Звездные войны нестыковки. Фоновый посыл фильма «Звёздные войны: Последние джедаи. Усиление противоречий между нациями и классами

14 декабря стартует прокат восьмого эпизода «Звездных войн», где мы узнаем, какую судьбу приготовили сценаристы Люку Скайуокеру.

А пока мы прошлись по старым фильмам и собрали несколько интересных деталей и пасхалок, которые не каждый может заметить при просмотре.

Космический аппарат из «Космической одиссеи » Стэнли Кубрика можно заметить на свалке запчастей Ватто в эпизоде I «Скрытая угроза » Номер штурмовика Финна из «Пробуждения силы », FN-2187, такой же, как номер камеры, где держали принцессу Лею в эпизоде IV «Новая надежда » В эпизоде I «Скрытая угроза » можно заметить представителей инопланетной расы под названием асогиане

Они — в числе сенаторов, которые выслушивают призыв Амидалы вынести вотум недоверия канцлеру Велоруму. Несомненно, вы сразу узнали в них сородичей трогательного пришельца из фильма Спилберга «Инопланетянин », вышедшего за 17 лет до этой части «Звездных войн»

Забавно, что Дарт Вейдер никогда не говорил: «Люк, я твой отец»

Несмотря на то, что эта фраза отлично обыгрывается в разных комиксах и мемах, на самом деле Темный лорд сказал: «Нет, я твой отец».

Легенда гласит, что Джанго Фетт, когда убегал от джедаев в эпизоде II «Атака клонов », стукнулся головой не случайно

Это дань старому ляпу из эпизода IV «Новая надежда », где штурмовик приложился головой о дверной проем, а при монтаже никто этого не заметил.


Одного из учеников в школе джедаев сыграл сын Джорджа Лукаса Джетт

Роль была малюсенькая, зато со словами и в двух фильмах — «Атака клонов » и «Месть Ситхов ».

Фразу «У меня плохое предчувствие» произносят многие герои «Звездных войн» — Энакин Скайуокер, Оби-Ван Кеноби, Хан Соло и принцесса Лея

Попытался сказать ее и ворчливый робот K-2SО в фильме «Изгой-один », но его невежливо заткнули.

Во второй трилогии «Звездных войн» довольно часто попадаются цифры 1138. Это намек на дебютный фильм Лукаса «THX 1138» Если вы не упертый фанат, который знает всю историю «Звездных войн» назубок, то вы вряд ли заметили одну вещь, которая появляется в каждой трилогии саги

Голубое молоко, произведенное бантами, пьет Люк Скайуокер в доме своего дяди, оно входит в рацион Падме Амидалы и его мы видим в доме Джин Эрсо в начале фильма «Изгой-один ».

В эпизоде III «Месть Ситхов » есть еще один любопытный момент

На планету приземляется корабль, который в будущем будут звать «Тысячелетним соколом». В этот момент он назывался «Звездный посланник» и пилотировался Тоббом Джадаком. Как раз тогда, когда Энакин Скайуокер, Оби-Ван Кеноби и Канцлер Палпатин аварийно садятся на то же здание, «Посланник» со своей миссией прилетает на правительственную площадку Сената. А вот Хан Соло, которому впоследствии будет принадлежать корабль, в тот год только-только родился.

12 декабря 2017

С момента своего запуска в 1977 году, "Звездные войны" стали культовым фильмом и одной из самых прибыльных франшиз в истории кино. Вместе эпизоды собрали в прокате более $ 30 миллиардов, и их съемки, несомненно, стоили немало. Однако это не спасает от ляпов, которые, впрочем заметны только настоящим фанатам.

15. Застывшее отражение на заднем плане

В начале "Эпизода IV: Новая надежда", Люк купил двух дроидов на рынке на своей родной планете Татуин. Он привез их туда, где жил со своей тетей и дядей Ларсом. На следующее утро он проснулся, и ушел искать R2D2, который должен был найти в песках пустыни Татуина Оби-Ван Кеноби и доставить важное сообщение принцессе Лее. Люк покинул поселение рано утром, в надежде избежать споров с дядей. Когда его дядя проснулся, он начал искать и звать Люка.

"Установочный кадр" - определяющий для сцены или для всего фильма, в нем, как правило, каждый компонент находится на своем месте и имеет значение. Возможно, этот кадр не был установочным. Но нельзя не заметить, что кадр, где дядя ищет Люка, в первоначальной версии неподвижен, а призрачное отражение Люка виднеется в окне в дальнем правом углу. Это выглядит как фотография, с которой изображение Марка Хэмилла удалено не полностью.

14. Фантом - член команды

Мос Эйнсли, космодром на Татуине (межзвездный эквивалент стоянки грузовиков) - там Люк впервые появляется в Эпизоде IV. После того, как они поболтались в столовой, слушая Figrin, попали в неприятности с местными жителями, Люк, Хан Соло, Оби-Ван и Чубакка направились в ангар, где стоял "Фалькон". Штурмовики кинулись их ловить, но героям удалось бежать. После того, как Люк, Оби-Ван и дроиды разместились внутри корабля, Чубакка и Хан заняли свои места для управления полетом.

Там есть крупный план Хана Соло: если вы посмотрите за его плечо, то увидите фигуру в светло-зеленом, которая маячит позади него в коридоре космического корабля. Был ли это дополнительный член экипажа или обычный безбилетный заяц?

13. Рука помощи

Многие поклонники считают "Эпизод V: Империя наносит ответный удар" лучшим из семи фильмов Star Wars, но это вовсе не означает, что в нем нет ошибок. Например, когда на Люка нападает чудовище в снежной пустыне, оно сшибает его лапой на снег. При этом в один из моментов хорошо видно, что эта лапа существует как бы по отдельности от монстра, и за ее краем виднеется нечто... сиреневое.

Более того, после того как Люк кидает в чудовище гранату, то если присмотреться, то заметно, как кто-то протянул руку помощи и палкой подталкивает ногу чудовища, помогая ей "взорваться". Так себе спецэффект, явно выполнен самым младшим рабочим сцены.

12. Сбой в гардеробе Хана Соло

В конце "Эпизода V: Империя наносит ответный удар", Хан Соло был заморожен в карбоните. Непосредственно перед тем, что его опускают в камеру, Лея, наконец, сказала ему о своей любви (в тот момент Хан одет в белую рубашку). Камера переходит на ее лицо, и, когда в кадр снова попадает Хан, он уже одет в куртку. Затем, в следующем кадре, когда его уже опустили в камеру, он снова в белой рубашке и в портупее!
"Эпизод VI: Возвращение джедая" вышел три года спустя, в 1983 году. «Трофей» был направлен Джаббе Хатту в его дворец на Татуине. В резиденции Джаббы замороженное тело Хана стало одним из украшений дворца хатта. Лишь спустя год друзья контрабандиста сумели его освободить.Да, Хана освободили из его углеродной тюрьмы, но куда делась портупея? Возможно, карбонитная заморозка именно так, выборочно разрушает материалы...но почему именно этот предмет из гардероба?

11. Лэндо Калриссиан и мистическое исчезновение черных перчаток

Первая часть "Эпизода VI: Возвращение джедая" об эпическом падении Джаббы Хатта. Лэндо Калриссиан парил над краем ямы...когда снимали сцену борьбы, в кадр попадает то актер, который играет Лэндо (Билли Ди Уильямс), то его дублер. Проблема заключалась в том, что дублер был одет в черные перчатки, и Билли Ди Уильямс - нет. Вы увидите, в кадре он с голыми руками на одних планах, и в черных перчатках - на других.

10. Главный ляп "Звездных войн": штурмовик, не вписавшийся в двери

В "Эпизоде IV: Новая надежда", герои были на Звезде Смерти, и Люк и Хан Соло одолели двух штурмовиков и надели их форму. Переодевшись, они пошли спасать принцессу Лею. R2-D2 и C3PO спрятались в офисе над ангаром 327, куда был направлен отряд штурмовиков, чтобы проверить запертую дверь. По мере того как штурмовики бегут через дверной проем, один из них нечаянно ударяется головой.

