Что такое дольмены и менгиры. Кромлехи - это древние сооружения. Для чего строились кромлехи? Самые известные кромлехи. В разных частях света

Мегалитические сооружения появились и широко распространились в эпоху бронзы. К мегалитам можно отнести такие сооружения:

  • менгиры;
  • дольмены;
  • алиньеманы;
  • кромлехи;
  • крытые проходы;
  • и другие постройки из крупных каменных глыб и плит.

Мегалитические сооружения можно встретить в любом уголке земного шара: на Кавказе, в Крыму, в Западной и Северной Европе (Англия, Франция, Дания, Голландия), в Индии, Иране, на Балканском полуострове, в Северной Африке и других странах.

Рисунок 1. Мегалитические сооружения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

История появления мегалитических сооружений и виды

Появление различных видов мегалитических сооружений зачастую связывают с культами почитания предков, солнца или огня, тотема. Масштабная работа по обработке и перемещению каменных глыб производилась при помощи огромного количества людей при первобытной общине организации труда. Самыми распространенными памятниками такого типа являются дольмены.

Определение 1

Дольмены – это погребальные сооружения, которые состоят из нескольких плит, расположенных вертикально, и накрытых горизонтальной плитой.

В весе плиты достигали нескольких десятков тонн. Изначально дольмены достигали в длину двух метров, высота их не превышала 150 сантиметров. Однако со временем им размер их становился больше, подход к ним был устроен в виде каменной галереи. Протяженность таких галерей могла достигать 20 метров. Другим видом мегалитических сооружений являются менгиры.

Определение 2

Менгиры – это вертикально установленные каменные столбы, которые имеют округлое сечение, высоту до 20 метров, вес порядка 300 тонн.

Менгиры находятся вблизи дольменов, поэтому существует предположение, что связывают их погребальные обряды. Менгиры часто можно встретить в виде небольших групп, которые расположены параллельными рядами. Бывает, что протяженность таких рядов достигает 30 километров.

В качестве примера можно привести Карнак в Бретани, где количество менгиров достигает 3000. Считается, что каждый менгир – это памятник усопшему человеку.

Замечание 1

Менгиры возникли не из-за жизненной необходимости, когда человеку нужно было строить жилище или склады. В создание менгиров была заложена идея, которая не связана с борьбой за существование. Но, несмотря на это, были приложены немалые усилия для того, чтобы добыть, доставить и водрузить эти глыбы, которые достигали внушительных размеров и немалого веса.

Факт столь стремительного распространения данного вида мегалитических сооружений указывает на то, что менгиры были неким выражением идей, которые были одинаковыми для людей той эпохи, независимо от них фактического местонахождения.

Эти камни не случайно имели огромные размеры и вес. Если учитывать их историческую взаимосвязь с последующими сооружениями, которые обладали архитектурными чертами, то менгир – это надгробный монумент или памятник, что подобен по своей мемориальной колонне, а вот дольмен – это склеп, гробница или саркофаг. Кромлех в Стоунхендже – это уже, своего рода, храм, пусть и весьма примитивный.

Определение 3

Кромлехи – это крупные группы менгиров, которые располагаются замкнутыми кругами. Иногда круги состоят из нескольких рядов вертикально расположенных камней.

В качестве примера сложного мегалитического сооружения можно привести Стоунхендж. Это круг диаметром 30 метров, который состоит из вертикально поставленных камней. Сверху они перекрыты горизонтальными плитами. В средине сооружения размещены два кольца невысоких камней, а между ними располагается третье кольцо из попарно составленных высоких глыб. В центре расположен одиночный камень, который предположительно считается алтарем. Стоунхендж – это известное мегалитическое сооружение, в котором уже имеются такие архитектурные элементы, как центр, ритм, симметрия.

В этом типе можно увидеть сооружение, в котором техническая задача отыскала не только определенный вид решения, но и получила эстетическое воплощение, что свидетельствует об овладении архитектором чувством ритма, пространства, формы, масштаба и пропорций. Другие мегалиты такими качествами не обладают, поскольку по всем вышеуказанным признаками все они ближе к аморфным природным созданиям, нежели к произведению человеческих рук.

Несмотря на это, кромлех, что расположен в Стоунхендже, также нельзя назвать архитектурным сооружением. Он излишне массивен, по отношению к горизонталям, его вертикали слишком тяжелые. Техничность облика в данном случае преобладает над его художественной композицией. Точно так же, как и во всех других сооружениях, что предшествовали формированию кромлеха:

  • землянки;
  • полуземлянки;
  • шалаши;
  • наземные глинобитные сооружения, что имели утилитарное назначение.

Художественная форма возникла лишь тогда, когда утилитарная форма достигла совершенства. Так же была на завершительном этапе бронзового периода, когда активно возникают ремесла и художественная промышленность.

Огромное количество мегалитических сооружений собрано на Кавказе. Тут широкое распространение получили каменные аллеи, которые в Армении получили название каменное войско. Также встречаются каменные изображения рыб, что были олицетворением божества плодородия.

