Какие испытания встретились на пути мцыри. М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. (8 класс). Заключительное слово учителя

Макарова Алина Александровна

Целью данной исследовательской работы является выявление авторской позиции в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» на основе анализа образа главного героя поэмы. В качестве объекта исследования выдвигается авторская позиция в поэме «Мцыри», позволяющая понять особенности романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова. Предметом исследования выступают приемы, посредством которых поэт создает образ главного героя поэмы «Мцыри». Автор исследования выдвигает гипотезу о том, что в лермонтовской картине мира человеку отведена роль неполноценного существа. Человек - вечный скиталец между небом и землей, он не принадлежит ни небу, ни земле. Отказавшись от своей человеческой природы, герой Лермонтова стремится к романтическому идеалу свободы, любви, красоты, но он теряет свою ценность вне мира людей. Поэтому лермонтовский герой обречен на трагичное мировосприятие и одиночество, как и сам поэт. Доказательству гипотезы будет способствовать решение следующих задач: раскрытие характеристики Мцыри через а) анализ пейзажных зарисовок, данных глазами героя; б) Дневник Мцыри, составленный нами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Перми

По пути Мцыри

Ученица 10Б класса МБОУ «СОШ № 6» г.Перми

Руководитель: Гусева Татьяна Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 6» г. Перми

Пермь 2014

Введение …………………………………………………………………………… 2

ГлаваI. Символическое значение пейзажных зарисовок в поэме «Мцыри» 3

Глава II. Дневник Мцыри ……………………………………………………… 6

Заключение ………………………………………………………………………. 10

Список литературы ……………………………………………………………. 11

Введение

Целью данной исследовательской работы является выявление авторской позиции в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» на основе анализа образа главного героя поэмы.

В качестве объекта исследования выдвигается авторская позиция в поэме «Мцыри», позволяющая понять особенности романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова.

Предметом исследования выступают приемы, посредством которых поэт создает образ главного героя поэмы «Мцыри».

Автор исследования выдвигает гипотезу о том, что в лермонтовской картине мира человеку отведена роль неполноценного существа. Человек - вечный скиталец между небом и землей, он не принадлежит ни небу, ни земле. Отказавшись от своей человеческой природы, герой Лермонтова стремится к романтическому идеалу свободы, любви, красоты, но он теряет свою ценность вне мира людей. Поэтому лермонтовский герой обречен на трагичное мировосприятие и одиночество, как и сам поэт.

Доказательству гипотезы будет способствовать решение следующих задач: раскрытие характеристики Мцыри через а) анализ пейзажных зарисовок, данных глазами героя; б) Дневник Мцыри, составленный нами.

Глава I. Символическое значение пейзажных зарисовок в поэме «Мцыри»

Поэма М.Ю. Лермонтова романтическая. Главная страсть героя – жить в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Эти дни вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.

«В снегах, горящих как алмаз, Седой незыблемый Кавказ...»; «Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел... Выл, крутясь, сердитый вал»;

«И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!»

Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Ее великолепие близко ему, оно пробуждает в его душе вполне земные чувства. Герой мечтает обрести дом, родных, которых «видел у других, а у себя не находил». Его тревожит то, что никому он не мог сказать «священных слов отец и мать». Параллельно с раздумьями о реальных родителях, «друге иль брате», «молодых сестрах» проходит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий: «две сакли, казалось, приросли к скале» «дружною четой».

Рассказ Мцыри о жизни природы отражает его внутренний мир. В то же время в метафорах, возникших из пейзажных впечатлений, проступает такой же строй души, что и во фрагменте, где душа эта самораскрывается.

К многозначному говорящему миру устремлен Мцыри. Он пытается слиться с природой и получает огромное наслаждение от близости с ней: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему...» Природа вызывает у Мцыри воспоминания о его родине: «И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул...» От созерцания природы в герое пробуждаются не до конца осознаваемые им переживания. Он чувствует себя комфортно на лоне природы.

