Биография пианистки виктории постниковой. Пианистка Виктория Постникова: биография, личная жизнь.

Contents

Творческую биографию пианистки Виктории Постниковой определило ее природное дарование

Известная российская пианистка Виктория Валентиновна Постникова – женщина с волшебными руками, которым подвластна любая музыка.

Начало творческой биографии

Вступление в творческую жизнь у Виктории началось очень рано. В шесть лет она поступила в Центральную музыкальную школу. А ее первое большое публичное выступление состоялось уже через год: семилетняя девочка с успехом исполнила фортепианный концерт Моцарта.

После музыкальной школы Виктория Постникова стала студенткой Московской консерватории. Ее взял в ученицы Яков Флиер — человек, славящийся не только своим исполнительским талантом, но и педагогическим мастерством (среди его учеников – Михаил Плетнев, Родион Щедрин и еще много выдающихся музыкантов). Он отмечал поразительный дар пианистки, ее исключительную природную музыкальность, эмоциональность, юношеский пыл и безупречный музыкальный вкус, серьезность в отношении к работе и решению исполнительских задач. И Виктория Постникова оправдала ожидания своего педагога.

Музыкальный взлет

Трудолюбие, работа над техникой и художественным мастерством, умноженные на природный дар пианистки, сделали свое дело. Вторая половина шестидесятых годов стала этапом становления музыкальной карьеры Виктории Постниковой.

В 1965 году она получила девятую премию на конкурсе имени Шопена, в 1966 – заняла второе место на конкурсе исполнителей в Лидсе, где имела огромный успех у слушателей. В 1967 Виктория Постникова получила диплом Московской консерватории, а в следующем году оказалась лучшей на конкурсе в Лиссабоне.

Долгожданная победа вдохновила девушку и добавила ей новых сил. В 1970 году она стала участницей Международного конкурса имени Чайковского – и, соревнуясь с лучшими из молодых музыкантов России, оказалась на третьем месте (второе занял ее будущий муж Владимир Спиваков). Теперь ей были открыты все дороги в музыку – и карьера преуспевающей пианистки началась.

Репертуар Виктории Постниковой


Филигранность исполнения, его яркость и глубина выделяют Викторию Постникову из ряда других музыкантов

Обширный репертуар пианистки охватывает все сферы классической музыкальной культуры. Она исполняет музыку разных стилей и эпох с большим мастерством и удивительным художественным вкусом, тонко чувствуя все мелодические и эмоциональные оттенки. Под ее руками полифонические произведения Баха и авангардные сочинения Альфреда Шнитке обретают форму и раскрываются, как цветы. Яркость звучания пианистка умеет сочетать с тонкой грациозностью исполнения и раскрытием глубокого содержания произведения.

Наиболее удачным считается исполнение Викторией Постниковой романтической музыки. Фортепианные произведения Чайковского и , концерты Брамса, Шопена и – именно эта музыка полнее всего раскрывает музыкальное дарование исполнительницы.

На протяжении всей фортепианной карьеры Виктория Постникова не прекращает свое творческое развитие. Это касается не только техники, но и эмоциональной и артистической составляющей фортепианной игры. Высокий уровень культуры, чувство стиля, увлеченная и темпераментная игра, артистическое благородство, умение понять глубинную суть музыкального произведения – все это возвышает Викторию Постникову и делает ее не одной из многих, а одной из лучших исполнительниц фортепианной музыки в нашей стране.

Семейная жизнь


Виктория Постникова с мужем Геннадием Рождественским, сыном Александром и другом семьи Альфредом Шлезингером

Виктория Постникова замужем за известным дирижером Геннадием Рождественским. На протяжении большей части жизни он является не только мужем пианистки, но и ее постоянным партнером по сцене.

Первым мужем Виктории Постниковой был легендарный Владимир Спиваков. Их общий сын Александр носит фамилию Рождественский и также является преуспевающим музыкантом, скрипачом.

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску.

Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies . Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи .

Произнести

Отправить

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов .

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи .

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы), рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом

Виктория Постникова – женщина, чья искусная игра на пианино трогает сердца ценителей музыки. Однако не только широкий репертуар и победы на музыкальных конкурсах привлекают внимание публики к пианистке: личная жизнь Виктории Постниковой, которая была замужем за Владимиром Спиваковым, а затем оставила его ради , часто становилась предметом обсуждения.

Краткая биография: начало творческого пути

Впервые девочка коснулась клавиш, едва достигнув 3 лет. И уже тогда музыка заворожила Викторию. Всего через 3 года она поступила в Центральную музыкальную школу. Опыт выступления перед публикой у девочки также произошел весьма рано – спустя всего год.
Закончив музыкальную школу, девушка продолжила образование в Московской консерватории. Учителем Виктории стал Яков Флиер, который сумел разглядеть и раскрыть талант пианистки.
Виктория с ранних лет отличалась трудолюбием и серьезным отношением к работе. Благодаря ее упорству, способностям и постоянному совершенствованию техники с середины 60-х годов Постникову стали выделять среди участников разнообразных музыкальных конкурсов.

Интересный факт! В составе симфонических оркестров Виктория объездила немало стран: она побывала в Японии, некоторых европейских государствах, в Южной Америке, даже Австралии.


Виктория Постникова и Владимир Спиваков

После одной из встреч между талантливой пианисткой и скрипачом вспыхнули чувства, и они поженились. Если для Виктории это был первый брак, то Владимир уже успел развестись – до этого он был женат.



Супруги были очень привязаны друг к другу, по свидетельствам очевидцев их отношений, оба они страстно любили друг друга. В результате их союза родился сын Александр.
Однако несмотря на любовь Владимира, однажды Виктория решила оставить мужа, чтобы уйти от него к дирижеру Геннадию Рождественскому.

Интересный факт. Владимир Спиваков был сломлен уходом жены: его чувства к ней на тот момент были сильны, однако он сделал над собой усилие и принял выбор любимой женщины. Известно, что скрипач помог донести вещи супруги до такси, когда она покидала их совместную квартиру, чтобы уехать к другому.

Впрочем, несмотря на намерение Спивакова после разрыва со второй женой посвятить себя исключительно творчеству, через некоторое время он смог построить длительные и прочные отношения с третьей избранницей.

Личная жизнь и семья

Со своим вторым мужем – Геннадием Рождественским – известная пианистка состоит в браке до сих пор. Они не только партнеры по жизни: нередко они выступают вместе на сцене.
После свадьбы Геннадий усыновил сына Виктории и дал ему свою фамилию. Иногда и он присоединяется к своим родителям на сцене.
О своих отношениях с мужьями женщина предпочитает не распространяться, поэтому личная жизнь Виктории Постниковой остается тайной.

Сын и его призвание

Сын музыкантов с мировой славой пошел по стопам родителей – он избрал для себя профессию родного отца. Александра Рождественского называют одним из ярчайших и талантливейших молодых скрипачей.



Молодой человек получил прекрасное образование: он стал выпускником Московской консерватории, затем продолжил обучение в Королевском музыкальном колледже и консерватории в Париже. Его преподавателями были талантливые педагоги, которые смогли передать ему свои знания.
Некоторое время скрипач жил в столице Франции, но затем вернулся в Москву.
Виктория Постникова – безусловно талантливый музыкант. Ее необычайно тонкий музыкальный вкус, разносторонние интересы, умение уловить суть любого музыкального произведения и безупречное исполнение навсегда вписали ее имя в историю российского и мирового музыкального сообщества.

Виктория Постникова

Одна из крупнейших пианисток современности, народная артистка России, Виктория Постникова давно завоевала мировое признание. За свою более чем 40-летнюю исполнительскую деятельность она не раз покоряла залы Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Токио, Буэнос-Айреса и других мировых музыкальных столиц. Исключительная природная одаренность, темперамент и блестящая техника, высочайшая культура исполнения и стремление к глубокому постижению творчества великих мастеров – все это выделяет пианистку среди современников.

