена к небу, нижняя примыкает ко дну полости рта; край Я. граничит с зубами и деснами, корень обращен к глотке. На спинке Я. видна срединная борозда, на границе тела и корня проходит пограничная борозда, имеющая V-образную форму. В месте соединения двух ветвей пограничной борозды по средней линии находится слепое отверстие Я. От корня Я. к надгортаннику идут срединная и две боковые язычно-надгортанные складки, между которыми расположена парная ямка надгортанника. Нижняя поверхность Я. с расположенной на ней парной бахромчатой складкой соединяется с дном полости рта посредством уздечки.

Нижняя поверхность языка гладкая, покрыта многослойным неороговевающим эпителием; подслизистая основа способствует подвижности слизистой оболочки. На спинке языка подслизистая основа отсутствует, и слизистая оболочка неподвижно соединена с апоневрозом языка, состоящим преимущественно из коллагеновых волокон. Над апоневрозом в собственной пластинке слизистой оболочки находятся сплетения мелких артерий и вен. Предбороздовая часть спинки языка и его края покрыты множеством различных сосочков, от степени развития и расположения отдельных видов которых зависит индивидуальный узор поверхности языка.

Нитевидные сосочки - самые многочисленные (до 500 на см 2 ) размером в среднем 1,5´ 0,6 мм . Они располагаются на всей верхней поверхности тела и верхушке Я., придавая им бархатистый вид. Основу сосочка образует соединительная ткань собственной пластинки слизистой оболочки. От основы отходят вторичные сосочки, каждый из которых покрыт многослойным плоским ороговевающим эпителием, в связи с чем Я. приобретает беловатый оттенок. В основу сосочков языка входят сосуды и нервы; отдельные нервные волокна вместе с капиллярами проникают во вторичные сосочки. Нитевидные сосочки обладают тактильной чувствительностью, обеспечивают способность языка к восприятию объема и формы предметов, попадающих в ротовую полость. Конусовидные сосочки располагаются среди нитевидных и мало отличаются от последних. Они являются переходной формой к вкусовым сосочкам. Грибовидные сосочки локализуются на верхушке языка (до 90 на 1 см 2 ) и в средней части спинки (до 40-50 на 1 см 2 ). Они больше нитевидных по размерам, имени суженное основание и расширенную «шляпку», покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, в связи с чем имеют красноватый цвет. В грибовидных сосочках заложены терморецепторы и так называемые вкусовые почки, в которых сконцентрированы вкусовые рецепторы. Желобоватые сосочки в количестве от 7 до 12 располагаются в один ряд перед пограничной бороздой, не возвышаясь над поверхностью Я. Каждый сосочек имеет форму цилиндра диаметром 2-3 мм и окружен валиком, от которого его отделяет циркулярный желобок. В эпителии, покрывающем стенки желобка, имеется несколько рядов вкусовых почек. В желобок открываются серозные (эбнеровские) железы. Листовидные сосочки числом 15-20 (они хорошо выражены у детей) находятся в задней части краев Я. в виде параллельно расположенных возвышений, разделенных бороздами, в эпителии борозд находятся вкусовые почки: в борозды между сосочками открываются серозные железы. По краям корня Я. встречаются краевые (чечевицевидные) сосочки, сходные с грибовидными (рис. 1 ).

Слизистая оболочка корня Я. лишена сосочков, под эпителием в ней располагаются лимфатические фолликулы, образующие язычную миндалину. В слизистой оболочке и поверхностных слоях мышц Я. лежат язычные железы; они относятся к малым слюнным железам . В области верхушки Я. лежит смешанная передняя язычная (нунова) железа, протоки которой открываются на нижней его поверхности.