В «Мцыри» природа описывается «изнутри». Мы понимаем, что герой состоит как бы в родстве с ней. Он вспоминает: «Кругом меня цвел божий сад, Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов, И грозды полные на них»; «И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам, Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели о тайнах неба и земли, И все природы голоса сливались тут...»

То есть М.Ю. Лермонтов подсказывает нам, что Мцыри бесстрашно идет навстречу природе: «Но страх не сжал души моей: Я сам, как зверь,.. И полз и прятался, как змей». У Мцыри природа рождает первобытную звериную силу.

В.Бурачок, критик журнала «Маяк», писал, что поэт воспевает дикую, необузданную волю, естественную в звере, преступную в человеке . Подобную мысль высказал Ап. Григорьев, который указывал на «необузданную страстность» Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения» .

Мцыри предельно приближен к «дикой природе», понимает голоса природы: «Хотя без слов мне внятен был тот разговор...»; «Все, что я чувствовал тогда, Те думы - им уж нет следа; но я б желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять». Мцыри попадает в ритм природной жизни ценой невиданного внутреннего усилия. Герой говорит, что именно в те минуты он и жил по-настоящему.

Отсюда можно выявить символический сюжет поэмы. Мцыри на лоне природы познает мир неземной, у него появляется возможность обретения «неземной родины»: «В то утро был небесный свод так чист», что можно было увидеть «прилежным взором» полет ангела. Но его, наряду с тягой к небесному, одолевает и тяга к земному.

Мцыри, видя образ «грузинки молодой» в его соединении со стихией вольной природы, начинает тосковать по родине, любви, семье.

Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей. Дает о себе знать отмеченный исследователями в связи с героями Лермонтова «внутренний барьер», придающий их поискам идеала особый характер . Ломинадзе писал, что на фоне «объятий» природы глубже постигается мера одиночества Мцыри. «Возможно, оно столь безысходно, что душа готова любым способом прорвать его кольцо» . Герой рад обняться, «как брат», хоть с грозой, готов слиться с природой даже через соединение с враждебным началом. Во время боя Мцыри с барсом «сплетаются», «обнимаются» «крепче двух друзей». Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром, а какой ценой - не важно. Борются они как бы в зеркальном отражении, как родственные существа: Мцыри «визжал, как барс», а раненый барс «застонал, как человек». И среди образов природы, созерцаемых героем, наблюдается отождествление «дружбы – вражды» . Герой видит в небе такую картину: «Уж луна вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей».

Таким образом, для Мцыри связь с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам.

Образ «грузинки молодой» рождает воспоминания о небесном рае. Появляется возможность постигнуть «святыню любви, добра и красоты» через сочувствие земной женщины. Мцыри переносит ее образ в иную реальность, которая ему дороже «земного рая», потому что видит грузинку во «сне».

Природа – это великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому – жизнь Мцыри.

Глава II. Дневник Мцыри

Мы попытались «пройти по пути» Мцыри, «взглянуть» своими глазами на то, что видел юноша на воле, ощутить радость общения с природой. Мы шаг за шагом двигались вместе с героем, живо представляли окружающий его мир и следили за душевным движением юноши.

Мы составили Дневник от лица героя, чтобы понять: что узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе. Это позволит нам понять чувства и переживания Мцыри, а значит, приблизит нас к пониманию творчества М.Ю. Лермонтова.

Дневник Мцыри

Гроза кончилась. Я лежал на камнях и чутко, как дикий зверь, прислушивался к ночным звукам. Где-то внизу в ущелье ревел и бесновался горный поток, слышались голоса диких зверей. Я слышал даже шуршание змеи, ползущей между камней. Ночь и живая тишина, в которой множество всяких звуков, окутали меня.

Но вот, постепенно в воздухе наметилось какое-то движение, подул легкий ветерок. Небо прояснилось, и яркие звезды повисли прямо над моей головой. Но небо уже не было абсолютно черным. На востоке оно посветлело, затем все сильнее и сильнее и появилась сначала узкая золотистая полоска, которая быстро становилась все шире, прогоняя тьму. Еще минута, и далеко-далеко на краю Земли из-за гор показался краешек солнца.

