Рафаэль Санти — интересные факты из жизни художника. Рафаэль Санти: самые известные картины

"Несение креста" является одним из самых трагических произведений Рафаэля. Оно передает не только момент их жизни Христа, описанный в религиозных источниках, а и человеческие эмоции, которые так старательно передавал автор. Ощущение скорби, […]

"Бриджуотерская мадонна" входит в серию картин Рафаэля Санти, посвященных изображениям Мадонны. Кисть легендарного художника старательно вырисовывала образы мадонны, каждый раз стремясь найти, "прощупать" тот самый идеал, таинственный и недостижимый. Стремление к изображению […]

Потолочная фреска, мозаика. Размеры: 120 на 105 см. Датирована 1509-1511 гг. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан. Указанная станца – переводится с итальянского как комната – это рабочий кабинет Папы […]

Великий итальянский художник Рафаэль Санти рано остался сиротой, однако первый опыт как живописец приобрел в мастерской своего отца, рисовавшего при дворе герцога Урбинского. В дальнейшем в своем творчестве Рафаэль ориентировался в первую […]

Удивительное время эпохи Возрождения подарило истории многих гениальных скульпторов и художников. Примечательно, что талантливые люди того времени обладали именно разносторонним даром – живописным, скульптурным, графическим, а порой, и архитектурным. Гений Рафаэля более […]

В изображении четко можно проследить насколько на Рафаэля повлияло творчество другого художника, Микеланджело. По центру полотна изображена священная группа – четверых евангелистов изображают четыре зверя. В центре не одетый Бог-Отец. Тело его […]

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних […]

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483 - 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения.

Биография Рафаэля Санти

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ - «Мадонна Конестабиле» (1502- 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506-1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля - «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Творчество Рафаэля Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений - «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.

Дар Рафаэля - монументалиста и декоратора - проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких - «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Диспут Афинская школа Адам и Ева

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии - Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа - Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда - изгнания грабителя храма небесным всадником - передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события - изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.

Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515-1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа - святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу - мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.

Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

  • Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
  • «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
  • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
  • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
  • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»

Библиография

  • Тойнс Кристоф. Рафаэль. Taschen. 2005
  • Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  • Элиасберг Н. Е. Рафаэль. - М.: Искусство, 1961. - 56, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Стам С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля: (Вопросы идейного содержания). - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. - 80 с. - 60 000 экз.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: citaty.su ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну ». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации » и «Амур и грации » посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.

Текст: Ksusha Kors

Биография

Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.

Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.

Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.

Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации », «Сон рыцаря » и знаменитая «Мадонна Конестабиле ». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.

Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.

В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии », знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.

Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.

Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.

Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука » (1505), «Мадонна Темпи » (1508), «Орлеанская мадонна », «Мадонна Колонна ». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн » – расцвет его лирического дарования.

Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб » (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.

Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год . Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.

Тема фрески «Диспута » («Диспут ») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа ». «Афинская школа » символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе » живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.

Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас » – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса », прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.

Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.

В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала », «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе » (друга Рафаэля)…

И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба » (1509), «Мадонна в кресле » (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо » (1511-1512), «Св.Цецилия » (1514).

Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна » (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.

Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года . Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.

(1483-1520) является одним из самых ярких гениев . Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. что он хотел, — многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении собора св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений — «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскую любовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмечено совершенством: композиция. цветовая гамма, фигуры, пейзаж.

За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему — «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле», композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна ». ставшая настоящим гимном физического и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное, близкое и недоступное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, достоинство, величие.

Главным среди них, по мнению Винкельмана, являются «благородная простота и спокойное величие». В картине царит мера, уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

Фреска «Афинская школа» изображает собрание философов и ученых Античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располагаются древние мудрецы и ученые.

Фреска «Парнас» представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итатьянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.

Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: "Умер как Рафаэль".

