Сочинение на тему «Онегин и Печорин как герои своего времени. Онегин и печорин

Пушкин и Лермонтов — люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но сколько всего может произойти за эти пятнадцать лет.

Пушкин жил в эпоху декабристов. Его творчество развивалось на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничность возможностей человека. Напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.

На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и "тоски по жизни". На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти две эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов.

Как и два великих поэта — Пушкин и Лермонтов, их герои тоже родились каждый в свое время. И все же эти герои очень похожи. Лермонтов, создавая образ Печорина, уже был знаком с Евгением Онегиным, без "Евгения Онегина" вряд ли состоялся бы "Герой нашего времени". И Онегин, и Печорин — оба чужие в своем обществе, в своей среде. Писателей и поэтов во все времена интересовала тема "лишнего человека". Есть что-то завораживающее и привлекательное в человеке, который способен противопоставить себя обществу.

Оба героя получили хорошее воспитание. Евгений Онегин сначала обучался у французской гувернантки, затем воспитывался у гувернера, то есть получил типичное светское и модное для людей того времени воспитание. Детство его прошло в богатой, но разорившейся дворянской семье. Хотя образование его было несколько поверхностным, оно все же считалось достаточным для людей того времени. Печорин, так же как и Онегин, — выходец из аристократической семьи, получивший хорошее воспитание и образование. Он обладал острым умом, хорошей памятью, разбирался в литературе, истории, философии, его знания были более глубокими и прочными, чем познания Онегина.

Оба героя вели похожий образ жизни, так называемый светский. Они заводили романы с красавицами, посещали балы, театры. Но оба стояли выше типичных представителей того времени и скоро поняли, что внешний блеск — это просто мишура, за которой скрываются зависть и озлобленность, интриги и сплетни. Обществу того времени не нужны были люди умные и образованные, достаточно было знание французского языка и хороших манер. В этом обществе им стало скучно. Онегин заболел "русской хандрой", а Печорина терзают приступы тоски. Оба пробовали заняться литературной работой. Но система воспитания того времени не научила Онегина работать, "упорный труд ему был тошен", а Печорин понял, что наука современному обществу не нужна, она не принесет ни счастья, ни славы, Но если Онегин, испробовав все развлечения, устал от жизни, пресытился ею, то Печорину жизнь не надоела, он хочет жить, поэтому ищет выход из создавшейся ситуации. В надежде, что "скука не ж ивет под чеченскими пулями", он отправляется на Кавказ.

В любви и Онегин и Печорин видят лишь спасение от скуки. Они не умеют любить. Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили в Онегине всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало Печорина эгоистом и себялюбцем, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости. Они уже не верят в любовь. Онегин отвергает любовь Татьяны, объясняя это тем, что он не "создан для блаженства" семейной жизни. Он слишком много видел в жизни примеров так называемого "семейного счастья":

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!

Чувствует пресыщение и Печорин: "Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь". Для теперешнего Печорина любовь — это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует бросить его на дороге: авось, кто-нибудь поднимет.

Глубоко страдает чистая и любящая Татьяна. Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера. Удел Онегина и Печорина — одиночество.

Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически: "всем сердцем юношу любя", Онегин не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.

Печорин вообще не верит в дружбу: "„.из двух друзей всегда один раб другого".

"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" — эти слова Пушкина в одинаковой мере можно отнести и к Онегину, и к Печорину. Беда не в том, что они мыслят, а в том, что живут в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. И Онегину, и Печорину неинтересно жить так, как живут люди посредственные, но и найти применения своим силам они не могут. Как результат — полное одиночество героев. Они одиноки не только потому, что разочаровались в жизни, но и потому, что утратили возможность видеть смысл в дружбе, любви, близости человеческой души,

Отмечая сходство между двумя героями, Белинский писал: "Печорин — это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

А. С. Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в
своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина
всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев
общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от
гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи
декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный
Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из
тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.

Исследуя роман Лермонтова "Герой нашего времени", Бе-

линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает

пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо-

рина "младшим братом Онегина". Подчеркивая несомненное

сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье

"Герой нашего времени": "Различие их гораздо меньше, чем

расстояние между Онегою и Печорою".

Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу
или в театре, в ложе одной из "красоток записных". И все же, чего же было больше - сходства или различия? Иногда в них
разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век.

На мой взгляд, Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание,
они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более
тонким и более развитым.

Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства

"портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего

молодого поколения".

Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также "бешено гонялся за

удовольствиями жизни", когда "три дома на вечер зовут". Он,

как и Онегин, может быть, даже в большой степени, богат, совершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен.
По-видимому, как и Евгений, он менял много занятий. "Труд упорный" был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим
молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятельности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и
любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие

поступки могут навсегда лишить его возможности служить.

У Григория Александровича много привлекательного. Он человек начитанный, развитой, интересный и остроумный собеседник.
Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писатель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет
успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым. Но
нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело, также как и любовь, скоро утомляет и становится скучным.

То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается

полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему

неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато

он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Татьяны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих

людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает ревность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В

гораздо более сильной мере "умение" приносить любящим его людям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и

сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.

Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.

Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные явления, связанные с безвременьем, наступившим после декабристского
движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов.

Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество,
в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного
образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же
образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит
ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета,
пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне
ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День
похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и
народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел ответа
на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того,
что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского
труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих
крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что и был осужден соседями, которые
считали его чудаком и опасным "вольнодумцем".

Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые
различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего
времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" -
одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее
всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа.

В заключении мне хочется привести слова Белинского, который писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой
нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой
столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы
этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине.
Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии
характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не
находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл
романа лермонтовской лирики.


Страница: [ 1 ]

Пушкин - великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Одним из его величайших произведений является роман “Евгений Онегин”.

Онегин - светский петербургский молодой человек, столичный аристократ.

Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание француза-гувернера:

Monsieur I"Abbe, француз убогой

Чтоб не измучилось дитя

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Став юношей, Онегин ведет типичную для молодежи того времени жизнь: балы, рестораны, посещение театров. Но Евгений Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражаемую странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества.

Когда Евгением овладевает хандра, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать у него ничего не вышло!

Онегин дома заперся.

Зевая за перо взялся.

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его.

Позже, уехав в имение, которое он получил от дяди, Онегин пытается заняться устройством крестьян:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Но вся его деятельность хозяина-помещика этой реформой и ограничилась.

Спасти Евгения Онегина от душевной пустоты не смогли даже такие сильнейшие чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил “вольность и покой”.

Онегин убил своего друга Ленского, так как светские предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль.

Мне кажется, Пушкин осуждает своего героя: он вел себя эгоистично по отношению к окружающим его людям, хотя впоследствии Онегин это осознал. Его можно назвать героем своего времени, потому что Евгений так же, как и герой произведения Лермонтова Печорин, был выше того общества, в котором он находился. Очень мало людей могли его понять. Я думаю, что именно поэтому Евгений Онегин был таким, каков он есть.

Евгений Онегин и Печорин - герои разных произведений двух знаменитых классиков русской литературы - Пушкина и Лермонтова. Первый работал над романом более семи лет. Свой труд сам Пушкин называл "подвигом" - из всех его произведений только "Борис Годунов" был удостоен такого эпитета. Знаменитый роман Лермонтова "Герой нашего времени" был написан в течение двух лет и впервые издан в Петербурге. Далее в статье будет проведено сравнение Онегина и Печорина, показаны черты, связывающие и отличающие их.

Произведение Пушкина. Краткое описание

Работу над романом Александр Сергеевич начал в Кишиневе, в 1823-м году. Пушкин в то время находился в ссылке. По ходу повествования можно заметить, что автор отказался от использования романтизма в качестве основного творческого метода.

"Евгений Онегин" - реалистичный роман в стихах. Предполагалось, что изначально произведение будет включать в себя 9 глав. Однако впоследствии Пушкин несколько переработал структуру романа, оставив в нем только восемь. Исключена была глава о путешествии главного героя - она стала приложением к основному повествованию. Кроме того, было изъято из структуры романа описание видения Онегиным недалеко от Одесской пристани и довольно резко выраженные суждения и замечания. Оставлять эту главу для Пушкина было достаточно опасно - за эти революционные взгляды его могли арестовать.

"Герой нашего времени". Краткое описание

Лермонтов начал работу над произведением в 1838-м году. Его роман включает в себя несколько частей. В процессе чтения можно увидеть, что в повествовании нарушена хронология. Этот художественный прием автор использовал по нескольким причинам. Главным образом такая структура произведения показывает главного героя - Печорина - сначала глазами Максима Максимыча. Затем перед читателем предстает персонажа по записям его дневника.

Краткая Онегина и Печорина

Оба персонажа являются представителями столичной аристократии. Герои получили прекрасное Уровень их интеллекта выше, чем средний уровень окружающих их людей. Персонажей разделяет десять лет, однако каждый из них - представитель своей эпохи. Жизнь Онегина протекает в двадцатые годы, действие романа Лермонтова разворачивается в 30-е годы 19-го столетия. Первый находится под влиянием свободолюбивых идей в условиях расцвета передового общественного движения. Печорин живет в период жестоких политических реакций на деятельность декабристов. И если первый еще мог примкнуть к восставшим и обрести цель, придав таким образом смысл собственному существованию, то у второго героя такой возможности уже не было. Уже это говорит о большей трагичности лермонтовского персонажа.

Основные черты персонажа романа "Герой нашего времени"

Образ Григория Печорина явился одним из художественных открытий Лермонтова. Этот герой эпохален главным образом потому, что в изображении его были выражены особенности той последекабристской эпохи. Внешне для этого периода характерны только потери, жестокие реакции. Внутри же совершалась деятельная, беспрерывная, глухая и безмолвная работа.

Необходимо сказать, что Печорин - довольно неординарная личность, все в нем спорно. Например, герой может пожаловаться на сквозняк, а спустя некоторое время скакать на врага с шашкой наголо. Максим Максимыч говорит о нем как о человеке, способном переносить сложности кочевой жизни, смену климатов. Григорий был строен, рост его был средний, телосложение крепкое с тонким станом и широкими плечами. По мнению Максима Максимыча, сущность Печорина не была побеждена ни развратом жизни столицы, ни душевными терзаниями.

