Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения. Что такое поведение: понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3.Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

- нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

- нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

- нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

- политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

- экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

-религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах :

Разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

Преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

Имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;

Определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

Представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

И право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право - это возведенная в закон мораль.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках :

Различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

У права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

Различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юридических актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;

Различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

Различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

    Понятие и виды правовых отношений.

ПО – общ-ые отношения, урегулированные нормами права*, участники кот. имеют субъективные права и юр. обязанности. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов.

* это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющ е еся государственным регулятором общ-ых отношений

ПО имеет сложную по составу структуру:

1) субъект ПО - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

2) объект ПО – 2 точки зрения: 1) это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи (сами блага); 2) то, на что данное ПО направлено – поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

3) юр содержание ПО – субъективное право и юр. обязанность. (+ есть мнение, что содержание ПО – это фактическое поведение, направленное на реализацию суб. прав и обязанностей).

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. Лица реагировать на обращенные к нему проамвомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) -

    Состав и содержание правоотношений.

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. лица реагировать на обращенные к нему правомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) – это гарантированный законом вид и мера возможного поведения управомоченного лица, устано. юридической нормой, которое состоит из 3х правомочий (- право на собственные действия (бездействия) / - право требовать совершения действия (бездействия) от др. лица / - право на защиту – возможность прибегнуть к гос. принуждению) и вытекает из объективного права.

Материальное содержание (фактическое) (опред. действия, в кот реализуются права и обяз-ти сторон).

+ ??Волевое содержание (гос. воля, воплощенная в прав норме и в возникающая на основе правоотн-ии, а также волевые акты его уч-ков).

    Понятие и виды субъектов правовых отношений.

Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

1)К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в ВС и т. п.

2)К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной гос. собственности и т. п.); 2) гос-енные организации; 3) негос-венные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами ЮЛ. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"

    Понятие правосубъектности.

Субъект права – это участник ПО, обладающий соотв. субъективными правами и юр. обязанностями.

Правосубъектность юр. закрепленная возможность лица иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного ПО, а также отвечать за результаты своего поведения. Правосуб. = правоспособность + дееспособность.

Правсубъектность вкл в себя:

1)Правоспособность – это потенциальная способность лица выступать в качестве носителя субъективные права и обязанности.

У субъектов –индивидов: возникает с рождения и прекращается смертью; наступает сразу в полном объеме; ограничение не допускается.

У коллективных субъектов: начинается с момента их официального признания (регистрации).

-общая - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще.

-отраслевая – юр. способность ФЛ или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли сроки её наступления м.б. неодинаковы (Марченко).

-специальная – способность быть участником ПО, возникающих в связи с занятием определенной должности (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохр. органов и т.д.).

2)Дееспособность – фактическая способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (+ в Ромашове: ..а также нести отв-ть).

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами чел-ка и зависит от них.

*Виды индивидуальной дееспособности по объему:

1)полная с 18 лет (с 16 лет – брак, эмансипация в ГП) – может реальзовать основные права и обязанности.

2) неполная:

Частичная (с 14 – 18 лет) – самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных П. и О. Это обусловлено обстоятельствами объективного хар-ра.

Ограниченная – связана с принудительным ограничением ранее полностью дееспособного индивида (либо мера ответственности (Н: лишение водит. прав), либо мера профилактического или правовостановительного хар-ра (Н: ограничение в деесп-ти алкоголика)

*Виды индивидуальной дееспособности по хар-ру:

Общая (реализовать основные П. и О.)

Специальная (обусловлена специальным правовым статусом и зависит от многих факторов (род занятий, гражданство..)

Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правосп-ю в момент регистрации. Виды: общая, специальная.

*Ст. 27 ГК (эмансипация): Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

    Объект правоотношения: понятие и виды.

Объект ПО – это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи.

Люди всегда участвуют в ПО ради удовлетворения своих интересов . Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ (то, что даёт достаток, удовлетворяет потребности )

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

2) согласно второму подходу объектами м.б.:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллек. творчества (худ. или документальные фильмы, научные и худ. книги и т.д.)

в) поведение людей – их определенные действия или бездействия, а также последствия, рез-ты того или иного поведения;

г) личные неимущ. и иные соц. блага, кот. служат удовлетворению потребностей участников ПО и по поводу кот-х у сторон возникают юр. обяз-сти и субъективные права. (честь, достоинство)

ЦБ и документы (деньги, акции дипломы, аттестаты).

    Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

ЮрФакт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. ЮрФакт - это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. закон связывает наступление различных юр. последствий.