Волшебная архитектура мегалитических сооружений

Истоки архитектуры свое начало берут еще со времен позднего неолита. Тогда камень уже использовался для создания монументальных сооружений. Все мегалиты древности можно разделить на две большие группы:

  • Древние архитектурные сооружения доисторических обществ: кромлехи, менгиры, дольмена, храмы Мальты. Для постройки таких сооружений использовались практически необработанные камни. Культуры, которые применяли такие сооружения, называются мегалитические. К данной культуре также можно отнести лабиринты из небольших камней, а также отдельные каменные глыбы с петроглифами. Также к мегалитической архитектуре можно отнести дольмены корейской знати и гробницы японских императоров.
  • Мегалитические сооружения более развитой архитектуры. Это сооружения из крупных каменных глыб, которые имеют правильную геометрическую форму. Подобная мегалитическая архитектура характерна для ранних держав, которые не строились в поздние времена. Сюда можно отнести памятники Средиземноморья: мегалитические сооружения микенской цивилизации, пирамиды в Египте, храмовая гора, что расположена в Иерусалиме.

Самые красивые мегалитические сооружения в мире

Гёбекли-Тепе, Турция. Комплекс, что расположена на Армянском нагорье. Данное мегалитическое сооружение считается самым древним в мире. По историческим данным, оно было сформировано в X–IX тысячелетием до нашей эры. Люди в то время занимались собирательством и охотой. Форма этого мегалитического храма напоминает окружности, которых насчитывается более 20 штук. По словам специалистов, этот архитектурный комплекс намеренно был засыпан песком. Его высота достигала 15 метров, а диаметр – 300 метров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция. Многие мегалитические сооружения были представлены в виде церемониальных центров, в которых проводились культу по захоронению мертвых. Сюда можно отнести комплекс мегалитов в Карнаке (Бретань), что расположен во Франции. Он насчитывает около 3000 камней. Мегалиты достигали высоты 4 метров, они были расставлены в виде аллеи, ряды шли параллельно друг другу. Этот архитектурный комплекс можно датировать V–IV тысячелетием до нашей эры. Ходили легенды, что Мерлин приказал, чтобы шеренги римских легионеров окаменели.

Рисунок 8. Мегалиты в Карнаке (Бретань), Франция. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Обсерватория Набты, Нубия , что расположена в Сахаре. Некоторые мегалитические сооружения использовались ранее для определения астрономических событий (равноденствие и солнцестояние). В то время в нубийской пустыне в районе Набта-Плайя было найдено мегалитическое сооружение, которое использовалось для астрономических целей. Благодаря специальному расположению мегалитов можно было определить день летнего солнцестояния. Археологи полагают, что люди тогда жили сезонно, только лишь, когда была вода в озере. Именно поэтому они нуждались в календаре.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери . Стоунхендж – это мегалитическое сооружение, которое представлено в виде 82 колонн, 30 каменных блоков и пяти огромных трилитов. Вес колонн достигает 5 тонн, каменные блоки – 25 тонн, а огромные камни имеют вес 50 тонн. Сложенные блоки формируют арки, которые ранее указывали на стороны света. По мнению ученых, это сооружение было возведено в 3100 году до нашей эры. Древний монолит был не только лунным и солнечным календарем, но и был точной копией солнечной системы в поперечном разрезе.

Рисунок 9. Стоунхендж, Великобритания, Солсбери. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сравнивая математические параметры геометрических фигур кромлеха, удалось установить, что все они отражают параметры различных планет солнечной системы, а также моделируют орбиты их вращения. Удивительно то, что Стоунхендж – это отображение 12 планет солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно считают, что существует еще две планеты за внешней орбитой Плутона, а пояс астероидов – это останки ранее существовавшей 12-ой планеты. Как же об этом могли знать древние строители кромлеха?

Существует еще одна интересная версия о предназначении Стоунхенджа. Во время раскопки тропы, по которой производились ритуальные процессии, в очередной раз подтверждают гипотезу о том, что кромлех был выстроен вдоль рельефа ледникового периода. Это место было особенным: природный ландшафт был расположен вдоль оси солнцестояния, соединяя небо и землю.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова . Изначально это сооружение имело 60 элементов, но на сегодняшний день сохранились лишь 27 скал. Место, где расположен кромлех, ритуальное. Она «нашпигована» различными курганами и захоронениями. Все памятники тут объединены в единый архитектурный комплекс, который сохранен ЮНЕСКО. На сегодняшний день на островах проводятся археологические раскопки.

Храмы Джгантия в Шаре . Он расположен в центральной части острова Гозо и является одной из важнейших мировых достопримечательностей. Мегалитическое сооружение представлено в виде двух отдельных храмов, каждый из которых имеет вогнутый фасад. Перед входом расположена платформа из каменных блоков. Самый древний храм архитектурного комплекса состоит из нескольких полукруглых комнат, что расположены в форме трилистника.

Рисунок 10. Храмы Джгантия в Шаре. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Ученые полагают, что такая троичность – это символ прошлого, настоящего и будущего. По версии историков, храмовый комплекс – это святилище для поклонников богини плодородия. Однако существует версия, что храм Джгантия – это гробница, ведь население мегалитической эпохи соблюдали традиции. Они почитали предков и возводили гробницы, а уже позже эти места становились святилищами, на которых поклонялись богам.

Анатолий Иванов

Дольмены, менгиры, кромлехи...

Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Менгир – это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление. Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика. Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». В этот класс попадают также длинные каменные ряды, в том числе в виде лабиринтов, трилиты – сооружения из трех камней, образующих подобие буквы «П», и так называемые жертвенные камни – неправильной формы валуны с выемками чашеобразной формы.

