Финансово промышленные группы фпг. Финансово-промышленная группа

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ)

совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Годом появления в РФ первых ФПГ следует считать 1994 г. - время широкомасштабной приватизации. Необходимость сохранения сложившихся хозяйственных связей,длительного объединения капиталов и трудовых ресурсов для ведения определенной деятельности пересилили тенденцию к формальному разделению организаций, ранее связанных

крышей одного производственного объединения или даже одного государственного предприятия.

5 декабря 1993г. Президент РФ подписал Указ № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), которым было утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания. Согласно п. 1 и 2 Положения ФПГ признавалась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях,предусмотренных Положением. Участниками ФПГ могли быть любые юридические лица, в том числе и иностранные. ФПГ могли создаваться: в добровольном порядке;

путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников; по решению Совета Министров -Правительства РФ;

на основе межправительственных соглашений.

Именно с межправительственных соглашений началось создание и деятельность ФПГ. 28 марта 1994г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об основных принципах создания росс.-казахстанских ФПГ; 9 сентября 1994 г. в г. Алма-Аты - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о создании межгосударственной ФПГ и т.д.

Формирование ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производилось путем: учреждения участниками группы АО открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством РФ; передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы; приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Советом Министров - Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства РФ определялась величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых вели к формированию ФПГ.

Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания "ФПГ" допускалось только в случаях, когда статус этой группы был подтвержден соответствующей записью в Реестре ФПГ РФ.

Отличительной особенностью данного этапа создания ФПГ явилась возможность внесения экспертного элемента в уведомительный порядок их создания. Несмотря на то что ФПГ являлась по своей природе обычным объединением юридических лиц, возможность создания таковых могла быть поставлена в зависимость от положительного заключения межведомственной экспертной группы, создаваемой Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГАК.

ФПГ согласно ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" могут создаваться только двумя способами - либо приобретением акций (долей) друг друга в таком соотношении, которое приводит к возникновению системы отношений между основными и дочерними обществами, либо созданием особого АО (центральной компании) для руководства ФПГ. В первом случае участниками ФПГ являются основные и дочерние компании, во втором - АО и его учредители. Центральная компания создается и регистрируется до создания ФПГ в общем порядке.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений); Однако участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем). Участниками ФПГ могут быть инвестиционные институты,негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус таковой по решению Минпрома о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ (а при создании ФПГ путем взаимного участия - участники ФПГ) представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

заявку на создание ФПГ; договор о создании ФПГ (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами); нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для АО) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

организационный проект: нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников; заключение МАП. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение о государственной регистрации ФПГ принимается на основе экспертизы представленных документов.

Договор о создании ФПГ должен определять: наименование ФПГ; порядок и условия учреждения центральной компании ФПГ; порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих; порядок внесения изменений в состав участников ФПГ; объем, порядок и условия объединения активов; цель объединения участников; срок действия договора. Другие условия устанавливаются участниками исходя из целей и задач ФПГ и соответствия законодательству РФ.

Организационный проект ФПГ - пакет документов, представленный центральной компанией в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации.

Государственный реестр ФПГ - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о государственной регистрации ФПГ. Состав сведений и структура реестра определяются Правительством РФ.

Управление и ведение дел ФПГ осуществляются либо Советом управляющих (при создании ФПГ системой участия), либо центральной компанией. Совет управляющих состоит из представителей всех участников ФПГ. Направление представителя в состав совета осуществляется по решению компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Центральная компания ФПГ принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке,установленном законодательством об акционерных обществах.

Участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров,услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. ее участники несут солидарную ответственность.

ФПГ вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на: а) зачет задолженности участника ФПГ. акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; б) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ: г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций; д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии ФПГ. ЦБ могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

ФПГ считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации и исключения ее из реестра. ФПГ ликвидируется в случаях: принятия всеми участниками ФПГ решения о прекращении ее деятельности; вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ; установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании ФПГ; истечения срока действия договора о создании ФПГ. если он не продлен участниками ФПГ: принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта.

Обязательства участников ФПГ по исполнению договора о создании ФПГ в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ. Белов В. А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА" в других словарях:

    Совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях технологической или… … Финансовый словарь

    Финансово-промышленная группа - (англ. financial and industrial group) в РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о… … Энциклопедия права

    См. Группа финансово промышленная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    См. ГРУППА ФИНАНСОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях… … Официальная терминология

    Юридический словарь - в соответствии со ст. 2 Закона от 4 июня 1999 г. О финансово промышленных группах финансово промышленной группой считается объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании… … Юридический словарь современного гражданского права

    финансово-промышленная группа - (ФПГ) по законодательству РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ (ФЗ О… … Большой юридический словарь

    Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях … Административное право. Словарь-справочник аудиокнига


В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики. Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп («Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Мостатнафта», «Магнитогорская сталь», «Сибагромаш» и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, «Альфа-груп»). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США. Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.