Виктория Постникова родилась в Москве в музыкальной семье и начала играть на фортепиано в возрасте трех лет. Уже через четыре года состоялось ее публичное выступление с Концертом Моцарта Ля мажор. Воспитанница замечательного пианиста и педагога Якова Флиера, в 1962-1967 годах Постникова занималась в его классе в Московской консерватории и два года в аспирантуре (1967-1969). Уже в студенческие годы пианистка стала лауреатом международных конкурсов в Варшаве (1965) и в Лидсе (1966). В 1968 году она завоевывает высшую награду на конкурсе имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (Португалия), а в 1970-м – третью премию IV Международного конкурса имени Чайковского в Москве.

В 1970 году Постникова стала солисткой Московской филармонии. С этого момента началась блистательная карьера артистки. Она выступает в крупнейших залах мира, записывает пластинки с такими оркестрами, как Берлинский филармонический, амстердамский Консертгебау, Чешский филармонический, Лондонский и Венский симфонические, Оркестр де Пари; в США она выступает с Нью-Йоркским, Бостонским, Чикагским, Кливлендским и Филадельфийским оркестрами. Среди ее партнеров-дирижеров – сэр Джон Барбиролли, сэр Адриан Боулт, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, Курт Мазур, Юрий Темирканов, Кирилл Кондрашин, лорд Иегуди Менухин и многие другие. Особое место в творчестве Постниковой занимает содружество с Геннадием Рождественским – ее супругом и постоянным сценическим партнером. Пианистка – бессменный участник его филармонических абонементов.

Постникова принимала участие в многочисленных гастролях российских симфонических оркестров в Европе и Японии, оркестра Би-Би-Си в Австралии, Венского симфонического оркестра в Южной Америке. В ее репертуаре – все фортепианные концерты Бетховена, Чайковского, Шопена, Брамса, Прокофьева, многие концерты Моцарта, Гайдна, произведения Баха, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, Листа, Скрябина. Значительное место в ее программах отведено музыке композиторов ХХ столетия – Бартока, Бриттена, Рихарда Штрауса, Дилиуса, Шнитке.

Разносторонние творческие интересы пианистки проявляются и во внимании к камерному исполнительству, о чем свидетельствуют ее незабываемое выступление в Москве в сонатном ансамбле со скрипачом Иегуди Менухиным и концерты в фортепианном дуэте с Геннадием Рождественским, с которым пианистка исполняет оригинальные и редко звучащие произведения. Среди многочисленных записей Постниковой – полное собрание сочинений для фортепиано Чайковского, записанное для французской фирмы Erato, полное собрание сочинений для фортепиано Мусоргского, «Песни без слов» Мендельсона, все фортепианные концерты Прокофьева, сочинения Сен-Санса, Скрябина, Бузони, Яначека, Тищенко.

У меня в руках программа вечера. Я рад,что мы услышим музыку известных русских композиторов и русских солистов.

Гость симфонического оркестра города Сан-Хосе выпускница Московской государственной консерватории Виктория Постникова. Сегодня она в строгом черном костюме.

Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю ее всем сердцем.

Народный артист СССР, профессор Яков Владимирович Флиер гордился своей воспитаницей. Он отмечал поразительный дар молодой пианистки, ее природную музыкальность.

Чудеса да и только,-говорит Виктория,-здесь, в американском театре, так далеко от Москвы, так много наших. Это накладывает на исполнителя большую ответственность. Зритель от тебя ждет чего-то необычного.

Моя собеседница-красивая русская женщина. Думаю,что ни один художник мечтал бы написать ее портрет.

Много лет назад Виктория приняла участие в Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Соревнуясь с лучшими из лучших,заняла третье место. Первое место она заняла на конкурсе Виана да Мота в Лиссабоне. Думаю, что это вовсе не случайно. Имя Виктория носила древнеримская богиня победы.