Природа мгновенно стала просыпаться: птицы, деревья, трава, цветы. На каждой травинке висели капельки дождя. То тут, то там из лесов, из ущельев рваными клочьями поднимался туман, а на противоположном склоне, в лучах солнца сверкали низвергающиеся потоки речек и ручьев.

Место, где я находился, все еще было под покровом ночи. Я очутился в плотном молоке тумана. Не было видно ничего, даже пальцев вытянутой руки. Вскоре белое молоко осветилось, и я со всех сторон увидел ровный матовый свет. Капельки влаги двигались перед моими глазами: их были тысячи, и я различал каждую. Затем они обрели одно общее направление и устремились вверх. Вдруг я увидел собственные ноги, камни, на которых стоял, и белую вату вокруг, от которой отрывались клочья и поднимались вверх. Вата опускалась все ниже, и в двух шагах от меня обнажился уступ, ясно проявились края ущелья, заполненного белой колышущейся массой. Я с ужасом отшатнулся от края пропасти: так близко я от него был. Затем я снова подошел к краю бездны. Остатки тумана быстро улетучивались, а внизу бился неистово кристально чистый поток, стараясь сбросить груду камней. С бешенной силой он налетал на них, поднимая тучи брызг и пены, а камни, почти полностью скрываемые валом, стояли так, наверное, сотни лет.

Солнце уже поднялось над горами и осветило Землю. Я глядел во все глаза. Да, я слышал о Рае, но действительность оказалась в тысячу раз прекраснее. Разве человеческий язык может описать самое прекрасное, что есть на свете? Все утопало в зелени, на листьях которой сверкали капли. Стволы деревьев обвивали виноградные лозы с тяжелыми гроздьями ягод. Каждый листок, каждая ягодка просвечивали в лучах солнца, что видна была каждая прожилка внутри. Я замер в благоговении.

Вокруг слышны были тысячи звуков! Листья слегка шевелились и шептали друг другу сокровенные тайны. По ним скатывались капельки воды, разбиваясь и вновь собираясь. Порхали бабочки, ползали букашки, и все разговаривали между собой и вместе славили Бога. Среди этого великолепия порхали стайки райских птичек, оглашая божественный сад радостным пением. Мысли мои были ясными и чистыми в эту минуту, мне не передать словами всего восторга, который переполнил мое существо.

Небо, такое чистое и прозрачное! Я лег на спину и стал вглядываться в эту ровную синеву. Чем больше я смотрел, тем небо мне казалось все выше и недоступнее, оно было бесконечным и завораживающим. Наверное, в эти минуты моя душа покинула меня и поднялась над землей, потому что, когда я очнулся, был уже полдень.

Мне захотелось пить. Я стал осторожно спускаться в пропасть, хватаясь за ветки кустов. Обрыв был почти отвесным. Иногда камень срывался из-под ноги и, оставляя след пыли, летел, разгоняясь, со свистом вниз, ударяясь о камни, разбиваясь на осколки и пропадая в бурном потоке бесследно. Я, конечно, понимал, что могу в любую минуту сорваться… и тогда – все! Но мысль об этом меня совсем не пугала, и я продолжал спуск.