Это один из самых знаменитых фейлов франшизы – вот этот эпизод, когда один из штурмовиков (на заднем плане) бьется шлемом о дверь. Очень громко и с характерным звуком. Джордж Лукас, кстати, об этой проблеме прекрасно знал, но не вырезал кадр на монтаже, а, наоборот, добавил в сцену звук удара. И Лукас еще раз отдал должное этому прикольному битью головой в фильме 2002 года "Эпизод II: Атака клонов" - там Джанго Фетт стукнулся головой о дверной проем космического аппарата, точно с тамим же звуком.

9. Форма Лэндо немного сбоит

В «Эпизоде VI: Возвращение джедая», Лэндо Калриссиан встречает корабль «Фалькон Миллениум» ("Сокол Тысячелетия") в составе флота, ожидавшего Люка, Лею, Хана и Чуи, чтобы взорвать заставу, поддерживавшую силовое поле Звезды Смерти. Перед тем как он сел на корабль, Лэндо и Хан говорят о любимом, хоть и старом космическом корабле. Пока они говорят, фокус настоен где-то между Ханом и Лэндо, а затем камера фокусируется на Лэндо, который грузится на «Фалькон» со своей командой.
Если внимательно последить за правым планом, где Лэндо говорит: "Что ты хочешь получить, ты, пират?", то можно заметить, как кобура перескакивает с его правого плеча на левое бедро - по диагонали. Точно так же перемещаются знаки отличия с левой на правую сторону груди. Но они возвращаются обратно, когда Лэндо садится за пульт управления кораблем.

8. Меняющийся цвет R2D2

Во время кульминационной сцены битвы в конце "Пятого эпизода: Новая надежда", мы видим, как R2D2 опускается на X-крыло истребителя Люка, его сине-полосатая поверхность немного потрепана. Но, как Люк уверяет санитаров, помогая ему, он не выбрал бы другой дроид, чтобы помочь. Следует помнить, что в оригинальных "Звездных войнах" спецэффекты и трюки были придуманы командой по мере съемок, в значительной степени они все придумывали на ходу. Вся сцена была снята на фоне голубого экрана. Сегодня для нас очевидно, что в таком случае все синие детали окажутся затемненными. Конечно же, когда мы видим, R2 во время боя - его синие полосы становятся черными. В наши дни для таких сцен берут зеленый экран, чтобы избежать проблем с синими оттенками.

7. Световой меч

“Я ждал тебя, Оби-Ван. Вот мы и встретились”. Кто же Учитель и кто Ученик, если учесть, что Кеноби и Дарт Вейдер снова встречаются через множество лет после того, как Оби-Ван оставит Энакин на планете Мустафар? Люк и Хан Соло спасут принцессу Лею, Оби-Ван должен выполнить задание, чтобы Миллениум Фалькон мог взлететь. Однако вот он приходит за Дартом Вейдером для битвы, которая станет решающей…

Камера показывает нам, как Дарт Вейдер смотрит на Оби-Вана, который держит световой меч, а от него в рукав идет белый проводок, который весьма и весьма заметен! Сцена происходит в "Эпизоде IV: Новая надежда", первом фильме франшизы, который вышел в 1977 году. Тогда Джордж Лукас еще даже представить себе не мог, какой же феномен он создает…

Несмотря на то, что по легенде борьба на световых мечах была древним искусством, для Лукаса и товарищей это было совершенно новое слово в кино-фехтовании. Были и другие оплошности со световым мечом в оригинальной версии: например, меняющийся цвет мечей Оби-Вана и Вейдера, а также облако пыли, которое вздымается, когда соприкасаются два меча.

6. Люк-чревовещатель

В “Пятом эпизоде: Империя наносит ответный удар”, призрак Оби-Ван Кеноби направляет Люка Скайуокера на планету Дагоба, где он сможет найти Йоду для последнего, завершающего цикла тренировок джедая.
Люк терпит крушение во время приземления космического корабля. И оставляет его в болоте вместе с R2D2, который должен сам о себе позаботиться. После этого Люк разбивает лагерь и исследует район. В разговоре с Люком R2 ставит под сомнение мудрость решения направиться на болото, особенно после схватки с болотными существами:

“Теперь все, что мне нужно - найти этого Йоду, если он вообще существует."

Единственная проблема в том, если вы посмотрите на лицо Люка, его губы шевелятся только в первой части фразы. А слова "если он еще существует" были добавлены позже и их произносит совершенно другой актер.
Редакторы пытались замаскировать это затемнением лица Люка, но все же ясно видно, что он ничего не говорит, когда мы слышим эти слова.

5. Хан Соло помог Лее с текстом

Хан Соло и Принцесса Лея неплохо потрудились, притворяясь врагами почти на протяжении всей оригинальной трилогии Звездных войн. Однако несмотря на их непримиримую вражду, между ними есть непреодолимое влечение. К “Пятому Эпизоду: Империя наносит ответный удар” перед нами тлеющие остатки былой ненависти. Они были на "Фальконе", когда Лея называет Хана “неряшливым пастухом”, но тут вдруг возникает турбулентность на корабле, и Лея падает в объятия Хана.
"Отпусти," говорит Лея и затем повторяет это снова. "Не горячись," отвечает ей Хан.

Теперь мы вряд ли скажем, сколько же дублей потребовалось для того, чтобы снять эту сцену - но уж точно больше двух. К тому времени, когда она выдает свой едкий ответ: "Капитан, ваших объятий не вполне достаточно, чтобы разгорячить меня” - вы можете увидеть губы Харрисона Форда, который беззвучно произносит эти слова вместе с Кэрри Фишер...

4. Ускользающие скалы

В “Четвертом эпизоде: Новая надежда” R2D2 идет на поиски Оби-Вана в татуинскую пустыню, а Люк идет на поиски дроида. Это, в свою очередь, ведет к неприятной встрече между Люком и Таскеном Рейдером.

Когда Люк сцепился с ним (в конце концов, его спас никто иной, как сам Оби-Ван), R2 скрывался в небольшом скалистом алькове. К тому времени, когда оригинальная трилогия была переиздана в 1997 году, Джордж Лукас решил, что тайник маленького дроида выглядел не очень реалистичным. Вы можете ясно видеть, что он скрывается под скалой.

Так, Лукас думал дорисовать сцену и сделать тайник R2 немного более правдоподобным. Проблема заключалась в том, после того, как драка закончилась, и Оби-Ван уговорил R2 вернуться из своего убежища, пририсованные лишние камни исчезли снова.

Иными словами, Лукас создал повторяющуюся ошибку: отредактировав старое, добавил новую...

3. Штурмовики-невидимки

На космодроме "Мос Эйсли" Оби-Ван говорит Люку, в то время как герои смотрят вниз на поселение соседней скалы, " ты никогда не найдешь более жалкое сборище нечисти и подлости. Мы должны быть осторожными"

По мере того, как пара героев въезжает в космопорт с R2D2 и C3PO в “Эпизоде IV”, их ховеркрафт окружают штурмовики. В этой сцене впервые звучит одна из наиболее известных цитат фильма и Люк впервые получает возможность увидеть Силу в действии.

По мере того как штурмовики допрашивают их, Оби-Ван использует Силу, чтобы заставить войска сказать “Это не дроиды, которых мы ищем”.

Сцена отличная, но с одной маленькой ошибкой. В первых кадрах штурмовики окружают судно сзади... Когда допрос окончен и десант отпускает Люка и Оби-Вана, камера отъезжает, и теперь видны только три штурмовика, но тех, кто сопровождал судно Скайуокера сзади на воздушной подушке - просто нет.

2. Исчезающий пиджак

Люк впервые встретился с Оби-Ван Кеноби в “Эпизоде IV” после того, как легендарный мастер-джедай спас его и дроида от разбойников. Они вошли в дом Оби-Вана, чтобы избежать дальнейших столкновений с людьми пустыни, и Оби-Ван потчевал Люка рассказами о его отце, бывшем джедае, и даже дал пошалить со старым световым мечом Энакина Скайуокера.