Что общего у персонажей?

Сравнение Онегина и Печорина следует начинать с анализа черт характеров героев. Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.

Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет "упорный труд". Чтение также ненадолго увлекает его.

Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения. Это можно увидеть в и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.

В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей.

Взаимоотношения героев с окружающими

Не захотев лишаться свободы, Онегин отвергает чувства Татьяны. Чувствуя свое превосходство над людьми в целом, он принимает вызов Ленского и на дуэли убивает друга. Печорин приносит несчастье практически всем, кто его окружает или встречается. Так, он убивает Грушницкого, огорчает до глубины души Максима Максимыча, разрушает жизни Веры, Мери, Бэлы. Григорий добивается расположения и любви женщин, следуя исключительно желанию себя развлечь. Развеяв скуку, он довольно быстро охладевает к ним. Печорин достаточно жесток. Это его качество проявляется даже по отношению к больной Мери: он говорит ей, что не любил ее никогда, а только смеялся над ней.

Наиболее яркие черты персонажей

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету.

Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения - ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как "нравственного калеку".

Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским.

Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.

Любовь в жизни героев

Осознав свою любовь к Татьяне, Онегин готов на все ради того, чтобы только увидеть ее. Лермонтовский герой незамедлительно бросается вслед уехавшей Вере. Печорин, не догнав возлюбленную, падает в середине пути и плачет, будто ребенок. Пушкинский герой благороден. Онегин честен с Татьяной и не думает пользоваться ее неопытностью. В этом лермонтовский герой является прямой противоположностью. Печорин предстает личностью безнравственной, человеком, для которого окружающие его люди - лишь игрушки.

Идеалы и ценности

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина главным образом является сопоставлением внутреннего мира каждого персонажа. Анализ их поведения позволяет понять мотивацию тех или иных поступков. Так, например, различно у героев отношение к дуэли. Онегин накануне крепко спит. Он не воспринимает дуэль всерьез. Однако после смерти Ленского Евгения охватывает ужас и угрызения совести.

Лермонтовский герой, напротив, всю ночь перед дуэлью с Грушницким не спит. Григорий погружен в размышления, он думает о цели своего существования. При этом Печорин достаточно хладнокровно убьет Грушницкого. Он спокойно покинет дуэльную площадку, вежливо откланявшись.

Почему Печорин и Онегин - "лишние люди"?

Общество достаточно отрицательно относилось к героям. Окружающие не могли понять поведения персонажей. Точка зрения, взгляды и мнения Печорина и Онегина не совпадали с общепринятыми, посему воспринимались в штыки. Оба персонажа чувствуют свое одиночество в свете, среди толпы, чувствующей превосходство этих молодых людей. В образах Печорина и Онегина авторы выразили протест против гнусности и затхлости того времени, лишающего людей цели, вынуждающего растрачивать впустую свои силы, не найдя применения ни своим способностям, ни умениям.

«Герой нашего времени» - это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии. М.Ю. Лермонтов.

Герой нашего времени – это первый русский реалистический роман в прозе. Как Пушкин в «Евгении Онегине», так и Лермонтов в «Герое нашего времени» поставили перед собой задачу раскрытия «истории души человеческой», показать типичных героев в типичных ситуациях.«младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Онегиным и Печориным ?

Оба героя - представители высшего светского общества.

Много общего у них было в том, как они проводили свою молодость: вначале герои бешено гонялись за светскими удовольствиями, затем были разочарованы в них. Оба пытались заниматься наукой, чтением литературы, но так же оба охладели к ним. И Печориным, и Онегиным быстро овладела скука.

Так же, как и Онегин, Печорин выделяется по интеллектуальному развитию из окружающей его дворянской среды. Оба героя являются типичными представителями здравомыслящих людей того времени, которые довольно критически относились к жизни и к людям.

Белинский обратил внимание читателей и на различие между героями. Онегин «является в романе человеком», «которому все пригляделось, все прилюбилось». Онегин скучает. «Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, но апатически несет свое страдание», - пишет критик. И действительно: бешено гонится он за жизнью, ищет её; обвиняет сам себя в своих ошибках и заблуждениях. Его тревожат внутренние вопросы, и он ищет их разрешения.

Печорин – эгоист. Но еще Онегина А.С. Пушкина Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно было бы сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «… силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца…».

Печорин другой человек по своему духовному складу, да и живет он в других социальных и политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы 19-го века, ещё до восстания декабристов 1825-го года, во время общественно-поличитеского подъёма. Печорин же – человек 30-х годов. Это время реакции, когда декабристы были казнены или сосланы в Сибирь, а революционная демократия еще не заявила о себе как об общественной силе.

Онегин, возможно, мог примкнуть к декабристам, А вот Печорин совершенно был лишен такой возможности. Вот почему Белинский писал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина было более трагично, потому что он и по натуре своей был более одарён и глубок, чем Онегин.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что и у Лермонтова, и у Пушкина получились в чем-то схожие, в чем-то отличные, но типичные для своего времени герои.