Внизу, где клокотала горная река, поднимая миллионы брызг, было свежо, и я жадно припал к воде. Вдруг сквозь грохот воды я услышал человеческий голос и шаги по камням. Нет, я не хотел встречаться с людьми! Спрятавшись в кустах, я вслушивался до боли в ушах – может, мне померещилось в грохоте потока? Но нет! Голос звучал все ближе. Это был нежный звонкий девичий голос, который и сейчас звучит во мне. Меж камней по узкой тропе к воде спускалась молодая грузинка, держа кувшин над головой. Она напевала песенку и чему-то смеялась. Девушка одета была бедно; свою чадру она закинула назад. Я увидел ее лицо. Оно было смуглое от загара. Я заглянул в ее черные глаза и утонул в их глубине и блеске. Это милое создание было создано для любви! О, как она была прекрасна! Она подошла к воде. Со своего укрытия я не видел ее – большой камень закрыл ее от меня. Я слышал только, как струя медленно наполняла кувшин. Сердце мое! Оно никогда не билось еще так сильно! Мысли мои, мысли путались; кровь отлила от головы. Я пришел в себя, когда девушка отошла довольно далеко. Грузинка с кувшином на плече поднималась обратно по тропе легкая, стройная, как тополь. В ущелье, прижавшись вплотную друг к другу, словно приросшие к сакле, стояли две сакли. Девушка тихо отворила дверь в ту из них, над плоской крышей которой струился голубой дымок, и скрылась внутри. Неотрывно смотрел я туда еще долгое время.

Я устал после ночного бегства и прилег в тени. Незаметно я уснул. Во сне мне опять привиделась молодая грузинка. Я опять, уже во сне, испытал то чувство, когда увидел ее. Сердце мое заныло, мне не хватало воздуха, я все силился вздохнуть – и проснулся.

Уже наступила ночь, светила луна. Одинокая тучка медленно подбиралась к яркой луне, как зверь к своей добыче. Было темно и тихо. Только вдали в лунном свете сверкали ледники Кавказского хребта и слышался шум горной речки. Я смотрел в сторону знакомой сакли. Далекое окно было освещено неровным светом очага. Огонь в окне то ярко вспыхивал, то пропадал вовсе, как свет далекой звезды. Я боролся с желанием войти в саклю. Но одна мысль меня удерживала – моя цель: я должен добраться до своей Родины! И я пошел прямо, своим путем.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! Он полон красок, звуков, радости – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Значит, человек рожден для воли! Для Мцыри жить – значит, находится в поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство вольности.

Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь и дикую природу с раем.

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве Мцыри пытается пройти через лес ради цели – «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстает не слабым, а отважным человеком.

Заключение

Образ Мцыри является одним из глубоко сложных толкований романтической темы.

Судьба Мцыри наводит на мрачное, безотрадное раздумье.

Три дня юноша провел на свободе, и они пролетели как одно мгновенье. Но это были дни настоящей жизни; дни, наполненные яркими красками и живыми образами.

Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри пристально вглядывается в каждую открывшуюся ему картину, замечает каждую частичку «живой» природы; вслушивается в многоголосое разнообразие звуков. Оставшись наедине с природой, он ощущает себя счастливым человеком. Описывая встречу Мцыри с грузинкой, поэт подчеркивает, что страстная и искренняя любовь может охватить только пылкую и чистую натуру. А бой с барсом – это момент наивысшего подъема силы духа героя. Именно тогда Мцыри понимает, в чем истинное его предназначение.

Жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром, поэтому смерть героя при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишившим человека счастья.

Список литературы

  1. Л.М.Аринштейн. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. - Л.: Наука, 1995. - С.28,31,38.
  2. Ап.Григорьев. Сочинения: В 2-х т. - Т.2. - М.: Худож. лит., 1990. - С.88.
  3. М. Ю. Лермонтов М. Ю. Мцыри / Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. М., 1997. С. 147-167.
  4. Лермонтовская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С.635.
  5. С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри // Вопросы литературы, 1994, №10, с.153,154.
  6. С.Ломинадзе. Поэтический мир Лермонтова. - М.: Современник, 1999. - С.222-225.
  7. Корнилов В. Первый обитатель / Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. М., 1997. С. 5-10.
  8. В.И.Коровин. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. - М.: Просвещение, 2003. - С.79.
  9. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1985.
  10. Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 2001. - С.190.
  11. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.,1987. С. 194-196.


Повествование.