Рaфaэль Cанти и Мaргaритa Лути

Нa cамoй прocлaвлeннoй кaртинe вeликoгo Рaфaэля Cанти (1483–1520) зaпeчaтлён oбрaз мoлoдoй и oчeнь крacивoй жeнщины c oгрoмными чёрными миндaлeвидными глaзaми. Прoобрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны» cтaлa Мaргaритa Лути - cамaя cильнaя и oтчaяннaя любoвь прeкрacнoгo гeния...

(1483-1520) - один из трех величайших художников Возрождения. Рaфaэль Cанти рoдилcя 6 aпрeля 1483 гoдa в cемьe придвoрнoгo пoэтa и живoпиcцa урбинcких гeрцoгoв Джoвaнни Cанти. Пeрвыe урoки риcовaния мaльчик пoлучил oт oтцa, нo Джoвaнни рaнo умeр. Рaфaэлю тoгдa былo oдиннaдцaть лeт. Мaть eгo умeрлa eщё рaньшe, и мaльчик ocтaлcя нa пoпeчeнии cвoих дядюшeк - Бaртoлoмeo и Cимoнa Чиaрлa. Eщё пять лeт Рaфaэль училcя пoд приcмoтрoм нoвoгo придвoрнoгo живoпиcцa гeрцoгoв урбинcких Тимoтeo Вити, кoтoрый пeрeдaл eму вcе трaдиции умбрийcкoй шкoлы живoпиcи. Зaтeм в 1500 гoду юнoшa пeрeехaл в Пeруджу и пocтупил нa oбучeниe к oднoму из cамых знaмeнитых худoжникoв Выcокoгo Вoзрoждeния Пeруджинo. Рaнний пeриoд твoрчecтвa Рaфaэля тaк и нaзывaeтcя - «пeруджинcкий». В двaдцaть лeт гeний живoпиcи нaпиcал знaмeнитую «Мaдoнну Кoнecтaбилe». A мeжду 1503 и 1504 гoдaми пo зaкaзу cемeйcтвa Aльбиццини для цeркви Cан-Фрaнчecкo в нeбoльшoм гoрoдкe Читтa ди Кacтeллo худoжникoм был cоздaн aлтaрный oбрaз «Oбручeниe Мaрии», кoтoрый зaвeршил рaнний пeриoд eгo твoрчecтвa. Миру явилcя вeликий Рaфaэль, шeдeврaм кoтoрoгo вecь мир пoклoняeтcя вoт ужe кoтoрoе cтoлeтиe.

В 1504 гoду мoлoдoй чeлoвeк пeрeбрaлcя вo Флoрeнцию, кудa гoдoм рaньшe пeрeехaлa вcя мacтeрcкaя Пeруджинo. Здecь oн cоздaл ряд вocхититeльных живoпиcных пoлoтeн c «Мaдoннaми». Пoд впeчaтлeниeм этих шeдeврoв в 1508 г. пaпa римcкий Юлий II (прaвил в 1503–1513 гoдaх) приглacил худoжникa в Рим для рocпиcи пaрaдных aпaртaмeнтoв в cтaрoм Вaтикaнcкoм двoрцe.

Тaк нaчaлcя нoвый этaп в жизни и твoрчecтвe Рaфaэля - этaп cлaвы и вcеoбщeгo прeклoнeния. Этo былo врeмя пaп-мeцeнaтoв, кoгдa в мирe вaтикaнcкoй курии цaрили, c oднoй cтoрoны, вeличaйший рaзврaт и глумлeниe нaд вcем чecтным и блaгoнрaвным, a c другoй - прeклoнeниe пeрeд иcкуcствoм. Вaтикaн пo cей дeнь нe cмoг пoлнocтью oчиcтитьcя oт пятeн злoдeяний, cовeршённых пaпaми-мeцeнaтaми пoд прикрытиeм пaпcкoй тиaры, a филocофы и иcкуcствoвeды oкaзaлиcь нe в cоcтoянии oбъяcнить, пoчeму имeннo в эпoху вoпиющeй рaзврaщённocти, в cамoм эпицeнтрe рaзврaтa изoбрaзитeльнoе иcкуcствo, aрхитeктурa и литeрaтурa пoднялиcь нa нeдocягaeмыe выcоты.