По ходу разговора нам показывают пару героев с различных точек. Хотя разговор идет без перерыва, кадры были явно сняты в разное время и склеены вместе. В некоторых дублях на стене за Люком висит темный пиджак или ткань. В съемках с других сторон она полностью исчезает. И на самом деле не существует даже крючка на стене, где эта куртка может повиснуть.

Это не та ошибка, которую сразу же заметна - она явно найдена преданным поклонником фильма, который видел его слишком много раз!

1. Удаленные разговоры

Когда Лукас начал снимать первую часть своей франшизы в 1977 году, он еще не до конца представлял себе, как все ходы сюжета будут состыковываться. Вот почему в первую встречу Люка и Оби-Вана Скайуокер слышит весьма туманный рассказ о своем отце - откуда Оби-Ван его знает, какую роль Дарт Вейдер играет в истории и т.д. Долго ли, коротко ли, история приобрела более четкие очертания. Но это потом, позже. В конце четвертого эпизода Люк встречает друга детства с Татуина на станции повстанцев.

В оригинальном сценарии командор повстанцев отпускает замечания по поводу отца Люка. К моменту пост-монтажа Лукас уже понимал, что историю Дарта Вейдера и Энакина он хочет выделить в отдельную ветку сюжета. И начал вырезать из фильма все фразы, которые так или иначе касались этой линии.
А монтировал он эти моменты очень просто: когда в сцене говорилось что-то лишнее, Лукас “помещал” перед камерой кого-нибудь, кто “проходил” перед говорящими и позволял вырезать дубль.
В сцене с командором монтаж очевиден, но по другой причине: на заднем фоне C2PO наблюдает за тем, как второй робот поднимается на крыло звездолета Люка. Легко заметить, что в месте монтажа маленький робот подпрыгивает.

Во имя Дарта Вейдера и Люка Скайуокера, и Тысячелетнего Сокола

Фото: кадр из фильма

Изменить размер текста: A A

В начале было Слово. И Слово было «банкротство».

На исходе седьмого десятилетия прошлого века кинокомпания 20th Century Fox буквально дышала на ладан.

Но вот пришел спаситель – 33-летний режиссер и сценарист Джордж Лукас. И явил он миру «Новую надежду». И возвестил людям, что случилось «давным-давно в далекой-далекой галактике…». И превратил кинопленку в хрустящие банкноты. И тремя «Звездными войнами» накормил сотни миллионов страждущих.

Что было дальше – известное дело. На канонической троице Лукас не остановился, и с 1999 по 2005 годы выдал еще три эпизода «войн», а до этого - мультсериал и телевизионный фильм про ми-ми-расу эвоков с планеты Эндора. Затем запустил анимационный спин-офф под названием «Войны клонов». Еще были компьютерные игры, комиксы, книги и прочий «звездный» антураж.

В 2015 вышла «Пробуждение силы» - седьмая часть эпической саги, а год назад спин-офф «Изгой-один». Правда, и кинокомпания уже не та (ушастый Disney сменил спасенный Джорджем 20th Century Fox), и авторы другие (за старшего теперь «папа» сериала LOST Джеффри Джейкоб Абрамс). Однако главный архитектор Вселенной «Звездных войн», хранитель знаний и ключевой консультант продолжения все-таки он - Мастер Лукас.

В общем, как ни крути, сегодня даже тот, кто никогда не видел сагу, понимающе кивнет при первых звуках «Имперского марша». А Дарт Вейдер и магистр Йода стали частью поп-культуры, как их Микки Маус или наш Чебурашка.

Звездные Войны - Имперский Марш. Звездные Войны Имперский Марш Star Wars - Imperial march

Да что там говорить! Смеем утверждать, что «Звездные войны» не просто красивая история, насыщенная визуальными эффектами, это настоящий культ, полный мистических и религиозных символов. И мы не приукрашиваем реальность. Всего лишь констатируем.

Доказательство первое. С миру по мифу, Лукасу – «надежда»

Вернемся к основам. Когда Джордж затевал свою бесконечную историю, то не стал доверяться только правому полушарию, которое, как говорят, отвечает у нас за фантазию. Он подготовился. На полгода засел в рабочем кабинете с томиками в руках.

Чтобы написать сценарий дебютного эпизода «Звездных войн», Лукас перелопатил не меньше пятидесяти книг. Преимущественно налегал на теорию мифологии и духовную литературу.

Я взял на себя дерзость рассмотреть все религии – основные мировые и различные древние культы – и выяснить, что у них есть общего, - признался Джордж на страницах газеты «USA Today».

Иначе говоря, Лукас изначально планировал насытить сагу религиозными смыслами. И это ему, безусловно, удалось: «Звездные войны» просто напичканы аллюзиями к Библии, даосскому трактату «Дао-Дэ цзин», кодексу самурая «Бусидо» и, не в последнюю очередь, - к «Герою с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла (если не читали – настоятельно рекомендуем: это уникальное пособие для тех, кто хочет понять первооснову любого сюжета).

Эти фильмы созданы на прочном мифологическом фундаменте, - убеждает нас режиссер. - Архетипы, присутствующие в них, существуют уже много тысяч лет, и по большой части относятся еще к дохристианской эпохе. Я понял: лучше будет воплотить мой замысел в жизнь так, чтобы у зрителя фильма не возникло ассоциаций с какими-либо конкретными религиями…

Кого-то Джордж, конечно, убедил. Доказательство тому - официально признанное в некоторых странах религиозное движение «джедаизм». Но не надо быть истово верующим, чтобы увидеть в саге очевидные намеки на библейские мотивы. Впрочем, обо всем по порядку.

Доказательство второе. В чем Сила, брат?

Можно как угодно относиться к «Звездным войнам», например, считать, что единственная задача фантастической саги – развлекать и убивать время зрителей. Но факты – вещь упрямая. История, придуманная Джорджем Лукасом, заполнила пустоту в духовной жизни миллионов фанатов.

Всего один лишь пример. По итогам последней переписи населения в Великобритании власти выяснили, что в Королевстве живет и здравствует 390 тысяч адептов «джедаизма». А это, на минуточку, 0,7 процента всего населения страны. Даже иудеев и буддистов меньше.

Джедаисты поклоняются некой Силе, которая даже и не думает измеряться в ньютонах. Что же это такое? Обратимся к первоисточнику:

Сила – это то, что придает джедаю его мощь, - вещает Оби -Ван Кеноби новообращенному Люку Скайуокеру. – Это энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами. Оно окружает нас и проникает в нас. Это та энергия, которая удерживает единой всю Галактику.

Неудивительно, что в специальном реестре Министерства юстиции Британии под кодом 8968 теперь значится официально зарегистрированное новое религиозное движение Jedi Knight – «Рыцарь Джедай».

К слову, в Австралии джедаев поменьше – «всего» 70 тысяч. Наверное, поэтому их там принято считать гражданами, которые затрудняются с ответом о своем вероисповедании.

Есть джедаисты и в России , по некоторым данным, около 5 тысяч человек. Ребята они скромные – осваивают эзотерические техники, дерутся на «световых мечах» и тихо-мирно уживаются рядом с эльфами, фанатами спящего на дне Тихого океана чудища Ктулху и пастафарианцами, поклоняющимися Летающему Макаронному Монстру.

Доказательство третье. Маска, я тебя знаю

Просим прощения у всех верующих людей, если дальнейшие аналогии вам покажутся сомнительными. Но, как говорится - что есть, то есть: мы лишь аккуратно транслируем обсуждения на фанатских сайтах и в пабликах соцсетей.

Намеков на содержание Библии в «Звездных войнах» великое множество. Даже ключевое пожелание джедаев «Да пребудет с тобой Сила» тесно перекликается с Евангелием от Иоанна (14:16-17к) – «Да пребудет с вами всегда Дух».