  • От чьего лица ведется повествование в поэме?
  • Почему, как вы думаете, автор «дал слово» юноше Мцыри?
  • Как сам себя называется герой?
  • Сколько раз слово «мцыри» употребляется в тексте? Почему, как вы думаете?

Само слово «мцыри» не употребляется в тексте произведения, только в названии.


Исповедь героя.

  • В какой форме написана поэма? Что перед нами?
  • Что такое исповедь ? Попробуйте дать определение. Посмотрите в словаре.

ИСПОВЕДЬ 1 . У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога. 2 . перен. Откровенное признание в чем-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. («Толквый словарь Ожегова»)

  • Какое значение, в данном случае, больше всего подходит к поэме? Почему?

Испытания героя.

  • Сколько испытаний уготовано Мцыри? Какие это испытания?

1. Встреча с прекрасной девушкой-грузинкой;

2. Битва с барсом;

3. Темный лес, в котором Мцыри заблудился.

  • Как вы думаете, это число символично? Что оно может обозначать?

Первое испытание героя.

  • Какое «испытание» было первым на пути героя? Найдите описание события в тексте.
  • Что чувствует Мцыри?

В его душе зарождается первая любовь, требующая осуществления. Все складывается в пользу Мцыри, т.к. девушке он тоже оказался мил. Мцыри мог бы войти в эту дверь вслед за девушкой, и кто знает, как бы сложилась его жизнь.

  • Что выбрал Мцыри и почему?

Мцыри признает, что воспоминания тех минут драгоценны для него, и желает, чтобы они вместе с ним умерли

  • Как можно назвать это испытание? Испытание чем?

Испытание любовью, будущим счастьем в семье.


Второе испытание героя.

  • Какое «испытание» было вторым на пути героя? Найдите описание события в тексте.
  • Равны ли силы? Почему побеждает Мцыри?

Мцыри борется за свою жизнь, за свое место под солнцем, подобно «барсам и волкам». Жажды жизни так сильна, что герой не желает сдаваться без боя и побеждает.

  • Какие чувства испытывал Мцыри во время бои и после?

Во время боя Мцыри испытывал страх перед хищником, но проявил отвагу. К погибшему барсу Мцыри испытывает чувство уважения («как в битве следует бойцу»)

  • Что встало на пути в образе барса?

Природы и ее законы – очередное испытания человека.


Третье испытание героя.

  • Какое «испытание» было третьим на пути героя? Найдите описание события в тексте.
  • Почему это блуждание тоже можно назвать испытанием?

Мцыри заблудился в незнакомом дремучем лицу. Он избрал путь прямо, но все это время ходил кругами. Это приводит его в отчаяние.

  • Чего больше всего боится Мцыри? О чем более всего беспокоится?

Мцыри в отчаянии: он боится, что никогда на найдет свою родину, что он навсегда ее потерял.

  • Символом чего является «дремучий лес»?

Лес – символ Жизни, неизвестной и водящей порой кругами.


Почему погибает Мцыри?

  • Тело Мцыри сломлено. А сломлен ли его дух? Почему?
  • Чем является смерть для Мцыри?

Смерть Мцыри – форма протеста против «Несвободы». В смерти он сможет найти освобождение, недоступное на земле, душа же его вернется на Кавказ.

  • Понимают ли монахи его? Почему?

Понятие Свободы у всех людей разное. Для монахов свобода – воля Божья. Мцыри хочет свободу по своей воле, не зависимо ни от кого.


Символичность образа Мцыри

  • Почему Мцыри пишется с большой буквы, ведь это не имя и не фамилия? Символом чего является Мцыри?

Мцыри пишется с большой буквы в знак его символичности. Это не просто монашеский чин – это символ несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.

Мцыри – романтический образ .


«Проекция на себя»

Можем ли мы сказать, что испытания, пережитые Мцыри, переносимы и на других людей? Докажите.

Люди, вступающие в сознательную жизнь («юноши»), пытаются найти себя («свою родину»). Чтобы придти к заветной цели, нередко приходится проходить испытания: любовью, законами природы (общества), самой жизнью и т.д.


