«Я своим появлением вызвал движение на белорусской сцене…. Алексей Хлестов: "Я давно понял преимущества маленького роста: я уникальный и эксклюзивный!"

Есть люди, которые существуют для нас в качестве образов – сценических и экранных. Они как будто просыпаются и засыпают там: в телевизорах.

На самом деле – просыпаются и засыпают они рядом с любимыми. В доме, фундамент которого создали вместе.

В канун Дня всех влюбленных мы сумели уговорить на разговор о личном не только тех, кому к интервью не привыкать, но и их немедийных половинок.

В разговоре за вкусным кофе – семьи Дениса Курьяна, Алексея Хлестова, Саши Немо и Ларисы Грибалевой.

Денис и Юлия

Денис и Юлия Курьян вместе 6,5 лет, и из них почти 6 лет женаты. Они вместе управляют продакшн-студией по созданию презентационного видео и сетью кофейных аппаратов. Ну а главное – они родители Кирюши (5 лет) и Миланы (2,5 года).

– Денис, у вас с Юлей была интересная и красивая история знакомства. Поделитесь!

Денис: Самое забавное, что она сохранилась на видео. Это было декабрьским вечером 2007-го года в Жодино на полигоне испытаний БелАЗов. Мы там снимали новогодний ролик для БТ – как ведущие на огромных машинах везут огромные коробки зрителям. Юля была приглашена в качестве актрисы, у которой по сценарию сломалась машина, а мы с Сергеем Кухто и Андреем Муковозчиком должны были ей помочь, взять на буксир БелАЗа. Кажется, моя помощь оказалась самой эффективной, ведь я устроил Юле личную жизнь! (Улыбается.)

– Юля, расскажите, пожалуйста, каким было ваше первое впечатление при встрече с Денисом?

Юля: Я в то время трудилась на двух работах: в облисполкоме и параллельно в модельном агентстве – показы, съемки и так далее. Телевизор времени смотреть не было, и кто такой Денис Курьян – я понятия не имела. Да, как потом уже выяснилось, я раньше смотрела трансляции "Евровидения", которые комментировал Денис. Но картинка с голосом как-то не стыковались исходя из того, как он "хулиганил" в эфире, я думала – что Курьян – это такой фрик в татуировках и с выкрашенными волосами. А Денис как-то слишком аккуратно выглядел, больше похож на сотрудника банка, чем на ведущего развлекательной программы.

– Как развивались ваши отношения?

Денис: Ну, хотя Юля мне с первого взгляда очень понравилась, на тот момент у меня была девушка. Все случилось чуть позже, почти через год Юля пригласила меня вести свадьбу лучшей подруги. При подготовке этого события мы стали общаться более плотно, и потом как-то решилось, что следующей свадьбой будет наша.

- Юля, вас не беспокоила медийность Дениса? Ведь бытует расхожее мнение о том, что мужчина из мира шоу-бизнеса не может долго быть с одной женщиной, а тем более - оставаться ей верным?

Юля: Я не воспринимаю Дениса как некого "медийного" человека, для меня он просто мой муж, любимый человек, а не "медиаперсона". Просто такая у него работа, публичная. И потом, сегодня в силу новой специфики работы Дениса чаще можно увидеть в компании режиссера и оператора или директоров заводов и фабрик, чем каких-нибудь моделей. Поэтому я абсолютно спокойна.

Денис: Кстати, был забавный случай на нашей свадьбе. Каждый гость в конце должен был передавать свечу, как бы символ семейного очага, и произносить пожелание одним словом. Юлина тетя сказала "Верности" и зачем-то свечу задула… хотя нужно было просто передать следующему. Вот уже 6 лет этот случай – тема для подколок друг друга.


Денис, вам наверняка встречалось в сфере работы много интересных девушек. Чем Юля отличалась от них?

Денис: Конечно, встречают по внешности, и, как вы понимаете, девушку ростом 177 см трудно было не заметить! Но главное, что меня сразу покорило, – Юля очень позитивный и энергичный человек. Наверняка парни бывали в ситуациях, когда приглашают девушку на свидание, а говорить не о чем, возникают неловкие паузы, неуютно себя чувствуешь. С Юлей такого не было никогда, быть может, потому что у нас одинаковые взгляды на жизнь и много общих интересов. Я сразу почувствовал, что это "мой" человек.

- Юля, а у вас были моменты сомнений в том, что Денис – это точно "ваш" мужчина?

Юля: Нет, не было, и сегодня нет, я просто это почувствовала. Надежный, с чувством юмора и видением будущего, это мой "идеал", которому Денис соответствует. За эти 6 лет Денис стал взрослее, мудрее, терпеливее, и я еще больше уверена в своем выборе.

- Когда стали жить вместе, столкнулись ли, как это часто бывает у молодых пар, с бытовыми проблемами?

Денис: Нет, у нас была настолько маленькая квартира, что ее можно всю помыть и пропылесосить, стоя на коврике у входной двери. (Улыбается.)

Главное, чтобы оба смотрели на вещи одинаково – хотим чистоту в доме – давай вместе уберем, даже если это придется делать ночью. Понятно, что с рождением первого ребенка большую часть хлопот Юля взяла на себя, а я стал еще интенсивнее трудиться. Я все могу: и памперс поменять, и переодеть, и накормить, и искупать, и сварить простую кашу, но пользовалась этими моими умениями Юля крайне редко, жалела меня.

Юля: Нам стало сложнее и интереснее, когда родился Кирюша, а это случилось через 9 месяцев и 2 дня после свадьбы. Но, видимо, у меня в генах пример моей мамы. Папа – военный, он служил в абсолютно разных местах – от ГДР до Бурятии. Не всегда мы могли быть рядом, и мама в основном одна воспитывала двоих детей, у нас с братом разница всего год. И, естественно, она никогда не упрекала мужа за то, что в каких-то ситуациях не смог быть рядом: такая профессия, такая судьба. У нас с Денисом то же самое – бытовые вопросы я беру на себя и отношусь с пониманием. Всем девушкам желаю не "сверлить" своих мужчин из-за всякой бытовой ерунды.


- Вы сторонники партнерских родов, отношение к которым в нашем обществе по-прежнему неоднозначное. Расскажите, почему для вас это было правильным решением?

Денис: Это самое большое счастье в жизни – видеть, как появляются на свет твои малыши. Слава Богу, что у меня была возможность не ходить под роддомом или сидеть с телефонной трубкой в ожидании, а видеть это чудо. И Кирюшу, и Милану после взвешивания я забирал в палату и дальше 20 минут их новой жизни проводил с ними именно я, в ожидании, когда привезут Юлю.

Юля: Мне было комфортно и удобно, что муж в этот момент рядом. Он помогал правильно дышать, шутил, поддерживал, в общем, делал то, что должен делать настоящий мужчина в такой ситуации. Конечно же, мы хотим еще детей, и я уверена, что следующие роды тоже будут партнерскими.

- Поделитесь правилами и табу счастливой семьи!

Юля: Наши правила: развлекаться и отдыхать так, чтобы было интересно обоим; находить время быть вдвоем, без детей; не стесняться просить прощения и делать первый шаг; находить способ быть счастливыми при любых обстоятельствах!

Денис: Ну и наши табу: не обвинять и не давать оценок; не повышать голос на свою "половинку"; не забывать о важных датах семейной жизни; не ложиться спать, поссорившись и не помирившись

Алексей и Елена


По признанию певца Алексея Хлестова, его жена Елена – настоящий партнер как в творчестве, так и в бизнесе. А еще слушатель – самый преданный и пристрастный.

Ко всему этому она, безусловно, любящая женщина и прекрасная мама, которая создает погоду в доме. Чтобы потом ее популярный муж, в свою очередь, создал погоду на сцене.

По каким законам живет семья Хлестовых, спросим у них самих.

- Алексей, Елена, как и где вы нашли друг друга?

Алексей:

– В королевстве Бахрейн! Мы с Леной работали там в начале двухтысячных. Правда, в разных коллективах.

И вот однажды команда, в которой работала Лена, пришла к нам на репетицию. Я, как сейчас помню, пел тогда Брайана Адамса и Бэкстрит Бойз. Последующие пятнадцать лет свидетельствуют о том, что ей, видимо, понравилось, как я это делал!

Елена:

– Да, тогда та самая искра между нами и проскочила. Я классик, не эстрадница. И такого артиста, как Алексей Хлестов, не знала вообще. И настроена была, соответственно, очень скептически.

Но это была та самая ошибка, которой впоследствии радуешься. Его проникновенность меня поразила! Ну, и что скрывать: поражает до сих пор.

– Верите в предназначенность людей друг другу?

Алексей:

Я да, верю. Верю в судьбу и в то, что звезды складываются так, как предначертано. Каждый мужчина ищет не просто возлюбленную, а родную душу. Я ее нашел. И не где-нибудь, а вдалеке от родины. Как не верить после этого?

Елена:

– Согласна! Мы очень тесно связаны были с самого начала. Так связывать только сверху могут.

Сразу нашли точки соприкосновения, убедились в том, что одинаково смотрим на вещи, поняли, что близки по духу. Я всегда говорю Леше: "Ты мой человек!". И он отвечает мне тем же.


– Быть хорошей женой для артиста и просто хорошей женой – это же разные истории, верно?

Алексей:

– Да, быть хорошей женой для артиста – это больше. Вот Лена. Она же не просто любимая женщина, она творческая единица. У нее безупречная музыкальная интуиция: она чувствует, какой должна быть песня, знает, как мне ее подать.

Она в курсе всех моих дел и замыслов – поддержка в том, что уже сделано, и идейный вдохновитель в том, что еще на чертежах.

