Онегин и чацкий - разные люди одной эпохи. Онегин и Чацкий чей характер значительнее

В 10-20-е годы прошлого столетия в России усиливались антикрепостнические настроения среди передовой части дворянства. Создавались первые тайные общества, по стране разносились идеи буржуазных революций. По одну сторону баррикад находились реакционеры, по другую – передовые дворяне, будущие декабристы. Были и такие представители дворянского сословия, которые не относились к реакционерам, но в тайные общества не вступали и не обладали свободолюбивыми помыслами. Именно в такое время А. С. Пушкин начал работу над первыми главами романа «Евгений Онегин», и в те же годы А. С. Грибоедов создал свою бессмертную комедию «Горе от ума».

Чацкий и Онегин – главные герои этих произведений – ровесники. Это молодые и полные энергии дворяне. Но различие двух образов сразу бросается в глаза. Чацкий, как и Онегин, воспитывался в атмосфере реакции, но он выучился, стал образованным человеком. Грибоедовский герой «славно пишет, переводит». Труд для Чацкого не является тяжелым бременем, в просвещении он видит движение вперед. Онегин же воспитывался на французский манер, и сам Пушкин шутливо замечает, что домашний учитель.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Восемь лет Онегин провел в праздном Петербурге, где ездил на приемы, балы, ложился спать за полночь, а вставал после полудня. Он понял пустоту и никчемность такой жизни, но не начал с ней бороться. Онегин удалился на покой в свое имение, пробовал заняться какой-либо деятельностью, но «труд упорный ему был тошен». У Чацкого тоже было имение, но он им «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Его натура возмущена подневольным положением крепостных. Чацкий приводит примеры того, как крепостники относились к людям, не раз спасавшим дом, честь, жизнь хозяев.

Пытается и Онегин заняться устройством своих крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Но автор сообщает, что это делалось, «чтоб только время проводить». Вся деятельность Онегина-реформатора этим и ограничилась. Евгения не волнует судьба крестьян, «охлажденный ум» внушает герою, что заботиться надо только о себе. Он индивидуалист.

Оба героя презрительно относятся к высшему обществу. Они умны и рассудительны, поэтому видят всю пустоту и никчемность светского Петербурга и Москвы. «Что нового покажет мне Москва?» – спрашивает Чацкий в день приезда к Фамусовым. Он не находит никаких перемен к лучшему. Грибоедовский герой порывает с этим обществом окончательно, хотя и любит девушку из ненавистной ему среды. Онегин же остался человеком своего круга, несущим все его пороки. Он убил на дуэли Ленского, не сумев возвыситься над тем миром, который внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх, Евгений испугался сплетен «поместных владетелей». Критическое отношение к действительности, незаурядный ум обрекли его, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество. Чацкий же не одинок. Грибоедов говорит про брата полковника Скалозуба, передового офицера, оставившего службу, про племянника княгини Тугоуховской, который увлеченно занимается химией и ботаникой.

У Чацкого более чуткая душа, чем у Онегина. Онегин представляется рассудительным эгоистом. Он не понимает глубины запросов Татьяны. В основе его чувства лежит себялюбие. Чацкий же искренне любит Софью. Он весь преображается, когда видит ее. Но Софья – человек фамусовского общества, и Чацкий находит в себе силы уехать из Москвы.

В образах Чацкого и Онегина мы ясно видим разных людей одной эпохи. Чем-то похожие, они представляют собой различные пути, которыми шло общество в начале XIX века: путь протеста и путь холодного созерцания.

Нет похожих записей.

Онегин и Чацкий: чей характер значительнее?