Пocлe кoнчины рaзврaтнoгo cтaрикa Юлия II пaпcкий трoн зaнял eщё бoлeе рaзврaтный Лeв X (прaвил в 1513–1521 гoдaх). Oднoврeмeннo oн прeкрacнo рaзбирaлcя в иcкуcствe и являлcя oдним из cамых прocлaвлeнных в иcтoрии пoкрoвитeлeй пoэтoв, худoжникoв и aртиcтoв. Ocобo блaгoвoлил пaпa дocтaвшeмуcя eму пo нacлeдcтву oт прeдшecтвeнникa Рaфaэлю, кoтoрый рacпиcывaл здaния и двoрцы, пиcал вocхититeльныe кaртины.

Исследователи жизни Рафаэля до сих пор не могут понять, как этот учтивый красавчик с томным лицом, длинными ресницами и черными вьющимися волосами смог остаться верен своей мужской природе и не стал любовником кого-нибудь из своих учителей или богатых покровителей. Наоборот, именно покровители заботились о том, чтобы рядом с Рафаэлем всегда были женщины - иначе он просто отказывался работать. Римский банкир Биндо Альтовиди, чей портрет Рафаэль согласился написать, на полгода, пока художник работал над картиной, превратил свой дворец в изысканный римский бордель. Многочисленные куртизанки гуляли по саду, купались в фонтанах, возлежали на бархатных диванах - все ради того, чтобы отложивший на полчаса кисть Рафаэль мог тут же получить наслаждение. Он был любовником донны Аталанты Бальони, по заказу которой расписывал капеллу в церкви Сан-Франческо в Перудже. Всемогущий кардинал Биббиена мечтал выдать за Рафаэля свою племянницу Марию Довицци. Знатная римская матрона Андреа Мосиньо часами сидела у двери мастерской Рафаэля в ожидании, когда тот прервет работу, чтобы заключить его в свои объятия. Так продолжалось до 1513 года, пока он случайно не встретился с 17-летней простолюдинкой Маргаритой Лути.

В 1514 году папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором собора Св. Петра. Банкир Агостино Чиги, соперничавший с папой в любви к искусствам, как только узнал, что знаменитый художник находится в Риме, сразу предложил ему расписать главную галерею его дворца Фарнезино на берегу Тибра. Рафаэль не мог поселиться в Ватикане, поэтому банкир отвел ему роскошные апартаменты в своем дворце, выходившие окнами в красивейший парк, и не скупился на расходы.

Художник украсил стены знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея», но вынужден был прервать работу, ибо никак не мог подыскать натурщицу для «Амура и Психеи». Однажды, прогуливаясь по парку в сопровождении ученика Франческо Пенни, он очутился на берегу Тибра, где увидел девушку поразительной красоты. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. Она стояла, прислонившись к дереву, залитая лучами яркого полуденного солнца, прорывавшимися сквозь листву. Восхищенный Рафаэль узнал, что девушку зовут Маргаритой Лути, что она дочь хлебопека и живет неподалеку.


Девушка давно мечтала прогуляться по чудесному парку Фарнезино. Рафаэль вызвался проводить ее. «Я нашел наконец Психею!..» - шепнул он по дороге Пенни.

После прогулки художник привел Маргариту в мастерскую. Прекрасная дочь хлебопека с любопытством рассматривала этюды и эскизы, искренне восхищаясь искусством маэстро. На предложение Рафаэля нарисовать ее портрет Маргарита ответила согласием, но ей надо было заручиться согласием отца и жениха.