Мы ведь, мужчины, только внешне такие сильные ребята. А на деле – нам нужен крепкий тыл. Особенно артистам!

Знать, что, отработав на сцене и в кадре, ты можешь прийти к человеку, который любит и принимает тебя таким, какой ты есть.

Лена – хранительница семейного очага и моего душевного равновесия. Она занимается домашним производством счастья.

– Елена, эти титулы трудно вам даются?

Елена:

– Да, пожалуй, потрудней любых бизнес-достижений. (Улыбается.)

Поэтому меня всегда забавляют стереотипы о том, что жена артиста – это праздное существо, а домохозяйка – женщина, которая устроилась в жизни и может почивать на лаврах.

Это работа: делать так, чтобы домой хотелось возвращаться. Чтобы муж точно знал: его любят. Чтобы дети росли хорошими людьми.

А при этом еще и себя саму как женщину и личность надо не растерять!
Так что задачка непростая. Я сама даже не представляла насколько. Но ее решение и составляет мое счастье.


– Как вы проводите время, предназначенное только для семьи?

Алексей:

– А у нас всегда есть наш семейный день – воскресенье. После недели, когда каждый день расписан по часам, это самое воскресенье нас и спасает.

Этот день мы стараемся проводить с самыми близкими: родителями, кумовьями или друзьями семьи. Едем в гости или детские развлекательные центры. И даже можем побаловать себя чем-то, на что в повседневной жизни жесткое табу: десертом, пиццей или домашним гамбургером!

Но все это не суть. Главное: нам просто хорошо вместе.

- Как вам удалось сохранить это ощущение на протяжении 15 лет?

Алексей:

– Мы всегда доверяли друг другу и никогда не злоупотребляли этим доверием.

Елена:

– А еще умели находить общий знаменатель и помнили, что именно это и есть самое главное.

Саша и Света


Саша Немо – тогда еще Александр Ефимик – встретил свою жену Свету пятнадцать лет назад, когда у него не было ни сценического имени, ни, собственно, самой карьеры на большой сцене.

Тем не менее, вместе Саша и Света сумели преодолеть трудности, воплотить в жизнь самые смелые мечты и, что главное, не потерять друг друга на этом пути. Как им это удалось?

Сейчас узнаем!

– Саша, расскажите, как вы впервые увидели Свету?

Саша:

– О! Это интересная история. Первый раз мы со Светой увидели друг друга в 1999 году на фестивале в Новогрудке, куда приехали как студенты Гродненского колледжа искусств. Было нам на тот момент лет 18. Мы прогулялись по городу, поболтали о чем-то, поулыбались и разбежались…

Я Свету, конечно, не забыл и в колледже искал ее глазами. Но она училась на отделении хореографии, а там все девочки были как на подбор – в черной тренировочной форме, с собранными волосами, измученные репетициями. Не отличить, ей-богу!

Так бы и потеряться могли!

Но потом была студенческая дискотека. И я, пригласив на медленный танец первую девушку, которую заметил на площадке, с удивлением понял: так вот же она, та самая!

– Света, а вы когда поймали себя на мысли "так вот он, тот самый"?

Света:

– Наверное, еще в тот момент, о котором Саша знать не может. Мы не были знакомы, а девочки-студентки около актового зала шушукались "мальчик такой приехал талантливый – так поет, так поет!". Я подошла ближе, прислушалась – и влюбилась в голос. Который тогда пел песню Серова "Я люблю тебя до слез".
Потом, когда я увидела обладателя голоса, не скрою, была несколько разочарована несоответствием. (Смеется.)
Но уже тогда подумала: ничего, дорастет! И ему это удалось с лихвой!

- Но прежде чем это произошло, нужно было преодолеть период становления. Как получилось пройти его вместе?

Саша:

– Знаете, именно этот трудный период нас больше всего и сплотил.

Света окончила колледж искусств и продолжила обучение в городе Мосты. Я продолжал учиться в Гродно, но уже получил предложение работать с оркестром Финберга, а потому постоянно ездил то к ней, то в Минск.
Казалось бы: ну какие отношения между двумя совсем молодыми ребятами, которые живут на три города?
А по факту расстояние заставляло нас ценить каждую минуту, которую мы могли провести рядом. И мы так мечтали жить вместе, что когда это наконец произошло, не испугались бытовухи – делили одну тарелку макарон на двоих и были рады этому. Этот период научил меня: не стоит переоценивать материальное, сколько бы оно ни стоило.

Света:

– Да-да! У нас, когда в Минск приехали, всех вещей было: посуда, постельное белье и магнитофон. И мы так радовались каждому совместному приобретению и достижению, каждой удаче друг друга! Было бы огромной ошибкой отказаться от этого и все разрушить.

Думаю, так – к счастью! – не случилось, потому что мы всегда были не только возлюбленными, но и друзьями. Советовали, поддерживали, искренне болели друг за друга. Нам было интересно вместе расти… И вот – выросли. (Улыбается.)
Пройдя и огонь, и воду.


– А медные трубы – с долгими гастролями и, конечно, поклонницами?

Саша:

– И это тоже. За 15 лет всякое бывало. Но даже если возникали неоднозначные ситуации – люди ведь по всякому свою любовь к артисту проявляют! – Света никогда не забывала о том, как важны в отношениях здравый смысл и доверие. Богом нам дано прекрасное умение говорить. И слышать. Мы с женой, к счастью, умеем их использовать.

Света:

– Это да. Но вот что еще важно: Саша говорит о неоднозначных ситуациях, а я их и не помню! Честно! У меня не было времени фиксировать это и зацикливаться на сомнениях, страхах, ревности. Любимое дело (я визажист с двенадцатилетним стажем), поездки на международные конкурсы, общение с интересными людьми – все это всегда занимало значительную часть моей жизни. И когда я уезжала создавать красоту – себе и другим – Саше, думаю, тоже было о чем подумать и поволноваться! (Смеется.)

– Поволноваться Саше (как он отмечал в одном из интервью. – Прим. ред.) пришлось, когда вы уезжали в роддом. Причем оба раза!

Саша:

– О да. Когда Света рожала нашу старшую дочку, Анечку, я безумно переживал. Жену увезли в роддом, а я остался совсем один. Наедине со своими мыслями.

Успокаивал меня старший брат Ани. Думаю, это нормально: для каждого мужчины рождение первенца – настоящее эмоциональное испытание. И ему тоже нужен кто-то, кто подставит плечо.
А вот во время рождения второй дочки, Маши, я, к сожалению, был далеко. Уехал на концерт в Рязань. Был уверен, что успею вернуться, но не смог. Как я себя за это ругаю – не представляете!
Должен был стоять под дверью палаты, а стоял на сцене…

Света:

– Мне, честно скажу, приятно, что Саша так раскаивается. Это по-мужски!

Но, пожалуй, сейчас признаюсь: я специально отправила его на тот концерт. Зная уже, что в этот день рожу.

Своих родителей со старшей дочкой тоже попросила не сидеть со мной, а съездить погулять. "Ну, – говорят, – обязательно позвони, если что!". "Позвоню-позвоню".

И, когда дверь закрылась, собрала вещи и поехала в роддом.

Почему я так сделала? Потому что так было спокойнее и мне, и им. Я еще в первый раз поняла, что родные переживают сильнее, чем я сама, и их волнение передается мне. Мне становится страшно, я начинаю себя жалеть… Ни к чему это!

– Саша, смелая у вас жена…

Саша:

– Точно! А главное, умеет контролировать эмоции, брать себя в руки и в любой ситуации сохранять холодную голову. У меня с этим всю жизнь проблемы!

Cвета:

– Ну, ты сейчас скромничаешь. Не знаю, станет ли это откровением, но все равно скажу: Саша, мальчик, в которого я влюбилась, действительно стал настоящим мужчиной, который умеет принимать решения и нести за них ответственность. Папой, к которому дети приходят искать ответы – и находят их.

Сегодня ты муж, о котором можно только мечтать, и отец, которым нужно гордиться.

Саша:

– Счастлив это слышать!


– В чем секрет счастья вашей семьи?

Саша:

– В том, что мы всегда помнили: за любым кризисом наступает взлет! Главное, переждать трудное время вместе. А еще принимали то, что мы разные, как… сода и уксус! Но именно поэтому химия между нами происходит до сих пор!

Света:

– А еще, наверное, в том, что нашей целью было не "сохранить, удержать, привязать"... А просто жить так, как чувствуешь. Растить детей. И стараться быть счастливыми!

– Есть что-то, чего вы за эти 15 лет пока не успели?

Саша:

– Родить третьего ребенка!

Света:

– И обвенчаться. (Улыбается.)

Александр и Лариса


"Все нормально, мама!" – может смело говорить Лариса Грибалева, отвечая на вопросы о своем творчестве, бизнесе… и муже!

Лариса и Александр вместе около двадцати лет и воспитывают двух прекрасных детей – Алису и Арсения.

Александр в отличие от известной жены редко дает интервью. Но сегодня супруги согласились вспомнить свою историю с самого начала… И рассказать ее нам!

– Лариса, Александр, поделитесь, пожалуйста, своей историей знакомства.

Лариса:

– С Сашей мы познакомились, когда я была студенткой БГУКИ. Так часто бывает, что минчане любят "тусоваться" в общежитиях, и именно там собираются самые веселые компании. Вот и к нам периодически заглядывали в гости наши минские друзья-футболисты, один из которых был влюблен в мою подружку. Она к нему, видимо, сильных чувств не питала, так как их отношения не сложились... Но зато мы с Сашей благодаря этому знакомству встретили друг друга.

Как сейчас помню, это было 1 декабря. Почему запомнила? Потому что ребята над нами подшутили: сказали, что именно в этот день ежегодно празднуют всемирный день футболиста.