Такие археологические памятники распространены очень широко, буквально повсеместно: от Британских островов и наших Соловков – до Африки и Австралии, от французской Бретани – до Кореи. Время их возникновения современная наука относит, в большинстве случаев, к IV–VI тысячелетиям до н.э. Это так называемая эпоха неолита, конец каменного – начало бронзового века. Назначение сооружений – исполнение религиозных ритуалов или создание астрономической обсерватории или календаря в камне. Или все это вместе. Возводили их преимущественно первобытнообщинные племена, занятые охотой, рыболовством и примитивным сельским хозяйством – для отправления культа умерших, жертвоприношений и корректировки

календаря. Такова сегодня точка зрения официальной науки.

Не все так просто

Не секрет, что официальная позиция науки вызывает много вопросов. Первый же вопрос встает при попытках воссоздания технологии строительства. Часто она оказывается столь трудоемкой, что озадачивает современного человека. Ведь во многих случаях вес отдельных элементов сооружения составлял 5–10 тонн, а место, откуда добывалась порода, располагалось на расстоянии десятков или даже сотен километров – и это притом, что пригодный материал можно было добыть гораздо ближе. Транспортировка каменных блоков по пересеченной местности, без дорог и машин – весьма трудновыполнимая задача. А если это к тому же горы, как в случае с кавказскими дольменами?

Отдельный вопрос – высокоточная и изощренная обработка поверхностей монолита и последующая установка блоков. Как можно было достичь этого, да еще в условиях «жестокой борьбы за выживание»?

Не вяжется с образом «человека с каменным топором» ни привязка тех или иных мегалитов к астрономическим событиям, ни идея каменного календаря. Ведь и то, и другое подразумевает тщательное наблюдение за природой, сопоставление и обобщение данных, которые можно было накопить иногда только за сотни лет... В отношении первобытных календарей часто употребляется определение «магический». С магией связывают и предполагаемые ритуалы. Но что сейчас означает это слово? Обряды, суеверия? Даже само название «мегалитическая культура», которое мы часто используем, отражает скорее нашу растерянность, чем понимание: ведь дословно это просто «культура больших камней». Вопросы, вопросы, вопросы...

Где искать ответы?

Что же мы на самом деле знаем про ту далекую от нас во всех отношениях эпоху? Где искать ключи к ней? Может быть, общие черты в работе с камнем говорят о существовании какой-то объединяющей буквально весь земной шар пракультуры или доисторической цивилизации? Не о том ли свидетельствует и сходство некоторых мифологических сюжетов Полинезии, Кавказа, Британии – столь удаленных друг от друга мест? В них звучит мотив связи человека с таинственным и более древним волшебным народом могущественных карликов, которым по силам любая работа, – как тут не вспомнить про сказочных гномов. Есть у разных народов много похожих легенд, описывающих строительство с помощью крика, песни, свиста. Некоторые другие мифы (какими окутано, например, создание великого Стоунхенджа) говорят о работе древних великанов.

А как быть с датировкой этих разнообразных сооружений? В большинстве случаев она основывается на радиоуглеродном методе анализа близлежащих остатков органики – например, костров, захоронений или костей животных. Но ведь это не датировка самой обработки камня!

Существуют определенные аналогии «мегалитической культуры» и с более поздними цивилизациями древнего мира – Египтом, Месоамерикой. Там тоже виртуозно обращались с огромными каменными блоками, яркий тому пример – загадка возведения Великой пирамиды. Или обрабатывали валуны так, что простая стена становилась похожа на головоломку: в Саксайхуамане камень выглядит так, как будто резать его не составляло никакого труда (как, впрочем, и поднимать его и с большой точностью устанавливать). Зачастую прослеживается привязка к особым точкам на горизонте, связанным с восходами и захождениями Солнца или Луны, звезд или планет, точкам, которые отражают особенности их движения по небесной сфере.

Считается, что эпоха мегалитов предшествовала древним цивилизациям. Но и дольмены Кавказа, и Стоунхендж выглядят так, будто к моменту их строительства уже был накоплен большой опыт в создании подобных сооружений...

Не надо ехать в Стоунхендж

Кто, узнав про таинственный Стоунхендж, не загорался желанием поехать туда и «пощупать своими руками» – как будто притягивает какой-то невидимый магнит! Но, между прочим, многие памятники мегалитической культуры находятся буквально у нас под боком. Это и кавказские дольмены, и комплекс каменных плит на Куликовом поле. Найдены «чашечные» камни в Тверской, Ярославской, Калужской областях. И пусть все это пока очень мало изучено и не столь широко известно – становится ли оно от этого менее загадочным?

Словно специально для любителей древностей, в горных отрогах по причерноморскому побережью Кавказа разбросаны многочисленные (около трех тысяч!) дольмены – в районе Туапсе, Сочи, Геленджика. В большинстве своем это гранитные «домики» с круглым лазом. Интересно, что чаще всего лаз слишком узкий, чтобы в него можно было забраться. Иногда рядом с таким «домиком» можно найти своеобразную «пробку» в форме усеченного конуса, точно подходящую к отверстию. Иногда «домики» монолитные, но чаще – составные, из каменных плит. Они могут иметь своеобразные «порталы» с «навесом». Встречаются и дольмены другой формы: вместо лаза – выступ в форме полусферы. Рядом с некоторыми дольменами сохранились фрагменты кромлехов: например, к дольмену из «Кожохской группы» примыкает разомкнутый приплюснутый круг из отдельно стоящих камней.