Практически всех героев саги фанаты сравнивают с теми или иными значимыми фигурами главной книги всех времен и народов. И не без оснований. Оби-Ван - наставник будущего Темного Лорда представляется в образе Иоанна Крестителя. То Люку Скайуокеру, то его отцу Энакину приписывают черты Спасителя. Император Палпатин, он же Дарт Сидиус – это, безусловно, дьявол. Даже парочку роботов R2-D2 и C-3PO рисуют как пророков.

Фактов, которые прямо намекают, что хитроумный замысел Лукаса расставить в «Звездных войнах» якорьки и для знатоков мировых религий, и для тех, кто мнит себя теологом, удался - более чем достаточно. Но все перечислять не будем. Постараемся акцентировать ваше внимание на самых ярких.

Теперь немного конкретики. Почему Оби-Ван – Иоанн? Во-первых, созвучное имя. Во-вторых, в «Новой Надежде» мы сначала слышим его голос на фоне пустынных пейзажей Татуина. Здесь явный намек на Крестителя: «Это о нем говорил пророк Исаия: «Голос раздается в пустыне» (Евангелие от Матфея.3:3с). В-третьих, фанаты узрели в моменте, где Оби-Ван возвращает к жизни бесчувственного Люка, аналогию с обрядом крещения. В-четвертых, взмахи светового меча Кеноби рисуют четкий крест - сначала сверху вниз, затем слева направо. Ну а кроме всего прочего, сцены с наставником Скайуокера-младшего снимались в тех же местах (Тунис ) и в том же 1976 году, что и эпизоды с Иоанном для мини-сериала «Иисус из Назарета ».

Когда Дарта Вейдера сравнивают со Спасителем, в первую очередь намекают на факт рождения, мол, по словам матери, у него не было отца. Впрочем, не аргумент, и дальнейшее развитие сюжета говорит, что роли Мессии, скорее, достоин Скайуокер-младший – Люк. Если перевести его имя с латыни, получится Свет. Тут же вспоминаются: «Я – свет, и в мир Я пришел». (Евангелие от Иоанна. 9:5), «Я свет миру» (Евангелие от Матфея. 4:16;17:1) и другие подобные аллюзии. А в сцене, где юный Скайуокер висит на крестообразной антенне в Облачном городе, многие поклонники саги увидели символическое изображение распятия Христа.

Хану Соло и его лохматому напарнику Чубакке достались образы апостолов. Контрабандист, блистательно исполненный Фордом, сначала вел, мягко говоря, не самый праведный образ жизни, но познав учение о Силе, последовал за Люком, словно раскаявшийся грешник за Спасителем. Имеется в его истории и момент предательства, который напоминает о малодушии апостола Андрея.

Есть в «Звездных войнах» и свой Иуда. Правда, в отличие от библейского антигероя, Лэндо Калриссиан не покончил с собой, а одумавшись, примкнул к повстанцам. Но сцена, где администратор Облачного города обнимает Хана и улыбается ему, до боли напоминает описание библейского предательства.

Некоторые фанаты зашли еще дальше и сравнивают обоих обладателей «небесной» фамилии – Энакина и Люка с Отцом и Сыном. А в Святой дух почему-то записали корабль Хана Соло – «Тысячелетний сокол». Оказывается, если трансформировать изображение транспортного средства, то получается совсем не хищная птичка, а вполне так миролюбивый голубь. В образе которого… правильно, нередко изображают третью ипостась Бога.

В общем, если соберетесь еще раз пересмотреть «Звездные войны», обращайте внимание на мелкие детали, которые недвусмысленно говорят о связи с религией.

Доказательство четвертое. Йода и Пустота

Учитывая, что вся духовная литература тесно связана друг с другом, имеет общие корни и смыслы, неудивительно, что представители разных конфессий и религий находят в саге упоминания о своей вере. И это не оспаривают даже богословы.

Так, доктор медицины Джон М. Портер из Аризоны , строящий жизнь по канонам китайского философа Лао-Цзы, даже написал книгу «Дао «Звездных войн».

Правды ради отметим, что даосизм – универсальное учение, и его корни видны во многих произведениях литературы. Даже в «Винни Пух и все-все-все». Тем не менее, Портер весьма обосновано находит в диалогах героев связь с основополагающими принципами учения Лао-Цзы.

Например, Сила джедаев – это не что иное, как понятие, которое в японском языке определяется словом «Ки», а в китайском «Чи». А противостояние разноцветных сторон – Светлой и Темной – не что иное, как фундаментальная противоположность даосизма – Инь и Ян.

Помните бой Кви-Гона с Дартом Маулом в «Скрытой угрозе»? Так вот в этом противостоянии буквально изложено краткое содержание концепции Дао. Тут и Принятие, и Пустота, и Смирение, и все остальные догматы.

По мнению доктора, «Звездные войны» вполне могли назвать «Люку не хватает терпения». Очевидно, что Скайуокер-младший не читал 67 главу трактата «Дао-Дэ цзин», посвященную этому принципу. Даже магистр Йода прямо говорит об этом: «Я не могу учить его. У этого мальчишки терпения нет».

Доказательство пятое. R2-D2 в «Индиане Джонс»

Разумеется, ни один культ не может жить долго и «собирать души» без регулярных упоминаний о нем в иных источниках. «Звездные войны» - не исключение. Нашу любимую космооперу постоянно пародируют в «Симпсонах », «Гриффинах» и «Футураме ». Доктор Шелдон из сериала «Теория большого взрыва» от случая к случаю предстает в образе Лорда Вейдера. Мелькают упоминания о главных героях саги и в сериалах «Как я встретил вашу маму», «Клиника», «Сверхъестественное» и многих других.

Да чего там говорить. Достаточно вспомнить Джея и Молчаливого Боба из комедий Кевина Смита – пожалуй, главных кинофанатов «Звездных войн».

Нередко режиссеры вставляют в свои картины «пасхальные яйца» с намеком на любимую эпопею. Например, в «Звездном пути» во время взрыва космического корабля среди обломков мелькает робот R2-D2. А в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», где Лукас был продюсером и сценаристом, на станах древнего храма «Колодец душ» можно разглядеть изображение все того же R2-D2 и его механического товарища C-3PO.

Имеющий глаза, да увидит.

КОНКРЕТНО

На всякий случай напомним вам порядок и даты выхода эпизодов саги.

УЖЕ ВЫШЛИ

Оригинальная трилогия

1977 Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда / Star Wars: Episode IV - A New Hope

1980 Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар / Star Wars: Episode V - The Empire Strikes Back

1983 Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая / Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi

Трилогия-приквел

1999 Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза / Star Wars: Episode I - The Phantom Menace

2002 Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов / Star Wars: Episode II - Attack of the Clones

2005 Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов / Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith

Трилогия-сиквел

2015 Звездные войны: Пробуждение силы / Star Wars: The Force Awakens

КРОМЕ ТОГО

В декабре 2016 года вышел первый полнометражный спин-офф киносаги "Изгой - один. Звездные воины: Истории"

ЖДЕМ

2017 Звездные войны. Эпизод VIII / Star Wars. Episode VIII

2019-2020 Звездные Войны. Эпизод IX / Star Wars. Episode IX

Star Wars: The Force Awakens Trailer (Official). Watch the official trailer for Star Wars: The Force Awakens, coming to theaters December 18, 2015. Visit Star Wars at http://www.starwars.com Subscribe to Star Wars on YouTube at http://www.youtube.com/starwars Like Star Wars on Facebook at http://www.facebook.com/starwars Follow Star Wars on Twitter at http://www.twitter.com/starwars Follow Star Wars on Instagram at http://www.instagram.com/starwars Follow Star Wars on Tumblr at http://starwars.tumblr.com/