Александр:

– И вы поверили? (Улыбается.)

Лариса:
– Ну да! Говорят: мы к вам придем по этому поводу и, если не возражаете, возьмем с собой одного хорошего парня – он профессиональный оператор, поснимает нас. Очень талантливый.

Александр:
– Этим парнем был я! (Смеется.)
Правда, никаким профессиональным оператором я на тот момент не являлся. Максимум – фотографом.

Лариса:

– Тем не менее, именно с этого началась наша дружба.

– Дружба?

Александр:

– Да, около полугода мы встречались с Ларисой как друзья: гуляли вместе, много разговаривали, делились друг с другом секретами. У нас были по-настоящему доверительные отношения.

Лариса:

– Я все задаюсь вопросом: может, это у Саши такая мудрая мужская тактика была, стратегия по завоеванию? Но он до сих не признаётся мне и вам сейчас тоже, конечно, не признается… (Смеется.)

Дело в том, что в начальном периоде нашего общения я была в отношениях с другим парнем. Тоже Сашей, кстати.

Александр:

– Но я был совсем другим, верно?

Лариса:

– Полной противоположностью. Там был музыкант, та самая "творческая личность". Слова, цветы и серенады. Но все это – для всех и каждой. Отношения были болезненными, и несмотря на то, что они изжили себя, разрыв дался тяжело.
Поэтому "любви с первого взгляда и бразильских страстей" я точно не ждала. Хватило!

А вот общение с мужчиной, который умел слушать, шутить, а вместо горячительных напитков (как делали многие ребята) приносил в общежитие клубнику со сливками, оказалось мне по-настоящему нужным.


– Александр, вы красиво ухаживали за Ларисой?

Александр:

– В общепринятом понимании, наверное, нет… Каюсь: мог прийти на свидание без цветов.

Лариса:

– И я спрашиваю: "Саша, почему ты без цветов?". А он в ответ: "Зато я купил тебе сок!" (Смеется.)

Такая вот мужская забота.

– А мужская инициатива была?

Лариса:

– Здесь отдельная история! Как-то в начале отношений поделилась с Сашей тем, что не хочу больше жить в общежитии и планирую снять квартиру. А он мне говорит: "Так давай ее снимать вместе!". Я, честно говоря, растерялась даже от такого предложения. Но не смогла или не захотела отказать!

Александр:

– Поэтому, когда Лариса в шутку говорит "ты меня толком и замуж не звал!", я всегда отвечаю: звал. Еще в тот момент, когда предложил вместе снимать квартиру. Имелось в виду: вместе навсегда. (Улыбается.)

Лариса:

– … И пока смерть не разлучит нас! (Смеются.)

– И все-таки, что значит "замуж толком не звал"?

Лариса:

– Все было, конечно. Но как-то нетрадиционно и достаточно забавно.

Вот и с обручальным кольцом тоже. Саша заказал его самостоятельно, а дня за два до свадьбы почему-то решил, что нужна примерка. Я говорю: "Хорошо! Но только так, чтобы я ничего не видела". И как сейчас помню: протянула ему руку через плечо – я сидела на переднем сиденье такси, а он на заднем.

И… кольцо не налезает!

Времени на то, чтобы переделывать его, понятное дело, не было. И мама моя с денег, которые были отложены на квартиру (к тому моменту их как раз съел дефолт девяностых), купила мне кольцо, с которым мы отправились в загс.

Правда, надо отметить: Саша его по моему вкусу переделал – в нем появились камни и белое золото. Кстати, то первое "кольцо Дюймовочки" я тоже долго носила – на мизинце.

Но шутку "и замуж не звал, и кольца не дарил, и детей не просил" люблю до сих пор. (Смеется.)

– Скажите честно, вы полюбили друг друга за чувство юмора?

Лариса:

– В том числе!

Но еще, честно говоря, Сашка всегда был красивым, видным парнем. Спортивным и высоким. Это производило впечатление!

Я ведь всегда думала: "Господи, только бы не влюбиться в метр с кепкой! Смельчаем ведь до мышей!" (Смеется.)

Кроме шуток, меня подкупило то, что Саша человек не слов, а поступков. Думаю, мужчина таким и должен быть: деятельным. Не балаболом.

Александр:

– Дело в том, что мы с Ларисой дополняем друг друга. Она холерик – темпераментная, эмоциональная, чувствительная. А я стараюсь на все реагировать спокойно и, насколько это возможно, рассудительно. Лариса шутит: "Саня, ты будешь жить вечно, потому что у тебя отсутствует нервная система". Это не так, конечно, но я сдерживаю себя, чтобы держать баланс. (Улыбается.)

– А в творческом развитии Ларису поддерживаете?

Александр:

– Мне кажется, дома Ларисе нужен не безумный фанат ее творчества, который знает все песни наизусть, а хороший муж и папа, который всегда может добыть для семьи мамонта…

Лариса:

– И купить сок!

– Лариса, а в быту Александр вам помогает?

Лариса:

– Когда Саша предложил жить вместе, я не нашла ничего лучше, кроме как ответить: "Тогда посуду моешь ты!"

Александр:

– Не было такого! Я этого не помню!

Лариса:

– Вот я и напоминаю. Постоянно. (Смеется.)

Это я к чему: посуда – до сих пор святая обязанность Саши в те моменты, когда ее не выполняет машина-посудомойка. А еще он очень вкусно готовит! Может найти интересный, небанальный рецепт и самостоятельно накашеварить какой-нибудь шедевр.

– И никаких камней преткновения – ни в быту, ни в отношениях?

Лариса:

– Так не бывает, конечно.

Есть одна вещь, которую я никак не могу понять и принять. Надо бы смириться и просто жить с ней, но и это не всегда получается.

Саша никогда не может предупредить меня о своих планах, а точнее, о том, что они меняются. И я начинаю себя накручивать.

Он-то может заснуть до моего позднего возвращения с выступления. А я вот, если не знаю, где он и что с ним происходит, нет.

Александр:

– В свою защиту могу сказать только одно: так проявляется нежелание лишний раз беспокоить родного человека. А совсем не равнодушие, как может показаться.

– А в воспитании детей, Алисы и Арсения, у вас нет разночтений?

Лариса:

– Ну, тут все как положено: Саша хороший полицейский, а я плохой. Вот, например, дети никак не укладываются спать, хотя давно пора. Говорю: "Саша, ну ты хоть прикрикни на них для приличия!". Но куда там!

Александр:

– Просто у тебя лучше получается! (Смеется.)

Лариса:

– С другой стороны, у Саши свои методы воспитания. Он общается с детьми на равных. По принципу: как ты ко мне, так и я к тебе. Обидел папу? Не жди от него мороженого! И знаете: это, бывает, очень действенно!

Александр:

– Все верно. Мама в семье – это безграничная любовь. А папа – модель поведения, которую перенимают сыновья и ищут в своих будущих мужьях дочки…

– Cкоро ваша семья отметит маленький для человека, но большой для пары возраст – 20 лет вместе. Как вы справились с пресловутыми кризисами отношений на 3 и 7 год?

Лариса:

– Знаете, мы никогда не отмечали в календаре дни, когда в наших отношениях не все шло гладко. Но дни такие, конечно, были.

А помогали с ними справляться компромиссы. Умение понимать и принимать.

Я, несмотря на свою эмоциональность, не могу себе представить как это: закатить мужу показательный скандал и демонстративно выставить его чемодан на лестничную клетку. И дело даже не в том, что это не женский метод… Это просто по-человечески неправильно.

Александр:

– Все верно. А еще мы оставляем друг другу личное пространство. Лариса встречается с подругами, например, а я иду с друзьями на волейбол. Мы уважаем свободу друг друга. Можем провести время в своем кругу, но всегда стремимся домой!

– В этом и заключается счастливый секрет вашей семьи?

Лариса:

– Наш секрет – в любви. Сейчас часто можно услышать с экрана фразу "построить отношения"... Так вот: смешно! Без любви ничего не построишь. Именно она и есть тот фундамент, на котором все держится.

А чтобы этот фундамент не рассыпался со временем, надо ни много ни мало – дождаться своего человека.

2009 год стал для тебя в некотором смысле знаковым. Это так?

Это действительно так. Многие говорят, что 33 года для человека - достаточно серьезная дата. В первую очередь, эта дата красивая, значимая. Кроме того, в этом году исполняется пятнадцать лет моей творческой деятельности. Я начинал в качестве артиста-вокалиста студии "Сябры" вместе со своим братом. До этого были пробы пера с композитором Геной Маркевичем: мы записали около пяти треков, которые на тот момент для нас были значимыми. Но сейчас, глядя на те свои достижения, я понимаю, что стал профессиональнее.

Делал ли ты какой-то анализ того, как эти 15 лет для тебя прошли? Не углубляясь очень подробно, можешь ли сказать о каких-то вехах своего творчества?

Можно сказать, что с 1990 года я начал ходьбу по карьерной лестнице под названием "шоу-бизнес". Тогда не было попсы - были эстрадные певцы, а музыка называлась "популярной эстрадой".

Это была твоя первая ступенька?

Да. Я занимался в минской музыкальной школе № 150, где преподавали великолепнейшие учителя. Музыку преподавали до 9 класса, а потом шли общеобразовательные предметы.

После 9-го класса я попытался поступить в Институт культуры, но, к сожалению, мне не повезло: я завалил сочинение по творчеству Богдановича. Но к Богдановичу я все же вернулся: Игорь Лученок предложил мне выступить на его творческом вечере, где я с Президентским оркестром Республики Беларусь под руководством Виктора Бабарикина исполнил песню "Вероника". Многие меня тогда отговаривали петь ее, но я настолько проникся стихами и музыкой, что в эту песню я вложил всю душу и самого себя.