На этой сцене уже выступала выпускница Московской консерватории и победительница международного конкурса пианистов имени Шопена Белла Давидович. Самые добрые воспоминания остались и у вас о шопеновском конкурсе?

У вас хорошая память.

Как вы пришли в мир музыки?

Мама с папой были музыкантами...

Значит вся дорога была усыпана яркими цветами?

Не торопитесь с выводами. Мама закончила Московскую консерваторию. Ее педагогом был Яков Владимирович Флиер. Когда я появилась на свет божий, профессор принес в роддом большой букет цветов и огромное поздравление. В нем он выразил надежду на то, что когда-нибудь я продолжу семейную традицию. Теперь давайте вернемся к вашиму вопросу о дороге, усыпанной цветами. Были цветы, только в траурной кайме. К 12 годам у меня нe осталось ни мамы, и ни папы. Только умение играть. Это умение и спасло меня.

Виктория сделала паузу и продолжила:

Меня приняли в Москве в музыкальную школу для одаренных детей. Закончила с отличием. Сбылась моя мечта. Поступила в столичную консерваторию, да еще попала в класс Якова Владимировича.

Репертуар Виктории был очень широк и включал в себя произведения Шопена, Брамса, Прокофьева. Часто выступала в дуэте со своим мужем- пианистом, Геннадием Рождественским, и с оркестом под его управлением.

Все торжественно и красиво
Этот зал и белый роляль,
Ты выходишь такой счастливой
И снимаешь с души вуаль.
Осторожно клавиш касаясь,
Словно нежностью божество,
Ты из рук своих выпускаешь
Музыкальное волшебство…

Я думаю, что Надя Ласточкина писала эти поэтические строчки прямо в зале на концерте молодой пианистки. По-другому бы строчки просто не пришли.

Человек -все равно, что кирпич;- говорил Бернард Шоy,- обжигаясь, он становится твердым.

Геннадий был художественным руководителем симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1973 его пригласили в Комитет государственной безопасности. Там прямо в лоб, без всякой дипломатии потребовали: всех лиц еврейской национальности из оркестра убрать. Он категорически отказался выполнять эти требования. Там в долгу не остались, а он остался без работы.

Беда не приходит сама. Чтобы муж еще больше понял, как быть непослушным, запретили выпускать и меня на зарубежные гастроли.

В те годы, во время встречи министра культуры СССР Екатерины Фурцевой с английским знаменитым дирижером Томасом Бичем, состоялся такой разговор:

Нас обвиняют в антисемитизме, - сказала Фурцева,-хотя в наших симфонических оркестрах 30 процентов составляют евреи. А сколько евреев в вашем оркестре?

Мне как-то в голову не приходило их считать,- ответил он.

Но ночь не может быть вечной. Сменились лидеры...

Вы правы. Cтало полегче. Геннадий вернулся к любимому делу. Для меня
распахнулись, как говорят, все двери. Уже не первый раз я в Америке. Сын пошел по
нашим стопам. Стал известным музыкантом. Был во многих странах.

Последний из могикан, – так говорят о Геннадии Николаевиче Рождественском. Он - известный дирижер, пианист, композитоp и педагог. Был художественным руководителем Большого театра.

Долгое время плодотворно заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории. Сейчас возглавляет Камерный музыкальный театр имени Б.Покровского.

Выразительная игра Виктории Валентиновны Постниковой делает ее одной из лучших исполнитнельниц современности. Она - Народная артистка России. За свою 30- летнюю исполнительскую деятельность не раз покоряла такие музыкальные Олимпы, как Лондон, Париж,Рим, Токио, Буэнос-Айрес.

“Никогда не сдавайтесь! -писал один из философов.- Вам может быть больно. Вы можете страдать. Вы можете плакать. Вы можете даже реветь навзрыд. Делайте, что хотите, но никогда не сдавайтесь. Идите дальше. Сделайте еще один шаг. Не можете итди- ползите.Не можете ползти –хотя бы дышите в сторону желаемого. Не сдавайтесь!