Мышцы Я. подразделяют на внутренние собственные мышцы и внешние (скелетные). Внутренние мышцы, изменяющие форму Я. (вытягивают, укорачивают, уплощают), образуют в языке трехмерно-пространственную решетку, в которую вплетаются волокна внешних мышц. По направлению волокон различают верхнюю и нижнюю продольные мышцы, которые тянутся от надгортанника до верхушки Я., поперечную и вертикальную мышцы. Мышцы правой и левой половины разделяет перегородка Я., проходящая в срединной плоскости. Внешние мышцы Я. идут к нему от соседних скелетных образований. Подбородочно-язычная мышца начинается от подбородочной ости нижней челюсти, веерообразно расходится в теле Я., перемежаясь с пучками вертикальной мышцы: тянет язык вперед и вниз. Подъязычно-язычная мышца идет от подъязычной кости к телу Я., частично продолжается в вертикальную мышцу, перемещает Я. вниз и назад. Непостоянная часть этой мышцы, начинающаяся от малого рога подъязычной кости, называется хрящеязычной мышцей. Шилоязычная мышца берет начало от шиловидного отростка височной кости, подходит к корню Я. и продолжается в продольные мышцы: она тянет Я. назад и вверх. Кроме того, к Я. идут небно-язычная мышца и глоточно-язычная часть верхнего констриктора глотки. Сухожильные волокна мышц вплетаются в апоневроз языка и его перегородку, часть волокон прободает апоневроз и оканчивается в слизистой оболочке, доходя до основания сосочков. В языке, помимо исчерченных мышечных волокон, составляющих основную массу мышцы, встречаются разветвленные волокна с центрально расположенными ядрами, напоминающие кардиомиоциты.

Кровоснабжение Я. осуществляется язычной артерией - ветвью наружной сонной артерии, образующей в толще Я. многочисленные анастомозы. Отток крови происходит через язычную вену, впадающую во внутреннюю яремную вену.

Лимфатические сосуды образуют сети в слизистой оболочке и мышцах Я. Лимфа от верхушки Я. оттекает в подбородочные, поднижнечелюстные и глубокие латеральные шейные лимфатические узлы обеих сторон, от тела и корня - в поднижнечелюстные и глубокие латеральные шейные узлы своей стороны, в т.ч. в яремно-двубрюшный и яремно-лопаточно-подъязычный узлы.

Иннервация осуществляется чувствительными. двигательными и вегетативными нервными волокнами. Слизистая оболочка двух передних третей Я. иннервируется язычным нервом - ветвью нижнечелюстного нерва. Содержащиеся в язычном нерве вкусовые волокна переходят далее по барабанной струне в лицевой нерв. Слизистая оболочка корня Я. иннервируется язычными ветвями языкоглоточного нерва, ямка надгортанника и ближайший к ней участок корня Я. - верхним гортанным нервом, являющимся ветвью блуждающего нерва. Мышцы Я. (наружные и внутренние) иннервируются подъязычным нервом. Симпатическая иннервация исходит из верхнего шейного узла, симпатического ствола, парасимпатическая - от поднижнечелюстного узла.

Функции языка многообразны. Он активно участвует в процессе обработки пищи в полости рта, способствуя ее перемещению при жевании, перемешиванию со слюной, обеспечивает вместе с мягким небом и глоткой проглатывание пищевого комка. Высокая тактильная чувствительность поверхности Я. позволяет определить наличие в пище твердых неразжеванных или несъедобных включений. Поднимаясь кверху и прижимаясь к небу, Я. изолирует полость рта от носовой полости, обеспечивая таким образом разделение ротового и носового дыхания. У грудных детей Я. участвует в акте сосания. Движения мышц языка принимают участие в формировании звуков речи, а также музыкальных звуков, оказывают влияние на артикуляцию и тембр голоса. В слизистой оболочке Я., ее сосочках сосредоточена основная часть рецепторного аппарата органа вкуса. Различные участки поверхности Я. обладают неодинаковой чувствительностью к вкусовым раздражителям. Так, к горькому вкусу более чувствителен корень Я., к кислому - края, к соленому - края и кончик, к сладкому - кончик языка.

— одна из величайших загадок человеческого бытия. Почему только люди, в отличие от всех других видов живых существ, обитающих на Земле, способны вести общение посредством языка? Как появился язык? Ученые на протяжении многих лет пытаются ответить на эти вопросы, но пока так и не нашли приемлемые ответы, хотя и выдвинули бесчисленное множество теорий; некоторые их этих теорий мы рассмотрим в этой статье.