«Проекция на себя»

Т.е. люди, не прошедшие испытания являются слабыми и безвольными? Как вы думаете? Докажите.

Все люди в мире разные, у всех свои взгляды на жизнь. Делая свой Выбор (выбирая любовь, семью, служение Богу и т.д.), человек проявляет свою Волю . В этом отношении все люди свободны .


Домашнее задание.

  • Подготовится к сочинению по поэме «Мцыри» (1 тема по выбору):
  • Идейный анализ поэмы «Мцыри» (тема, идея)
  • Образ Мцыри в поэме «Мцыри».
  • Образы-символы поэмы «Мцыри» (монастырь, гроза, лес, барс, девушка, горы и реки Кавказа)

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории - эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, - к так называемому «безвременью». Это время наложило отпечаток на почти все творчество Лермонтова. Поэт пытается осмыслить историческую роль своего поколения и не устает упрекать его в трусости, бездушии, подлости. Но во все времена рядом с трусливыми и подлыми живут мужественные, благородные люди. Таков, например, смелый и свободолюбивый юноша Мцыри из одноименной поэмы.

«Мцыри» - романтическая поэма, написанная по законам этого жанра. Герой в ней ставится в исключительные обстоятельства. Главным мотивом поэмы становится мотив бегства. Герой бежит в неведомый мир, где, по его представлениям, люди живут свободно и счастливо. Мцыри хочет присоединиться к соплеменникам, которых никогда не видел, но дух которых живет в нем. Он верит, что на его родине, «в краю отцов», где «люди вольны, как орлы», и он сможет быть «не из последних удальцов». Мцыри бежит в бурю, которая как нельзя лучше отражает его душевное состояние, не зря он говорит: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»

Мцыри не попадает на свою родину, он не находит туда дорогу, но он был на воле и ему пришлось пройти через ряд испытаний. Утром после грозы Мцыри обнаруживает, что находится на краю «грозящей бездны». Этот страх скоро забывается, и юноша снова чувствует единение с природой, которую он так хорошо понимает и любит и которая отвечает ему в этом взаимностью.

Утром у ручья Мцыри встречает грузинскую девушку, пение которой его очаровывает. В душе юноши происходит борьба. С одной стороны, здесь человек, который так близок ему по духу: пойти за девушкой - значит найти то племя, к которому она принадлежит, и, быть может, влиться в его ряды.

Но есть другая цель - отыскать далекую родину, а может быть, и отца и мать. Второе берет верх, и в этом проявляется сила духа юноши.

Еще одно испытание выпадает на долю Мцыри - встреча с барсом. Здесь в полной мере проявляется сильный характер героя. Мцыри не боится смерти, он знает, что неволя, монастырь страшнее смерти. Лучше погибнуть в схватке с этим гордым свободным животным, чем влачить жалкое существование среди унылых, безликих монахов. Мцыри выходит победителем из схватки с барсом, но ему не суждено попасть на родину. Заблудившись в лесу, он снова приходит к монастырю, из которого убежал. Звон колокола привносит в душу юноши смятение, и его охватывает скорбь об утраченной свободе.

Мцыри за эти три дня на воле постиг так много. Он узнал то, что стремился узнать: для чего приходит человек в этот мир. Теперь он твердо знает, что человек рожден быть свободным. Юноша увидел недосягаемый и далекий, но такой прекрасный мир, с его лесами, пышными полями, величественными горными хребтами, увидел голубое небо и солнце. Это навсегда запечатлелось в его памяти. Чтобы изведать и понять это, стоило бежать из монастыря, терпеть испытания. После этого и смерть уже не кажется такой пугающей.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей,

Говорит монаху умирающий Мцыри.

Исповедь героя перед смертью раскрывает нам его душу. В последние минуты жизни Мцыри просит принести его в сад, чтобы почувствовать еще раз то единение с природой, которое он однажды уже испытал.