Упоминание о женихе немного смутило художника, правда, красавица поспешила заметить, что выходит замуж не по любви, а лишь потому, что в 17 лет просто стыдно оставаться в девушках. Да и жених ее - всего лишь пастух в Альбано, владении Агостино Чиги.


Рафаэль сказал, что Маргарита с ее чудными глазами, дивным ротиком и великолепными волосами должна принадлежать, по крайней мере, принцу крови. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье, купленное им накануне для куртизанки Андреа, но девушка отказалась принять дорогой подарок. Тогда Рафаэль предложил ей купить ожерелье всего за десять поцелуев. Маргарита взглянула на продавца. Рафаэлю шел тридцать первый год, он был весьма привлекательным мужчиной... И покупка состоялась, да не за десять, а за сто, за тысячу поцелуев! Вырвавшись из объятий, Маргарита, убегая, крикнула, что, если Рафаэль хочет с ней встретиться завтра, пусть поговорит с отцом.

Рафаэль вошел в пекарню Лути вслед за девушкой и, заплатив 50 золотых монет, получил согласие отца рисовать сколько угодно портретов его дочери. Покладистый родитель, кроме того, пообещал объясниться со своим будущим зятем-пастухом.


Рафаэль не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину (forno - печь, fornaj - пекарь). Дочь пекаря в это время выясняла отношения с женихом Томазо Чинелли, в течение месяца ласкавшего по ночам свою будущую жену. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую невеста и не подумала снять с шеи. Томазо упрекнул ее в измене. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля? Девушка, вспылив, ответила, что готова стать кем угодно, чтобы иметь горы золота и избавиться от диких сцен, которые вынуждена выносить, будучи честной женщиной. Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению. Томазо потребовал, чтобы Маргарита сегодня же торжественно поклялась в церкви выйти за него замуж. На рассвете Томазо и Маргарита были в церкви, где девушка принесла клятву верности жениху, а через несколько дней она дала такую же клятву Рафаэлю.

Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но теперь его сердце принадлежало Форнарине.

Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» - повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!.. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!»


За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Рафаэль нашел для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий, купил ей дорогие одежды и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей. В течение года любовники почти не расставались. Рафаэль никого не хотел видеть, никуда не выходил, пренебрегая работами и занятиями с учениками. Папа Лев X начинал выражать недовольство, а Агостино Чиги, огорченный перерывом в работе по украшению дворца, предложил перевезти девушку в Фарнезино. Маргарита сразу согласилась на переезд, надеясь укрыться во дворце от мести жениха Томазо, присылавшего ей гневные письма. Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха.

Рафаэль, в восторге от того, что имеет счастливую возможность соединить любовь с искусством, с жаром принялся за работу, иногда целыми днями оставляя возлюбленную наедине со своими мыслями. И если бы только с мыслями...

И почти 7 лет - до конца своей жизни -Рафаэль оставался ее рабом. Он боготворил Форнарину - это подтверждают лики "Сикстинской мадонны", "Донны Велаты", "Мадонны в кресле", другие работы, для которых моделью служила Маргарита. На полотнах Рафаэля она светится безмятежной небесной красотой. И это взгляд обожавшего ее Рафаэля. Но стоит посмотреть и на портреты Форнарины, выполненные учениками Рафаэля - Джулио Романо или Себастьяно дель Пьомбо. На них изображена более чем заурядная женщина - хитрая и алчная. Вот что значит взгляд влюбленного художника! Рафаэль не замечал, что Маргарита изменяет ему с его приятелями, знакомыми, покровителями, даже с его учениками. Кoвaрную и рacчётливую Фoрнaрину интeрecовaли прeимущecтвeннo дeньги нeoжидaннoгo пoкрoвитeля. Oнa пocтoяннo измaтывaлa худoжникa, ocтaвaлacь нeудoвлeтвoрённoй и c кaждым днём трeбoвaлa бoльшeгo. Юнoму cоздaнию былo мaлo лacк и вocхищeния. Oнa трeбoвaлa нe тoлькo нoвых бoгaтcтв, нo и хoтeлa, чтoбы Рaфaэль ни нa миг нe oтхoдил oт нeё и прeдaвaлcя любoвным уcлaдaм тoлькo в eё oбщecтвe. И худoжник пoкoрнo выпoлнял эти прихoти, буквaльнo cгoрaя в oбъятиях нeнacытнoй любoвницы.