Человеческий язык: возник ли он эволюционным путем из простых звуков, издаваемых животными, или был дан человеку

Богом? Все согласны с тем, что язык - главный признак, отличающий людей от других биологических видов. Наши дети овладевают навыками устной речи, едва достигнув четырехлетнего возраста; если ребенок в четыре года не умеет говорить, то это-следствие врожденной или приобретенной патологии. В целом же дар речи присущ всем людям — и никому из других живых существ, населяющих Землю. Почему только человечество обладает способностью к речевой коммуникации и как мы обрели эту способность?

Первые опыты и научные гипотезы.

Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть, ставили проблему происхождения языка .
Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы.
По взглядам на они разделились на две научные школы — сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».
Теория»фюсей» (fusei — греч. «по природе» ) отстаивала естественный,»природный» характер языка и, следовательно, закономерную, биологическую обусловленность его возникновения и структуры. Сторонники природного происхождения названий предметов, в частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена — это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Сторонники теории «тесей» (thesei — греч. «по установлению» ) среди которых былиДемокрит из Абдер (470/460 — первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э), утверждали условный, не связанный с сущностью вещей характер языка и, следовательно, искусственность, в крайнем выражении — сознательный характер его возникновения в обществе. Имена происходят от установления, согласно обычаю, договоренности между людьми. Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю.

Учеными были выдвинуты десятки гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка ; эти гипотезы в большинстве своем весьма умозрительны и существенно расходятся между собой.

Теория возникновения языка из звуков.

Многие биологи и лингвисты из числа сторонников идеи эволюции от простейших к человеку считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.

Теория создания языка силой человеческого разума

Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. В частности, Дуайт Болинджер (Dwight Bolinger), ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, говорит:

«Стоит задаться вопросом, почему всем формам жизни, населяющим Землю, пришлось ждать миллионы лет, прежде чем Homo сделал это [создал язык]. Неужели потому, что сначала должен был появиться определенный уровень интеллекта? Но как такое могло произойти, если интеллект всецело зависит от языка? Язык никак не мог быть предпосылкой для возникновения языка ».

Уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка. Так что гипотеза о появлении языка вследствие развития человеческого разума необоснованна и недоказуема.
Кроме всего прочего, ученые не могут доказать, что для языка необходим развитый интеллект. Таким образом, можно сделать вывод, что своей способностью к языковому общению мы обязаны отнюдь не нашему высокоразвитому интеллекту.

Теория внезапного возникновения языка

Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Они полагают, будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Приверженцы теории внезапного появления языка утверждают, что люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

Согласно этой теории, язык и все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система. Между тем, язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации которой просто не позволяет поверить в ее случайное возникновение. И даже если эту теорию можно рассматривать как модель появления языка, ее никак нельзя признать приемлемым объяснением происхождения такового, поскольку такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе, без творца.

Теория языка жестов

Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно.
Согласно данной теории, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу они не стремились донести до других какие-либо идеи; человек просто производил некоторое действие, другой видел это и затем повторял это действие. Например, один человек пытается сдвинуть с места какой-либо предмет, но сам не в силах сделать это; другой видит эти усилия и приходит ему на помощь. В итоге человек уяснил себе: для того чтобы ему помогли переместить что-либо, достаточно жеста, изображающего толкание.

Серьезнейшие недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам.
Жесты как вспомогательное средство общения продолжают использоваться современным человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания.

Теория звукоподражания

Данную гипотезу выдвинул в 1880 году Макс Мииллер (Miiller), но даже он сам считал ее не слишком правдоподобной. Согласно одной из гипотез, изначально слова имели звуковое сходство с понятиями, которые выражали (ономатопея). Например, понятие «собака» поначалу выражалось междометием «гав-гав» или «тяв-тяв», а звуки, напоминающие птичье чириканье или карканье, ассоциировались с издающими их пернатыми. Действия обозначались звуками, которые люди производили при выполнении этих действий; к примеру, принятие пищи передавалось с помощью чавканья, а поднятие тяжелого камня — с помощью натужного уханья.