После "Вероники" во Дворце Республики повисла пауза. Я подумал, что плохо спел, но потом публика в зале стала аплодировать так, что этими аплодисментами меня буквально унесло за сцену.

В самом деле, аплодисменты питают?

Питают не просто аплодисменты. Питает энергия людей, их восприятие моего творчества. Важно правильно настроиться на волну концерта, и неважно, сольный он или концерт-ассорти. Эмоции должны быть положительными, романтическими, должны касаться каждого из тех людей, которые приходят в зал.

Буквально месяца полтора назад я выступал на стадионе в Гомеле на Празднике города, на котором собралось порядка 10 тыс. зрителей. Это совершенно потрясающее ощущение: мощь и дыхание самого оркестра, энергетика музыки - все это очень значимо для артиста и помогает ему своими эмоциями удержать зрителя.

А как ты сам настраиваешься на выступление? Успокаиваешь себя как-то, пьешь валерьянку…

Я безумно волнуюсь. Каждый артист, который ответственно относится к работе, к своему выступлению очень волнуется.

Ты пятнадцать лет на сцене - и все еще волнуешься?

К сожалению или к счастью, это так. На мой взгляд, если артист перестает волноваться, теряется смысл его работы. Ты должен с трепетом и волнением ожидать встречи со зрителем, ведь неизвестно, как он настроен. Может быть, в зале есть кто-то злой, и выплескивает свои эмоции какими-то неправильными словами. И такое в жизни бывает.

Выкрикивают что-то негативное?

Давным-давно это было. Слава Богу, за последние пять лет я вряд ли вспомню такие инциденты. Мне везет на зрителя.

Приходится петь под фонограмму? Наверняка же на каких-то телевизионных проектах используется фонограмма…

Обязательно.

А какое выступление тебе больше по душе?

Мне по душе качественное выступление. Оно может подразумевать под собой как плюсовую фонограмму, так и минусовую. Понятно, что весь мир идет к живым выступлениям под живую музыку. Но в нашей стране это делать очень сложно, так как стоит такое выступление очень дорого, и нужны огромные деньги для того, чтобы содержать коллектив.

Наш шоу-бизнес и российский - вообще понятия несопоставимые. Российский шоу-бизнес - это огромная машина для зарабатывания денег, целая индустрия артистов, шоу, развлечения. Все это в конечном итоге приносит огромные дивиденды.

Средний годовой бюджет российского артиста составляет около полутора миллионов долларов - у нас в таких объемах в артистов не инвестируют: основные капиталовложения идут от самих артистов либо от продюсеров.

Насколько нам известно, ты был одним из первых белорусов на "Новой волне".

Не один из первых, а первый.

Участие в этом конкурсе было какой-то ступенькой для тебя или это были какие-то пробы?

Это были не просто пробы, это были личные амбиции - мои и моего приятеля Кирилла Шелега, который на тот момент представлял в Беларуси компанию "Мистерия звука". Мы очень хорошо сдружились и дружим до сих пор. Он всегда находится в музыкальном бизнесе, в курсе всех новинок и конкурсов. Именно он мне посоветовал "Новую волну".

Первый альбом "Ответь мне, почему" был очень успешным в Беларуси. После него нужно было как-то себя утверждать.

Для меня было лестным быть первым белорусом на "Новой волне". На этот конкурс я стремился попасть два года подряд.

В первый раз мне помешали определенные обстоятельства, но я не из тех людей, которые останавливаются на полпути. Во второй год я подготовился лучше, и в мае 2005 года мне позвонили организаторы конкурса и сказали, что я прошел в финал. Вы не представляете, как я кричал от радости в тот момент!

Ты сам доволен результатами этого конкурса?

Для первого раза я был безумно доволен: я стал лауреатом, обо мне узнали, услышали. Большинство людей после моего приезда в Минск сказали, что я представил свою страну достойно. Во второй и третий день я выступил великолепно. Первый день, вполне возможно, был немного шероховатым: у меня не было опыта работы в конкурсных программах.

Конкурс - это огромный психологический и эмоциональный стресс. Россияне приезжали с психологами, с серьезной группой продюсеров, режиссеров, помощников, нянек - со всеми, кем только можно. Я же на тот момент, к сожалению, не смог добиться информационной поддержки ни от кого. Уже на месте проведения конкурса мне оказывали информационную поддержку телеканал ОНТ и радиостанция Unistar.

То есть были все же люди, которые тебя поддержали.

Они поддержали меня непосредственно на месте. И это было уже неплохо и очень приятно: значок ОНТ грел меня. Для Unistar я был как внештатный корреспондент: мне звонили с радиостанции и мы выходили в прямом эфире с репортажами.

Помимо того, что этот конкурс стал для тебя каким-то психологическим этапом, можно ли сказать, что участие в "Новой волне" было с расчетом на отъезд, например, в Россию?

Вполне возможно: после конкурса я провел около восьми месяцев в самолете между Минском и Москвой.

Ты тогда участвовал и в "Субботнем вечере", и в каких-то других проектах…

Я участвовал в таких проектах, как "Народный артист", "Секрет успеха". Для меня это был достаточно неплохой старт.

Благодаря "Новой волне"?

Да, благодаря тем знакомствам, которые я завел на этом конкурсе. Тогда я познакомился с гениальным продюсером мюзиклов Екатериной фон Гечмен-Вальдек ("МЕТРО"). Она великолепный человек, музыкант, великолепнейшая женщина, которая не оставляет безучастно тех людей, на которых она обратила внимание. Тогда она помогла мне связаться с Иосифом Пригожиным, с которым мы заключили контракт. К сожалению, каких-то значимых результатов этот контракт не дал, поэтому мы его расторгли. Но до сих пор мы остались коллегами и поддерживаем хорошие отношения. Мне очень приятно, что человек с таким именем спокойно отнесся к моему предложения прервать наше соглашение.

А что не получилось? Почему не сложились деловые отношения с Пригожиным?

Я ни в коем случае не расцениваю это как бездействие со стороны Иосифа Игоревича, нет. Существует музыкальный и творческий тандем под названием "Валерия-Иосиф Пригожин". Я очень трепетно отношусь к этим людям и непосредственно к Валерии.

То есть для того, чтобы поддерживать Валерию на том же уровне, ей нужно отдавать все свое время?

Да, конечно. Может быть, Пригожин хотел бы работать с кем-то еще, но у него просто нет времени. Я его понимаю целиком и полностью, и думаю, что на его месте поступил бы точно так же.

А какие еще результаты принесли эти твои российские "походы"?

В первую очередь, такие "походы" - это внутренняя закалка и, конечно, знакомства: я приятельствую со многими российскими артистами молодого поколения.

На корпоративы в Москву ездишь?

Ездил, но сейчас пока в Москву езжу только на запись вокала к Андрею Слончинскому, с которым мы продолжаем наше сотрудничество. Это великолепный автор, замечательный человек, с которым мы сотрудничаем уже давно - с 2005 года.

Хотелось бы узнать о твоем отношении к белорусскому шоу-бизнесу. Инна Афанасьева как-то произнесла фразу: "В Беларуси, возможно, есть шоу, но нет бизнеса". А многие считают, что белорусские исполнители и сегодня не могут предложить качественного шоу. Как ты оцениваешь белорусский шоу-бизнес?

Если я нахожусь здесь, значит, шоу-бизнес присутствует, он есть и развивается.

Когда в 2003 году я приехал из-за границы, мне нужно было как-то заявлять о себе. Я подошел к вопросу бизнеса как американец: начал исследовать рынок на предмет его незанятости, и оказалось, что он был совершенно свободен. Я занял отличную нишу певца-романтика, который поет о любви.

А кто твои слушатели?

Целевая аудитория может быть от 12 лет и до 55-60 лет, как я убедился на последних концертах. Конечно, основной зритель и слушатель - до 45 лет.

Ты подогреваешь интерес к себе?

Конечно. Участие в различных шоу на телеканалах - это неотъемлемая часть продюсирования артистов, это промоушен. Ты должен всегда находиться на виду, должен быть заявлен в хороших программах, в утренних и развлекательных шоу, на радиостанциях. В принципе, общение со мной - это и есть подогрев интереса к себе. Я ни в коем случае не прибегаю к скандалам - я не такой человек.

А сфотографироваться, например, с Полом Маккартни, как это делают некоторые люди?

Мне интересно, кто же смог это сделать?

Как потом оказалось, никто.

Вот так. Я не люблю обманывать зрителя - это не в моих правилах. Лучше быть честным, подавать свои чувства со сцены. Находясь, к примеру, в ночном клубе, можно развлечься. Но для чего делать "клубничку", привлекать пристальное внимание к своей персоне? Я не вижу в этом смысла. На меня и так обращают внимание более чем достаточно, и я этому безумно счастлив. Многие говорят: "О, Господи! Мне так надоело, что на меня обращают внимание, тычут пальцем". Радуйся, артист, что на тебя тычут пальцем и обращают внимание, потому что есть смысл в том, что ты делаешь. Когда тебя замечают, когда тебе говорят, что ты делаешь что-то хорошо или плохо, значит, ты на правильном пути.

А "плохо" тебе говорят?

Один раз подошла девушка и сказала: "Ты мне нравишься, но я твою музыку не слушаю. Я слушаю Мэнсона".

А ты ей что ответил?

Я ей сказал: "У каждого свой вкус". И улыбнулся.

Как кот Леопольд.

Улыбка ведь всегда расслабляет даже самых злых людей.

Ты производишь впечатление уверенного в себе человека. Ты всегда уверен в себе?