На юр. факт указывает гипотеза нормы права.

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Структура правовой нормы. Виды норм права.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

    • нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;
    • нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;
    • нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;
    • нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;
    • политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.
    • экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.
    • нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.
    • религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).



3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

9.Понятие, содержание, проблематика правотворчества.

Правотворчество - деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.



Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

Стадии правотворчества:

1. обсуждение проекта правовой нормы.

2. принятие правовой нормы.

3. вступление в юр. силу.

Еще выделяют реализацию права законодательной инициативы

Принципы правотворчества – основополагающие начала.

1. законность.

2. системность – каждая, вновь принятая, норма права должна быть согласована со всем комплексом уже действующих правовых норм.

3. принцип научной обоснованности.

4. принцип демократизма – это учет общественного мнения при подготовке правовых актов.

5. принцип профессионализма.

6. принцип процедурной обеспеченности.

Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам более высокой юридической силы. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер . Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы,

5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов . В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

Предварительное формирование государственной воли {подготовка проекта). Это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства Российской Федерации. При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют.

Следующая стадия правотворческого процесса - предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. На данном этапе весьма важно получить подробную информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ни ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические, экологические и другие, а также просчитаны возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, соответствующие доходы, издержки и т. д.

Следующая стадия - этоподготовка первоначального текста проекта . Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

После того как первоначальный проект разработан, наступает следующая стадия правотворческого процесса - предварительное обсуждение проекта . Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов организаций, общественности.

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его.

Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, - внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания . Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.

Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях , если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение.

При первом чтении законопроекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.

При втором чтении с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья, раздел, глава принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

Официальное оглашение принятого нормативного акта . Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации). Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации.

Окружающий мир постоянно меняется: в прошлое уходят целые эпохи, развивается научно-технический прогресс, появляются новые профессии и другими становятся сами люди. Это значит, что и правила поведения в обществе также не стоят на месте. Сегодня уже не встретить реверансов и поклонов, которые были актуальны в предшествующие XXI веку столетия. Так как же следует вести себя в современном обществе? Узнайте об этом прямо сейчас!

Что такое «правила поведения в обществе» вообще?

Часто человек даже не задумывается о том, что у этого пространного понятия есть и более компактный вариант, который используется преимущественно на школьных уроках обществознания или специалистами-социологами, - это «социальные нормы». Если говорить языком научным, значение этого термина заключается в существовании общих установленных образцов поведения индивида, которые складывались в течение длительного периода времени в ходе практической деятельности общества. Именно эта деятельность и вырабатывает стандартные модели правильного, ожидаемого и социально одобряемого поведения. Сюда относится много различных категорий: обычаи и традиции, эстетические, правовые, религиозные, корпоративные, политические и ряд других норм и, конечно, правила поведения в обществе. Последние могут различаться в зависимости от страны, возраста и даже пола конкретного индивида. И тем не менее в целом существуют универсальные правила и нормы поведения в обществе, следуя которым, можно не сомневаться, что успех в общении и взаимодействии обеспечен!

Первая встреча и знакомство

Правила поведения, установленные обществом, гласят, что в случае знакомства представлять следует:

  • мужчину - женщине;
  • младшего по возрасту и положению - старшему в этих же категориях;
  • пришедших позднее - уже присутствующим.

При этом тот, с кем знакомят, упоминается в обращении первым, например: «Мария, знакомься - Иван!» или «Александр Сергеевич, это Артём!».

При знакомстве людей друг с другом рекомендуется кратко их охарактеризовать, чтобы положить начало разговора и конкретизировать, кем «организатору» знакомства приходится этот человек: «Елена, это мой брат Константин, он геолог». Тогда девушка будет иметь возможность продолжить разговор, например, уточнив у Константина особенности его профессии, подробнее расспросив о делах семейных и т. д.

Приветствие

Правила поведения в обществе регулируют и порядок приветствия людей друг с другом. Так, мужчины первыми обращаются с приветственным словом к женщинам, а младшие по положению и/или возрасту - к старшим.

Однако необходимо учитывать, что вне зависимости от социального статуса и возраста входящий в помещение человек всегда должен здороваться первым.

При встрече двух супружеских пар первыми здороваются друг с другом девушки/женщины, затем их приветствуют мужчины и только после этого джентльмены обмениваются приветствиями между собой.

При рукопожатии руку первым подаёт тот, кому был представлен незнакомец, но при этом всегда дама - мужчине, старший - младшему, руководитель - подчинённому, даже если работник - женщина. Правила поведения, принятые в обществе, указывают: если руку для пожатия подали сидящему человеку, он должен встать. Мужчине следует снимать перчатку, для дам это условие необязательно.