Теория Мииллера казалась бы вполне логичной, но во всех языках нашего времени звучание слов не имеет ничего общего со «звуковым образом» выражаемых ими понятий; да и в древних языках, изучаемых современными лингвистами, не было ничего подобного.

Препятствия для возникновения языка эволюционным путем

Многим кажутся здравыми рассуждения о том, что люди могли придумать знаки и слова для обозначения простых предметов и действий, но как люди изобрели синтаксис? Человек никак не сможет сказать: «Дай мне еды», если все слова, которыми он располагает, — это «еда» и «я». Синтаксис-настолько сложная система, что люди не смогли бы «открыть» ее случайно. Для возникновения синтаксиса требовался разумный создатель, однако человек не мог быть этим создателем, поскольку не смог бы донести свое открытие до других. Мы же не мыслим нашу речь без метаязыка-множества служебных слов, которые не имеют лексического значения, но определяют значения других слов. Люди никак не могли бы по чистой случайности начать употреблять и понимать эти слова.

Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям; речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам.
Кроме того, эволюционистам никак не удается объяснить закономерности изменений, которые произошли в языках с момента появления письменности, сохранившей эти изменения для современных лингвистов. Самые древние языки — латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский, древнесирийский-гораздо сложнее любого из современных языков. Все, кто в наши дни сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние. Языки никогда не становились сложнее, чем были; напротив, со временем они только упрощались. Однако это никак не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось.

Теория сотворения языка

Предания, аналогичные истории о вавилонской башне, были отмечены среди самых изолированных народностей всех материков. Их можно разделить на три вида: первый говорит о большом строительстве, не упоминая о разделении языков (народности Африки, Индии, Мексики, Испании, Бирмы); устные хроники второго типа излагают свои версии происхождения языков, не упоминая о стройке (народы Древней Греции, Африки, Индии, Австралии, США, Центральной Америки), а истории третьего вида, подобно Библии, объединяют два этих события.

Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы — ипостасей Триединого Бога.
История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:1-3).

Но почему из всех сотворенных Им живых существ Бог наделил языком только людей? Ответ не этот вопрос мы находим в первой же главе Священного Писания:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:27).

Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык — одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям. Это — вполне здравое заключение, поскольку язык дает нам частичное представление о природе Бога. Как и Бог, язык немыслимо сложен. На его изучение может уйти вся жизнь; но при этом дети, едва научившись ходить, начинают понимать и употреблять язык.

Религиозные теории

Согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков:
На всей земле был один язык и одно наречие… И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, 11, 5-9).

Евангелие от Иоанна начинается следующими словами, где Логос (слово, мысль, разум) приравнивается к Божественному:

«В начале было Слово [Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

В Деяниях Апостолов (части Нового Завета) описывается событие, произошедшее с апостолами, из которого следует связь языка с Божественным:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния апостолов, 2, 1-14).

День Пятидесятницы, или Троицын день заслуживает того, чтобы кроме своего религиозного значения стать Днем Лингвиста или Переводчика.

Существование праязыка

О происхождении народов исследователи чаще всего судят по их языкам. Лингвисты подразделяют многие азиатские и африканские языки на семитические – по имени Шема или Сима – и на хамитские – по имени Хама, сынов Ноаха. К семитической группе языков;ссылка на языковые семьи; относятся древнееврейский, древневавилонский, ассирийский, арамейский, различные арабские диалекты, амхарский язык в Эфиопии и некоторые другие. Хамитскими являются относятся древнеегипетский, коптский, берберский языки, а также многие другие африканские языки и диалекты.

В настоящее время, правда, в науке существует тенденция объединять хамитские и семитические языки в одну семито-хамитскую группу. Народы, происходящие от Йефета, говорят, как правило, на индоевропейских языках. К этой группе относится подавляющее большинство европейских языков, а также многие из языков народов Азии: иранские, индийские, тюркские.