Star Wars: The Force Awakens Official Teaser #2. Get your first look at the new Star Wars: The Force Awakens teaser #2! Lucasfilm and visionary director J.J. Abrams join forces to take you back again to a galaxy far, far away as Star Wars returns to the big screen with Star Wars: The Force Awakens. Episode VII in the Star Wars Saga, Star Wars: The Force Awakens, opens in theaters December 18, 2015. Official Site: http://www.starwars.com/theforceawakens Subscribe to Star Wars on YouTube for more videos: http://www.youtube.com/starwars Like Star Wars on Facebook: https://www.facebook.com/StarWars Follow @StarWars on Twitter: https://twitter.com/starwars Follow @StarWars on Instagram: http://instagram.com/starwars Follow Star Wars on Tumblr: http://starwars.tumblr.com/ Star Wars: The Force Awakens, directed by J.J. Abrams from a screenplay by Lawrence Kasdan & Abrams, features a cast including actors John Boyega, Daisy Ridley, Adam Driver, Oscar Isaac, Andy Serkis, Academy Award winner Lupita Nyong o, Gwendoline Christie, Crystal Clarke, Pip Andersen, Domhnall Gleeson, and Max von Sydow. They will join the original stars of the saga, Harrison Ford, Carrie Fisher, Mark Hamill, Anthony Daniels, Peter Mayhew, and Kenny Baker. The film is being produced by Kathleen Kennedy, J.J. Abrams, and Bryan Burk, and John Williams returns as the composer.

Всем привет!

Предлагаю гиковский разговор на тему Звездных Войн(ЗВ). Для начала, небольшой q&a, о чем я.

Что это?
Немного фанатских теорий на тему Звездных Войн (кроме очевидного)… Под определённым углом можно избавиться от некоторых сюжетных нестыковок, потерь, при переходе от эпизода к эпизоду, нелепых совпадений и.т.д.
Зачем мне это читать?
Если не любите ЗВ - незачем. В противном случае может быть увидите новые сюжетные линии в знакомой истории. Возможно, вам, как и мне, от этого станет интереснее смотреть фильм, а может вы все это и так заметили, но вам не с кем было об этом поговорить.
Это что фанфик?
Нет, я не выдумываю историю, просто интерпретирую и предполагаю. Такие теории можно найти на Reddit . Я пользовался некоторыми из них, чтоб заполнить пробелы, там, где сам не додумал.
Спойлеры?
Да, без них - никак, но только из оригинальной и новой трилогии, игры Force Unleashed и немного из мультсериалов «Войны Клонов» и «Повстанцы». Седьмой эпизод, как бы мне этого не хотелось, включать не буду, ещё не все посмотрели.
Расширенная вселенная?
К сожалению, после выхода седьмой части расширенная вселенная больше не считается каноном. Теперь это просто набор легенд, возможно, правдивых, скорее - нет. Но, поскольку некоторая информация пока не опровергнута новой расширенной вселенной, можно принимать это за хоть какой-то источник информации.
Немного занудства
Мне кажется, в корне неверным отнесение ЗВ к научной фантастике. Мы ничего не знаем о законах физики в «далекой-далекой галактике», а все, что мы видели, показывает, что они очень сильно отличаются от наших. Потому фильмы вроде «Наука Звездных Войн» интересны с точки зрения популяризации науки, но не опровержения физики во вселенной ЗВ. По большому счету, мы не можем быть уверены даже в том, что космическое пространство ЗВ имеет схожую плотность с нашим, и что звук в нем не распространяется.

пасхалка

Однажды, во время спора на эту тему, мне указали, что в ЗВ имеется в виду, как минимум, наша вселенная, поскольку в «скрытой угрозе» мы видим делегацию E.T., а в самом E.T. завидев Йоду, инопланетянин завопил «дом, дом!» Плохой аргумент, но хорошая пасхалка.


Помимо прочего основой всего в мире ЗВ, является Сила: разумное божество (или по-крайней мере, очень близко к тому), преследующее цель, сохранить баланс во Вселенной любой ценой. В сюжете фильма множество нелепых совпадений (особенно в новой трилогии), благодаря которым движется сюжет. И, хотя, в сценарном искусстве «рояль в кустах» - это низкопробный прием, говорящий о лени сценаристов, в случае ЗВ - на этом рояле основана вся идея. Тут уж либо принимать, либо нет. Сила способна привести героев куда угодно и уберечь их от гибели, если это соответствует ее целям.

Собственно, сами теории.

Теория: империя сделала из дроидов козлов отпущения
Что вы помните из новой трилогии? Красивые города, политические дрязги, Магистр Йода со световым мечом, куча голограмм и… дроиды, много дроидов.

В «Новой Надежде» и, в целом, в оригинальной трилогии, дроиды также присутствуют, но их значительно меньше. При этом, в основном, это дроиды, которые были произведены еще в Республике. Не говоря уже о том, что выглядят они, как металлолом (не считая имперских, конечно)

Вопрос в том, почему цивилизация, в которой решен вопрос искусственного интеллекта и где дроиды занимают центральное место в жизни, вдруг перестала ими пользоваться.

Из мультсериала «повстанцы» и игр «Force Unleashed» мы можем понять, что превращение республики в империю проходило не так уж гладко. И все же, в начале эпизода 4 мы узнаем, что Дарт Сидиус распустил парламент (на это у него ушло 19 лет), это последнее напоминание о Республике.

Изначально Палпатин стал верховным канцлером из-за угрозы Ситхов и конфедерации независимых систем. Придя к власти, он разрешил эти вопросы, с одной стороны, взяв под контроль Торговую Федерацию (основной спонсор сепаратистов), с другой - объявив все слухи о Ситхах заговором против Республики, а джедаев - предателями. Но, не смотря на то, что кризис (формально) разрешился, власть Палпатина усиливалась на протяжении следующих 19 лет настолько, что он смог без последствий распустить Сенат. Можно предположить, что он использовал известный прием «внешнего врага» для запугивания галактики и укрепления позиций. Моя версия: он использовал дроидов. На тот момент повстанцы еще не существовали и на протяжении следующих лет они оказывали вялое сопротивление. Их позиции усилились уже ближе к событиям Новой Надежды, когда дроиды в галактике остались только как вынужденная мера.

Почему не джедаи?

Большая их часть была уничтожена приказом 66; тех же, кто остался, можно было выбрать в террористов, но можно предположить, что император пошел другим путем. В начале «Новой надежды» адмирал Мотти нагло заявляет, что учение силы - это устаревшая религия. Также Хан Соло заявляет Оби Вану, что облетев галактику не встретил доказательств существования силы, хотя по возрасту он должен был застать события Войны Клонов. Также Чуи помогал Йоде сбежать с Кашика и мог бы сказать об этом Хану.

Как мне кажется, империя отрицала существование джедаев и силы, объявив их фокусниками и шарлатанами. Девятнадцать лет - маловато для того, чтоб люди забыли события, которым были свидетелями, но при массивной пропаганде (а также учитывая большую редкость джедаев) можно было убедить большую часть, что они видели не то, о чем думали, а джедаи - это как колдуны у нас: умные, умелые фокусники (которые похищают детей и учат их баловаться со световым мечем).

оффтоп о Хане, который стрелял первым

Не самая популярная тема для холивара у нас. Всю информацию можно найти по запросу «Han shot first», а здесь просто коротко опишу. В Кантине на Татуине есть культовая сцена, где Хан убивает Гридо за вымогательство. Изначально первым стрелял Хан, но многие фанаты искали в дымке признаки того, что Хан защищался. Позже Лукас распорядился добавить в сцену выстрел Гридо, что вызвало негодование тех фанатов, которым нравилась идея хладнокровного Хана Соло. В конце концов, в последнем переиздании сцена была перемонтирована так, что кажется, что оба стреляют одновременно.

Какая из версий правильная - спор не утихает (хотя, Хан стрелял первым).


Предположим, что Палпатин выбрал новую «внешнюю угрозу» для правительственной пропаганды. Например - дроидов. Вполне понятно, что люди легко на это повелись. Дроиды были причиной множества бед во время войны клонов. Они разоряли планету за планетой, часто использовались для шпионажа и убийств. В «Новой Надежде» в кантине владелец отказывается обслуживать дроидов. Его реакция кажется немного преувеличенной. Каким образом непьющие мирные дроиды могли помешать работе бара, где собирались убийцы и контрабандисты? Возможно, люди боялись дроидов и считали их угрозой в любом виде.