В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность ФПГ, является Закон о финансово-промышленных группах.

Финансово-промышленная группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Из легального определения финансово-промышленной группы следует, что она не является одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Невозможность придания ФПГ статуса юридического лица обусловлена стремлением сохранить за их участниками правосубъектность юридического лица, обеспечивающую ведение предпринимательской деятельности. Несмотря на отсутствие у ФПГ как комплексного образования совокупности прав и обязанностей, присущих юридическому лицу, можно отметить отдельные элементы правосубъектности ФПГ в отношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством.

Во-первых, участники группы, задействованные в сфере производства, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, т.е. единым субъектом налоговых правоотношений.

Во-вторых, в ст. 20 НК РФ содержится понятие «взаимозависимые лица», которыми, в том числе, могут быть организации, если одна из них участвует в уставном капитале другой и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Выделение категории взаимозависимых лиц оказалось необходимым для возможности осуществления налоговыми органами контроля за ценообразованием в операциях, совершаемых между взаимозависимыми лицами. Применение «трансфертного ценообразования» между участниками предпринимательских объединений дает возможность занижать налогооблагаемую базу, что, конечно, не отвечает интересам государства. Следовательно, налоговые органы контролируют взаимозависимых лиц как единого субъекта.

С точки зрения антимонопольного законодательства участники группы, даже если они являются формально автономными (независимыми) юридическими лицами, представляют собой составные части общей структуры, управляются из единого центра и занимаются предпринимательской деятельностью для достижения интересов группы в целом. Поэтому в антимонопольном законодательстве ФПГ признается единым хозяйствующим субъектом.

По формам производственно-хозяйственной интеграции различают «вертикальные», «горизонтальные» финансово-промышленные группы и конгломераты. По статистике в России большинство зарегистрированных ФПГ отличаются вертикальным типом объединения (группы «Аэрофин», «Оборонительный стиль»). Горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, ориентированных на выпуск однородной продукции (группы «Росстрой», «БелРусАвто»). Конгломераты считаются наиболее устойчивой формой объединения, которое имеет предприятия в разных, не связанных между собой, отраслях бизнеса, для того чтобы не зависеть от экономического положения в отдельной отрасли (группа «Объединенная промышленно-строительная компания»).

По отраслевой принадлежности принято выделять отраслевые и межотраслевые группы; по степени диверсификации бизнеса - монопрофильные и многопрофильные; по масштабам деятельности - региональные, межрегиональные и межгосударственные (транснациональные). Финансово-промышленные группы считаются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, либо имеющие подразделения на территории этих государств, либо осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.

Участники финансово-промышленной группы могут построить свои взаимоотношения двумя путями: либо как взаимодействие основного и дочерних обществ, либо как взаимодействие на условиях полного или частичного объединения своих материальных и нематериальных активов. В первом случае мы имеем дело с фактически холдинговой моделью, когда основное (материнское) общество имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций (долей) дочерних обществ, т.е. в силу преобладающего участия в их уставном капитале, руководить деятельностью каждого из них. Можно сказать, что ФПГ первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. В таком объединении основное общество выполняет функции центральной компании, через которую, по сути, и ведется деятельность группы в целом.

ФПГ второго вида является добровольным договорным предпринимательским объединением независимых друг от друга юридических лиц. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются именно по типу объединений на основе договора; их иногда именуют «мягкими нехолдинговыми корпорациями», или «договорными холдингами». Финансово-промышленная группа этого вида создается путем заключения участниками группы договора о создании ФПГ, в соответствии с которым учреждается центральная компания. То есть центральная компания, по сути, представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению ко всем участникам ФПГ. По своей юридической природе договор о создании ФПГ является разновидностью договора простого товарищества (ст. 1041-1054 ГК РФ).

Действующим законодательством предусмотрен ряд ограничений на участие в составе финансово-промышленной группы.

Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия могут входить в состав ФПГ на условиях, определяемых собственником имущества. Финансово-промышленная группа предполагает объединение материальных и нематериальных активов, но унитарное предприятие, не обладая правом собственности на закрепленное за ним имущество, не может самостоятельно распоряжаться своими активами, ему требуется согласование своих сделок с собственником имущества. Однако несмотря на данные ограничения, в России более 10% от общего числа участников всех зарегистрированных ФПГ являются предприятиями государственного сектора экономики.

Дочерние общества могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. Решения, действия, сделки дочерних хозяйственных обществ могут быть достаточно жестко предопределены основными (материнскими) компаниями. Поэтому не исключена ситуация, при которой дочернее общество будет вынуждено выбирать между обязательными для него, но противоречащими друг другу, решениями руководящих органов ФПГ и основной (материнской) компании. Таким образом, данное ограничение обусловлено стремлением обеспечить должную управляемость при исполнении решений в системе ФПГ ее участниками.

Законодательство запрещает юридическому лицу участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Данное ограничение предотвращает монополизацию рынка, поскольку группы с одинаковым составом участников не создают условий для свободной конкуренции. Однако очевидно, что участники ФПГ вправе входить в состав других видов объединений, например банковских групп.

Общественные и религиозные объединения не могут быть участниками финансово-промышленных групп, поскольку цели деятельности этих организаций (с учетом ограничений на занятие предпринимательством) не предполагают возможности их участия в производственно-финансовых комплексах.

Независимо от того, по какому типу организована финансово-промышленная группа (холдинг или договорное объединение), в ее составе выделяют обязательных и инициативных (необязательных) участников. Обязательными участниками в составе финансово-промышленной группы являются предприятия, действующие в сфере производства, а также банки и кредитные организации. Предприятиям производственного профиля отводятся функции по изготовлению и выпуску товарной продукции либо оказанию услуг, на банки или кредитные организации возлагается роль инвестиционных структур.

В качестве необязательных участников в ФПГ могут входить инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также любые другие организации.

Первым этапом создания финансово-промышленной группы является разработка ее локальных актов. Во всех видах ФПГ к обязательным локальным документам относится организационный проект группы, т.е. пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ. В организационный проект, как правило, входят пояснительная записка и технико-экономическое обоснование будущей деятельности ФПГ.

При договорном типе объединения в финансово-промышленную группу к локальным документам относятся также договор о создании ФПГ и устав центральной компании. Договор о создании ФПГ является разновидностью договора о совместной деятельности (простого товарищества). Наряду с существенными условиями, обязательными для договора простого товарищества, в нем должны содержаться сведения о наименовании ФПГ, порядке и условиях учреждения центральной компании, порядок образования, объем полномочий совета управляющих ФПГ, порядок внесения изменений в состав участников, объем, порядок и условия объединения активов, цель объединения участников, срок действия договора. Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками, исходя из целей и задач конкретной ФПГ, с учетом отраслевой, региональной и прочей специфики.

Регистрирует финансово-промышленную группу центральная компания, которая, будучи отдельным юридическим лицом, создается и регистрируется раньше, чем сама группа. Регистрацию группы проводит Министерство экономического развития и торговли РФ в отдельном государственном реестре.

Для регистрации центральная компания финансово-промышленной группы подает заявку на регистрацию, договор о создании ФПГ (договор не требуется, если группа образуется как совокупность основного и дочернего обществ), нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров каждого из участников, включая центральную компанию, организационный проект, нотариально заверенные и легализованные документы иностранных участников группы. Помимо этого, необходимо представить заключение Федеральной антимонопольной службы, подтверждающее, что создание финансово-промышленной группы не приведет к ограничению конкуренции на товарных или финансовых рынках.

После экспертизы представленных документов проводится государственная регистрация финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленные группы - это ряд предприятий, объединенных общей структурой управления и источником кредитования, в роли которого обычно выступает банк. Компании, входящие в состав ФПГ, не обязательно представляют интересы определенной отрасли. Они могут выполнять различные функции на рынке, выпуская несхожую продукцию. Однако все капиталовложения производятся из единого источника. Кроме того, ФПГ - концерны, иногда группа концернов, большинство акций которых принадлежат одному частному лицу, определяющему стратегию развития всех

Видимая автономия и структура

Формально, с юридической точки зрения, такие предприятия действуют автономно друг от друга. Вместе с тем, располагая внешним менеджментом и финансированием, они образуют то, что мы привыкли называть «финансово-промышленные группы». Что характерно, при всей кажущейся автономии компании сориентированы на выполнение определенной задачи, которая может быть и не связанной напрямую с требованиями роста экономических доходов. Финансовая капитализация часто происходит за счет концентрации совершенно других ресурсов.