Что это был за «единый язык» , на котором разговаривали все люди мира?
Многие лингвисты подразумевали под общечеловеческим языком язык еврейский в виду того, что многие собственные имена первобытного мира, сохранившиеся в языках всех народов изгнания, построены из корней языка еврейского.

Согласно традиции иудаизма «Единый язык», на котором говорили люди до разделения на народы, был «Священный язык».Священный язык – «лошн койдеш» – это язык, на котором Создатель говорил с Адамом, и люди на нем говорили вплоть до Вавилонского столпотворения. Позднее на этом языке говорили пророки, и на нем было написано Священное Писание.

На факт использования, согласно Торе, древнееврейского языка первыми людьми указывает и Писание, где обнаруживается игра слов, не переводимая на другие языки. Так, жена называется по-древнееврейски иша от иш (муж), что указывает на единство и святость брачного союза. Имя Адам (человек) – от Адама (земля), Хава (по-русски Ева) – от Хай (живое), «ибо она была матерью всего живого», Каин – от Канити (я приобрела) и так далее. Этот язык получил название иврит по имени Эвера, потомка Шема, ибо Эвер сохранил этот язык, передав его Аврааму. Авраам пользовался священным языком только для святых целей.

Обиходным же языком Авраама был арамейский , весьма близкий к священному языку, но – в результате всеобщего употребления – утративший чистоту, строгость и грамматическую стройность иврита.
Примерно то же можно сказать и о другом семитском языке – арабском. Арабский как живой язык превосходит иврит письменных памятников изобилием синонимов и наличием точных обозначений предметов и выражений. Этими достоинствами, безусловно, обладал и иврит в эпоху пророков. Поэтому, читая поэтические отрывки Писания, мы сталкиваемся с совершенно другой лексикой, зачастую со словами, которые встречаются в Писании только один раз. В результате длительного пребывания евреев в изгнании первоначальное богатство Священного языка было утеряно, и дошедший до нас язык Библии – это лишь уцелевший остаток древнего иврита. Такова традиция и точка зрения иудаизма, изложенная в книге Кузари рабби Иеуды а-Леви.

Ученые интуитивно давно осознавали происхождение языков мира из единого источника. Так, немецкий философ XVII века Готфрид Вильгельм Лейбниц , владевший многочисленными языками различных семейств, довольно много занимался вопросами родственных отношений языков и общей теорией языка. Лейбниц, хотя и отвергал «еврейскую теорию» происхождения языков, то есть библейскую теорию происхождения всех их от Священного языка – иврита, склонялся к признанию единого первоначального языка. Его он предпочитал называть «адамическим», то есть ведущим происхождение от Адама.

Специалисты-языковеды пришли к выводу, что если не все языки мира , то, по меньшей мере, подавляющее большинство имеют родственное – общее – происхождение.

Мы говорим по-русски есть; по латыни est; по-английски is, по-немецки ist. Это все – языки индоевропейские. Перейдем, однако, к семитическим языкам: по-древнееврейски еш, по-арамейски ит или ис. Шесть по-древнееврейски шеш, по-арамейски шит или шис, по-украински шiсть, по-английски six, по-немецки sechs. Слово семь по-английски seven, по-немецки sieben, по-древнееврейски шева. Числительное «три » в ряде индоевропейских языков: персидский:treies, греческий: treis, латинский: tres, готский: threis.
Или возьмем более сложный пример. Слово идея, заимствованное из древнегреческого языка, имеет параллельный корень в древнееврейском. Де’а по-древнееврейски означает «зрение», «мнение». В древнееврейском языке, а также в других семитических языках, корень этого слова, состоящий из трех букв йод, далет и ‘аин, имеет довольно широкое употребление: Йоде’а – «он знает», яда – «знал», йивада’ – будет известно. Обратим внимание, что и в русском языке существует глагол ведать, то есть «знать», и по-древнеиндийски веды также означает «знание». По-немецки wissen – «знать», а в английском языке этот корень фигурирует в словах wise – «мудрый», wisdom – «мудрость».