Юноша погибает, но внутренне он одерживает победу. Поражение Мцыри только внешнее, оно не отменяет порыва к свободе, жажды единения с природой. Уже сам по себе этот порыв - символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря на то что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет «приют в раю, в святом заоблачном

краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. И в этом его победа.

Такие люди, как Мцыри, ставший, по словам Белинского, «отражением в поэзии тени» самого поэта, являются подлинно героическими личностями.

Урок М.Ю.Лермонтов «Мцыри»- романтическая поэма

Цели: знакомство и анализ поэмы «Мцыри».

Оборудование: презентация, компьютер.

Ход урока

1.Словарная работа

Поэма-

Тема-

Идея-

Сюжет-

Композиция-

Романтизм ( romantisme ) - явление европейской культуры в - . Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

2.История создания поэмы «Мцыри » Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в Грузии. Биограф Лермонтова П.А.Висковатов связывает это с путешествием Лермонтова по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда поэт посетил город Мцхета, который являлся старой столицей Грузии, где встретил монаха из монастыря Джавари, рассказавшего ему свою историю. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у Лермонтова появляется замысел: «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.

    Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено:

    «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – писал о поэме В.Г.Белинский.

Одной из проблем, волновавших Лермонтова, был вопрос воли и неволи. Может ли человек жить в неволе, для этого ли родился он?

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы…

3.Определение темы и идеи произведения.

Какова тема поэмы? Тема- судьба романтического героя- сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала нас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Какова идея поэмы? Идея- утверждение ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не умирает, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ сказал Саул: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Как эпиграф связан с темой и идеей?

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопрос: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?

4.Композиция поэмы направлена на основное - раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана Лермонтовым форма монолога-исповеди.

Жизнь Мцыри в монастыре не описана подробно, поскольку основное в этой жизни - служение Богу. Здесь нет ничего своего, личного, только полное отречение от всего мирского, молитвы и посты, и никакого возвращения обратно.

    1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

    2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

    3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

    4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Исповедь

    У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.

    Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

5. Фронтальная беседа.

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?

    Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.

…Я мало жил, и жил в плену…

…Она мечты мои звала

От келий душных и молитв…

…Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах…

Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда

отказаться от родины, и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество

Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов. Ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?

Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами- пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Каким мы видим Мцыри на воле?

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают

героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования.

И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его

любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?

Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен.

«Пламенная страсть» Мцыри –любовь к родине- делает его целеустремленным и твердым.

Почему погиб Мцыри?

Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.

Побег Мцыри – это побег из плена. Герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в Монастыре, ему нужно нечто большее.

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать, а

главное- испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях

очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая

жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен.

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос:«прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость

общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном.

Его монолог –гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

Почему погиб Мцыри? Почему несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри- в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Вывод

Мцыри - гордый, смелый, мятежный человек, который вырос в стенах монастыря, но одна мысль лишь занимала его: где тот чудесный мир, который называется свободой? Для чего он родился? Здесь ли, в стенах душного монастыря, ему место? И вот он решается на бегство. За три дня скитаний Мцыри видит то, что не видел и не испытывал никогда в жизни: свободу, страсть, тревогу, безумную радость. Но он обречен: не найдя дорогу домой, истощенный и вымотанный, он возвращается в тот же монастырь…. Перед смертью он исповедуется, рассказывая монаху обо всем, что он успел увидеть и испытать за «три блаженных» дня.

Почему «Мцыри» - романтическая поэма?

    1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.

    2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.

    3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

6.Работа с тетрадью на печатной основе.

7. Домашнее задание.

Каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени; Каких же героев могла породить мрачная действительность 30-х годов XIX века, эпоха "голубых мундиров"? Бездушных людей, "приличьем стянутых масок", которые уютно и легко чувствуют себя в атмосфере всероссийского маскарада, заставляющего каждого скрывать свои истинные взгляды и чувства. Или во всем разочаровавшихся и разуверившихся, скептически настроенных, разучившихся любить и ненавидеть пассивных созерцателей жизни, подобных героям "Думы". Неудивительно, что в поисках идеального героя Лермонтов обращается к литературе романтизма, продолжающей байроновские традиции и популярной в то время в России.