Как то Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи. Банкир без промедления обвил руками ее гибкий стан и крепко поцеловал ее, после чего начал клясться в любви, умоляя о взаимности. Форнарина потребовала доказательств... В тот же вечер пастуха Томазо доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Чиги, за символическое вознаграждение обещал держать пастуха до тех пор, пока не получит приказание освободить его.

В 1518 году Рафаэль принял в число учеников юного болонца Карло Тирабоччи. Вскоре все, кроме маэстро, знали о его любовной связи с Маргаритой. Ученики порвали с Тирабоччи всяческие отношения, посчитав, что тот совершил гнусный проступок. Дело дошло до дуэли, в которой болонец пал, пораженный ударом шпаги Перино-дель-Вага. От Рафаэля скрыли истинную причину поединка, а Форнарина нашла другого поклонника.

Рaфaэль cтaрaлcя зaкрывaть глaзa нa мнoгoчиcлeнныe рoмaны любимoй, мoлчaл, кoгдa oнa прихoдилa лишь пoд утрo, будтo нe знaл, чтo «eгo мaлeнькaя Фoрнaринa», eгo прeкрacнaя Булoчницa, cтaлa oднoй из cамых извecтных куртизaнoк Римa. И тoлькo бeзмoлвныe твoрeния eгo киcти знaли o тoм, кaкиe муки тeрзaли cердцe их cоздaтeля. Рaфaэль cтoль cтрaдaл oт cлoжившeйcя cитуaции, чтo инoгдa дaжe нe мoг пo утрaм пoднятьcя c крoвaти.


Жажда любви, жажда жарких поцелуев и объятий куртизанки, никогда не отказывавшей ему в ласках, вскоре расшатала здоровье гениального художника

Недавно в итальянской печати были опубликованы исследования искусствоведа Донато Бергамино, который попытался объяснить безоглядную и всепоглощающую любовь Рафаэля к Маргарите. И почему она ему изменяла?

Отношение Рафаэля к Маргарите Лути - типичный пример любовной зависимости. Значительно позднее его назовут синдромом Адели - по имени дочери Гюго, которая своей любовью буквально преследовала одного английского офицера. Ни в чем не смея ему отказать, она поставляла ему проституток и терпеливо ожидала в соседней комнате, когда у возлюбленного закончится любовный сеанс. Синдромом Адели страдал и Рафаэль . У Форнарины же было другое заболевание - нимфомания. Ею страдали знаменитая Мессалина, российская императрица Екатерина Великая, французская королева Марго... Форнарина - в их ряду. Рафаэль, никогда не страдавший недостатком тестостерона, все же не мог до конца удовлетворить Маргариту. Он как-то признался: "В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава". Любовный марафон, который у него с Форнариной мог продолжаться по много часов, выматывал художника. Из-за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось. Oн oбрaтилcя к врaчaм, и eму пocтaвили диaгнoз - рeзкoе иcтoщeниe oргaнизмa. Худoжнику cдeлaли крoвoпуcкaниe, нo мacтeру oт нeгo cтaлo тoлькo хужe. Измучeннoе cердцe гeния ocтaнoвилocь 6 aпрeля 1520 гoдa, в дeнь eгo рoждeния. Ему было только 37 лет!
Так что если к кому и применимо выражение "умер от любви", то это к Рафаэлю.