Я всегда уверен в себе, даже когда сильно волнуюсь. Я ведь артист по своей сути. Если ты не уверен в том, что рожден быть артистом и должен быть на сцене, там тебе делать нечего.

Ты изначально был уверен, что рожден артистом?

Я был уверен в этом еще в школе: когда я сдавал экзамен, пел песню про Чебурашку. Я пел и плакал. Пел и плакал, потому что мне было жалко Чебурашку, у которого не было друзей, а потом появился тот крокодил по жизни. Я эмоциями показал, что я очень чувствительный парень.

Ты до сих пор эмоционален?

По сей день! Даже не могу смотреть новости: если по телевизору показывают какие-то трагедии, я тут же его выключаю. У меня начинается внутренняя дрожь - страшно, что происходит вокруг.

Давай вернемся к шоу-бизнесу. Ты сказал, что он развивается не так бурно, как хотелось бы. Чего, на твой взгляд, не хватает для того, чтобы это развитие шло более интенсивно?

К сожалению, я пока в этом не знаток, хотя и поступил в институт на факультет искусств.

Сколько раз мы упрекали Лешу Хлестова тем, что он необразованный парень. А теперь Леша Хлестов учится на дневном отделении ИСЗ, он будущий продюсер, ходит на лекции… Не прогуливаешь, кстати?

Нет. Стараюсь, во всяком случае, не прогуливать. Сейчас, правда, идут серьезные подготовки к новогодним мюзиклам, которые будут сниматься на разных телеканалах. Естественно, время сократилось, но я стараюсь лекции не пропускать и быть практически на каждой. Понятно, что не всегда это удается. Но все равно я буду сдавать зачеты по тем темам, которые я пропустил.

Ты говоришь, что пока еще не знаток шоу-бизнеса настолько, насколько бы хотелось…

Что мешает развитию шоу-бизнеса, я не знаю: может быть, недостаток глобальных шоу или инвестиций извне. Хочется заявить, что у нас не просто есть артисты, а сказать, что мы можем сделать глобальное шоу, которое сможет переплюнуть любое российское.

Денег нет?

Если делать шоу одного артиста, грамотно выстраивать хореографию, делать декорации на сцене, необходимы огромные средства. Можно провести аналогию с концертом Swing Робби Уильямса, который проходил в Альберт-холле с великолепным оркестром. Каждый раз, просматривая этот концерт на видео, я могу себе представить, что чувствовали люди внутри этого холла! Они были непосредственными участниками этого концерта. А посмотрите на концерты Милен Фармер: это не просто театральная постановка, это целое космическое шоу!

У нас, к сожалению, таких возможностей нет. А таланты есть?

Талантов полно, поверьте мне. Мало того, что белорусская земля плодородная, еще и люди великолепные: творчество растет с каждым поколением.

Скажи, а 75% обязательной белорусской музыки в эфире радиостанций тебе лично помогли?

Мне повезло: я стал популярен до 75%, так что мне пенять не на что.

Как ты относишься к утверждению, что благодаря этим 75% на сцену хлынул поток некачественного материала?

К сожалению, я поддержу это мнение, так как в этом есть большая доля правды. Многие решили, что можно делать все, что угодно, можно записать песню на кухне и отнести на радиостанцию. А если ее там не примут, можно написать жалобу. К сожалению, от этого пострадали радиостанции, так как исчезли рекламодатели. Пока люди привыкли, пока музреды адаптировались к тому, что нужно отбирать качественную музыку и правильные песни, прошло время.

А Хлестову отказывают на радиостанциях? Хотя бы иногда?

Видно, мне везло. С 2003 года я разношу или рассылаю свои треки лично. Сам звоню на радиостанцию и предлагаю принести или прислать свою запись.

А почему ты это делаешь сам?

Это некое уважение к тем радиостанциям, которые в меня поверили в 2003 году. Обивая пороги, я нашел несколько человек, которые меня поняли и поверили в то, что я могу стать первым.

Судя по нашему общению, ты совсем не звездный. А звездная болезнь была у тебя?

Наверное, была в 1993-94 году. Это была подростковая звездная болезнь, которой я поболел, по-моему, полчаса. Сейчас звездной болезни быть не может: с каждым днем нужно работать все больше и больше. Благодаря кризису мы поняли, что нужно работать еще больше, что не так легко все дается в этой жизни. И это нас подвигает не просто на поступки, а на каторжный труд.

Хлестов делает качественную музыку?

Я говорю о том, что творческий коллектив, который работает со мной, делает более чем качественную музыку уровня бывшего СССР.

А что для тебя значит качественная музыкальная вещь?

Должна быть красивая, запоминающаяся мелодия. Артист должен быть талантливым, харизматичным, следить за внешним видом, должен уметь подобающе вести себя на сцене в соответствии с тем, какого направления музыку он исполняет. Стихи не должны быть глупыми. В моем втором альбоме "Потому что я люблю" выверено каждое слово. Павел Бертош, Дима Манжура - это те люди, которые работают чудно.

Как ты понимаешь, что та или иная композиция "выстрелит"?

В первом альбоме мы работали с творческим тандемом Максима Олейникова, Виталика Чадюка, Вадима Фомича, Виталика Пензина. Тогда я полагался на мнение своей супруги: она классическая вокалистка. Но супруга сказала, что в семье должен петь кто-то один, и предпочла, чтобы этим занимался я. Она мне очень помогает и в творческом плане, и в плане семейной поддержки.

Она тоже говорит, что какая-то вещь сыграет?

Она мой партнер, и не только в семье, но и в бизнесе.

Можно ли в белорусском шоу-бизнесе хорошо зарабатывать?

Не скажу, чтобы очень хорошо, но хорошо можно.

В течение дня поступали вопросы от слушателей, на которые сейчас предлагаю тебе ответить: "Леша, хочется чуть больше узнать о вашей семье". Когда ты женился, кстати, часть поклонниц не отпала?

Какое там отпало! Они меня всем форумом в интернете поздравляли! Мой фан-клуб знает, когда у меня годовщина свадьбы, они меня поздравляют, смс-ки присылают. Поклонниц ни в коем случае не поубавилось, просто они повзрослели. Но до сих пор они являются моей армией: в разных городах есть небольшие представительства наших фан-клубов, которые очень серьезно помогают.

В чем, например?

Например, у меня проходит акция с определенным заказчиком, с которым мы ездим по городам. Фанаты собирают своих подруг, друзей, выходят с плакатами. Обязательно после концертов я иду к ним, фотографируюсь, позиционирую себя как приятель, потому что это та армия поклонников, которая всегда помогает. Они отдают за меня свои голоса в хит-парадах и огромное им за это спасибо. Я это очень ценю.

Давай теперь расскажем о семье.

Я женат с 2005 года, моему сынуле уже четыре года, есть дочка от первого брака. У меня великолепные дети. Дочке восемь лет, она учится в той же музыкальной школе, в которой учился и я. Буквально неделю назад я был на концерте, посвященном Дню матери, который давал тот класс, где занимается Полина. Мне было так приятно!

Не мешает ли творчество семье, а семья творчеству? Или это взаимодополняемые вещи?

Очень важно, тем более для артиста, музыканта, художника, найти свою вторую половину. Мне очень повезло. Супруга меня понимает: она знала, за кого выходит замуж, знала, чем это чревато. Она переживает каждый день, но знает, что работа для меня - главное.

"Какое место в вашей жизни занимает спорт?"

Спорт занимает второстепенную или даже третьестепенную роль после работы. Я занимаюсь физкультурой, в свое время увлекался парусным спортом и довольно успешно.

Как ты отдыхаешь? Спорт - это один из видов активного отдыха?

Нет, спорт - это один из видов поддержания себя в физической форме. Я, глядя на Олега Газманова, с 2005 года довольно усердно занимаюсь физическими нагрузками под неусыпным наблюдением своего инструктора и хорошего приятеля Кирилла Дорофеева. Он следит за тем, хорошо ли я выгляжу.

А отдыхаешь ты как?

Отдыхаю я за городом с семьей в деревенском доме в Витебской области. Я люблю сходить на рыбалку, побродить по лесу, быть поближе к природе.

"Читаете ли вы книги?"

Ты на самом деле уверен в себе. Не было ли у тебя каких-то комплексов, например, по поводу маленького роста? Или это все ты перерос в детстве?

В детстве я очень серьезно к этому относился, даже не знаю, почему. Видно, в детские годы большинство недругов пытались подколоть единственной моей проблемой - ростом. Я в детстве очень любил постоять за себя и "метелил" даже старшеклассников. До двух я не считал: тут же прыгал на человека и отстаивал свою позицию даже с людьми, которые были старше меня на два класса. Получал шишки, были фингалы под глазом - все это было, как и у всех в подростковом возрасте.

А потом я понял преимущества маленького роста: я уникальный и эксклюзивный.

Бывают журналисты, которые пытаются меня подколоть. Я смотрю и думаю: "И этот человек учился в институте? И этот человек позиционирует себя самым образованным?". В одной из передач мне задали вопрос: "Как вы относитесь к тому, что вы маленького роста? Где вы одеваетесь - в "Детском мире"?". И это вопрос журналиста? Разве это нормальный вопрос? Человек заведомо пытается меня унизить. Я на такие вещи внимания не обращаю: может быть, этот человек недалекий, может, он зол на жизнь, и в этот момент ему стало легче.

А что делать? Как таким ответить?

Ты бываешь слабым? Можешь себе это позволить?

С ребенком могу. С ребенком я становлюсь безоружным.

А ты хороший отец?