В романтическом образе Мцыри поэт воплотил свою мечту об "огненной душе", "исполинской натуре", свой идеал героя, видевшего смысл жизни в борьбе. Характерная для романтических произведений композиция поэмы ограничила рассказ о всей жизни героя одной небольшой главой. Внешние обстоятельства жизни Мцыри лишь слегка приоткрывают его душу и только намечают характер. Рассказ о "мучительном недуге" пленного ребенка, его физической слабости заставляет обратить внимание на его недетскую выносливость, гордость и одиночество среди монахов. Полностью характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет почти всю поэму.

Взволнованный монолог умирающего юноши вводит читателя в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Мцыри воспринимает жизнь в монастыре, как плен. Это размеренное, тусклое существование не может дать герою счастья, так как первым его условием является воля. Значит, монастырская жизнь не смогла убить в Мцыри его стремлений и порывов, наоборот, она разожгла в нем "пламенную страсть", которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Эта страсть не кажется преувеличенной, ненатуральной, потому что юноша, попав в ненормальные жизненные условия, был лишен всего самого дорогого, без чего человек не может быть счастливым.

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы", то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он "быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Исключительность, сила духа, неистовость чувств Мцыри заставляют его смело идти навстречу своей мечте через трудности и соблазны.

Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. Эти трудности и опасности символизируют те жизненные препятствия, которые встают на пути каждого человека, испытывая его физические и духовные силы. "Могучий дух" Мцыри помогает ему преодолеть физическую слабость. Особенно ярко раскрывается это в битве с барсом, которая стала его самым жестоким испытанием. Хрупкий и слабый, он становится богатырем. Им владеет не страх, а жажда победы, которая и помогает ему одолеть опасного противника, ощутить сладость битвы и восторг победы.

Жизнь, окружающая Мцыри, постоянно ставит его перед выбором, предлагая возможные пути. Встреча с грузинкой сулит ему радости любви;, спокойное и безмятежное человеческое счастье. Но у героя другая цель, более высокая и прекрасная. Ради ее достижения он находит в себе силы преодолеть "сладкую тоску".

Каким же страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Здесь им впервые овладевает отчаяние, так как он осознал безнадежность своего положения, когда "на родину следа не проложить уж никогда".

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал.

В горячечном бреду Мцыри возникает образ рыбки, которая шепчет ему о блаженстве покоя и сна, сладости небытия. Но, в сущности, это тот же отказ от настоящей жизни, полной и радостей, и страданий, который проповедовала монастырская братия. А такой путь неприемлем для Мцыри. Даже в свой предсмертный час он сохранил исполинскую мощь духа, не изменил себе, своей мечте о родине и свободе.

Невольно задаешься вопросом: почему же Мцыри, обладавший волей, отвагой, целеустремленностью, выносливостью, все же не смог "пройти в родимую страну"? Что помешало ему? Над этим вопросом задумывается и сам герой. Он не щадит себя, называя "цветком темничным", а свою "пламенную страсть" "жаром бессильным и пустым". Но, думается, герой не прав в своем резком самоосуждении. У него были все качества, необходимые для победы, но обстоятельства, в которых он оказался, лишили его связи с близкими людьми, обрекли на одиночество, не дали практического опыта, знания жизни. На первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов року, обрекшему его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел — в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью, — говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.

Значит, смысл жизни и подвига Мцыри — в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Романтический герой Мцыри стал не только "любимым идеалом" Лермонтова — он заставлял его современников отказаться от пассивности, апатии и безразличия, утверждал смысл жизни в борьбе за достижение высоких и гуманных целей. Подвиг Мцыри внушает читателю мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, отважиться на "решительный шаг", попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы.