Сочинение по произведению не стреляйте в белых лебедей. Не стреляйте в белых лебедей. Аргументы к сочинению

Анализ "Не стреляйте в белых лебедей" Бориса Васильева Борис Васильев стал выразителем православной морали в советской литературе. Свою позицию он выражал не декларативно, а так, как делали это святые отцы в своих притчах. Примеры нестяжательского отношения к жизни героев этого русского писателя не назидательно-морализаторские – даже положительные персонажи отнюдь не идеальны. Но несут в себе они образ жизни праведный. К этой мысли приводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - одно из произведений, иллюстрирующих православную идею в творчестве Васильева. Об авторе Родился писатель земли Русской в Смоленске, в 1924 году. Родители его были дворянами, отец – офицер, служивший в Царской, а затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на фронт, служил в истребительном батальоне, затем в десантных войсках. После контузии учился в военной академии, испытывал новые образцы бронетехники. В 1954 году он понял, что призвание его – литература, уволился из армии и стал писать, сначала только сценарии. Спектакль «Офицер» - первая проба пера - оказался слишком смелым для своего времени и был запрещен. Впрочем, нравы были не такими жестокими, как еще совсем недавно: автору-фронтовику оставили шанс. После художественных фильмов «Очередной рейс» и «Длинный день» была долгая, почти десятилетняя пауза, а затем картина «Офицеры» покорила сердца зрителей. Любят ее и сегодня. Время длительного творческого простоя было тяжелым, писатель подрабатывал, чем мог (сценарии КВНов, киножурналов и т. п.), но никогда не халтурил и был верен своим жизненным принципам. Наиболее яркими страницами его военной прозы стала пьеса «А зори здесь тихие…». Мирной жизни посвящена повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Анализ произведения говорит о единой идеологической линии, пронзающей все творчество этого замечательного автора. Главный герой Егор Полушкин по характеру романтик. В деревне, с ее практичным бытом, это светлое свойство характера не ценится. Кажется, что именно о противоречии утилитарности и иррационального стремления к красоте написал свое произведение Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ более подробный, однако, наводит на мысль о более глубинной художественной цели автора. Егор не просто романтик – он противится стяжательству. Ему претит заработок любой ценой, и это проявляется во всех его поступках. Таких, возможно, часто считают бестолковыми, но на деле этот человек не может делать работу, не вкладывая в нее всю свою душу. Анализ повести «Не стреляйте в белых лебедей» прямо указывает, что перед нами – талантливый человек, отличающийся от окружающих стремлением к творчеству. Приоритетность самовыражения перед выгодой для Егора вполне естественна, потому он и выглядит человеком «не от мира сего». За что бы он ни взялся, все старается сделать по-своему, нестандартно и красиво. Вместо утвержденных номеров на лодках – зверюшки и цветы. Теперь каждое плавсредство можно отличить, но начальству такой способ маркировки не нравится, и все картинки приказано закрасить. Егора зовут «Бедоносцем», у него и в самом деле неприятностей хватает. Родня Егора Жену Полушкина зовут необычно – Харитиной (таким именем ее нарекли при крещении). Все бы ничего, если бы не необходимость в обиходном общении пользоваться сокращенной формой. Недобрые соседи зовут ее Харей, а сестра предпочитает употреблять к ней псевдозаграничное «Тина». Женщина она неплохая, но мужа не понимает и даже решается с ним расстаться. Впрочем, позже она осознает, с каким человеком живет рядом. Сестра, Марьица, была инициатором переезда семьи Полушкина в поселок, где ее муж получил завидное место лесника. Федор Ипатович Бурьянов – важный человек, от него зависит распределение древесины, и о своих интересах он не забывает. Образ стяжателя вывел в его лице Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ его личности приводит к удручающему выводу о том, что такое понятие, как совесть, ему неведомо. Он нещадно эксплуатирует свояка: тот строит для него крепкий дом, получив взамен избу-развалюху. Лес украден «большим начальником». Сыновья У Полушкина растет сын Коля, к которому подходит определение «чистоглазый». Парень похож на отца, но ранимей его, в нем сильно развито чувство эмпатии. Мальчик проявляет творческие наклонности: он пишет стихи, которые отец использует для ненавязчивой агитации за бережное отношение к природе. Полный антипод ему – «наследник» Бурьянова Вовка, никогда не страдающий от сопереживания, стремящийся урвать свою выгоду и часто плачущий от нанесенных ему обид, реальных и мнимых. Анализ романа «Не стреляйте в белых лебедей», с точки зрения преемственности поколений, однозначен, «конфликта отцов и детей» не предвидится. Впрочем, он возникает у Кольки и Егора, но обусловлен тем, что главный герой однажды выпил лишку и повел себя недостойно. Сын настолько честен, что не боится высказать свой взгляд на ситуацию, за что получает по шее. Вовка на такой поступок, очевидно, не способен. Он очень предприимчив и даже - небезуспешно - пытается торговать щенком, которого собирался утопить. Коллеги и начальники Полушкин окружен людьми чужими, не понимающими его и ничтожными – на мысль об этом наводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - повесть о борьбе хитрости с мудростью, стяжательства с бескорыстием, тупой практичности со стремлением к прекрасному. Помимо упомянутого плутоватого Бурьянова, в сюжете присутствуют Филя и Черепок - «друзьяки»-шабашники, они охотно пьют с главным героем, но столь же живо ополчаются на него, когда Егор, движимый состраданием, препятствует грабительским условиям, выставленным сельской учительнице за ремонт ее небогатого жилища. Сазанов, служивший начальником лодочной станции, относится к Полушкину терпимо, но до определенного предела, пока тот не переходит границ, сформированных в его разуме «жизненной усталостью». Иными словами, человек он недалекий. Конфликт Без конфликта нет сюжета, и, конечно же, он возник, остается лишь провести его анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - таково название повести, и не ради красного словца упомянуты в нем прекрасные белые птицы. Они стали символом поруганного добра, которое хотел принести людям главный герой. Чтобы вернуть Лебяжьему озеру его красивых обитателей, он покупает птиц. Его противникам, даже, скорее, врагам, не приходит в голову лучшего им применения, кроме как гастрономического. Они глушат рыбу, убивают лебедей и не останавливаются перед устранением столь ничтожной, по их мнению преграды, как «какой-то там» Полушкин. Эта «бульдозерная» психология находит выражение и в предыдущем конфликте, вспыхнувшем из-за сожженного муравейника, во время которого Егор повел себя недостойно. Надежда Есть еще два важных персонажа, которых вывел в своей повести Б. Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ образов Юрия Петровича Чувалова и сельской учительницы Нонны Юрьевны говорит о высокой порядочности обоих героев. Каждый из них честно занимается своим делом, они встречаются, и между ними завязываются серьезные отношения. Они развиваются не без проблем, но в конке концов все оканчивается благополучно. Характерно, что и у Юрия, и у Нонны складывается дружба с Егором. Он служит как бы пробным камнем, хотя сам парень к конфронтации не склонен, а, напротив, проявляет воистину христианское смирение в своем противодействии злу. Образы двух молодых людей, живущих в гармонии с собственными душами и окружающим миром, создают радостный фон, без которого финал произведения выглядел бы слишком пессимистично. Финал Егор опять поступил нерационально, вступив в конфликт и пойдя в одиночку против пьяных и жестоких браконьеров (он не был способен на какой-либо ситуационный анализ). «Не стреляйте в белых лебедей» - титул-призыв, с которым автор обращается ко всем людям, предостерегая их от жестокости. За свою любовь к прекрасному главный герой заплатил жизнью. Перед смертью, на больничной койке, он прощает Федора Ипатовича, нелепо пришедшего к нему «мириться» с бутылкой французского дорогого коньяка. Следователю своих убийц он по доброте душевной не выдал. Мстительности нет в характере Полушкина. Показателен образ Фили, который ходит на его могилу и ухаживает за ней. Будет ли озеро снова Лебединым? Остался на земле сын Колька, любящий все живое и прекрасное. На него вся надежда.

Доброго времени суток. Нужна сравнительная характеристика героев романа: П. П. Кирсанов и Е. Базаров

1.) Портретная характеристика (использование текста)
2.) Социальное происхождение (использование текста)
3.) Образование (использование текста)
4.) Языковые особенности (использование текста)
5.) Жизненные интересы (использование текста)
6.) Отношение к крестьянству, к земельным вопросам, к жизненным и политическим примерам (использование текста + собственные выводы)
7.) Отношение к любви, дружбе (использование текста + собственные выводы)
8.) Отношение автора к героям романа (использование текста + собственные выводы)
9.) Ваше отношение к героям романа (собственные выводы)
Буду очень благодарен и признателен за полные ответы! :)

Помогите кто чем сможет

I Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?

В романе «Не стреляйте в белых лебедей» герои, самые обычные люди, показывают пример извечной борьбы со злом. Главный герой, непутевый русский мужик, погибает в схватке с врагами, но до конца жизни остается настоящим человеком. У него остается сын, вобравший в себя все хорошие качества отца, и хочется верить, что он станет достойным продолжателем праведной борьбы с недостатками, мешающими построить счастливое будущее. В число главных героев «Не стреляйте в белых лебедей», с уверенностью можно включить и живую природу, сыгравшую свою немаловажную роль в жизни людей.

Характеристика героев «Не стреляйте в белых лебедей»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Харитина Макаровна

Жена Полушкина. Всю жизнь приходится страдать от своего имени, которым ее назвали. Хорошая, добрая женщина, но не разделяет взглядов своего мужа, мучается от его «неумения жить, как люди», от бесхитростности и неприспособленности бестолкового супруга. В какое-то время она даже хочет уйти от него, и лишь позже понимает, какой великой души человек ее муж.