Финансово-промышленные группы интегрируют усилия юридических, страховых, финансовых компаний, несколько альтернативных медиа-ресурсов и, разумеется, технологических производств. Что их может объединять, кроме банального желания владельца немножко заработать? Очевидно, политика. Просто на определенном развитии бизнеса требуются уже не столько судебно-правовые, сколько политико-инструментальные гарантии сохранения неприкосновенности накопленных капиталов. А это возможно только в случае трансформации промышленного, финансового, банковского и иного видов капитала в капитал политический, то есть во власть. Собственно говоря, на решение подобной задачи и направлена деятельность любой ФПГ.


  • Промышленные ФПГ - это индустриальные объединения, действующие по принципу концерна. Редкий случай, когда в состав таких групп входят преимущества предприятия одной
  • Классические финансово-промышленные группы - объединения, созданные на договорной основе и в качестве базового звена создавшие управленческую компанию. Все структурные единицы ФПГ сохраняют свой прежний

Финансово-промышленные группы в России

В принципе, ФПГ - это сугубо российское явление, которое появилось благодаря соответствующему РФ еще во второй половине 1993 года. Первоначально предполагалось, что путем создания подобных групп государство сможет поскорее освободиться от череды неуправляемых и по большому счету убыточных постсоветских предприятий, да и как-то упорядочить нездоровую, дикую по своей природе конкуренцию. Однако механизм создания ФПГ не предполагал формирование механизмов «дружественной интеграции», что спровоцировало появление суперигроков, занявших доминирующее положение в различных рыночных нишах. Таким образом, вместо контролируемой конкурентной среды были созданы тотальные монополии, контролирующие целые отрасли и сектора экономики. А это, в свою очередь, привело к не менее сильной зависимости компаний от деятельности государственных структур. Именно благодаря созданию собственных политических проектов они стали создавать «нужные» лоббистские политические и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, структурные элементы и участники финансово-промышленных групп. Классификация финансово-промышленных групп. Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные объединения континентальной Европы и Юго-восточной Азии.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2008

    Исследование и изучение закономерностей становления, функционирования и развития финансово-промышленных групп. Анализ основных показателей финансовой деятельности финансово-промышленных групп и характеристика особенностей финансов агропромышленных групп.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Виды финансово-промышленных групп. Ограничения на участие в составе финансово-промышленной группы. Полномочия органов управления финансово-промышленной группы. Понятия "холдинг" и "холдинговая компания". Профильные и непрофильные активы крупных холдингов.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Теоретические основы функционирования финансового капитала. Финансово-промышленные группы: понятие, виды, преимущества. Зарубежный опыт функционирования финансового капитала. Положительное влияние ФПГ на экономику, специфика функционирования в Украине.

    реферат , добавлен 19.09.2011

    Финансово-промышленная группа как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности. Современные тенденции создания ФПГ за рубежом. Опыт функционирования отечественных ФПГ, принцип их классификации и экономико-правовое регулирование.

    реферат , добавлен 21.04.2009

    Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия. Финансовая устойчивость компании. Мероприятия для повышения уровня финансово–хозяйственной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2011

    Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2003

Финансово-промышленная группа (ФПГ)

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ) - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Годом появления в РФ первых ФПГ следует считать 1994 г. - время широкомасштабной приватизации. Необходимость сохранения сложившихся хозяйственных связей, длительного объединения капиталов и трудовых ресурсов для ведения определенной деятельности пересилили тенденцию к формальному разделению организаций, ранее связанных крышей одного производственного объединения или даже одного государственного предприятия.

5 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), которым было утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания. Согласно п. 1 и 2 Положения ФПГ признавалась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением. Участниками ФПГ могли быть любые юридические лица, в том числе и иностранные.

ФПГ могли создаваться:

В добровольном порядке;

Путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников;

По решению Совета Министров - Правительства РФ;

На основе межправительственных соглашений.

Именно с межправительственных соглашений началось создание и деятельность ФПГ. 28 марта 1994 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об основных принципах создания росс. - казахстанских ФПГ; 9 сентября 1994 г. в г. Алма-Аты - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о создании межгосударственной ФПГ и т. д.

Формирование ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производилось путем:

Учреждения участниками группы АО открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

Передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы;

Приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Советом Министров - Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства РФ определялась величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых вели к формированию ФПГ.

Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания «ФПГ» допускалось только в случаях, когда статус этой группы был подтвержден соответствующей записью в Реестре ФПГ РФ.