Отдельные дольмены, например, корытообразный дольмен из Мамедова ущелья (на правом берегу реки Куапсе), обработаны таким образом, что указывают на точку восхода Солнца над хребтом в дни равноденствий. Другой особенностью именно этого дольмена является то, что в одном из направлений он по форме напоминает пирамиду со срезанной вершиной. Первые лучи Солнца, пробежав по грани пирамиды, падали в середину перекрытия дольмена, когда Солнце полностью поднималось над его плоской вершиной...

В средней полосе России найдено около полутысячи каменных глыб со следами обработки. Чаще всего они имеют вид лежащих каменных плит с углублениями в форме чаши, иногда со сливом, иногда с несколькими цилиндрическими углублениями или отверстиями. До недавнего времени нельзя было с уверенностью сказать, что на территории Центральной России существуют менгиры или стоящие камни. Но открытия последних лет, в частности – стоячий камень у деревни Белоозеро, неподалеку от шоссе Кимовск-Епифань, дают возможность говорить о существовании и таких памятников. Белозерский менгир вряд ли можно назвать «астрономическим инструментом» – пока не удается установить его ориентацию с необходимой точностью, хотя возможно, что когда-то он указывал направление на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Но другой подобный памятник – Монастырщинская стоячая плита – может быть назван таковым с полным на то основанием. Он находится в овраге Рыбий, неподалеку от села Монастырщина близ впадения Непрядвы в Дон. Плита имеет треугольную форму. Северная грань плиты достаточно плоская и ровная, она сориентирована по оси восток-запад, то есть указывает на восход Солнца в дни равноденствий.

Открытия продолжаются!

Кто знает, какая экспедиция откроет новые следы древних культур, кто знает, кому удастся протянуть новые связующие нити между казалось бы не связанными фактами! Кто знает, сколько еще загадок хранит наша земля, сколько загадок хранят древние камни! Ведь многие открытия – как раз в средней полосе России – были сделаны в течение нескольких последних лет. И на Кавказе продолжают находить и описывать все новые и новые дольмены... Для тех, в ком живет дух приключений и познания, мир вокруг никогда не покажется скучным и серым. Для тех, кто по настоящему ищет, всегда будет достаточно загадочного и неизведанного.

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

на журнал "Человек без границ"

Менгиры Дольмены Кромлехи - от самих слов веет чем-то каменным и очень старым. Провожая нас в бретонский городок Локмариакер, друзья напутствовали:

Городок, конечно, маленький, но скучать вам не придется - вокруг одни дольмены и менгиры. Будет чем заняться.

Действительно, буквально на каждом шагу, стоило только выйти из города (а он заканчивался, не успев начаться), мы обнаруживали огромные камни: некоторые стояли, как столбы, другие громоздились один на другом, как гигантские столы, а из третьих были сложены целые галереи. Об этих камнях на протяжении веков, если не тысячелетий, слагались легенды и, что самое забавное, слагаются и до сих пор, правда, под видом ничем не подтверждаемых якобы научных гипотез.

Менгиры Дольмены Кромлехи - послания?

Долгое время считайтесь, что все эти сооружения (они встречаются в Западной Европе, а также кое-где на Кавказе) возвели кельты - суровый и воинственный народ. Камни эти, мол, служили храмами под открытым небом, и друиды, жрецы кельтов, совершали возле них кровавые жертвоприношения.

Что ж, многие и до сих пор так считают, хотя доказано, что загадочные камни стоят на земле уже более трех тысяч лет, а некоторые еще постарше - археологи называют дату 4800 лет до нашей эры. А множество племен, которых мы называем кельтами, появилось гораздо позже - в середине первого тысячелетия до нашей эры. К тому же, если говорить о тех гигантских камнях, которые находятся на территории Великобритании и Франции, то их, скорее всего, действительно использовали друиды, пришедшие на смену неизвестным нам более древним жрецам; ведь эти сооружения строились как языческие капища, а свято место пусто не бывает, и каждая новая религия использует его по-своему. Только вот ведь незадача: на Кавказе, например, друидов и в помине не было, откуда же там взялись такие камни? Впрочем, в фантастических и ненаучно-популярных книжках можно встретить самые неожиданные объяснения всему. Например, что друиды - это засланные к нам инопланетяне или чудом выжившие жители Атлантиды. Если так, то все возможно...

Но настоящие ученые мужественно признаются в собственном неведении: мы не знаем, говорят они, как назывались народы, построившие эти сооружения, не знаем. для чего и как эти постройки использовались. Мы только можем установить их возраст и предположить, что они как-то связаны с культовыми действами. Это не так интересно, как гипотезы романтиков-псевдоученых. но. по крайней мере, честно.

На самом деле никто даже толком не знает, как правильно назвать эти памятники глубокой старины. Стоячие камни принято называть менгирами. Те, которые похожи на столы, - дольменами. Камни, расположенные по кругу, как английский Стоунхендж, кромлехами. В любом путеводителе написано, что эти слова - бретонские, первое означает "длинный камень", второе "стол-камень", а третье "закругленное место". Это так и не так. Да, слово "менгир" пришло во французский язык. а вслед за ним и во все другие из бретонского. Но в бретонском языке такого слова нет, а стоячий камень обозначают совсем другим словом "пельван" - "столбкамень". Как же так получилось? Дело вот в чем: когда ученые, да и просто любители древностей, впервые заинтересовались этими диковинными сооружениями (а было это еще в начале XIX века). они решили выспросить у местного населения, как эти странные штуки называются. Местное население по-французски в те времена изъяснялось с трудом.