Главный герой романа «Евгений Онегин» - это «лишний человек», который на протяжении всего действия меняет маски, постоянно гоняясь за недостижимым идеалом. Он мечется в поисках смысла своей жизни, который, к сожалению, Онегин не в силах отыскать.
Главный герой комедии «Горе от ума» - это умный, самодостаточный, категоричный и волевой человек, для которого, увы, нет места внутри того общества, в которое он вернулся после трехгодового путешествия.
Оба этих персонажа – «герои своего времени», образы живые и нестареющие, остающиеся немеркнущими мраморными статуями прошедших веков.
Среди этих «двух огней» более значительным представляется характер А.А. Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Первое, что выделяет его из общего слоя общества того времени, - это ум. По словам И.А. Гончарова, Чацкий положительно умен, остроумен, «с сердцем, с чувством».
Второе, Александр Андреевич – это провозвестник новой зари, передовой курьер неизвестного будущего. Его мысли – это шаг вперед не только для старомосковского дворянского общества, но и для всей России в целом. В обмен на старые ценности и постулаты А.А. Чацкий предлагает новые идеи будущего: со своими достоинствами, перспективами, ожиданиями.
В-третьих, Чацкий – это искренний, активный и горячий деятель, обличитель лжи, победитель при видимом поражении, это жертва на поле войны «свежего с отжившим, больного со здоровым».
Из всех персонажей комедии Чацкий наиболее живой и как человек, и как исполнитель уготованной ему роли. Он не черствая марионетка царящих устоев общества, а самобытная фигура, светлый маяк в темном коридоре затухающего времени.
В целом, характер Александра Андреевича Чацкого – это характер борца за свои идеи, решительного и целеустремленного отступника от прогнивших законов. Его задача – это лишь посеять зерно, а уж плоды его буду пожинать иные.
Побег А.А. Чацкого – видимое поражение, за которым стоит вечная победа непримиримых и свободных чацких над низкопоклонниками – фамусовыми. Это не проявление какой-то слабости, а проявление ума и инстинкта самосохранения, присущих любому человеку.
Онегина нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. Онегин – это жалкий «сын времени», продукт воспитания того общества, затертое отражение человека, изнеженного напыщенностью балов, красотой зал и всей светской жизни.
Рано разочаровавшись в идеалах общества, внутри которого он существует, Онегин пытается найти себя, попутно меняя тысячу масок. Однако это его ни к чему не приводит – он все также жалок. Евгений то надевает на себя личину лицемера, то циника, то обольстителя женских сердец, то отшельника в тени собственного дома.
Умен ли Онегин?.. Нет, ведь ум его вял, круг интересов и чтения ничтожно мал, а сам из себя он представляет лишь несчастную пародию, отражение. Онегин – заложник времени.
Онегин только жалуется на забавы общества и ради развлечения постоянно трансформируется, примеряя разные маски, Он не предлагает альтернатив развития, как это делал Чацкий. Евгений не несет в себе ничего нового, а лишь разочарованно живет внутри порочного круга, в котором он вынужден жить.
С другой стороны, хоть вокруг Онегина видимая пустота, но ам он внутри не пуст. Это его, возможно, оправдывает, в нем есть потенциал к действию, однако не того огня, той искры, способной разжечь костер чувств и эмоций Евгения, и его апатичность с постоянным лицемерием не дают сделать ему шаг вперед.
Любовное письмо Татьяны к Онегину – это та искра, пробудившая «спящего» Евгения. Но отказ Татьяны – это поражение, это раскрытие истинного, настоящего лица Онегина, это победа верности над опоздавшим чувством. Это вечный урок Евгению, кинувшемуся слишком поздно доставать свое «милое» счастье из московского светского круга.
Онегин – эгоист, который заботится только о себе, в котором собственно чувство превалирует над чувствами других людей.
Его поражение не несет в себе скрытой победы, а лишь усложняет жизнь и муки Онегина. Он так и обречен жить, не сходя с ума, а постоянно мучаясь. Характер, воспитанный в рамках того времени и не сумевший вырваться из порочного круга эпохи, помешал обрести ему свое счастье.
Характер Александра Андреевича Чацкого более значителен, чем характер Евгения Онегина. Чацкий – благородная фигура времени, новое поколение мысли, а Онегин – воспитанник старых норм, ироничный морок на светских балах, не несущий в себе ничего нового.

Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства. Каждый из них выделяется своим характером, поступками и другими качествами, которые запоминаются читателю и откладываются в памяти на всю жизнь. Всех троих объединяет одна общая проблема – одиночество.

Александр Чацкий образован и умен, благороден и честен, молод и горяч. Он смело высказывается о проблеме крепостных и других проблемах его современности. Несмотря на то, что слова его не без доли правды, однако на них никто не откликается. Его сограждане, москвичи, преподносят его поступки как элемент психологического расстройства. Нареченный сумашедшим человеком, он удаляется с высоко поднятой головой, так и оставшись непонятым.

Евгений Онегин для многих читателей является наиболее симпатичным персонажем. Изначально, кажется, что он такой же разбалованный повеса, как и все в Петербурге. Он симпатичен, поэтому пользуется спросом у дам, посещает вечера, театры и ведет вольный образ жизни. Но вскоре такая жизнь наскучила Евгению. Именно там встречает он Ленского, убивает его. Его история с Татьяной Лариной не оставляет в душе героя ничего, кроме равнодушия. Только встретив молодую вдову снова, он бросается к ней в колени и молит о любви. Татьяна по долгу совести не отвечает взаимностью, обрекая Евгения Онегина, как и Чацкого на одиночество.

У Печорина же складывается удачная карьера – он офицер армии. Светским человеком он не был и не интересовался так же политикой. Персонаж романа «Герой нашего времени» на протяжении всего произведения остается эгоистичным человеком. Он, не задумываясь, рушит судьбы других людей. Печорина называют младшим братом Онегина. Он также стреляется на дуэли, которая приводит к смерти его товарища. Так же жестоко он обходится с княжной Мэри, точно так же как поступил Онегин с Татьяной. Поступок Печорина можно назвать даже более дерзким и жестоким.

Из всех трех персонажей критики считают деятелем только лишь Чацкого, который был подвержен не только лишь смелыми речами. Еще одна значительное отличие Чацкого от Онегина и Печорина в том, что Александр, полюбив Софью, по-настоящему искренен и старается всеми силами защитить ее от всего злого в мире.

И всё-таки каждому интересно, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов могли создать таких разных, но в тоже время похожих персонажей. Современники считают, что Онегина, Чацкого и Печорина можно назвать «лишними людьми» в их отдельных мирах. Интересен и тот факт, что Пушкин написал роман в стихах, что придает Онегину более романтический образ. Произведение Лермонтова – первый психологический роман, который заставляет читателя глубже проникнуть в суть его натуры. А вот у Грибоедова – трагедия, название которой раскрывает всю суть произведения. Подведя итоги, можно осознать, что все три представителя не нашли место в жизни и были вынуждены стать одинокими и покинутыми.

Несколько интересных сочинений

    И ни у кого кроме мальчика нет стремления поскорее очутиться там, за стеклом, где нет серых и скучных рам и подоконников и совершенно отсутствуют условности и ограничения.