Колька

Сын Егора. Хороший, отзывчивый мальчик, характером удался в отца. Легкоранимый мальчик, любит природу и разную живность, полностью поддерживает отца, помогает ему во всем. Глубоко развито чувство сострадания. Написал стихи, которые Полушкин развешал в лесу вместо скучных безжизненных плакатов.

Федор Ипатович Бурьянов

Лесник, имеет вес в поселке, так как занимается распределением леса. Человек без совести, жадный и корыстный. Использует свое служебное положение в личных целях. Также использует своего свояка Егора. Готов на все ради наживы. Участвует в его убийстве, пытаясь уйти от ответственности, хочет его подкупить.

Марья Бурьянова

Жена Бурьянова, сестра Харитины. Два сапога пара со своим мужем. Уговорила Полушкиных переехать в поселок, преследуя корыстную цель, чтобы Егор «по-родственному» построил им новый дом. Считает себя прогрессивной женщиной.

Вовка

Сын Бурьяновых, полная противоположность Кольке. Весь в родителей, такой же жадный и завистливый, хитрый и изворотливый. Лживый и хвастливый. Любит действовать исподтишка. Как и отец, стремится во всем найти выгоду, издевается над животными.

Нонна Юрьевна

Учительница сельской школы. Справедливая, умная и порядочная молодая женщина. Ценительница прекрасного, находит понимание с Полушкиным. Влюблена в Чувалова. Узнав из его рассказа о том, что он женат, уезжает в Ленинград, чувствуя себя обманутой.

Юрий Петрович Чувалов

Новый лесничий поселка. Решительный, честный и справедливый. Относится к своей работе с большой ответственностью. Хорошо разбирается в людях, ценит Егора за отличную работу и творческий подход к делу. Узаконивает завязавшиеся отношения с молодой учительницей.

Филя и Черпак

Никчемные люди, шабашники. Шабашат и выпивают вместе с Полушкиным, но это не мешает им принять участие в убийстве Егора. Только после смерти товарища в Филе просыпается совесть, и к нему приходит раскаяние, он ухаживает за его могилой.

Это была краткая характеристика персонажей романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», дающая возможность глубже понять внутреннюю сущность каждого из героев.

Тест по произведению

Борис Львович Васильев

«Не стреляйте в белых лебедей»

Все жители посёлка звали Егора Полушкина бедоносцем. Куда исчезли две первые буквы — не помнил уже никто. Даже жена Полушкина, Харитина называла мужа «нелюдью заморской» и «чёртовым бедоносцем». Родом Харитина была с Заонеежья, и обиды ее начались с раннего детства, когда пьяный поп дал ей это невозможное имя. Родная сестра называла ее Тиной, а добрые соседушки — Харей. Сестра Марьица и переманила Полушкиных в этот посёлок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Когда-то вокруг посёлка шумели бескрайние леса. За несколько десятилетий их вырубили. Спохватились, когда осталась одна-единственная роща у Чёрного озера. Ее признали «заповедной» и приставили лесника — мужа Марьицы и двоюродного брата Полушкина, Федора Ипатовича Бурьянова. Стал Бурьянов самым богатым и уважаемым человеком в посёлке.

Дом у Бурьяновых — пятистенные хоромы, срубленные золотыми руками Полушкина. Когда Егор с женой и детьми — сыном Николаем и дочерью Ольгой, переехал в посёлок. Бурьянов отдал двоюродному брату свою старую, неказистую избушку, откуда вывез даже полы и бревна из погреба. Взамен Егор построил Федору Ипатовичу добротную пятистенку, петушка на крышу искусно вырезал.

Сын Полушкинна, Колька, «чистоглазый мужичок», весь в отца пошёл. Паренёк был сметливый, терпеливый, но очень чистый и доверчивый. Плакал он редко, и не из-за обиды или боли, а только по причине жалости и сочувствия к другим. И сильнее всего Колька обижался, когда его отца бедоносцем звали. А вот Вовка, сын Бурьянова, обижался часто и сильно, и ревел только из-за собственных обид.

В родном колхозе Егор Полушкин был на хорошем счету, а вот на новом месте не заладилось. Все беды Полушкина — от того, что не умел он работать без души. Первые два месяца, когда Егор Федору Ипатовичу дом строил от зари до зари, работалось в радость, «как сердце велело». Знал хитрый Бурьянов, что мастера торопить — себе дороже. Потом взяли Полушккина в плотницкую строительную бригаду — и началась бесконечная чёрная полоса. Не умел Егор, искусный плотник, работать на скорую руку. Делал все не торопясь, как «для себя», и срывал строительной бригаде план.

