Сентиментализм в русской литературе первых десятилетий XIX века. Школьная энциклопедия

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы сабсолютизмом, появилось во второй половине XVIII" века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И.В. Гете, Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных "Путешествиях", которые вошли в моду после романа Стерна "Сентиментальное путешествие", давшего название этому литературному направлению.

В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева (1790). Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году "Письма русского путешественника", следом за ними появились "Путешествие по Крыму и Бессарабии" П. Сумарокова (1800), "Путешествие в полуденную Россию". В. Измайлова и "Другое путешествие в Малороссию" Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, чтоавтор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом. Но, кроме такой "лирической" направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом.

Возникнув в эпоху Просвещения, с присущим ей интересом к личности и духовному миру человека, причем обыкновенного, "маленького" человека, сентиментализм воспринял и некоторые черты идеологии "третьего сословия", тем более что в этот период в русской литературе появляются и представители этого сословия - писатели-разночинцы.

Так, сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей "поселянин" замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. "Для "маленького" человека - как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение; ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки". Некрасов Н.А.Полн. собр. соч. и писем. М., 1950. Т. 9. С. 296.

Характерно для сентиментализма и утверждение духовного равенства людей, независимо от их положения в обществе. Н.С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести "Зара" предпослал ей эпиграф из Библии: "И у меня сердце есть, яко же у вас".

Наряду с описанием "жизни сердца" писатели-сентименталисты уделяли большое внимание вопросам просвещения. При этом "учительская" воспитательная функция литературы признавалась важнейшей.

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его "Бедную Лизу", "Записки путешественника", "Юлию" и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали "искры страстного человеколюбия" и "сладкая чувствительность", его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания. Герои Карамзина - люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина "Наталья, дочь боярская" сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести "Сиерра-Морена" лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.

Так, повесть о печальной судьбе героини "Бедной Лизы" начинается описанием мрачного осеннего пейзажа, вид которого как бы вторит последующей драматической истории любви крестьянской девушки. Автор, от лица которого ведется рассказ, проходит по развалинам монастыря "в мрачные дни осени горевать вместе с природой". Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою и в темных переходах келий. "Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен". Природа, или "натура", как чаще называл ее Карамзин, не только участвует в переживаниях людей, она питает их чувства. В повести "Сиерра-Морена" романтический пейзаж вдохновляет владелицу замка Эльвиру: "Сильные ветры волновали и крутили воздух, багряные молнии вились на черном небе, или бледная луна над седыми облаками всходила - Эльвира любила ужасы натуры: они возвеличивали, восхищали, питали ее душу". Тургенев И.С.Полн. собр. соч. и писем. В 20 т. М., 1960-1968. Т. 14. С. 81.

Авторы сентиментальных повестей отношениям, основанным на расчете, стремились противопоставить иные, бескорыстные чувства. В повести Львова подчеркивается лишенная каких-либо корыстных побуждений любовь героини, которая признается: "Только чем уж он не дарил меня - и серебром, и золотом, и бисером, и лентами; но я ничего не брала, одна любовь его мне только нужна была".

Таким образом, русский сентиментализм ввел в литературу -а через нее и в жизнь - новые моральные и эстетические понятия, которые горячо были восприняты многими читателями, но, к сожалению, расходились с жизнью. Читатели, воспитанные на идеалах сентиментализма, провозглашавших человеческие чувства высшей ценностью, с горечью обнаруживали, что мерилом отношения к людям по-прежнему оставались знатность, богатство, положение в обществе. Однако зачатки этой новой этики, высказанные в начале века в таких, казалось бы, наивных творениях писателей-сентименталистов, со временем разовьются в общественном сознании и будут способствовать его демократизации. Кроме этого, сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых "споров о языке", захвативших русских литераторов в начале XIX века.

Класс: 10

Зачёт № 1 «Русская литература первой половины 19 века

    Россия в первой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины 19 века. Национальное самоопределение русской литературы. т/л реализм и его становление
Исторические события:
    1801г. – закончилась эпоха дворцовых переворотов
(Александр Первый стал императором)
    1812 г. Отечественная война с Наполеоном 1825 г. – Декабристское восстание на Сенатской площади Петербурга.
Направления:
    Классицизм
    Сентиментализм

    Романтизм
    Реализм
    А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Творческий путь.

Даты

Период

Произведения

Направление

1.Детство 1799-1811
2.Царскосельскийлицей 1811-1817 «Воспоминания в Царском селе», «Певец», «Пирующие студенты» ученичество
3. Петербург 1817-1820 Ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила»
4. Южная ссылка 1820-1824 «Погасло дневное светило…», поэмы «Цыганы», «Кавказский пленник». романтизм
5. Михайловскоезаточение 1824-1826 «К морю», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Борис Годунов» реализм
6. После ссылки 1826-1830 «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Я вас любил» реализм

7. Болдинская осень 1830 года

1830 «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» Реализм
8. В Петербурге 1831-1833 «Осень», поэма «Медный всадник» Реализм

9. Последние годы жизни

1834-1837 «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» реализм

Черты произведений Пушкина:

    Гармония

    Красота

    Гуманизм

    Свободолюбивый пафос

    Естественность

    Активное отношение к жизни.

    Основные мотивы лирики А.С.Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.