  • Сочинение по картине Герасимова После дождя (мокрая терраса) 6 класс описание

    Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко

  • Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха — накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений — передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин — сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий — в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» — все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования — и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразн ого существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности — молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий — человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным чувством любви. Полученное образование Онегин использовал для завоевания популярности в. светском обществе, чтобы искусно и непринужденно демонстрировать скрывающуюся за короткими репликами эрудицию, без принуждения в разговоре «коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм». Чацкий, также образованный и в не меньшей степени остроумный, никогда не расточал свой интеллект для забавы. Его образ находится в соответствии со знаменитым пушкинским призывом:
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Чацкий оставил свет и отправился путешествовать, чтобы обогатить свой ум, получить представление о реальной жизни страны. Чацкий оставил Софью, несмотря на глубокую любовь, оставил друзей, в которых был «особенно счастлив», потому что он альтруист, потому что его духовный мир значительно шире рамок личного счастья. «Вот о себе задумал он высоко...» — эта реплика Софьи свидетельствует не о завышенной самооценке героя, а о высоких задачах, которые он ставил перед собой.
Онегин отправился путешествовать лишь в конце романа, и Пушкин гипотетически допускал, что его герой может стать декабристом, что его критическое восприятие действительности, подкрепленное свидетельствами несовершенства общественного строя, даст реальные плоды. Чацкий, презревший светские удовольствия еще в юношеском возрасте, уже был сложившейся личностью, декабристом по образу мыслей, поставив целью жизни демократическое преобразование общества. Его странствия лишь укрепили веру в необходимости социальных реформ.
Чацкий — истинный просветитель, страстно отстаивающий права разума и глубоко верящий в силу слова. Он остро и беспощадно обличает высшее чиновничество, присвоившее себе право с высоты социальной лестницы судить молодых демократов, не желающих «прислуживаться» и делать карьеру;
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные сооруди палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
В своих гневных монологах Чацкий разоблачает фамусовское общество. «Достигнув степеней известных», они определяли внутреннюю политику России в «век покорности и страха». Гнев Чацкого вызывает помещичий произвол. Но герой не просто обличает высшее общество, его критика имеет конструктивное основание: Чацкий утверждает, что мир изменился («вольнее всякий дышит»), что появились люди, «кто служит делу, а не лицам». Время низких льстецов и карьеристов прошло: Хоть естъ охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде; Недаром жалуют их скупо государи.
Чацкий искренне верит, что полезная общественная деятельность честных, умных, образованных людей может преобразовать социальную систему. Столь же наивно герой рассчитывает на возможность централизованных демократических реформ. Он убежден, что «век нынешний» не повторит ошибок «века минувшего» и будет временем просвещения, созидательного труда и социальной справедливости. Однако все страстные призывы Чацкого бесплодны: фамусовское общество очень жестко стоит за свои социальные привилегии. Проникновенные монологи героя вызывают шок, и те, «чья чаще гнулась шея, как не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол не жалея!», изгоняют «безумца».
Прав ли был Чацкий, проповедуя высокие идеалы «на балу московским бабушкам»? Как мог он расточать свой душевный жар перед столь неблагодарной публикой? Пушкин упрекал Чацкого в отсутствии подлинного ума именно по причине непонимания гри-боедовским героем специфики аудитории. Но декабристы действительно ставили целью повсеместную пропаганду своих идей. К моменту выступления на Сенатской площади их энтузиазм угас, и декабристы перешли от слов к делу. В оправдание идеалистических представлений Чацкого Н. П. Огарев писал: «Вспоминая, как в то время члены тайного общества и люди одинакового с ними убеждения говорили свои мысли вслух везде и при всех, дело становится более чем возможным — оно исторически верно. Энтузиазм во все эпохи и у всех народов не любил утаивать своих убеждений, и -едва ли нам можно возразить, что Чацкий не принадлежит к тайному обществу и не стоит в рядах энтузиастов; Чацкий чувствует себя самостоятельным врагом порядка вещей своего времени».
Образы главных героев «Горе от ума» и «Евгения Онегина» соответствуют двум направлениям в дворянском движении 10-х и 20-х годов девятнадцатого века: активное, деятельное, революционное и пассивно протестующее, безынициативное, самоустранившееся от участия в социальной борьбе. Оба героя умны, образованны, стоят выше своей социальной среды, критически воспринимают окружающую действительность, но взаимоотношения с этой действительностью у них разные: воздействие и отстранение. У героев разные темпераменты: Онегин — меланхолик, Чацкий — холерик. Отсюда и отличие в нравственном облике: Онегин — эгоист (пусть и вынужденно), для него главное — достигнуть собственного душевного комфорта, правда, не ущемляя прав других; Чацкий — альтруист, для него главное — это счастье всего человечества.