Метод сравнительного анализа языков позволяет также глубоко проникать в сущность исследуемых процессов, вскрыть систему определенных соответствий там, где поверхностное наблюдение не замечает ничего сходного.

Ностратический язык
Интуитивное стремление ученых хотя бы частично воспроизвести «единый язык» человечества, согласно Торе существовавший на земле до разделения человечества на народы, является, на наш взгляд, довольно примечательным. Последователи так называемой «ностратической школы».
составили даже небольшой словарь «ностратического» языка». «Ностратическим» эти ученые называют некий первобытный протоязык, от которого произошли семито-хамитские, индоевропейские, урало-алтайские и другие языки.

Разумеется, наука вправе иметь дело с рабочими теориями и гипотезами, которые раньше или позже могут быть доказаны или опровергнуты.

5. Заключение

Эволюционисты выдвинули великое множество теорий зарождения и развития человеческого языка. Однако все эти концепции разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Но ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Так что не остается ничего иного, кроме веры в Бога-Творца, Который не только создал человека, но и наделил его даром речи. Библия рассказывает о Сотворении всего сущего Богом; ее текст лишен противоречий и содержит ответы на все вопросы. В отличие от теории эволюции, которой недостает достоверности в объяснении происхождения языка, изложенная в Библии креационная теория (теория божественного сотворения языка) способна противостоять любым возражениям. Данная теория и по сей день сохраняет свои позиции, несмотря на то, что все это время ее противники заняты отчаянными поисками контраргументов против нее.

Язык - это самое древнее и главное свойство человека, как биологического вида, отличающее его от других живых существ. В лингвистике, науке о языке, используют следующее определение: язык - это знаковая система, созданная естественно или искусственно, с помощью которой осуществляется общение людей и оформление их мыслительной деятельности.

Происхождение языка

Образование и становление языка наряду с трудовой деятельностью сыграло ключевую роль в развитии человека как существа разумного. Одной из самых важных проблем в вопросе происхождения языка является его способность отражать действительность. Слова, как знаки языка, не имеют сходства с предметом, который они обозначают. Тем не менее в сознании человека возникает отчетливый образ предмета, когда он слышит или видит слово, его обозначающее.

Чтобы понять, каким образом появился язык, звуковой комплекс которого сам по себе ничего не отражает, ученые разрабатывают различные Звукоподражательная теория рассматривает происхождение первых слов как воспроизведение звуков и шумов природы. Однако, она не может объяснить наличие различных звуковых оболочек у одного и того же явления в разных языках. Согласно междометной теории, в основе первоначального слова лежит эмоциональный возглас или выкрик, обозначающий состояние человека. Эта теория, в свою очередь, не объясняет всего многообразия языка, которое не могло произойти только от междометий.

Одни ученые предполагают, что первыми словами были существительные, человек изначально стремился отразить предметы и явления действительности. Другие считают, что первичны глагольные формы, человек прежде всего производил действие и уже на его основе выстраивал картину мира.

Таким образом, каждая теория происхождения языка зависит от функции, которая на него возлагается.

Функции языка

Сущность языка, его основные характеристики проявляются в его функциях. Среди большого количества функций языка выделяют наиболее значимые.

  • Коммуникативная функция. Согласно определению, язык - это основное средство общения людей.
  • Мыслительная или когнитивная функция. Язык служит основным средством формирования и выражения мыслительной деятельности.
  • Познавательная функция. Язык позволяет создавать новые слова и понятия, а также выступает средством хранения и передачи информации.
  • Другие функции (фатическая, эмотивная, апеллятивная, эстетическая и пр.).

Язык и речь

Термин язык нельзя отождествлять с понятием речь. В первую очередь, язык является средством общения, а речь - его воплощением. Главная характеристика языка - его абстрактность и формальность, в то время как для речи характерна материальность, т.к. она состоит из артикулируемых звуков, которые воспринимаются слухом.