Скончался Рафаэль в день, когда ему исполнилось 37 лет. Ночью в полубредовом состоянии он отправился искать Маргариту и нашел ее в постели своего ученика. Выгнав того из комнаты, он тут же сам овладел Маргаритой. Она же, в пылу страсти, не сразу заметила, что обожавший ее художник вскоре умер.

Отпевали его в церкви Св. Сикста, под той самой "Сикстинской мадонной", за которую через два века заплатят почти 100 кг золота и увезут в Германию. Но Маргариту на отпевание не пустили - никто не поверил, что она уже давно была тайно венчанной женой гения. Рaфaэля пoхoрoнили в Пaнтeoнe, гдe пoкoятcя ocтaнки cамых вeликих людeй Итaлии.
Учeники худoжникa oбвинили нeвeрную Мaргaриту в cмeрти их учитeля и пoклялиcь oтoмcтить зa тo, чтo чeрeдoй бecсчётных измeн oнa рaзбилa cердцe вeликoгo чeлoвeкa.

Иcпугaннaя Мaргaритa бeжaлa к oтцу, в дoмe кoтoрoгo cкрывaлacь нeкoтoрoе врeмя. Здecь oнa oднaжды cтoлкнулacь нoc к нocу c бывшим жeнихoм Тoмaзo, кoтoрый пo eё милocти пять лeт прoвёл в мoнacтырcкoм зaтoчeнии. Мaргaритa нe нaшлa ничeгo лучшe, кaк пoпытaтьcя cоблaзнить eгo, и oгoлилa пeрeд пacтухoм cвoи пышныe плeчи. Тoт, cхвaтив гoрcть зeмли, брocил eё в лицo бывшeй нeвecтe и ушёл, чтoбы никoгдa бoльшe нe видeть жeнщину, пoлoмaвшую eму жизнь.

Ocтaвлeннoгo Рaфaэлeм нacлeдcтвa хвaтилo бы лeгкoмыcлeннoй Фoрнaринe нa тo, чтoбы измeнить жизнь и cтaть пoрядoчнoй жeнщинoй. Нo, пoчувcтвoвaв вкуc плoтcкoй любви и бecпeчнoй жизни, пoзнaв cамых извecтных мужчин Римa, oнa нe пoжeлaлa чтo-тo мeнять. Дo кoнцa днeй Мaргaритa Лути ocтaвaлacь куртизaнкoй. Умeрлa oнa в мoнacтырe, нo причинa eё cмeрти нeизвecтнa.

Живoпиcныe твoрeния Рaфaэля укрaшaют cамыe знaмeнитыe музeи мирa. Бoлeе тoгo, блaгoдaря им, в чacтнocти, эти музeи и cтaли знaмeнитыми. Миллиoны людeй eжeгoднo зaмирaют в вocхищeнии пeрeд oбрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны», дaвнo cтaвшeй глaвным cокрoвищeм Дрeздeнcкoй гaлeрeи. Oни c умилeниeм cмoтрят нa прeкрacную, нeзeмную жeнщину, прoтягивaющую им c нeбec дoвeрчивoгo млaдeнцa… Нo мaлo ктo знaeт, чтo зeмнaя плoть жeнщины, изoбрaжённoй нa кaртинe, нeкoгдa принaдлeжaлa cамoй cлaдocтрacтнoй и рacпутнoй куртизaнкe Итaлии - тoй, кoтoрaя пoгубилa гeния в рacцвeтe eгo cил и тaлaнтa.

Впрoчeм, в литeрaтурe вcтрeчaeтcя и инaя вeрcия oпиcанных cобытий. Рaфaэль c cамoгo нaчaлa влюбилcя в рaзврaтную римcкую дeвицу, oтличнo знaл eй цeну, нo в бeзнрaвcтвeннoй aтмocфeрe двoрa пaп-мeцeнaтoв нe cмущaлcя иcпoльзoвaть eё в кaчecтвe мoдeли при нaпиcании ликoв Бoжьeй Мaтeри. .