Произведения А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина часто сравнивают друг с другом. Они созданы примерно в одно и то же время, но, кажется, что между их главными героями нет ничего общего. Но это не совсем так. Оба писателя создали литературный образ «лишнего человека». Онегин и Чацкий отличаются умом, получили хорошее образование, но им нет места в их социальном окружении. Любовь и личное счастье недоступны этим персонажам.

Характерные черты Александра Чацкого

Александр Чацкий, герой комедии «Горе от ума», не желает прислуживаться высшим чинам, но с радостью служил бы обществу. Он отличается честностью и открытостью, герой не носит масок, горд и не хочет унижаться. В нем нет стремления к власти или богатству, как, например, Скалозуб. Чацкий пытается найти действительно достойные примеры для подражания. Он необыкновенно смел и может противостоять обществу.

Он устремлен к постижению мира, к поиску по-настоящему благородной цели. Его любовь к Софье велика и чиста, он готов к самопожертвованию ради нее. Он не боится быть честным, не скрывает свои мысли и идеи, пытаясь открыть глаза другим на правду, которую постиг. Ему чужда лесть и подлость, рабская философия. Он внутренне свободен и не боится выглядеть сумасшедшим среди представителей «фамусовского» общества.

Ему свойственен юношеский максимализм, преданность высшим идеалам и ценностям, желание приносить пользу окружающим.

Александр Андреевич Чацкий патриот в самом высоком и подлинном смысле этого слова. Но его любовь к Родине действенна, он стремится преобразовать ее, исправить свойственные ей пороки. Крепостническая система и социальная несправедливость в целом вызывает в нем мощный внутренний протест. Ему ближе идеи просветителей, он ценит разум и справедливость. Это и приводит к тому, что молодой человек постоянно произносит речи, наполненные праведным гневом. И все же остается одиноким и непонятым.

Именно одиночество, отсутствие единомышленников роднит героев двух произведений. Их жизни кажутся бессмысленными, так как все порывы обречены на провал и непонимание.

Личностные особенности Евгения Онегина

Заглавный герой романа в стихах тоже одинок в высшем обществе. Когда он развлекался на светских раутах, разбивал сердца женщин. Но бессмысленное времяпрепровождение стало тяготить его. Череда похожих друг на друга балов и обедов не смогли сделать его счастливым.

Героем овладела тоска, он утратил интерес к жизни. Если протест Александра Чацкого выражен громко и открыто, то у Онегина он скрыт и холоден. Отстраненность и апатия - важнейшие особенности личности пушкинского персонажа. Даже любовь Татьяны и красоты природы не смогли вернуть его к активной жизни. Более того, он убивает Ленского во время дуэли, по сути, не желая этого. Почему же он так сильны его страдания?

Причина заключается в нем самом, особенностях воспитания. Он не принимал во внимание чувства других людей, руководствуясь только собственными потребностями и желаниями. Личность Наполеона стала роковой в жизни Онегина. В то время полагалось, что масштабным людям дозволено все. Великий человек равен Богу.

Евгений Онегин привык к тому, что постоянно носит маску и лицемерит. Его естественные душевные порывы давно подавлены. Он не доверяет своим чувствам, руководствуется только разумом и не способен доверять другим. К окружающим относится довольно высокомерно, в итоге не приносит им ничего кроме страданий. Одновременно Евгений Онегин страдает и сам. Все его мытарства, поиски себя и своего места в мире не приводят к результату. Все попытки обрести остаются бесплодными.

Любовь к изменившейся Татьяне становится неожиданностью, даря надежду на внутреннее возрождение. Это чувство помогло ему раскрыться, перестать утаивать себя и свое истинное «Я». Девушка раскрыла перед ним мир вечных моральных ценностей, предоставив ему шанс измениться. Но поскольку финал романа в стихах открыт, мы не знаем последующую судьбу Евгения Онегина. Смог ли он использовать этот шанс?

Итак, Александра Чацкого и Евгения Онегина роднит противостояние с обществом, внутреннее одиночество. Герои обоих произведений не смогли найти выход и оказались первыми персонажами в русской литературе, воплотившими образ «лишнего человека».