Для культивирования ненависти к дроидам была еще одна причина. Империя, как и любая милитаризированная диктатура, должна была большими темпами наращивать производство для сохранения стабильности. Широкая занятость населения и ориентация на военную промышленность помогала бы держать людей под контролем. В то же время широкое распространение дроидов в промышленности не оставляла места для ручного труда. С одной стороны падала покупательная способность населения, что грозило крахом экономики, с другой стороны низкая занятость и пользование благами «бесплатного труда машин» привело бы к тому, что у большей части населения было бы слишком много свободного времени. Как результат - росло бы недовольство режимом и была бы возможность для создания организованного сопротивления.

Если вам все еще не жалко дроидов

В «Возращении Джедая» есть сцена, где в убежище Хатта пытают дроида.

Возникает вопрос, зачем кому-то программировать дроида на наличие болевых ощущений. И даже так, зачем заставлять его кричать. Объяснение: повсеместная ненависть к дроидам могла сделать такой «апгрейд» довольно популярным, ведь, мучая врага, нужно понимать, что ему больно.

Теория: империя - не лучшая экономическая модель
Не совсем полноценная теория, скорее наблюдение.

Помимо отсутствия дроидов, после перехода от «Мести Ситхов» к «Новой Надежде», в глаза бросается очевидное технологическое отставание Империи. Практически ничего из того, что использовала армия клонов не сохранилось в империи. Эта техника, возможно, была уничтожена повстанцами в последние годы перед «Новой Надеждой», но почему тогда все новое производство Империи настолько отстает.

С одной стороны, причина может быть в исключении дроидов из производства. Без трудящихся 24/7 рабов, для быстрого наращивания военной мощи, требовались более простые конструкции. Также можно предположить, что технология в Республике производилась на базе конкурентного рынка, в то время, как Империя не могла позволить себе ослаблять хватку. Скорее всего, все основное производство было «национализированно», что не могло не сказаться на качестве продукции.

Мы же знаем примеры

Не хочется проводить параллели, но можно сравнить это с СССР доНЭП-овских времен, когда основной идеологией был «военный коммунизм». Тогда же были национализированны многие предприятия, в том числе первая энергетическая компания, до этого принадлежащая братьям Сименс . Я не даю никакой оценки, просто подмечаю, что НЭП был необходимостью из-за схожих проблем.


Очевидно, что в галактической империи - понятие частной собственности не в цене. В «Империя наносит ответный удар» Лэндо Калрисиан говорит, что их колония не попадает под юрисдикцию Империи, поскольку слишком мала. Но все равно они жили в постоянном страхе, пока не заключили сделку с Империей (условия которой Вейдер легко нарушил).

Итого, весь частный сектор пашет на Империю, сама же Империя, в основном, занимается военпромом. Для примера, на постройку Звезды смерти ушло около 20-и лет, что довольно неплохо, учитывая масштабы производства и уровень секретности. Более того, трудно поверить, что вторая звезда смерти была построена в течении такого короткого срока после уничтожения первой. Можно предположить, что строительство шло параллельно.

Для сравнения, можно взглянуть на проект Плавучей Атомной Электростанции , строительство, которой заняло около 10-и лет.

О роковой уязвимости Звезды Смерти

Кстати, та самая теплоотводная шахта на Звезде Смерти - не такая уж и Уязвимость. Много было шуток на эту тему, от робоцыпа до правительство США , но давайте посмотрим на факты:

1) Звезда смерти, пожалуй, одна из самых энергонасыщенных автономных станций во вселенной. Страшно подумать, какое количество тепла она вырабатывала во время работы на полную мощность. Теплоотвод был необходим.

2) Шахта была настолько узкая, насколько это возможно, и охранялась тяжелыми Турелями.

3) Для атаки повстанцы использовали «красную Эскадрилью» . Элитное звено истребителей, которое было практически полностью уничтожено во время атаки.

4) Ни один из пилотов красной эскадрильи не смог выполнить миссию, даже прямое попадание, согласно расчетам компьютера, не смогло обеспечить необходимые условия для цепной реакции в ядре.

5) Единственный, кто смог справиться с задачей - это Люк, который по совместительству использовал Силу (читай магию), был лучшим пилотом в галактике и которому помогал его мертвый учитель в виде призрака.

В смысле, вряд ли планирование рисков при строительстве могло учесть такой поворот. В конце концов, вся остальная техника Империи уязвима для прямых попаданий крупного флота.

Теория: Дарт Вейдер не такой злодей, скорее трус
Тут придется пойти издалека. К тому же данная теория основывается на другой фанатской идее , о том, что Энакин умер в мести Ситхов.

Итак, по-порядку. В конце третьего эпизода мы видим умопомрачительную схавтку Энакина и Оби Вана, которая длится около 8-и минут экранного времени.

Это одна из самых продолжительных схваток в истории кино. Смены локаций, использование силы, удушающих приемов, различных джедайских техник, бессмысленное вращение мечом (1:40) и чудеса хореографии. Многим этот бой показался, мягко говоря, нереалистичным. Особенно с учетом того, что спустя 20 лет бой Дарта Вейдера и Бена Кеноби выглядит так:

Предположим, что у боя в третьем эпизоде есть объяснение. Энакин и Оби-Ван дрались плечом к плечу на протяжении многих лет. Наверняка спарринг был для них обычным делом, каждый знал, что будет делать другой, и потому их движения настолько синхронизированы. Но почему спустя 20 лет реванш Вейдера такой вялый?

Я стою выше тебя

В конце боя Оби-Ван стоит на возвышении, а Энакин - на платформе в реке лавы. «Все кончено, Энакин, я стою выше тебя», - говорит Оби-Ван и добавляет, что не стоит даже пытаться.

Учитывая, что сам Оби-Ван победил Дарт-Мола, именно находясь ниже, это, как-минимум, странное заявление. Можно предположить, что Энакин прекрасно знал о том, как именно его учитель победил в том бою. Возможно, Оби-Ван говорит ему, как раз о том, что он сам эксперт в таком приеме и Энакину не удастся застать его врасплох, на что Энакин отвечает: «Ты недооцениваешь мою силу». Как оказалось - это не так.


Согласно одной из фанатских теорий, Энакин умер в конце третьего эпизода и был воскрешен Императором. Одна из версий этой теории предполагает, что для воскрешения Император выкачал жизненную силу из Падме. В подтверждение этому, показывают финальную сцену «Возвращения Джедая» после переиздания, где вместо Дарта Вейдера мы видим молодого Энакина, хотя Оби-Ван выглядит точно так же, как и перед смертью:

Помимо всего прочего это укладывается в общую отсылку на Христианство: «Энакин был зачат непорочно, путешествовал по миру, у него были ученики, он был предан другом и воскрес после смерти).

Моя версия - Император не просто воскресил Дарта Вейдера, но и поддерживал в нем жизнь. Именно поэтому Вейдер не решался выступить против Императора, но сделал всё, что бы кто-нибудь сделал это за него.

В Force Unleashed мы видели, как Вейдер с помощью тайного ученика, практически с нуля поднял восcтание против Палпатина. При этом Вейдер не воспользовался возможностью предать императора, но и Глена Марека он не убил. Если предположить, что все это было в планах Дарта Вейдера, то все сопротивление появилось только благодаря ему.

Далее в „Новой Надежде“ мы видим схватку Оби-Вана и Дарта Вейдера. Оби-Ван постарел, он десятилетиями не практиковался в фехтовании, но Дарт Вейдер имел больше практики, и все же, по их бою видно, что Вейдер не очень-то стремится убить бывшего учителя. Возможно, он специально тянул время, либо пытался схватить Оби-Вана живым.