Перебрав все строительные бригады посёлка, Полушкин попал в разнорабочие, но здесь тоже долго не задержался. Однажды, в тёплый майский день, поручили Полушккину копать траншею под канализационную трубу. Работалось Егору радостно. Траншея получалась прямой, как стрела, пока на ее пути не встретился муравейник. Пожалел Полушкин трудолюбивых мурашек, пустил траншею в обход, только неё сообразил, что кривых канализационных труб не бывает. Случай этот стал известен всему посёлку, и окончательно укрепил за Полушкиным репутацию бедоносца. Колька же стал приходить из школы весь в синяках.

Следующим местом работы Егора стала лодочная станция. Стояла она у небольшого озера, которое появилось на месте запруженной речки. Станция обслуживала туристов, потянувшихся в этот оживший уголок не только из районного центра, но и из самой Москвы. Золотые руки Егора пришлись здесь кстати. Начальник лодочной станции, «пожилой, сильно от жизни уставший» мужик Яков Прокопыч Сазанов, остался доволен Егоровой работой и старанием, да и самому Полушкину работа пришлась по душе.

А Федора Ипатовича Бурьянова тем временем вызвал новый лесничий и потребовал с него все акты на порубку леса. А какие акты, когда у Бурьянова новая изба-пятистенка на весь посёлок светится.

Егор же старался на новой работе, как мог. Только раз рассердил он своего начальника — вместо положенных «по уставу» чёрных номеров нарисовал на носу каждой лодки весёлую, яркую зверушку или цветок. Увидев Егоровы «художества», Яков Прокопыч осердился и велел это безобразие закрасить. Настоящая беда, однако, ждать себя не заставила. Прибыла на лодочную станцию первая в этом году группа туристов — «трое мужиков, да с ними две бабёночки». Выделил Сазанов Полушкину ценную моторную лодку и велел перевезти туристов через реку. Егор взял с собой Кольку, на подмогу. Туристов перевезли, место для лагеря выбрали, да вот беда: рядом оказался огромный муравейник. Егор предложил на другую полянку лагерь перенести, но один из туристов заявил, что муравьи им не помеха, а «человек — царь природы», облил муравейник бензином и поджёг.

После расстелили туристы скатерть, снедь выложили, стали Егора с Колькой угощать. Хоть угощение Полушкины и приняли, перед глазами у них все равно стояли горящие муравьи. Никогда Полушкин спиртным не злоупотреблял, а сейчас принял сверх меры, плясать начал, падать. Туристы забавлялись, подзуживали. Стыдно стало Кольке за отца. Попытался он остановить Егора, и Полушкин впервые поднял на сына руку. Колька убежал, а Егор поплёлся к берегу. Начал мотор в лодке заводить, да не завёл, перевернул только. Так, перевёрнутую, и поволок за верёвку вдоль берега.

Федор Ипатович пребывал в озабоченности и смятении: требовал новый лесничий Юрий Петрович Чувалов заплатить за бревна, что на дом пошли. Деньги у Бурьянова были, а вот сил с ними расстаться не было.

Егор же лодку к станции притащил пустую — ни весел, ни мотора. Пришёл он в себя только через два дня и кинулся искать, да только напрасно. Сгинуло все: и мотор, и бачек и уключины, и туристы. Колька из дома ушёл, несколько дней у учительницы Нонны Юрьевны жил. За потерянное добро пришлось заплатить Полушкину триста рублей — деньги для него невиданные. Бурьянов денег не одолжил, пришлось поросёнка резать и в город на продажу везти. А с туристов тех Бурьянов «деньгу слупил». На поиски Кольки Вовку отправили. Тот к туристам забрёл и узнал не только про «показательные выступления» Егора, но и про то, что рыбалка у них не идёт. Вот и отвёз их Бурьянов за 30 рублей на Чёрное озеро, в заповедную зону.

В городе Полушкина обманули, и за поросёнка он выручил только 200 рублей. А тут на заготконторе объявление вывесили: областные заготовители покупают у населения мочёное липовое лыко и платят 50 копеек за килограмм. Пока Полушкин раздумывал и у Федора Ипатовича разрешение брал, сам Бурьянов времени не терял. Придя через несколько дней в лес, увидел Полушкин начисто ободранную и погубленную липовую рощу.

Харитина Полушкина все это время ходила по инстанциям и выбила-таки ясли для дочки и работу для себя. Стала работать судомойкой в столовой. Егор же после неудачи с лыком махнул на себя рукой и запил. Появились дружки, Черепок да Филя, научили Полушкина шабашить, людей обманывать и деньги из дома уносить.