Сынуля подрастет, будем спрашивать вместе - так будет правильнее. Жена говорит, что я хороший отец. Возможно, по эмоциям я хороший, но по времени, которое я провожу с семьей и с ребенком, конечно, не очень. Я думаю, он вырастет и поймет, для чего я работаю, а работаю я для семьи и близких: для мамы, для папы, для своего брата, великолепного артиста.

Всегда хотел спросить, а соперничества у вас с братом никогда не было?

Немного было, но мы очень умно поступили друг с другом: мы нашли с ним такую золотую середину, которую могут найти только по-настоящему родные люди. Мы решили быть классными, великолепными братьями, нежели очень плохими коллегами. И это работает.

"Чем новым порадуете в ближайшее время?"

В ближайшее время выйдет мой новый трек. Это опять будет романтика, опять любовь - тема любви никогда не иссякнет. Если бы Шекспир был жив, он писал бы о любви.

Какие достижения в своей жизни ты считаешь наиболее значимыми?

Наиболее значимым я считаю то, кем я стал - артистом Алексеем Хлестовым. Конечно, мои самые основные достижения еще впереди. Для меня очень важна семья - для меня это значимо. Мне дорога моя творческая группа, которая со мной работает. Я питаю очень нежные чувства как к профессионалам к Андрею Слончинскому, Павлу Бертошу, Павлу Пашковскому, Лиле Камлюк, Саше Соловейчик. Саша - уникальный человек: я был поражен, что в 16-летней девочке есть такой огромный потенциал, экспрессия и интерес к работе.

У тебя есть какой-то рецепт того, как не забывать о творчестве и семье, а создать их гармоничное сосуществование?

Самое главное - надо быть человеком, позитивным человеком, который не будет отталкивать от себя свое окружение.

Алексей Хлестов родился 23 апреля 1976 года в Минске в семье рабочих. «Отец, как он рассказывал, любил на лавочке под домом петь дворовые песни под гитару. Мама тоже в школе участвовала в художественной самодеятельности. То есть у них были музыкальные задатки, но они их в то время не могли реализовать», – рассказывает Алексей.

Способности Алексея проявились рано – в детском саду именно его все время просили петь на утренниках. Тогда мама, Людмила Никифоровна, отвела его в школу с музыкальным уклоном, которая находилась неподалеку. Заведение было престижное, а потому брали туда по конкурсу. «Я пел слезливую песенку про Чебурашку, плакал и сочувствовал ему по поводу того, что у него нет друзей. Я не мог понять, как это так», – вспоминает Алексей. Через несколько дней его зачислили по классу фортепиано.

Впрочем, первым реализовывать врожденные музыкальные способности в семье Хлестовых начал старший сын Андрей, который тоже известен широкой публике. Когда Алексею было десять, он пел в ВИА «Ровесник» – популярном по тем временам детском коллективе. «Я закончил девять классов, решил поступить в музыкальное училище, но из-за концертов не успел подать документы, – рассказывает он. – В результате поступил в обычное профтехучилище». Но музыку он не бросил.

В 1993 г. на втором республиканском конкурсе молодых исполнителей в Минске Алексей получил приз зрительских симпатий. Потом снова попытался поступить – на этот раз в Институт культуры. Вокал сдал на отлично, а вот белорусскую литературу «завалил». Недостаток теоретического образования заменяла обширная практика. Сначала участие в «Славянском базаре» (попал в десятку), а потом три года работы в студии «Сябры». Одно время еще выступал в дуэте с братом Андреем.

В конце 1996 г. Алексей Хлестов уехал работать на Восток, в Бахрейн, где с перерывами провел шесть лет. Однако постоянно так продолжаться не могло. В феврале 2003 г. Алексей в очередной раз наведался в Минск: «Я решил присмотреться к тому, что тут происходит. Послушал, посмотрел… Протестировал рынок, можно сказать… и записал первую песню «Забыть тебя», с которой снялся в «Хит-моменте». Она набрала большое количество голосов, пользовалась успехом на радио и тогда я понял, что надо работать дальше».

Далее один за другим стали появляться хиты, благодаря которым Алексей стал самым ротируемым белорусским исполнителем 2003 года. 19 декабря 2003 г. на West Records вышел дебютный альбом Алексея Хлестова «Ответь мне почему», в который вошли хиты и еще неизвестные песни.

29 января в одном из столичных загсов Алексей Хлестов официально оформил свои отношения с любимой девушкой Еленой.

С аншлагами прошли его первый сольный концерт в малом зале Дворца Республики (24 ноября 2004 г.), затем гастрольный тур по городам Беларуси плюс участие в гастролях с Президентским оркестром РБ (март-апрель 2005 г.), который закончился большим сольным концертом во Дворце Республики (29 апреля 2005 г.), собравший уже полный Большой зал!

В марте 2005 года с успехом прошел концертный тур Алексея Хлестова с программой «Ответь мне почему» по городам Беларуси.

А в ожидании второго диска Алексей порадовал своих поклонников макси-синглом «Ворваться в небо», вышедшим в апреле 2005 г., в который вошли уже полюбившиеся публике песни, такие как «Не сбылось», «Ничего не случилось», 2 варианта песни «Ворваться в небо» и дуэт, записанный с популярной белорусской группой «Тяни-Толкай» – «Океан тайги». Презентация сингла состоялась 3 мая 2005 г. в магазине «Мистерия звука» на Немиге.

Летом 2005 г. принял участие в конкуре молодых исполнителей, проходившем с 27 по 29 июля в Юрмале - стал ПЕРВЫМ белорусским участником Международного фестиваля молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна-2005». После чего принимал участие в российских телепроектах «Секрет успеха» (канал РТР), «Субботний вечер» (канал РТР). А для Новогоднего огонька канала ОНТ был записан дуэт с Алексеем Глызиным «Зимний сад».

23 апреля в столичном клубе «Колизей» Алексей Хлестов с размахом отпразновал свой юбилей! Поздравить именника пришли друзья, коллеги по цеху, многочисленные поклонники. На вечеринке также присутствовал и московский композитор Андрей Слоничинский, с которым Алексей плодотворно сотрудничает в последнее время. Но, пожалуй, самым шокирующим и неожиданным подарком для Алексея стал сертификат на присвоение имени небесному телу, подаренный поклонниками. Это означает, что с 23 апреля 2006 года одна из звёзд в созвездии Тельца носит имя Алексея Хлестова!

30 мая 2007 года во Дворце Республики с аншлагом прошел сольный концерт Алексея Хлестова «Потому что я люблю» в сопровождении Президентского оркестра Республики Беларусь.

В июле 2007 года на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске 2007» Алексей Хлестов принял участие в пяти концертах, что является своего рода рекордом для любого исполнителя. Также в рамках «Славянского базара» состоялась международная премьера дуэтной песни «Две звезды», которую Алексей Хлестов исполнил вместе с молодой российской актрисой и певицей Леной Князевой.
В октябре 2007 года прошли выступления Хлестова в Ростове-на-Дону и Таганроге в рамках Международного фестиваля Парламентского собрания Союза Беларуси и России. В Ростове-на-Дону Алексей был награжден почетным дипломом «За творческие достижения».

Алексей Хлестов на сегодняшний день является одним из самых гастролируемых и ротируемых белорусских исполнителей: его песни уже на протяжении пяти лет занимают верхние строчки телевизионных хит-парадов и радиочартов.

Изменить размер текста: A A

Как-то в одной из афиш в газете мы напечатали анонс: «Концерт А.Хлестова». После концерта в редакцию позвонила недоуменная читательница: «Вот вы написали, что будет концерт. Я прихожу, а там не тот Хлестов. Похож, но точно не тот». С вопроса о путанице мы и начали наш разговор.

- Такое часто происходит?

Алексей: - Не часто, но случается. Если мы организаторам концертов никак не можем вдолбить, что нас, А. Хлестовых , двое, поэтому писать на афишах надо полное имя, что уже о простых зрителях говорить. У каждого из нас свой зритель, поэтому в случае путаницы бывают недовольные, это понятно.

- Друг на друга обид нет? Споров на тему «кто популярнее»?

Андрей : - Нет. Мы же братья, какие обиды? Леша молодец, отпахал семь лет в Бахрейне , заработал денег, вложил в себя. Он сам сделал себя популярным, я уважаю его за это. Я тоже всего достиг сам, только это было в другое время, тогда были другие возможности. Мне было лет 13, когда я научился играть на гитаре и пошел петь в ВИА «Ровесник», было такое при Дворце пионеров во Фрунзенском районе. Мы много ездили по линии ЦК комсомола по всяким концертам, даже в Германии были, перед советскими войсками выступали. Потом я в ПТУ пел в самодеятельности. Занял первое место на конкурсе среди такой же, как я, творческой молодежи, и меня пригласили в ансамбль «Красные звезды».

- А что за ПТУ ты заканчивал?

Училище металлистов, по образованию слесарь-ремонтник. Правда, две недели практики на заводе Вавилова - это весь стаж.

Алексей : - Мы ведь из простой рабочей семьи, оба из пэтэушников. Папа работал строителем, мама была оператором ЭВМ , работала на больших машинах - «Роботронах» - в «Белбытснабе ». Потом пошла компьютеризация, и ее сократили. Папа сейчас работает наладчиком станков на мясокомбинате имени Крупской , а мама на пенсии. А меня после 9 класса завуч вежливо попросил уйти из школы, и я пошел в профтехучилище №148, так что по профессии я электромонтажник силового осветительного оборудования. Ни дня не работал, и, слава Богу, у людей зато свет есть. У меня в квартире как-то вырубило свет, так я не знал, где пробки, два часа без света сидел, пока папа ни приехал. Я как учился? Больше пел, чем на уроках сидел. Меня в 13 лет Андрей привел в тот же ансамбль «Ровесник», вначале я там на бас-гитаре играл, потом пел. Как сейчас помню - «Старая мельница, крутится-вертится…». Никогда не думал, что в будущем буду общаться с самим автором Игорем Николаевым .