Так что с самого начала пошли сплошные недоразумения и недопонимания между носителями местной традиции и исследователями.

Дальше - больше. Те "новые легенды", которые создавали в своих произведениях писатели-романтики - про друидов и певцов-бардов, черпавших свое вдохновение в тени менгиров, ничего не имеют общего с теми преданиями, которые из уст в уста передавали бретонские крестьяне. Крестьяне просто верили в то, что камни эти волшебные. Да и как иначе, ведь сначала они служили язычникам, а когда в Бретань пришло христианство, старые камни не исчезли вместе со старой религией. Первые священники были умными людьми и понимали, что раз местные жители привыкли поклоняться камням-идолам на протяжении не одной тысячи лет, глупо, а то и опасно пытаться в одночасье убедить их в том, что это - грех. И вместо того, чтобы бороться с языческими камнями, священники решили их "приручить", как когда-то уже не раз делали жрецы других религий. Стали же священными источники, почитавшиеся волшебными еще в древности. Чаще всего достаточно было высечь на вершине менгира крест. Иногда даже и этого не делали: просто какая-нибудь старинная церемония с шествием к камню превращалась в крестный ход. И волки сыты, и овцы целы. А что народ рассказывает о странных камнях сказки и легенды - так это естественно.

Особым почитанием всегда была окружена аллея из дольменов, которая находится в Верхней , неподалеку от местечка Эссе называемая "камни фей". Говорят, что для того, чтобы ее построить, знаменитый Мерлин силой своего волшебства перенес тяжелые камни издалека. Что интересно, археологи с удивлением подтверждают: многотонные плиты, из которых сложена аллея, действительно проделали многокилометровый путь, прежде чем их установили около Эссе. Только вот как это делали? И кому, а главное, зачем это понадобилось?

По другой легенде, эту каменную аллею построили феи. Каждая из них должна была за один раз принести три огромных камня для постройки - по одному в каждой руке и один на голове. И горе той фее, которая не удержит хотя бы один камень. Уронив его на землю, она уже не сможет поднять его и продолжать путь - ей приходилось возвращаться и начинать все сначала.

Говорят, что те, кто построил эту аллею, не прочь пошутить с людьми и сейчас. Многие пытаются сосчитать, сколько же камней в постройке, и каждый называет свое число - кто сорок два камня, кто - сорок три, а кто и сорок пять. Даже если один и тот же человек возьмется пересчитывать их по несколько раз, у него ничего не получится каждый раз число камней будет разным. "С дьявольской силой не шути, - говорили в старину, - никто и никогда не мог сосчитать эти камни. Дьявола не перехитришь".

Но влюбленные верили, что феи помогут им выбрать свою судьбу. В старые времена юноши и девушки приходили в ночь новолуния к аллее старинных камней. Юноша обходил их справа, а девушка - слева. Сделав полный круг, они встречались. Если оба насчитали одинаковое число камней, то их союз должен был быть счастливым. Если кто-то из них насчитывал на один или два камня больше - то судьба им предстояла далеко не безоблачная, но, в общем-то, счастливая. Ну а если разница между двумя числами оказывалась слишком большая, то о свадьбе, по поверьям, лучше было и не думать. Впрочем, влюбленных не останавливали даже предостережения фей.

О менгирах тоже ходили легенды. В старину верили, что под стоячими камнями хранятся клады. Например, под менгиром близ города Фужер. Рассказывали, что каждый год в ночь под Рождество к камню прилетает дрозд и приподнимает его, так что можно увидеть лежащие на земле луидоры. Но если ктонибудь захочет воспользоваться этим моментом и выхватить деньги, то огромный менгир раздавит его своей тяжестью.

А есть еще менгиры, которые в рождественскую ночь, пока в церквях служат мессу, сами идут к ручью на водопой, а потом возвращаются на свое место. Горе тому, кто окажется на дороге камня, который несется с огромной скоростью и может сокрушить все на своем пути. Однако, как гласят предания, находятся любители рискнуть: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, запросто может оказаться сокровище. Если успеть его забрать, пока менгиры на водопое, остаток жизни проживешь безбедно. Правда, выжить мало кому удавалось: разгневанный менгир обычно гнался за вором, как разъяренный бык, и сминал беднягу в лепешку.

Мы, конечно, не собирались искать сокровища, тем более, что до Рождества было еще далеко. Просто было любопытно посмотреть на камни, о которых столько говорят и пишут. Первым делом мы отправились в небольшой музей под открытым небом, где за скромную плату можно было лицезреть самый большой менгир Бретани - 20 метров в длину, весящий примерно 280 тонн. Правда, гигант не стоял, как положено порядочному менгиру, а лежал на земле, расколотый на несколько частей. Случилось это, скорее всего еще в древности, а от чего - никто не знает. Может быть, древних строителей подвела гигантомания, и они просто не смогли установить чудо-камень и уронили его. Возможно, камень все же постоял какое-то время, но потом обрушился из-за землетрясения. Местные жители утверждают, что его разбила молния. Кто знает, как было на самом деле?

Кстати, далеко не все менгиры и дольмены гигантские. Однажды, еще в студенческие годы (я училась в бретонском городе Ренн), со мной произошел забавный случай. Это было в городке Пон-Лаббе, куда нас с подругой пригласил однокурсник, уроженец этого городка. В числе прочих достопримечательностей он решил показать нам целую поляну дольменов. Мы дружно погрузились в его старенький "форд" и проехали расстояние, которое вполне смогли бы осилить пешком. Выйдя из машины, я начала недоуменно оглядываться: а где же обещанные дольмены?