А. Пушкин ода «Вольность» (1817)

Уже само название оды должно было напомнить читателю радищевскую оду «Вольность», известную молодёжи по спискам. В первых строках Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок». Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона гибельно для государства. В условиях самодержавной России эти идеи Пушкина приобретали глубоко революционный смысл, потому что поэт осуждал тиранию верховной власти и грозил ей неминуемым возмездием.

А. Пушкин «К Чаадаеву» (1818). Вольнолюбие с особой силой в петербургский период проявилось в стихотворении «К Чаадаеву», которое написано в жанре дружеского послания. У Пушкина личная тема, не теряя интимного характера, наполняется глубоким общественным содержанием. Радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит ещё желанье…», «Мы ждём с томленьем упованья…», «Напишут наши имена!»). Их дружба питалась высокими гражданскими чувствами и мыслями о свободе народа, стонущего под игом самовластья. Стихотворение начинается с грустной ноты: упоение жизнью, её радости, её надежды оказались всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Так было с Чаадаевым. Пушкин поддерживает в своём друге уверенность в конечной победе свободолюбивых идей, в том, что мечты о славе (а он считал Чаадаева человеком государственного ума) не напрасны. Печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнёт власти роковой». Порыв к свободе, нетерпеливое ожидание её торжества выражают могучее вольнолюбие поэта. Вот почему столь повелительно и призывно («Товарищ, верь…») обращение Пушкина к другу, столь убежденна его речь, полная пророческого предсказания: «И на обломках самовластья Напишут наши имена!» А. Пушкин «К морю» (1824). Одним из первых программных лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю». Пушкин прощался в нём с югом, с морем, с романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы. Море для него – символ свободы, символ безбрежней вольной стихии, родственной его духу. Образ моря, созданный Пушкиным, прекрасен и величествен. Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону («своенравные порывы»), только своей прихоти. Оно может быть и ласковым и губительным, а шум его – «грустным», «призывным». Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека («Моей души предел желанный!») или охватившая его сильная страсть («Могучей страстью очарован, у берегов остался я…»). А. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825). Это стихотворение – шедевр лирики Пушкина (романс на музыку М.И.Глинкой). Обращено к Анне Петровне Керн (1800-1879), племяннице П.А.Осиповой (1781-1859), помещицы села Тригорское, соседки Пушкина по селу Михайловскому Псковской губернии. Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественной проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. Ясно и то, что поэт стремился нарисовать совершенный образ женской красоты. А. Пушкин «Арион» (1827). В основу стихотворения легла широко известная легенда о древнегреческом певце Арионе, плывшем на корабле по морю. Корабельщики задумали его убить, чтобы завладеть принадлежащим ему имуществом. Арион попросил у них позволения спеть перед смертью песню. Потом он выбросился в море. Зачарованный его пением, дельфин вынес его на берег. Пушкин изменил легенду, согласно которой Арион и корабельщики – враги. В его стихотворении между пловцами и певцом нет вражды. В легенде и пловцы и Арион остаются живы. У Пушкина спасся только певец. Однако внешний план совмещается с иносказательным. Пушкин придал мифологическому сюжету вполне современное звучание. Стихотворение было написано 16 июля 1827 года, то есть спустя три дня после годовщины (13 июля 1826 года) казни декабристов. Пушкин вновь вспомнил о своей вольнолюбивой молодости. Таким образом, Пушкин остался верен и вольнолюбивым идеалам молодости, и своим представлениям о могуществе поэтического слова («Пророк»). Но теперь он глубже понимал современность и все яснее чувствовал трагедию передового человека в деспотической стране. Своё собственное положение Пушкин тоже рассматривает в свете этой трагедии. А. Пушкин «Осень» (1833). Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. В одноимённом стихотворении он посвятил ей чудесные строки. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. «Октябрь уж наступил» - это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определённую пору осени – октябрь. Далее картина осени развёртывается, обрастая живописными и точными деталями. Предметные образы («Последние листы с нагих своих ветвей», «дорога промерзает», «Журча, ещё бежит за мельницу ручей») соседствует с метафорическими («роща отряхает», «дохнул осенний хлад»). Пушкин нашёл подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». А. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). Это стихотворении восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник…», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царём и великосветскими кругами, о недостижимом счастье свободы, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем – сознание выполненного долга перед народом. Кто же даёт поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он – голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему «К нему не зарастёт народная тропа…». Поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…». Слово свобода включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. «Милость к падшим» - это прежде всего о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес – это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого слова хвала, обида и клевета – временное и суетное. Он писал не ради «венца». Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт завещал «равнодушно» отнестись к хуле и хвале, ибо был убеждён в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.
    Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.
Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников. Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности. Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним. Жизнелюбие - вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии...” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою: На холмах Грузии лежит ночная мгла Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою... Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина - отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу - декабристу И. Пущину: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный. Твой колокольчик огласил... Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” - это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой - как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис. Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя: Дни поздней осени бранят обыкновенно. Но мне она мила, читатель дорогой,- Красою тихою, блистающей смиренно... Или: Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить... Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским - солнечным, оптимистическим. Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством: ...Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я.., “Разлука” Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки: Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились, и падали цари... “Была пора...” Не изменилось главное - верность своей четкой и ясной жизненной позиции. В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его - сама жизнь... Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать... “Элегия” ??? Напишите сочинение-миниатюру «Каков лирический герой А.С.Пушкина?»
    РР Анализ лирического произведения поэта.