А так я путь Андрея повторил. Ездил с «Ровесником» на всякие конкурсы, нас снимали в разных передачах, тогда много их на БТ было. Помню, самая первая съемка была в Бобруйске для программы «Ночное рандеву». Я открывал оба отделения. «Гей вы, саночки» первая песня была, а вторую исполнили с Андреем - «Мы разные». И после того, как спели ее, зашел за сцену и упал в обморок от волнения.

- А вы разные?

Алексей: - Вообще-то, да. Мы оба Тельцы, но я апрельский и родился в год Дракона. А Андрей – майский, и родился в год Собаки. Он мягкий, иногда бывает вспыльчив. Я, если вспылю, к вечеру уже забыл, а у него на неделю может обида запасть. Работать любит, но иногда ленится. Прости, Андрей, говорю правду.

Андрей: - В последнее время просто мало видимся, поэтому он может говорить, что я ленюсь, не знает, сколько работаю. У Леши трудный характер. Он упрямый. А в остальном - нормальный парень. В детстве, конечно, я психовал, когда за няньку меня оставляли, у нас разница шесть лет. Но все братья-сестры через это проходят.

- Почему в вузы не пошли?

Андрей: - Я не пробовал. После ПТУ пошел в армию, попал в Осиповичи, в ракетные войска. Там тоже пел. Забавно получилось: меня уволили, а недели через две позвонили: «Телевидение приезжает ансамбль снимать, без тебя никак, вернись в армию». Пришлось надеть форму и идти в армию на бис. А потом уже были конкурсы в Юрмале , в Витебске , закрутилось как-то и все, работаю.

Алексей: - А я пытался поступить в Институт культуры, даже на подготовительные курсы ходил. Завалил изложение по белорусской литературе, писали по Богдановичу. А сейчас на учебу нет времени. Если бы было 50 часов в сутки, я бы это сделал, только уже в другом месте. Получил бы экономическое или юридическое образование.

- Вы живете в своих квартирах или снимаете?

Алексей: - Я снимаю.

Андрей: - Я живу с девушкой, это ее квартира. Девушку зовут Настя Шевцова , она поет в «Тернице», мы вместе четыре года.

- Дети есть?

Андрей: - У меня двое от двух предыдущих браков. Сыну Никите 12 лет, дочке Кристине 8. С Настей детей пока не завели, она только недавно окончила институт с красным дипломом, теперь можно и в мамы.

Алексей: - Я эту тему не обсуждаю (насколько нам известно, у Алексея есть ребенок от первого брака. А три недели назад, когда Алексей был в Юрмале и готовился к конкурсу «Новая волна», в Минске у него родился сын Артем. – Прим. авт.).

- А кто из вас раньше женился?

Андрей: - Какой раз? Первый раз я женился в 22 года. Прожили полтора месяца.

Алексей: - Иногда, чтобы понять, что люди не подходят друг другу, надо не просто пожить вместе, а пожениться. Ты целиком окунаешься в быт и понимаешь, это не твоя половина.

- А где Леша нашел свою вторую половину?

Алексей: - С Леной мы познакомились в Бахрейне, она там тоже пела. На сцену она не вернется, мы так решили - в семье должен петь кто-то один.

- Андрея с собой в Бахрейн не взял?

Андрей: - Он звал меня, и я уже собирался ехать, но такие поездки готовятся долго, что-то не сложилось. Я вздохнул облегченно и все.

Алексей: - А я не жалею, что съездил. Это была работа на износ, пел вживую по шесть часов в день, выходные 30 дней в Рамадан, когда ни один ночной клуб не работает. Зато приобрел незаменимый опыт. Английский выучил.

- Денег заработал?

Алексей: - Знаешь такой анекдот?

Музыканта спрашивают:

- Как дела?

- Все нормально, вот выпустил диск.

- И что, продал?

- Да, продал - машину, дачу, квартиру…

Чтобы пение на сцене сделать своей работой, надо быть или безумно богатым, или просто безумным. У меня стадия сумасшествия.

Андрей: - А я как-то отстал от жизни. У меня даже компьютера нет, я не знаю, что такое Интернет. Я рад, что иду по улице, меня узнают и приглашают выступить.

Для финального интервью совместного проекта LADY и школы английского языка EnglishPapa «Звездные папы» мы встретились с Алексеем Хлестовым и его семьей.

Нынешнее время для белорусских артистов непростое, признается Алексей. Но для себя он нашел выход: много и продуктивно работать. Именно потому Алексея легче застать на репетициях и концертах, чем увидеть дома. Все ради творческих порывов? «И да, и нет», — отвечает он. Алексей — папа троих детей: сына и двух дочерей, одна из которых от первого брака. Воспитывать и обеспечивать их — задача творческая, конечно, но и безумно ответственная. Она не терпит поисков и долгового самоопределения: жить и работать нужно здесь и сейчас, для семьи и себя.

В интервью для LADY Алексей рассказал, чего он опасается в воспитании детей, как мирит сына с дочкой и что он выбирает в дилемме «семья — работа».

— Алексей, вы отец троих детей — практически эталон демографической политики Беларуси. Представляли себя когда-нибудь многодетным папой?

— Мне кажется, о таком никто не задумывается. Так произошло в этой жизни. А трое — это уже многодетный? — уточняет Алексей у супруги.

— Да, но в большей степени это относится к одной семье, как я понимаю, — подсказывает Елена.

— Все равно. Прими эту данность, — шутит Алексей. — Главное, заботиться о семье, о детях, смотреть, как они растут, развиваются, достигают целей. Будет возможность помочь им — придется это делать. И будешь помогать, потому что твои дети самые лучшие. Это факт для любого родителя. Неважно, какие успехи. Даже самые маленькие, но это достижения твоих детей.

— В какой семье вы выросли?

— Мама, папа, я и старший брат. Нам, конечно, не хватало кого-то. Сестрички, например. В детстве чем больше детей, тем лучше. Тогда они быстрее находят общий язык. Хотя с нашими детьми не совсем так. Артему сейчас 11, Варьке в ноябре исполнится 5. Возрастной разрыв между ними немного велик, потому они конфликтуют, соперничают, кто получит больше внимания от родителей. Конечно, для папы дочки нежные, у сыновей воспитание суровее. Все же пацаны более хулиганистые. Хотя и девчонки тоже. Варя такая непоседа.

— Есть ли что-то, что вы переняли от родителей в свою нынешнюю семью?

— Я даже не могу сходу ответить. Мы все же разные поколения, люди из разных времен. Наши родители жили в советские годы, и тогда были свои устои и интересы. Мы более продвинутые. А наши дети — это вовсе поколение индиго. У них, наверное, будут такие традиции: садиться за стол, доставать гаджеты, писать СМС тому, кто сидит рядом.

— Но вам наверняка не хотелось бы, чтобы так было у ваших детей.

— Конечно, нет. Но я же не знаю, как произойдет. Время бежит впереди планеты всей. Изобретения электроники могут все изменить. Но не хочется этого. Хочется быть с людьми, среди них, получать удовольствие от общения.

Что я взял от семьи? Не знаю. Мы создаем свои собственные традиции.

— Родителям было не до нас, они были заняты работой, — помогает ответить на вопрос супруга Алексея Елена.

— Да, они уходили с утра, приходили к ночи. У каждого так было, наверное.

— Вы ведь тоже все время в работе, в творчестве. Не опасаетесь повторения?

— Да, но у меня есть свободное время. И стараюсь, чтобы в воскресенье я всегда был дома. Собираемся, ужинаем, позволяем себе достаточно обильную еду. Воскресенье — это семейный день. Воскресная пицца — то, что объединяет семью.

Это наша небольшая традиция. Говорю менеджеру, чтобы в этот день меня нигде не задействовали, и я оставался с семьей. Потому что в будние дни Варя у нас на гимнастике и в театральной студии, Артем — в гимназии, на футболе, до этого ходил на теннис. Они занимаются очень много, и у одного, и у второго ребенка практически нет свободного времени. С утра до вечера они чем-нибудь увлечены. Лена работает и мамой, и учителем, и женой. Контролирует, кто что выучил. Суровая работа, надо признать.

— Разнополые дети — это иногда проблема и конфликт, особенно если между ними есть некоторая разница в возрасте. Вы сами упоминали, что к вашей семье это в некоторой степени относится. Как вы делите для них свое внимание, стараетесь их помирить, учите не соперничать?

— В нашей семье такие ситуации случаются периодами. Бывает, они стоят друг за друга, Артем проявляет характер старшего брата, защитника.

— Но в основном дети постоянно ругаются, дерутся, не находят общий язык. Хотя с другой стороны, жить друг без друга не могут. Если их разделить, отправить к бабушке, будут скучать, — признается Елена.

— В любой семье двое детей — это драки. Я тоже дрался со старшим братом, о чем речь. Друг на друга сваливали вину, кто что побил. Это детское выживание.

— Говорят, что один ребенок в семье — это эгоист, двое — соперники, трое — команда. Вы не думали над тем, чтобы создать команду и уравновесить ситуацию?

— Лена, поехали создавать команду, — иронизирует Алексей. — Наверное, неспроста говорят. Думаю, так и есть. Одному скучно, нет конкурентности, все лавры, равно как и тумаки, достаются тебе, не на кого что-нибудь спихнуть. Двое детей дерутся за внимание, за все самое лучшее. Чем больше детей, тем дружнее они растут. Места, пространства становится меньше, и нужно искать компромиссы. Может, получится создать команду. Посмотрим. Сейчас времена такие — сложные.