Да вот же они, - подсказали мне. - посмотри вокруг.

И действительно, полянка была усеяна дольменами. Маленькими: самый высокий доходил мне до колена. Я невольно рассмеялась, однако мой гид стал защищать карликовые дольмены, утверждая, что они не менее древние, чем те многометровые гиганты, которые так любят показывать туристам. Этого я отрицать не стала, но все же полянка произвела на меня несколько гнетущее впечатление и вовсе не из-за размера дольменов. Вспомнились московские лесопарки после майских праздников: под дольменами валялись фантики, окурки и несметное количество пустых бутылок, говоривших о том, что здесь регулярно совершались отнюдь не ритуальные возлияния.

Да, - вздохнул мой провожатый, - не берегут у нас дольмены с менгирами, не берегут... Это еще ничего, это убрать можно, а вот лет двадцать-тридцать назад у нас насмотрелись фильмов про вашу целину и тоже принялись объединять мелкие поля, уничтожать межи... Под горячую руку и менгиры подворачивались: представь себе, стоит посреди поля менгир, вроде никому не мешает. В список памятников не занесен по причине маленького роста. Конечно, можно каждый раз аккуратно объезжать его на тракторе, только это и времени требует, и внимания, и лишней траты топлива. А как же экономия? Вот и выкорчевывали менгиры, о которых ученые и не слышали. Сколько таких камней пропало, никто не знает.

Большим менгирам с дольменами действительно повезло. Их усиленно охраняет государство. В Локмариакере вплотную к ним не подойдешь: они огорожены веревочками, и десятки посетителей бродят толпами по узким дорожкам, глазея направо и налево. За пределами города, правда, есть подземные галереи, по которым можно свободно полазить. Около каждой установлен указатель и панно, объясняющее историю памятника на четырех языках: французском, бретонском, английском и немецком.

Самой красивой мне показалась галерея в местечке Керере, у мыса Керпенхир, километрах в двух от Локмариакера. Мы отправились туда с утра пораньше, чтобы насладиться красотой древнего памятника, не сталкиваясь лбами с себе подобными. Снаружи вид не ахти какой: каменные плиты на вершине небольшого холма, некое подобие норы, у входа в которую небольшой - чуть выше человеческого роста - менгир. Спускаемся в галерею. Пахнет солью и сыростью не мудрено, ведь море совсем рядом. Идти приходится на четвереньках: за несколько тысячелетий огромные плиты успели основательно врасти в землю. Хотя, скорее всего, изначально своды галереи и не были очень высокими; люди были гораздо меньше: вспомните хотя бы рыцарские доспехи в музеях в них влезет не каждый тринадцатилетний мальчик. Что уж говорить про людей пятитысячелетней давности! Имто, наверное, такие галереи казались высокими и просторными. Как бы то ни было, но нам, людям двадцатого века, приходится беречь головы. В полный рост можно распрямиться только в конце галереи, в маленьком зале. И то если рост у вас не выше среднего.

На панно, установленном неподалеку, нарисован план галереи и обозначены две плиты, на которых высечены загадочные рисунки. Однако увидеть их невозможно: в галерее царит мрак, и только изредка кое-где сквозь щель между потолочными плитами пробивается лучик солнца. Пробираться приходится на ощупь, отчего галерея кажется еще более таинственной: неожиданно поворачивает, так же неожиданно оканчивается. Однако нащупать плиты с рисунками мне удалось. Более того, удалось их сфотографировать со вспышкой. И только когда фотографии были готовы, мы смогли узреть послание, оставленное нам древними художниками.

Что обозначают орнаменты из галереи Керере - неизвестно, однако один из них очень напоминает традиционный мотив бретонской вышивки. Надо полагать, что местные кустари испокон веков повторяли орнамент, когда-то увиденный при свете факела в подземных галереях. Рассказывают удивительные вещи: например, на одной из плит дольмена в Локмариакере изображена половина какого-то животного. Вторая половина находится на плите дольмена острова Гавриниз (что в переводе с бретонскою значит "Козий остров"), отстоящего от Локмариакера на четыре километра. Ученые предполагают, что это две части одной, когда-то расколовшейся четырнадцатиметровой каменной стелы, которую поделили между собой два храма. Только неизвестно, на чем можно было вести такую тяжесть по морю до самого острова Гавриниз?

После кромешной темноты летнее солнце ослепляет. Такое впечатление, что мы совершили путешествие во тьму веков - в буквальном смысле этого слова...

Анна Мурадова

Дольмены, менгиры, кромлехи…

Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Менгир – это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление. Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика. Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». В этот класс попадают также длинные каменные ряды, в том числе в виде лабиринтов, трилиты – сооружения из трех камней, образующих подобие буквы «П», и так называемые жертвенные камни – неправильной формы валуны с выемками чашеобразной формы.

Такие археологические памятники распространены очень широко, буквально повсеместно: от Британских островов и наших Соловков – до Африки и Австралии, от французской Бретани – до Кореи. Время их возникновения современная наука относит, в большинстве случаев, к IV–VI тысячелетиям до н. э. Это так называемая эпоха неолита, конец каменного – начало бронзового века. Назначение сооружений – исполнение религиозных ритуалов или создание астрономической обсерватории или календаря в камне. Или все это вместе. Возводили их преимущественно первобытнообщинные племена, занятые охотой, рыболовством и примитивным сельским хозяйством – для отправления культа умерших, жертвоприношений и корректировки календаря. Такова сегодня точка зрения официальной науки.

Из книги Обновление от 30 августа 2003 года автора Пятибрат Владимир

Дольмены Богатырские хатыКое-где по миру, продолжали сохраняться очаги света и в первую очередь, на Кавказе, в Тартарии – центре разрушенного Словянского Мира. Из-за военных бактерий и вирусов, оставшиеся в живых «джентльмены» (джины-эльфы), утратили способность к

Из книги Места силы автора Комлев Михаил Сергеевич

Анапа. Дольмены Что такое дольмены, людям неизвестно до сих пор. Паломники со всего мира прилетают сюда, чтобы зарядиться особым потоком энергии. Считается, что дольмены являются местом силы. Дольмены сложены из каменных плит определенной формы. Вес одной плиты может

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Дольмены Краснодарского края С момента открытия дольменов на территории Краснодарского края прошло уже более 200 лет. В далеком 1793 г. первые дольмены были обнаружены неподалеку от станицы Фонталовской на Таманском полуострове русским ученым П. С. Палласом. Он счел их

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Дольмены Цербелевой поляны Остатки дольменов нередки в Мезмайском сельском округе. Они встречаются на Цербелевой поляне, напротив села Хамышки, на правом высоком берегу верховьев реки Курджипс, по старому лесному волоку в сторону станицы Темнолесской (поляны Полгоры) и

Из книги Путешествие души автора Шереметева Галина Борисовна

2.6. Дольмены и их тайны Многие слышали про такие сооружения, как дольмены. Но мало кто знает, кем и зачем они создавались. На этот вопрос нет точного ответа и поныне. Их создатели исчезли, не оставив после себя никаких других следов.Ученые считают, что примерный возраст этих

Из книги автора

Дольмены От язычества Руси остались места силы. На многих из них построены христианские церкви и храмы. С одним из таких мест мне довелось познакомиться в Краснодарском крае. Ранее я уже слышала о дольменах. Рассказывали, что так, достигнув духовной силы, уходили из жизни

3 082

Во многих странах мира и даже на морском дне находятся загадочные сооружения из огромных каменных глыб и плит. Они получили название мегалиты (от греческих слов «мегас» - большой и «литос» - камень). До сих пор точно не известно, кто и с какой целью провел в очень древние времена в самых различных местах планеты столь титаническую работу, ведь вес некоторых глыб достигает десятков, а то и сотен тонн.

Самые удивительные в мире камни

Мегалиты подразделяются на дольмены, менгиры и трилиты. Дольмены - самый распространенный тип мегалитов, это своеобразные каменные «домики», только в Бретани (провинция Франции) их не менее 4500 штук. Менгирами называют установленные вертикально удлиненные каменные глыбы. Если на две вертикально установленные глыбы сверху положена третья, то такое сооружение называется трилитом. В том случае, если трилиты установлены в кольцевой ансамбль, как в случае знаменитого Стоунхенджа, то такое сооружение называется кромлехом.

До сих пор никто не может точно сказать, с какой целью сооружались эти внушительные сооружения. Гипотез на этот счет очень много, но ни одна из них не может исчерпывающе ответить на все вопросы, заданные этими молчаливыми величественными камнями.

Долгое время мегалиты связывали с древним погребальным ритуалом, однако рядом с большинством из этих каменных сооружений археологи не обнаружили никаких захоронений, а те, что и были найдены, скорее всего, сделаны уже в более позднее время.

Наиболее распросртаненная и поддерживаемая многими учеными гипотеза связывает сооружение мегалитов с самыми древними астрономическими наблюдениями. В самом деле, некоторые мегалиты можно использовать как визиры, позволяющие фиксировать точки восхода и захода Солнца и Луны в дни солнцестояний и равноденствий.

Однако у противников этой гипотезы возникают вполне справедливые вопросы и критические замечания. Во-первых, существует очень много мегалитов, которые трудно связать с какими-либо астрономическими наблюдениями. Во-вторых, зачем древним в то далекое время понадобился столь трудоемкий способ познания движения небесных светил? Ведь даже если таким способом они устанавливали сроки проведения сельскохозяйственных работ, то прекрасно известно, что начало сева гораздо больше зависит от состояния почвы и погоды, чем от определенной даты, и может сдвигаться в ту или иную сторону. В-третьих, противники астрономической гипотезы справедливо указывают, что при таком обилии мегалитов, как, например, в Карнаке, всегда можно подобрать с десяток камней, якобы установленных с астрономическими целями, а для чего тогда предназначались тысячи других?

Впечатляет и масштаб проведенных древними строителями работ. Не будем останавливаться на Стоунхендже, о нем уже много писали, давайте вспомним о мегалитах Карнака. Пожалуй, это самый масштабный мегалитический ансамль во всем мире. Ученые считают, что сначала он насчитывал до 10 тысяч менгиров! Сейчас сохранилось всего около 3 тысяч вертикально установленных каменых глыб, достигающих в ряде случаев высоты в несколько метров.

Предполагают, что первоначально этот ансамбль тянулся на 8 км от Сент-Барба до реки Краш, сейчас он сохранился лишь на протяжении 3 километров. Различают три группы мегалитов. К северу от деревни Карнак располагается кромлех в виде полукруга и одиннадцати шеренг, в которых насчитывается 1169 менгиров высотой от 60 см до 4 м. Протяженность ряда - 1170 м.