Если при встрече один из пары или компании поздоровался с встретившимся человеком, то остальным рекомендуется также его поприветствовать.

Вежливость и чувство такта

Правила поведения в современном обществе также требуют от человека умения быть тактичным и непринужденным в общении, что позволит ему не прослыть неприятным и неэтичным в определённых кругах.

Так, крайне не рекомендуется показывать на человека пальцем. Не стоит вмешиваться в разговор посторонних, когда они обсуждают личные темы и не настроены принимать ещё одного собеседника. Внимательные и интеллигентные люди не станут умалять в общении достоинства других, перебивать говорящего собеседника, поднимать некорректные и нерекомендуемые темы в разговоре (например, о политических взглядах, вероисповедании, болезненных моментах жизни и т. д.). В общении с малознакомым человеком особенно рекомендуется придерживаться нейтральных тем, таких как спорт, увлечения и хобби, кулинарные пристрастия, путешествия, отношение к кинематографу и музыке и другие - тогда положительное впечатление от коммуникации останется у всех участников беседы.

Не стоит умалять значение и существующих так называемых волшебных слов, а именно «простите», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Фамильярное обращение на «ты» не рекомендуется использовать даже успешным людям, удачно реализовавшим себя в жизни, ведь это признак отсутствия элементарной культуры и воспитания. Правила поведения людей в обществе - это оптимальные модели, установленные для всех и каждого, вне зависимости от финансового состояния, социального статуса, уровня жизни и т. д.

Правильно поставленная речь

Правила поведения в обществе требуют от человека умения грамотно излагать собственные мысли, ведь, как известно, кто стройно мыслит, тот и разговаривает точно так же.

Говорить следует в умеренном темпе, спокойно, не слишком громко, ведь привлечение к себе излишнего внимания путём повышенного тона - неправильный поход к делу. Собеседника следует увлечь собственной эрудированностью, широтой взглядов и знанием определённых областей жизни.

Излишне жаловаться о своих проблемах или «вытягивать» на откровенный разговор собеседника, когда он демонстрирует явное нежелание делиться сокровенным, считается моветоном.

Настроение

Кроме этого нормы и правила поведения людей в обществе требуют на период взаимодействия и беседы отложить в сторону существующие жизненные трудности, плохой настрой, пессимизм и негативное отношение к чему-либо. Высказать подобное можно только очень близкому человеку. В противном случае есть риск остаться непонятым собеседником, оставить неприятный осадок от разговора. Не рекомендуется также рассказывать о плохих новостях, иначе велик шанс на подсознательном уровне «привязать» к своей персоне ассоциацию со всем плохим, безрадостным, неприятным.

Какой тон следует задать?

Разумеется, разговору в компании лучше всего придать беззаботный, полушутливый, полусерьёзный тон. Слишком паясничать в надежде завоевать внимание окружающих не следует, иначе можно навсегда заполучить репутацию шута с узким мышлением и взглядом на вещи, от чего избавиться впоследствии будет сложно.

Как вести себя в культурном месте, на мероприятии или в гостях?

Оскорбительным считается громко смеяться, открыто обсуждать остальных, пристально разглядывать кого-либо в публичном месте, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться.

Мобильный телефон в тихих местах, например кино, театрах, музеях, на выступлениях и лекциях и т. п., рекомендуется заранее отключать.

При движении между рядами сидящих людей идти к ним необходимо лицом, а не наоборот. При этом мужчина проходит первым, женщина - за ним.

С проявлением чувств, таких как поцелуи или объятья, лучше повременить и не демонстрировать их на глазах публики, ведь некоторым подобная открытая нежность может быть неприятна.

На выставках не стоит фотографировать там, где это запрещено, а также прикасаться к экспонатам.

Если человек оказался приглашенным в гости, ему необходимо позаботиться о том, чтобы прийти как можно точнее к указанному часу. Опаздывать или приходить слишком рано - значит проявлять нетактичность и неуважение по отношению к хозяину дома.

Оптимальными временными рамками для совершения визита, который не должен быть как снег на голову для принимающей стороны, считается время с 12 часов дня до 20 часов вечера. При этом засиживаться допоздна, когда об этом не просят, нельзя, ведь подобным образом можно просто-напросто нарушить планы другого человека и его временной распорядок. Визит с пустыми руками, с ещё одним, неприглашенным, человеком, в состоянии алкогольного опьянения - всё это может стать причиной того, что в будущем хозяин, скорее всего, больше не захочет принять у себя в гостях такого неэтичного индивида.