План анализа лирического произведения:

1.Творческая история

2.Тема и жанр

3.Центральный образ или система образов

4.Особенности поэтической речи

5.Образные средства

6.Композиция

8.Эстетическое содержание, вызванное стихотворением.

(1833). Пушкина постоянно интересовала личность Петра 1, великого преобразователя России. Он понимал, что Петровская эпоха – крутой поворот в истории его страны. Как могучий художник он всегда тяготел к изображению переломных эпох или исторических и социальных катастроф. Поэма «Медный всадник» - грандиозное философское раздумье писателя о поступательном ходе истории. Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развёртывается сюжет «петербургской повести». Возвышенный пафос сменяется печальным рассказом. К чему же привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюблённого в Парашу. Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, в них много для Пушкина личного, автобиографического. Но они не сбываются. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несёт гибель Параше и бедному люду. Послепетровское время для Пушкина лишено преобразовательной энергии, свойственной грозному строителю могучего самодержавного государства. Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Своё личное горе Евгений пытается объяснить социальными причинами. Но ему противостоит уже не Пётр-преобразователь, а тот самый самодержавный порядок, который олицетворён в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»). Евгений чувствет на себе мощь деспотизма Петра. И он отважно бросает ему вызов. Но стихийный бунт отчаявшегося одиночки лишён смысла. Поэтому Евгений бесславно гибнет, уничтоженный, раздавленный нравственно, с помутившимся рассудком. Пушкин выразительно изображает торжество самодержавной власти:

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой –

Как будто грома грохотанье –

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

И, озарён луною бледной,

Простёрши руку в вышине,

За ним несётся Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы не обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжёлым топотом скакал.

Величие Петра – зодчего нового государства – остаётся для Пушкина непоколебимым. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. И в этом – одно из противоречий истории. Современная Пушкину действительность не давала возможности разрешить конфликт между государственными интересами и мечтами отдельной личности. Личность всегда терпела поражение, когда её нужды и заботы приходили в столкновение с самовластьем. Гармония между личностью и государством не могла быть достигнута на почве несправедливого общественного строя. ??? Возможна ли гармония между личностью и государством в настоящее время? Обоснуйте свой ответ.

Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон , Эдуард Юнг , Томас Грей , Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными в 1730 году под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

    В 40-х годах того же столетия Томас Грей , автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и других, подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

    Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (), «Кларисса Гарло» (), «Сэр Чарльз Грандисон» () - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

    Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» ( -) и «Сентиментального путешествия» ( ; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

    Сентиментализм во французской литературе

    Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

    Под тем же влиянием создалась и «Юлия» или «Новая Элоиза» Руссо (), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер , в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини » () переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана , делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

    Сентиментализм в русской литературе

    В Россию сентиментализм проник в 1780-х - начале 1790-х благодаря переводам романов «Вертер» И. В. Гёте , «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» С. Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо , «Поль и Виржини» Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера . Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника»

    Его повесть «Бедная Лиза» (1792) - шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

    Сочинения Н. М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале XIX в. появились «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие.

    Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

    Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского . Публикация в 1802 году перевода элегии «Сельское кладбище» Т. Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевёл поэму «на язык сентиментализма вообще, перевёл жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е. Г. Эткинд). В 1809 году Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н. М. Карамзина.

    Русский сентиментализм к 1820 году исчерпал себя.

    Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

    Основные черты русского сентиментализма

    • Уход от прямолинейности классицизма,
    • Подчеркнутая субъективность подхода к миру,
    • Культ чувства,
    • Культ природы,
    • Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности,
    • Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий,
    • Внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи.

    В живописи

    Направление западного искусства второй половины XVIII, выражающее разочарование в «цивилизации», основанной на идеалах «разума» (идеологии Просвещения). Сентиментализм провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни «маленького человека». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

    Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъёмом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают мироощущение передового человека. К этому направлению примыкает представленный в зале портрет Н. А. Зубовой, внучки А. В. Суворова, скопированный неизвестным мастером с портрета И. Б. Лампи Старшего, изображающий молодую женщину в парке, вдали от условностей светской жизни. Она задумчиво с полуулыбкой смотрит на зрителя, в ней все - простота и естественность. Сентиментализм противопоставлен прямолинейному и излишне логическому рассуждению о природе человеческого чувства, эмоциональное восприятие, непосредственно и более надежно ведущее к постижению истины. Сентиментализм расширил представление о душевной жизни человека, приблизившись к пониманию её противоречий, самого процесса человеческого переживания. На рубеже двух веков развивалось творчество Н. И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков - стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. В зале представлен портрет графа Н. П. Шереметева. Он был подарен самим графом Ростовскому Спасо-Яковлевскому монастырю, где на его средства возводился собор. Портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеализации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цве-та, красочных плоскостей. В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П. А. Бабина, П. И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния. Отдельную группу составляют представленные в зале детские портреты. В них подкупает простота и ясность трактовки образа. Если в XVIII веке чаще всего дети изображались с атрибутами мифологических героев в виде амуров, Аполлонов и Диан, то в XIX веке художники стремятся передать непосредственный образ ребёнка, склад детского характера. Портреты представленные в зале, за редкими исключениями происходят из дворянских усадеб. Они входили в усадебные портретные галереи, основой которых были фамильные портреты. Собрание носило интимный преимущественно мемориальный характер и отражало личные привязанности моделей и их отношение к предкам и современникам, память о которых старались сохранить для потомков. Изучение портретных галерей углубляет представление об эпохе, позволяет более рельефно ощутить ту конкретную обстановку, в которой жили произведения прошлого, и понять ряд особенностей их художественного языка. Портреты дают богатейший материал для изучения истории отечественной культуры.

    Особенно сильное влияние сентиментализма испытал В. Л. Боровиковский, изображавший многие свои модели на фоне английского парка, с мягким, чувственно-ранимым выражением на лице. Боровиковский был связан с английской традицией через кружок Н. А. Львова - А. Н. Оленина. Он хорошо знал типологию английского портрета, в частности, по работам модной в 1780 -е годы немецкой художницы А.Кауфман, получившей образование в Англии.

    Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я. Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж. Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф. М. Матвеева прослеживается влияние «Водопадов» и «Видов Тиволи» Я. Мора.

    В России также была популярна графика Дж. Флаксмана (иллюстрации к Гомеру, Эсхилу, Данте), оказавшая влияние на рисунки и гравюры Ф.Толстого, и мелкая пластика Веджвуда - в 1773 году императрица сделала британской мануфактуре фантастический по объёму заказ на «Сервиз с зелёной лягушкой » из 952 предметов с видами Великобритании, хранящийся теперь в Эрмитаже.

    В английском вкусе были исполнены миниатюры Г. И. Скородумова и А. Х. Ритта ; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые «Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках» (1803-1804).

    Британских художников во второй половине XVIII века в России работает меньше, чем французских или итальянских. Среди них наибольшую известность приобрел Ричард Бромптон , придворный художник Георга III, работавший в Петербурге в 1780-1783 гг. Ему принадлежат портреты великих князей Александра и Константина Павловичей, и принца Георга Уэльского, ставшие образцами изображения наследников в юном возрасте. Неоконченное Бромптоном изображение Екатерины на фоне флота получило воплощение в портрете императрицы в храме Минервы Д. Г. Левицкого.

    Француз по происхождению П. Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России.

    Картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа часто копировали, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Гавриила Скородумова, назначенного «кабинета Ея императорского величества гравером» и избранного академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г. А. Потёмкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: «манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур». Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его «Речи», в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду «высших» родов живописи и вводилось понятие «портрет в историческом стиле».

    В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события - крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу - таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.

    В недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

    Н. М. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу - в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. "Слезы, проливаемые читателями, - писал Карамзин, - текут всегда от любви к добру и питают его".

    На этой почве зарождается литература сентиментализма.

    Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

    Итак, сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы XVIII века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона, в частности, «Кларисса Гарлоу», роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», элегии Томаса Грея, например «Сельское кладбище»), во Франции (Ж.Ж.Руссо), в Германии (И. В. Гёте, движение «Бури и натиска») в 60-е годы XVIII века.

    Основные особенности сентиментализма как литературного направления :

    1) Изображение природы.

    2) Внимание к внутреннему миру человека (психологизм).

    3) Важнейшая теме сентиментализма – тема смерти.

    4) Игнорирование окружающей среды, обстоятельства придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.

    5) Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

    Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

    Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

    Основная тематика сентиментализма - любовная.

    Основные черты сентиментализма:

    • Уход от прямолинейности
    • Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
    • Культ чувства
    • Культ природы
    • Возрождение собственной чистоты
    • Утверждение богатого духовного мира низких сословий

    Основные жанры сентиментализма:

    • Сентиментальная повесть
    • Путешествия
    • Идиллия или пастораль
    • Письма личного характера

    Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

    Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

    В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

    Особенности русского сентиментализма:

    • Сильная дидактическая установка
    • Просветительский характер
    • Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

    Представители сентиментализма:

    • Лоренс Стен Ричардсон - Англия
    • Жан Жак Руссо - Франция
    • М.Н. Муравьев - Россия
    • Н.М. Карамзин - Россия
    • В.В. Капнист - Россия
    • Н.А. Львов - Россия

    Социально-исторические основы русского романтизма

    Но основным источником русского романтизма была не литература, а жизнь. Романтизм как общеевропейское явление был связан с огромными потрясениями, вызванными революционным переходом от одной общественной формации к другой - от феодализма к капитализму. Но в России указанная общая закономерность проявляется своеобразно, отражая национальные особенности исторического и литературного процесса. Если в Западной Европе романтизм возникает после буржуазно-демократической революции как своеобразное выражение неудовлетворенности ее результатами со стороны различных социальных слоев, то в России романтическое направление зарождается в тот исторический период, когда ст.рана только еще двигалась навстречу революционному столкновению новых, капиталистических по своей сущности начал с феодально-крепостнической системой. Этим было обусловлено своеобразие в соотношении прогрессивных и регрессивных тенденций в русском романтизме по сравнению с западноевропейским. На Западе романтизм, по словам К. Маркса, возникает как «первая реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение». Маркс считает естественным, что при этих условиях все виделось «в средневековом, романтическом свете». Отсюда значительное развитие в западноевропейских литературах реакционно-романтических течений с их утверждением обособленной личности, «разочарованного» героя, средневековой старины, иллюзорного сверхчувственного мира и т. д. Прогрессивным романтикам приходилось вести борьбу с подобными течениями.

    Русский романтизм, порожденный надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, стал в основном выражением новых, антифеодальных, освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении. Этим определялось прогрессивное значение для русской литературы романтического направления в целом на раннем этапе его формирования. Однако и русский романтизм не был свободен от глубоких внутренних противоречий, которые с течением времени обнаруживались все более отчетливо. Романтизм отразил переходное, неустойчивое состояние общественно-политического уклада, назревание глубоких перемен во всех областях жизни. В идейной атмосфере эпохи чувствуются новые веяния, зарождаются новые идеи. Но ясности еще нет, старое сопротивляется новому, новое смешивается со старым. Все это и сообщает раннему русскому романтизму его идейно-художественное своеобразие. Стремясь понять главное в романтизме, М. Горький определяет его как «сложное и всегда более или менее неясное отражение всех оттенков, чувствований и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи, но его основная нота - ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое».

    Романтизм (фр. romantisme , от средневекового фр. romant , роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

    Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic , превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

    Яркая и содержательная характеристика романтизма была дана Тургеневым в рецензии на перевод «Фауста» Гёте, опубликованной в «Отечественных записках» за 1845 год. Тургенев исходит из сравнения романтической эпохи с юношеским возрастом человека, подобно тому как античность соотносят с детством, а Возрождение можно соотнести с отрочеством человеческого рода. И это соотношение, конечно, многозначительно. «Каждый человек, - пишет Тургенев, - в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он становится центром окружающего мира; он (сам не сознавая своего добродушного эгоизма) не предается ничему; он все заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким, своим, не чужим сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает; он романтик, - романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него - не он для них».

    Тургенев полагает, что романтическая эпоха началась в Германии в период «Бури и натиска» и что «Фауст» явился ее наиболее значительным художественным выражением. «Фауст, - пишет он, - с начала до конца трагедии заботится об одном себе. Последним словом всего земного для Гёте (так же как и для Канта и Фихте) было человеческое я... Для Фауста не существует общество, не существует человеческий род; он весь погружается в себя; он от одного себя ждет спасения. С этой точки зрения трагедия Гёте является нам самым решительным, самым резким выражением романтизма, хотя это имя вошло в моду гораздо позже»

    Входя в антитезу «классицизм - романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание “правил”, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

    Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

    Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

    У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р. Шатобриана, А. де Мюссе, Дж. Байрона, А. де Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «чёрном жанре» (в предромантическом «готическом романе» - А. Рэдклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», - З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Дж. Байрона, К. Брентано, Э.Т.А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.

    В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А. Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

    Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф. Купер, А. де Виньи, В. Гюго), основоположником которого считается В. Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.О. Менье).

    Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья , а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

    Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

    На лицейском экзамене 8 января 1815 года Александр Пушкин в присутствии Г. Р. Державина вдохновенно прочитал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Будущий поэт сказал об ушедшем вeке: «И ты промчался, незабвенный!» Чуть позже он вновь вспомнит о минувшем столетии:

    Давно ль оно неслось, событий полно,Волнуяся, как море-окиян?

    Гавриил Романович Державин, в творениях котopoгo «ярко отпечатлелся русский XVIII век», открыл перед российской поэзией новые возможности. Поэт сделал предметом лирических произведений жизнь обыкновенoгo человека, и eгo художественные открытия были ycвоены поэтами XIX столетия. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская» стало первой попыткой создания pомaна в стихах, на которую впоследствии живо откликнулся А. С. Пушкин «Евгением Онегиным». Близка была поэтаМ золотого века русской литературы и обличительная направленность «грозной лиры» Державина. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, утверждая свое место в отечественной литературе, отчетливо обозначил великую роль Державина в истории русской поэзии.

    «Старик Державин» перешагнул рубеж веков в pacцвете творческих сил: «Поэзия Державина есть безвременно явившаяся... поэзия пушкинская, а поэзия пушкинская есть вовремя явившаяся... поэзия державинская» (В. Белинский).

    В отличие от своих предшественников Крылов в баснях выступал не только как моралист. А. А. Бестужев Марлинский писал: «.. .eгo каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Нередко басни Крылова были связаны с конкретными историческими событиями: «Квартет» высмеивал реорганизацию министерств, «Рыбьи пляски» всевластье Аракчеева, широко известны басни, отражающие события Отечественной войны 1812 года. Конечно, возможное толкование басен значительно шире, чем факты, которые послужили поводом для их создания.

    В начале XIX века литературной общественностью широко обсуждался вопрос о путях развития pyccкoгo языка. В результате полемики возникли противоборствующие литературные организации. В 1811 году адмирал А. С. Шишков основал в Петербурге общество «Беседа любителей pyccкoгo слова», заседания котopoгo проходили в доме Державина - маститый поэт председательствовал на них. Объектом нападок «Беседы...» внaчале был Карамзин и eгo сторонники - «карамзинисты», а затем - Жуковский.

    Не нужно думать, что все, что защищала «Беседа...», было плохо и достойно насмешек. Так, они остро чувствовали мощь и энергию поэзии Державина, но при этом были яростными защитниками архаического тяжеловеснoгo стиля. Шишков требовал отмены или замены иноязычных слов, которые ввел в русский язык Карамзин:аудитория, бильярд, героизм, калоши, кaтacтpoфа, моральный, оратор, энтузиазм, эпоха, эстетический. Сторонники Шишкова предлагали говорить слушалище вместо аудитория. краснослов вместо оратор. шарокат вместо бильярд. мокроступы вмeсто калоши... Не принимали «шишковисты» и слова, созданные Карамзиным:развитие, влияние, oттeнок, трогательный...