Не менее впечатляющи и две другие группы, которые, скорее всего, когда-то вместе с первой составляли единый ансамбль, еще в конце XVIII в. он более менее сохранялся в своем первозданном виде. Наиболее крупный менгир всего ансамбля был высотой в 20 метров! К сожалению, сейчас он повален и расколот, однако и в таком виде мегалит внушает невольное уважение к создателям подобного чуда. Кстати, даже с помощью современной техники весьма сложно управиться даже с небольшим мегалитом в случае, если его надо восстановить в прежнем виде или перенести на другое место.

Во всем «виноваты» карлики?

Мегалитические сооружения обнаружены даже на дне Атлантического океана, а древнейшие из мегалитов относят к 8-му тысячелетию до нашей эры. Кто же был автором столь трудоемких и загадочных каменных строений?

Во многих легендах, в которых так или иначе упоминаются мегалиты, часто фигурируют загадочные могущественные карлики, способные играючи выполнять непосильную для обычных людей работу. Так, в Полинезии таких карликов называют менехунами. Если верить местным легендам, это были безобразные на вид существа, лишь отдаленно напоминающие людей, ростом всего до 90 см.

Хотя менехуны обладали взглядом, от которого кровь стынет в жилах, карлики в целом относились доброжелательно к людям и иногда даже помогали им. Менехуны не выносили солнечного света, поэтому появлялись только после заката, в темное время суток. Полинезийцы считают, что именно эти карлики являются авторами мегалитических сооружений. Любопытно, что в Океании менехуны появились, прилетев на большом трехъярусном острове Куаихелани.

Если менехунам требовалось побывать на суше, их летающий остров опускался на воду и подплывал к берегу. После выполнения намеченной работы карлики на своем острове снова поднимались в облака.

Знаменитые кавказские дольмены адыгейцы называют домами карликов, а в осетинских легендах упоминаются карлики, которых звали народом бицента. Карлик-бицента, несмотря на свой рост, обладал недюжинной силой и был способен одним взглядом свалить огромное дерево. Есть упоминания о карликах и у аборигенов Австралии: как известно, на этом материке также в большом количестве встречаются мегалиты.

В Западной Европе, где не ощущается недостатка в мегалитах, также распространены легенды о могущественных карликах, которые, как и полинезийские менехуны, не выносят дневного света и отличаются недюжинной физической силой.

Хотя у многих ученых до сих пор сохраняется определенный скептицизм по отношению к легендам, все же повсеместное распространение в фольклоре народов информации о существовании маленького могущественного народца должно опираться на какие-то реальные факты. Может, на Земле на самом деле когда-то существовала раса карликов или за них принимали пришельцев из космоса (вспомним о летающем острове менехунов)?

Тайна пока остается тайной

Мегалиты, возможно, создавались с неясными пока нам целями. К такому выводу пришли ученые, которые занимались изучением необычных энергетических эффектов, которые наблюдаются в местах расположения мегалитов. Так, у некоторых камней приборами удалось зарегистрировать слабое электромагнитное излучение и ультразвуки. В 1989 году под одним из камней исследователи уловили даже необъяснимые радиосигналы.

Как считают ученые, подобные загадочные эффекты можно объяснить тем, что мегалиты часто устанавливались в местах, где в земной коре находятся разломы. Каким образом древние находили эти места? Может быть, с помощью лозоходцев? Зачем мегалиты устанавливались именно в энергетически активных местах земной коры? На эти вопросы у ученых пока еще нет четких ответов.

В 1992 году киевские исследователи Р. С. Фурдуй и Ю. М. Швайдак предложили гипотезу, что мегалиты могут быть сложными техническими устройствами, а именно - генераторами акустических или электронных колебаний. Довольно неожиданное предположение, не правда ли?

Эта гипотеза родилась не на пустом месте. Дело в том, что английские ученые еще до этого установили, что многие мегалиты издают ультразвуковые импульсы. Как предположили ученые Оксфордского университета, ультразвуковые колебания возникают вследствие слабых электрических токов, наводящихся под воздействием излучения Солнца. Каждый отдельный камень при этом излучает небольшую энергию, но в целом мегалитический каменный комплекс может создать временами мощный энергетический всплеск.

Любопытно, что для большинства мегалитов их создателями подбирались породы, содержащие большое количество кварца. Этот минерал способен генерировать слабый электрический ток под воздействием сжатия… Как известно, камни от перепада температур то сжимаются, то расширяются…

Тайну мегалитов пытались разгадать исходя из того, что их создатели были примитивными людьми каменного века, однако такой подход оказался непродуктивным. Почему бы не предположить обратное: создатели мегалитов обладали очень развитым интеллектом, позволяющим им использовать естественные свойства природных материалов для решения неведомых пока нам технических задач. В самом деле - минимум затрат, а какая маскировка! Эти камни простояли тысячи лет, выполняя свои задачи, и только сейчас у людей возникли некоторые еще туманные сомнения на счет их истинного предназначения.

Никакой металл не выдержал бы столько времени, его бы растащили наши предприимчивые предки или съела коррозия, а вот мегалиты стоят до сих пор… Возможно, когда-нибудь мы раскроем их тайну, а пока эти камни лучше не трогать. Кто знает, может, эти сооружения являются нейтрализаторами каких-то грозных природных сил?