Как видно, соблюдать самые простые общественные правила поведения несложно, главное - начать, а затем они уже войдут в привычку и, как следствие, принесут много пользы!

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное - не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.

Основные нормы и правила поведения в обществе

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Не нарушайте чужое личное пространство - например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих - никому не нравится.
  8. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  9. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
  10. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  11. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  12. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.

В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.

  • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
  • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
  • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
  • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.

Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

Подробное решение Параграф § 14 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек может стать преступником? Чем опасны алкоголь и наркотики?

Да, это хорошо тем, что общество помогает человеку не сбиваться с верного пути, не делать ошибок.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы.

Алкоголь не решает проблем, а наоборот еще больше их усугубляет. В состоянии опьянения человек совершает неадекватные поступки, нарушается нормальная работа многих органов (в том числе и головного мозга), что приводит к постепенной его деградации, разрушаются также взаимоотношения с другими людьми. И если не остановиться вовремя, это приводит, в конце концов, к смерти.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

Общечеловеческие: воспитание детей, помощь больным и старикам, ну и библейские (не убей, не укради, не прелюбодействуй).

Расовые: допустим у европеоидной расы общедемократические ценности (равенство перед законом, выборы главы гос-ва, свобода и ценность личности), а у монголоидной как правило диктатура главы гос-ва или правящей партии, ценность не личной, а коллективной выгоды.

Классовые: Куршавель для олигархов, Турция с Египтом для среднего класса и деревенька для бедных.

Групповые: студентам – учёба и соответственно все что с ней связано, спортсменам – тренировка, военным – учения или боевые действия.

Вопрос 2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

1. Общечеловеческий.

2. Внутригрупповой.

3. Межнациональный

4. Групповой.

Вопрос 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

Более высокий уровень социальных норм – это те нормы, которые играют наибольшую роль в обществе и нарушение которых ведет к значительным негативным последствиям для человека и общества в целом.

Более низкий уровень соц. норм – нарушение которых не наносит особого вреда обществу и поэтому вполне достаточен неформальный социальный контроль.

Вопрос 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?

Потому что при нарушении норм высокого уровня последствия могут быть гораздо серьёзнее.

Вопрос 5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?

Выражается в неформальном давлении общества на нарушителя. Общественное порицание, остракизм и прочее. Потому что нормы низшего уровня, хотя и не прописаны как закон, но исполнение этих норм в целом социально оправдано в среде.

Вопрос 6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий. Самоконтроль тесно сплетен с понятиями совесть и мораль. Внутренний самоконтроль характерен для обществ с высокой моральной составляющей, ну т.е. с совестью. Демократическое общество выступает за ослабление внешнего контроля, полагаясь на внутренний самоконтроль, результатом чего становится увеличение девиантности (отклонения об общепринятых норм) социальной среды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. (Законы УК, АК).

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. (Надо уважать старших, помогать инвалидам).

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Вопрос 2. Что такое социальный контроль?

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их многократно, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

Люди, среагировавшие на нарушение социальных норм, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- всё это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным.

Таким образом, наряду с контролем со стороны общества, группы, государства, других людей важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

Вопрос 3. В чём состоит значение самоконтроля?

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.

Вопрос 4. Каковы причины отклоняющегося поведения?

Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.

Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребёнку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Вопрос 5. В чём социальная опасность преступности?

Наибольшую опасность для личности, общества, государства представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

Опасность для личности заключается в подавлении её прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путём физического и морального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, её романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создаёт условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооружённых формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров- с целью захвата власти; стимулировании таких преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

Вопрос 6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

Последствия наркомании для семьи катастрофические, как в принципе и для самой личности. Сама личность со временем становится абсолютно асоциальной. Полностью стираются социальные установки – социальные статусы такие как, профессионал, отец, сын, товарищ и т. д. Существование субъекта сводится только к нахождению доз и к употреблению, как правило, при более длительном употреблении в жизни человека уже не существует других потребностей. Семья постоянно живет в стрессе, что само по себе называется созависимостью, то есть вся жизнь семьи со временем становится ориентирована только на жизнь наркозависимого. Как правило, семья начинает испытывать серьезные финансовые трудности, так же очень много серьезных заболеваний фиксируется у созависимых родственников наркопотребителей.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бокля (1821-1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.

Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению. А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться.

Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

Любой суд не застрахован от ошибки, в то время как он должен принимать решения. При высшей мере наказания может пострадать невинный, а это не исправишь. Неотвратимость наказания делает шанс совершения преступления минимальным, т.к. преступник осознает, что его найдут и накажут.