Если просмотреть их бой внимательно, можно увидеть, что они будто ради формальности скрещивают мечи в начале. Ближе к концу это больше напоминает схватку, но только с подачи Оби-Вана, Вейдер скорее защищается. Примечательно, что позже он показывает себя более активным фехтовальщиком.

И еще о бое

У меня нет никаких подтверждений, но я всегда рассматриваю этот бой в таком ключе: Оби-Обучал Дарта Вейдера основам владения световым мечом. Возможно, стиль, в котором ведется бой (по сути, это Кендо, конечно) - это базовый стиль для всех учеников. Оби-Ван, навязывая Вейдеру именно этот стиль боя, как бы пытается вызвать у него необходимые чувства. Вейдер подыгрывает бывшему учителю. Таким образом, он не попадает под подозрения Сидиуса, но в то же время ведет беззвучный разговор с Оби-Ваном.


Когда Люк подбегает к месту боя, Оби-Ван смотрит на него, а затем, улыбаясь, на Вейдера. Вейдер понимает, что Люк - это его шанс, он также понимает, в чем состоит план Оби-Вана и, когда последний готовится соединиться с силой, Вейдер - убивает его, хотя в тот момент не было необходимости (он же убрал меч).

В общем, в течении фильма Вейдер не так уж и стремится убивать. Вот, например, подборка всех его убийств, по большей части - пилоты красной эскадрильи:

о капсуле без признаков жизни

В начале „Новой Надежды“ имперцы не уничтожают спасательную капсулу, фактически давая ход сюжету. Это отлично ложится в историю о притеснении дроидов. К тому времени большая часть „разумных“ дроидов была уничтожена, потому уверенные в своем превосходстве имперцы не могли представить, что какие-то дроиды могут доставить им неприятности.


В „Империя наносит ответный удар“, в момент, когда Хана Соло готовятся подвергнуть заморозке, Чубакка вырывается и начинает раскидывать штурмовиков. Боба Фетт целится в Чубакку, но Вейдер не дает ему выстрелить. Довольно странный поступок, понятно, зачем ему Лея, но оставлять в живых Чубакку - не было никакого смысла.

Фактически, Вейдер любыми способами ведет Люка к Императору, попутно готовя его к этой встрече. В финале „Возвращения Джедая“ Вейдер колеблется не потому, что в нем борется светлая и темная сторона, а потому, что он знает, со смертью Императора он и сам умрет. Возможно, потому он не дал Люку убить Сидиуса, остановив его световой меч, а Сидиус, уже сомневающийся в Вейдере, был спокоен и знал, что Вейдер его защитит. Также в Force Unleashed мы видели, что броня Вейдера может вынести побольше, чем просто удар молнией силы, но все же, после смерти Императора он говорит, что спасти его уже нельзя.

Еще одно притянутое подтверждение „светлости“ Вейдера. В „Новой Надежде“ - штурмовики „мажут“. Они настолько очевидно стреляют мимо цели, что фраза stormtroopers aim стала нарицательной. Возможно, им были даны указания „не убивать“, ведь ранее Оби-Ван, осматривая трупы джав, говорит, что штурмовики - отличные стрелки. Также, позже на „Хоте“, они легко подавляют оборону сопротивления.

Хотя, наверное нет

На самом деле, мне не кажется, что штурмовики промахивались специально. По-моему, есть другое объяснение. Возможно, бластеры - далеко не лучшее оружие в плане меткости, но его использование обусловлено универсальностью. Армии во вселенной ЗВ оперируют на различных планетах, с разной гравитацией и атмосферой. Использование пуль часто могло быть невозможным. Если добавить к этому то, что Империя справлялась с производством хуже Республики, можно понять, почему штурмовики стреляют значительно хуже клонов. Однако в определенных условиях, когда они имеют дело со знакомыми условиями (Татуин, Хот), они могут стрелять значительно лучше. В конце концов, Звезда Смерти была введена в ОПЭ совсем недавно и штурмовики пока не приноровились.


Если понравилась запись, я могу и дальше делать подобные „околокиношные разборы“. Если нет… Ну, значит нет. В любом случае, спасибо, что дочитали до конца.

Серия фильмов «Звездные войны» легендарна. Многие люди вдохновляются этой историей, видя в ней призыв к борьбе со Злом и несправедливостью, хотят подражать мудрым и сильным джедаям. Считается, что этот фильм подает хороший пример и учит различать, что есть хорошо, а что плохо. Но так ли это на самом деле? Видя эпичные сражения и лихие приключения героев, мы не думаем, для чего все это и к чему в итоге ведёт. Давайте абстрагируемся от зрелищных спецэффектов и захватывающих сюжетов и заглянем глубже, в область смыслов. Для этого проанализируем один из последних (на данный момент) фильмов серии - «Звёздные войны. Последние джедаи» .

Образ семьи

Начнем, собственно, с семейных ценностей и образа семьи . Что мы видим? Ни одной семьи в фильме нет. Да, есть отдельные персонажи, связанные кровными узами, но целостных семей нет. Почти все герои без роду и племени: мы не знаем, кто их родители, есть ли у них семьи, дети - по сюжету это вроде как не важно. Все, кого мы видим, - гордые одиночки, связанные «одной цепью и скованные одной целью». Было бы понятнее, если бы эти люди сражались, защищая свои семьи и близких, все то, что им дорого. Но этого нет. Борьба ради борьбы и абстрактных ценностей. Война дает смысл их пустой одинокой жизни: если борьба закончится, им некуда возвращаться, их никто не ждет. Семья, показанная в фильме, крайне неблагополучная. Лея Органа - лидер Сопротивления повстанцев, ведет борьбу против Первого Ордена, где ее сын Бен Соло занимает одну из ключевых должностей. Бен отрекся от своего рода и сменил имя на Кайло Рен, а также убил отца в предыдущем фильме. И теперь Лея вдова. У нее есть легендарный брат Люк, который ведет уединенную жизнь на далекой планете, отклоняя все просьбы о помощи. Теме семьи уделяется внимание еще в таком аспекте: Рей очень хочет узнать, кем были ее родители, и в итоге приходит к выводу, что это были рабы, которые продали ее ради денег.

Посыл: Друзья и соратники лучше семьи: они более надежные и верные, не предадут и всегда готовы прийти на помощь (в отличие от сомнительных родственников). Если же решаете связать свою жизнь с мужчиной, то детей лучше не рожать: непонятно, кем они вырастут и сколько зла могут принести. Детям же внушается, что им не нужны родители, ведь Рей прекрасно справлялась и без них, а Кайло Рен отрекся от своего рода (эти персонажи наделены Силой и очень привлекательны для подростков, хоть и представляют две разные противоборствующие стороны).

Формирование искаженных женских образов

Во Вселенной звездных войн не осталось женщин. Нет жен, матерей, хранительниц очага, прекрасных муз, зато есть воины, полководцы, механики. По сути, они не отличаются от мужчин. Только тела женские. Кто знает, может, если бы Лея справилась со своими женскими задачами, то ее сын не попал бы под влияние космического злодея Сноука. Тут, конечно, и отец должен был показывать пример, формировать правильные ценности. Но в фильме мы видим сильных воинственных женщин: возглавляет Сопротивление уже пожилая женщина Лея Органа, которой бы внуков нянчить; командир отряда штурмовиков - это женщина Фазма; новый молодой джедай, наделенный Силой - молодая яростная девушка Рей; при травме Леи капитаном становится женщина Эмилин Холдо; развернута сюжетная линия девушки-механика Роуз. Им всем некогда заниматься детьми, у многих женщин их еще нет, и, вероятно, никогда не будет. Им некогда строить отношения с мужчинами (если только это не заклятый враг).

Посыл: самое подходящее и достойное занятие для женщины - это борьба и война. Не стоит тратить свои силы на рождение и воспитание детей, ведь они все равно вырастают неблагодарными. Лучше быть напарником, боевой подругой, чем женой (а то останешься вдовой). Типично женские качества и умения уже устарели.