На одной из таких шабашек и встретился Полушкин и Нонной Юрьевной. Колькина учительница была родом из Ленинграда. В этот глухой посёлок она попала после окончания института. Жила здесь Нонна Юрьевна как серая мышка, но слухи о молодой и незамужней учительнице все равно поползли — распространяла их хозяйка, у которой жила учительница. Тогда Нонна Юрьевна проявила настойчивость и выбила себе отдельное жилье — избушку-развалюшку с дырявой крышей. На починку этой крыши и наняла Нонна трёх шабашников, Полушкина, черепка и Филю. Не стал Егор учительницу обманывать. А деньги, которых на ремонт не хватало, Харитина дала.

Новый лесничий Юрий Петрович Чувалов, как и учительница Нонна Юрьевна, был родом из Ленинграда. Родители его умерли через год после победы, и маленького Юру вырастила соседка. Узнал об этом Чувалов только в 16 лет, но вырастившая его женщина так и осталась для Юрия Петровича матерью. Конечно, всего этого Федор Ипатович не знал, когда ехал в областной центр сдавать лесничему справку об оплате леса, который пошёл на постройку Бурьяновской пятистенки. Вот только справки этой оказалось мало. Юрию Петровичу требовалось разрешение на порубку строевого соснового леса. Напрасно Федор Ипатович юлил и выкручивался — Чувалов был непреклонен, а папочку с Бурьяновскими справочками у себя оставил.

Папку эту Чувалов никому отдавать не собирался, просто «не мог отказать себе в удовольствии оставить Федора Ипатовича со страхом наедине». Однако навестить этот дальний уголок своего хозяйства Юрий Петрович все же собрался, благо был повод: передать местной учительнице посылку от матери.

В жизни Полушкина снова началась «быстрая полоса». Помогал он Нонне Юрьевне от чистого сердца и «строительными» проблемами ее не беспокоил. Все сам решал. Колька отцу помогал, хотя все его мысли были об Оле Кузиной и о щенке. В одноклассницу Олю Колька был влюблён, да только сама Кузина смотрела исключительно на его двоюродного брата Вовку. А щенка Колька выменял у Вовки на новый компас, спас, когда Бурьянов-младший решил животину утопить. Теперь щенок жил у Бурьяновых, и кормил его Вовка через день, но Кольке не отдавал, «настоящую цену» требовал.

В самый разгар этой бурной деятельности и явился в дом Нонны Юрьевны новый лесничий. Узнав, что чувалов собирается на Чёрное озеро, Нонна Юрьевна посоветовала взять в проводники Егора. Взял Юрий Петрович на Чёрное озеро не только Егора с Колькой, но и саму Нонну Юрьевну. Кольке лесничий особое поручение дал: записывать в тетрадку всю встреченную по дороге живность. По пути Нонна Юрьевна, городская жительница, умудрилась потеряться, но к Чёрному Озеру все дошли в целости и сохранности. Юрий Петрович рассказал, что раньше это озеро называлось Лебяжьим.

У озера обнаружили старый лагерь туристов и Чувалов распорядился вытесать новый столб, отмечающий заповедное место. Только не над столбом работал Егор, когда все разошлись. Увидел он как-то поутру Нонну, купающуюся в озере, и вырезал из кривого ствола фигуру обнажённой женщины. Вырезал — и испугался: отругает его лесничий на несанкционированные художества. Однако ругаться Чувалов не стал — фигура оказалась настоящим произведением искусства.

Федор Ипатович тем временем узнал, что Егор лесничего на Чёрное озеро повёл, и затаил злобу — решил, что Полушкин на его место метит. Два дна Бурьянов хмурился, «думы свои чугунные ворочал», а потом заулыбался злобно. Ну, а Егор был счастлив. Ещё никто и никогда не разговаривал с ним так уважительно, Егором Савельичем не величал и художества его в серьёз не принимал. Кольке тоже повезло: подарил ему Чувалов настоящий спиннинг.

После этого похода Чувалов понял, что никто не присмотрит за заповедной зоной лучше Полушкина. Так и стал Егор лесником вместо Бурьянова. Полушкин взялся за дело рьяно. Лес почистил, а вместо «запрещающих» табличек развесил по заповеднику щиты со стихами «о порядке» Колькиного сочинения. Прогнал Егор из леса и Филю с Черепом, который незаконно валили лес.

А Нонна Юрьевна тем временем собралась в областной центр — подрядилась купить глобус, карты и спортивный инвентарь для школы. Приехав в город, она позвонила Юрию Петровичу, который пригласил ее на обед. Нонна обнаружила, «что в ней до сего времени мирно уживались два совершенно противоположных существа» — взрослая, уверенная в себе женщина, и трусливая девчонка. Именно женщина провела с Чуваловым ночь, а после Юрий Петрович признался, что женат. Женитьба Чувалова была странной. Когда он работал в алтайском лесничестве, к нему из Москвы приехала молоденькая практикантка Марина. Проведя с ней ночь, Юрий немедленно женился, а через три дня молодая жена укатила в Москву. Через два месяца Марина сообщила, что «потеряла» паспорт со штампом о браке и получила новый, чистенький. Свой паспорт Чувалов терять не стал, а постарался забыть об этой истории. Несколько лет спустя Юрий узнал, что Марина родила, но его ли это ребёнок — не сказала. Нонне он не успел ничего объяснить — услышав о браке, она оделась и ушла. Прибыв в посёлок через несколько дней, Чувалов узнал что Нонна уехала в Ленинград.

В посёлок Чувалов приехал не просто так — привёз начальника, которому очень понравились Колькины сочинения. Тогда же Чувалов и рассказал Полушкину «историю своей семейной жизни». Через неделю пришёл вызов из Москвы — Егора Полушкина приглашали на Всесоюзное совещание работников лесного хозяйства. У Бурьянова же дела шли совсем не важно — им заинтересовался угрозыск.

В Москву Егор ехал через областной центр, но Юрия Петровича там не застал — о уехал в Ленинград. В столице Полушкин «участвовал в прениях» и посетил зоопарк. Приехал он в Москву с деньгами чуть ли не всех жителей посёлка и списком «заказов», но, оказавшись в зоопарке, про список забыл и купил две пары живых лебедей. Хотел Полушкин, чтобы озеро снова Лебяжьим стало. А ещё Полушкин нашёл Марину, жену Юрия Петровича, и узнал, что у той давно уже другая семья.

Лебедей Полушкин устроил в домике у Чёрного Озера, а по бокам домика ещё двух птиц поставил из светлого дерева. Юрий Петрович из Ленинграда вернулся один. Нонна отказалась возвращаться, и Полушкин уже подумывал: а не податься ли ему в Ленинград?

Та ночь, когда Полушкин услыхал странный шум в своём лесу, «на диво разбойной была». Накануне у поселкового магазина Колька встретил того самого туриста, что муравейник поджёг, с полной авоськой водки. Вот поэтому и гнал Егор свою лошадку через ночной, осенний и мокрый лес, даже Харитина не удержала. Взрывы доносились с Чёрного Озера — там глушили рыбу. Выбежав на свет, к костру, Егор увидел над огнём котелок, из которого выглядывали лебединые лапы. Остальные лебеди, уже ощипанные, лежали возле костра, а в огне сгорал пятый лебедь, деревянный. Браконьеров этих на озеро привели Филя с Черепом, они же его и били, а кто-то третий собаку науськивал. Нашли Егора к вечеру следующего дня. Он полз к дому, а за ним от самого озера тянулся кровавый след.

В больнице Полушкина допрашивал следователь, но тех, кого узнал, Егор не выдал. А узнал он не только бывших дружков, но и Федора Ипатовича. Бурьянов в больницу пришёл прощения просить, принёс бутылку дорогого коньяка. Егор простил, а коньяка не захотел, и горьким показался Федору Ипатовичу дорогой французский напиток. Закрыл Полушкин глаза и «перешагнул боль, печаль и тоску», а после поскакал на коне «туда, где идёт нескончаемый бой и где чёрная тварь, извиваясь, все ещё изрыгивает зло». А Колька отдал Вовке спиннинг за щенка.

От автора

Попадая в лес, автор каждый раз вспоминает о Егоре и о тех, кто его знал. «Черепок попал под указ», а Филя по-прежнему пьёт и шабашит. Каждую весну он красит жестяной обелиск на могиле Полушкина. У Федора Ипатовича отобрали дом, и он уехал со всем семейством. На Чёрном Озере — другой лесник, поэтому Колька не любит туда ходить. Юрий Петровис Чувалов получил квартиру и женился на беременной Нонне Юрьевне. Почти всю самую большую комнату квартиры Чуваловых занимает вырезанная Егором фигура женщины. А Лебединым Чёрное озеро так и не стало, «должно быть, теперь уж до Кольки».

Главный герой повести житель посёлка при деревоперерабатывающей фабрике - Егор Полушкин. Мужчина средних лет, с золотыми руками плотника, но очень не везучий по жизни. Егор вместе с женой Харитоной, сыном Колькой и дочерью Ольгой переехал в посёлок недавно, но ему уже придумали прозвище – Бедоносец. Жил Полушкин небогато, в старой избе двоюродного брата Федора Ипатовича Бурьянова.

Взамен на жилье, брат потребовал от Егора построить ему новую деревянную избу. Бедоносец первые месяцы работал исправно и с душой, но узнав, что лес для строительства Фёдор без разрешения вырубил в заповеднике, опустил руки. Но дом всё равно получился как на картинке, и Егора позвали работать в строительной бригаде, но на новом месте Полушкин не задержался из-за жалоб начальства. А жаловались на него за то, что очень медленно работал и срывал сроки сдачи объектов. После этого, Егор пытался заработать роя траншеи, но однажды произошёл случай, после чего и это дело ему не доверяли. А случай был такой: Егор копал траншею для канализационной тубы, но на пути попался муравейник, и мужчина, пожалев насекомых, выкопал ров вокруг него. Вся деревня стала смеяться над Бедоносцем, а сын стал часто приходить домой в синяках. В это время в заповеднике появляется новый лесничий, Юрий Петрович Чувалов, и требует от Бурьянова оплаты за вырубленный лес.

Через некоторое время Полушкин смог устроиться на лодочную станцию. Станция принимала туристов и устраивала экскурсии по заповеднику. Работа Егору нравилась, и начальник Яков Прокопыч Сазанов, был хорошим человеком. Но однажды, из Москвы приехали туристы, и Яков Прокопыч попросил Егора показать им поляну на противоположном берегу. По прибытию на место, один из туристов поджёг мешавший им муравейник. Егор не смог выдержать этого зрелища и сильно напился на глазах у сына. Как добирался домой, Полушкин не помнил, но по дороге потеря мотор и вёсла от лодки. За потерянное имущество пришлось заплатить Бедоносцу целых триста рублей. Колька же очень обиделся на отца, и несколько дней жил у своей учительницы Нонной Юрьевной.

Полушкин запил. Чтобы заработать на жизнь ходил на шабашки. Одной из таких подработок стал ремонт дома Нонны Юрьевны. Работу выполнял добросовестно, старался как для себя. Однажды в дом к учительницы заглянул лесничий и пригласил её, Кольку и Егора на Чёрное Озёра. На озере, Чувалов рассказал историю о том, что здесь, когда то жили лебеди.

После этого похода Юрий Петрович понял, что лучше Полушкина за заповедником никто не присмотрит. Так и стал Егор лесником вместо Бурьянова. Работа мужчине нравилась, и за особые заслуги его даже пригласили в Москву на съезд лесников. По дороге домой Егор купил пару лебедей, и решил возродить Чёрное озеро.

Однажды ночью Полушкин услышал звуки выстрелов со стороны озера. Приехав на место, он увидел страшную картину: московские туристы жарили его лебедей. За попытку заступиться, лесник был жестоко избит и вскоре умер в больнице. Роман Чувалова и Нонны Юрьевны закончился свадьбой. Сын Полушкина, Колька, больше никогда не возвращался на озеро.

Данная работа адресована школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 11 классе в формате ЕГЭ .

Предложенный материал поможет выпускникам в написании части С, а именно: в подборе аргументов. Кроме того, ученик увидит, что проблемы, поднятые авторами текстов, могут быть разными, а для выражения своего мнения по ним может послужить аргумент, взятый из одного и того же произведения (повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», стихотворение А.С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…»).

Помимо того, рассмотрены такие произведения, как: роман М.Шолохова «Поднятая целина», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.

1. Проблема бережного отношения к природе: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» изображены разные люди: бережливые хозяева природы и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, – те же герои, что и в повести Б.Васильева. Они вырубают деревья, чтобы не мешали строительству гаражей; вытаптывают газоны, чтобы сократить путь; не соблюдают чистоту в городских парках, окрестных лесах, а тем самым губят природу и поступками обнажают свою «нравственную геологию». И только такие, как Егор, каждую весну и осень приумножают зеленые насаждения, преображают парки, сохраняют леса.

2. Проблема счастья, смысла жизни: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): Проблема счастья и смысла жизни раскрывается на примере образа героя Егора Полушкина в повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Счастье и смысл жизни Егора – охранять природу для людей. Он говорил: «Я хочу, чтоб ласково всем было, вот». С какой любовью он наблюдал за парой белых лебедей на Черном озере, которых купил в областном городе! Он хотел, «чтоб озеро обратно Лебяжьим звали», как когда-то. Он «поступал не по соображениям ума, а так, как велела ему совесть». Совесть велела ему жить для людей и охранять природу тоже для людей. Аргумент из жизни: Замечательно, что Егоры Полушкины живут и в нашей обычной жизни: содержат питомники для бездомных животных, по собственной инициативе благоустраивают детские площадки, возделывают цветочные клумбы возле домов. Делают не для себя, а для других и от этого чувствуют себя счастливыми!

3. Проблема бездуховности, равнодушия, жестокости : Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы». Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, не раз приходится сталкиваться и с бездуховностью, и равнодушием, и жестокостью как по отношению к природе, так и по отношению к людям. Все это ведет к страшным последствиям: гибнет природа, растет число детских домов, увеличивается процент преступности в стране. Страшно…

4. Проблема места и роли прекрасного в жизни человека: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Данная проблема рассматривается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов – ценитель природы, искусства и литературы. С интересом он слушал «кипучие речи» Евгения Базарова, но не мог понять, как можно « отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе?..» Нельзя отрицать то, что делает нашу жизнь красивее. Аргумент из жизни: Среди моего поколения есть те, кто заменил книги компьютером, не знает, например, имени художника, написавшего картину «Грачи прилетели», к природе относится потребительски… Их жизнь, на мой взгляд, неинтересна, бедна, а сами они, наверное, никогда не испытывают одухотворенности.