— Семья и дети для вас как артиста — это был якорь, который держал на плаву, но сдерживал в новых начинаниях, или импульс, который придавал движение вперед?

— Семья якорем быть не может. Фундаментом для всего — да, движущей силой — бесспорно. Тебе нужно идти вперед, чтобы быть опорой, примером для детей, перспективой. Все, что сейчас происходит, ради чего работаешь, стремишься, посвящено семье.

— К примеру, вам нужно ехать на концерт в Слуцк, а кто-то из детей сильно заболел. Что вы выберете?

— Если будет дилемма, то я, естественно, выберу родных. Это факт. Но, слава Богу, ситуаций, когда нужно принимать радикальные решения, пока не было. Хотя если, не дай Бог, такое произойдет, семья станет на первое место сразу же. А в Слуцк можно приехать в следующий раз, извиниться, объяснить проблему. И я больше чем уверен, что люди поймут. Белорусский народ очень понимающий.

— Ваш Артем учится в шестом классе, то есть еще чуть-чуть — и он на пороге подросткового возраста. Вы к этому готовитесь?

— Сейчас дети стали раньше взрослеть. Процессы двигаются быстрее. Смотришь на сына в 11 лет и видишь в нем уже подростка. Заявляет о себе периодически, — говорит Елена.

— Каким образом вы стараетесь эти взрывы погасить?

— Тут пускай Лена расскажет. Она с этим чаще сталкивается.

— И грубит, и хамит. Не так, чтобы сильно, но уже слышатся нотки, которых до этого никогда не слышал. Страшно. Но пока просто разговариваем.

— Он идет на принцип из-за каких-то совершенно непонятных вещей. Юношеский максимализм. Во многом он старается утвердиться, даже если не прав. Типа «это грабли мои, дайте я на них наступлю».

— Пока это не так ярко, но если чаще разговаривать, то, в принципе, может, нас и обойдет стороной. Нужно начинать с ним больше общаться. Я чаще Артема ругаю, а папа — наоборот, жалеет. Нужно поменяться.

— В семье должен быть плохой полицейский и хороший.

— Надо поменяться, мне уже надоело, — стоит на своем Елена.

— Вы, Алексей, упомянули про условные грабли. Набивать шишки самому более действенно, чем учиться с чьих-либо слов. Вы будете позволять наступать детям на эти грабли, не станете их беречь?

— Конечно, предостерегать будем, но это не значит, что Артем отреагирует так: «Ок, родители, я послушал вас, я не буду на них наступать». Этот процесс неизбежен. Мы сами были в детстве такими, все то же самое — преемственность поколений. Так или иначе ты сам должен понять, что это плохо. Конечно, круче всего учиться на чужих ошибках. Но опять же, ты не можешь понять, было это хорошо или плохо. «Мне говорили ребята, что так не стоит делать. Хм, как?». Когда получаешь удар, сто процентов после этого не станешь повторять ошибку.

— Хорошо бы, конечно, чтобы дети были настолько развитыми и понимали, что ты им говоришь, воспринимали и делали. Но этого не будет, скорее всего. Как бы ни сохранялась генетическая память, — рассуждает Елена. — Естественно, с каждым поколением дети становятся другими, развиваются со всем миром. Мы не были такими, какие они сейчас.

— К примеру, у нашего Артема после всех занятостей остается чуточку времени, чтобы побежать на улицу и погулять часок. А мы? Я хоть и учился в школе с музыкальным уклоном, занимался парусным спортом, но не был мальчиком, который находился на занятиях с утра и до вечера.

— А для чего вы тогда стараетесь создать своим детям такую занятость всего лишь с небольшим просветом? Это заинтересованность самих Артема и Вари?

— Сейчас очень много соблазнов для подростков. Можно попасть под влияние разных людей, которые научат плохим вещам. А хочется, чтобы сын занимался полезным делом. Здесь нужно беречь его. Есть возможность — надо нагрузить. И физически, и творчески. Каждой девочке и мальчику нужна физическая нагрузка не только уроках физкультуры. Слава Богу, Артему очень нравится, на футбол он ходит с большим удовольствием.

— А Варя чем увлекается в своем возрасте?

— Это вряд ли можно назвать Вариным увлечением. Понятно, что мама отдала ее и мама водит. Когда мы пришли в гимнастику, Варе еще не было 4 лет. Поначалу ей, может, не совсем нравилось, но потом дочка сказала: «Мне интересно!» Сейчас ходит с удовольствием. До этого мы пробовали заниматься в балетной школе, но это оказалось не по душе. Пока занимаемся гимнастикой. Что будет в дальнейшем, посмотрим, — задумывается Елена.

— Варя обожает сцену. Она принимала участие в нескольких концертах. Для нее это было огромное событие, — дополняет Алексей.

— В какую сторону это разовьется, будем смотреть. Но хочется, конечно, дать массу возможностей. Чтобы в дальнейшем, уже в более сознательном возрасте, они смогли выбрать, что для них важно и интересно. Вообще, непонятно, куда ребенка отдавать. Вроде смотришь, есть способности к музыке, к спорту, а что с ними делать?..

— Какие ценности вам как родителям хочется передать своим детей — сыну и дочери?

— Относиться к себе, друг к другу, к окружающим с уважением. Это главное правило жизни. Тебе будет легче, если ты будешь по-доброму относиться к людям. Артема я всегда учу: что ты сделаешь в отношении человека, то к тебе и вернется. На таком принципе я строю свое воспитание, — рассуждает Елена.

— Варя — девочка, которая находит ключик практически к любому человеку. Она веселая, открытая, Артем более замкнутый. Ты всегда рисуешь идеальную жизнь. Какой она будет на самом деле, никто это не знает.

— Получатся ли из нас хорошие воспитатели, узнаем только тогда, когда дети вырастут и сами станут родителями. Только тогда мы сможем оценить самих себя.

— Алексей, вы не боитесь упустить что-либо из-за своей занятости?

— Вы себе не представляете, как боюсь. Поверьте, любой родитель не застрахован от этого, и неважно, какая у него занятость. Все равно в голове стоит засечка, которая напоминает. Много времени я провожу в разъездах, концертах. Лена помогает, говорит, где и на что нужно обратить больше внимания. Семья на то и дана, чтобы помогать, направлять, вовремя услышать. Хочется не пройти мимо ни одного достижения. Поверьте, у каждого родителя есть в голове комплекс — чего-то не упустить.

— Лично я боюсь упустить талант в ребенке, — отвечает Елена, — хочу правильно его направить, чтобы он вырос и занимался любимым делом. И чтобы к этому делу у него были невероятные способности.

— Чтобы наш ребенок сделал правильный выбор, любил профессию, был успешен в ней, обрел семью, друзей. Наша миссия как родителей — воспитать, вырастить и увидеть, что все получилось.

— Если вернуться к более приземленным вещам: какие у вас как у папы обязанности по дому? Можно ли вас увидеть, например, в момент, когда вы забираете Варю из сада или готовите завтрак для всех?

— Да, если приходится, Варю забираю. Артема отвожу в школу. Жена каждое утро просыпается в 6.30 утра.

— Вроде нет такого четкого разделения. Хотя, например, отвозить в больницу — это обязанность Леши.

— Да, я переживаю, тут же все бросаю и бегу. Лена смотрит на это более хладнокровно. Недавно у Артема была травма ноги. Он упал с велосипеда и повредил колено, на мой взгляд, очень сильно. Я сорвался и повез. Врач сказал: «Правильно, что поступили так».

— Леша более щепетилен в вопросах детского здоровья. Я это проще переживаю.

— Да, мы мужики такие.

— Это ты такой — особенный, — убеждает мужа Елена.

— Что касается домашних вопросов, делаю все что нужно. Могу поутюжить, подмести, полы помыть.

— Очень любит мыть посуду в посудомойке, — подшучивает над супругом Елена.

— Могу сделать практически все. Вот телевизор повесить — слабо. Боюсь всего сверлящего, долбящего. Это не мое. Вбить гвоздь — не ко мне, поточить ножи — ко мне.

— Алексей, вы можете вспомнить самое яркое впечатление вашего детства?

— Поездка на Северный Кавказ с мамой. Мы много ходили по горам. Великолепная природа! Я был в первом классе. Горные реки, Нальчик, Пятигорск. Это были яркие впечатления. Но один раз я очень сильно маму впечатлил. Мы были на какой-то горе. Над пропастью торчала балка. Я по ней прошел и сел на конце. Не представляю, что в тот момент испытала мама. Мне за этот поступок стыдно. Но сама поездка была незабываемой.

— А вы с семьей уже куда-нибудь ездили вместе?

— Это моя вина, что нет. Мы только планируем. Визы у всех есть. Хотелось бы свозить их в большой парк развлечений в Германии.

— На море выезжали, но хотелось бы еще куда-нибудь, где будет интересно детям. Да и нам с мужем. На каникулах планируем съездить в Мюнхен. Сейчас если пропустить неделю учебы, то потом невозможно нагнать. Там такое количество информации, что не успеть.

— Вы можете вспомнить себя досемейного и сравнить с тем, кто вы сейчас — муж и папа троих детей? Как вы изменились?

— Когда ты без семьи, ты в поиске. Ты ветреный. Когда ты обретаешь семью, то вместе с ней находишь цель. То есть понимаешь: у тебя есть ответственность. Ты должен определиться. Гули, ветреность, творческий порыв и так называемый поиск улетучиваются. Появляется степенность. Ты уже нашел все, что искал. Теперь нужно выстроить семью как швейцарский часовой механизм: работать четко и долго. Значит, тогда ты правильно сделал свой выбор и нашел человека, с которым создал семью и у тебя с ним все хорошо.