Отношение к старшим

Отсутствие уважения к старшим не только по возрасту, но и по статусу: учителям, командирам. И это выглядит как норма. Конфликт между Люком Скайуокером и Беном Соло подрывает доверие к учителям. Ближе к концу фильма Люк с призраком Мастера Йоды сжигают библиотеку джедаев как символ отказа от наследия предков и призыв двигаться вперед. Да, в конце фильма показано, что часть этих книг удалось вывезти на корабле, но ведь теперь это богатство больше не принадлежит храму джедаев. Это напоминает реальные исторические моменты с расхищением и поджогами великих библиотек. По Дэмерон постоянно нарушает приказы генерала Леи Органы, действует самовольно, отказывается подчиняться вице-адмиралу Эмилин Холдо, обвиняя ее в измене (хотя измены с ее стороны не было), разворачивает за ее спиной свою кампанию, в результате подставив остатки Сопротивления под удар. Так ведет себя «хороший» герой, которому мы сопереживаем.

В Первом Ордене мы видим воинскую иерархию и подчинение старшим, но об уважении речь не идет: просто подчинение более сильному и дальновидному. А при возможности Кайло Рен убивает лидера Сноука и занимает его место. Но Кайло - неоднозначный персонаж, и зрители тоже ему сопереживают. Таким образом, дисциплина и следование традициям в фильме показаны как что-то отжившее и негативное, ведь эти качества представляют неприятные персонажи Первого Ордена: генерал Хакс и армия штурмовиков. Рей, находясь в храме джедаев, все время так или иначе разрушает постройки. Не специально, но все-таки она это делает.

Посыл: опыт и знания предков уже устарели. Важно уметь действовать самостоятельно, импульсивно, даже если в результате таких решений могут пострадать другие. Две крайности: либо бездумно выполняешь приказы, как безликий штурмовик, либо яркая индивидуальность, которая никому не подчиняется. Говорится об ошибках предыдущего поколения джедаев, их недальновидности, к чему это привело.

Усиление противоречий между мужчинами и женщинами

Все основные противостояния в фильме - между мужчинами и женщинами. 1) Первый Орден, представленный в лице Сноука, Кайло Рена и генерала Хакса - Отряд Повстанцев под предводительством Леи Органы. 2) Те, кто наделен Силой: Кайло Рен и Рей, их взаимодействие, где находится место и борьбе, и сотрудничеству. Люк Скайуокер так и не покинул своего острова: сражаться с Реном он прибыл в астральном теле. 3) Финн, когда он пытается покинуть корабль, - Роуз, желающая предотвратить дезертирство. 4) Финн - Фазма. 5) Эмилин Холдо - По Дэмерон, отказывающийся подчиняться. Женщины в фильме показаны более смелыми, сильными, честными. Повстанцев возглавляет женщина и новый джедай тоже девушка. А на стороне Первого Ордена непонятное существо мужского пола и Кайло Рен, перешедший ко тьме.

Женские персонажи отдают жизни, чтобы спасти союзников (мужчины тоже, но акцент именно на женщинах: сестра Роуз и Эмилин Холдо), механик-женщина более надежная и верная. Мужские персонажи, даже положительные, в фильме выглядят менее надежными: По Дэмерон нарушает приказы, Финн не отличается верностью (испытывает чувства и симпатии к Рей, но в ее отсутствие увлекается Роуз). Предателем в фильме оказывается мужчина (мастер-взломщик). Когда Рей доверяется Кайло Рену, чтобы ему помочь, она в итоге попадает в ловушку.

Посыл: нельзя доверять мужчинам, женщине стоит быть сильной и самодостаточной, уметь самой за себя постоять.

Усиление противоречий между нациями и классами

Ярко показана ненависть обычных солдат к тем, кто разбогател на поставках оружия и живет в роскоши, богатстве. Хорошо известный прием: натравить народные массы на правящую элиту. И решение предлагается простое - все разрушить. «Как бы я хотела камня на камне не оставить от этого гадкого шикарного города», - говорит Роуз (по фильму это как бы благородный персонаж). Нас заставляют сопереживать повстанцам, бедным, рабам. Но все они вдохновлены очень примитивной идеей - разрушить то, что создано не ими. Как они собираются жить после этого, умалчивается. Прослеживается и заметное деление по нациям. Почти все положительные герои явной европейской внешности. Также есть афроамериканец Финн и китаянка Роуз, приключениям которых отведено значительное место в фильме (при просмотре эпизода с поцелуем этих двух персонажей возникает стойкое ощущение, что с политкорректностью в Голливуде явный перебор). Среди «злодеев»: инопланетный Сноук, генерал Хакс, напоминающий немецкого фюрера, а в отталкивающем персонаже предателя-взломщика зрители легко могут разглядеть представителя русской нации. В английской версии фильма он даже бросает слово «каторга» на «чистом» русском языке.

Посыл: существующий порядок плохой и его надо разрушить, нужно дать свободу угнетенным; дискредитация образа представителя русской цивилизации.

Стирание границ между тем, что хорошо, а что плохо

Не всегда в жизни можно однозначно отделить одно от другого, но все же есть ценности и нравственные ориентиры, к которым следует стремиться. Да, в фильме есть вдохновляющие примеры доброты, взаимопомощи, стремления к положительным идеалам. Но есть много моментов, когда положительные герои пользуются нечестными приемами. A la guerre comme a la guerre (на войне как на войне). В сражении Кайло Рена и Рей видно, что они могут свободно пользоваться световыми мечами друг друга. Оба персонажа привлекательны для молодой аудитории, таким образом, показывается, что нет большой разницы между «Светом» и «Тьмой». Да и зовут их очень похоже (девушка-джедай Рей и новый лидер Первого Ордена Рен), что вряд ли является простым совпадением. Эту же мысль подтверждает мастер-взломщик, указывая, что торговцы оружием вооружают не только Первый Орден, но и Повстанцев. Получается, все относительно. И в фильме нет выбора как такового между созиданием и разрушением. Выбор уже сделан за вас и сделан в пользу борьбы. Можно лишь решить, какую сторону принять в этой борьбе. Но в результате такого противостояния конфликт не только не решается, но и усиливается.

Посыл: выбор сводится к тому, на какой стороне сражаться и ради чего умирать. Нужно разрушить существующий несправедливый порядок (каким будет новый порядок, думать не нужно). Вместо созидания нового предлагается путь борьбы и разрушения. Один выход - революция. Либо полностью подчиниться существующему несправедливому порядку. Еще зрителям предлагают сопереживать злодею, показывая, что обстоятельства толкнули его на этот путь. И если в прежних частях злые ситхи и Дарт Вейдер были весьма страшными, то сейчас злодеи очень даже ничего выглядят: весьма привлекательно (кроме погибшего Сноука: он был отталкивающим).

Итого:

Под соусом возвышенных и благородных идей продвигаются и разрушительные ценности. Да, есть в фильме прекрасные идеи, которые вдохновляют. Но они служат привлекательным фоном и вкусным блюдом, в котором есть яд, и он перекрывает положительные моменты. Как ложка дегтя.

  • разрушение идеи семьи, женственности и материнства, искажение семейных ценностей;
  • смешение мужских и женских ролей, стирание различий между полами, идеи феминизма;
  • привлекательное изображение отрицательных персонажей, оправдание их поступков;
  • смешение представлений о том, что хорошо, а что плохо, сомнительные примеры для подражания;
  • направление положительных качеств людей на ложный путь: вместо созидания, распространения положительных ценностей людей призывают к безальтернативной борьбе, сопротивлению существующему порядку. А мы знаем, что в итоге это приводит лишь к усилению самой борьбы. Неважно, будут ваши симпатии на стороне Первого Ордена или же на стороне Повстанцев - это две стороны одной медали. Война, которая не заканчивается. Все новые и новые люди идут в топку этой борьбы. Будут новые джедаи, будет новый «Дарт Вейдер». Но в итоге все то же самое. Так, может, выход где-то в другой стороне?