    В противовес обществу Шишкова в 1815 году возник знаменитый «Арзамас». Все члены этого литературного общества носили имена, взятые из баллад Жуковского. Жуковский был Светланой, Батюшков - Ахиллом, юный Пушкин - Сверчком, а eгo дядя Василий Львович назывался «Вот». Отстаивая нововведения в языке, они активно осмеивали «Беседу...», называя ее «Беседой гyбителей pyccкoгo слова», распространяли в рукописном виде множество сатир и пародий на оппонентов. Например, каждый новый член «Арзамаса» должен был в своей вступительной речи «похоронить» одного из участников «Беседы...». Протоколы общества, которые вел Жуковский, до сих пор восхищают читателей своим остроумием и оригинальностью.

    «Беседа...» после смерти Державина в 1816 году pacпалась, а в 1818 году прекратил свое существование и «Арзамас». Для «Арзамасских протоколов» Жуковский написал стихотворный текст прощальной речи:

    Братья - друзья арзамасцы! Вы протокола послушать, Верно, надеялись. Нет протокола! О чем протоколить? ..

    В этом последнем шуточном документе зафиксировано, чем был занят в этом году каждый из участников «Арзамаса» и почему их не удается собрать вместе.

    Отголоски споров «Беседы любителей pyccкoгo слова» и «Арзамаса» еще долго будут звучать на страницах дитературных произведений. Вы можете найти упоминание имени Шишкова в строках «Евгения Онегина». В VIII главе романа Пушкин употребляет французскую фразу и тут же шутливо оговаривается: «...Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».

    В начале XIX века завершалась эпоха сентиментализма и зарождалось новое литературное направление -романтизм.

    Романтизм широко охватывает явления действительности. Мы уже не можем сказать, что это только литературное направление, - это принцип восприятия мира, поэтому в толковании термина словари не скупятся на варианты значений. В основе романтического мировосприятия и романтического искусства лежит разлад идеала и действительности. Когда рождается очевидное расхождение между несовершенным окружающим миром и идеалом, существующим за eгo границами, мир словно раздваивается. Это явление получило выразительное определение: романтическое двоемирие. Taкое конфликтное единство заставляет видеть любое явление и в свете тех представлений, которые рождает poмантическая душа, и в системе связей, определяемых реальной жизнью.

    Пристрастия авторов-романтиков были на стороне возвышенной души, стремящейся преодолеть несовepшенство мира. Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав художника главным образом наизображение неповторимого и изменчивого внутpeннeгo состояния личности. «Лиризм для романтического искусства есть как бы стихийная основная черта», поэзия оказалась более вceгo «способна найти выражения для занятого только собою внутpeннeгo переживания, eгo целей и событий», - отмечал немецкий философ Гегель.

    Романтизм противопоставил канонам импровизацию, стилистическую свободу, новое отношение к жанрам. Классицизм доверял прежде вceгo разуму, сентиментализм - чувству, романтизм - интуиции.

    В русской литературе термин романтизм впервые упомянул в 1816 году поэт и друг Пушкина - П. А. Вяземский. «Апология личности», по словам А. И. Typгeнева, главное в этом методе. Свойства конкретнoгo человека, а не обстоятельства или среда, определяют у poмантиков логику сюжетов. «Обстоятельства не имеют большого значения. Вся суть в характере», - пишет один из ярких представителей романтизма французский писатель Бенжамен Констан, чей герой Адольф (из одноименного романа, созданного в 1815 году) считался образцом романтического героя «с eгo озлобленным умом, кипящим в действии пустом. Сфера романтизма, как писал Белинский, - «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». Романтик создавал мир, в котором являлись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь гepoeв протекала в сюжетах, насыщенных дpaмaтическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной стороны души».

    Английский поэт Джордж Гордон Байрон, погибший за свободу греции, стал олицетворением романтического героя эпохи. Это был образец единства поэзии - поступка - судьбы. Именно в творчестве Байрона появился новый литературный образ: романтическая личность, которая бросает вызов миру с eгo косностью и неподвижностью? - байронический герой.

    Романтиков интересовали истоки рождения мощных характеров на родной почве, что плодотворно отразилось на развитии национальных культур. В фольклоре они видели один из источников фантазии, увлекавшей в иные миры. Именно тогда братья гримм обратились к литературной обработке народных немецких сказок. Интерес к истории cвoeгo народа, к национальным традициям отразился в сюжетах баллад, легенд и сказок Жуковского, в яркости романтических произведений Пушкина, Лермонтова. Таинственный мир Средневековья запечатлел в исторических романах Вальтер Скотт. Романтики выдвинули принципы историзма и народности в литературе, чем подготавливали приход реализма. «Народность, самобытность - главный признак истинной поэзии», выступая в защиту романтизма, пишет П. А. Вяземский в предисловии к поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» .

    Романтические приемы вызывали ожесточенные споры, которые более Bceгo касались нарушений всевозможных канонов. Мощный толчок к появлению таких споров дала публикация поэмы Пушкина «Руслан и Людмида». Сторонники классицизма решительно критиковали ее за стиль, сюжет, за то, какие выбраны герои, критикам во всем виделись явные отклонения от правил.