Отличительной особенностью данного этапа создания ФПГ явилась возможность внесения экспертного элемента в уведомительный порядок их создания. Несмотря на то что ФПГ являлась по своей природе обычным объединением юридических лиц, возможность создания таковых могла быть поставлена в зависимость от положительного заключения межведомственной экспертной группы, создаваемой Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГАК.

ФПГ согласно ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" могут создаваться только двумя способами - либо приобретением акций (долей) друг друга в таком соотношении, которое приводит к возникновению системы отношений между основными и дочерними обществами, либо созданием особого АО (центральной компании) для руководства ФПГ. В первом случае участниками ФПГ являются основные и дочерние компании, во втором - АО и его учредители. Центральная компания создается и регистрируется до создания ФПГ в общем порядке.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Однако участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем). Участниками ФПГ могут быть инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус таковой по решению Минпрома о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ (а при создании ФПГ путем взаимного участия - участники ФПГ) представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

Заявку на создание ФПГ;

Договор о создании ФПГ (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами);

Нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для АО) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

Организационный проект;

Нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

Заключение МАП.

Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение о государственной регистрации ФПГ принимается на основе экспертизы представленных документов.

Договор о создании ФПГ должен определять:

Наименование ФПГ;

Порядок и условия учреждения центральной компании ФПГ;

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих;

Порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Другие условия устанавливаются участниками исходя из целей и задач ФПГ и соответствия законодательству РФ.

Организационный проект ФПГ - пакет документов, представленный центральной компанией в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации.

Государственный реестр ФПГ - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о государственной регистрации ФПГ. Состав сведений и структура реестра определяются Правительством РФ.

Управление и ведение дел ФПГ осуществляются либо Советом управляющих (при создании ФПГ системой участия), либо центральной компанией. Совет управляющих состоит из представителей всех участников ФПГ. Направление представителя в состав совета осуществляется по решению компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Центральная компания ФПГ принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке, установленном законодательством об акционерных обществах.

Участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, ее участники несут солидарную ответственность.

ФПГ вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на:

а) зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;

б) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии ФПГ. ЦБ могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

ФПГ считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации и исключения ее из реестра.

ФПГ ликвидируется в случаях:

Принятия всеми участниками ФПГ решения о прекращении ее деятельности;

Вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ;

Установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании ФПГ;

Истечения срока действия договора о создании ФПГ, если он не продлен участниками ФПГ;

Принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта.

Обязательства участников ФПГ по исполнению договора о создании ФПГ в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ.

Белов В. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Путеводитель по журналу "Радио" 1981-2009 гг автора Терещенко Дмитрий

Из книги 100 великих тайн Земли автора Волков Александр Викторович

ПРОМЫШЛЕННАЯ УЛИЦА Промышленная улица отходит от того места, где площадь Стачек переходит в одноименный проспект, и идет до улицы Калинина. Первое ее название – Болдыревский, позже Болдырев переулок – известно с 1896 года и велось от фамилии владельца несохранившегося

Из книги Бизнес-планирование автора Бекетова Ольга

Международные финансово-промышленные группы см. Финансово-промышленная

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Промышленная собственность ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (от англ. industrial property) - одна из разновидностей интеллектуальной собственности. В соответствии с Конвенцией об. учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к объектам П.с. отнесены

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Промышленная Аппаратура Магнитофон "Яуза-209"ЗвуковоспроизведениеГалахов Н., Ганзбург М., Курпик Б.1981, № 2, с. 26. ИК лучи управляют телевизором. ПриемникТелевидение И ВидеотехникаПичугин Ю., Морозенко А., Друзь А.1981, № 3, с. 46. "Электроника ТА1-003" - магнитофон-приставка высшего

Из книги Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской автора Феськов Виталий Иванович

Промышленная деятельность и землетрясения Причиной землетрясений не всегда бывает противоборство природных сил. Ведь человек, как это ни покажется на первый взгляд невероятным, тоже способен поколебать земную кору, простирающуюся вглубь на десятки километров. По

Из книги автора

52. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия В первую очередь в данном разделе необходимо проанализировать комплекс документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность рассматриваемой фирмы. В сам раздел «Финансовый план» или в Приложение к

Из книги автора

6. Промышленная политика 6.1. Промышленная политика должна исходить из четкого понимания (осознания) необходимости наличия в структуре экономики самодостаточного “ядра”, не зависящего от внешней торговли, и периферии, создаваемой с учетом развития и изменения мировой

Из книги автора

Из книги автора

Глава 12 Группа советских войск в Германии – Западная группа войск в 1945-1994