В отличие от стабильного и статичного языка, речь - явление активное и динамическое. Стоит отметить, что язык является общественным достоянием и отражает в себе картину мира народа, говорящего на нем, а речь, в свою очередь, сугубо индивидуальна и отражает опыт конкретного человека. Язык, как сложная знаковая система, имеет уровневую организацию, а для речи характерна организация линейная. И наконец, язык не зависит от конкретной ситуации и обстановки, речь же обусловлена контекстно и ситуативно. Таким образом, можно сказать, что язык относится к речи, как общее к частному.

Единицы и уровни языка

Основными являются фонема, морфема, слово и предложение. В соответствии с каждой единицей формируется отдельный уровень языка. Так низшим уровнем является фонетический, который состоит из простейших языковых единиц - фонем. Фонема сама по себе не имеет значение и обретает смыслоразличительную функцию только в составе морфемы. Морфема (морфемный уровень), в свою очередь, является кратчайшей значимой единицей языка. Различают словообразовательные (образуют слова) и грамматические (образуют формы слова) морфемы.

Слово (лексико-семантический уровень) представляет собой основную значимую единицу языка, которая может обладать синтаксической независимостью. Оно служит для обозначения предметов, явлений, процессов и свойств. Слова подразделяются на определенные группы: система частей речи (на основе грамматических признаков), система синонимов и антонимов (на основе смысловых отношений), группы архаизмов, историзмов и неологизмов (в исторической перспективе) и т.д.

Предложение (синтаксический уровень) представляет собой сочетание слов, выражающее определенную мысль. Для предложения характерны смысловая и интонационная законченность и структурность. Выделяют простые и сложные предложения. Нужно отметить, что единица каждого уровня языка является элементом построения единицы следующего уровня.

Языки мира

По разным подсчетам в мире существует около 7000 языков. Все они разделяются на следующие группы:

  • распространенные и нераспространенные;
  • письменные и бесписьменные;
  • «живые» и «мертвые»;
  • искусственные и естественные.

По признаку языкового родства создана генетическая согласно ей, имеется еще одно определение языка. Это прежде всего отношение к определенному языку-предку. Как правило, выделяют индоевропейскую, сино-тибетскую и урало-алтайскую семьи языков. В основе всех языков одной семьи лежит один праязык.

Русский язык

Русский язык является одним из входит в индоевропейскую языковую семью и является языком мирового значения. Русский язык - это национальный язык русского народа. В русском языке используется письменность, в основе которой лежит русский алфавит, восходящий к кириллице. При этом в русском языке буквами обозначаются не все, а только основные звуки речи. Так количество букв в алфавите составляет 33, а звуковая система содержит 43 звука, из которых 6 гласных и 37 согласных. Классификация звуков русского языка производится на основе артикуляционных свойств В этом случае звуки различают по способу их произношения и по участкам речевого аппарата, задействованным при их произношении.

Также существует классификация звуков русского языка по акустическим признакам. При этом учитывается участие голоса и шума в образовании звука. Русский язык - один из сложнейших для изучения языков мира.

Таким образом, можно дать следующее определение: "Язык - это сложное многозначное понятие, в котором он рассматривается прежде всего как многоуровневая знаковая система, находящаяся в органическом единстве с мышлением человека".

  • ЯЗЫ́К , -а́, м.

    1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства. - Жизнь каторжная! - ворчал он, перекатывая языком во рту крохи черного хлеба. Чехов, Нахлебники. [Собака] прерывисто дышала, высунув розовый язык. Гаршин, То, чего не было. || Этот орган некоторых животных, используемый как пища, кушанье. На серебряных, оловянных, расписанных блюдах были навалены груды колбас, жареной птицы, --- языки, соленья, моченья, варенья. А. Н. Толстой, Петр Первый. || перен.; чего или какой. Что-л. имеющее удлиненную, вытянутую форму. Перед плитой, из дыр которой вырывались огненные языки пламени, с раскаленной кочергой в руках стояла кухарка. Гл. Успенский, По черной лестнице. У Аникушки в хате - дыхнуть нечем. Черные острые языки копоти снуют из лампы. Шолохов, Тихий Дон.