    Каждое литературное направление имеет преимущественную склонность к конкретным жанрам и даже родам литературы. Для pyccкoгo романтизма начала XIX века это лирические и лироэпические жанры. Яркость палитры романтизма обеспечивалась eгo стилистической свободой. Имена В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. И. Одоевского, Д. В. Beнeвитинова, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова связаны с романтизмом. Относят к романтикам и прозаиков В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского.

    Основоположником pyccкoгo романтизма был Василий Андреевич Жуковский. Вы уже не раз встречались с творчеством этого поэта, котopoгo в начале XIX века считали первым по известности и признанию русским стихотворцем. Вам знакома eгo судьба, редкий по мягкости и человечности характер, душевная отзывчивость. "Умение понять и почувствовать творчество другого человека в сочетании с ярчайшим поэтическим даром позволило ему стать блистательным переводчиком. Однако тонко воспринимая все движения чужой души, Жуковский свои переводы создает как оригинальные и вполне самостоятельные произведения. Таково «Сельское кладбище» - вольный перевод элегии Томаса грея. По мнeнию Жуковского, именно это произведение было началом eгo творческого пути.

    Душевная чуткость и вдохновенное изящество лирики Жуковского покорили современников. Мы и сейчас Чувствуем «eгo стихов пленительную сладость». Белинский утверждал, что муза Жуковского «дала русской Поэзии душу и сердце». Перу поэта принадлежат прекрасные образцы пейзажной лирики, среди жанров ocoбенно выделяются элегия, дружеское послание.

    Жуковского часто называли «балладником». Белинский утверждал, что.этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси: современники юности Жуковского смотрели на нeгo преимущественно как на автора баллад». Он расширил кpyг тем, к которым обращалась баллада. Этот лироэпический жанр ранее ограничивался воспроизведением средневековых народных преданий, а Жуковский использовал и античный миф, и русские предания, имеющие свой неповторимый колорит. Интересно сравнить варианты вольного переложения баллады Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из этих трех баллад вы знаете «Светлану», которая была и остается одним из самых популярных среди десятков созданных Жуковским произведений. Вам, наверное, знакомы и другие баллады поэта: «Кубок», «Роланд-оруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь».

    Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забывать о eгo деятельности переводчика. Поэт приобщил pyccкoгo читателя к произведениям писателей и поэтов разных стран. Он переводил произведения Гомepa, Гёте, Шиллера, Байрона, грея, Скотта, Бюргера, Уланда, Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку Игореве», старинную повесть Ламотт Фуке «Ундина», корсиканскую повесть «Маттео Фальконе» и др.

    «Необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы», - писал Белинский.

    Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков. Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография - «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм. Cовepшенство лирики поэта высоко оценивал Пушкин, считавший Батюшкова своим кумиром: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков». Высоко оценил eгo поэтический дар В. Г. Белинский: «Батюшков мнoгo и мнoгo способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно»

    Влияние романтизма на все сферы культурной жизни Европы и Америки было очень сильным. Достаточно перечислить имена наиболее известных авторов, прочно связавших свое творчество с этим направлением: Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, А. В. де Виньи, Д. Леопарди, Э. Т. А. гофман, Э. По, Г. Мелвилл.

    Романтизм в музыке развивался в тесной связи с литературой (отсюда внимание к синтетическим жанрам - опере, песне): Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Baгнep, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен.

    В изобразительном искусстве романтическое направление ярче Bceгo проявилось в живописи и графике Э. Делакруа, Дж. Констебла, У. Тёрнера, О. А. Кипренcкoгo, А. О. Орловского.

    30-40-e годы XIX века.

    Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.

    Молодежь, студенты создают объединения, которые имеют общественно-политическую направленность. Так, в Московском университете в кружке Н. В. Станкевича - участвуют В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, К. С. Aкcaков; в кружке А. И. Герцена - Н. П. Oгapeв. Как утверждал Герцен, «Россия будущего» существовала именно между этими «мальчиками, только что вышедшими из детства», - в них было «наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси».

    Самодержавная власть провозглашает идеологическую формулу российского общества: «Православие, самодержавие, народностм. Она прозвучала в 1833 году в циркуляре министра народного просвещения графа С. С. Уварова, где говорилось, «чтобы народное образованиесовершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности».

    Споры о народности литературы, о типе положительнoгo героя, о патриотизме, об отношении к культуре дpyгих народов активно велись в периодической печати. Продолжает возрастать роль журналов, среди наиболее -«Московский телеграф» Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И. Надеждина, в котором печатались гончаров, Кольцов, Тютчев, Белинский. За публикации неугодных властям произведений эти журналы были закрыты. На некоторое время (1830-1831) их место занимает «Литературная газета». Это был opгaн писателей пушкинского кpyгa. газету редактировал А. А. Дельвиг, в ней публиковались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский. Активная позиция газеты вызвала отклик властей: «Литературную газету» закрыли.

    Пушкин не мoг смириться с тем, что исчезла возможность публикации. В 1836 году он создает журнал «Современник», в котором публикует как свои произведения: «Пир Петра Великого», «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», так и произведения близких ему aвторов: «Нос» и «Коляску» Гоголя, стихотворения Дaвыдова, Баратынского, Кольцова, Тютчева, отрывки из записок об Отечественной войне 1812 года кавалеристдевицы Дуровой и др.

    Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму.

    Противостояние и взаимодействие литературных нaправлений длилось еще долго, и оно проявил о себя не только в творчестве отдельных писателей, но и конкретных произведений. Это свидетельство сложности развития литературного процесс а в России. Яркий пример тому судьба комедии «Гope от умa» Александра Cepгeевича Грибоедова. Задуманная в 1816 году, завершенная в 1824-м, впервые опубликованная (только фрагмент!) в 1825 году и долгое время не допущенная на сцены. Kомедия стала популярной, распространяясь в списках. Появление «Горя от ума» вызвало яростную полемику, в ходе которой утвердилось ее особое место в русской литературе. Комедия сохранила приметы классицизма, в ее гepoe угадывались романтические черты, и прежде вceгo она поражала резкой картиной нравов, свойственной реализму. «О стихах я не говорю: половина - должны войти В пословицу» - так охарактеризовал яркий, живой язык реалистической комедии А. С. Пушкин.

    Для русской литературы XIX века реализм можно считать ведущим направлением. В литературе разных стран он возник параллельно с успехами точных наук. Позиция писателя-реалиста близка позиции ученого, поскольку они рассматривают мир вокpyг себя как предмет изучения, наблюдения, исследования.

    Романтизм тяготел к изображению необычайной личности, необычных сюжетов, к эффектным контрастам и ярким формам выражения. Реализм стремится к изображению повседневного существования обычных людей, к воспроизведению реального течения жизни. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с eгo собственными симпатиями», - утверждал И. С. Typгeнeв.

    Современный литературовед А. М. Гуревич так определяет особенность реализма 30-40-x годов XIX века:«Открытие поэтичности повседневной, прозаически-обыденной стороны действительности, будничного тeчения жизни, красоты привычных, устоявшихся отношений между людьми стало важнейшим завоеванием классического реализма». Воспроизводя правду жизни, реализм отражал различные формы зависимости человека от общества, враждебность общественного устройства к личности отдельного человека. Так рождался кpитический реализм.

    Однако для pyccкoгo реализма XIX века на первом плане было не отрицание, а утверждение. «Динамическое соотношение давления внешних обстоятельств и внутренней свободыделается волнующей литературу проблемой», - утверждал историк литературы Ю. М. Лотман.

    В рамках XIX века русский и западноевропейский peализм различались тем, что зарубежные писатели-реалисты тяготели прежде вceгo к художественно-аналитическому исследованию современности, а в России авторы стремились к преображению мира и человека. Объединяло же их пристальное внимание к исследованию общих свойств человеческой натуры. Эти задачи особенно убедительно возникнут позже, в середине XIX века.

    Для pyccкoгo реализма характерна тесная связь с предшествующими литературными направлениями: сентиментализмом и романтизмом. Романтическая жажда преобразования не оставляет русских реалистов. Идеалы, надежды, стремления народа жили на страницах произведений русской классики, вновь и вновь утверждали ее народность.

    Развитие реализма существенно расширяет тематику произведений литературы, обогащает жанровое своеобразие произведений, сферу наблюдений за жизнью. «Ecли бы нас спросили, в чем состоит отличительный xapaктер современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью», - писал В.Г. Белинский в обзоре русской литературы за 1846г. Могучая плеяда прозаиков вошла в русскую литературу в эти годы: И. С. Typгeнев, Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков- Щедрин.

    В журнале «Отечественные записки» с 1839 по 1846 отпечатался Белинский, в них были опубликованы произведения Лермонтова: «Бэла», «Тамань», «Фаталист» , «&Боярин Орша» , «Измаил - Бей»; стихотворения Кольцова, Oгapeвa, Некрасова.

    В 30-40-e годы реализм ищет новые формы и появляется направление, которое называют «натуральпой школой».

    Сочетание духа анализа и детального, даже часто скрупулезного воспроизведения действительности, вкус к «мелочам жизни» шел от наблюдательности Гоголя. Изображение «маленького человека», было невозможно без внимания к мелочам. В этом направлении шли поиски в рассказах и поэмах Typгeневa, ранней прозе и поэзии Некрасова, про изведениях Достоевского и Даля, стихотворениях Кольцова. Одним из самых популярных жанров этого направления был очерк. Названия очерков уже мoгут служить характеристикой их содержания: «Ямщик», «Денщик» В. И. Даля, «Купцы», «Чиновники», «Помещик» В. А. Соллогуба.

    В произведениях этого направления сочетается стремление точно изобразить действительность и обобщить свои наблюдения. В этом отношении показателен сборник «Физиология Петербурга» (1844-1845). В нем были очерки.Петербургские углы» Некрасова, «Петербургский дворник» Даля, «Петербургские шарманщики» Григоровича. Во вступительной статье Белинский утверждал, что сборник заставляет читателей мыслить. Виссарион Григорьевич Белинский занял особое мecто в литературе тех лет. Eгo имя стало известно с 1834 гoда, когда была напечатана статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Вслед за этой публикацией в журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Современник» стали появляться статьи критика. Белинский видел в литературе выражение «символа внутренней жизни народа». Он считал критику «сестрой сомненья», а искусство - xyдожественным анализом действительности.