5. Проблема образования и воспитания в становлении личности: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Не обошел проблему образования и воспитания в становлении личности И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» и решал ее на примере жизни Н.П.Кирсанова, отца Аркадия Кирсанова. Вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг, он повез Аркашу в Петербург, в Университет, и остался с сыном. Он старался сблизиться с соучениками Аркадия, читал те же книги, интересовался увлечениями молодежи, следил за современной жизнью. Почему? Да потому что его волновало не только материальное благополучие сына, но и духовное развитие как результат образования и воспитания в период взросления. Аргумент из жизни: Образование немыслимо без воспитания, иначе трудно будет сформировать свою жизненную позицию, стать гармоничной личностью. Уроки литературы дали нам нравственные уроки жизни, биология помогла обрести здоровье, история не позволила потерять связь времен…Образование и воспитание неразрывны. Есть результат: я выросла духовно.

6. Проблема верности клятве: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Лицеисты по окончании учебного заведения дали клятву друг другу собраться на лицейском празднике в 1825г, но, к сожалению, такую возможность имел только Александр Горчаков, ставший на тот момент дипломатом и достигший поста министра иностранных дел. Лицейские друзья Пушкина не нарушили клятву, они помнили о ней, но не смогли быть на встрече по политическим причинам, например, И.Пущин как участник восстания на Сенатской площади был сослан в Сибирь, сам Пушкин как опальный поэт находился в ссылке в Михайловском. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы не давали клятву, но я уверенна: она у нас в душе. Это клятва верности школьной дружбе. Надо помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

7. Проблема дружбы: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Эти строки звучат как гимн святому чувству дружбы. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы постараемся сохранить школьную дружбу, помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

8. Проблема сохранения чести и верности слову: Аргумент из художественной литературы(роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»): Человек чести и слова – Николай Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В таком духе он воспитывал и Андрея Болконского. Провожая сына на войну, отец настрого запретил ему служить из милости, потому что это больно и стыдно. Андрей ничего не обещал, он был воспитан в семье Николая Болконского, где соблюдались нравственные законы, поэтому служил Отечеству верой и правдой, достойно и честно. Аргумент из жизни: Болконские живут среди нас, на них держишь равнение. Мы должны быть их преемниками в отношении нравственности: жить честно, помнить о чести, быть верными слову. Все это должно иметь глубокое содержание и смысл. Я, например, должна успешно окончить школу, и, в первую очередь, систематизировать знания по предметам и достойно сдать государственные экзамены, чтобы уверенно держать в руках аттестат зрелости.

9. Проблема забвения родителей как смертного греха: Аргумент из художественной литературы(роман А.Шолохова «Поднятая целина»): Проблема забвения родителей как смертного греха рассматривается в романе А.Шолохова «Поднятая целина» на примере образа Якова Лукича Островного, заморившего родную мать голодом и державшего ее под замком ради своего спасения, во избежание ссылки. Он ждал ее смерти и дождался: «Старуха лежала на полу около порога, и случайно забытая…рукавица была изжевана ее беззубыми деснами…» Поздно он почувствовал тяжесть понесенной утраты… Аргумент из жизни: Та же проблема порой звучит и в современной жизни. Родители забыты: ни звонков, ни писем, ни материальной помощи. Они пытаются оправдать детей в силу житейских забот и живут в ожидании встречи…А взрослые дети вспоминают об отце и матери слишком поздно и начинают в церкви замаливать грехи…Что это, боль или боязнь?..

10. Проблема формирования характера человека: Аргумент из художественной литературы(роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»): Проблему формирования характера человека рассматривает Н.Г.Чернышевский в своем романе «Что делать?» на примере образа Рахметова, человека «особой породы». Он готовил себя в профессиональные революционеры и для этого, в первую очередь, развивал физические силы: занимался гимнастикой, «принял боксерскую диету», «был пахарем, плотником, раз даже прошел бурлаком всю Волгу», считал, что «это полезно, может пригодиться». Никитушка Ломов (так его окрестили «товарищи по лямке») не только физически развился, но и закалил характер. По словам Чернышевского, Рахметов - особенный человек. Аргумент из жизни: По окончании школы выпускник получит аттестат зрелости, но на этом процесс становления его как личности, формирования характера не закончится. Главное впереди: не свернуть с правильного пути, преодолеть трудности и реализовать свои возможности. Для этого потребуются силы, нравственные и физические. Жизнь не раз проверит его характер на прочность, который, по словам Р.Эмерсона, «есть совершенно воспитанная воля».