    2. Этот орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи. Ни малейшего ропота не произнес его язык. С. Аксаков, Встреча с мартинистами. Ему хотелось сказать, что недурно бы также прихватить с собой папу, маму и кошку, но язык говорит совсем не то, что нужно. Чехов, Гриша. - Николай Антоныч, - сказал я, стараясь не волноваться и замечая, однако, что язык не очень слушается меня. Каверин, Два капитана. || только ед. ч. Способность говорить, выражать словесно свои мысли. Разве грамота такая же общая принадлежность человеческого рода, как язык или зрение? Пушкин, Путешествие из Москвы в Петербург [черновая редакция]. - Вы бы ему так все прямо и высказали. Дескать, этак нельзя, Фома Фомич, а вот оно как! Ведь есть же у вас язык? Достоевский, Село Степанчиково.

    3. (мн. языки́ и устар. язы́ки ). Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский язык. Профессор изъездил весь земной шар и, кажется, знал все земные языки, живые и мертвые, культурные и дикие. Куприн, Волшебный ковер. Говор умолкает. Я не могу расслышать языка, на котором они говорят. Гаршин, Четыре дня.

    4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог. Литературный язык. Разговорный язык. Поэтический язык. Газетный язык. - Ерунда! Вы дикарь! С вами нельзя говорить языком науки. А. Н. Толстой, Подкидные дураки. || кого-чего. Способ словесного выражения, свойственный кому-, чему-л. Звучный, сильный язык Шиллера подавлял нас. Герцен, <День был душный…>

    5. чего. Средство бессловесного общения. Язык формул. Язык музыки. Язык любви, язык чудесный, Одной лишь юности известный, Кому, кто раз хоть был любим, Не стал ты языком родным? Лермонтов, Тамбовская казначейша. Разговор больше происходил на языке взглядов, улыбок и междометий. И. Гончаров, Обыкновенная история.

    6. (мн. языки́ и язы́ки ). Устар. Народ, народность. Когда Наполеон с языками пошел на нас, взбунтовал немцев, Польшу, - все замерли от волнения. Л. Толстой, Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Многие тысячи народа, со всех концов России - все языки, - трудились день и ночь над постройкой города. А. Н. Толстой, День Петра.

    7. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). Л. Толстой, Война и мир. Он взял с собою провод на случай, если придется вязать языка. Леонов, Взятие Великошумска.

    8. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. Около шести часов проходит в церковь священник, и из церкви выбегает пономарь и становится у веревки, протянутой к языку главного колокола. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

    Длинный язык у кого см. длинный .

    Злые языки см. злой .

    Суконный язык см. суконный .

    Эзопов язык см. эзопов .

    Язык без костей у кого - о болтливом человеке.

    Язык на плече у кого - о состоянии большой усталости (от дел, движения).

    Язык повернулся (повернется) у кого см. повернуться .

    Язык прилип к гортани у кого - о потере способности говорить.

    Язык развязался (развяжется) у кого см. развязаться .

    Язык хорошо подвешен (или привешен) у кого - о красноречивом, складно говорящем человеке.

    Язык чешется у кого о большом желании высказаться, высказать свое мнение. Высунув (высуня) язык см. высунуть .

    Держать язык за зубами (или на привязи) - умалчивать, не говорить о чем-л.

    Закусить язык см. закусить 1 .

    Ломать язык - говорить неправильно, искажая слова, звуки.

    Найти общий язык см. общий .

    Язык поточить см. поточить .

    Придержать язык - удержаться от высказывания.

    Прикусить язык см. прикусить .

    Проглотить язык; язык проглотишь см. проглотить .

    Развязать язык (языки) см. развязать .

    Распустить язык см. распустить .

    Связать язык кому см. связать .

    Язык сломаешь см. сломать .

    Укоротить язык кому см. укоротить .

    Чесать (или мозолить и т. п. ) язык (прост. ) - то же, что болтать языком .

    Дать волю языку - начать много, безудержно говорить.

    Болтать (или трепать, чесать и т. п. ) языком (прост. ) - говорить вздор; пустословить.

    Русским языком говорить (или сказать) см. русский.

    Дернуло за язык кого; черт дернул за язык кого см.